Как получить максимум от чтения? Цитата Павла Палагина из выпуска подкаста Будет сделано!

Гость выпуска — Павел Палагин, один из ведущих экспертов в России по скорочтению, развитию памяти и интеллекта. Павел проводил тренинги в МГУ, в правительстве РФ и крупных компаниях, а в 2009 году основал тренинговый центр «К Мечте!». Узнаем, как менять жизнь к лучшему с помощью книг!

Также подкаст можно слушать с помощью: Apple, Google, Яндекс, VK

Любимые книги гостей подкаста

В каждом выпуске наши гости рекомендуют лучшие, по их мнению, книги. Мы тщательно изучили рекомендации, убрали лишнее и оставили главное! Заполните форму и мы тут же пришлём вам на почту сочный PDF-документ со списком 10 лучших книг по версии героев подкаста. Стоит прочитать!

Ссылки и полезная информация

Содержание подкаста

[02:42] Что такое скорочтение? Как оценивать степень усвоения прочитанного?
[10:08] Как выбирать книги? Как работает метод отбора «2-20-200»?
[13:03] Как избавиться от привычки читать от корки до корки даже скучные книги?
[17:24] Чем различаются методики обучения скорочтению?
[30:07] С какими проблемами сталкиваются те, кто быстро читают? Как их решать?
[39:48] Можно ли освоить скорочтение один раз и на всю жизнь?
[46:39] Как построить работу с книгой? Что делать до, во время и после чтения?
[48:24] Как составлять список полезных идей? Что с ними делать дальше?
[52:50] Какие три привычки лежат в основе скорочтения по мнению Павла Палагина?
[59:40] Рекомендация в рубрике «Три в одном»: книга, привычка и сервис.

В выпуске были упомянуты

«Скорочтение на практике» — книга Павла Палагина


Никита Маклахов в Интернете

1) makniko — профиль во ВКонтакте 
2) willbedone — канал в Telegram

Павел Палагин в Интернете

1) pavelpalagin — профиль в ВКонтакте
2) palaginp — профиль в Facebook
3) palaginp — профиль в Instagram
4) К мечте с Павлом Палагиным! — персональный блог Павла Палагина

Рубрика «Пять в одном»

1) Книга — Бодо Шефер «Путь к финансовой свободе»
2) Привычка — пить 2 литра воды в день
3) Сервис — Evernote
4) Вопрос — Что я сегодня сделаю для того, чтобы приблизиться к своей мечте?
5) Фильм — Области тьмы

Результаты конкурса «Книга за отзыв»

Слушатель в iTunes Леонид Герцик выиграл книгу Павла Палагина «Скорочтение на практике»

Главные идеи выпуска

1. Скорочтение ― это способность быстро и эффективно считывать нужную текстовую информацию и усваивать её. Есть комплекс упражнений и техник, которые позволяют сосредоточенно читать, лучше понимать и запоминать.
2. Навык скорочтения долго будет актуальным, так как количество информации в мире увеличивается. Это тренажёр для мозга, который помогает легко и без перегрузок справляться с обработкой потока информации.
3. Процесс чтения может проходить на 5 скоростях: чтение по словам, чтение по фразам, вертикальное чтение, чтение по диагоналям, фоточтение. Задача на этом этапе ― понимание написанного.
4. Если вы привыкли читать любую книгу от корки до корки, просматривайте бегло как можно больше книг. Чем больше выборка ― тем легче определить, какие книги стоят вашего внимания.
5. Разные методики гарантируют разный результат: освоение разной скорости чтения и дополнительные навыки, связанные с концентрацией и запоминанием.

Практические рекомендации

1. Читайте от начала до конца шедевры мировой литературы и самые рекомендуемые бизнес-книги. Для фильтрации остальной деловой литературы пользуйтесь методом «2-20-200».
2. Метод «2-20-200»: за 2 минуты оцените структуру книги, аннотацию, название, заголовки, шрифт и качество бумаги; за 20 минут прочитайте несколько параграфов из книги; нарисуйте за 10 минут интеллект-карту по книге; прочитайте всю книгу от начала до конца за 200 минут.
3. Читая книгу, держите под рукой карандаш и лист бумаги, чтобы записывать полезные идеи, которые стоит внедрить. Если вы встретите полезную идею, которую можно внедрить за пару минут, закройте книгу и сразу сделайте это, а потом продолжайте чтение.
4. Поставьте палец на несколько строк ниже и водите им чуть быстрее, чем вы читаете. Это выведет вас из зоны комфорта и заставит быстрее читать.
5. Запланируйте чтение меньшего количества книг (не 100, а 20 книг в год) и читайте их в своём темпе, параллельно осваивая скорочтение.

Понравился выпуск? Послушайте также

Спонсор выпуска

Благодарим компанию Ergostol, которая занимается продажей столов и стульев с регулируемой высотой для работы стоя/сидя, за помощь в работе над выпуском. По кодовому слову willbedone вы можете получить скидку 10% на любой товар, представленный на сайте компании.

Текстовая версия подкаста с Павлом Палагиным

[00:30] Никита Маклахов: Добрый день! В эфире подкаст от проекта «Будет сделано!». Программа для тех, кто хочет делать больше за меньшее время, а также жить и работать без стресса. Я, её ведущий, Маклахов Никита. Сегодня у нас в гостях Павел Палагин, один из ведущих экспертов в России по скорочтению, развитию памяти и технологиям быстрообучаемости. И в нашей сегодняшней беседе с Павлом мы рассмотрим скорочтение буквально под микроскопом, обсудим основные аргументы за и против скорочтения, поговорим о системном подходе и, конечно, рассмотрим несколько практичных подходов, которые позволят каждому желающему за короткое время значительно увеличить скорость восприятия информации из книг. Но сначала хочу обратить ваше внимание на один момент. Ко мне часто поступают предложения о спонсорстве в подкасте от совершенно разных компаний. Но я не хочу превращать подкаст в рекламную свалку, поэтому принимаю предложения тольков том случае, если проверил их лично, а также, если они соответствуют теме нашего подкаста, то есть, личной эффективности. Поэтому мне очень приятно, что уже второй месяц подряд спонсором нашего подкаста является компания моего товарища Александра Щербакова под названием Эргостол.ру, которая занимается продажей столов и стульев с регулируемой высотой, на которых можно работать как стоя, так и сидя. Так что, если у вас есть намерение организовать в офисе или дома обстановку, которая будет способствовать повышению вашей эффективности, то зайдите на сайт Эрогостол.ру и выберете что-то для себя. Указав кодовое слово willbedone вы сможете получить скидку 10%. Если вам приглянется стол под названием «Terra», который способен запоминать два положения и выдерживать вес до 120 кг, то в этом случае можете рассчитывать на 15% скидку. Теперь давайте перейдем к Павлу. Павел, приветствую!

[02:46] Павел Палагин: Да, приветствую, Никита.

[02:48] Никита Маклахов: Павел, я обычно люблю начинать разговор с нашими гостями с прояснения терминологии. Так что, расскажи, пожалуйста, что конкретно ты понимаешь под словом скорочтение?

[02:58] Павел Палагин: Конкретно я понимаю под словом скорочтени возможность человека быстрее и эффективнее считывать нужную ему текстовую информацию, быстрее её усваивать, запоминать, чтоб он мог с ней работать. Это целый комплекс упражнений и техник, который позволяет делать это в комплексе, и сосредоточенно читать, и быстрее понимать, и лучше запоминать. Если коротко, это то, на сколько быстро мы можем понять то, что написано в тексте, а для меня естественное приложение — потом это использовать в жизни.

[03:27] Никита Маклахов: Когда мы говорим о скорочтении, мы больше имеем в виду именно скорость чтения или также ориентируемся на какое-то качество восприятия? Если человек прочитал книгу за час, как мы проверим, что он действительно читает быстро и всё понимает или он просто пролистал и ничего не запомнил? Учитывается ли этот фактор, когда мы говорим о скорочтении?

[03:49] Павел Палагин: Когда мы на занятиях смотрим за скоростью чтения, то по прочитанным участниками текстам мы задаем вопросы, чтобы понять, сколько они не только прочитали и поняли, но и сколько они запомнили и смогли воспроизвести. Там именно идет тестирование по фактам из текста, ключевым и дополнительным. Когда ты ставишь себе цель, что ты хочешь от текста получить, то именно скорочтение определяет ту скорость, с которой ты достигаешь свою цель. Если у тебя цель понять основную суть, может для этого достаточно книжку пролистать. Если цель — прочитать и понять основные термины и моменты, то на это понадобится не так много времени. Если задача прочитать полностью, то это тоже цель, которую тоже можно решить с помощью скорочтения в 2-6 раз быстрее.

[04:40] Никита Маклахов: Хорошо, я думаю к этому моменту мы ещё вернемся. А пока расскажи, пожалуйста, на сколько вообще остра потребность в скорочтении сегодня. Ведь с развитием технологий так или иначе появляются новые форматы информации, которые явно конкурируют с текстами и с книгами. Так, например, можно не читать книгу, а скачать её аудиовариант на плеер и прослушать по дороге на работу, при чём даже в ускоренном режиме. Помимо аудио есть ещё и видео. Например, на YouTube можно найти видеоматериал на любую тему, которую также можно освоить довольно быстро за счет ускоренного просмотра, установить скорость 1,5 или 2 от начального и тем самым сэкономить время. Зачем уделять внимание изучению навыков скорочтения, если можно использовать технологии и тоже хорошо с этим жить?

[05:39] Павел Палагин: Скорочтение хорошо дополняет новые технологии или новые технологии хорошо дополняют скорочтение. Когда мы слушаем аудио, мы не можем визуально понять, что нам в первую очередь нужно, и приходится слушать его от начала до конца. То же самое с видео. Хотя видео можно пролистать и понять по сюжету, о чем будет идти речь. С текстом всё гораздо проще. В текстовом виде сейчас очень много информации и она постоянно увеличивается. Это книги, работы, это договор, статьи. Поэтому как скорочтение было актуально, так и сейчас актуально. Есть такое исследование How much information, где замерили, что через голову человека в 1986 году проходило около 250 тысяч слов. Это всё — радио, телевидение, какие-то передачи, газеты и журналы. В 2009 году этот поток увеличился в 5 раз. Около 1 миллиона 250 тысяч слов проходит через голову человек. Через телефон, через мессенджеры, соцсети и всё остальное. Количество информации растет. Если человек свой мозг не тренирует для того, чтоб он нормально это воспринимал, он начинает теряться. Его мозг испытывает постоянные перегрузы. Если мы говорим про скорочтение для чтения текстов, то тексты все равно остались, как не переходи на другие виды данных, и мы их тоже читаем. Аудио и видео тоже можно ускорить, там люди ищут скорослушание, скоросмотрение и правильно делают. То же самое в скорочтении. Но если говорить про скорочтение как про инструмент ускорения мышления, то мозгу было бы комфортно обрабатывать в 5 раз больше информации и не испытывать при этом сложностей. Ранее ему было нормально и он был натренирован. Скорочтение — великолепный тренажер для мозга, который помогает справиться с возрастающим потоком данных. Он и дальше продолжит расти, но если нам нужно бегать уже не 100 метров в день, а 3-5 километров и мы своё тело тренируем, то мы эту нагрузку тоже легко выдержим. Если человек это не тренирует, то он задыхается в огромнейшем потоки информации. Именно в этих аспектах, я считаю, потребность в скорочтении очень остра. Количество информации росло и продолжает расти. В текстовом виде она была и её также будет очень много, поэтому человек сможет быстрее считывать и проще перерабатывать большие объемы данных, когда его мозг натренирован.

[08:06] Никита Маклахов: Спасибо за ответ! Давай чуть больше погрузимся в это направление, именно в теорию и в обсуждение информационного объема вокруг нас. Что я имею ввиду? Ты сказал, что информация с каждым годом увеличивается буквально экспоненциально. На мой взгляд, даже если ты освоил скорочтение, ты все равно не сможешь потребить, переварить и усвоить всю необходимую информацию по теме. Может быть нужно сделать акцент не на повышении скорости чтения, а на фильтрации или на отбор источников, которым нужно уделить внимание? И пусть это будет не 100 книг, а одна книга. То есть 100 книг кто-то за нас прочитает и скажет нам: «По этой теме прочти эту одну книгу и тебе её будет достаточно для большинства случаев». Может быть нужно сместить акцент с ускорения потребления на фильтрацию информации, на качественный отбор? Что ты думаешь по этому поводу?

[09:00] Павел Палагин: Я с эти полностью согласен. Это то, на что я тоже ориентирую людей. Напомню, что скорочтение это многогранный процесс максимально быстрого достижения целей, которые ты ставишь на чтение. Когда человек не в теме и у него эти источники не отобраны, то возможно ему нужно прочитать энное количество книг. Когда он уже отобрал источники, то источники советуют такое количество книг, что даже успеть эти книги, которые ты выбрал, ты приобрел или скачал, нужно время. Поэтому скорочтение позволяет в новой теме проработать большое количество книг. В частности, у нас есть вторая ступень, где мы учим, как фильтровать книги. Если человек хочет в теме разобраться, или ему на работе поставили задачу, или в жизни возникла необходимость, как ему за вечер отобрать нужные книги и быстро разобраться в теме. Это тоже определенный фильтр, навык, умение, которое в современном мире необходимо, так как сейчас всё меняется с невероятной быстротой.

[10:15] Никита Маклахов: Скажи, а у тебя за период твоей практики, твоего обучения, сформировался какая-то система отбора книг? Как по книге, её обложке, содержанию, может путем пролистывания, понять на сколько она достойна того, чтобы её прочли и на сколько она может решить те цели, которые мы перед ней ставим?

[10:35] Павел Палагин: Да, естественно, этот алгоритм у меня есть. При чём он разный как в бизнес литературе, так и художественной литературе. Если брать художку, то её читаю не выше, чем в 2-6 раз, чтобы не терялось удовольствие от чтения и ей и слогом автора можно было насладиться в полной мере. Я нахожу именно тех людей или наставников людей, которые на меня хорошо влияют, и чувствую что мы по ценностям очень схожи. Я узнаю, какие художественные книги они порекомендовали бы прочитать, какие книги на них повлияли. А бизнес литературу я отбираю уже трехступенчатого метода разбор книги. Называется 2/20/200. Сначала ты книге уделяешь 2 минуты, бегло её просматриваешь, как она устроена, что внутри нее есть, какие заголовки и подзаголовки, какая структура, какая бумага, какой шрифт, чтобы ты понимал вообще хочешь ты её читать или нет. Когда я изучал тему написания книги, то очень во многих источниках встречал, что книга продается с помощью названия, обложки и соответственно содержания. Некоторые авторы пишут только это, а что внутри будет, не так уж и важно — все равно мало кто их читает. действительно, когда я вижу интересную книгу по названию и содержанию, я обязательно заглядываю внутрь. Если после двух минут я понимаю, что книжка интересная, я уделяю ей 20 минут. Сажусь и смотрю выборочные параграфы, которые мне интересны, изучаю слог автора, как он пишет, на сколько это насыщенно или не насыщенно. Если я за минут знакомства с книжкой я понимаю, что она осталась хороша и желанна, то я говорю: «хорошо, книжка, я тебе выделю 200 минут» и читаю её до конца. А иногда, ты 20 минут выделил, параграф прочитал и понимаешь, что тема знакома, ничего нового ты не получил, может выделишь ещё 20 минут на второй параграф, ну и с этой книжки достаточно. Эта система 2/20/200 по проработке бизнес книг, когда ты выделяешь сначала небольшое количество времени, потом работаешь с ней более подробно, а затем, если чувствуешь, что хочешь её прочитать, то читаешь её. Здесь важно чтобы была воронка. За две минуты ты посмотрел 10-20 книжек, за 20 минут 2-3, в идеале 5, из них ты понял, что самая крутая — эта. Это можно сделать за один вечер. Когда я отправлял людей в библиотеки или в книжные магазины, то там люди за несколько вечеров разбирались в темах, которые для них были совершенно новыми. Они были в полном в восторге от того, что я оказывается могу это сделать, потому что самое главное это не только знать, но и взять и сделать.

[13:07] Никита Маклахов: А что ты можешь посоветовать тем людям, у которых уже на уровне культурной привычки встроено чтение книги от корки до корки. То есть, они не могут бросить книгу, даже если книга не очень интересная, не очень полезная. То же самое касается и фильмов. Люди порой не умеют уходить со скучных фильмов в кино. Если мы конкретно о книгах, то как поменять отношение к чтению и подходить к чтению больше как к процессу от которого мы хотим получить какой-то реальный результат и реальную пользу.

[13:40] Павел Палагин: Первое, что я рекомендую таким людям, это читать таким образом великую классику. Там это стоит того, а с бизнес книгами есть определенная проблема и сложность. У нас участники второй ступени, которым необходимо было смотреть по 100 книжек за 20 дней, говорят: я начинаю просматривать и чувствую внутреннюю зависимость, что должен её прочитать. Обычно у них это проходило где-то через книжек 30. Потому что, когда ты не насмотрел достаточное количество книг, тебе кажется, что ты должен прочитать всё. Когда есть большая выборка, тогда понимаешь, какая книжка более стоящая, какая менее стоящая именно на затраты твоего времени. Из моего опыта, здесь людям лучше читать классику или 10 раз порекомендованные бизнес книги. Так и быть, пусть тоже читают их от корки до корки. Если человек хочет от этого избавиться, ему нужно проработать большее количество книжек. Именно бегло просмотреть, чтобы он понимал, какая из них стоящая. Когда мы читаем, это наши затраты по времени, как минимум, несколько часов на чтение одной книги. Если мы выбираем вложить в это время своей жизни, то есть смысл вкладывать его в самые-самые лучшие книги. Здесь рекомендую проводит качественный отбор. Также, вопрос к человеку, какие у него ценности. Если у него есть ценность экономия своего времени, чтобы он думал, куда он часть своей жизни потратит, чтоб для него было ценно вложить время максимально полезно. Это поможет ему быстрее избавиться от этой пагубной привычки вместо супер-классной книжки читать какую-то посредственность, которая не на столько насыщенна и полезна. Хотя, из моего опыта, практически из любой книжки можно вынести полезные мысли. Вопрос в их насыщенности и концентрации. В одной книжке, допустим, будет 1 новая мысль на 5 страниц, а в какой то — на 1 странице найдешь 3-5 полезных мыслей, которые можешь сразу же внедрить, реализовать и тем самым улучшить свою жизнь.

[15:39] Никита Маклахов: Быстрое чтение — это один из скоронавыков. К ним также относятся слепая печать, стенографирование и скороговорение. А ещё можно научиться быстро вязать узлы,собирать рюкзак или даже завязывать шнурки за 2 секунды. Чтобы освоить любой скоронавык, надо внедрить в жизнь некоторый набор привычек. И, кстати, в конце этого выпуска, вы узнаете, какие именно привычки позволят вам читать быстрее. Но возникает вопрос, если это так легко, то почему большинство людей читают в 5 раз медленнее, чем могли бы читать. Проблема в том, что они не тренируют этот навык регулярно. Многим трудно приучить себя читать хотя бы 10 страниц в день, не говоря уже о том, чтобы осваивать скорочтение. Как я уже сказал, чтобы изменить ситуацию, надо сделать чтение привычкой, а также одновременно повышать скорость. А главное тут, ежедневные тренеровки. Если вам для каждодневных тренировок приходится заставлять себя, то попытка внедрения привычки обречена на провал. Я же предлагаю вам попробовать кардинально другой подход и приглашаю вас на «Игру в привычки». За семь недель, пока идет игра, вы, если захотите, сможете внедрить в свою жизнь сразу 3 скоронавыка. Технология, которую я вам предложу, универсальна и помогает встроить в жизнь любую практику. Вы будете развиваться каждый день с радостью и без насилия над собой, так что жду вас на игре. Старт уже совсем скоро, 20 марта. Все подробности ищите на нашем сайте по адресу willbedone.ru/game.

[17:32] Никита Маклахов: Павел, я думаю, что ты согласишься с тем, что скорочтение трудно назвать новым направлением в образовании или в работе с книгами. Так ещё лет 10 назад, когда я учился на первых курсах института уже были доступны довольно неплохие книжки по скорочтению. Я могу вспомнить автора Олега Андреева, который в своих книгах говорил о подавлении артикуляции, о работе с таблицами Шульте, об устранении регрессии. Всё таки основные, фундаментальные инструменты были тогда. За это время, 10 прошедших лет, изменилось ли что-то кардинально в обучении скорочтению? Появились ли новые техники и методики? А также было бы интересно узнать, что нового в твоем подходе, что нового принес ты в мир скорочтения? Есть ли смысл об этом говорить?

[18:21] Павел Палагин: Если говорить о скорочтении, то я прочитал уже порядка 50 книг различных авторов. Есть несколько основных компонентов, на которых делается упор практически во всех книгах. Но вопрос в том, что автор ставит первичным, вторичным, остальными составляющими и, какие дополнительные вещи он рассматривает. Сколько методик я не изучал, там очень часто вещи повторяются. Можно сказать, что машины все по сути своей одинаковые, только Лада от Мерседеса немножко отличается по тому, на чем производители фокусируются. Там и там есть 4 колеса, но у них есть разные характеристики и разные направленности. То же самое и здесь можно сказать. И я очень рад труду моих коллег, которые страраются и популяризируют скорочтение. В основном там идет фокус на увеличение скорости. Сейчас всё больше появляется методик, которые понимают, что не только скорость важна, но и умение запоминать информацию на высокой скорости, хорошая концентрация внимания. Я бы не сказал, что что-то кардинально новое привнес в скорочтение, но я сам инженер по образованию. Когда я изучал эту тему, я не видел систематизации или последовательности шагов, которые человек должен делать, чтобы изучить информацию. Поэтому я здесь привнес именно систематизацию. Наша методика «Путеводная звезда скорочтения» из десяти шагов, она описывает именно процесс, как человек читает, но то, что до этого процесса, что после. До этого есть три шага и после. Это просмотр того, что тебе нужно, цель, что ты хочешь от этого и концентрация своего внимания перед углубленным чтением. Когда ты три шага прошел осознанно и эффективно, то максимально настроен, сконцентрирован и знаешь, что хочешь. Затем идет процесс скорочтения. Здесь я бы сказал, что эта систематизация и русских и западных аналогов скорочтения, то, что я нашел и разложил на 5 скоростей чтения. Начиная от чтения по одному слогу и заканчивая фото-чтением. Что там есть, как оно развивается и на чём сделать упор, чтобы человек это освоил максимально быстро и это осталось с ним на всю жизнь. Дальше человек прочитал информацию максимально быстро и мы переходим к запоминанию. Потому что чтение не равно запоминание. Во время чтения твоя задача максимально быстро понять. Техники быстрого считывания именно на это направлены. Как быстро человек принимает то, что написано. На пятом шаге мы добавили специальные мнемотехники для скорочтения, которые помогают это ещё и запоминать. Я понял, что я одним из первых это систематизировал конкретно для скорочтения. Очень часто были курсы отдельно скорочтения, отдельно развития памяти, но не было техник, чтобы ты запомнил на более высоких скоростях, вертикальным чтением, чтением по диагонали, на фразовом чтении. Вот тебе такие техники, ты их применяешь, а после этого запоминаешь. Объединение этих вещей в единую систему, особенно описанную простыми шагами, а не сложными терминами, чтобы любой человек, который только знакомится со скорочтением или уже в теме и у него есть разные наработки, чтобы мог это четко и понятно систематизировать. Резюмируя, я бы сказал так, что база зачастую одна, но за счет того, что авторы на разные моменты фокусируются, участники либо быстрее, либо медленнее достигают результата. Также вопрос, что сверху у них есть. Они учатся концентрироваться сильнее во время чтения, чтоб не отвлекаться или нет. Они учатся на любой скорости чтения запоминать или они отдельно скорость увеличили и дальше думай, как ещё запоминать, использовать, а что не использовать.

[22:05] Никита Маклахов: Павел, спасибо тебе за подробный ответ. Я в двух словах поделюсь своим мнением по поводу того, что я услышал за последние 15 минут, подведу небольшое резюме. Текущая беседа с Павлом помогла мне понять то, что люди обычно вкладывают в скорочтение и то, что вкладывает в это понятие Павел, немного отличается. Я раньше считал, что скорочтение это больше о скорости, как понятно из названия. То есть, как быстрее прочитать книгу, но, как я понимаю, Павел больше имеет в виду целую систему работы с информацией. Первые элементы этой системы начинаются задолго до того, как мы открываем книгу. В этой системе есть элементы по фильтрации, отбору книг, первичному ознакомлению. То есть, перед тем, как мы приступаем к чтению книги, мы её пролистываем, понимаем о чём она, стоит ли нам её читать. Также в этой системе есть некая постановка цели — для каждой книги мы должны чётко понимать, зачем мы её читаем и как эту информацию планируем дальше применять. Плюс в этой системе есть элемент мнемотехник, который позволяет лучше запоминать прочитанное и лучше всё это усваивать. Главный вывод, который я для себя сделал — скорочтение в твоём понимании, Павел, это гораздо более широкий процесс и, наверное, правильнее его было бы назвать каким-то другим словом, чтобы не путать слушателей или людей вроде меня. Назвать его, например, комплексным подходом к работе с книгами. Это было бы более точно. Ты согласен?

[23:40] Павел Палагин: Я это называю просто эффективная работа с текстами. Ещё немножко расширю понятие скорочтения. Это не только к книгам, это относится и к чтению документа, статьи, емейлам, которые приходят человеку. Это и про сообщения в соцсетях, мессенджерах. Сейчас их валится огромнейшее множество. Даже там это можно делать с помощью скорочтения. Здесь могут помочь и информационные диеты, подход к считыванию любой текстовой информации, даже газета, журнал, ТЗ, нормативная документация, обновление законодательства — то, за чем к нам приходят многие юристы и бухгалтера. Они с помощью скорочтения быстрее считывают нужные данные, а с помощью наших дополнений действительно лучше запоминают.

[24:22] Никита Маклахов: Если коротко резюмировать, скорочтение это больше об эффективном и системном подходе, чем о скорости, верно?

[24:42] Павел Палагин: Это, в моем понимании, комплексная работа и эффективная работа с информацией, да совершенно верно.

[24:48] Никита Маклахов: Хорошо, спасибо за пояснение. В какой-то степени твои ответы даже реабилитировали в моих глазах скорочтение, потому что до этого я не понимал, зачем читать быстрее. Я всегда думал, что гораздо проще сначала найти нужную книгу из 100 и вместо того, чтобы быстро прочитать 100 книг, прочитать 1 медленно. Теперь я понимаю, что это не противоречит твоему подходу и очень даже встраивается и соответствует ему.

[25:15] Павел Палагин: Я рад, что повлиял на тебя таким образом.

[25:18] Никита Маклахов: Давай тогда перейдем к следующему нашему блоку. Я хотел поговорить о некоторых контраргументах, которые обычно люди выдвигают или заявляют по отношению к скорочтению. Возможно, ты сможешь им интересно возразить. Первое, что я замечаю сам и по словам других людей то, что люди скорочтение часто используют в качестве оправдания для прокрастинации. Что я имею в виду? Например, человек поставил себе цель прочитать 100 книг по какому то новому направлению работы или для себя. Вот у него есть 100 книг и он понимает, что эти 100 книг ему трудно будет одолеть без скорочтения. Поэтому он думает: «сначала я обучусь хорошо скорочтению, а потом уже одолею эти 100 книг». Скорочтению он учится или долго, или медленно, или у него не получается. В итоге из-за того, что он не овладевает до конца скорочтением или просто погряз в этом процессе, он и не читает книги. В итоге есть и непрочитанные книги, и не особо освоенное скорочтение. Когда человек мог сразу начать читать этот список, пусть медленно, пусть как-то, возможно не все книги, но половину из них он бы прочел. В этом случае скорочтение является своеобразным оправданием для неудачного результата. Что ты думаешь по этому поводу? Как можно такую ситуацию преодолеть и на корню её не допустить?

[26:51] Павел Палагин: Во-первых, это печальная ситуация, которую ты описал. Человек, который захотел прочитать 100 книг. Если это классные книги, ещё куда не шло. Или 100 книг в год для своего быстрого роста очень может быть. У меня на этот год тоже стоит 100 книг. Нормальный человек понимает, зачем эта цель ему. Если человек не понимает, в какой области он будет развиваться, то пусть лучше поставит себе цель 10-20 книг в год, потому что завышенные цели приводят либо к завышению своей планки и ты сам быстро развиваешься. На мой взгляд скорочтение поможет человеку освоить 100 книг. Либо ты понимаешь: «оооой, я не могу». И вот ты не освоил ни скорочтение, ни книги не прочитал, поэтому ситуация просто печальна и плачевна. Что здесь сказать, если человек не владеет скорочтением, ставьте просто планку ниже — 20-30 классных книжек в год уже больше, чем, наверное, у половины людей в России. Сколько они читают? Если не больше, чем у 70% читающего населения России. Причём 20-30 хороших книжек, а не просто каких-то непонятных. Второе, скорочтение не оправдание, а наоборот, мне кажется, человек поставил себе цель прочитать больше книг и он хочет себя в этом ускорить. Вопрос, как он это будет делать. Есть разные подходы в скорочтении. Если они направлены только на увеличение скорости, то человек действительно может разочароваться. Он увеличил скорость, но запоминать при этом лучше не стал, он также отвлекается. Что до скорочтения, что после прочитанное особо не запоминается, он помнит на конец года, что прочитал какие-то книжки — красную, синюю и эту ещё, с картинками. Это не в коем случае не то, что на моё взгляд ему нужно. Как с таким не сталкиваться? Ставить цель — меньше книжек и читать так, как человек умеет. Если он взялся за скорочтение, то пусть тоже доведет это до конца. У скорочтения есть определенные этапы. Допустим, Этап увеличение скорости в 2-6 раз, чтоб человек читал быстрее и хорошо понимал, запоминал прочитанное, можно сделать за 2 недели. Но человек, не зная подхода, не зная, где остановиться, может это тренировать и полгода. Он готовится, готовится, готовится, но дело так и не начинает. Если человек много книг хочет прочитать, то он может это растянуть на год. Если он хочет начать скорочтение, то тоже может растянуть на год. Мне кажется, что эти процессы стоит запускать параллельно и учиться быстрому чтению, качественному запоминанию прочитанного, вниманию и параллельно читать книги. Если человек параллельно все эти процессы запустит, то он точно хоть сколько-то продвинется.

[29:26] Никита Маклахов: Дорогой мой слушатель, я очень благодарен тебе за то, что ты проводишь время в обществе меня и моих гостей. На подготовку каждого выпуска мы тратим десятки часов. Я хочу, чтобы ты знал, что затратив всего 2 или 3 минуты, ты можешь внести огромную лепту в развитие этого подкаста. Способов для этого существует множество. Оставь отзыв о подкасте на Itunes, расскажи про подкаст своим друзьям в соц сетях или в реальной жизни, подпишись на нашу рассылку на сайте willbedone.ru, поддержи подкаст материально или просто напиши мне личное сообщение в соцсетях. Твоя поддержка — это топливо, на котором работает двигатель нашего подкаста. Спасибо, что вдохновляешь нас двигаться вперед!

[30:11] Никита Маклахов: Смотри, из того, что я помню, когда я учился скорочтению, у меня был на начальном этапе был довольно длительный период — неделя, две или три, когда я начал заниматься скорочтением. Моя скорость и восприятие информации не то, чтобы не возросла, она даже упала, потому что происходила какая-то перестройка в техниках чтения. Как это стыкуется с тем, что ты говоришь, что нужно делать всё параллельно и на сколько это частая ситуация? Была ли это моя ошибка в процессе обучения или это нормальная ситуация, что в первое время скорость может немного упасть, а потом возрасти как-то резко?

[30:53] Павел Палагин: Во-первых, не скорость, а качество понимания. Во-вторых, у разных методик разный фокус. Вспоминая те методики, которые ты обозначил, с которых ты начинал, там именно фокус на вертикальное чтение в первую очередь. И они даже сами говорят, что этот способ не подходит для чтения художественной литературы. Поэтому при чтении текстов и книг, когда ты тренируешь вертикальное скорочтение, есть адаптационный период, в который эту скорость ты не можешь использовать. Когда вы тренируетесь, вы следите за балансом. Ваша задача знать две скорости. Первая скорость, когда я скорость повышаю и чувствую, что уже ничего не понимаю. Это может быть скорочтение фразами, диагоналями, вертикальное. Если вы знаете предл «тут дохожу и сразу понимание пропадает», значит это ваша тренировочная скорость. Она нужна нам не для поминания, а для тренировки мозга, чтоб ваш мозг разгонялся и он мог делать больше. Это первая скорость. Когда вы до нее дошли и потренировались, вы начинаете скорость опускать и опускаете до тех пор, пока не доходите до полного понимания текста. Когда вы дошли до скорости, на которой всё полностью понимаете, это вторая скорость, которую вам нужно знать. На данный момент это скорость понимания. Именно ей вы читаете и книги, и тексты, и договоры, и всё остальное. Очень часто люди не знают про эту особенность в освоении скорочтения. Когда они тренируются на максимальной скорости, они пытаются сразу читать. А она у них ещё не натренирована. Они чувствуют: «я вроде на этой скорости тренируюсь, а ничего не получается, наверное это не для меня». Скорость, на которой вы тренируетесь, нужна, чтобы вы наращивали мышцы, а скорость, на которой вы читаете и понимаете, нужна для того, чтобы вы обрабатывали текст. Если говорить про спортзал, когда мы тренируемся, сначала наши мышцы становятся больше, потому чуть опускаются. И большие веса нужны, чтобы мышцы росли. Мы берем штангу 130, выжимаем 2 раза, а хотели 5, не получилось. Кто-то скажет: беда, ойойой, айайай. А кто-то: не получилось 130, возьми 100 или 70. Чем больше человек будет работать на весах в 130, тем проще у него будут идти остальные. Здесь такая же ситуация. Когда вы работаете со скорочтением, нужны две скорости. Скорость, на которой мы тренируемся, и скорость, на которой читаем. Так как у нас есть градация по 5 скоростям, есть ещё промежуточные, когда мы человека отслеживаем, говорим: на этих скоростях тренируйся, а здесь читай. Постепенно после тренировочных скоростей, они становятся для него нормальными. То, что ты говорил про адаптационный период. Он уже чувствует, что может на них читать. Соответственно на этих скоростях он уже не тренируется, а читает, и мы даем ему более высокие скорости. Умение постоянно за этим следить помогает человеку постоянно расти. Здесь отдельно хочу затронуть художественные тексты. Их я сам читаю не быстрее, чем в 2-6 раз от обычной скорости чтения, которая есть после школы. Если вы увеличите восприятие художественной литературы более, чем в 6 раз, получается, как на быстрой перемотке, как ты говорил про аудиокниги или про видео. Он пришел, она пришла, они познакомились. Потом разошлись, потом снова встретились, поцеловались и всё хорошо. Но что он ей сказал, когда это конкретно было, весь смак пропадает. Не все скоростные методики это учитывают. Если вы художку не читаете, то можно пользоваться и другими методиками. Если читаете художественные книги, или ва мнужно прочитать договор подробно, технические задания, программирование, то здесь нужна вторая скорость чтения. Это, когда ты читаешь в 2-6 раз быстрее, без потери данных и с улучшением восприятия. Это скоростью читаются после прохождения скорочтения большинство текстов. Она удобнее, быстрее и комфортнее по восприятию.

[35:01] Никита Маклахов: Павел, спасибо за ответ. Мой следующий вопрос, мой контраргумент касался художественной литературы. И ты сказал, что ограничиваешь чтение художественной литературы определенным уровнем. Вопрос, как это выглядит на практике? Ты специально себя тормозишь, заставляешь себя читать медленнее, чем ты привык? Ведь по мере тренировки скорочтения ты привыкаешь к высокой скорости. Скорей всего, на мой взгляд, читать медленнее становится некомфортно. Помимо этого, одна из техник устранения в скорочтении регрессии, когда мы возвращаемся к прочитанному тексту и читаем его повторно. Вопрос тот же самый, если мы уже устранили регрессии, а к прочитанным художественным книгам хочется вернуться, прочувствовать момент ещ раз, как согласуется прочтение художественных текстов и те привычки, навыки, которые мы сформировали путём занятий скорочтением?

[36:01] Павел Палагин: Опять же здесь два вопроса. Давай начну с первого. Когда ты научился читать быстрее, можешь ли ты читать медленнее? Всё зависит от подхода. Мой подход подобен обучению человека, который учится водить машину. У нас в автомобиле есть передачи: первая, вторая, третья и четвертая. На какой скорости человек обычно едет по дороге? На той, которая оптимальна на данный момент. Если ты видишь, что там свободное шоссе, едешь быстрее. Если там пробка или колдобины, ты сбавляешь скорость. С чтением тоже самое. Тест неоднородный. Есть элементы, где он более насыщенный, а есть, где менее насыщенный. Какой-то текст лучше читать медленнее, какой-то — быстрее. Если человек обладает возможностью переключиться с одной передачи на другую, то он может варьировать свою скорость чтения таким образом, чтобы ничего не теряя, максимально быстро впитывать информацию. Если он не обучался этому, то у него постоянно первая передача. Можно представить, что человек выезжает из дома на работу, включает первую передачу и едет, едет, едет. Моя задача — помочь человеку осознанно научиться переключать передачи в зависимости от того, как быстро он хочет воспринимать информацию. Это просто передачи под задачу. Художку и документы читаем на второй, бизнес-литературу — на четвертой и так далее. Ты просто переключаешься на разные скорости и уверенно достигаешь своей задачи. Когда ты осознанно переключаешь задачи, тебе комфортно и ты знаешь, зачем ты это делаешь. Второй вопрос, про регрессии, поясню. Регрессия — это возвращение к тексту с целью его перечитать. У некоторых это особенность, а у некоторых, к сожалению, привычка. Прочитал? Перечитай на всякий пожарный. Методы скорочтения помогают человеку с первого раза понимал то, что ему нужно. Как с этим бороться? Есть разные методы, но я рекомендую не бороться, а осознанно понимать, как можно это использовать. Допустим, вы прочитали текст и хотите вернуться к нему. Если вы вернетесь сразу, ваш мозг расслабиться. Он прочитал текст, ему не нужно напрягаться, думать, вспоминать, что там было, он просто всё перечитывает. Это его не особо тренирует, просто вы читаете, читаете, читаете. Можно получить больше эффекта, сделать его сильнее. Вы прочитали текст и чувствуете, что вам непонятно. Остановитесь, подумайте, вспомните, что там было, что конкретно вам непонятно. Когда вы это делаете, вы проясняете картину прочитанного у себя в памяти, вы лучше это запоминаете. Если какой-то момент остался непонятным, то можно прочитать только его и он отложится в памяти в 3-5 раз лучше, чем вы просто это перечитаете.

[38:45] Никита Маклахов: Получается, даже из регрессии можно извлечь пользу, если подходить к этому осознанно, да?

[38:50] Павел Палагин: Здесь у меня такой подход по жизни: всё, что творец создал, можно для чего-то использовать. У меня нет каких-то плохих и хороших вещей. Если что-то есть, то тебе нужно понять, как это лучше использовать. Раз человек это делает, то лучше помочь ему делать это эффективнее чтобы это принесло ему больше пользы нежели объявлять это злом. Не нужно испытывать угрызения совести, что какой-то я не такой, прочёл, а не смог понять. Это просто съедает энергию и силы, и вместо того, чтобы читать дальше, можно сесть и загрустить. Если правильно человека направлять, то после занятий он больше, быстрее читает, он уверен в себе, делает это энергичнее и понимает где какой инструмент использовать для роста. Это вопрос о том, как мы раскрываем человеческий потенциал подобными техниками. На чем фокусируемся, то и получаем.

[39:44] Никита Маклахов: Согласен, такой подход мне нравится, мне по душе. Есть ещё один момент, который лично меня смутил в то время, когда я занимался освоением и тренировкой скорочтения. Когда я прекратил свои тренировки по скорочтению, моя скорость начала резко падать. Если мы научились кататься на велосипеде, то мы никогда не разучимся. Если мы тренировали скорочтение и бросили тренировки, то результаты наших трудов могут очень быстро сойти на нет. На сколько я здесь прав, на сколько можно не допустить такой ситуации, как сохранить скорость чтения, когда мы прекратили активные и целенаправленные тренировки?

[40:28] Павел Палагин: Действительно, часть подходов направлена на то, что скорочтение у тебя есть только до тех пор, пока ты тренируешься. Мне пришлось разграничить эти скорости не на одну-две, а на пять.Чтение по одному слову, фразы, диагональю, вертикальное чтение, фото-чтение. Это как градации мышц. То есть, на сколько ты натренирован или не натренирован. Нам удалось добиться того, что, когда человек учится читать в 2-6 раз быстрее, этот навык он сохраняет на всю жизнь. Он может вс. жизнь им пользоваться. Ну как всю жизнь? Мы существуем с 2009 года. Сейчас 2017. Получается, что мы наблюдаем за людьми уже 8 лет. Они этим пользуются, они это применяют, нам это очень приятно, им тоже. Что касается велосипеда. Давай его возьмем как пример. Когда человек не умеет ездить на велосипеде, он ходит пешком. У него одна скорость движения. Это первая скорость чтения — чтение по одному слову. Когда человек садится на велосипед, он начинает ездить в 3-4 раза быстрее. Когда он обучился велосипеду, этот навык сохраняет на всю жизнь. У нас это вторая скорость чтения — чтение фразами. Эта скорость ускоряет восприятие человека в 3-4 раза. При этом ничего не теряет, он может читать любые тексты с улучшенным запоминанием. Когда он это осваивает, это остается на всю жизнь. Возьмем велосипед дальше. Когда ты научился на нем ездить, появляются разные интересные фигуры. Ты можешь прыгать вверх, вертеться, крутиться на переднем колесе. Это более сложные навыки езды на велосипеде. Если человек из осваивает, но не тренирует, а через два года решит сделать нетренированную мертвую петлю на велосипеде, возможно она такой и окажется. Не дай Бог, конечно. Эти навыки надо поддерживать. И в диагональном или вертикальном чтении ускорение идёт в 10-15 раз от базового уровня. Когда к нам приходят аналитики, юристы, помощники судей, которые завалены информацией, они увеличивают скорость в 10 раз и постоянно её используют. У них это поддерживается естественным путем. Если человек не особо читает, то увеличивает скорость чтения в 2-6 раз. Даже если он не читал полгода, он может эту скорость вернуть. Всё как с велосипедом. Если человек научился ездить, а дальше не пошел, то через полгода он сел на велосипед и снова поехал. Именно разграничение скоростей помогло нам помогло сделать скорочтение похожим на навык езды на велосипеде.

[42:53] Никита Маклахов: Павел, спасибо за подробный ответ! Я снова подведу супер-короткое резюме. А ты, пожалуйста, проверь, что я тебя правильно понял. Мы в этом блоке обсуждали основные контраргументы против скорочтения и Павел пытался, при чём успешно их отразить. Итак, что нужно помнить, чтобы подружиться со скорочтением и не бросить его на этапе освоения? Первое, чтобы скорочтение не было причиной прокрастинации самому процессу чтения, можно и нужно осваивать скорочтение параллельно в повседневной жизни, продолжать читать книги и постепенно осваивать скорочтение. При этом, чтобы на этапе освоения скорочтения вы не столкнулись с жестким периодом адаптации, когда вы из-за перестройки начинаете хуже усваивать поступающую из книг информацию, помните, что не стоит читать на тренировочной скорости.То есть, тренируемся мы на максимально возможной для нас скорости, а читаем на приемлемой, на которой мы усваиваем всю необходимую нам информацию. Нужно ограничивать скорость. Не пытаться подходить к художественной литературе также, как деловой или бизнес-книгам. В этом плане нужно знать, что при грамотном освоении скорочтения у вас появится навык переключать скорости. То есть, художественную литературу читаем чуть медленнее, деловую — чуть быстрее, а если нам нужно посмотреть что-то, найти необходимую информацию, то читаем вертикально или другими чудесными способами, которыми я лично пока не владею. Дальше, чтобы у вас не было впечатления, что скорочтение у вас пропало после того, как вы прекратили активные тренировки, нужно также помнить о том, что есть, условно, 5 основных скоростей. Энергоемкие и самые трудные скорости 4 и 5 — вертикальное чтение — скорее всего отвалятся, если вы прекратите регулярные тренировки. Но основные скорости — 1, 2 и 3 — останутся с вами надолго и будут помогать вам, даже если вы уже забросили тренировки и не посвящаете им время и внимание.

[45:13] Никита Маклахов: Наш сегодняшний розыгрыш в рамках мини-конкурса «Книга за отзыв» уникален тем, что победителю достанется произведения нашего гостя Павла Палагина под названием «Скорочтение на практике: как читать быстро и хорошо запоминать прочитанное». Книга предоставлена нашими друзьями из издательства «МИФ», за что им огромное спасибо. Счастливчиком, который может сразу после выпуска проверить идеи и рекомендации Павла на практике, становится молодой человек с ником LeoGarcik. Процитирую его отзыв: «Интересные темы, всегда замечательные гости и качественная подготовка каждого эпизода. Пожалуй, самый полезный подкаст, включая все подкасты, которые я прослушал на английском языке». Лео, благодарю тебя за теплые слова и поздравляю с победой. Чтобы получить свою заслуженную награду, пожалуйста, не забудь написать мне на почту или в любую из социальных сетей и прислать свой почтовый адрес. Напоследок я ещё раз повторю правила конкурса для тех, кто слушает нас впервые. Оставьте отзыв о подкасте в ITunes, и если отзыв окажется самым свежим на момент записи нового выпуска, то книга ваша. А если не окажется, то вашей станет открытка из Таиланда. Вот так просто!

[46:40] Никита Маклахов: У нас в гостях не так давно был Игорь Манн, и среди прочего мы как раз обсуждали с ним его подход к чтению и к работе с книгами. Игорь поделился с нами, что он использует довольно любопытную систему заметок. Он отмечает на полях цифру +1, если встречает идею, на которой можно заработать. Дальше он ставит восклицательный знак, если встречает мысль, которую можно использовать в презентации, и просто подчёркивает текст, если считает, что эта мысль не очень актуальна, но в будущем она может ему понадобиться и быть полезной и превратиться в +1 или в восклицательный знак. Расскажи, как ты выстраиваешь работу с информацией в книгах, с заметками? Есть ли у тебя тут какие-то свои фишки, интересный лайфхаки, как любят их обычно называть?

[47:30] Павел Палагин: Ещё раз скажу, что у меня есть система отбора книг. Когда я работаю с книгой 2 минуты в начале, я понимаю, какая у книги структура и возможность быть мне полезной. Когда я работаю с ней 20 минут и чувствую, что хочу с ней подробнее разобраться, я рисую майндмеп по этой книге. Это занимает 5-10 минут, но помогает гораздо лучше уложить мысли. В ней можно использовать содержание, ключевые заголовки, если в книжке есть какие-то картинки или системы (такие как у Коллинза «От хорошего к великому» или как у Кови «7 навыков высокоэффективных людей»), то в книге сквозит одна система. Если вы заранее эту систему нарисуете себе, она поможет лучше уложить информацию. У меня нет +1 и восклицательных знаков. Спасибо за мысль, мне понравилась, может я попробую. Я работаю с ручкой. Если я вижу, что есть интересная тема или тезис, которые я хочу запомнить лучше, я не только собираю урожай, то есть делаю мини-паузу на осмысление, про которую чуть позже расскажу, но я это и подчеркиваю. Если я вижу, что мысль можно внедрить в жизнь, и она даст мне максимум пользы, я я её выписываю на листочек. Когда я дочитываю книгу, у меня по ней есть отчёт. Внутри книги заметки, что происходит, а на отдельном листочке, что я сделаю после прочтения этой книги, чтобы моя жизнь стала лучше. Дальше я с этим работаю, чтобы моя жизнь действительно становилась лучше. На мой взгляд книги нужны не для того, чтобы их прочитать и сказать, что я типа умный, а для того, чтобы моя жизнь становилась лучше. Еслия с книгой начинаю взаимодействовать, как с партнером или как с тренером по улучшению моей жизни, моя задача — получить на выходе конкретный и измеримый результат. Вот столько-то понтов сделай и улучши свою жизнь.

[49:20] Никита Маклахов: Хорошо, что ты это отметил, потому что весь наш подкаст именно об этом — как с помощью каких-то прикладных инструментов, в нашем случае книг, улучшить свою жизнь. Поэтому у меня вопрос — есть ли у тебя какие-то правила и принципы по поводу этих пунктов? Например, пока я не выполню половину пунктов из списка, я не перейду к чтению следующей книги. Как ты взаимодействуешь с этими пунктами после чтения?

[49:48] Павел Палагин: Хочу рассказать про тему, которую мне дал Роберт Кийосаки. У людей всю жизнь будет две проблемы с деньгами — либо их будет слишком мало, либо — слишком много. Каждую из этих проблем нужно научиться решать. Вопрос в том, на каком уровне ты хочешь работать? Перекладывая это на тему чтения текстов и использования их, когда я жил в деревне в Волгоградской области, у меня был дефицит полезных идей для улучшения жизни. Я не знал, что сделать, кроме того, что я уже знал. Это меня очень сильно напрягало и было неприятно. Когда я освоил скорочтение, я понял, что у меня проявляется проблема второго уровня, что у меня переизбыток того, что я могу сделать для улучшения своей жизни, мне уже приходится расставлять приоритеты. Первый лайфхак: если я вижу, что идею из этой книги я могу реализовать за пару минуты и она уже мою жизнь улучшит или окупит эту книгу, что тоже часто бывало, то я прямо в этот момент закрываю книгу, реализую то действие, что я могу сделать. Бывало такое, что некоторые книги окупали себя в 10 или 100 раз. Тут же радостный садишься обратно, открываешь книжку и с довольнейшей улыбкой на лице продолжаешь читать, так как видишь, что книга принесла тебе результат и улучшила жизнь. Второй лайфхак. Так как я читаю много и прорабатываю много, как на этой неделе я три книжки проработал, то я понимаю, что у меня уже копится много информации и я физически не успеваю внедрить всё. Здесь на помощь приходит господин Парето с его системой 20 на 80. Я понимаю, что из 5, 10 или 20 пунктов, которые я прописал, какие 20 процентов я могу внедрить, которые принесут мне максимальный результат здесь и сейчас. Моя задача — сделать именно их, потому что из моего опыта работы с книгами, остальные 80% я в каких-то книгах ещё может быть встречу либо с другой книгой, либо когда буду эту книгу перечитывать, если уже закончил читать и понимаю, что она для моего золотого книжного запаса. Поэтому я внедряю ключевые вещи, а остальные я оставляю, потому что я это знаю, оно остается в моей памяти. Я советую либо сразу же внедрять, если ты можешь сделать это за несколько минут, либо если это делается дольше, выбирать самые-самый топовые вещи, которые ты можешь сделать здесь и сейчас. Это помогает вам очень быстро расти во всех направлениях в море информации.

[52:23] Никита Маклахов: Здоровская мысль про внедрение микро идей в жизнь сразу без задержки. На мой взгляд она очень хорошо согласуется с системами эффективности вроде GTD, потому что там тоже советуют все маленькие задачи, которые можно сделать прямо сейчас, не запоминать или заносить куда-то, а сразу сделать, чтобы они не занимали место ни в голове, ни на бумаге.

[52:45] Павел Палагин: Да, тоже мне очень нравится в этом плане, кто не изучал, рекомендую тоже.

[52:50] Никита Маклахов: Павел, следующий мой вопрос будет касаться привычек. У меня есть обучающая программа, которая называется «Игра в привычки» и в рамках неё мы учим людей безболезненно и без насилия над собой осваивать практически любые привычки. Так вот мне интересно узнать, какие привычки лежат в основе скорочтения? То есть, какие привычки являются фундаментальными для скорочтения, какие привычки ты бы советовал освоить, возможно 2-3 штуки, для тех людей, которые хотят внедрить навык скорочтения на подкорку?

[53:20] Павел Палагин: Первая привычка — это просмотр перед чтением. Я называю эту привычку «понять за 60 секунд» — аналогия с одноименным фильмом. Задача — просмотреть текст перед тем, как ты начал читать его, обратить внимание на ключевые моменты — цифры, заголовки или названия — не дольше, чем за одну минуту. Задача — понять в чём там суть. Что самое главное, когда вы просматриваете текст, мозг фиксирует всё, что там написано. И когда вы начинаете текст читать второй раз, мозг считывает его как уже знакомый. Это как перед тем, как куда-то ехать на машине, вы смотрите карту, а потом, когда вы едете, вы чувствуете себя спокойнее и увереннее, потому что знаете, где что расположено. Здесь то же самое. Вы текст просматриваете перед чтением и, когда начинаете читать, он вам и читается быстрее, и запоминается в несколько раз лучше. Поэтому освоение этой привычки в течение 21 дня даст ощущение, что вы стали лучше запоминать. Некоторые тексты даже не надо будет читать, вы их просмотрели и вам всё понятно. Может вы уже пересматриваете тексты, вы их не читаете. Вы уже видели текст 10-20-30 раз, вы его бегло просмотрели и вы уже знаете, какие элементы там важны, а какие не очень. Вторая привычка — допустим для начинающих — попробуйте технику «указка» или «палец». Когда вы читаете текст, ставьте палец ниже на 2-3 строчки и ведите им пока читаете. Сначала вы просто водите полстраницы или страницу, примерно понимаете, какая у вас скорость. А дальше пытаетесь вести чуть быстрее. Это немного выведет вас из зоны комфорта. На договорах на миллион долларов не рекомендую это сразу же применять, но когда вы читаете книгу или статьи, просто быстрее водя пальцем в полтора раза вы сможете быстрее это считывать. Ему нужен ориентир. Это как придти на спорт без тренера. Что-то там поковырялся, написал в телефончике. А когда ты пришел с тренером, ты работаешь на более полную мощность, потому что у тебя есть направляющий. Когда у вас есть пальчик, который направляет и делает это быстрее, то ваш мозг старается успевать. Лично для меня скорочтение без запоминания не понятно. Если вы смогли быстрее прочитать, но не запомнили это, то лично для меня вы занимались непонятно чем. Чтобы вы ещё лучше запоминали в этом процессе и чувствовали больший эффект, то я поделюсь техникой, которая называется «мхатовская пауза». Когда мы говорим, то идет восприятие текста. Когда наступает пауза в общении, у вас происходит процесс лучшего усвоения. Во время чтения люди часто бегут-бегут-бегут. И мозг даже не успевает схватить долю секунды, чтобы он мог это хоть немного переварить и впитать. Я называю это «информация влетает в трубу и из нее же вылетает». У нас есть труба оперативной памяти. Во время чтения всё туда влетает, и оттуда вылетает. Когда вы нашли какую-то интересную мысль, тезис, правило, идею, о которой стоит немного подумать, возьмите паузу хотя бы на 1-3 секунды. Вы увидели идею и на 1-3 секунды убираете глаза и думаете, а что там было. После этого идёте дальше. Вот такая мини-пауза позволит вам сделать точки на ключевых моментах в тексте. Когда вы так начнете считывать, то почувствуете, что эти моменты стали вам лучше запоминаться. Соединение этих вещей: посмотрели текст перед прочтением, чтобы понимать, о чём он, быстрее поводили пальчиком, во время ключевым моментов сделали паузу, чтобы акцентировать внимание мозга именно на этом. Вы уже будете читать быстрее и запоминать лучше. Из нескольких десятков подобных методик или техник состоит комплексный подход. Когда вы их осваиваете и привыкаете к ним, как к привычкам. С ними вы начинаете читать в несколько раз быстрее и для вас это не выглядит космосом. Для вас это понимание нового набора привычек, который вас в этом ускоряет.

[57:44] Никита Маклахов: Отлично, Павел, спасибо большое, что поделился. Давай тогда заключительный раз подведу небольшое резюме. И перейдем к финальному опросу. Итак, мы с Павлом обсудили некоторые привычные моменты работы с книгами. И вот чем с нами Павел поделился. Во-первых, он рекомендует рисовать майндмеп — интеллект карту — по книге, причём перед чтением книги. Делать это можно пройдясь по оглавлению. Во время чтения вы сможете эту карту осознанно доработать на основе той информации, которую вы почерпнули из книги. Во-вторых, Павел ведет заметки, при чём микро идеи он не записывает, а сразу же их внедряет, чтобы получить практическую пользу от книг. Это на мой взгляд очень разумная идея, которую я сам попробую внедрить в свою жизнь, и вам, дорогие слушатели, тоже рекомендую. С остальными идеями, которые нельзя внедрить в моменте, он действует по принципу Парето. То есть, из всего объема он выбирает 20% ключевых идей, которые на его взгляд могут принести отдачу, и работает с ними. Остальные оставляет на потом, в логичном допущении, что стоящая идея встретиться в другой книге. И тогда, возможно, он уделит ей больше внимания. Кроме этого Павел посоветовал нам 3 привычки, которые позволят нам читать быстрее и эффективнее. Во-первых, просматривать бегло текст перед чтением, затратив на это не больше минуты. Во-вторых, водить пальцем по строкам чуть ниже, чем мы читаем, и постепенно ускорять эту «указку», чтобы стимулировать мозг на более активную работу. В-третьих, делать периодические паузы, чтобы осмыслить прочитанное. Вот три привычки, на мой взгляд, довольно простые. Почему бы их не внедрить? А теперь, Павел, я предлагаю перейти к нашему регулярному классическому опросу, в рамках которого я спрашиваю у гостей сразу три вещи — книга, привычка и сервис. Давай начнем с книги, какую книгу ты бы хотел посоветовать мне и нашим слушателям. Сразу оговорюсь, что твою книгу мы укажем в аннотации к подкасту, так что можешь её не называть.

[1:00:11] Павел Палагин: Давай поделюсь книгой, которая на меня повлияла, когда я только начинал свой быстрый рост. Одна из первых книг по финансам, которую прочитал — «Путь к финансовой свободе» Бодо Шефера. Я много где про нее говорю. Она оказала на меня сильное влияние, когда я понял, что количество денег в моей жизни может постоянно увеличиваться, когда я пользуюсь правильными привычками.

[1:00:32] Никита Маклахов: Отлично с книгой мы разобрались. Давай перейдем к привычке, с которой ты не расстаешься уже давно, и которую считаешь одной из ключевых в своей жизни.

[1:00:11] Павел Палагин: Пить полтора-два литра воды. Когда я стал это делать, почувствовал себя гораздо лучше. У меня сейчас много разных привычек. И у меня есть цель — создать лучшую версию себя из привычек. Два литра воды помогли мне поменять питание в лучшую сторону, я стал хотеть меньше есть. Я встаю с утра — два стакана воды. Сына сейчас тоже приучаю. Он видит, что я делаю и тоже это делает. Полтора-два литра воды — это привычка с которой я не расстаюсь и даю её всем и каждому.

[1:01:17] Никита Маклахов: Согласен, привычка очень достойная, толковая. И давай перейдем к сервису. Сервис, приложение, программа — что угодно, что облегчает тебе жизнь или работу в повседневном ключе?

[1:01:29] Павел Палагин: У меня сейчас происходит наоборот минимизация сервисов. Я себе делаю смарт диджитал детокс, то есть это минимизация времени в интернете, соцсетях, в мессенджерах. То, что мне помогает — это EverNote. Это место для заметок, где я записываю свои мысли и могу их оперативно найти и сохранить там то, что мне нужно.

[1:01:52] Никита Маклахов: Для слушателей я добавлю, что твой информационный детокс я почувствовал на себе, когда сначала месяц пытался достучаться до тебя в Facebook, потом месяц на почте и ещё месяц в Skip. Так что то, о чём говорит Павел — это не только слова, но и реальная практика. Хорошо, давай подведем итоги. Книга — «Путь к финансовой свободе» Бодо Шефера. Привычка — пить 1,5-2 литра воды в день. Сервис — довольно популярный в нашем подкасте EverNote — сервис для заметок и для работы с текстовой информацией. Отлично, на этом мы будем постепенно прощаться. Павел, благодарю тебя за уделенное время. Благодарю, что в какой-то степени поменял моё представление о скорочтении. Желаю, чтобы в будущем у тебя было десятки тысяч таких же благодарных слушателей и студентов как я. А вам, дорогие слушатели, я пожелаю помнить, что мы живем в эпоху информации, которой всюду очень много и становится только больше, так что умение быстро осваивать, обрабатывать и внедрять эту информацию является существенным конкурентным преимуществом. Осваивайте скорочтение и это повлияет на то, что в вашей жизни всё самое важное будет сделано! Успехов и до новых встреч!

[1:03:16] Павел Палагин: Счастливо!

[1:03:20] Никита Маклахов: В следующем выпуске к нам в гости придёт Андрей Онистрат — бизнесмен, банкир, спортсмен и вице президент федерации триатлона Украины. Многие также знают Андрея как бегущего банкира. Бывает, что у людей не хватает мотивации, не хватает начального импульса, чтобы запустить мощный процесс позитивных перемен в жизни, заняться спортом или открыть свое дело. Андрей это именно тот человек, который умеет заряжать других людей на великие свершения. Я не гарантирую, что вам обязательно понравится, что и как Андрей будет говорить, но вы точно не останетесь равнодушными. В нашей беседе с Андреем мы обсудим, как выходить победителем из сложных жизненных ситуаций, откуда брать энергию и мотивацию для выдающихся жизненных результатов и каким образом можно найти время для занятий спортом на профессиональном уровне, даже если у вас свой бизнес и пятеро детей. Не пропустите!

[1:03:20] Никита Маклахов: Вы прослушали очередной подкаст от проекта «Будет сделано!». Чтобы вы могли извлечь из него ещё больше пользы я создал специальный бонусный документ. В этом документе в очень удобном и красивом виде собраны все самые главные рекомендации от наших гостей по каждому выпуску. Напишите нам пару приятных слов на странице подкаста в iTunes или опубликуйте ссылку на подкаст на своей странице в любой из социальных сетей, а после этого напишите мне в личные сообщения или на почту. Я буду рад отправить вам этот бонусный документ. Также не стесняйтесь присылать мне свою обратную связь, вопросы, идеи и комментарии. А я в свою очередь приложу все усилия к тому, чтобы каждый выпуск был интереснее и насыщеннее предыдущего. Оставайтесь с нами и всё самое важное в жизни будет сделано!