Как преодолеть границы мышления? Цитата Константина Дыкин из выпуска подкаста Будет сделано!

Гость выпуска — Константин Дыкин, предприниматель, коуч, бизнес-консультант, автор уникальных антикризисных методик и владелец антикризисного бюро. Константин посвятил немало времени исследованию границ мышления, а также способам работы с ними. Узнаем, как стать бесстрашными и выйти из кризиса!

Также подкаст можно слушать с помощью: Apple, Google, Яндекс, VK

Любимые книги гостей подкаста

В каждом выпуске наши гости рекомендуют лучшие, по их мнению, книги. Мы тщательно изучили рекомендации, убрали лишнее и оставили главное! Заполните форму и мы тут же пришлём вам на почту сочный PDF-документ со списком 10 лучших книг по версии героев подкаста. Стоит прочитать!

Ссылки и полезная информация

Содержание подкаста

[00:55] Что такое границы мышления? Как убеждения влияют на картину мира и поведение человека?
[08:25] Как границы мышления проявляются телесно? Какие признаки указывают на столкновение с ними?
[12:22] Как поменять ограничивающее убеждение на раскрывающее? Как реагировать на претензии и негативные оценки?
[23:47] Откуда берутся страхи? Почему ученики боятся экзаменов?
[30:11] Что делать со страхом высоты? Как прыгнуть с парашютом?
[32:57] Почему страх полезен? О чём он нам говорит и зачем он нужен?
[35:29] Как перестать бояться? Пять стратегий борьбы со страхами Константина Дыкина.
[40:25] Как выйти из кризиса? Почему привычки мешают видеть чудеса?
[44:23] За что нужно уважать лень? Как жить, чтобы было интересно и хотелось действовать?
[51:17] Рекомендации в рубрике «Три в одном»: книга, привычка и приложение.

В выпуске были упомянуты

Google.Calendar — инструмент для фиксации всех входящих

Константин Дыкин в Интернете

1) konstantin.dykin — профиль в Facebook
2) id214435662 — профиль в VKontakte
3) Норд — антикризисное бюро Константина Дыкина

Рубрика «Пять в одном»

1) Чтиво — статьи на сайте Dragon Dreaming
2) Привычка — выгрузка всех входящих из головы на внешний носитель
3) Сервис — Evernote
4) Вопрос — Для чего я это делаю?
5) Фильм — Остров

Главные идеи выпуска

1. Жесткие убеждения формируются в детстве и в зрелом возрасте,
подкрепляются эмоциональными переживаниями и основываются на
собственных решениях человека, чужих ценностях или оценках.
2. Раздражение, ненависть, яркие негативные эмоции, которые появляются в конкретной жизненной ситуации, свидетельствуют о том, что человек столкнулся с границей мышления и ведет себя, руководствуясь сдерживающими убеждениями.
3. Страх полезен, поскольку является маркером физической или психологической неготовности, мотиватором действовать, признаком сдерживающих убеждений и границ мышления, а также указанием на неэффективность образа действия.
4. Успешная стратегия — взять себя в руки и как можно быстрее
столкнуться со страхом, прожить его, чтобы получить точное знание о
грядущем событии.
5. Существует два способа борьбы с кризисами: менять привычки или перестать действовать по привычке, стараясь видеть нетривиальные пути, открываясь для творчества, исследованиям, нового опыта.

Практические рекомендации

1. Не сдерживайте себя и не скрывайте переживания: поговорите с близкими. Важно честно делиться с партнером своими чувствами и выплескивать эмоции.
2. Представьте свой страх в виде отдельного существа внутри себя и поговорите с ним. Отделите себя от страха, посмотрите на него со стороны.
3. Посмотрите мотивирующие фильмы, устройте с друзьями мотивирующий диалог. Зарядитесь энергией и боритесь со своим страхом.
4. Сядьте и распишите по пунктам свой страх: напишите, чего именно вы боитесь, попытайтесь понять, как вы относитесь к каждой из этих частей по отдельности.
5. Если вас настигла лень, не боритесь с ней. Поленитесь как следует, в какой-то момент вы осознаете, где же лежал камень преткновения (какое действие у нас вызывает сопротивление) и сможете принять решение, как действовать дальше.

Понравился выпуск? Послушайте также

Станьте патроном подкаста

Выражаем благодарность за поддержку нашим патронам: Дмитрию Балиеву, Анастасии Чередовой, Гуле Кебурия, Максиму Каджиеву, Изабелле Инсалл, Ксении Демченко, Максиму Шошину, Николаю Марченко, Сергею Баскакову, Евгению Носову, Елене Янишевской, Никите Дубинину, Алексею Кравченко, Ине Ступеле, Денису Гончарову, Андрею Нецепляеву, Ильнуру Исмагилову, Денису, Анне Башкировой, Александру Михайлову, Евгению Пономареву, Николаю Чернобаеву, Александре, Артуру, Джей Ласт, Андрею Завалищеву, Алексею Драч, Вячеславу Семушину, Дмитрию Юрьеву, Екатерине, Cpaty, Анатолию Наумову, Themart, Евгению Юревичу, Антону, Андрею Вахтанову, Ольге Иванченко, Дмитрию, Артёму Богомолову, Ивану Афанасову, Ирине Ананьевой, Петру Голову, Сергею Шарову, Александру Баратову, Наталии Куделе, Денису Махневу, Марине, Евгению Ковалёву, Майку Прокопетсу, Александру Сергиенко, Алексею Ягуру, Денисс Хмелевскис, Андрею Панасюку, Екатерине Ларюсиной, Анастасии Белкиной, Кириллу Клёцину, Игорю Николаевой, Ксении Бородулиной, Марине Устиновой, Андрею Масленникову, Ольге Балога, Петру Ляпунову, Антону Дедову, Марии Бесединой, Лии Смекун, Марии, Александру Кубышеву, Денису Виноградову, Игорю Батракову, Алексею Кулакову, Дмитрию Юрьеву, Юлии Дахнович, Виктору Чеснокову и приглашаем вас присоединиться к клубу патронов «Будет сделано!» — сообществу самых преданных и благодарных слушателей подкаста, которые вносят неоценимый вклад в развитие проекта.

 

Текстовая версия подкаста с Константином Дыкиным

[00:10] Никита Маклахов: Добрый день! В эфире подкаст «Будет сделано!» — программа для тех, кто хочет делать больше за меньшее время, а также жить и работать без стресса. Я, ее ведущий — Маклахов Никита. Сегодня у нас в гостях Константин Дыкин — предприниматель, коуч, бизнес-консультант, автор уникальных антикризисных методик и владелец одноименного антикризисного бюро. В сегодняшнем выпуске мы узнаем, что такое границы мышления, как они влияют на наше поведение и, конечно, как их можно преодолеть, чтобы выйти на новый уровень в работе и в жизни. Константин, добрый день!

[00:53] Константин Дыкин: Здравствуйте, Никита!

[00:55] Никита Маклахов: Ну что же, первый вопрос напрашивается сам собой. Расскажите, что такое границы мышления и почему вы считаете, что эта тема достойна того, чтобы ее обсуждать и работать с ней.

[01:07] Константин Дыкин: Спасибо, отличный вопрос. Я считаю, что так устроено в нашей цивилизации, так устроено на планете Земля — я, по крайней мере, так вижу, — что мы можем менять, управлять только там, где есть картина мира, как образ в нашей голове, картина себя, и самое главное — где есть такая штука, как образ действия, которая, в общем-то, водит образ себя человека по картине его мира. Почему очень важно и очень, на мой взгляд, своевременно говорить именно о мышленческих границах? Мир растет, и получается, что чем больше моя внутренняя картина мира, тем о больших вещах я могу думать, тем больше маршрутов могу у себя простраивать. Те люди, которые сейчас имеют много мышленческих границ (или иногда психологи говорят «у которых жесткие убеждения о том, как устроен мир») — эти люди с большими сложностями, с огромным трудом, если вообще могут, простраивают свои образы действия. И именно из этих жестких убеждений с самого детства у каждого из нас складывается картина мира. Ну вот, например, ребенок подрастает, залез под стол, резко разогнулся и башкой ударился. Очень точное, мощное, серьезное убеждение: «Стол твердый, под ним вставать может быть больно, поэтому я этого делать не буду». То есть маленький человечек залез под стол, ему хочется там поиграть, хочется привстать немножечко, но он памятует о своей боли и о принятом решении: «Я этого делать не буду». Его решение ограничивает его действия. Проходит несколько повторений таких ситуаций, и его решение, когда оно действует и не приводит его к боли (он не бьется об стол), становится успешным убеждением. И вот и именно из этих убеждений складывается большая часть картины мира каждого из нас. На что влияют эти жесткие убеждения? Собираюсь бизнес делать, а в голове у меня жесткие убеждения. Ну и, в общем-то, мой бизнес совершенно четко повторит все те жесткости, которые есть у меня в голове, все те жесткие убеждения, из которых состоит моя картина мира. То есть никакой креативности, никакой необычности, никакого творчества. Понятно, что некоторые виды бизнеса — например, какая-нибудь сверхточная металлообработка, если всю жизнь выпускать одну и ту же деталь, — наверное, нуждаются в таких образах действия. Но вот если я, например, собираюсь что-то рассказывать людям или провожу какое-то исследование, то жесткие убеждения, жесткие мышленческие границы, конечно, мне помешают видеть все поле моей работы, все результаты моей работы во всей глубине и ширине. Чем жестче убеждения в голове у предпринимателя, тем меньше денег он заработает. Чем жестче убеждения в голове у обычного человека, чем больнее он своими убеждениями о свою жизнь будет биться.

[04:40] Никита Маклахов: Вот вы привели пример убеждения, которое сформировалось в детстве, что ребенок лазил под столом, ударился и решил больше так не делать. А есть ли какие-то убеждения, которые формируются в более зрелом возрасте?

[04:52] Константин Дыкин: Примеров полно. Например, девушка вышла замуж. Мужчина взял ее и оценил, например: «Ты не умеешь готовить». Один, два, три раза он это скажет, и любая, в общем-то, любящая жена или неравнодушная женщина что-то начнет чувствовать по-другому. А в какой-то момент, когда он это скажет, вдруг у нее тарелка с борщом из рук вырвется и, например, ногу ей обожжет или поранит палец острыми осколками; возникнет острое, мощное, сильное эмоциональное переживание. И вот на этом эмоциональном транспорте решение о том, что «я, возможно, где-то неумелая, иная, какая-то неправильная», очень лихо встанет в картину мира. Почему так происходит? Дело в том, что современные социумные укладки, современные социумные технологии, современные социумные структуры в основном стараются человека вывести из себя — вывести в мир рекламы, в мир потребления, и внутри человек себя ощущать перестает, перестает смотреть и заниматься своей внутренней работой. Соответственно, картина мира, те образы, которые он строит, и самое главное, образ себя, выпадают из его внимания. А так как у нас на планете Земля можно двигаться только двумя способами — либо отталкиваясь от опор, либо к чему-то подтягиваясь, — пропадает опора в виде образа себя, когда на него не обращают внимание. Соответственно, внешняя оценка, внешние ценности становятся той опорой, на которой человек строит свою жизнь. Но у себя-то он внутри границы не видит. И начинает бить себя и формировать свои жесткие убеждения под воздействием вот таких мощных эмоциональных ситуаций.

[07:01] Никита Маклахов: Хорошо, давайте тогда немножко подведем промежуточные итоги, потому что информация довольно… не сказать, что тяжелая, но полунаучная, наверное. Что я услышал? Существуют границы мышления, их же можно назвать жесткими, или ограничивающими убеждениями, и эти убеждения обычно формируются под воздействием каких-то жизненных ситуаций. Эти ситуации могут быть связаны с болью или с какими-то переживаниями. И на момент формирования эти убеждения, эти границы часто могут даже служить во благо человеку, например, защищать его от каких-то травм. Но поскольку наш мир не жесткий, он изменяется, через некоторое время эти границы перестают служить на благо человека и могут начать его в чем-то ограничивать и мешать ему двигаться дальше. Пока что я все правильно понял?

[07:55] Константин Дыкин: Да, Никита, абсолютно правильно. Я только маленькую ремарочку добавлю: мышленческие границы и жесткие убеждения — это не одно и то же. Жесткие убеждения — это генератор того явления, которое мы называем «мышленческие границы»; это прямое явление, это не предмет. Это косвенное обозначение той ситуации, когда работаю жесткие убеждения и когда эти жесткие убеждения являются жизненными опорами человека.

[08:24] Никита Маклахов: Хорошо, теперь понятно. Расскажите, Константин, проявляются ли как-то эти границы на физическом или на эмоциональном уровне? Можно ли, глядя на человека, сказать, что у него есть какие-то определенные границы? И как самому для себя понять, что у тебя есть какие-то границы и что ты, условно говоря, бьешься головой об стену и не можешь через что-то пройти, но при этом не понимаешь, в чем причина?

[08:51] Константин Дыкин: Самый первый вопрос был: проявляются ли эти границы телесно и как понять, что они у тебя есть? Технология очень простая. Если в какой-то жизненной ситуации или в каком-то своем действии у человека возникает раздражение, страх, стыд, негармония, или человек говорит: «Меня что-то бесит» или: «Я тебя ненавижу», когда есть что-то такое, что называется общим термином «раздражение», то есть что-то неспокойное (или какие-то очень горячие эмоции, или еще что-то такое, причем те эмоции, которые в психологии называются негативными) — вот если человек испытывает негативные эмоции, совершенно однозначно он уперся в мышленческую границу. Или (что то же самое) он в своем движении сейчас использует ограничивающие убеждения. Проявляются ли телесно или каким-то иным ощутимым для человека образом мышленческие границы? Конечно. Конечно, проявляются, и наука психосоматика абсолютно однозначно может расшифровать по телесным проявлениям, что у человека происходит в душе, во внутреннем мире, и какие там нарушения и жесткости. Как еще можно понять, что я нахожусь в состоянии упертости в какую-то мышленческую границу или использую жесткие убеждения? Очень просто: я нахожусь в состоянии хронического стресса. Это 100% великолепный четкий маркер, что я использую в своей жизни устаревшие, отжившие, но очень жесткие убеждения. В общем-то, «стресс» в переводе с английского — «сжатие». Вот можно увидеть это сжатие, с одной стороны, как то, что у меня граница мышленческая, а с другой стороны — «охота жить»; и «охота жить» вдавливает меня в мышленческую границу. Те, кто испытывал глубокие хронические стрессы, депрессии, неврозы или еще что-то такое, знают, что, конечно, это неуютное явление, ничего хорошего человек не ощущает, не чувствует, жизнь похожа на кошмар. Но с другой стороны, можно увидеть это как маркер состояния: «У меня есть какое-то жесткое убеждение, в основе которого лежало то или иное решение, которое я принял раньше. Мир изменился, тогда это решение работало, сейчас не работает. Настала пора мое решение по крайней мере рассмотреть, в идеале поменять с блокирующего варианта на раскрывающий». Очень часто некоторая часть моей работы с моими подопечными заключается именно в том, что мы выискиваем, очень тщательно анализируем блокирующие решения, которые послужили основами жестких убеждений, и производим замену на раскрывающие решения. Что человек чувствует в этом случае? Ощущение потока, согревание тела, расправление плеч и насыщение энергией, увеличение, улучшение общего статуса, общего тонуса человека.

[12:23] Никита Маклахов: Хотел как раз вот эти ваши последние слова рассмотреть на примере, который вы приводили чуть раньше, про женщину, которую критиковали за ее борщ. Давайте посмотрим, какое там могло быть раскрывающее решение, которое бы позволило ей преодолеть эту ситуацию и избавиться от границы.

[12:42] Константин Дыкин: Никита, вы предлагаете пойти выверенным традиционным путем современных психологов, которые не объясняют и не исследуют явления, а, скорее, пытаются предложить конкретные успешные шаги. Я противник использования конкретных успешных шагов; я за то, чтобы понимать, как устроено то или иное явление, за то, чтобы осознавать его. Почему так? Потому что, по моей практике, все люди разные. И то, что хорошо для одного человека, для другого, в общем-то, может быть абсолютно бесполезно, или, как говорят в прекрасной русской пословице: «Что русскому хорошо, то немцу смерть». Я сейчас отвечу на ваш вопрос и какие-то примеры раскрывающих решений набросаю, но я категорически против использования этих примеров, просто как есть. Товарищи, пожалуйста, думайте своей головой! Ощущайте себя своим телом и всегда любое предлагаемое вам решение, пожалуйста, примеряйте на себя. Ощущайте, как вы себя в нем будете чувствовать, и только потом применяйте. Слепое, бездумное применение рецептов ни к чему хорошему не приведет, из одной мышленческой границы попадете в другую. Итак, что же все-таки делать с нашей прекрасной милой девушкой, которая вышла замуж, варит борщи, а к ее борщам претензии у молодого человека? Давайте посмотрим для начала, какое там блокирующее решение может родиться. «Вот мой господин, мой муж, мой авторитет говорит мне о том, что я не умею варить борщ, что я неумеха и невкусно готовлю». Соответственно, так как у нас в культуре так сложилось, что женщина, мать и жена подчеркивает свою ценность тем, как она вкусно готовит, то милая девушка начинает себя обесценивать. То есть свою собственную внутреннюю ценность своим решением делает все меньше, меньше и меньше до тех пор, пока не дойдет до состояния «я полное ничтожество, я ни на что не способна» и так далее и так далее. Что тогда происходит? Все наши внутренние состояния, в общем-то, достаточно быстро проявляются в нашей обычной повседневной жизни. Вот таким состоянием — «я полное ничтожество, я ничего не достойна, у меня ничего не получается» — женщина наполняет свою семью. И в семье вот это ощущение недостоинства, ничтожества и другие (тут целый букет, как правило, бывает), начинает проникать в каждого члена семьи. И если в этот момент ничего не изменить, то у мужа рано или поздно рассыпется его бизнес, дети станут клиентами психолога в лучшем случае. Что в этом случае делать? Какие раскрывающие решения могут быть? Первое решение: посмотрите, милые девушки, что вы делаете в момент острых переживаний. Если вы начинаете себя сдерживать и перестаете проявлять то, что у вас внутри творится, то вы делаете первый шаг к созданию жесткого убеждения, жесткой границы и шаг ко всем тем негативным последствиям, которые бывают в депрессиях, неврозах, хронических стрессах и так далее. Женщина — существо стихийное, и если она сдерживается, то рано или поздно последует взрыв. Не доводите до взрыва, не сдерживайтесь, пожалуйста; рассказывайте своему партнеру, рассказывайте своему супругу о том, что происходит у вас на душе. И если уж вы сдержались и решили внутри себя переживать этот свой нарождающийся комплекс, это нарождающееся жесткое убеждение, то не давите его, не уничтожайте, не закрывайте на него глаза, оно реально есть в вашем мире. Если вы это увидите, с вашим жестким убеждением можно что-то сделать. Можно его поправить, можно поменять решение, можно изменить ситуацию. И если вы примете решение, что в вашей жизни этого нет, «это случайно, это не со мной», или просто закроете глаза, или перестанете чувствовать то, что происходит, то это прямая дорога к резкому ухудшению качества вашей жизни. Ну и, например, решение: «Если тебе не нравится мой борщ, приготовь, пожалуйста, себе так, как тебе нравится, я с удовольствием разделю с тобой нашу трапезу». Если уж совсем наболело, возьмите что-нибудь и разбейте на кухне. Какие еще могут быть примеры раскрывающих решений? Можно перестать готовить борщи и начать готовить то, в чем вы точно уверены, что готовите идеально. Если уж и на это ваш супруг скажет, что вы это сделали не так и есть это невозможно, тогда дело не в вас, а в супруге. И тогда ему нужно приходить ко мне на прием, а не вам переживать, что вы неправильно готовите.

[18:27] Никита Маклахов: Угу. Так, что я услышал в этом примере с женщиной? Что первый и второй шаг производятся на внутреннем уровне, да? То есть ведется работа не на внешнем уровне, а со своим внутренним миром. И прежде всего — для женщин особенно — нужно не сдерживать свои ощущения, не сдерживать свои эмоции, а проявлять себя, как говорится, на полную, если что-то беспокоит, говорить об этом открыто.

[18:56] Константин Дыкин: Да, Никита. Это самый эффективный способ. Очень многие пары, попадающие ко мне на прием, просто тупо не разговаривают друг с другом. Ну, это никуда не годится в современных условиях.

[19:08] Никита Маклахов: Второй шаг тоже внутренний — это признать проблему, то есть не закрывать глаза на существующую ситуацию, не пытаться ее как-то игнорировать, а признаться себе, что она есть и что с ней стоит работать. Эти два действия, насколько я понял, выполняются на внутреннем уровне. А на внешнем уровне можно посмотреть, что можно предпринять, чтобы просто не вызвать такой накал страстей в ситуации.

[19:37] Константин Дыкин: Да, Никита, абсолютно точно, вы прекрасно схватываете материал.

[19:42] Никита Маклахов: Тогда вот такой вопрос: а можно было в момент зарождения вот этого убеждения, этой границы (то есть в тот момент, когда муж или парень первый раз выразил свое отношение к борщу) что-то предпринять со стороны девушки, чтобы предотвратить вообще на корню зарождение этой границы? Можно ли убивать вот эту штуку в зародыше?

[20:05] Константин Дыкин: Ха-ха! Нет, Никит, убивать никого не надо. Мой первый девиз в работе — «внимательность и бережность». Именно к тому, как есть. Вот есть некое состояние… Первое: его надо увидеть и рассмотреть внимательно. Не бежать от него, не уничтожать, не убивать никого, а именно спокойно, аккуратно рассмотреть: «Это есть в моей жизни». Второе: когда вы рассмотрели внимательно и поняли, с чем имеете дело, имеет смысл проявить свою креативность и поисследовать: а что вообще с этим люди обычно делают? Если вы думаете, что ваша проблема уникальна — она не уникальна, она уже в мире бессчетное количество раз встречалась, и решение этой проблемы уже имеется. Поэтому можно просто погуглить или каким-то образом поспрашивать и найти это решение, то есть побыть в состоянии исследователя.

[21:08] Никита Маклахов: Нет ли здесь противоречия? Ведь буквально пять минут назад вы говорили, что каждый человек уникален и примерять чужие решения на себя нужно очень и очень аккуратно.

[21:18] Константин Дыкин: Да-да-да, Никита, абсолютно верно, здесь нет никакого противоречия. Смотрите: мышленческие границы или жесткие убеждения одинаковы у многих людей. Их много, но… Рисунок личности и взаимосвязь между этими жесткими границами и жесткими убеждениями у всех разная, это результат воспитания, культуры, опыта, принятых ранее решений и так далее. Речь идет именно о том, чтобы посмотреть, а что делают вот в этих элементарных ситуациях, или стандартных ситуациях, или в ситуациях, которые называются «работа с убеждениями». Так вот, работа с убеждениями в мире ведется давным-давно, и в общем-то, большинство проблем на уровне убеждений имеют решения. Если вы тем не менее не нашли какого-то решения самостоятельно, пожалуйста, не отчаивайтесь, в наше время есть огромное количество квалифицированных и неквалифицированных специалистов, которые готовы помочь в вашей ситуации. И как только вы это решение нашли, вы понимаете, что этих решений может быть несколько, их может быть много. Попробуйте посмотреть на каждое из решений: ёкает что-то внутри? Лежит душа к этому решению? И вот здесь мы подходим к очень серьезному моменту внутренней работы с собой. Каждый человек в своем раскрытии, в своем развитии проходит момент, когда он осознает, что он себя уважает. Слышит, чувствует и уважает. Вот если человек сам себя уважает, то он этому своему внутреннему флажочку, внутреннему ёканью последует, насколько бы на первый взгляд это ни казалось бы алогично, или нерезультативно, или еще каким-то образом не подходило под традиционное определение или обычные действия. Пробуйте включать креативность. Пробуйте ощущать, на что у вас внутри ёкает, куда вас душа ведет. И доверяйте себе и уважайте себя в этом доверии. Это залог успеха минимум в половине случаев решения проблем.

[23:47] Никита Маклахов: Хорошо, Константин. Тогда хотел бы поговорить о конкретном типе мышленческих границ, сейчас я говорю страхе. Расскажите, откуда вообще у людей берутся страхи и о чем обычно говорит наличие страхов в жизни человека? То есть что означает страх?

[24:06] Константин Дыкин: Я считаю, что состояние страха у человека — это одно из важнейших цивилизационных приобретений, и если бы ощущения страха не было, скорее всего, мы бы погибли все, и это случилось бы давным-давно. На мой взгляд, страх — это такое явление, которое появилось у человека в тот момент, когда он получил такой внутренний инструмент, как воображение, или представление о том, что может быть в будущем, или представление о том, как это будущее может сложиться. До тех пор, пока человек жил настоящим, никаких особых страхов у него не было. У него была реакция, которая в психологии обозначается реакцией «бей или беги». Как только я начал предвосхищать или воображать будущие события, у меня начали появляться определенные страхи. И сейчас определение страха в моей практике звучит следующим образом: страх — это телесно-душевная реакция человека на отсутствие знания, как будет развиваться в будущем та или иная страшная ситуация. Например, возьмем ситуацию экзамена. С чего мы начинаем? Мы начинаем с того, что мы точно не знаем, что и как произойдет в будущем. Даже если ты отличник, нет информации про будущее о том, что конкретно тамслучится. Может быть, тебе поставят зачет автоматом; может быть, ты получишь пятерку после первого же вопроса; может быть, тебя будут мучить два часа; может быть, ты будешь заикаться; может быть, у тебя заболит живот,и так далее и так далее. То есть страх как реакция на незнание того, как пройдет в точности та или иная ситуация в будущем, — в общем-то, это вот такое состояние человека на отсутствие знания. Почему страх возникает? Потому что у человека есть ощущение и понимание своих собственных ресурсов, своих собственных опор, жизненных знаний, навыков, умений, запаса глюкозы в крови, в конце концов, какой-то мышечной силы. Так как я не знаю, что точно будет впереди, я не могу сравнить, хватит ли мне моих ресурсов, которые есть сейчас, для того, чтобы прожить эту будущую страшную ситуацию и не разрушиться. Страх, как и все в нашем мире, на мой взгляд, дуально. С одной стороны, страх однозначно нас не пускает в те ситуации, которые мы по своему мышлению не готовы воспринять, и в этом совершенно неоспоримая цивилизационная польза страха. Если я не знаю, смогу ли я выжить, прыгнув, условно, в бассейн или прыгнув с водопада, то я начинаю бояться этой ситуации. А если я подготовился, несколько раз потренировался на более низких вышках или на более простых прыжках со скалы и ощущаю уверенность в себе здесь и сейчас, перед страшным событием, то в какой-то момент страх отступает. Я немножечко вперед уже забегаю про методы работы со страхом. То есть один из методов работы со страхом — не пить валерьянку, не гнать от себя это страшное событие, не пытаться его выключить из жизни, а понять, что страх приносит пользу, он является маркером либо моей физической, либо моей внутренней неготовности к тому или иному событию. Тут у человека появляется выбор: либо я могу попасть в переживание, либо я могу начать готовиться. Готовить себя, готовить свои ресурсы, готовить свои опоры к тому событию, которое считается для меня страшным и которое я ожидаю в будущем. Как правило, как только начинаешь готовиться к этому событию, страх куда-то постепенно исчезает по мере подготовки и пропадает абсолютно, когда я полностью готов. Гнать его не надо и бояться проявить страх не надо. Только трупы ничего не боятся.

[28:32] Никита Маклахов: Подкасты — это теория. Интересная, полезная, вдохновляющая, но все же теория. Если вы хотите перейти к практике, если вы хотите внедрить наиболее важные принципы личной эффективности в жизнь под моим чутким руководством, приглашаю вас пройти обучение в «Академии личной эффективности». 30 дней, индивидуальная работа и неизбежный результат. Ссылку на страницу с подробной информацией ищите в текстовом описании подкаста.

[29:07] Никита Маклахов: Так вот, что мы к данному моменту узнали? Если совсем коротко, то обычно страх — это реакция на какую-то будущую неопределенность. Если мы не знаем, как событие будет развиваться, то мы начинаем испытывать страх. Это наш такой эволюционный подарок, потому что раньше люди жили в режиме, как вы сказали, «бей или беги»; по сути, им не приходилось рассчитывать какие-то ситуации наперед, и они действовали, исходя из текущего положения. По мере того, как у людей появилось воображение, появилось умение планировать будущее, появилась и неопределенность, с которой это будущее связано. Отсюда и рождается страх. Одно из решений, которое вы предложили, чтобы снизить интенсивность или вообще начисто убрать страх — это тщательнее готовиться к будущим событиям. Так, если мы выучим к экзамену, условно, все 50 билетов из 50, то у нас уже не будет особой причины беспокоиться и бояться.

[30:10] Константин Дыкин: Да, Никита, абсолютно верно.

[30:12] Никита Маклахов: Тогда у меня есть еще один конкретный вопрос. У меня есть страх высоты. Я боюсь высоты не так, чтобы до трясущихся коленок, но мне, например, некомфортно находиться на 20 этаже на балконе. При этом этот страх не мешал мне совершать некоторые экстремальные поступки вроде прыжков с парашютом или прыжков с моста. То есть, с одной стороны, у меня страх присутствует, с другой стороны, он меня не особо сдерживает. Как вообще избавиться от страха высоты? Можно ли это сделать, и если да, то что предпринять?

[30:50] Константин Дыкин: Про страх высоты есть достаточно много стандартных методик. На мой взгляд, избавляться от страха высоты человеку, наверное, не стоит. Потому что есть какая-то внутренняя неуверенность, внутреннее чувствование ситуации, которое проходит не до конца осознанно. Если на этот канал восприятия, который мы не до конца осознаем, но как-то ощущаем (какой-то внутренний трепет, или неуют, или внутреннюю вибрацию, которой, может быть, зачастую и названия-то нет в человеческом языке)… Я считаю, что бороться с этим не надо, пить таблетки не надо, гасить, давить не надо; нужно просто осмотреться в той ситуации, в которой вы находитесь, и понять, надо ли лезть на высоту именно сейчас и именно вам, вот в этом текущем состоянии. Надо ли вам находиться на этой самой высокой высоте? Почему-то на 55 этаже я очень спокойно себя чувствую, никаких проблем не испытываю, даже глядя в окно. А вот, например, находясь на 5 или 6 этаже больших зданий игровых комплексов (мы в пейнтбол играем, есть такие всякие места), я чувствую себя очень неуютно там. Понятно, что какая-то опасность есть — отсутствие ограды, или какие-то резкие действия, или эмоциональная насыщенность ситуации может привести к спонтанным непредусмотренным вариантам развития событий. Поэтому страх просто вас предупреждает, и не имеет смысла, на мой взгляд, со страхом высоты бороться, если он не мешает вам с парашютом прыгать. Вот у меня тоже два прыжка с парашюта, меня, правда, второй раз выпихнули из самолета. Ну, дело на сборах было. Итак, для чего страх может быть полезен? Во-первых, это мотиватор действовать. Жесткий, мощный, который часто сминает человеческую индивидуальность, но прекрасный мотиватор действовать. То есть я кого-то напугал, кто-то побежал — все, прекрасное действие. Дальше. Страх — это великолепный маркер того, что у вас есть внутренние мышленческие границы, у вас есть ограничивающие или сдерживающие убеждения. Имеет смысл повнимательнее рассмотреть ситуацию и поработать с ней или как-то ее проработать, если она вас беспокоит. Если вас страх не беспокоит, не надо с ним бороться, не надо с ним ничего делать. Третий вариант для людей, которые занимаются самоисследованием, самопознанием: страх — это прекрасный индикатор нашего конкретного места в нашей конкретной жизни, где мой образ действия неэффективен или мои внутренние ресурсы недостаточны для того, чтобы преодолеть грядущее страшное событие. То есть иными словами, страх показывает мне конкретное место и помогает ответить на вопрос «В каком месте мне нужно готовиться сильнее, чем я это делают сейчас, и иметь моих ресурсов больше, чем я имею сейчас?» Или «Что в моих действиях следует изменить для преодоления конкретного страшного события?» Обычно человек, когда боится, сужает фокус внимания, занимает все сознание мыслями про страшное событие, инстинктивно пытается от страха сбежать, потому что переживание страха причиняет боль. А нужно понимать, что мы ведь боимся не всего на свете. Я вот не боюсь, например, врезаться в айсберг, управляя ледоколом. Потому что это маловероятное событие в моей жизни, и я этого не боюсь. Но то, чего я боюсь, почему-то для меня важно. Поэтому стратегии строятся, на мой взгляд, на следующих принципах. Сбегать от страха стратегически неэффективно. Испытывать и проживать страх долгое время — это всего лишь наш собственный выбор, мы можем в любой момент этот выбор изменить. Успешно преодолевая и проживая свой страх, мы становимся сильнее, мудрее, круче, а если мы еще приобретаем навыки работы со страхом, то рано или поздно понимаем, что по-хорошему на этой планете и в этой жизни бояться вообще нечего. Теперь про конкретные стратегии. Первая успешная, на мой взгляд, стратегия — перенести фокус своего внимания из грядущего страшного будущего в текущее настоящее. Например, мой дедушка артиллерист, я его однажды спросил: «Дедушка, тебе было страшно на войне?» Он сказал: «Внучок, конечно, было, еще как страшно было. Только страх не постоянен. Пока куда-то относительно спокойно едешь или везут тебя (он артиллерист был, его с пушкой возили), то вообще-то, конечно, страшновато перед боем. Когда начинаешь окапывать позицию, бегать, снарядные ящики таскать, когда пушку перекатываешь или когда уже танки поехали, ты по ним стреляешь — в общем-то, тут не до страха, тут работу надо делать». И в какой-то момент я у себя тоже заметил, что до тех пор, пока я думаю о страхе и ничего не делаю, я боюсь. Как только начинаю что-то делать или уже проживаю это самое страшное событие, страх куда-то отступает и я просто тупо его побеждаю. Вторая стратегия — это то, что любят многие коучи: «Тряпка, собери волю в кулак, как можно быстрее возьми и проживи в реальности свое страшное событие! Напрыгни на свой страх!» Ну, если вам это по силам, теоретически это, в общем-то, эффективная стратегия: вы свое страшное событие, где вы не знаете точно, что там будет, проживаете, и уже получается, что вы точно знаете, как оно будет проходить, что вам всего хватит и вы успешно можете его прожить. Следующая стратегия для умеющих и практикующих. Дело в том, что некоторые свои страхи можно проживать в воображении, в образе, когда я отпускаю себя в своем внутреннем мире и боюсь на полную катушку, и через какое-то время этот страх проходит или трансформируется в какие-то мои иные действия. Но страх, в общем-то, проходит. Следующая стратегия. Мой страх всегда более-менее абстрактен, он всегда про целое. Как я могу его победить? Я могу абстрактное целое разложить на конкретные свои шаги, на конкретные свои действия и посмотреть, готов ли я к каждому конкретному своему действию в отдельности. Когда абстрактный страх пропадает, появляется план конкретных действий, и я всегда могу проверить, готов ли я по каждому действию или нет. Ну и последняя стратегия, опять же, для практикующих, для людей, занимающихся сапомознанием, — попробовать увидеть страх внутри своего внутреннего мира как отдельное существо, попытаться с ним внутренне поговорить, как бы это ни звучало необычно; попробовать отделить мысленно себя от страха, посмотреть на свой страх со стороны. В заключение описания стратегий скажу, как сказал кто-то из великих: «Больше всего вреда человечеству принесли страшные беды, особенно неслучившиеся».

[38:41] Никита Маклахов: У нас получилось аж целых 5 стратегий, сейчас для себя и для слушателей еще разок их коротко перечислю. Первая стратегия — это перенести фокус нашего внимания из будущего в настоящее.

[38:57] Константин Дыкин: Да, абсолютно верно. Использовать так называемую индикативную, показывающую особенность страха. То есть страх показывает, где мне нужно лучше подготовиться.

[39:08] Никита Маклахов: Хорошо. Вторая стратегия — посмотреть мотивирующие фильмы и броситься бороться со страхами напролом.

[39:17] Константин Дыкин: Да. Или поговорить с друзьями мотивирующе.

[39:20] Никита Маклахов: Ага, попытаться столкнуться со страхом как можно быстрее, чтобы перестать себя мучить им, столкнуться с ним в реальности и понять, что, возможно, все не так страшно, как нам представлялось.

[39:32] Константин Дыкин: Особенно у ребят это работает, когда они хотят сделать предложение своим девушкам. Просто делайте, не бойтесь.

[39:39] Никита Маклахов: Следующая, третья стратегия — попытаться вообразить страх; вообразить настолько страшно, насколько получится, и тогда через некоторое время должно просто отпустить.

[39:50] Константин Дыкин: Да.

[39:51] Никита Маклахов: Хорошо. Следующая, четвертая стратегия — это перевести страх из чего-то абстрактного в нечто конкретное. То есть расписать страх по пунктам, разложить его по полочкам и понять, как мы относимся к каждой из этих частей.

[40:04] Константин Дыкин: Да, абсолютно верно.

[40:06] Никита Маклахов: И последняя, пятая стратегия, тоже с галочкой, для умеющих и практикующих — это представить страх как нечто отдаленное от себя, как нечто…

[40:17] Константин Дыкин: Отдельное.

[40:18] Никита Маклахов: Да, отдельное от себя, как какой-то образ и попытаться взаимодействовать именно с этим образом.

[40:24] Константин Дыкин: Именно.

[40:25] Никита Маклахов: Хорошо. Константин, тогда осталась еще одна более-менее крупная тема, которую я хотел бы с вами сегодня обсудить — это тема привычек и привычного поведения. Обсудить, конечно, я хотел все это в контексте границ мышления и того, к чему эти границы приводят, то есть в контексте кризисов. Ведь говорят, что кризис — это время или состояние, когда наши привычные действия перестают приносить нам привычные результаты. Так вот, мой вопрос заключается в следующем: как осознать, что ты встал в какую-то привычную колею и что эта колея больше не ведет тебя к светлому будущему? И как после этого перейти на другую, более интересную и перспективную колею?

[41:11] Константин Дыкин: Отлично! Сам вопрос, конечно, абсолютно некорректен. Вы спросили, как из одной колеи перейти в другую колею, то есть как из одной привычной реальности перейти в другую привычную реальность и практиковать в ней привычно.

[41:27] Никита Маклахов: Я просто думал, что люди в принципе всегда действуют привычным образом. Но, как я сказал вначале, просто бывает, что привычный образ перестает работать и нам нужен новый, более эффективный привычный образ. Разве не так?

[41:38] Константин Дыкин: Ха-ха! Никит, смотрите. Обычная стратегия работы с кризисами и социумное понимание кризисов (обычное, которое распространено) — оно действительно точно такое, как вы сказали, абсолютно. На уровне картины мира обычного человека именно все так и устроено, именно так и работает. Я выполняю привычные действия; привычные действия перестают приносить мне привычный результат; я начинаю думать, какие мне новые привычки сформировать. Можно формировать привычки, и это корректно, это нормально, все супер, а можно перестать скатываться в привычные действия, и в каждой секунде своей жизни в нашей динамической вселенной стараться видеть что-то непривычное. Да, по работе мозга это затратно. Да, действия такого рода не приняты. Но: сколько прекрасных результатов, сколько прекрасных инсайтов, достижений приносят такие действия. Когда вы постоянно включены в этот мир, когда вы постоянно чувствуете и видите непривычные, новые, я бы даже сказал, чудесные вещи, то в вашей жизни появляется место чуду. Как только вы пытаетесь выработать новые привычки, вы отказываетесь от видения возможности чуда в этом мире. Почему я так говорю? Я считаю, что когда человек живет по привычке, он воспроизводит образец. То есть такой образ в голове, мышленческий образ движения, который повторился несколько раз и стал ОБРАЗцом. Так вот понятно, что мозг стремится в своей работе к энергетической эффективности, и выдумывать новые образы, обрабатывать новые образы энергетически менее эффективно, чем пользоваться образцами. Человек в любой ситуации пытается сначала использовать те образцы, ту библиотеку подпрограмм, которую он наработал за время своей жизни. И только в том случае, если ни один из этих образцов не приводит к желаемому эффекту, человек начинает что-то выдумывать, действовать, искать новые образы действия, разрабатывать, исследовать что-то и так далее и так далее, то есть начинается движуха. То, что мы делаем по привычке, мы делаем в состоянии определенной выключенности; мы очень многие вещи привычно не осознаем, потому что они, с точки зрения экономии энергии, не приносят ничего нового в воспроизводство нашего поведенческого образца. Я думаю, что очень показательный (в смысле привычности) образ действий — это лень. На мой взгляд, лень — это прекрасный выверенный телесный отклик на то, что делать неинтересно или даже бессмысленно. И когда человек телесно ленится, то это всего лишь тело ему говорит: «Дорогой, то, что ты пытаешься принуждать себя делать, не имеет смысла в твоей жизни. Или оно тебе настолько неинтересно, что телесно лениво это делать». И тут опять же у человека существует выбор привычный: либо свою лень преодолеть… И огромное количество тренеров учат, как свою лень преодолевать. Я к своей лени отношусь уважением, я пытаюсь ей следовать и ленюсь до тех пор, пока вообще это возможно. И в какой-то момент, когда я ленюсь-ленюсь-ленюсь привычно, я вдруг понимаю, что конкретно мне делать неинтересно и что конкретно для меня делать не имеет смысла. И в этот момент я становлюсь самым благодарным практиком своей лени, очень сильно ее благодарю, начинаю менять свой образ действия и вижу: а вот это делать мне уже не лениво, я уже перехожу к действию в своем интересе.

[45:51] Никита Маклахов: Довольно интересный подход к привычкам и лени. Не сказать, что такой провокационный, но как минимум свежий и необычный.

[45:59] Константин Дыкин: Спасибо, Никита.

[46:01] Никита Маклахов: Что я услышал? Начну с конца. Что бороться с ленью и отказываться от нее не следует. Мотивация не всегда должна присутствовать в нашей жизни, потому что лень — это часто показатель того, что нам неинтересно и что нам в принципе не следует чем-то конкретным заниматься.

[46:20] Константин Дыкин: Абсолютно верно.

[46:20] Никита Маклахов: И если мы будем достаточно долго и старательно лениться, то мы в какой-то момент осознаем, где же лежал камень преткновения (то есть какое действие у нас вызывает сопротивление) и можем уже принять решение о том, как это действие или сделать иначе, или вообще не делать, или все-таки сделать с умом.

[46:40] Константин Дыкин: Да, Никита, абсолютно верно. Единственное, я оговорюсь: такой подход к лени имеет смысл только тогда, когда человек сам себе интересен. Когда такого уважительного, исследовательского подхода к себе нет, тогда работают все социумные определения лени и все социумные способы работы с ней: настучать, извините, человеку по голове или еще что-нибудь такое, всячески мотивировать. Идеальная мотивация человека — это не убить его интерес. И когда сотрудники приходят в какой-то бизнес, они, как правило, знают, куда приходят и что-то им там интересно делать. Первая задача на первом этапе — интерес сотрудников не убить. Второе — нужно понимать, что свой интерес можно развивать, соответственно, можно его развивать как и у себя, так и у сотрудников. Самые интересные и самые крутые открытия и достижения осуществляются теми сотрудниками, у которых глаза горят, любой работодатель вам это подтвердит. Как сделать так, чтобы глаза горели? Жить непривычно, жить в состоянии исследования, в состоянии чувствования своего интереса. У интереса есть такая особенность: рано или поздно любой интерес бывает удовлетворен, это так называемая точка Z, то есть последняя точка, когда мне интересно делать то, что я делаю. Если мой интерес удовлетворен, а образ действия я продолжаю воспроизводить по привычке и не вижу, когда мой интерес закончился, то я начинаю действовать привычным энергоистощающим образом. Поэтому первая стратегия работы со своими привычками — друзья, посмотрите, пожалуйста, что вы привычно делаете? Вы реализуете свой интерес или вы проявляете над собой насилие? И если вы, например, продолжаете водить себя на нелюбимую работу, привычно увеличиваете свой стресс, привычно устаете как собака или как загнанная лошадь себя чувствуете к концу дня, в общем-то, знайте: это хронический стресс, который является маркером мышленческой границы. А граница вам показывает: вы делаете неинтересное для себя. Рано или поздно это проявится соматически, в общем-то, все умрут, причем гораздо раньше, чем рассчитывают. Поэтому я бы рекомендовал привычки пытаться не практиковать, не вырабатывать, а, скорее, уделить внимание деланию интересного для себя и пониманию, что рано или поздно любой интерес насыщается, любой интерес бывает удовлетворен. И если вы это ощущаете, остановитесь. Остановитесь ненадолго, посмотрите, что вы получили в итоге реализации своего интереса. Посмотрите на новые вершины, оглядитесь: вокруг полно новых интересов, если старый интерес действительно удовлетворен. Относитесь с уважением к себе, у вас в жизни полно интересов. Почему возникает куча расстройств? Очень часто это связано с тем, что человек сам себе неинтересен, он не чувствует своего собственного интереса или не имеет его. Что такое интерес в качестве мотиватора к действиям? Если мне что-то интересно, я могу использовать свой интерес в качестве жизненной опоры, я могу свой интерес развивать. Очень часто путают мечту и интерес. На мой взгляд, мечта — это цель, которая признана сейчас нереализуемой, то есть когда у меня есть мечта, но я признаю, что ее достижение невозможно. В общем-то, она для меня мотиватором являться как таковым не будет. А если у меня есть интерес, если у меня есть огонь в глазах и мне это интересно, это моя реальная опора и мотиватор одновременно. Почему в этом смысле неэффективно работать по привычке? Потому что там, где я работаю по привычке, я не осознаю своего интереса. Главная стратегия работы с привычками — друзья, смотрите вокруг, смотрите в себя, ощущайте мир, ощущайте себя, развивайте чувствование своего собственного интереса.

[51:18] Никита Маклахов: Я чувствую, что тема интереса — это довольно большая тема, которой можно посвятить целый отдельный выпуск, но, к сожалению, время нашего сегодняшнего подкаста подходит к концу. И я хочу перейти к нашему заключительному классическому вопросу, в рамках которого я узнаю у гостей сразу три вещи: во-первых, лучшую книгу, во-вторых, сервис и, в-третьих, привычку. Итак, Константин, пожалуйста, поделитесь со мной и слушателями подкаста книгой, которая произвела на вас большое впечатление и помогла что-то в жизни изменить к лучшему.

[51:55] Константин Дыкин: Таких книг было много. Последняя — это даже не книжка, а некое описание концепций, файлы, выложенные на сайте Dragon Dreaming, управление проектами в недефицитных экономиках. Рекомендую пробовать на себе экономику дарения, рекомендую присоединяться к моему эксперименту-исследованию по экономике дарения, который я сейчас провожу. Самая важная привычка, на мой взгляд — это привычка выгружать из головы все входящие и фиксировать их на каком-то носителе, у меня это Google Календарь. Прекрасный тренер Николай Додонов в свое время мне в этом помог, я Николаю очень благодарен. Николай, привет, если слушаешь этот подкаст! Огромное тебе спасибо! Сколько живу, столько раз благодарю.

[52:50] Никита Маклахов: Николай как раз был у нас на одном из выпусков, он был одним из тех, кто еще и порекомендовал мне пригласить вас.

[52:58] Константин Дыкин: Ха-ха, спасибо!

[52:59] Никита Маклахов: Все взаимосвязано.

[53:00] Константин Дыкин: Спасибо. Привычка, книга и что-то еще было?

[53:04] Никита Маклахов: И сервис, которым вы регулярно пользуетесь, который вам облегчает жизнь.

[53:09] Константин Дыкин: Вы знаете, наверное, блокнот Evernote. Я долго был на бесплатном тарифе, потом признался, что это крутая штука, купил себе платный и абсолютно доволен. Рекомендую. Он мультиплатформенен, облачен, поэтому вы никогда не потеряете ни данные, ни контакты, ни визитки, ничего. Рекомендую Evernote.

[53:34] Никита Маклахов: Итого. У нас получилось, что сервис — это Evernote, который наши гости рекомендуют очень часто; видимо, нужно будет отдельную инструкцию публиковать, как им пользоваться грамотно и эффективно. Привычка — это привычка выгружать из головы все входящие, это основа основ эффективной работы. Конкретно Константин выгружает все в Google календарь. Напоследок у нас осталась книга, и здесь вы порекомендовали проект Dragon Dreaming. После нашего с вами разговора я все изучу и, конечно же, мы опубликуем все ссылки.

[54:12] Константин Дыкин: Спасибо, Никита. Спасибо вам огромное, что пригласили в вашу передачу!

[54:17] Никита Маклахов: Спасибо вам, Константин, за увлекательную беседу. Желаю успехов в вашей работе и чтобы любой кризис в вашей жизни или в жизни ваших клиентов был вам по плечу!

[54:29] Константин Дыкин: Благодарю вас!

[54:30] Никита Маклахов: А нашим слушателям я пожелаю почаще прислушиваться к себе и побольше проявлять интереса к себе и к жизни, которая происходит вокруг. Ну что же, на этом мы заканчиваем, до новых встреч!

[54:42] Никита Маклахов: Вы прослушали очередной подкаст от проекта «Будет сделано!» Чтобы вы могли извлечь из него еще больше пользы, я оформил для вас специальный бонусный документ. В этом документе в очень удобном и красивом виде собраны все самые главные рекомендации от наших гостей по каждому выпуску. Напишите нам пару приятных слов на странице подкаста в iTunes или опубликуйте ссылку на подкаст на своей странице в любой из социальных сетей, а после этого напишите мне в личное сообщение или на почту, и я буду рад отправить вам этот бонусный документ. Также не стесняйтесь присылать мне свою обратную связь, вопросы, идеи и комментарии. А я в свою очередь приложу все усилия к тому, чтобы каждый выпуск был интереснее и насыщеннее предыдущего. Оставайтесь с нами, и все самое важное в жизни будет сделано!