Как стать хозяином своих эмоций? Цитата Сергея Шабанова из выпуска подкаста Будет сделано!

Гость выпуска — Сергей Шабанов, бизнес-тренер, владелец и генеральный директор тренинговой компании EQuator, проводящей тренинги на тему эмоционального интеллекта более 10 лет. Узнаем, как управлять своими эмоциями!

Также подкаст можно слушать с помощью: Apple, Google, Яндекс, VK

Любимые книги гостей подкаста

В каждом выпуске наши гости рекомендуют лучшие, по их мнению, книги. Мы тщательно изучили рекомендации, убрали лишнее и оставили главное! Заполните форму и мы тут же пришлём вам на почту сочный PDF-документ со списком 10 лучших книг по версии героев подкаста. Стоит прочитать!

Ссылки и полезная информация

Содержание подкаста

[02:51] Что такое эмоциональный интеллект? Кто придумал этот термин?
[05:09] Какие виды интеллекта бывают? Можно ли их развивать?
[09:59] Как измерить эмоциональный интеллект? В чём его глобальная драма?
[18:34] Как правильно выражать эмоции? Что такое эмпатия?
[25:17] Какие эмоции бывают? Какие из них главные, плохие, хорошие? Какими словами их обозначать?
[37:54] Какие эмоции помогают эффективно работать, а какие мешают?
[41:51] Можно ли специально вызывать эмоции словами? От каких слов избавиться по мнению Сергея Шабанова.
[52:29] Почему «серое вещество» в мозге на самом деле белое? Чем заняты зеркальные нейроны? Как «включить логику» и снизить накал страстей?
[56:50] Осознавание и осознанность — это одно и то же? Как управлять эмоциями?
[63:02] Рекомендации в рамках рубрики «Три в одном»: книга, привычка, сервис.

В выпуске были упомянуты

1) Emotional Intelligence — знаменитая статья Питера Саловея и Джона Майера
2) От хорошего к великому — книга Джима Коллинза
3) Шкала интенсивности базовых эмоций — бонусный документ от Сергея Шабанова
4) Десять способов управлениями эмоциями — бонусный документ от Сергея Шабанова

Сергей Шабанов в Интернете

1) shabanov_sergey — профиль во ВКонтакте
2) sergey.eq — профиль в Facebook
3) EQuator — сайт компании Сергея Шабанова

Рубрика «Пять в одном»

1) Книги — Алёна Алёшина и Сергей Шабанов «Эмоциональный интеллект. Российская практика», Стивен Кови «7 навыков высокоэффективных людей»
2) Привычки — утром улыбаться и произносить аффирмацию, а вечером тренировать дыхание
3) Сервис — Team Viewer для удалённого доступа к компьютеру
4) Вопрос — Зачем?
5) Фильм — Москва слезам не верит

Результаты конкурса «Книга за отзыв»

Екатерина Тиханова выиграла книгу Франсеск Миральес и Эктора Гарсиа «Икигай»

Главные идеи выпуска

1. Эмоциональный интеллект — это умение осознавать свои и чужие эмоции, а также управлять ими. Он важен для бизнесменов, хотя бытует мнение, что бизнес и эмоции несовместимы. Успешность и эффективность на 85% зависит от эмоционального интеллекта.
2. Оценить свой уровень развития эмоционального интеллекта можно интуитивно. Если вы общаетесь с людьми на дружелюбной волне, то всё в порядке.
3. Эмоции нужно выражать до того, как они накопятся. Они усиливаются, если не замечать их на начальной стадии или сдерживать вместо того, чтобы выразить.
4. Осознать чужие эмоции можно тремя способами: определить по невербальным сигналам, спросить у человека напрямую или воспользоваться силой эмпатии.
5. Базовые эмоции: страх, гнев, печаль и радость. Человек никогда не бывает безэмоционален. Хотя бы маленькая интенсивность эмоций всегда присутствует.

Практические рекомендации

1. Первый способ снизить силу эмоции: поймайте её, определите и назовите словом.
2. Второй способ снизить силу эмоции: умножайте в уме двузначные числа или овладейте техникой медленного выдоха (выдох в 5 раз медленнее, чем вдох).
3. Поставьте будильник через каждые 5 часов и спрашивайте себя: «Что я чувствую и что хотел бы чувствовать?» Это прокачает навык осознания, который необходим для управления эмоциями.
4. Чтобы лучше разбираться в своих эмоциях, внедрите привычки для поддержания хорошего настроения в разных сферах жизни. Например, вы можете вести дневник благодарности, делать фотографию дня, тренировать перед зеркалом улыбку, встречать рассветы, делать людям комплименты, смотреть на звёзды.
5. Спрашивайте себя, адекватны ли ситуации те эмоции, которые вы испытываете.

Понравился выпуск? Послушайте также

Спонсор выпуска

Благодарим Дмитрия Тарасова, который создал органайзер для личных целей и задач Хаос-контроль, за помощь в работе над выпуском. Органайзер построен на основе методологии Getting Things Done, подходит как для краткосрочного, так и для долгосрочного планирования и доступен на всех платформах. По кодовому слову willbedone вы можете получить скидку 20% при покупке версии приложения для Windows или Mac.

Текстовая версия подкаста с Сергеем Шабановым

[00:29] Никита Маклахов: Добрый день! В эфире подкаст от проекта «Будет сделано!» — программа для тех, кто хочет больше за меньшее время, а также жить и работать без стресса. Я её ведущий Маклахов Никита. Сегодня у нас в гостях Сергей Шабанов, владелец и генеральный директор компании EQuator. Сергей уже больше 10 лет проводит тренинги на тему эмоционального интеллекта. А ещё он в соавторстве со своей женой Алёной Алёшиной написал книгу «Эмоциональный интеллект. Российская практика». Сегодня мы будем беседовать с Сергеем на тему эмоционального интеллекта. Подробно обсудим, что это такое, чем он может помочь в вопросе построения счастливой и насыщенной жизни, и, конечно же, как его можно развить. Перед тем, как мы начнём нашу беседу, я хочу поблагодарить Дмитрия Тарасова и его приложение Хаос-контроль за помощь и поддержку в создании этого выпуска. Хаос-контроль — это электронный органайзер личных целей и задач для людей с предпринимательским складом ума. Это означает не то, что у вас обязательно должен быть свой бизнес, а только то, что вы должны быть нацелены на достижение результата. От своих конкурентов это приложение отличается тем, что ставит во главу угла именно цели, ведь часто бывает так, что мы добавляем в свой планировщик десятки задач, не особо задумываясь, к чему именно должно привести их выполнение. В результате мы весь день занимаемся бурной деятельностью, но ощутимых результатов не получаем. С Хаос-контролем такого не случится. Если вам нужен удобный инструмент для краткосрочного и долгосрочного планирования, который также доступен на всех платформах, обратите на него внимание. Более подробную информацию вы сможете найти на сайте хаос-контроль.рф, адрес нужно вводить русскими буквами. А по кодовому слову willbedone, которое нужно будет ввести при оформлении заказа на сайте приложения, вы сможете получить скидку 20% на покупку версии для Windows или для Mac. А мы переходим к Сергею. Сергей, привет!

[02:50] Сергей Шабанов: Привет!

[02:51] Никита Маклахов: По традиции я начинаю беседу с прояснения терминов и формулировок. Расскажи, что ты вкладываешь в понятие «эмоциональный интеллект»?

[03:00] Сергей Шабанов: Если говорить сразу с места в карьер о том, что вкладываю, вернее, мы, компания EQuator, то у нас есть модель эмоционального интеллекта, которую мы можем назвать русской. Это совокупность четырёх навыков или четырёх факторов. Первый фактор — уметь осознать свои эмоции, второе — осознать эмоции других, осознание. И два фактора, связанных с управлением: управление своими эмоциями и управление эмоциями других. Такова наша модель эмоционального интеллекта. Когда люди впервые слышат этот термин, у большинства возникает ощущение, что есть какая-то странность в сочетании несочетаемого. Некоторые говорят: «Что за чушь и бред, не может же быть такого — эмоциональный интеллект», в нашем социуме эмоции и интеллект находятся где-то в разных углах. Поэтому для многих людей это звучит как-то странно.

[03:50] Никита Маклахов: Сергей, в своём ответе ты отдельно отметил, что у вас именно русская модель эмоционального интеллекта. Какие ещё есть модели, и чем они отличаются? Есть ли, допустим, особая американская, европейская модель? Есть ли принципиальная разница?

[04:05] Сергей Шабанов: В 1990 году два американца, Джон Майер и Питер Саловей написали статью под названием «Эмоциональный интеллект». Это было одно из первых упоминаний об этом термине. В своё время, когда мы поняли, что в этом термине есть что-то важное, потому что мы занимались бизнес-тренингами, бизнес и эмоции, с одной стороны вроде как вещи несовместимые, опять же, на уровне мифа, а с другой стороны — понятно, что бизнес очень эмоционален, и умение владеть эмоциональной сферой очень важно для бизнеса. И у людей маленькая грамотность на эту тему: кто-то говорит, что надо обязательно изучать психологию, каждый управленец, лидер должен быть психологом, кто-то говорит: «Ни в коем случае, только не психолог». Тема эмоционального интеллекта для нас оказалась похожей на психологический ликбез для людей бизнеса. Есть ещё израильская модель — Рувен Бар-Он, есть такой товарищ. Поскольку это очень популярная на западе методология, приносящая, в общем, неплохие деньги, то битва за авторство идёт. Изначально это американская идея так назвать — эмоциональный интеллект.

[05:09] Никита Маклахов: Смотри, если говорить об обычном IQ, обычном интеллекте, то, насколько я знаю, часть его уровня зависит от наследственных параметров, и часть развивается в процессе развития человека, в процессе развития ребёнка, в процессе обучения. А можно ли сказать такое об эмоциональном интеллекте? Какая часть заложена в нас природой, по наследству нам передалась, на какую часть влияет социум, воспитание и обучение?

[05:36] Сергей Шабанов: Социальный миф очень глубоко в нас укоренён по поводу обычного интеллекта, IQ. А что значит — обычный интеллект? Та часть наших когнитивных умственных способностей, которые впервые удалось измерить. Есть тест на IQ, на самом деле, неправильно называть его тест на интеллект. Нужно называть его тест на логико-математический интеллект. Заранее, в 70-х годах Гарднер говорил, что IQ — это не весь интеллект, это только некая его часть. В его концепции было 9 видов интеллекта: внутриличностный, межличностный, музыкальный и кинестетический. То есть у спортсмена высоко развитый кинестетический интеллект, а у музыканта — музыкальный. Гарднер ввёл экзистенциальный интеллект. А как это всё заложено, что на наследственное, что на способности попеть, тоже очень трудно. То, что мы знаем про IQ, это некоторая упрощённая модель. IQ — это способность логико-математическая, эта способность годам к 25 выходит на определённый уровень, дальше его развивать невозможно, можно только усиливать свою эрудицию, добирать знаний. Какая из них часть наследственная, какая — развитая? Примеры Маугли нам говорят о том, что если IQ не развивать, если ребёнок в стае прожил где-то до 5-7 лет, то дальше его уже не развить никак. При этом, мы много ведём родительских тренингов, тренингов для детей: «давайте развивать IQ ребёнка до 2-х лет, до 3-х лет» — тоже неправда, всему своё время. Да, развивать нужно, но перебарщивать не стоит, нужно смотреть за тем, что ребёнок выбирает сам. А что касается эмоционального интеллекта, то, опять же, учёные считают, что его можно развивать всю жизнь. Интуитивно нам и так это было ясно. Может быть, ты задавался вопросом когда-то, умный и мудрый — это одно и то же, или нет? То есть мудрый вроде как обязательно умный, но умный не всегда мудрый. Что такое мудрость? Мудрость — это ещё какие-то способности, в том числе и социальные. Мудрость, как говорят, приходит с возрастом.

[07:39] Никита Маклахов: Я знаю, что есть типология под названием «Соционика», и, в частности, она делит людей на логиков и этиков. Думаю, тебе, как психологу, это тоже знакомо. И у меня складывается ощущение, что у этиков по умолчанию эмоциональный интеллект развит выше, чем у логиков. Говорит ли это о том, что развивать эмоциональный интеллект нужно только логикам, а у этиков и так всё с этим в порядке, они и так хорошо осознают свои эмоции и эмоции других людей?

[08:09] Сергей Шабанов: Мы считаем, что значимость типологий завышена. Типологии любят только определённый тип людей, скорее, это логики. Потому что есть такая идея, что можно взять, составить некоторую матрицу или сетку, в соционике 16 типов, или 4 чаще всего в типологиях встречаются — красный, синий, жёлтый, зелёный, зигзаг, квадрат, круг. В общем, этих типологий придумано до беса, и дальше в эту матрицу мы будем всех вписывать, потом сидеть и выстраивать взаимодействие с этими людьми, с клиентами, с покупателями, с партнёрами, с руководством, исходя из этого типа. На самом деле, способность этих типологий очень маленькая, потому что зачастую эти типологии, если в них вчитаться, написаны как гороскопы, ты найдёшь себя в любом типе, так или иначе. Рекомендации, как вести себя с каким типом, тоже странны. В общем, мы их не любим. В 60-е годы, например, прошлого столетия во время Хрущевской оттепели стала развиваться поэзия, если вы помните, Евтушенко последний, недавно ушедшей из этой когорты, и наука, физика. Делили на физиков и лириков, можно и так. Эмоциональный интеллект развивать можно и тем, и другим. Я могу точно сказать, что если у людей низкий IQ, то эмоциональный интеллект развивать, по крайней мере, по нашим методикам, трудно. Потому что некоторые логические связи нужно уметь выстраивать, и само название, эмоциональный интеллект — это умение разумно обрабатывать информацию, логико-математически, в том числе, заложенную в эмоциях. Понимать, как они возникают, как они меняются, как они переходят одна в другую, какие есть взаимосвязи, что с ними делать. Всё это, в общем, логическая вещь.

[09:52] Никита Маклахов: Мысль про то, что ты и твои коллеги не любите типологии, я услышал, так что давай перейдём к следующему вопросу. Расскажи, есть ли какой-то способ более-менее объективно измерить эмоциональный интеллект? Если говорить про логико-математический, ты уже сказал, что есть тесты, которые вроде как не очень точны, но они существуют. А что касается эмоционального интеллекта, как оценить степень развитости его у человека?

[10:17] Сергей Шабанов: Самый простой — интуитивно. Почему тест IQ стал так популярен? Потому что измерители IQ, математического интеллекта, более-менее адекватные. На чём это основано? Когда мы меряем логико-математические способности, здесь набор задач, каждая из которых имеет правильное решение. И есть время: если ты за это время решил много задач правильно, то ты показал высокий результат. Это можно оцифровать и сказать: вот такое количество задач за это время — это 100, 120, 180, всё понятно. Если оттолкнуться от какой угодно модели, если оттолкнуться от нашей, то, на наш взгляд, принципиально сложно измерять эмоциональный интеллект. Если я не умею осознавать свои эмоции, то, естественно, управлять ими очень трудно. Как Шварценеггер в Терминаторе говорил: «Я понял, почему вы плачете, но делать пока этого не умею». Осознавать свои эмоции очень трудно, есть отдельная тема, которую мы называем «глобальная драма эмоционального интеллекта». Связано это с тем, что есть объективные и субъективные причины, по которым этот навык очень трудно нарабатывать. Какой будет тест, что туда написать? Тест, в котором написано «оцените свою способность», самооценщики не работают. Люди будут обманывать либо сами себя, либо тестирующего. Возможно только устраивать наблюдение, типа оценки 360, как это модно в бизнесе, которое будет показывать эмоциональный интеллект. Но это штука дорогостоящая и не оправдает своих вложений, значимость оценок сильно завышена. Но, с другой стороны, конечно же, если вспомним старика Фрейда, он же говорил, что люди любят меряться, это их важная часть жизни, они хотят понять, у кого больше IQ, у кого больше денег, у кого больше эмоциональный интеллект. Поэтому интерес к этому будет, тесты есть в мире, кто-то из них заявляет, что они надёжные и валидные, но корреляция тестов по эмоциональному интеллекту из разных моделей уже совсем дикая. Поэтому ещё раз огорчу, тесты мы тоже не любим, считаем их лишней тратой времени.

[12:28] Никита Маклахов: Хорошо, тогда как оценить по внешним признакам, что человек преуспел в вопросе развития эмоционального интеллекта? Какая точка назначения?

[12:39] Сергей Шабанов: Ты можешь интуитивно оценить вещи, которые связаны с действительно развитостью эмоционального интеллекта, например, в коммуникациях. Если большинство общения с людьми я выстраиваю так, что мне они приятны, я не злюсь на них по мелочам, не раздражаюсь на какие-то их странности, слабости, и я для них приятен, меня не посылают сразу куда подальше, продолжают со мной общаться, то, наверное, у меня с этим всё хорошо. Тут, опять же, смотри, какая штука — когда появился IQ, коэффициент ума. Что такое ум для нашего социума? Ум для нашего социума со времён возрождения или со времён, когда homo стал sapiens, это что-то самое важное, самое глобальное. Соответственно, homo sapiens выделился из всей остальной природы тем, что он разумный. Это действительно уникальная способность — быть разумным. Конечно, человек всё время об этом думал. И иногда он думал мифологически и неадекватно, он думал, что думать — это самое главное, а эмоции, всё остальное, аффекты, инстинкт — это всё от животного. Даже если так, в нас есть какая-то часть, которая обладает эмоциональной, аффективной, инстинктивной сферой, она более древняя. У нас есть часть разумная — здорово, давайте это совмещать. Но почему-то человек пошёл по пути, что ум — это самое главное, а всё остальное лучше бы не замечать. «Вот давайте без эмоций» — нормальное выражение, хотя как это, без эмоций? Это всё равно, что говорить: «Давайте без ноги», «Давайте будем совещание проводить без зубов, сегодня боюсь, что вы кусаться начнёте». Эмоция — важная наша часть, её стоит понимать, осознавать. Сейчас мир пришёл к тому, что стоит не отнекиваться от эмоций, а обращать на них внимание, учиться с ними взаимодействовать, учиться их использовать, понимать, какая эмоция в какой ситуации нужна. Это нормально, а мериться при этом, опять же, по Фрейду, у кого больше. Когда появился IQ, то появилась сразу некоторая формула, что ум равно IQ. Уцепились за неё эйчары, менеджеры по персоналу, те, кто ответственны за подбор работников, ведь умный человек по определению успешный, эффективный, давай отбирать умных. Почему потом IQ стал терять свою популярность? Потому что, бывает, IQ высокий, а эффективности никакой: умный, но ленивый. А бывает IQ средненький или даже чуть ниже средненького, а человек очень мотивированный, пользуется авторитетом. Стали думать и гадать, что же происходит, вот тогда стали вводить другие интеллекты — эмоциональный интеллект появился именно как способность предсказать успешность. Что они сделали дальше? Дальше какими-то тестами в Америке намерили и сказали, что успешность и эффективность, особенно управленцев, на 80-85% зависит от эмоционального интеллекта. Это похоже на правду, потому что деятельность управленца — взаимодействие, в основном. Собственно, вот и всё. Но идея замерить ещё осталась со времён IQ: померим и узнаем. Да ничего мы не узнаем, интуитивно. У меня был в университете преподаватель математики, он говорил так: «Интуитивно ясно», и дальше выводил какую-то сугубо сложную формулу. Я так радовался, думал: «Надо же, какая у него интуиция». Если смотреть с позиции здравого смысла, не обязательно мерить.

[15:47] Никита Маклахов: Хорошо, чтобы подытожить этот вопрос, эту тему, задам последний вопрос. Как раз соционику, нелюбимую тобой, обвиняют в том, что она не научна, никакой теории под ней, нет доказуемости, верифицируемости, нет основных критериев. Не думаешь ли ты, что эмоциональный интеллект по тем причинам, что ты обозначил, столкнётся с тем же самым сопротивлением в научном сообществе, и это помешает развитию данного направления? Или тебя, как чистого практика, это не особо волнует?

[16:19] Сергей Шабанов: Не особо и не всегда, если что-то встречает сопротивление в научном сообществе, это мешает его развитию. Зачастую бывает, что наоборот. Эмоциональный интеллект уже столкнулся с тем, что его научность подвергается сомнению в научных кругах. Опять же, подтверждённые тесты не коррелируют между собой. И наша модель — скорее, модель эмоциональной компетентности, и мы не будем спорить, что есть интеллект, а что не есть интеллект. Компетентность — это набор неких навыков, компетенций. У нас их 4, и вполне можно развивать. Можно по косвенным признакам, по улучшению психологического климата в коллективе, так называемому «индексу лидерства» понять, повысился ли общий уровень эмоционального интеллекта в компании. Я сейчас очень хорошо понимаю, что не всегда тезис «наукой не доказано» является чем-то плохим. Не доказано, но работает. Есть такая, опять же, теория системной расстановки по Хеллингеру, может быть, ты слышал. Работает как? Непонятно. Один из расстановщиков придумал некоторое объяснение на физическом уровне, как работают эти поля. Наука пока эти поля не признала, но я на своём опыте прочувствовал, что они работают, они помогают людям жить, мне в частности. Они назвали это «феноменологический подход», то есть есть феномен, явление, мы это явление можем отслеживать по его косвенным проявлениям. Если это приносит нам пользу, отлично.

[17:47] Никита Маклахов: Дорогой мой слушатель, я очень благодарен тебе за то, что ты проводишь время в обществе меня и моих гостей. На подготовку каждого выпуска мы с командой тратим десятки часов. Ты можешь внести огромную лепту в развитие подкаста, выделив всего 2-3 минуты своего времени. Способов для этого существует множество: оставь отзыв о подкасте на iTunes, расскажи про подкаст своим друзьям в социальных сетях или в реальной жизни, подпишись на нашу рассылку на сайте willbedone.ru, поддержи подкаст материально или просто напиши мне личное сообщение в соцсетях. Твоя поддержка — это топливо, на котором работает двигатель нашего подкаста. Спасибо, что вдохновляешь нас двигаться вперёд!

[18:34] Никита Маклахов: Часто слышу о том, что если не выражать свои эмоции, копить их в себе, то это серьёзно сказывается на здоровье. Один из гостей нашего подкаста, генетик Александр Коляда, говорил о том, что люди, которые сдерживают эмоции в себе, по статистике, это уже научно доказанный факт, живут меньше всех. Говорит ли это о том, что эмоции нужно выражать всегда и в любом месте? И сразу второй вопрос — каким образом можно выражать свои эмоции так, чтобы не наносить себе вреда, репутационного или какого-то другого, и не наносить вреда другим людям?

[19:13] Сергей Шабанов: Сейчас я скажу одну фразу, она будет утрирована чрезмерно, но чтобы ты понял. Ты мне рассказал сейчас про то, что говорят люди, назвал имя некоего учёного генетика. Я испытал очень лёгонькое, совсем маленькое беспокойство, и по принципу «лучшая защита — нападение», начал испытывать некое недовольство по отношению к тому, зачем ты мне об этом говоришь. Понимаешь, да, что я сейчас сделал? Я тебе выразил свои эмоции по поводу того, что ты сделал. Почему я сказал, что утрированно? Потому что это слишком мелкие эмоции, их можно было бы не выражать. Если более сильные эмоции, их тоже можно выразить, но корректно — выразить словами, проявить как-то, главное, не допустить себя до такого эмоционального состояния, когда ты попадаешь в такую вилку, что если ты их не выразишь, то внутри вскипишь, а если выразишь, то, не знаю, в тюрьму попадёшь или, по крайней мере, отношения порушишь. Тут второй момент — то, что ты говоришь, что считается, что если не выражать эмоции, то будет плохо — да, это так. Только здесь очень важно аккуратнее говорить эти фразы, мы пытаемся избегать такого на тренингах, такого выражения этой идеи. Потому что тут же сразу следует обратная идея — значит, их все надо выражать, надо все выплёскивать. Здесь очень важно понимать, что иногда надо сдержаться, бывают ситуации, когда нужно просто сдержаться. Но при этом, если делать это осознанно, то потом можно куда-то эти эмоции выплеснуть, проработать их корректно: в спорт, в баню, в конце концов, пойти в лес поорать, матом поругаться, где тебя никто не слышит. Понимаешь, о чём я говорю?

[21:02] Никита Маклахов: Да, я понимаю. Но я зацепился за такой момент, что ты чуть раньше сказал о том, что главное — не допускать крайних порывов эмоций, крайних состояний. Но ведь в этом-то главная проблема людей, что обычно небольшие, среднии эмоции, с ними и так справляются. А когда наступает черёд ярких эмоциональных состояний, там уже ничего не помогает.

[21:24] Сергей Шабанов: Реальных ситуаций, где у нас непосредственно есть стимул и реакция, связанная с паникой или яростью, ненавистью, такими сильными эмоциональными проявлениями, в бизнесе вероятность таких событий крайне мала, но иногда мы доводим себя постепенно, потихонечку примерно до таких же состояний. За счёт чего? За счёт того, что мы не заметили маленьких, небольших, начинающихся — как я тебе сейчас показывал: небольшое беспокойство, небольшое раздражение. Если я это заметил, всё, оно ушло. Если я это не заметил, то можно накопить, реально в ситуациях взаимодействия, в рабочем коллективе, в бизнесе или в семье даже с ребёнком, мы можем очень много такого накопить. Ты сказал, что с небольшими эмоциями люди и так справляются. Они не справляются с ними, они их просто не замечают и по привычке сдерживают. То есть мы накапливаем некоторое сдерживание эмоций в течение какого-то времени, которое потом уже доходит до большей интенсивности. И второй фактор — мы себя ещё и докручиваем, потому что эмоция — это реакция не только на внешний фактор, но и на наши собственные мысли. Эти два фактора важнее, чем думать, выплеснуть или не выплеснуть большую эмоцию. Важно не доводить до большой эмоции.

[22:44] Никита Маклахов: Хорошо, Сергей, я от тебя услышал, что иногда, чтобы выплеснуть эмоцию, её можно выражать не явным агрессивным способом, а просто её определить, назвать и высказать. Об этом, я думаю, мы ещё поговорим, а сейчас я бы хотел тебя спросить по поводу такого термина, как эмпатия. Тоже, мне кажется, очень модный термин, который фигурирует во многих книгах по саморазвитию, по развитию в рамках бизнеса, что человек должен развивать эмпатию, чтобы взаимодействовать лучше с другими людьми. Расскажи, как соотносится эмоциональный интеллект и эмпатия, является ли эмпатия высшим уровнем развития эмоционального интеллекта? Или это не связанные понятия?

[23:25] Сергей Шабанов: Да, это действительно, это как Тесла почему-то вдруг стал очень популярным учёным среди подростков, слово «эмпатия» вдруг обрело какой-то совершенно непостижимый, магический, сакральный смысл. Если говорить о нашей концепции эмоционального интеллекта, то второй поднавык эмоционального интеллекта — умение осознавать эмоции других. Это можно сделать с помощью понимания невербальных сигналов, которые нам посылают люди, есть множество книг. Второй способ, не самый простой — можно спросить у человека. А третий способ называется эмпатия. Эмпатия по определению — это некоторое прямое вчувствование в переживание другого, то есть когда я чувствую тоже самое, что чувствует он. И какая-то часть эмпатии у нас врождённая, потому что в детстве мы по-другому вообще не умеем общаться с родителями, они не могут нам ничего сказать, у нас ещё нет речи, текста. Какая-то часть эмпатии может быть развита. Вопрос в том, хорошо или плохо, что у какого-то человека 100% эмпатии. Это значит, что он чувствует все эмоциональные состояния всех находящихся рядом людей. Можно такого человека в метро пускать, например, я бы опасался, потому что его взорвёт от того количества эмоций, которые есть у людей. Если очень много эмпатии, ничего хорошего в этом нет, то есть это человек, на которого будут все фонить. У кого-то рядом горе, он переживает горе, то этот человек тоже будет переживать горе. С другой стороны, если эмпатии нет совсем, то мы может быть бесчувственным сухарём, бездушным и так далее. Вот в этом контексте я бы просто рассматривал эмпатию, как некоторую часть эмоционального интеллекта, ничего в ней такого высшего, высокого нет. Может быть, её употребляют в каком-то другом смысле. Я сейчас буду рисовать картинку, а вот ты представляй, и слушатели, представляйте. Вы находитесь в бассейне, человек залезает на 10-метровую вышку и собирается прыгнуть. Вот он залез, начинает двигаться от лестницы к краю, он подходит, он собирается, это, допустим, его первый прыжок. Вот он подходит медленно, попробуйте представить эту картинку, наверняка у вас возникнет что-то: лёгкая дрожь в ногах, ещё что-то. Вот это эмпатия — вы напрямую чувствуете, что сейчас чувствует человек, сопереживаете, вам понятны его ощущения. И, опять же, если это немного, то это хорошо, а если много или совсем нет, то плохо.

[25:57] Никита Маклахов: Всё хорошо в меру, даже такая полезная штука, как эмпатия, да?

[26:02] Сергей Шабанов: В общем, да. Всё хорошо в меру — это слишком общее понятие. Про эмпатию точно — она полезная, но важно понимать, что не надо её обожествлять, что это свойство супер важное.

[26:17] Никита Маклахов: Расскажи, пожалуйста, немножко больше про эмоции, то, что нужно знать, если мы собираемся развиваться в контексте эмоционального интеллекта. Какие эмоции бывают, и чем они интересны? Не знаю, как правильнее здесь задать вопрос.

[26:34] Сергей Шабанов: Прежде всего, я бы предложил всем расстаться с некоторым количеством мифов, которые в нас навешаны социумом, взрослыми, родителями, учителями. Первый миф, самый главный — что есть эмоции положительные и отрицательные. Можно ли управлять тем, что мы отрицаем? Отрицание — это некоторое бегство, положительность и отрицательность эмоций — тоже миф. Природа в нас заложила некоторую сигнальную систему. Что такое эмоция? Это реакция нашего организма, если брать homo sapiens, то это реакция homo. У животных тоже есть эмоции, это реакция организма на всё, что происходит, на внешние факторы, но и во внутреннем. Я уже говорил, мы можем реагировать на собственные мысли, то есть организм homo реагирует на sapiens, если сленгом сказать, на физические ощущения. Если у меня вдруг заболела коленка, у меня будет по этому поводу эмоция? Конечно, будет, хотя это сигнал из внутреннего мира. Кстати, эта эмоция может быть разная, она может быть как печалью, что у меня болит коленка, так и, не знаю, представьте себе солдата: болит коленка — «значит, я живой, значит, нога на месте», там могут быть разные эмоции. И все эмоции нужны, все эмоции важны в какой-то момент. Деление на позитивные и негативные, положительные и отрицательные просто вредно. Когда мы пришли к этому, осознали, мы стали думать, что такое всё-таки осознание. Осознание, это действительно нужно назвать эмоцию словом, и когда мы это обнаружили, мы полезли к психологам смотреть разные книги. И там, мама дорогая — кому интересно, залезьте посмотреть. Есть списки эмоциональных слов, куда попадают как эмоции, типа раздражение, вдохновение, так и какие-то странные слова типа «умение чувствовать себя важным», какой-то бред. Может быть, это с английского так переводили. Но, так или иначе, если брать базу эмоционального интеллекта, говорят, что основных базовых эмоций всего четыре — страх, гнев, печаль и радость. Страх, гнев, печаль — это не отрицательные эмоции, радость тоже не всегда положительная. У нас был один случай на тренинге, участник рассказывал, на втором модуле: «Я ехал по трассе, и мне приходит офигенная новость», говорит: «Просто обалдеть, такая новость. И я прямо чувствую, что у меня зашкаливает эйфория, и в какой-то момент смотрю, а у меня 160 уже на спидометре, а трасса непростая». И он говорит: «Я понимаю, что это совсем не позитивная в данный момент эмоция», говорит: «Я на обочинку свернул, из машинки вышел, пару раз присел, несколько глубоких вдохов, выдохнул». Эта эмоция была в данный момент отрицательной, потому что она была неадекватна ситуации. Поэтому мы говорим о том, что не надо делить их на положительные и отрицательные, делим на адекватные ситуации в данный момент и неадекватные. Если пришли в банк подписывать кредитный договор, некоторое количество страха, беспокойства, для того чтобы сидеть и заставлять себя заниматься этой монотонной деятельностью, прочитать условия кредитного договора, очень вам поможет. Если вы бесстрашно всё подпишете, то можете попасть, это нормально. Есть ситуации, когда нам нужен сильный страх, и печаль нам нужна, чтобы оплакать потерю, например. Или лёгкая, как говорят, аналитическая печаль, чтобы заниматься аналитической работой, невозможно в состоянии бурной радости решать аналитические задачи. Что ещё мы заметили? Если взять четыре базовых основных эмоции, то мы обычно с группами рисуем схему на флипчарте: страх, гнев, печаль и радость, и степень интенсивности. В ноль эмоции не уходят никогда, потому что в мире всегда что-то происходит, всегда есть какая-то наша реакция, хотя бы маленькая, хотя бы 0,5%, но эмоциональное состояние всё время как-то меняется. Так вот, что мы выяснили: если мы пишем слова для 100% интенсивности — ужас, паника для страха, ярость, ненависть, бешенство для гнева, горе, депрессия, не клиническая, как термин, эйфория для радости, там всё нормально. По серединке тоже есть страх, испуг, беспокойство, опасение, тревога, раздражение для гнева, агрессия, для печали есть слова, для радости. А вот в самом начале, когда эмоция только возникает, когда 2-3-5% интенсивности эмоции, то адекватного слова для основных эмоций практически нет. Можно для радости подобрать, спокойствие, умиротворение, это когда у меня всё хорошо, у меня точно нет ни страхов, ни гнева, но нет особой эйфории, тоже никакого веселья тоже нет. Но это всё-таки в радости, 0+ радости, спокойствие. Для страха, гнева, печали таких слов в языках не существует, поэтому в самом начале, когда эмоции можно просто осознать, вот как я сделал: на детских программах у нас дети легко сочиняют, добавляют суффиксы — страшок, гневок, страшулька, раздражулька, печалька уже есть. Просто сам факт осознания уже является управлением, если я осознал, всё, уже можно сказать: «Тьфу, да чего я тут испугался, боже мой, подумаешь», и всё, это забылось. Но у нас нет этих слов, поэтому мы считаем, что там эмоций нет, и потихонечку поршни вдавливаем, а потом ба-бах, всё взровалось. Так и здесь, адиабатические эмоции могут накапливаться, и мы проскакиваем тот момент, когда у нас начинает отключаться мозг. Потому что в другой части этого аспекта, где ярость, бешенство, паника, ужас, там физиологически наш мозг передаёт управление более древним, более быстрым эмоциональным отделам мозга, лимбической системе и так далее. В бизнесе или во взаимоотношениях в семье мало ситуаций, когда мы сразу впадаем в ярость. Мы злимся иногда на ребёнка: мы пошли с ним гулять, а он, представляете, на глазах у всех отнял у кого-то лопатку и кинул ей в девочку. Что тут такого случилось-то? Да боже мой, дети занимаются своими делами. Но, во-первых, там столько ещё вокруг разных глаз, что подумает княгиня Марья Алексеевна, вдруг впали в ярость на своего любимого человека. Нет, мы просто не отследили, как постепенно, потихонечку мы не осознавали мельчайшего, разнообразнейшего калейдоскопа. В лужу: «ах, промокнет, что потом — стирать? или если это гулял я, что мне жена скажет, а что скажут вот эти люди?» Паника наросла и очень быстро перешла в раздражение, злость, агрессию.

[33:06] Никита Маклахов: Хотел уточнить. Ты сказал, что в русском языке нет слов для обозначения эмоций низкой интенсивности. Вопрос такой — является ли это глобальной международной проблемой, во всех языках нет таких слов, или только в русском языке мы столкнулись с таким?

[33:22] Сергей Шабанов: Раз уж ты в Таиланде, спроси у тайцев. Мы проводили на международных конференциях доклады об этом, то есть английский язык, шведский был, испанский, чешский, в общем, европейские практически все. Я не знаю, что у нас будет в китайском языке, в других восточных культурах. В Таиланде, может быть, там что-то другое, но, скорее всего, тоже самое. Можешь поискать в словаре — такие слова, как ужас, ярость наверняка есть, а вот ближе к нулю, скорее всего, та же самая ситуация.

[33:54] Никита Маклахов: Когда мы думаем о привычках, то чаще всего вспоминаем действия из сферы тела или ума. Например, контрастный душ, пробежки по утрам, чтение или планирование дня. К сфере ума также относится и та привычка, о которой чуть позже расскажет нам Сергей. Она поможет разобраться в гамме чувств, которую мы испытываем каждый день. Но всего сфер не две, а четыре, есть ещё духовная и эмоциональная. Вот, например, несколько привычек хорошего настроения: вы можете вести дневник благодарности, делать фотографию дня, тренировать перед зеркалом улыбку, встречать рассветы, делать людям комплименты, смотреть на звёзды, слушать классическую музыку или звонить родителям… На самом деле, можно много чего придумать, но главное, чтобы идеи не оставались в голове, а воплощались в жизни. День за днём повторять выбранное действие — вот в чём суть. Только тогда через некоторое время вы обнаружите, что стали совсем другим человеком, лучшей версией себя. Приходите на мою обучающую программу «Игра в привычки», и я помогу вам в этом. За 7 недель вы внедрите минимум 3 любые новые привычки в свою жизнь и сможете продолжать уже самостоятельно. Обучение занимает всего полчаса в день, и я обещаю, что это будут далеко не скучные полчаса. Все подробности ищите на нашем сайте willbedone.ru/game. До встречи на Игре!

[35:29] Никита Маклахов: Половина разговора об эмоциях уже позади, поэтому самое время подвести промежуточные итоги. В начале разговора с Сергеем мы затронули понятие эмоционального интеллекта и выяснили, что он складывается из умения осознавать свои и чужие эмоции, а также из навыка управлять этими эмоциями. Отдельная часть эмоционального интеллекта — это эмпатия, то есть способность сопереживать людям, чувствовать именно то, что чувствуют они. Эмоциональный интеллект, в отличие от логико-математического, можно развивать на протяжении всей жизни. Измерить или оценить его достаточно трудно, да и не так уж важно. Гораздо важнее научиться управлять своими эмоциями, а для этого нужно их осознавать. Правда, осознавать их тоже довольно трудно, и в этом как раз заключается глобальная драма эмоционального интеллекта. Тем не менее, Сергей поделился, как с этой драмой справиться и стать хозяином своих эмоций. Ключевой момент здесь в том, что эмоции нужно выражать. Причём не стоит дожидаться, когда они накопятся внутри и станут сильными и разрушительными. Надо замечать их на начальной стадии и обозначать, называть конкретным словом. Есть четыре базовые эмоции — это страх, гнев, печаль и радость. Все остальные эмоции являются комбинацией базовых. К сожалению, для обозначения эмоций очень низкой интенсивности в русском языке не существует слов, так что вам, дорогие друзья, придётся придумать свои слова. Также Сергей подчеркнул, что нет отрицательных или положительных эмоций. Каждая из них важна и нужна в определённых ситуациях. Если мы что-то отрицаем, то мы уже не можем этим управлять. А если мы замечаем эмоцию и называем её, то получаем контроль над ней, и она уже не может властвовать над нами.

[37:24] Никита Маклахов: Ты говорил о том, что нет ни положительных, ни отрицательных эмоций, есть только адекватные или неадекватные ситуации.

[37:31] Сергей Шабанов: Ситуации, да. Нам же с детства говорили: «нельзя бояться», то есть страха не должно быть, «настоящий мужчина не боится». Когда нам это говорили в детстве значимые люди, мы этому поверили на 100%, и зачастую сейчас люди не понимают своих страхов. Они настолько боятся признать себя имеющим страх, что вообще отрубают мозг в рассуждениях о страхах, гневе, раздражении.

[37:55] Никита Маклахов: На этот счёт я хотел уточнить, спросить. У нас подкаст о личной эффективности, в частности, об эффективной работе. Есть ли какая-то формула наиболее эффективного эмоционального состояния, такого состояния, в котором мы лучше всего работаем и принимаем наиболее разумные, взвешенные, точные решения? Например, есть такое понятие — поток, его ввёл Михай Чиксентмихайи, он как раз говорит о том, что это наиболее продуктивное состояние для нашей психики. Но там скорее идёт речь об отношении человека к выполняемой задаче, чем об эмоциях. Так вот, если говорить об эмоциях, есть ли аналогия потоку в разрезе эмоционального интеллекта?

[38:35] Сергей Шабанов: Начну чуть заранее, давай поговорим о связи эмоций с мотивацией. Иметь некоторую внутреннюю самомотивацию для деятельности — это хорошо, правда же? Эмоция и мотивация слова однокоренные, они произошли от латинского слова movere, от которого произошло английское move, движение. Movere, motere, motion, emotion — то, что даёт нам движение, то, что даёт нам мотив к какой-либо деятельности. Единой формулы нет, потому что всё будет зависеть. Если деятельность связана с аудитом, с бухгалтерией, банковский договор я подписываю, некоторый уровень лёгкого беспокойства полезен в этой деятельности. Если я боюсь, меня трясет от страха сильно, это плохо, но если я совсем без опаски отношусь к каким-то важным вещам, то это не позволяет мне внимательно проверить ошибки. Лёгкий страшок будет меня концентрировать, останавливать: «ой, пойду я лучше чая попью, что-то всё нормально подписал». Ещё лёгкая печаль, лёгкая аналитическая печаль для решения каких-то задач, связанных с анализом, если говорить о деятельности вообще, то у нас есть такое слово «драйв*. С древних времён система мотивации, самая первая и самая известная, до сих пор используемая — кнут и пряник. Вся она построена на какой эмоции? На сильном страхе: страх наказания и страх потери вознаграждения, вот эта морковка перед осликом — она всё время уходит, он за ней всё время бежит. Но мотивация на страхе работает до определённых пределов, она не позволяет творить. Для творчества нужны более радостные состояния, нужно, чтобы была открытость миру нашего мозга и всех нас. Но чистая радость тоже не мотивирует, потому что чистая радость означает удовлетворённость всех потребностей. Поэтому, если мы к радости добавляем некоторое количество чего? Той самой здоровой, спортивной агрессии, здоровой злости, то есть смесь радости и агрессии называется словами драйв, кураж, азарт. На мой взгляд, слово драйв наиболее близко будет к понятию потока Чиксентмихайи. Но у него там немного шире. Эмоция — это некоторая моментальная реакция, а потом — это некоторое состояние, в котором вы находитесь во время работы. Да, можно поймать, а можно не поймать этот поток.

[41:02] Никита Маклахов: В общем, если нам нужно делать аналитические отчёты, полезно будет немножко проглотить грустинку, да?

[41:08] Сергей Шабанов: Да, если она есть. У меня только что был день рождения, ко мне прибежала куча коллег, надарили цветов, обнимали, целовали, выпили шампанского — подождите часик, пока вы придёте в более-менее равновесное состояние. Не надо нарочно пить загрустин, но немножко можно подождать, займитесь сейчас чем-нибудь, поздравьте своих клиентов, ещё что-нибудь сделайте весёлое, драйвовое, радостное. Или просто отдохните часок в радостном состоянии. Иногда важно понимать, для какой деятельности какое эмоциональное состояние нужно. Иногда мы можем себя приводить в нужное эмоциональное состояние, иногда просто достаточно обождать какое-то время, пока эмоции придут в равновесие.

[41:51] Никита Маклахов: Хорошо, давай тогда продолжим, на мой взгляд, очень интересную тему связи эмоции и языка. На этот счёт я слышал ещё, не знаю, насколько правдоподобную, историю о том, что в каком-то племени не было слов для обозначения войны, насилия, грабежа. И таких явлений у них тоже не было. Условно, в этой истории идёт посыл, что это взаимосвязано: нет слов и нет соответствующих явлений. Судя по тому, что ты говоришь, с эмоциями должно обстоять всё ровным счётом наоборот: если нет слов для обозначения эмоций, то с ними должно быть всё плохо. Где здесь правда? В общем, как ты относишься к этой ситуации, к этой истории?

[42:31] Сергей Шабанов: Какая-то часть правды есть, и идея понятная. Только вопрос, что было раньше — курица или яйцо? Изначально могла быть ситуация такая, что племя было миролюбивое и находилось в таких условиях, что ареал их обитания был как-то отгорожен, не было явных врагов, хватало всем пищи, хватало женщин и всего прочего, чего обычно не хватает. Племя изначально было миролюбиво, поэтому не надо было сочинять эти слова. С другой стороны, конечно, если нет некоторого слова, то это явление будет менее выражено. Вот у англичан есть слово, обозначающее обратную сторону коленки, коленная подмышка, вот такое слово. И наверняка оно у них чешется чаще, чем у нас, просто потому, что есть действительно обозначение объекта. Но то, что я говорил про эмоции, это немножко о другом. У нас есть некоторый класс эмоциональных состояний, там нет начальных слов, и вот это плохо. Почему это плохо? Потому что тогда мы не можем осознавать, есть ли у нас эти эмоциональные состояния. Что я тебе назвал: ты мне задал сложный вопрос, у меня тут же возникает лёгкое — что? Страх? Нет. Беспокойство? Да нет, что-то чуть меньше, но оно возникает. Вопрос сложный, я ещё не очень знаю, как ответить. Ведь как мы устроены? Homo sapiens, когда обнаружил, что он sapiens, сразу приобрёл такую структуру, которая называется эго, самосознание, самопонимание. Что интересно, этот факт уже научно доказан, что любую опасность для нашего эго наш организм воспринимает также, как опасность для жизни в архаические времена. То есть охотник пошёл на охоту, на него навстречу выскочил кабан, охотник смотрит, соотносит силы моментально на эмоциональном уровне. Если у него есть силы биться, он бьётся, если нет, то ему надо бежать. Всё то же самое происходит, когда есть хоть какая-то опасность для нашего эго, она может быть реальной, может быть надуманной. И этих опасностей для эго на уровне страшочков, опасеньиц маленьких в жизни очень много.

[44:37] Никита Маклахов: Скажу, как я понял, и ты проверишь. Насколько я тебя услышал, эмоция объективно есть. От того, что мы закрываем на них глаза, не придумываем слова, мы от них не избавляемся.

[44:48] Сергей Шабанов: Да. И есть опасность их накопить потихонечку, по 0,5% и пропустить момент, когда они начинают влиять на мозг. Ведь основная опасность эмоциональных сильных состояние для нашего социального взаимодействия в том, что сильные эмоции отключают неокортекс. Неокортекс — это кора больших полушарий, это наше самое последнее эволюционное приобретение, нео — новая кора, то, что даёт нам возможность развивать науку, двигаться в логических связях и так далее. А лимбическая система, эмоциональный мозг, ответственна за более быстрые процессы, прежде всего, за выживание — бей, беги, там реакция прямая. Если реально происходит какая-то опасность, связанная с жизнью: начинается пожар, нам нужно очень быстро убегать. Хотя иногда, конечно, надо и подумать, но чаще всего эмоциональный мозг знает правильное решение, и таких случаев огромное количество, когда люди совершали какие-то вещи совершенно внезапно, бездумно, спасались, спасали других людей и так далее, силы откуда-то прибывают. А при этом в социальном взаимодействии, если начальник Иван Иванович привёл в такое состояние, что я уже готов либо бить его, либо бежать, то есть у меня отключился мозг, я нелогичен. Иван Иванович сразу напрямую не может этого сделать, там есть какая-то история, там есть какие-то мои истории сегодняшнего дня, когда меня с одной стороны кто-то напугал, с другой разозлил, всё это было по чуть-чуть. Но это скопилось, и к тому моменту, когда я подошёл к кабинету Ивана Ивановича, он только сказал: «У тебя плохо написан отчёт», а я уже всё, в панике. Как-то так, если мазками утрированно рисовать.

[46:30] Никита Маклахов: Хорошо, этот момент мы прояснили. Тогда вопрос следующий. Раз слова так тесно связаны с эмоциями, говорит ли это о том, что стоит для вызова в себе каких-то состояний намеренно использовать определённые слова? Для примера я могу вспомнить известного спикера Тони Роббинса, он как раз советует следующее: чтобы прийти в супер продуктивное состояние, нужно на вопросы вроде «Как дела?», отвечать не «хорошо» или «нормально», а говорить «шикарно» или «великолепно». На твой взгляд, Сергей, есть ли в этом смысл? И как бы ты рекомендовал это использовать?

[47:06] Сергей Шабанов: Есть. Единственное, что приучить себя на любой вопрос внутри себя сказать: «шикарно, великолепно», стоит совершенно точно. При этом, если вы в ситуации, когда умер какой-нибудь далёкий ваш знакомый, вы пришли на похороны из вежливости, встретились с давно не виденными коллегами, и они вас спрашивают: «Как дела?», вот там нужно просто сказать: «Нормально». Это очень сильно зависит от ситуации. Я понимаю задачу Тони Роббинса, он мотивирующий спикер, и в этой толпе, когда он говорит свои воззвания, он по-другому не может. Но важно понимать нюансы. Но про слова я полностью согласен, NLP — это же про это. То, что мы сами делаем с собой своими собственными словами, психику и своё поведение очень часто программируем. Мы с детства приучены ныть: «Ой, я этого не вынесу, это невозможно, это давит на плечи». И мы тем самым и настроение своё эмоциональное угнетаем, и тело своё угнетаем: «это на меня давит», и к вечеру мы начинаем чувствовать себя подавленно физически. Если посмотреть на человека, как на некоторую систему, упрощённую, без духовной сферы, не будем идти в религиозные практики — это тело, мысли и эмоции. Между собой всё взаимосвязано, и, если прямо сейчас я начну говорить усилием воли: «грустно, плохо», некоторым образом я себе добавляю этой тоски. Но, поскольку я делал это осознанно и знаю, что я скажу: «шикарно, привет, великолепно, здорово», или, как у нас в детстве говорили в Питере — «зыка», я верну себя обратно. Но это действительно очень сильная связь, и с телом, да. Мы таким образом не только на эмоции влияем, но и на свою соматику, на болячки или на бодрость, на здоровье. Кстати, обратное тоже верно, если мы хотим испытывать что-то весёлое, приведите тело в бодрое состояние. Сейчас перед эфиром с тобой, у меня диванчик такой, несколько подушек: «возьму-ка я ноутбук, лягу на подушечки и буду с тобой общаться, отдыхать, продолжать выходной». Потом думаю: «Нет, это изменит немножко мой настрой», поэтому я взял стул, не мягкий, а самый жёсткий, который есть в квартире, сел за стол, принял такое состояние тела, которое будет соответствовать тому эмоциональному настрою, которое мне нужно. Мне нужно, чтобы у меня был бодрый, драйвовый голос, бодрый, драйвовый настрой.

[49:35] Никита Маклахов: Спасибо тебе за это. Скажи, а что бы ты посоветовал нашим слушателям? Стоит ли составить словарь терминов, которые мы используем в течение дня, и проанализировать наиболее устойчивые выражения, которые могут нам мешать?

[49:49] Сергей Шабанов: По поводу словаря — да, действительно стоит следить, давай так скажу: фильтруйте базар, товарищи, особенно базар с важным человеком, с самим собой. Понаблюдаем, что мы сами себе говорим, и тут важно вот что понимать — это надо понять, как некоторую практику. Если вы завтра один раз на вопрос «Как дела?» скажите «шикарно», тут же вся жизнь кардинально не изменится, нужно взять это за правило. Нытье убрать совершенно точно, даже если реально что-то плохо, даже если реально нездоровится: «вот, я всё время болею, последний месяц у нас в Питере погода всё время какая-то, вот я всё время болею» — «Я здоров, просто сейчас временно есть трудности. Я здоров, у меня хватит сил». Попробуйте усилием воли, это работает. Но быстро работает только таблетка, самое быстрое — цианистый калий, как известно.

[50:38] Никита Маклахов: В общем, нужно вводить это в ракурс привычки.

[50:41] Сергей Шабанов: В практику, да, в привычку.

[50:44] Никита Маклахов: А мы переходим к определению победителя мини-конкурса «Книга за отзыв». Кстати, я тут подумал, что, возможно, пришло время немного расширить наш конкурс и разыгрывать ещё одну книгу среди тех, кто опубликует пост о нашем подкасте на своих страницах в социальных сетях. Что вы думаете по этому поводу, друзья? Буду рад услышать ваше мнение на этот счёт. Сегодня же счастливый случай выбрал девушку, которая оставила отзыв в iTunes под ником 99 франков. Вот что она пишет: «Спасибо вам за возможность интересно проводить время во время прогулок с коляской, за возможность узнавать что-то новое и быть частью диалога». Дорогая 99 франков, спасибо тебе за твой отзыв и поздравляю тебя с победой! На самом деле, мне каждый раз очень интересно узнавать, в каких местах и во время каких занятий люди слушают наш подкаст. К тебе же отправляется очень любопытная книга под названием «Икигай: японский секрет долгой и счастливой жизни». Книгу нам предоставили наши друзья из издательства Альпина, за что им отдельное спасибо. Пожалуйста, не забудь написать мне на почту или в социальные сети и прислать свой почтовый адрес. Напоследок я ещё разок повторю правила конкурса для тех, кто слушает нас впервые. Оставьте отзыв о подкасте в iTunes, и, если отзыв окажется самым свежим на момент записи нового выпуска, книга ваша. А если не окажется, то вашей станет открытка из Таиланда. Вот так просто.

[52:29] Никита Маклахов: Я очень люблю в подкасте обсуждать, как те или иные процессы протекают в мозге. Ты уже частично затронул эту тему, рассказал, что за эмоции отвечает лимбическая система, а за анализ и рациональную часть отвечает префронтальная кора. Возможно, тебе тут есть, что дополнить, что-нибудь интересное на этот счёт, я бы с удовольствием послушал.

[52:51] Сергей Шабанов: Слушай, прямо так сразу интересного, наверное, нет. Но недавно у меня жена вычитала следующую вещь: то, что мы называем серым веществом, вот тот мозг, который работает, на самом деле, это не совсем так. Когда некоторые нейронные связи закрепляются и становятся устойчивыми, то есть там происходит как раз привычка, можно сказать, или запоминание, то оболочка у этих нейронных связей меняет цвет и становится белой. Поэтому те нейронные связи и та часть мозга, которая уже, условно говоря, закрепилась в каких-то своих выводах, это, на самом деле, белое вещество.

[53:27] Никита Маклахов: Я слышал, что оно работает как защитная проводка, то есть повышает скорость соединения нейронов.

[53:33] Сергей Шабанов: Вообще я не спец в этом деле, причём даже в какой-то момент намеренно. Вначале я пытался углубиться во все нейрофизиологические основы. Во-первых, там очень сложно, и даже если я это освою за какое-то время, то найти простую модель, как это обсуждать или отрабатывать с участниками тренинга, не очень понятно. Во-вторых, противоречивая это наука, до сих пор не сходятся люди, есть иногда прямо противоположные модели. Ещё из последних, это понятие зеркальных нейронов. Это такие нейроны, которые обучаются, если очень условно сказать, при непосредственном наблюдении вживую действия другого: ребёнок копирует действия родителей за счёт действий этих нейронов. И меня это в своё время очень порадовало, потому что когда, сам понимаешь, развитие онлайн-технологий, IT-технологий пошло такими быстрыми темпами, что стали появляться естественные возгласы о том, что реально тренинги очные уходят, они умрут. Естественно, мне этого не хотелось, потому что я больше люблю очное общение. Но когда я узнал про зеркальный нейроны, я понял, что некоторым вещам никакой learning, никакой онлайн-курс не поможет, некоторые вещи всё равно можно будет делать только в живом общении, это меня порадовало.

[54:51] Никита Маклахов: На самом деле, я слышал даже, что зеркальные нейроны как раз отвечают за эмпатию. Когда человек делает какое-то движение, он делает это в определённом эмоциональном состоянии, как мы с тобой выяснили. Человек, который наблюдает эти движения, с помощью зеркальных нейронов внутри представляет это же движение, и, по сути, получает те же самые эмоции.

[55:10] Сергей Шабанов: Очень похоже на правду.

[55:13] Никита Маклахов: Дополню ещё по поводу мозга. Также слышал объяснение эмоционального интеллекта на уровне мозга. Там говорилось о том, что префронтальная кора и лимбическая система, по сути, мешают работе друг друга, они не работают одновременно. Как ты сам уже говорил, когда сильна лимбическая система — в моменты ярости, например, отключается префронтальная кора. И наоборот, когда мы используем префронтальную кору — например, как-то обозначаем словами, определяем те эмоции, которые мы чувствуем, также затихает, заглушается лимбическая система и за счёт этого снижается интенсивность эмоций.

[55:48] Сергей Шабанов: Да, мы используем это в тренингах, как один из способов управления эмоциями. Это называется «включить логику». Например, умножьте 14 на 72 в уме, это заставит включить мозг и снизит эмоциональный уровень. Мы всем говорим: «Научитесь осознавать свои эмоции, это первый навык, который стоит перевести в привычку». Мы всем говорим, такую задачу даём на тренинге: «Поставьте себе напоминалки в телефон, хотя бы 21 штучку», есть такое сакральное число, по 3 штуки на неделю в день, с вопросом «Что ты сейчас чувствуешь?» Добудьте любой словарь, наш или не наш, это не очень важно в данном случае, где будут написаны всякие эмоциональные слова. И пусть 3 раза в день вас останавливает напоминалочка и заставляет наработать навык осознания: остановиться, посмотреть внутрь себя, на своё тело, на свою внешность, как выглядите, что сейчас происходит, и назвать словом ваше эмоциональное состояние. И это само по себе уже является выравниванием.

[56:50] Никита Маклахов: Сергей, на твой взгляд, термин «осознавание эмоций» и термин «осознанность» взаимозаменяемы или хотя бы похожи между собой? Например, если человек занимается практиками повышения осознанности, вроде медитации, говорит ли это о том, что он также добавляет в копилку своего эмоционального интеллекта?

[57:07] Сергей Шабанов: Мне кажется, осознанность шире. Просто сейчас, опять же, в бизнесе происходит очень интересное явление, туда начинают проникать всё больше и больше термины, которые лет 15-20 назад были только в кругах психологов, психотерапевтов, эзотериков. Я начал встречаться с термином «осознанность» лет 20 назад, когда бросил физику и пошёл в психологию. И понять, что я сейчас чувствую, это эмоциональная осознанность. Зачем я сейчас это делаю, осознанность своих целей? Делаю я это осознанно, или потому что меня что-то влечёт? Конечно, это очень сильно связано с эмоциями, но не только. Только не надо путать с медитацией, медитация — это немножко другое. Если мы говорим о высоком уровне осознанности человека, давай, в деятельности, то я понимаю в любой момент, зачем я это делаю, делаю я это по своей воле, или я вынужден какими-то обстоятельствами. Опять же, если я вынужден обстоятельствами, то почему я пошёл у них на поводу, а не пошёл против них? Скорее, вот так, осознанность целей скорее важна. Но без осознанности эмоций осознанность целей невозможна, это я соглашусь.

[58:13] Никита Маклахов: Хорошо, давай тогда под конец нашего разговора чуть больше поговорим про практические моменты. Мы уже с тобой обсудили, например, что полезно составлять список слов, которые мы используем в течение дня в обыденной жизни, и проверять, нет ли там мусорных слов. Полезно использовать яркие слова, вроде «шикарно», чтобы привести себя в надлежащее эмоциональное состояние. Помимо этого, мы говорили о том, что очень важно придумывать собственные индивидуальные названия для низко интенсивных эмоций, вроде «страшилка», «тревожка», что-нибудь такое, чтобы научиться ими оперировать. А какие ещё практики, навыки, инструменты ты бы мог посоветовать?

[58:54] Сергей Шабанов: Давай ещё раз. Если говорить о практике развития эмоционального интеллекта в нашей модели, в русской, то первое, что нужно научиться делать — осознавать свои эмоции. Без осознания эмоций управлять ими трудно, а осознавать практически невозможно, потому что вначале нет слов, об этом мы уже поговорили. А ещё у нас нет навыка, это тоже очень важно понимать — нас не учили ни в школе, ни родители, практически никого осознавать свои эмоции. В детстве или в первом классе: «Никита, обрати внимание, что ты сейчас чувствуешь, назови словом эмоцию», никогда практически этого не было. Взрослые нас учили эмоции затыкать, осознавать не учили. Поэтому даже в той области, где у нас есть слова, типа страх или агрессия, и мозг ещё не отключился совсем, там ещё не все управление ушло, у нас нет навыка остановиться, сказать: «Стоп, что я сейчас чувствую?» Если кто реально хочет развивать эмоциональный интеллект, эта практика первая. В тоже время, она для homo sapiens самая трудная, потому что мы раздаём такие карточки-календарики с названиями слов, говорим: «доставайте гаджеты, забивайте напоминалки». Следующий вопрос сразу: «Хорошо, я научился, дальше что?» Я говорю: «Ну хорошо, ты научись», «Ну, хорошо, я научился». Так вот, научиться — это очень трудно, это практика, которая может быть покруче медитаций, потому что медитация тоже, знаете, бывает разная. Сидишь, не делаешь ничего и держишься в одной точке в своём сознании. Но почему-то на это многие люди идут, а на такую простую вещь, как поставить себе в телефон на одну неделю по 3 напоминалочки, чтобы осознать, почему-то всё время их останавливает вопрос: «А дальше что?» Это первая практика, которую я жёстко, прямо, грубо и нагло рекомендую всем начать делать. Дальше, научиться задавать себе вопрос: «Что я сейчас чувствую?», второй вопрос только не «Почему я это чувствую?», не так важны причины, а «Что я хочу чувствовать?», то есть эмоция сейчас адекватна ситуации, в которой я есть, или не адекватна. Вот как тот дяденька, который вдруг в какой-то момент осознал, ему повезло, в машине, что он находится в эйфории от полученной новости, это эмоция бурной радости, дикого счастья, которое может его сейчас прямо привести в гроб, потому что он врежется куда-нибудь. «Что я чувствую?» и «Что хочу чувствовать?», если мы научимся задавать себе эти 2 вопроса, дальше, могу вас уверить, способов управления эмоциями, то есть на уровне, как делать, как привести себя в такую эмоцию, как убрать излишки раздражительности или страха, у большинства из нас есть. Мы просто всё время проскакиваем момент, когда нужно их применять. А когда вы научились осознавать, дальше Google вам в помощь, там написано, забейте: «Способы управления эмоциями», там будет огромное количество, выберите для себя парочку самых интересных и вперёд. Если говорить о том, какой способ я считаю самым для управления эмоциями, особенно такого управления, чтобы ситуативно убрать излишки ненужных, неадекватных, например, страха, паники, гнева, раздражения, это медленный выдох, в 5-10 раз длиннее, чем вдох. Сначала, когда учимся, представляем, что дышим сквозь трубочку для коктейля, а потом делаем это беззвучно. Вот выход, потому что люди интуитивно знают, что надо дышать, но чаще всего, когда им говорят: «Дыши, ты чего разнервничался, дыши», делают вдох, запирают в себе все эмоции. Нужно научиться выдыхать. Поставить напоминалки, потренировать себя в навыке осознания и периодически дышать с медленным выдохом.

[1:02:29] Никита Маклахов: Хорошо, как я понял, прежде всего нужно заложить фундамент в виде осознавания эмоций. И дальше нам уже станет доступен целый арсенал инструментов, мы сможем сами выбрать из него подходящие.

[1:02:40] Сергей Шабанов: Мы думаем, что эмоции управляют нами, потому что мы не успели их ухватить в нужный момент. И потом реагируем уже на последствия. Если мы научимся осознавать, вот тогда мы сможем с ними взаимодействовать на уровне, чего мне сейчас надо, чего я хочу, кто хозяин. Говорят: «Мои эмоции мной управляют». Кто чей? Если твои эмоции, то учись ими управлять, ты хозяин.

[1:03:02] Никита Маклахов: Хорошо, Сергей, давай тогда постепенно переходить в нашей регулярной, традиционной заключительной рубрике. В этой рубрике я задаю гостям сразу 3 похожих каверзных вопроса. Я прошу порекомендовать книгу, привычку и сервис или приложение, так или иначе, возможно, связанные с личной эффективностью, возможно, не связанные, лишь бы ты их мог порекомендовать. Давай начнём с книги.

[1:03:27] Сергей Шабанов: Давай в наглую, поскольку тема была про эмоциональный интеллект, то рекомендую книгу авторов Алёна Алёшина, жена моя, и Сергей Шабанов, называется «Эмоциональный интеллект. Российская практика». Если говорить о других книгах, по-прежнему я бы всем порекомендовал Стивена Кови «7 привычек высокоэффективных людей», книга уже давно издалась.

[1:03:46] Никита Маклахов: Следующий вопрос, это привычка, которую ты сам практикуешь, придерживаешься, и которую считаешь очень полезной?

[1:03:55] Сергей Шабанов: Утром проснулся, в каком бы состоянии ни проснулся, натянул фейковую, не любимую россиянами американскую улыбку, дождался, пока радость перейдёт от улыбки на внутреннее состояние и сказал себе что-нибудь. Эти слова придумайте сами, я говорю: «Я здоров, я умён, я красив, у меня много денег, я счастлив». С утра проснулся, улыбочку, здоров, счастлив. Очень хорошо влияет на весь день потом. Легли спать, сделал глубокий вдох, медленный выдох, медленный-медленный, считаем, считаем, считаем. Я играю в такую игру с самим собой: до скольки успею досчитать, быстро-быстро, на первый выдох досчитал до 40, на второй — до 50, довёл до 100, и всё, уснул. Дыхание, потренируйте вечером дыхание, особенно если у вас нет времени пойти на йогу, на тай-цзы, где учат полезным техникам, более сложным дыхательным техникам. Это простейшая техника, которая поможет вам выравнивать своё состояние и справляться с сильными эмоциональными состояниями. Вторую привычку ещё порекомендовал тогда. И третий вопрос?

[1:04:58] Никита Маклахов: Третий вопрос — это сервис, приложение, программа, любое какое-то программное решение, которым ты пользуешься и которое тебе как-то помогает в жизни.

[1:05:05] Сергей Шабанов: TeamViewer пользуюсь иногда. Я не знаю, я не спец.

[1:05:11] Никита Маклахов: Думаю, даже TeamViewer вполне хватит.

[1:05:14] Сергей Шабанов: Здесь, в общем, не ко мне был вопрос, честно вам скажу.

[1:05:18] Никита Маклахов: Хорошо, тогда у нас получилось 2 книги: одна книга, Сергея и его жены — «Эмоциональный интеллект. Российская практика», вторая книга — классика, Стивен Кови «7 навыков высокоэффективных людей». Получилось также 2 привычки — привычка с утра просыпаться с улыбкой и ждать, когда эта улыбка подействует, и в это время заодно ещё повторять аффирмации или просто какие-то позитивные фразы. Здесь уже, дорогие друзья, выбирайте их сами. И также вечером практиковать перед сном дыхание с счётом на выдохе. Сервисов у нас сегодня, по сути, нет, но можно сказать TeamViewer, тоже вполне полезный рабочий сервис. Давайте на этом закругляться. Сергей, спасибо большое за уделённое время, спасибо большое за интересный рассказ. Желаю тебе, чтобы ты достиг своей цели, я помню, что у тебя стоит цель сделать Петербург самым эмоционально компетентным городом.

[1:06:21] Сергей Шабанов: Это не цель, это то, что у Джима Коллинза называлось BiHAGs, Big Hairy Audacious Goals — большая наглая, волосатая, в английском выражении, сверхзадача, сверхцель, которая на грани миссии, но не миссия. Это, кстати, книга Коллинза «От хорошего к великому», тоже можно порекомендовать.

[1:06:42] Никита Маклахов: В любом случае, желаю тебе достижения этой большой, наглой цели. А нашим дорогим слушателям я желаю, чтобы вы, друзья, были хозяевами своих эмоций, умели их осознавать и управлять ими, а не наоборот.

[1:06:58] Сергей Шабанов: Да. Спасибо, Никита.

[1:06:59] Никита Маклахов: Спасибо всем, кто был сегодня с нами, успехов и до новых встреч!

[1:07:04] Никита Маклахов: В следующем выпуске к нам в гости придёт Сергей Калинин, психолог, коуч личной эффективности и специалист по тайм-менеджменту. Сергей ведёт свой блог и публикует там очень качественные статьи, меня по этой части достаточно сложно удивить, но материал и идеи, которыми делится Сергей, действительно очень ценные. Поговорим мы на тему, которую я сам достаточно давно изучаю и стараюсь практиковать в своей жизни — тему минимализма. Очень подробно обсудим, что такое минимализм, как он связан с личной эффективностью, и как с помощью него посмотреть жизнь, наполненную смыслом. Я же прощаюсь с вами до следующей субботы, успехов!

[1:07:52] Никита Маклахов: Вы прослушали очередной выпуск подкаста от проекта «Будет сделано!» Чтобы вы могли извлечь из него ещё больше пользы, я оформил для вас специальные бонусные документы. В них в очень удобном и красивом виде собраны все самые главные идеи и рекомендации от наших гостей по каждому выпуску. Напишите пару приятных слов на странице подкаста в iTunes или опубликуйте ссылку на подкаст на своей странице в любой из социальных сетей. А после этого напишите мне в личные сообщения или на почту, и я буду рад отправить вам эти бонусные документы. Также не стесняйтесь присылать мне обратную связь, вопросы, идеи и комментарии. А я в свою очередь приложу все усилия к тому, чтобы каждый выпуск был интереснее и насыщеннее предыдущего. Оставайтесь с нами, и все самое важное в жизни будет сделано!