Как вырастить своё древо знаний? Цитата Всеволода Устинова из выпуска подкаста Будет сделано!

Гость выпуска — Всеволод Устинов, совладелец и руководитель маркетингового агентства IT-Agency. Он непрерывно занимается самообразованием и помогает развиваться своим сотрудникам. Узнаем, как искать и структурировать знания!

Также подкаст можно слушать с помощью: Apple, Google, Яндекс, VK

Любимые книги гостей подкаста

В каждом выпуске наши гости рекомендуют лучшие, по их мнению, книги. Мы тщательно изучили рекомендации, убрали лишнее и оставили главное! Заполните форму и мы тут же пришлём вам на почту сочный PDF-документ со списком 10 лучших книг по версии героев подкаста. Стоит прочитать!

Ссылки и полезная информация

Содержание подкаста

[01:00] Как переехать на тропический остров вместе со своими сотрудниками?
[08:30] Как выглядит обычный рабочий день Всеволода Устинова на острове Бали?
[11:04] Чек-лист по привычкам. Как вдохновить себя на ежедневные улучшения?
[17:42] Как менять пространство вокруг себя? Как перестать зависать в соцсетях?
[25:32] Кто такие джедаи и как стать одним из них? Личный опыт Всеволода Устинова.
[31:09] Как без геймификации поддерживать интерес к скучным занятиям?
[33:48] ТОП-3 навыков и знаний, которые Всеволод Устинов считает самыми важными.
[39:11] Как составить для себя план развития? Как учиться эффективно?
[45:41] Как выбирать самую полезную информацию? Как полюбить учёбу?
[57:50] Привычка к медитации и 10-дневная випассана: личный опыт Всеволода.
[67:23] Рекомендации в рубрике «Пять в одном»: книга, сервис, привычка, вопрос, фильм.

В выпуске были упомянуты

1) Ежедневный личный чек-лист — пост в блоге Всеволода Устинова
2) Как проживать каждый день со смыслом? — выпуск подкаста №73 с Петром Зозулей
3) Rescue Time — программа, отслеживающая активность за компьютером
4) Headspace — приложение для медитации
5) Соло на клавиатуре — клавиатурный тренажёр
6) Джедайские техники — книга Макса Дорофеева
7) Гарри Поттер и методы рационального мышления — книга Элиезера Юдковского
8) LessWrong — цикл статей Элиезера Юдковского о рациональном мышлении
9) Learning How to Learn — курс об эффективных методах обучения
10) Diigo — сервис для хранения и организации закладок
11) Trello — сервис для управления проектами небольших групп
12) The Brain — программа для структурирования информации
13) Алексей Бурба — консультант по презентациям
14) Простой способ борьбы с вредными привычками — выступление на TED психиатра Джадсона Брюэра

Всеволод Устинов в Интернете

1) vdustinov — профиль в Facebook
2) vdustinov — профиль во ВКонтакте
3) vsevolodustinovchannel — канал Telegram
4) Блог Всеволода Устинова — личный и профессиональный блог
5) IT-Agency — рекламно-консалтинговое агентство Всеволода Устинова

Рубрика «Пять в одном»

1) Книги — Джим Коллинз «От хорошего к великому» и Дэвид Майстер «Истинный профессионализм»
2) Привычка — вести и развивать личный чек-лист
3) Инструмент — бумажные стикеры
4) Вопросы — Что это мне даёт?
5) Фильм — Звёздные войны

Главные идеи выпуска

1. Даже если всё продумано и подготовлено, в течение первых нескольких лет после переезда будут возникать вопросы и форс-мажоры, связанные с коммуникацией и скоростью развития сотрудников и компании в целом.
2. Система наставничества предполагает, что младший специалист может пройти несколько ступеней в своём развитии, стать самостоятельной боевой единицей, а затем стать либо джедаем (профессионалом), либо ведущим (наставником).
3. Иногда в жизни случается кризисная ситуация, и выбраться из неё поможет чек- лист привычек, где нужно ставить галочки за выполненные практики.
4. Если вы заметили, что какая-то вещь сильно влияет на вас, стоит разобраться, насколько она полезна, как устроена и как организовать её во благо себе.
5. Следует выбирать темы, которые вам важны, и целенаправленно искать по ним информацию, как будто вы готовитесь к экзамену или хотите написать обучающий курс или статью. Нужно разобраться в теме так, чтобы можно было её применить на практике или объяснить людям.

Практические рекомендации

1. Сделайте чек-лист и записывайте в него привычки, практики, эмоциональное состояние, мотивирующие вопросы самому себе.
2. Клейте бумажные стикеры с идеями или решениями конкретных проблем. Это направляет внимание в нужную сторону, позволяет фиксировать идеи, возвращаться к ним и развивать их.
3. Разрешите себе пользоваться ими, но определённое количество времени. В этом случае вы будете открывать их только по делу.
4. Освойте слепую печать, чтобы экономить время и во время работы за компьютером думать о важных вещах, не отвлекаясь на клавиатуру.
5. Чтобы качественно изучить книгу, сначала просто прочитайте её, а затем сделайте интеллект-карту, перечитывая книгу ещё раз. Заключительный шаг — написать статью или пост.

Понравился выпуск? Послушайте также

Спонсор выпуска

Благодарим за помощь в работе над выпуском компанию Cross — одного из крупнейших мировых производителей пишущих инструментов. В коллекции представлены шариковые, роллерные и перьевые ручки, а также стилусы и механические карандаши. Каждая модель — это долговечный и эффектный презент премиум-класса. Зайдите на сайт эксклюзивного дистрибьютора Cross в России и получите скидку 10% на любой заказ по промокоду — WBD2018.

Текстовая версия подкаста с Всеволодом Устиновым

[00:11] Никита Маклахов: Добрый день! В эфире подкаст «Будет сделано!» — программа для тех, кто хочет делать больше за меньшее время, а также жить и работать без стресса. Я, ее ведущий — Никита Маклахов. Сегодня у нас в гостях Всеволод Устинов — сооснователь и руководитель маркетингового агентства IT-Agency. Человек, которого в прошлой нашей беседе с Ольгой Шевченко мы приводили в пример. Мы поговорим с Всеволодом о том, как можно перевезти всю свою компанию на тропический остров и не растерять клиентов. Обсудим, как внедрить любую привычку с помощью чек-листа и стикеров. Узнаем, как выстроить и придерживаться плана развития и обучения. А напоследок затронем тему медитации. Всеволод, привет!

[01:00] Всеволод Устинов: Привет!

[01:01] Никита Маклахов: Ну что же, спасибо большое, что заглянул в гости. Начать нашу беседу я хочу, наверное, с темы жизни и работы на Бали. Расскажи, пожалуйста, пару слов об этом. Как тебе удалось перевезти такую толпу людей на этот остров? И как тебе удалось выстроить что-то рабочее, что-то эффективное? Я по своему опыту знаю, что жизнь на острове скорее расслабляет, чем настраивает на продуктивный лад.

[01:25] Всеволод Устинов: Здесь важно понимать, что идет в первую очередь, а что — во вторую. В первую очередь идет работа, маркетинговое агентство со сложными проектами, плотным графиком, сильной командой. А во вторую очередь идет Бали или что-то приятное. И когда так расставлены приоритеты, на самом деле никаких сложностей нет. То есть да, в первый раз переезд на Бали был серьезной авантюрой, но так же серьезно мы к ней готовились. У нас уже были до какой-то степени отстроены внутренние процессы, регулярные планерки, отчеты, управление проектами, задачами, людьми, наймом. Мы стремились к тому, чтобы при перемещении в новую точку ничего не сломалось, все прошло максимально гладко, без приключений. В частности получилось так, что у нас в пятницу был последний рабочий день в Москве, а в понедельник был первый рабочий день на Бали со всеми планерками, со всеми обычными вещами. И по большому счету не так чтобы много чего для нас поменялось, потому что нет большой разницы между тем, чтобы жить в режиме дом-работа, работа-дом в Москве, в Красноярске, например, или на Бали. Если правильно к этому относиться, конечно.

[02:37] Никита Маклахов: А это было твое начальственное, управленческое решение, или вы вместе с коллективом обсуждали и голосовали, демократия какая-то была? Как получилось убедить людей бросить все нажитое и убежать, уехать, улететь на Бали?

[02:52] Всеволод Устинов: Идея была не моя, но мне она сразу понравилась. Она просто так захватила все мое сознание, что я понял: да, это возможно, да, это можно организовать. И стало интересно постараться сделать это. В тот момент переезжало 8 человек, так что это было не то чтобы очень сложно со всеми договориться. И возраст был в районе 25-26, практически всем идея понравилась и все были готовы. Но если бы кто-то был не готов, он мог спокойно остаться в Москве, потому что, например, менеджеры и в принципе примерно половина команды оставались в тот момент в Москве.

[03:27] Никита Маклахов: А что было самым трудным?

[03:29] Всеволод Устинов: Так получилось, что все те вещи, о которых мы заранее подумали, прошли как надо — заранее найти и помещение, и интернет, и спланировать даты, и не сломать рабочие процессы. Но потом в течение года-двух-трех еще выплывали какие-то вещи, о которых подумать заранее было сложнее. Это и вопросы коммуникации, и единой культуры, и скорости развития. По сути, за три года пришлось отстроить заново практически все, что происходит в агентстве, и это было вообще не просто. Но в итоге я очень доволен тем, что получилось. Сейчас у нас 70 человек работает. Мы официально распределенная компания, у которой еще по некоторой случайности есть офисы, в частности, в Москве, на Бали сейчас снова открылся. Человек 50, наверное, живут не в офисах, а в офисы время от времени приезжают, может быть, раз в месяц или раз в полгода. И это очень много на что повлияло. Во многих компаниях людей держит, скорее, привычка, какие-то социальные ритуалы, то, что происходит в офисе. Если всю эту часть убрать, а оставить распределенную работу, то оказывается, что остаются, приживаются и развиваются те, кому это реально важно и реально интересно. Этот переход от старого мироустройства к новому очень непростой, особенно если кто-то не готов к такому.

[05:00] Никита Маклахов: Ты как раз чуть раньше упомянул о том, что если правильно расставлены приоритеты — сначала работа, а потом все остальное, — то никакой проблемы с продуктивностью при работе на острове нет. Но для тебя, как для главного человека в компании, это понятно, очевидно, что у тебя в первую очередь идет работа. Но что по поводу рядовых сотрудников? Как им в этом плане удается сохранить какую-то мотивацию, не расслабиться, не проводить больше времени на доске для серфинга и меньше времени на работе?

[05:29] Всеволод Устинов: Там очень много небольших моментов, которые друг друга хорошо поддерживают и дополняют. Если говорить про офисы, которые в Москве и на Бали, то там все вообще просто. Там как раз работают вот эти социальные ритуалы: «все работают — и я работаю, все приезжают к 2 по местному или к 9 по Москве — и я приезжаю». В этом плане нам сильно проще было, чем тем, кто переезжает в какое-то новое место в одиночку. Потому что те, кто по одному переезжает — их окружает кто? Серферы, какая-то тусовка ребят, которые борются с системой и уехали в Убуд просветляться. А у нас ничего не изменилось, у нас та же среда, те же люди, те же интересы, те же процессы. Это первая часть. А вторая — это важно, кто приходит в компанию, кто вообще работает, кого мы нанимаем. Люди, которым интересно развиваться, которым интересно то, что мы делаем. А у нас не простое агентство, там есть, чем заинтересоваться. Важно наставничество; то есть у каждого человека в агентстве есть ведущий, с которым они регулярно встречаются, обсуждают личные результаты, план развития. Так просто не потеряешься, потому что все время вынужден с кем-то поддерживать контакт и думать о том, что происходит, как становиться лучше, куда двигаться дальше.

[06:45] Никита Маклахов: Получается, у вас такой внутренний менторинг реализован?

[06:48] Всеволод Устинов: Да.

[06:49] Никита Маклахов: Кто становится ментором для молодого бойца, для молодого сотрудника?

[06:53] Всеволод Устинов: У нас такая цепочка: человек может прийти на позицию младшего, или специалиста, пройти через несколько ступеней, когда он становится полностью самостоятельной боевой единицей, и через некоторое время он может развиваться дальше либо в ветку старшего, такого сильного и автономного, либо в ветку ведущего — это человек, который ведет других ребят. Учитывая то, что у нас в принципе сильная культура развития, обучения и помощи другим, эта ветка многих интересует. И получается, что в компании есть и сильные наставники, и ребята, которые сами хотят двигаться вперед, развиваться. И вот они вместе двигаются.

[07:33] Никита Маклахов: Есть какой-то регламент в плане общения наставников и учеников-падаванов? Как они встречаются, насколько регулярно, как происходит их общение?

[07:43] Всеволод Устинов: Сначала никакого особого регламента не было, но постепенно, методом проб и ошибок выработали такой базовый набор. Встречаться нужно не реже, чем раз в две недели. Важно поддерживать личный контакт, просто знать, что происходит друг у друга, что интересно. Но при этом не забывать про какие-то формальные штуки: обсуждать результаты, оценку 360, то есть обратную связь от других людей в команде, задачи на Level Up, личный план развития, что беспокоит, что интересно. И вот примерно из вот такого круга вопросов собираются вместе темы для каждой встречи.

[08:23] Никита Маклахов: Классно, спасибо, что поделился. Об этом мы обязательно еще поговорим. А пока что хочется узнать еще немножко про тебя. Расскажи в двух словах, как выглядит твой обычный день из жизни на Бали. Или не на Бали… Скорее, тут на Бали интересно. Как ты выстраиваешь свой график?

[08:38] Всеволод Устинов: Я просыпаюсь часов в 10 по местному времени, несколько часов провожу дома, слушаю музыку, завтракаю, медитирую, занимаюсь йогой, читаю книжки, работаю над личными задачами личной системы или над какими-то агентскими вещами. После этого продолжаю работать дома, либо перемещаюсь в офис. Включаю уже все Скайпы, Слаки, почту и все остальное. Провожу свой рабочий день, все встречи запланированы на неделю вперед. Есть план задач на текущий день, делаю перерывы на обед-ужин. Обычно обедаю и ужинаю с кем-нибудь, чаще заказываем в офис или можем куда-нибудь съездить. И вечером уже подбиваю все мелкие дела, составляю план на следующий день и еду домой. Это уже происходит к 11-12 часам ночи по местному времени. Так что я приезжаю домой, ложусь спать. Получается такой смещенный рабочий день, когда у меня большое утро для себя и для размышлений, каких-то новых сложных задач. Вторая половина дня — на все рабочие дела, всю суету.

[09:45] Никита Маклахов: А где же в этом расписании слот для серфинга?

[09:48] Всеволод Устинов: А я не занимаюсь серфингом, мне не очень нравится, не очень интересно. Я вообще в океане был один раз за год.

[09:55] Никита Маклахов: Предаешь мечту других людей?

[09:57] Всеволод Устинов: Ну, у каждого своя мечта.

[10:00] Никита Маклахов: Напомню, что партнер подкаста — компания Cross, которая производит пишущие инструменты премиум класса. Они отлично подходят не только для корпоративных подарков, но и для повседневного использования. С помощью ручек этой фирмы был написан не один шедевр мировой литературы. Так, однажды лауреат Нобелевской премии по литературе Джон Стейнбек написал своему редактору письмо. Он сообщал, что собирается приостановить работу до тех пор, пока не купит новые ручки Cross. Кроме ручек, в коллекции есть механические карандаши. Кстати, именно эта компания запатентовала первый в мире механический карандаш с выдвигающимся грифелем, уже потом идею подхватили конкуренты. Но довольно рекламы, просто при желании загляните на сайт cross-pens.ru. Для слушателей нашего подкаста действует скидка размером 10% на любой заказ по промокоду WBD2018.

[10:59] Никита Маклахов: Примерно… даже почти ровно 3 года назад ты у себя в блоге опубликовал пост про ежедневный чек-лист — про инструмент, который помогал тебе внедрять привычки. Расскажи, пожалуйста, про него, как он поживает, что изменилось с момента публикации поста, и над какими привычками ты сейчас работаешь.

[11:18] Всеволод Устинов: Давай сначала расскажу, откуда он взялся. Как раз три года назад мой замечательный рабочий график еще сильнее поехал. Я мог возвращаться домой в 3 часа по местному времени, очень уставший, зависать перед сериальчиком и еще чем-нибудь и ложиться к утру в 6, в 7 часов. Если практиковать это какое-то достаточно длинное время, то закачиваются вообще все силы, внимание, такое интересное состояние. Прям помню момент, что я понимал: «Блин, так быть не должно!», мог только чуть-чуть понаблюдать за собой, но не мог встать и выключить сериальчик. Это была такая точка, наверное, прям пиковая, пиковая снизу, из которой я решил отстраивать свою личную систему по-другому. Началось все с очень маленьких шагов: я просто взял, положил листочек с бумагой в ванной и написал там две строчки — что я лег вовремя и что я проснулся отдохнувшим. Когда я заходил в ванную, она мне попадалась на глаза, я просто ставил галочку: да/нет. И эта штука стала с очень сильной основой, то есть я прям видел: ага, я три дня подряд ложился не вовремя, наверное, нужно что-то попробовать поправить. И в обратную сторону: ага, я несколько раз ложился вовремя, и появились галочки про то, что проснулся отдохнувшим, полным сил и хорошего настроения. И эта штука меня прям захватила, мне стало интересно ее исследовать и развивать дальше. Несколько месяцев она жила в бумажном виде, потом переехала в Google табличку, которую можно заполнять с компьютера или с телефона. А там добавились вещи про кофеин и «Кока-колу», про сахар, питание, медитацию, тренировки, время подъема. И там не так важно то, какие именно вещи в этом списке оказываются, как важен сам вот этот процесс — просто начать наблюдать и записывать, потихонечку тюнить элемент за элементом. Сейчас я туда стал добавлять еще разные моменты… Давай приведу несколько примеров, которые мне кажутся интересными. Стал добавлять штуки про свое эмоциональное состояние: насколько оцениваю, насколько у меня сейчас свежий мозг, уровень раздражения, тревоги и напряженности. Потом я попробовал сделать так, чтобы чек-лист помогал мне не просто логировать свое состояние, но и немножечко его подправлять. Например, есть такой вопрос прям в чек-листе: «Хочешь чувствовать себя спокойным, любопытным, энергичным, быстрым, четким, цельным, счастливым, уверенным в себе?» Прочитал вопрос с утречка, подумал, поставил «Да». Следующий вопрос: «Как ты себя чувствуешь?» И я тут просто отвечаю, как я себя чувствую. И эта штука прям переключает сознание в новый режим. Десять раз такую штуку попробуешь, и — раз! — оказывается, что больше времени проводишь именно в таком состоянии. И я эту штуку еще постоянно докручиваю: что мне кажется сейчас важным, что бы я хотел еще добавить в свою жизнь и как себя изменить, — и оно мне начинает напоминать, подправлять, и как-то я оказываюсь в новой точке.

[14:28] Никита Маклахов: Очень круто, спасибо большое, что поделился. Мне это все очень близко. Хочу сделать еще парочку акцентов, парочку моментов акцентировать. Во-первых, здесь вмешивается наш любимый эффект наблюдателя: как только мы начинаем отслеживать какой-то процесс, он сам по себе волшебным образом начинает улучшаться. Второе также хочу отметить: очень важно делать так, как делаешь ты — смотреть и отслеживать, к чему приводит практика тех или иных действий, то есть какой от них эффект. Потому что если ты не наблюдаешь эффекта, то мотивация практиковать хоть что-то быстро сойдет на нет. И в этом плане хорошо очень, когда есть прямое следствие, прямое влияние на состояние, из серии «выспался — сразу чувствуешь себя хорошо». Но не всегда это заметно, и поэтому есть смысл также использовать какие-то визуальные подтверждения. Например, если мы тренируемся в спортзале, то сделать фотографию после занятия. И потом периодически, когда мы начнем сомневаться в себе, стоит ли продолжать занятия, посмотреть фотографии с последнего занятия и посмотреть фотографию с первого занятия, замотивироваться, убедиться, что прогресс налицо и «на тело» и пойти дальше батрачить.

[15:39] Всеволод Устинов: Да, надо будет попробовать такую штуку. А, еще хочу поделиться одним лайфхаком, тоже из чек-листа вырос. В какой-то момент там стало очень много вещей, типа: помедитировал 30 минут, тренировка 40 минут, еще какой-то длинный список вещей, и оно начинает прям давить. То есть я утром открываю этот чек-лист, смотрю: «О, блин! Опять сейчас вот это вот все…» Эти вещи, конечно, очень важные, они интересные, замечательные, полезные и так далее, но вот что-то прямо сейчас не очень хочется. И начинаешь их откладывать. В итоге там уже начинается рабочее время, переключаешься на работу, и — раз! — пропустил тренировочку сегодня. Я придумал вот в этот чек-лик добавлять вопрос, например, такой: «Хочешь отдохнуть от мыслей и выпрямить спину?» Я до него дохожу, читаю, вспоминаю вот это вот состояние, когда я спокоен и с прямой спиной, ставлю: «Да, хочу». И следующий пункт: «Медитировал 20 минут». Все, у меня прям появляется внутреннее желание, что вот прям сейчас я хочу пойти помедитировать. И потом уже оценки, что думаю после медитации, всякие такие штуки. Наверное, к тренировкам можно было бы задать такое: «Хочешь чувствовать это приятное ощущение после тренировки?» Или какое-то еще важное для себя лично придумать, и таким вопросом в начале помогать себе настроиться и пойти заниматься тем, что тебе важно.

[17:02] Никита Маклахов: У тебя получается такая приманка перед каким-то дискомфортным действием?

[17:06] Всеволод Устинов: Да. На самом деле действие-то не дискомфортное. Как только начнешь, сразу втягиваешься, правда классно и отличное состояние.

[17:12] Никита Маклахов: Оно ощущается как дискомфортное.

[17:14] Всеволод Устинов: Да.

[17:15] Никита Маклахов: Примерно об этом же говорил другой гость нашего подкаста Петр Зозуля. Он называет такой инструмент «прыжком из будущего», когда он собирается делать что-то, что представляется не очень комфортным — например, облиться холодной водой. Он старается вспомнить, что он чувствует обычно после обливания. Быстро переходит к мысли о том, что после обливания он всегда чувствует себя свежим, бодрым, энергичным, заряженным и никогда об этом не жалеет. И из этого ощущения, представив это состояние, уже начинает обливаться.

[17:44] Всеволод Устинов: Да, это прям оно самое.

[17:47] Никита Маклахов: А расскажи, какие из всех практик, из всех привычек, над которыми ты сейчас работаешь, ты считаешь такими жизнеобразующими, фундаментальными, без которых ты уже не можешь обойтись, без которых все бы развалилось. Вот я могу предположить, что одна из таких практик — это медитация. А что еще можно добавить, что еще в этот список можно включить?

[18:07] Всеволод Устинов: Сложно выделить какие-то прям отдельные штуки, потому что они у меня постоянно меняются, это такой живой дышащий организм. Наверное, такая прям фундаментальная штука — это управление средой. То есть вот как с тем самым первым листочком, с которого начался чек-лист. Я же что сделал? Я один раз подумал какую-то идею, что было бы прикольно так сделать, и добавил в свою среду вокруг вот этот самый листик, чтобы он мне попадался на глаза и подталкивал меня в нужную сторону. То же самое можно распространить на самом деле на все, выстраивать вокруг себя такие системы, которые направляют и помогают развиваться в нужную сторону. Важная вещь — это стикеры. Когда меня что-то беспокоит или интересует, или я хочу с чем-то разобраться, я просто записываю эту мысль на стикер и клею ее на стену, на холодильник, на шкаф или на специальную доску. А через некоторое время к ней возвращаюсь, могу что-то дописать, уточнить, там становится много стикеров, их можно сгруппировать как-то. Потом про часть из них становится понятно, что я про это все уже подумал, разобрался, можно это перенести в дневник, подумать о чем-то новом. Я вокруг себя создаю прям такие визуальные вещи, которые направляют мое внимание и помогают не зацикливаться на каких-то мыслях и идеях, а фиксировать их, возвращаться к ним, развивать их. Но на самом деле идея со средой шире; в среду входят и Facebook, и источники новостей, и люди, и страна вокруг, и что это за страна, какая там погода. В принципе можно вообще назвать любую вещь, которая на меня влияет, и подумать, как бы я хотел ее подправить, чтобы в сумме стало лучше.

[19:55] Никита Маклахов: Давай немножко конкретики добавим. По поводу страны мы уже выяснили, что ты привел ее в порядок, поменяв на Бали. Что по поводу остальных сфер, которые ты перечислил — социальные сети, люди, — как ты выстраиваешь их? Мы называем это целесообразное, или поддерживающее пространство. Вот как ты превращаешь все это в поддерживающее пространство?

[20:17] Всеволод Устинов: Сейчас это происходит так. Когда я замечаю, что есть какая-то вещь, которая на меня оказывает сильное влияние (например, Facebook), я разбираюсь, насколько она мне полезна или не полезна, к чему она ведет, как она устроена, как бы я хотел, чтобы она в идеале была устроена. И начинаю двигаться туда маленькими шажками, выстраиваю вокруг этого систему. Например, как было с Facebook? В какой-то момент я понял, что я там провожу по 60 минут в день. Оно мне почти ничего хорошего не дает, настроение не улучшает, информацию я оттуда не получаю. Да, есть люди, с которыми я там поддерживаю контакт, но в общем лучше бы эту штуку сократить. Попытки удалять приложение с телефона или блокировать сайт ни к чему не привели, потому что в какой-то момент оно нужно для работы, еще для чего-то. Ты его разблокируешь, и у тебя — раз! — формируется привычка, как быстро обойти любую свою блокировку. Помогла штука с Rescue Time, которую я настроил так, чтобы 15 минут в день в соцсетях сидеть было можно, а после 15 минут в день они блокировались до конца дня. И у меня сразу появилась ценность этого времени. То есть да, я могу зайти в соцсеть, что-то прокомментировать, с кем-то переписываться, но все время висит в голове мысль: «Ага, мне Facebook еще может сегодня потребоваться по делу, поэтому сейчас я его закрою, потому что ничего срочного, важного уже не осталось».

[21:37] Никита Маклахов: Как у тебя в этом плане получается быть до конца честным с собой? Наверняка возникают какие-то ситуации, когда по работе нужно потратить на Facebook больше 15 минут. И тут уже получаются какие-то компромиссы: раз я сегодня себе разрешил на 5 минут больше, то и завтра, скорее всего, разрешу. И со временем это развалится. Как сохранить систему, не идя на компромиссы?

[21:58] Всеволод Устинов: Ну, я могу ставить Facebook на паузу. Там галочка есть такая «на 15 минут», но только если мне это реально нужно для работы. А если я вдруг после работы переключаюсь на «просто почитать ленту», то через 5 или 10 минут эта штука пройдет, она паузится, я увижу уведомление и вспомню: «Ага! Так, не, не надо». Ну и на самом деле такие вещи нужны один раз, в один период. Один раз с помощью каких-то вот таких внешних приспособлений выработал привычку не зависать на Facebook, и после этого все, у меня ее нет. У меня нет такой проблемы, я спокойно двигаюсь дальше, разбираюсь с другими вещами, потому что здесь все хорошо. Здесь остаются только какие-то вспомогательные элементы, типа тот же самый Rescue Time — он все еще висит, у меня есть пункт в чек-листе про то, сколько я времени сегодня в соцсетях провел. В сумме получается, что вот эти поддерживающие элементы помогают, что я какой-то кирпичик в своей жизни поставил как надо, и что он теперь просто работает, практически не требует ни моего внимания, ни силы воли, ничего. А если вдруг начнет ломаться, я это замечу по чек-листу. И в сумме получается постоянно развивающаяся система, в которую добавляются новые кирпичики, а старые не отваливаются. Понятно, что за три года, например, я прошел очень далеко по этому пути и очень доволен тем, как у меня сейчас все устроено.

[23:22] Никита Маклахов: По моему опыту, одна из основных трудностей с привычками, в первую очередь с полезными привычками — это смена контекста. Когда мы меняем место, допустим, переезжаем хотя бы на время с Бали в Россию, окружающая среда меняется, и бывает так, что привычки отваливаются. Как ты с этим борешься, как ты с этим справляешься? Вот ты переехал сейчас на время в Россию, как у тебя получается поддерживать те привычки, что ты практиковал на Бали?

[23:49] Всеволод Устинов: Мне очень помогает чек-лист опять же, потому что… Вот окей, я сейчас понимаю, что у меня сменится часовой пояс на 5 часов и месяц я буду жить в таком режиме. И я сразу понимаю: ага, вот весь список вещей, которые мне важны. Прям просто полчасика-часик сижу со своим календарем, смотрю, чего куда подвинуть, как передоговориться, как все устроить, чтобы на новом месте было все так же классно и четко. По-моему, работает хорошо.

[24:18] Никита Маклахов: В заключение темы привычек приглашаю вас на мой обучающий курс, который с ними напрямую связан. Этот курс называется «Игра в привычки». Новый поток стартует 26 февраля. Участие в «Игре» — это отличный шанс измениться и начать делать то, о чем вы давно мечтали. У вас обязательно появится свой собственный чек-лист, поддерживающее пространство и многое другое. Но главное — у вас появятся как минимум три новые привычки, и это только начало. За 7 недель обучения вы досконально разберетесь в себе, поймете, какие привычки вам действительно нужны и внедрите их. Причем сделаете это легко и с удовольствием, без насилия и без срывов. Потому что «Игра в привычки» — это прежде всего игра. В основе курса лежат знания из нейрофизиологии и психологии, но само обучение не скучное и совсем не сложное. Наоборот, оно мотивирует и увлекает. Потихоньку, маленькими шагами под моим руководством и с помощью кураторов вы сможете выйти на новый уровень и освоить технологию, которой будете пользоваться после этого всю жизнь. Подробности об участии в «Игре в привычки» ищите на нашем сайте willbedone.ru.

[25:37] Никита Маклахов: Ладно, хорошо. Давай тогда постепенно переходить к основной теме нашего выпуска, потому что про привычки я могу и люблю говорить долго, но хотелось бы тебя побольше расспросить про опыт твоего развития, твоего обучения и опыт обучения твоих сотрудников. Давай начнем эту тему с того, что попрошу тебя рассказать про то, кто такие «джедаи». Хочу попросить тебя рассказать про это вне контекста агентства, каких людей ты можешь назвать «джедаями»? В чем тут суть концепции?

[26:07] Всеволод Устинов: Сама идея «джедаев»… Формально это называется «мультидисциплинарный специалист», а на самом деле это просто человек, который, что бы ни происходило, может прийти, разобраться и навести порядок, достичь результата. Как правило, для этого ему требуется разбираться во множестве зон, хорошо управлять собой, проектами, людьми, иметь нужные специализированные знания, быть не только управленцем, но и спецом. Таких людей я называю «джедаями», потому что в них сила. Это те, кто двигает мир вперед.

[26:40] Никита Маклахов: Получается, если коротко, то «джедай» — это человек, который сам способен решить проблемы?

[26:44] Всеволод Устинов: Да.

[26:45] Никита Маклахов: Хорошо. Давай тогда поговорим о том, как же стать любому человеку «джедаем», как выстроить систему обучения, чтобы со временем прийти к такому состоянию, когда ты будешь сам способен делать все что угодно, делать круто и получать за это соответствующее вознаграждение. Как вариант, давай, может быть, начнем с твоего опыта, как выглядел путь именно твоего обучения. Я знаю, что у тебя был в этом плане длинный путь, что ты, если не ошибаюсь, за 10 лет потратил 7 000 часов на свое собственное обучение и развитие. Можем начать с этого, я с удовольствием узнал бы у тебя, как ты нашел столько времени и что дало тебе все это обучение.

[27:21] Всеволод Устинов: Мне немного повезло в том плане, что мне просто интересно. У меня личная миссия даже — развиваться и развивать других людей.

[27:29] Никита Маклахов: Ты к этой миссии как-то пришел, то есть каким-то образом ее осознал, или она вечно фоном витала? Как ты понял, что именно это твоя миссия?

[27:39] Всеволод Устинов: Я задал себе вопрос, приклеил его на стикер на стеночку, полгода потихонечку тюнил ответ. И вот сейчас он такой. Возможно, он изменится в будущем, но в общем вещи крутятся вокруг примерно одного и того же — про развитие себя и других, про пользу, про то, чтобы делать крутые штуки, строить мосты.

[28:02] Никита Маклахов: Вопрос на стикере звучал как «В чем моя миссия?», именно эта фраза была написана там?

[28:07] Всеволод Устинов: Там было несколько разных стикеров с разными вариациями: «В чем смысл?», «Что для меня важно?», «Чем я хочу заниматься?» И в сумме они вывели пока вот в эту точку. Но про развитие — на самом деле кажется, что это штука, которая была со мной всегда, и потребовалось просто это как-то облечь в слова, сформулировать, осознать. Этот интерес к тому, чтобы узнавать новое, понимать новое и развиваться, был все время. Как, допустим, 10 лет назад выглядел мой график? Я просыпаюсь, открываю ноутбук, иду что-то читать (в тот момент, например, это были форумы по SEO). Провожу там несколько часов, потом еду куда-то — либо на учебу, либо на работу. Занимаюсь какими-то делами, при этом все выстраивается вокруг того, чтобы узнавать новое, пробовать новое, разбираться, как что работает и как сделать, чтобы работало. По пути, слушаю аудиокнижки, когда художественные, когда нехудожественные. Возвращаюсь домой, еще читаю. На выходных просыпаюсь, можно залипнуть в сериальчик, а можно в книжку или в ридер. Наверное, вот таким образом, между сериальчиками и форумами набралось в сумме 7 000 часов.

[29:22] Никита Маклахов: Ты сказал, что тебе повезло в том, что тебе это было интересно. Что именно помогало тебе поддерживать интерес? То есть как ты изначально себя мотивировал? Возможно, здесь это не совсем корректное слово, но как ты создавал и поддерживал этот интерес к учебе и развитию?

[29:38] Всеволод Устинов: Тогда он у меня просто всегда был. Мне интересно разбираться, как что работает, с раннего детства, и еще чего-нибудь придумывать и делать. Я могу сказать, как я это выстраиваю сейчас и помогаю другим выстраивать. Ключевая мысль: интерес — это не внешняя штука, а внутренняя. Не то, что приходит извне, что к тебе кто-то придет, кто-то принесет интерес на блюдечке — коллега, учебные заведения, родители, друзья. Интерес — это то, что ты можешь создать сам для себя. То есть это не часть внешней среды, а внутреннее желание. Если хочешь, чтобы было интересно, то можно придумывать, как сделать себе интересно. Как сделать интересно здесь и сейчас? Вот взять любую штуку — процесс просыпания утром; или поисковая оптимизация, управление сложными проектами; или управление скучными проектами, как сделать интересно скучные проекты. И тогда интерес переходит из фактора среды в то, чем можно управлять, дальше просто идешь и делаешь. Задаешь себе вопрос: «Как вот эту штуку сделать интересной?» и делаешь. И кажется, эта вещь начинает работать как маховик, потому что когда тебе интересно, у тебя много сил на все остальное, на то, чтобы разбираться вглубь, на то, чтобы делать какие-то смежные вещи. И вдруг оказывается, что ты потихоньку превращаешься в «джедая», который знает и умеет, а если не умеет, то разберется и сделает.

[31:02] Никита Маклахов: Я от тебя услышал, что для создания интереса нужно по крайней мере начать направлять внимание в это русло. В подкасте мы уже как минимум пару раз обсуждали тему геймификации. Геймификация («игрофикация» также ее называют) — это как раз способ придания смысла тем вещам, в которых смысла изначально нет. То есть мы придумываем, что заполнение таблицы — это какая-то игра, за которую нам дают баллы и начисляют какие-то уровни, и становится веселее. А как у тебя выглядит это на практике? Как именно ты придаешь интерес скучным процессам? Используешь ли ты для этого какие-то механизмы вроде геймификации, или у тебя есть что-то свое на этот счет?

[31:39] Всеволод Устинов: Как-то специально геймификацию я не использую. Лично мне она не столько помогает, сколько создает лишнее давление. Например, в Headspace есть вот эти страйки — 30 дней подряд медитации, и их потом становится страшно сломать или пропустить. Мне кажется, что это вещь, которая, наоборот, интересу мешает, потому что давление и страхи не помогают. Давай лучше возьмем какой-нибудь пример. Почта — вещь, которая есть в жизни каждого человека. В моей жизни в какой-то момент было по 150 осмысленных неотфильтрованных писем в день. И я вдруг понял, что, блин, так нельзя. Это вот тоже примерно как раз 3 года назад было. Стало интересно это раскрутить и все вокруг перестроить так, чтобы не почта управляла моей жизнью, а я как-то ей управлял. И от такой простой вещи потекло очень-очень много всего, что нужно изменить во мне, в моей работе, в структуре компании, в рабочих процессах, сферах ответственности, во всем. И так маленькая частичка, которая сама по себе кажется скучной (что может быть скучнее, чем разбор 100 писем в день, на которые нужно что-то ответить и желательно осмысленное?), становится тоже очень важным, одним из центральных элементов, которые показывают прогресс, от которого можно отталкиваться, чтобы что-то менять. Кажется, у меня так со всем. Вот там есть процесс — нужно проверять юридические документы, что там все в порядке. Отдельного специального юриста у нас нет, но и документов не так чтобы много, время от времени я их смотрю. Окей, из этой скучной, неинтересной, но все равно важной задачи можно придумать, какие у нас будут форматы, какие будут шаблоны, а как сделать, чтобы бухгалтерия сама все типовые случаи разбирала. И раз, раз, раз — выстраивается такая системка вокруг, которая помогает эту рутинную функцию снять.

[33:34] Никита Маклахов: В каждом случае ты пытаешься придумать именно системное изменение, которое в принципе тебя избавит от этих скучных рутинных процессов?

[33:41] Всеволод Устинов: Да, именно так.

[33:42] Никита Маклахов: Ладно. Мы с тобой начинали говорить об интересе к обучению, о твоем опыте и о том, что ты потратил целых 7 000 часов и 10 лет на обучение. Расскажи, какие навыки или какие знания оказались для тебя наиболее ключевыми, или которые тебе обеспечили наибольшую отдачу. Я знаю, что у Игоря Манна есть такой термин — ROPI, то есть возврат инвестиций в свое развитие и обучение. Так вот, какие знания, какие навыки с точки зрения ROPI оказались для тебя наиболее выгодными и больше всего имели смысл?

[34:16] Всеволод Устинов: Во-первых, «Соло на клавиатуре». Никогда бы в жизни я не стал убивать 80 часов на то, чтобы учиться печатать, потому что — ну блин, ну все же умеют печатать, зачем этому еще учиться. Но так получилось, что я попал на неделю в больницу с подозрением на какую-то инфекцию. При этом я чувствовал себя хорошо, у меня был ноутбук, не было интернета, было «Соло на клавиатуре». Ну окей, я его просто взял и прошел. И это оказался с точки зрения отдачи на инвестиции самый огромный вклад, потому что дело не в том, сколько времени ты экономишь на том, что печатаешь, а в том, что навык слепой печати позволяет во время работы за компьютером думать о чем-то важном, о том, что ты хочешь сделать, и не отвлекаться на буковки. Это примерно как в три раза увеличить оперативную память и скорость процессора. Это раз. Два — скринкасты Макса Дорофеева, а позже — его книжка «Джедайские техники» про личную эффективность, про впихивание невпихуемого, про работу как раз с почтой, с календарем. У него на самом деле там сложная система, большая, длинная, очень интересно рассказанная — и в скринкастах, и в книжке, всем рекомендую ее послушать. Это не значит, что ту конкретную систему можно брать и использовать, но это неплохая точка отчета. Вот есть Дэвид Аллен с его GTD, и есть Дорофеев. Можно и с этой, и с этой точки начать, просто попробовать, как они пишут, а потом под себя ее потихоньку тюнить. Это два. Три — книжка «Гарри Поттер и методы рационального познания». Ее написал — если я правильно произнесу сейчас имя — Элиезер Юдковский. У него же есть сайт lesswrong.com, и он на русский переведен. Я оттуда выцепил идею про то, что можно представить себе человека как линзу, какой-нибудь инструмент, увеличительное стекло, которое при этом может быть направлено само на себя. Можно свое внимание и свои усилия направить на то, как ты сам работаешь, сам функционируешь, как это все происходит, и начать потихоньку это улучшать. Вот эта идея, наверное, оказала очень большое влияние.

[36:30] Никита Маклахов: Круто. Спасибо больше, что поделился. Я немножко позволю себе тебя поправить. Книжка называлась «Гарри Поттер и методы рационального мышления», а не «познания», насколько я успел загуглить и вспомнить. Это просто на тот случай, если слушатели пойдут искать книгу сразу после нашей с тобой беседы, чтобы они не путались. Прежде чем двигаться дальше, напомню, что мы уже успели обсудить с моим гостем. Некоторое время назад Всеволод с командой сотрудников переехал из Москвы на Бали, и я выяснил, как же ему это удалось. Всеволод рассказал, что лучше бы подготовить все заранее, в частности выстроить внутренние процессы в компании. Но всего не учтешь, так что на новом месте все равно придется решать разные организационные вопросы. Когда переезжаешь всей командой, достаточно легко сохранить продуктивность, ведь рабочая атмосфера и окружение остаются теми же. Так что дело за малым — поставить работу на первое место в списке приоритетов, а развлечения — на второе. Для развития сотрудников внутри команды полезно выстраивать систему менторства. Тогда каждый член команды сможет выбрать свой путь и стать в дальнейшем либо крутым спецом, либо наставником. Наставники периодически общаются со своими подопечными на разные темы, начиная от результатов работы и заканчивая личным развитием. Далее мы перешли к обсуждению моей любимой темы — темы привычек. Всеволод отслеживает их с помощью специального чек-листа и утверждает, что этот инструмент способен вытащить человека из любого кризиса. Причем в чек-листе можно не только ставить галочки, но и записывать мотивирующие вопросы. Такие вопросы в нужный момент напоминают о том, зачем вообще нужна та или иная привычка. Однажды внедрив привычку, уже не придется тратить на нее силу воли, достаточно просто довериться своему чек-листу и делать ровно то, что в нем записано. Кроме чек-листа, в работе над привычками помогает создание поддерживающего пространства. Здесь для Всеволода ключевым инструментом являются бумажные стикеры. Он записывает на них свои проблемы и вопросы, обдумывает все это, клеит новые листочки и в конце концов приходит к решению. Затем мы переключились на тему «джедаев» и выяснили, что так Всеволод называет людей, которые способны сами во всем разобраться и решить любую проблему. Такими людьми движет мощная сила — интерес. Мой гость подчеркнул, что интерес мы должны создавать для себя сами. И при должном желании найти его можно в любом, даже в самом скучном занятии. Ладно. Смотри, на данный момент у вас даже на сайте уже представлены очень крутые планы развития разных специалистов, «джедаев». Я как раз в прошлом нашем выпуске с Ольгой Шевченко приводил эти планы в пример как очень круто составленные и оформленные. Расскажи, как бы ты посоветовал составлять такой план для себя, на что в этом плане ориентироваться, где брать источники, материалы, книги для изучения? То есть как составить такой план развития и обучения, чтобы это самое развитие и обучение проходило не стихийно, а было целенаправленно и вело и вело нас туда, куда нам было бы неплохо попасть.

[39:45] Всеволод Устинов: Дело в том, что те планы обучения, которые есть на сайте, составляли мы сами, ребята из агентства, в тот момент, когда им нужно было дать такой минимальный набор знаний, которые должны быть у каждого человека, работающего в этой роли. Просто как база, чтобы была общая база, от которой можно строить все остальное. И если человек возьмет, например, один из наших планов обучения, это значит, что он будет реализовывать наше видение того, что значит быть сильным специалистом в области интернет-маркетинга, дизайна или поисковой оптимизации. Как составить такой список для себя? Наверное, зависит от целей или от интересов. О, могу рассказать, как я сейчас выбираю, чем именно заниматься. Я некоторое время назад осознал, что я практически ни в чем не разбираюсь, кроме своей профессиональной области. Я ничего не знаю про сон, про мышление, про питание, про психологию, про управление, про стратегии. Все этим занимаются как-то по чуть-чуть, на троечку, так, чтобы было достаточно. Но я не знаю это прям глубоко, как оно устроено внутри, весь спектр вариантов. Я сейчас выбираю эти вещи, которые мне важны вот сейчас, и начинаю целенаправленно копать всю информацию в ту сторону. Примерно как если бы я готовился к экзамену или как если бы я готовился написать на эту тему курс, рассказать, объяснить кому-нибудь, сделать пост в блоге. То есть разобраться так, чтобы я мог применить и мог объяснить. Сейчас я двигаюсь именно таким образом, то есть выбираю важные для меня темы и копаю туда целенаправленно.

[41:27] Никита Маклахов: А расскажи тогда, как ты извлекаешь максимум пользы из того материала, что изучаешь? Отчасти, я думаю, ты уже привел хорошие конкретные примеры, что можно сначала что-то прочитать, потом сделать на основе лекцию и рассказать коллегам. Что ты еще используешь в этом плане для извлечения максимума из того материала, что мы изучаем, чтобы он не просто вылетел в одно ухо и влетел в другое, а остался с нами и мы могли его применять в работе?

[41:51] Всеволод Устинов: На верхнем уровне сейчас мой способ такой: я изучаю то, что мне почему-то важно, что я собираюсь применять как-то — например, про сон или про стратегии. Поэтому мне очень интересно и я очень внимательный, будь то книжка, курс, лекция, статья в Интернете. Я ее сразу же прям разбираю по кусочкам, стараюсь применить на свой опыт, на то, что я знаю, положить в какую-то структурку, в процессе переделывая. И мне кажется, что это самая важная штука. После этого идет длинный список приемов, которые можно применять. Лучше всего набор приемов описан в курсе Learning How to Learn. У меня есть конспектик, но лучше его просто взять и пройти — он небольшой и очень полезный, с русскими субтитрами и со всеми делами, — а потом подбирать набор под себя. Например, можно пробовать пересказать своими словами то, что только что прочитал или услышал. Вот сейчас человек слушает подкаст, можно прям ставить на паузу и говорить: «Ага! Я понял, что…» И дальше формулируешь и так запоминаешь. Точно так же можно ставить на паузу книжки, видеолекции, все что угодно. Дальше можно не просто проговаривать это про себя, можно записывать. Например, я веду личную базу знаний, в которую складываю все статьи, ставлю там теги и часто пишу комментарии. Я это делаю для себя, но еще там есть трансляция в наш агентский Slack и в Telegram канал.

[43:22] Никита Маклахов: С помощью чего ты ведешь такую базу знаний?

[43:25] Всеволод Устинов: Сервис Diigo. Он несколько корявый, но свои задачи выполняет. И с телефона, и с ноутбука я просто в один клик могу туда отправить статью, дописать теги, комментарии, и она сохраняется. Эта штука нужна мне, и еще интересно чем-то поделиться, и я часто возвращаюсь к каким-то записям. По сложным концепциям я составляю mind map, особенно по сложным книжкам, прохожу в три прохода. Первый — я книжку просто читаю, когда особенно интересно просто ознакомиться со всем. Потом стараюсь разложить, сделать на ее основе mind map и, по сути, сканирую ее или прям перечитываю целиком. Потом в этом mind map навожу красоту, чтобы все было четенько, аккуратные формулировки и так далее. В этот момент я, наверное, лучше всего осознаю все, что было в книжке. Потом на эту тему еще можно сделать пост. В этом процессе можно останавливаться на первом шаге, можно на последнем, но чем важнее тема, чем глубже я хочу разобраться, тем дальше я по этим шагам иду. И сейчас еще сюда добавил такую штуку: у меня есть стикеры по темам (допустим, про сон) и карточки в Trello соответствующие. И я все важные факты туда записываю, чтобы на выходе был не mind map, который останется жить где-то далеко в архиве, а мое текущее понимание и все, что я знаю про эту тему. И эта штука еще попадается на глаза, к ней можно возвращаться, дотюнивать. Наверное, вот такой способ я считаю самым эффективным. Еще у… забыл, очень известный чувак, который рассылку классную ведет и всем рекомендует программку The Brain…

[45:03] Никита Маклахов: Был такой у нас гость тоже, Максим Черепица, наверное, ты его имеешь в виду?

[45:06] Всеволод Устинов: Он самый, да. Я думаю, что его способ самый прошаренный и самый эффективный — все, с чем ты познакомился, все важные для себя концепции складывать в этот самый «мозг» и одновременно обновлять связи всего со всем. И это позволяет как раз формировать не островки знания (типа прочитал книжку, что-то запомнил), а прям свое текущее понимание всей темы и всего, что с ней связано. Наверное, это самый эффективный способ, но я до него еще не дорос.

[45:36] Никита Маклахов: Смотри, мне кажется — наверное, я даже уверен в этом, — что сейчас у людей нет проблемы в том, чтобы найти какую-то информацию по теме; есть совершенно обратная проблема, что информации слишком много. Я думаю, что если не у всех, то у многих слушателей подкаста есть какая-нибудь папочка «Тренинги» или «Изучить», где содержатся гигабайты полезной информации, до которой они вряд ли вообще доберутся. Так вот, скажи, как научиться отфильтровывать, как научиться отделять зерна от плевел и делать так, чтобы в твоем плане обучения, в плане развития оставалось только самое ключевое, и чтобы ты это реально изучил, а не отложил на потом. То есть здесь два вопроса. Как не соблазниться на какое-то обилие информации, а, наоборот, ограничить себя минимальным, необходимым и самым важным? И как потом это самое важное все-таки дисциплинированно изучать и изучить в итоге?

[46:27] Всеволод Устинов: Мне эта проблема хорошо знакома, потому что эти самые 7 000 часов, про которые ты говоришь, по большей части были потрачены непонятно на что. То есть да, все эти вещи как-то где-то пригодились, но по большому счету это было впитывание огромного потока входящей информации, я в ридере и в книжках проводил по 3-4 часа в день. Сейчас мне помогает такой вопрос: «Что это дает? 30 минут в день сейчас провожу в ридере, что это дает?» И понимаю: «Ага, всю штуку про новости, криптовалюты, еще какой-то треш можно просто взять и грохнуть, потому что это отвлекает. Хорошее соотношение сигнал-шум можно оставить». И дальше этот вопрос можно применить ко всему, на что сейчас тратится время и внимание. Так получается очистить, получить очень много этого ресурса. После этого попробовать сформулировать: «А что мне важно? Как я себе представляю, как оно должно быть в будущем?» Или: «Что меня беспокоит? Как бы с этим разобраться?» И вот частично от проблем, частично от интереса, частично от видения будущего собираются ключевые темы. Дальше по ключевым темам я стараюсь искать, что сейчас вообще человечество про это знает. Есть еще такая смешная концепция — «дерево всезнания». Такая виртуальная сущность, оно не настоящее, не физическое, но можно к нему обращаться: «Дерево всезнания, скажи мне, пожалуйста, что ты знаешь про ведение личных блогов?» И оказывается, что кто-то на эту тему написал книжку, кто-то — серию статей; кто-то провел исследование, чем это полезно, чем это вредно; кто-то сделал метаисследование про исследование долгосрочного влияния ведения дневников и блогов на личность. И из всего этого получается разобраться в том, что человечество на эту тему знает и что из этого полезно, применимо ко мне, какие инструменты мне помогают обращать свое внимание на что-то конкретное, а не просто реагировать на входящий поток информации.

[48:30] Никита Маклахов: По поводу «дерева всезнания» — это просто у тебя мысленная концепция, или есть какой-то сервис, который ты используешь в качестве этого «дерева»?

[48:37] Всеволод Устинов: Ну, обычно это Google, или в Facebook спросить у друзей. Нет, это исключительно такой смешной образ, он помогает направить мысль в нужную сторону. Представь, что дерево всезнания существует и что ты можешь прийти к нему, задать любой вопрос и получить четкий ответ. Сама идея такого дерева прям заставляет тебя остановиться: «Так, окей, а что я хочу спросить? А что я на самом деле хочу узнать? Что мне важно, чего я не понимаю?» И дальше Google, друзья, книжки тебе на самом деле ответят вместо дерева.

[49:12] Никита Маклахов: А есть ли у тебя в этом плане какое-то правило, критерий для выбора в плане рекомендаций? Например, «я начинаю читать эту книгу, только если ко мне поступило 3 рекомендации от надежных людей по поводу нее».

[49:24] Всеволод Устинов: Раньше подход был такой, что я просто беру и иду ее читать. И я читал по 50 книг в год, может, больше. А потом я понял, что я их читаю слишком быстро, а понимаю из них слишком мало. И вот все эти штуки с mind map, конспектами и постами привели к тому, что я читаю 5 книг в год (нехудожественных). Потом я стал записывать все книжки в список и брать те, которые порекомендовали. На практике это привело к тому, что я не читаю почти ничего из того, что рекомендуют, ну очень единичные книжки. И мне кажется, что это самый правильный сейчас способ. Вместо того, чтобы реагировать на то, что «у тебя есть возможность прочитать такую замечательную книжку, ее столько людей прочитало, ты прям обязан ее прочитать, она точно очень важная» — нет, фигня, надо разобраться, что тебе важно, а потом пойти и найти самую дельную книгу по теме. Чем ближе она будет к науке, тем лучше.

[50:19] Никита Маклахов: Но все-таки эти пять книг, которые ты прочел за год, ты их как-то выбрал ведь?

[50:23] Всеволод Устинов: Да. Но вот к этому — штуки с «деревом всезнания» и целенаправленный поиск — я пришел только сколько-то месяцев назад. А до этого — да, то, что кажется интересным, то, что порекомендовали друзья, что может пригодиться на практике, что вот сейчас актуально для той сферы, в которой я развиваюсь.

[50:41] Никита Маклахов: Ладно. Как выбрать, отфильтровать информацию и более-менее построить систему дальнейшего обучения, мы разобрались. Давай поговорим еще немножко о том, как сделать так, чтобы эта информация не осталась только в книгах, а перекочевала к нам в голову. То есть как сделать так, чтобы обучение вошло нам в привычку и мы стали заниматься им регулярно, желательно на ежедневной основе, выделяли ему какое-то время? Поделись, как уже повелось сегодня, сначала своим опытом, и, возможно, потом ты сможешь дать какие-то более общие советы. Как найти время, даже если ты супер загруженный, даже если у тебя и так 10 часов в день посвящается работе, где взять время на обучение?

[51:22] Всеволод Устинов: Лично у меня такой проблемы нет. Потому что мне интересно учиться, мне интересно работать. Это те две вещи, которыми я занимаюсь все время, и еще это переплетено сильно. Там появляется вопрос, где взять время на путешествия, на друзей, на хобби, на еще что-то. Я не очень осознавал этого, но я по этому поводу сильно переживал — как же так, сижу дома с книжкой, когда там ребята в кафе тусуются. Потом разобрался, что у меня не получится заниматься вообще всем, и ответил, что мне сейчас важнее работа и развитие, а все остальное подождет; что я не буду переживать по этому поводу, мне так отлично. Волшебным образом после этого оказалось, что и проводить время с ребятами очень классно, и в кафешку сходить, просто я это делаю, условно, раз в неделю. У меня так. В моей жизни очень большую роль играет интерес, он дает мне энергию, он меня направляет. Вот мне интересно учиться, я в этом вижу очень много ценного для себя. Общаться с другими людьми просто так мне не очень интересно. Зато интересно общаться с людьми, которые могут рассказать что-то интересное или хороший вопрос задать. Вот, например, ты меня пригласил в подкаст; я понятия не имею, в чем будет польза для меня, но будут интересные вопросы. И это то, что помогло мне принять решение быстро.

[52:50] Никита Маклахов: Ладно. Спасибо большое, что согласился принять участие. Смотри, но мне до сих пор кажется, что у многих людей со школьных времен, со времен института осталось некая неприязнь и предвзятое отношение к процессу учебы. Тебе, наверное, в этом плане повезло, что у тебя изначально есть интерес. Все-таки давай подумаем, как его можно создать. То есть если у человека есть такой запрос, если у него есть какой-то болезненный опыт, но он понимает, что хорошо бы научиться создавать интерес к учебе, с чего ему можно начать в этом плане?

[53:20] Всеволод Устинов: Мне кажется, что то, как ты ставишь вопрос, не очень хорошо, не очень поможет. Как я его услышал? Что есть человек, который по каким-то причинам осознал, что ему нужно в свою жизнь впихнуть еще и обучение, что если он его не впихнет, то он что-то важное упустит.

[53:38] Никита Маклахов: Не совсем так. Скорее, есть человек, который понимает ценность развития и обучения, он хочет этим заниматься, но каждый раз, когда он садится, допустим, смотреть вебинар, он понимает, что его внимание утекает на Facebook, и внезапно оказывается, что Facebook гораздо увлекательней, чем вебинар. Проблема (по крайней мере, как я ее вижу) больше выглядит вот так.

[53:58] Всеволод Устинов: Мне сложно давать универсальный совет. Расскажу, как у меня. Я для себя решил, что должно быть развитие, а не застой, мне должно быть интересно. Не в смысле, что кто-то должен мне сделать интересно, а я сам так хочу, мне должно нравиться, приносить удовольствие — и процесс, и результат. Должно быть легко, должно быть безопасно, должно быть по-настоящему. И эти штуки помогают в каждой ситуации. Вот, например, я тут смотрю лекцию, раз — уведомление, что-то в Facebook засосало. Я через некоторое время вспомню об этой ситуации и спрошу себя: «А мне так нравится?» Если нравится, то никаких проблем, пусть будет Facebook, 15-30-40 минут в день. Там тоже есть интересные группы, важные вещи и так далее. Но, скорей всего, на какой-то стадии в какой-то момент я отвечу себе: «Нет, наверное, это не то, что должно происходить, я хочу как-то по-другому». И у меня появляется задачка в Trello или на стене стикер типа «придумать, что делать с Facebook», «придумать, что делать с вниманием». И через некоторое время она решится. То есть начнут появляться идеи, они станут туда клеиться, что-то я поисследую, что-то почитаю, что-то попробую. И с третьей попытки, с пятой, с десятой — раз! — и получится смотреть лекции и не отвлекаться на Facebook. Мне кажется, что этот же самый процесс может помочь каждому человеку. Задаешь себе вопрос: «Что это мне дает? Какие у этого будут последствия? То ли это, что должно происходить? Мне так нравится или нет?» Наверное, вот эта последняя штука — она важная, она дает связь с собой и со своими эмоциями. А эмоции дают энергию, чтобы что-то делать, что-то менять.

[55:48] Никита Маклахов: Переходим к нашему традиционному конкурсу «Книга за отзыв». Сегодня мы, как обычно, разыграем сразу две крутые книги. Напомню правила. Есть два варианта участия. Первый — написать пост о подкасте во «ВКонтакте», в Facebook или в Instagram. Второй способ — оставить отзыв на странице подкаста в iTunes. Переходим к призам. Первый приз — книга «Преломление: Наука видеть иначе». Ее автор — Бо Лотто, нейробиолог с мировым именем и профессор Лондонского университета. Уже четверть века он исследует человеческое поведение. В своей книге Бо рассказывает о том, почему мы видим реальность не такой, какая она есть на самом деле. Книга посвящена особенностям восприятия и тому, как развить творческий потенциал и по-новому взглянуть как работу, так и на личную жизнь. Этот ценный подарок отправляется к девушке Екатерине с ником Мечтай Дерзко. Катя, спасибо тебе за поддержку и вдохновляющий пост в Instagram! Поздравляю тебя с победой! Второй приз выиграла наша слушательница с ником в iTunes N Portman. К тебе отправится книга «Зависимый мозг», которую написал нейробиолог и психиатр Жадсон Брюер. Автор рассказывает о том, почему мы заводим вредные привычки и как от них избавиться. В книге есть и научно обоснованные ответы на озвученные вопросы, и истории реальных пациентов, и собственный опыт психиатра, и любопытные данные из исследований. Кстати, у автора этой книги, Жадсона Брюера, есть отличное выступление на конференции Ted, с которым я также вам рекомендую ознакомиться. Еще раз поздравляю наших победителей, а всех остальных, дорогие друзья, я призываю также делиться своими впечатлениями о подкасте. Помимо участия в розыгрыше вы тем самым очень и очень нам помогаете.

[57:50] Никита Маклахов: Раз уж мы начали говорить про внимание, давай тогда заодно обсудим и тему медитации. Вот мы в подкасте довольно много уже про это говорили, но по большей части с людьми, которые занимаются практически только ею и другими практиками осознанности. Поэтому очень интересно поговорить с тобой в этом плане как с человеком, который использует медитацию только в максимально прикладных целях. Расскажи, как выглядит у тебя ситуация на данный момент. Сколько ты уже медитируешь по общей длительности и как часто в течение дня обращаешься к медитации, как часто ее практикуешь?

[58:24] Всеволод Устинов: Headspace мне показывает, что я там промедитировал что-то типа 15 000 минут за сколько-то лет. Я стараюсь медитировать раз в день, 15-20, иногда 40 минут, обычно это в первой половине дня, утром. Потому что я часто просыпаюсь с кучей каких-то мыслей, суеты в голове, и эта штука помогает мне успокоиться, выпрямить спину, перестать спешить, стать спокойнее, увереннее и потихонечку еще тренировать важные навыки помимо непосредственно самой медитации. Потому что, например, в Headspace я выбираю себе тему (отношения или тревожность, неуверенность), и там ведущий, Энди, минутку буквально закидывает какую-то мысль тебе в голову, а потом ты 20 минут сидишь, медитируешь, стараешься наблюдать за своими мыслями, не отвлекаться, потихонечку успокаиваться. И заодно все те идеи, которые Энди предложил, или все те идеи, которые с прошлого дня накопились, как-то раскладываются по полочкам, помогают двигаться вперед. То есть для меня это точка сборки. Она носит чисто прикладной характер, у меня нет такого, что я должен намедитировать сколько-то часов или достичь какого-то там уровня просветления, это просто вещь, которая мне помогает сразу во многих зонах.

[59:49] Никита Маклахов: А насколько тебе в этом плане доставляет удовольствие сам процесс? Тяжело ли тебе сохранять концентрацию все 40 минут? Часто ли ты как-то отвлекаешься, часто ли возникает желание прерваться? И если оно возникает, то как ты с ним справляешься?

[1:00:04] Всеволод Устинов: Ну, бывает тяжело начать, потому что здесь же сейчас какая-то интересная статья, или вкусная чашечка кофе, или миллион дел, которые меня ждут. А туда нужно будет сейчас идти и — что это, зачем вообще? Но, как я уже рассказывал, пунктик в чек-листе подсказывает: там будет классно, сходи. Я со временем научился ему (считай, самому себе, своим подсказкам из прошлого) доверять. Так что иду, сажусь, и каждый раз оказывается, что да, это прям очень важная вещь. В зависимости от моего общего состояния сейчас я отвлекаюсь больше или меньше. Раньше по этому поводу расстраивался, напрягался, потом дошло, что путь к спокойствию и к внутренней уверенности начинается в том числе с того, что можно выполнять упражнения на тренировку внимания, отвлекаться и не париться по этому поводу. Я отвлекся, я заметил, что я отвлекся — ничего страшного, я не запускаю цикл переживаний «о боже, я как-то неправильно медитирую». Отвлекся, сегодня что-то больше обычного — ладно, возвращаемся к дыханию, посмотрим, что будет дальше. На самом деле в этом и состоит тренировка — не дергаться, не нервничать в процессе медитации. Со временем вот с этими самыми тысячами минут развивается навык не дергаться, не отвлекаться и не нервничать из-за ерунды все остальные 24 часа в сутках.

[1:01:32] Никита Маклахов: У меня ушло примерно три месяца на то, чтобы начать получать удовольствие от медитации. То есть до этого я в принципе не видел разницы; я помедитировал, медитация закончилась, вроде ничего особо не поменялось. Как выглядела эта ситуация у тебя? Сколько времени прошло, прежде чем сам этот процесс начал тебе доставлять удовольствие?

[1:01:54] Всеволод Устинов: Мне в этом плане повезло, что мое знакомство с медитацией началось сразу с випассаны. Это десятидневный курс, где все молчат, без телефонов, книжек, записей, ты просто медитируешь по 8 часов в день.

[1:02:09] Никита Маклахов: Ты без опыта медитации пошел сразу на десятидневный курс?

[1:02:12] Всеволод Устинов: Да.

[1:02:13] Никита Маклахов: Как ты там выжил?

[1:02:15] Всеволод Устинов: С удовольствием. Это вот мой первый пост про випассану. У меня был запрос: это какая-то дикость? Она безопасная? Мне ее друг порекомендовал, которому я очень доверяю, Алексей Бурба, типа можно попробовать, в крайнем случае я спокойно оттуда уйду. Поэтому я шел попробовать. А там же в чем идея всей випассаны? Это определенный процесс — с подъемом, с медитацией, с завтраками, с распорядком, с ограничениями, в том числе на разговоры, — который вообще любого человека в любом состоянии осознанности ума, внимания и так далее на выходе научит медитировать, понимать, что происходит и зачем это нужно. Там же вся идея того, что этот курс не для того, чтобы там посидеть, отдохнуть, а чтобы научиться потом практиковаться в обычной жизни уже. Там научился, прошел через страшную физическую боль (потому что неудобно сидеть полтора часа без движения и все болит); через эйфорию, когда кажется — офигеть, какой красивый мир, какое все радостное, цветное; и вообще через много вот этих эмоциональных скачков вверх-вниз. Ну и просто…. сколько получается… за 80 часов практики за 10 дней (навык вырабатывается за 80 часов точно, по крайней мере базовый) научился.

[1:03:39] Никита Маклахов: Это, конечно, не так рисково и безрассудно, как прыгать с вингсьютом, но все равно, мне кажется, очень непросто. Потому что я с некоторым опытом практики ходил то ли на пяти, то ли на семидневный ретрит, и для меня это было, мягко говоря, не очень просто, не столько в физическом плане, сколько именно в ментально-эмоциональном. И еще я заметил и по себе, и по другим людям, что есть риск словить перенасыщение практикой. То есть когда ты 10 дней подряд ничего не делал, кроме как медитировал, трудно сохранить желание и интерес к дальнейшей самостоятельной практике, потому что ты выходишь и думаешь: «Все, надо от медитации отдохнуть». И потом внезапно оказывается, что ты уже год отдыхаешь и так за это время ни разу не медитировал. Вот было ли такое у тебя? И как тебе удалось после этого сохранить и продолжать практику?

[1:04:26] Всеволод Устинов: Если честно, не было к ней никакого такого серьезного отношения. Да, мне очень понравился эффект — и эмоционально классно, и физически очень хорошо спину выпрямляет, мозг прочищает. Я какое-то время старался медитировать по часу или два в день, но через несколько месяцев оно все сошло на нет, и потом год я не занимался медитацией вообще. Я думаю, что это нормально, потому что в тот момент, когда в жизни наступило то состояние, когда медитация была бы полезна — ну вот примерно как раз те же самые три года назад, — у меня к этому моменту уже был опыт и понимание, как оно работает. Я посмотрел: «Ага, наверное, эта штука вот именно сейчас мне могла бы помочь». И я ее как бы взял с полки инструментов и стал пробовать. И оказалось, что да, помогает. Но это произошло не потому, что «ой, надо, надо, надо», а потому, что я в свое время этому научился, понял пользу и в нужный момент про это вспомнил, стал применять.

[1:05:24] Никита Маклахов: По традиции перед рубрикой «Пять в одном» я делаю короткое резюме, и этот выпуск не исключение. Вторую часть беседы мы посвятили теме обучения, а также тому, как составить свой собственный план развития. Схема здесь следующая: сначала нужно выбрать важную для себя область. В этом помогают вопросы вроде «Что меня беспокоит и как с этим разобраться? Как это должно быть устроено в будущем?» Если область действительно важная, у вас автоматически появится интерес. Второй шаг — обратиться к «дереву всезнания». Так Всеволод в шутку называет Интернет. Нужно выяснить, что человечеству уже известно о вашей теме или вашей проблеме. После этого начинайте целенаправленно искать информацию и изучать ее. Читайте научные книги, составляйте по ним интеллект-карты, а также пишите посты и статьи, чтобы лучше усвоить материал. Выбранную тему нужно изучить досконально, так, чтобы вы могли с ней выступить перед публикой и все разложить по полочкам. Параллельно теорию нужно превращать в практику, то есть сразу использовать новые знания в том, чем вы занимаетесь. Если вокруг вас слишком много информации, которая при этом не касается важных тем, то можно и нужно ее фильтровать. Всеволод предлагает оценивать качество информации с помощью простого вопроса: «Что это мне дает?» Напоследок мы обсудили медитацию. Для моего гостя это чисто прикладная практика, которая помогает успокоиться и привести в порядок мысли. Если научиться контролировать свое состояние во время медитации, то и в обычной жизни сделать это будет гораздо проще. Медитация — это инструмент. Вы можете освоить его и отложить в сторону на какое-то время, а затем, когда почувствуете необходимость, снова вернуться к нему и возобновить практику.

[1:07:20] Никита Маклахов: Предлагаю тогда постепенно переходить к нашей финальной традиционной рубрике, которая называется «Пять в одном». Я задаю пять небольших вопросов и ожидаю от тебя получить пять коротких или не очень коротких ответов. Первый вопрос касается книги. Пожалуйста, порекомендуй мне и нашим слушателям такую книгу, которая произвела на тебя сильное впечатление в свое время и как-то твою жизнь изменила в лучшую сторону.

[1:07:43] Всеволод Устинов: Окей, давай. Первая — «Good to great» («От хорошего к великому») Джима Коллинза. Она дарит идею, что можно взять и построить крутую компанию. Еще она дает конкретные инструменты; потом на практике все равно все происходит по-другому, но важна сама идея. Вторая книжка — «Истинный профессионализм» Майстера. Майстер — это эксперт в области профессиональных услуг, то есть он сам услуги оказывает и консультирует. Он рассказывает прям очень хорошо на очень простых примерах — это глубоко проникает — идею про мастерство, профессионализм, про отношение к коллегам, к клиентам, к миру. Мир стал бы сильно лучше, если бы много людей эту книжку прочитало. И третье — окей, пусть будет «Гарри Поттер и методы рационального мышления».

[1:08:33] Никита Маклахов: Отлично. Второй пункт — про привычку. Мы сегодня обсудили с тобой много интересных привычек, которые у тебя есть. Попробуй выделить одну такую ключевую, без которой ты себя уже не представляешь.

[1:08:46] Всеволод Устинов: Вести и развивать свой личный чек-лист. Это прям супер базовая вещь, она помогает и наблюдать, и анализировать, и выстраивать, с ее помощью можно выбраться из любых состояний и прийти куда хочешь.

[1:09:00] Никита Маклахов: Есть. Следующий пункт касается инструмента, что-то полезное, простое, что угодно, что тебе как-то помогает, делает твою жизнь проще и интереснее.

[1:09:11] Всеволод Устинов: Стикеры, конечно. Ты берешь стикер, клеишь на стенку и смотришь. И потом — раз, раз, раз — все разобрал.

[1:09:18] Никита Маклахов: Я уже понял, что в твоей жизни есть два способа решения проблем: или чек-лист, или стикер, все.

[1:09:24] Всеволод Устинов: Да.

[1:09:25] Никита Маклахов: Ладно. Следующий пункт касается вопроса. Такого вопроса, который ты бы посоветовал другим людям задавать самим себе, если они хотят прийти к каким-то переменам, позитивным трансформациям, к чему-то такому.

[1:09:37] Всеволод Устинов: Вопрос звучит так: «Что это дает?» Все, что происходит в твоей жизни на любых уровнях — мысли, эмоции, действия, время на что тратишь, отношения какие, приоритеты, — что это дает? Он заставляет подумать про развитие событий, про последствия, про то, что будет в будущем в связи с этим, как оно повлияет, как ты будешь к этому относиться, если натренировать себя задавать его часто. Очень многое начнет вставать на свои места.

[1:10:08] Никита Маклахов: Спасибо. И последний пункт — он про тот фильм, который ты или пересматриваешь, или который на тебя как-то сильно повлиял.

[1:10:15] Всеволод Устинов: «Звездные войны». Не то чтобы там какая-то прям особая философская глубина есть, он просто классный.

[1:10:22] Никита Маклахов: Спасибо тебе большое, Всеволод, за ответы. Для наших слушателей отмечу, что все ссылки, как обычно, есть в нашем блоге. Более того, мы сейчас создали еще один удобный документик, где в одной таблице содержатся все ответы гостей из рубрики «Пять в одном». Так что, если вы подписаны на рассылку, наверное, вы уже получили этот документ. А если не подписаны, то подпишитесь и получайте. Я же тебя, Всеволод, благодарю за интересную беседу, будем с тобой потихоньку прощаться. Но перед тем, как мы попрощаемся, я обычно выделяю гостям полминутки времени на то, чтобы они могли чуть-чуть порекламировать себя и направить наших слушателей туда, куда они бы хотели их направить; где бы слушатели могли познакомиться с тобой, то есть с гостем, и, возможно, принять участие в каких-то мероприятиях, если такие мероприятие планируются сейчас или в будущем.

[1:11:09] Всеволод Устинов: Во-первых, я веду блог vsevolodustinov.ru. Там сверху есть оглавление с двумя десятками самых интересных постов. Во-вторых, я веду Telegram канал, там еще больше ссылок, это трансляция моей личной базы знаний. В-третьих, я несколько раз в год провожу стратсессии для клиентов по стратегиям маркетинга и продаж. Это не имеет никакого особого отношения к личному развитию, это больше про развитие компании. Мы туда приглашаем команды от разных компаний, команды руководителей, которые два дня под моим руководством и руководством моих коллег создают себе стратегии развития маркетинга и продаж на следующие полгода-год. Проходит прям очень живо, и все оттуда выносят важное понимание, что изменить, что делать дальше, как сделать что-то важное и значимое в ближайшее время. И четвертое — это агентство IT-Agency. Мы специализируемся на построении продаж, то есть когда мы отвечаем не за рекламу, или сайт, или отдел продаж клиента как кусочек, как одну зону, а отвечаем за все, что влияет на продажи, и можем обещать рост продаж и выполнять рост продаж. Кажется, так на рынке больше не делает никто, потому что это сложно.

[1:12:29] Никита Маклахов: Отлично! Тогда на этом точно будем прощаться. Еще раз спасибо тебе за интересную беседу, спасибо всем, кто нас сегодня слушал. Успехов и до новых встреч!

[1:12:38] Всеволод Устинов: Спасибо тебе!

[1:12:40] Никита Маклахов: А в следующем выпуске я сам выступлю и ведущим, и гостем. Постараюсь сделать свой монолог максимально четким и наполненным практическими советами. Я разложу свою жизнь буквально по полочкам и расскажу, как можно улучшить каждую из них. Поделюсь множеством приемов, лайфхаков, инструментов и привычек, которые сам ежедневно практикую и использую. А пока же я прощаюсь с вами до следующей субботы. Успехов!

[1:13:10] Никита Маклахов: Вы прослушали очередной выпуск подкаста от проекта «Будет сделано!» Чтобы вы могли извлечь из него еще больше пользы, я оформил для вас специальные бонусные документы. В них в очень удобном и красивом виде собраны все самые главные идеи и рекомендации от наших гостей по каждому выпуску. Напишите пару приятных слов на странице подкаста в iTunes или опубликуйте ссылку на подкаст на своей странице в любой из социальных сетей, а после этого напишите мне в личное сообщение или на почту, и я буду рад отправить вам эти бонусные документы. Также не стесняйтесь присылать мне обратную связь, вопросы, идеи и комментарии. А я в свою очередь приложу все усилия к тому, чтобы каждый выпуск был интереснее и насыщеннее предыдущего. Оставайтесь с нами, и все самое важное в жизни будет сделано!