Как прокачать нестандартное мышление? Цитата Виталия Микрюкова из выпуска подкаста Будет сделано!

Гость выпуска — Виталий Микрюков, автор блога «101 метод развития креативности». Виталий уверен, что с помощью определённых привычек и упражнений любой человек может развить творческое мышление. Узнаем, как попрощаться с шаблонами и выдавать гениальные идеи!

Также подкаст можно слушать с помощью: Apple, Google, Яндекс, VK

Любимые книги гостей подкаста

В каждом выпуске наши гости рекомендуют лучшие, по их мнению, книги. Мы тщательно изучили рекомендации, убрали лишнее и оставили главное! Заполните форму и мы тут же пришлём вам на почту сочный PDF-документ со списком 10 лучших книг по версии героев подкаста. Стоит прочитать!

Ссылки и полезная информация

Содержание подкаста

[02:34] Что такое креативность? Чем она отличается от творчества по мнению Виталия Микрюкова?
[03:56] Какие упражнения и привычки помогают развивать творческое мышление?
[11:01] Из каких навыков состоит креативность? Как их развивать?
[12:33] Нужна ли креативность людям, чья работа не связана с творчеством?
[14:16] Какие типы мышления существуют?
[27:25] Как выполнить задачу проще и быстрее, используя творческое мышление?
[35:17] Как правильно организовать мозговой штурм? Как оценивать идеи?
[47:25] Как попасть в состояние, идеальное для творческого процесса? Рецепт Виталия Микрюкова.
[54:31] Рекомендации в рубрике «Три в одном»: книга, привычка и сервис.

В выпуске были упомянуты

1) Coursera, edX, Udemy, Универсариум — площадки электронного образования
2) Фильтры Манна — приложение для оценки идей
3) Поток: психология оптимального переживания — книга Михая Чиксенмихайи


Никита Маклахов в Интернете

1) makniko — профиль во ВКонтакте 
2) willbedone — канал в Telegram

Виталий Микрюков в Интернете

1) 101 метод развития креативности — блог Виталия Микрюкова
2) raznostoronniy — профиль в Facebook
3) raznostoronniy — профиль в Instagram

Рубрика «Пять в одном»

1) Книга — Даниэль Канеман «Думай медленно… Решай быстро»
2) Привычка — развивать наблюдательность и смотреть по сторонам
3) Сервисы — Brainsparker и Oflow для развития креативности
4) Вопрос — Кто я? Что я сейчас делаю? Что для меня важно?
5) Фильм — Унесённые призраками

Результаты конкурса «Книга за отзыв»

Владимир Мурзин выиграл книгу Майкла Микалко «Взлом креатива»

Главные идеи выпуска

1. Творчество ― это процесс: деятельность, в результате которой создаются качественно новые материальные и духовные ценности.
2. Существуют разные типы мышления: стереотипное, шаблонное, абстрактное, ассоциативное, познавательное, критическое, визуальное, конвергентное и т. д. Нужно развивать все, кроме стереотипного.
3. Личная эффективность и креативность дополняют друг друга. Способность чередовать типы мышления позволяет достигать грандиозных результатов.
4. Творческие порывы не обязаны происходить в установленное время. Уйдите из офиса и найдите обстановку, которая располагает к творческому мышлению.
5. Всегда есть шанс упустить стоящую идею, но отчаиваться не стоит. Часто последователи становятся более успешными, чем первопроходцы.

Практические рекомендации

1. Каждый день фиксируйте 5 новых вещей, которые вы увидите по дороге на работу.
2. Определите, из каких навыков состоит креативность для вас. Нарисуйте круг и разделите его на соответствующее количество секторов. Оцените свой уровень каждого навыка, делая отметки на радиусах круга. Выберите навыки, которые вы будете развивать в течение ближайшего года, и упражнения.
3. Чаще в повседневной жизни действуйте левой рукой, если вы правша.
4. Чтобы провести мозговой штурм, найдите обстановку, которая располагает к творческому мышлению, сформулируйте задачу для штурма по методу SMART, в течение 5–15 минут записывайте на стикерах свои идеи, а затем оцените каждую.
5. Для оценки идей используйте матрицу эффективности — трёхмерную систему координат. На оси Х отмечайте, насколько быстро можно реализовать идею. На оси У — как дорого стоит реализация. На оси Z — какой результат она может дать.

Понравился выпуск? Послушайте также

Спонсор выпуска

Благодарим компанию Ergostol, которая занимается продажей столов и стульев с регулируемой высотой для работы стоя/сидя, за помощь в работе над выпуском. Изучите ассортимент, представленный на сайте компании, и если вам что-то приглянётся, то по кодовому слову willbedone вы сможете получить скидку 10% на любой заказ.

Текстовая версия подкаста с Виталием Микрюковым

[00:29] Никита Маклахов: Добрый день! В эфире подкаст от проекта «Будет сделано!» — программа для тех, кто хочет делать больше за меньшее время, а также жить и работать без стресса. Я её ведущий, Никита Маклахов. Сегодня у нас в гостях Виталий Микрюков, автор блога «101 метод развития креативности». И, как вы уже могли догадаться, наш сегодняшний разговор будет посвящён именно креативности. Поговорим о том, что такое креативность, можно ли её развить, и если можно, то как. И, конечно, о том, чем креативность может нам помочь в деле повышения личной эффективности и в движении к нашим целям. И перед началом я хочу в очередной раз сказать спасибо нашим партнёрам и спонсорам, компании Ergostol.ru. Друзья, если вы хотите оборудовать рабочее место, которое само по себе будет способствовать повышению вашей личной эффективности, то обратите внимание на продукцию компании Ergostol, на их регулируемые столы. Регулируемые означает, что вы можете настроить высоту стола по своему желанию — можете, например, полчаса поработать на нём сидя, а потом нажатием всего лишь одной кнопки поднять его на необходимую высоту. У меня у самого есть подобный стол, и данный выпуск я записываю как раз стоя перед ним. Также многие гости нашего подкаста отмечают, что менять положение тела, в котором вы работаете, а также работать стоя — это очень полезно. Так что заходите на сайт Ergostol.ru и выбирайте подходящий стол. А если укажете секретное слово willbedone при оформлении заказа, то можете смело рассчитывать на скидку 10%. А теперь давайте перейдём к Виталию. Виталий, приветствую!

[02:19] Виталий Микрюков: Приветствую, Никита, приветствую слушателей подкаста. Очень приятно присоединиться к твоему проекту и помочь людям и себе, наверное, прояснить ещё раз термин креативность и терминологию, которую мы используем.

[02:34] Никита Маклахов: Отлично! Давай именно с этого и начнём, с обсуждения самого термина креативность. Как ни крути, для русского уха этот термин немного чужд, поэтому скажи, есть ли синоним для слова креативность в русском языке? Можно ли однозначно утверждать, что, например, слово творческий является синонимом слова креативный? Что ты можешь сказать на этот счёт?

[02:58] Виталий Микрюков: Очень часто я слышу этот вопрос от своих знакомых, они спрашивают, чем же творчество отличается от креативности, можно ли быть креативным и не творческим. Для себя я определил некие следующие постулаты, первый, творчество — это процесс, деятельность, создающая качественно новые материальные и духовные ценности. Второе, креативность — это навык мыслить, это просто обычный навык, мыслить нестандартно, мыслить не стереотипно. Иногда креативность ещё называют технологией организации творческого процесса, это уместно, наверное, но я всё-таки склоняюсь к навыку. Третий постулат в разведении креативности и творчества — творчество всегда первично и фундаментально. И последнее, я считаю, что креативность вне творчества невозможна.

[03:57] Никита Маклахов: Отлично, мы выяснили, что креативность — это навык, навык мыслить нестандартно. И, на мой взгляд, это даёт надежду мне и, возможно, другим людям, которые с детства, с рождения не могут похвастаться какими-то творческими данными и врождённой креативностью. Поэтому скажи, пожалуйста, каким образом этот навык можно развить, прокачать? Есть ли какие-то, возможно, упражнения, привычки, которые нужно внедрять, чтобы стать креативным?

[04:24] Виталий Микрюков: В целом, да. Наверное, я бы хотел начать с того, что людей, обделённых креативностью от природы, очень мало. Практически во всех случаях это связано с физиологической особенностью человека, поэтому всё-таки для большинства людей надежда есть. Если издалека начать отвечать на твой вопрос, то я бы предысторию рассказал бы тебе и слушателям. Чуть более 3-х лет назад я задался для себя целью ответить на вопрос, из чего состоит креативность. Занимался в своё время вопросами нейминга, копирайтинга, и ко мне очень часто обращались люди, говорили: «Придумай нам название для сайта, для компании, для продукта, для приложения». И как-то получалось всё в состоянии потока, о котором мы ещё поговорим сегодня с тобой. Выдаёшь результат, люди смотрят, говорят: «Блин, как это круто, ты такой креативный». Я всегда с ними спорил и говорил: «Нет, скорее всего вы тоже так можете, я ничем не отличаюсь от простого человека. Просто я смотрю иногда с другой стороны и использую какие-то практики, упражнения». Сначала я их использовал неосознанно, а потом начал изучать всё, что мне попадается под руку, для того чтобы ответить людям на вопрос, что такое креативность, из чего она состоит, как её развивать. Я начал просматривать блоги западные в основном, статьи, книги, на русском, на английском языке, исследования, всё, что было связано с креативностью, с поиском идей, с инструментариями, методиками, методологиями. И на сегодняшний день я прочитал больше, наверное, 40 книг совершенно интереснейших, посвящённых этим вопросам. Прошёл несколько онлайн-курсов бесплатных на западных площадках, на Coursera, на edX, Udemy, на Универсариуме прошёл один курс, а в другом по креативности вообще снялся, принял участие, он был посвящён основам ТРИЗ. Потом неожиданно поступило предложение от одного университета российского присоединиться к их образовательным программам, разработать и провести интенсивный курс по основам креативности. После этого поступало очень много различных предложений, но суть в том, что сегодня у меня появился всё-таки промежуточный ответ на свой вопрос. Как я уже говорил, креативность я сейчас для себя понимаю, как некий набор навыков. В самом начале нашей с тобой беседы я ответил, что это навык, но я бы сейчас говорил о том, что креативность состоит из первого, второго и так далее. И эти навыки по отдельности можно оценивать и пытаться улучшать. Я, например, многим людям, с которыми общаюсь по вопросам креативности творческого мышления, развития, инструментов, рекомендую для определения своего текущего уровня творческих способностей выполнять раз в год упражнение, которое я скопировал с известного в среде эйчаров упражнения — колесо компетенций. Когда рисуется окружность и на радиусах по 10-балльной шкале отмечается один из навыков. Я разделил креативность на 12 составляющих и раз в год сам себя оцениваю. Это можно никому не показывать, а просто делать для себя, как свой ежегодный свод, анализ в рамках оценки своих компетенций. Вы засекаете и говорите, допустим: «У меня наблюдательность 9, в следующем году хочу выйти на 10». Для этого вы определяете, какие упражнения будете делать на развитие своей наблюдательности, которую вы выделили в составе общего навыка креативности, и развиваете его. Соответственно, получается некая очень интересная картина, как роза ветров. Вы оценили, выбираете, какой один-два навыка вы хотите за год развить, собираете весь инструментарий, который только доступен в интернете, общаетесь с людьми, выбираете упражнения для себя, составляете план, начинаете заниматься. Развиваете свои навыки, через год рисуете поверх старого графика новый, сравниваете уровни. Очень просто и действенно, на самом деле. Например, если мы хотим прокачать наблюдательность, я рекомендую человеку фиксировать 5 новых вещей ежедневно по дороге на работу. Практически каждый из нас ходит по одной и той же дороге ежедневно, и иногда ты выходишь из дома, потом оказываешься на остановке или в метро. И если ты попытаешься вспомнить, а что было в этом периоде, когда ты вышел из дома, закрыл дверь и уже находишься в транспортном средстве, то понимаешь, что не помнишь, это на автомате. И как только вы ставите себе цель замечать по дороге на работу 5 новых вещей, необычных, интересных, любых, то с вами начинается трансформация. Вы их фиксируете, обязательно нужно записывать, я считаю, что все мыслительные процессы надо сопровождать записью или зарисовкой. Например, пусть это будет граффити на заборе новое, вы его зафиксировали, в следующий раз вы выходите, смотрите: «Так, это видел, видел, фонарный столб видел», голову выше поднял, на 3-м этаже дома напротив кто-то вывесил красную тряпку. Замечательно, из таких мелочей вы начинаете формировать и прокачивать свой навык наблюдательности. Самое главное — просто начать, если вы не упражняетесь до сих пор по этому методу, вы не можете себе вообразить, какая разная бывает дорога на работу. Я фиксирую такие визуальные интересные вещи в своём Instagram, он у меня только для этого, я туда складываю вещи про наблюдательность. Если же поделиться своими любимыми инструментами, то у меня есть ТОП — это однозначно фрирайтинг и письменные практики. О них я чуть-чуть подробнее попозже расскажу. Карты мышления, игры с ассоциациями и по 2-3 инструмента из серьёзных методологий, как ТРИЗ, дизайн мышления и немножко инструментов из латерального мышления Де Боно.

[11:01] Никита Маклахов: Виталий, ты очень подробно прошёлся по методам развития наблюдательности, но, как я понял, наблюдательность — это всего лишь один из 12 навыков, входящих в навык креативности. Можешь, пожалуйста, коротко, без пояснений просто перечислить, какие ещё 11 навыков нужно развивать тому, кто хочет стать креативным?

[11:23] Виталий Микрюков: Никита, хороший вопрос, сразу поясню. 12 навыков — это 12 составляющих, которые я в процессе фрирайтинга пытался выяснить, из чего состоит креативность для меня. Я сейчас тебе навскидку все не назову, назову, которое вспомню. Наблюдательность, кругозор, чувство юмора, энергия, куда её трачу, и хватит ли у меня её для развития какой-то из составляющих. Время, в том числе, не восполняемый ресурс. Назвав цифру 12, я сразу ставлю какое-то ограничение для человека, который будет слушать твой подкаст. Может быть, он внутри креативности для себя выделит совершенно другие 5 навыков, и этого будет достаточно, для того чтобы начать работать над собой. Неважно, сколько навыков внутри креативности вы для себя определите, это не наука, это просто ваше внутреннее ощущение.

[12:21] Никита Маклахов: На мой взгляд, 12 — это даже какое-то пугающее число, так что если их будет всего 5, то, по крайней мере, будет проще начать и поверить в то, что мы можем освоить всю креативность в целом. Сейчас я бы хотел немножко отмотать назад к тому моменту, когда ты говорил о том, как сам пришёл к креативности. Ты рассказывал, что работал в тот момент в сфере нейминга, что-то придумывал. Изначально твоя работа располагала тебя к креативности и к творчеству. Скажи, а что по поводу людей, работа которых не связана с творческим процессом? Например, предприниматель, управленец, менеджер, нужна ли им креативность, и как в принципе будет выглядеть креативный менеджер, и какая ему польза будет от креативности вообще?

[13:06] Виталий Микрюков: Сразу могу сказать, что я рассказал тебе про свой путь копирайтера и человека, который придумывает тексты. Но до этого у меня был огромный, совершенно не связанный с креативностью багаж, я был офицером-пограничником, я бегал по границе с собакой и с рацией. Я был продавцом-консультантом, продавал мобильные телефоны в конец лихих 90-х — начале 00-х. И я начал замечать больший интерес к креативности, поскольку сам начал углубляться в это, но у меня возникло в какой-то момент ощущение, что на самом слове креативность начинают паразитировать. Потому что вакансии, резюме, всем компаниям нужны креативные люди, все сотрудники присылают резюме с пунктом, что они супер креативные. Давай просто, наверное, от слова креативность в ответе на твой вопрос я отойду немножко, а вернусь к тому, что мне ближе, к самому творческому подходу. Творческий подход — это больше про навыки мышления. В процессе разработки курса для университета у меня возникла необходимость классифицировать все типы мышления, которые человек использует и которые ему нужны, не нужны. У меня получились два блока, чёрный негативный блок — это стереотипное и шаблонное мышление, это то, чего мы должны избегать. А со второй стороны был огромный список типов мышления — абстрактное, ассоциативное, познавательное, критическое, конвергентное, дивергентное, визуальное. Различные типы, каждый из которых приносит пользу. И я не могу сейчас ответить, нужно ли критическое мышление предпринимателю, который хочет быть продуктивным и эффективным. То есть я могу ответить на этот вопрос — конечно, нужно, нужно ставить под сомнение, учиться выявлять шаблонные модели поведения, нужно постоянно совершать ошибки, делать выводы на их основании. При этом, я не могу сказать, что абстрактное мышление, ребята, вам не нужно, потому что, например, предприниматели, которые владеют 80% денег на земле, они все у нас не абстрактные. Все типы мышления, за исключением стереотипного и шаблонного, в любой отрасли применимы, используются. А вот понимать, в какой момент вы начинаете использовать абстракцию, ассоциации, или в какой момент вам нужно включить визуальную составляющую — это всё как раз про развитие навыков. И, конечно же, любому человеку нужно развивать все типы мышления, и критическое, и ассоциативное, и абстрактное, и аналитическое, и убегать от шаблонного. Наверное, самый сильный мой крик души — это учитесь распознавать стереотипы и опасайтесь их, потому что они чаще всего приводят к тому, что предприниматель хотел что-то сделать, но его друг попытался это сделать, у него не получилось, и поэтому «я тоже не буду этого делать». На самом деле, нет, его друг был в одной ситуации с одним набором ресурсов, с одним окружением, а предприниматель наш, про которого мы говорим, находится в совершенно других условиях, даже если они ему кажутся совершенно одинаковыми и такими же, как были у его друга. На самом деле, нет, это не так, нужно поставить под сомнения, нужно проанализировать, нужно собрать информацию, и после этого просто взять и сделать. Как говорит Игорь Манн, для того чтобы стать № 1 нужно знать, что делать, как сделать, и взять и сделать.

[17:04] Никита Маклахов: Друзья, новый, третий по счёту поток «Игры в привычки» стартует уже меньше, чем через месяц. А буквально через неделю завершится второй поток, и мне очень приятно наблюдать за результатами, которые были получены участниками игры всего лишь за 6 недель. Кто-то привил себе привычку раннего подъёма, кто-то добавил спорт в свою жизнь, а кто-то приучил себя работать по таймеру Помодоро. Но самое главное, что каждый участник освоил технологию, которая позволяет внедрять какую угодно привычку без насилия над собой. Вспомните о тех привычках, которые вы пытались освоить уже множество раз. Вспомните об обещаниях, что вы давали себе в новогоднюю ночь. Все эти перемены могут войти в вашу жизнь плавно и естественно, без наступания на горло собственной песни. Я буду очень рад помочь вам в этом. Если вы чувствуете, что готовы к переменам, то зайдите на страницу willbedone.ru/game и оставьте заявку на участие в Игре.

[18:10] Никита Маклахов: Воспользуюсь возможностью и подведу краткие итоги того, что мы уже успели обсудить. Во-первых, мы разделили понятия креативность и творчество. Виталий сказал, что творчество — это процесс создания чего-то нового, а креативность — это навык мыслить нестандартно, по сути. И поскольку это навык, то это даёт нам надежду, что любой человек может этот навык в себе развить и прокачать. Как мы узнали чуть позже, навык креативности состоит из множества более мелких навыков, которые следует тренировать и прокачивать по отдельности. Интересное упражнение, которое предложил Виталий, похоже на упражнение под названием Колесо жизненного баланса. Но только в этом случае мы применяем его конкретно для креативности. Рисуем круг, разбиваем его на части и каждую часть обозначаем, как какой-то навык, например, наблюдательность, чувство юмора, кругозор и так далее. И каждый сектор мы оцениваем по шкале от 0 до 10 в зависимости от того, как сильно у нас развит этот навык. Дальше выбираем навык, над которым хотим работать, работаем и через какое-то время снова рисуем это колесо компетенций, как назвал его Виталий, и оцениваем снова, проверяем, насколько велик наш прогресс в направлении развития креативности. После этого мы также поговорили о том, кому вообще может быть полезна креативность, людям каких профессий стоит развивать навык мыслить нестандартно. И насколько я понял, основная мысль Виталия заключается в том, что на самом деле есть много разных типов мышления, и креативное мышление — это только одно из них. Можно мыслить креативно, критически, дальше Виталий приводил такие интересные слова, как конвергентное мышление — я даже не знаю, что это такое. Самый главный фокус здесь в том, чтобы не скатываться в шаблонное и стереотипное мышление. Виталий, насколько я точно передал твои мысли?

[20:01] Виталий Микрюков: Никит, спасибо за такое резюме. В целом, всё правильно назвал, я сейчас попытаюсь простыми формулировками рассказать, что такое конвергентное и дивергентное мышление. Как раз-таки дивергентное мышление — это мышление вширь, генерация идей. Дивергентное мышление называют креативным мышлением ещё очень часто, это когда по принципу классического брейншторма мы не критикуем, генерируем идеи, ничем не ограничиваем себя, просто набор абсурдных идей, то есть формирование вширь. Конвергентное мышление — это мышление вглубь, это когда мы уже взяли, зацепились за одну идею и начинаем её прорабатывать внутрь. Вообще процесс мышления состоит из зигзагов, сначала воронка расширяется — конвергент, потом воронка сужается, мы выбираем, внедряем, тестируем. Потом мы обратно возвращаемся к идеям, выбираем, сужаемся к реализации. Если изобразить простой процесс мышления, то сначала идёт вширь, потом сужается, потом обратно вширь, потом сужается. И ты совершенно прав. Моя, наверное, ключевая мысль для наших слушателей — бегите от стереотипов, включайте критическое мышление, замечайте всякие интересные штуки вокруг, проводите параллели, читайте, развивайтесь. Не сидите дома, не тупите в телевизор, там ничего хорошего нет, выйдите на улицу, посмотрите вокруг, начиная со своего подъезда.

[21:34] Никита Маклахов: Виталий, я слышу, что ты уже погрузился в некоторые практические рекомендации, и давай, наверное, продолжим с этим. У меня такой вопрос: я часто в интернете и в книгах встречал такое мнение, что в мозге правое полушарие отвечает за творческие и нестандартные решения, а левое более рациональное и логическое. И при этом, разные полушария управляют у нас разными руками, правое полушарие отвечает за левую руку, левое — за правую. Обычно из этого делают вывод, что чтобы стать креативным, чтобы научиться мыслить творчески, нужно больше развивать свою левую руку. Насколько ты считаешь такой совет обоснованным, правильным? Стоит ли ему следовать, применяешь ли ты его сам и рекомендуешь ли его другим?

[22:23] Виталий Микрюков: Для полноценного творческого процесса — миф, что нужно только одно полушарие. И правое, и левое полушарие важны в процессе творческих решений, они отвечают за разные типы мышлений, но для того чтобы успешно решать, вам нужно использовать весь свой мозг по умолчанию. А что касается твоего интересного вопроса, уделять больше внимания левой руке, если ты правша, и наоборот, честно, я только за. У меня в списке вещей, которые я бы хотел сделать в ближайшее время, я его украл, в положительном контексте, у Сергея Капличного, знакомого своего копирайтера из издательства МИФ. В моём листе из 100 вещей, которые я бы хотел сделать, пока их около 50, но одна из этих вещей — это научиться писать левой рукой. Это странно, наверное, может звучать, как будто я сейчас пытаюсь соврать, но, честно, я немного времени в неделю уделяю тому, чтобы делать больше вещей левой рукой. Я пишу, пытаюсь рисовать, это настолько прикольно, потому что я, работая непривычной мне рукой, задействую совершенно другие области мозга и формирую совершенно новые нейронные связи. Самая большая наша ценность, ценность нашего мозга — это количество и качество нейронных связей. В любом случае, я думаю, что хуже не будет, если вы будете упражняться непривычной рукой в каких-то вещах. Хотя, давай я перестрахуюсь и скажу, что я не рекомендую экспериментировать с вашей неосновной рукой, если ваша деятельность связана с риском для жизни. Снимем все риски, а то вдруг кто-то скажет: «Мне посоветовали, я левой рукой начал кидать ножи, а я работаю в цирке и попал своему партнёру не туда».

[24:25] Никита Маклахов: Согласен, техника безопасности ещё никому не мешала. Благодарю тебя за ответ и предлагаю перейти ближе к теме нашего подкаста, как ты понял, это тема личной эффективности. Я хотел тебя спросить, насколько в принципе совместимы креативность и личная эффективность? Ведь по большей части личная эффективность — это о том, как оптимизировать и систематизировать свою работу, делать больше за меньшее время, как я постоянно повторяю в начале наших выпусков. В общем, по сути, это когда человек начинает очень бережно относиться к своему времени и старается не тратить время на какие-то вещи, которые могут показаться посторонними и не имеющими отношение к делу. А креативность, как я могу понять из твоих слов, это как раз о том, когда ты начинаешь изучать окружающее пространство, начинаешь больше посвящать времени именно мыслительному процессу — уделяешь время тому, что не ведёт напрямую к результатам. И здесь, на мой взгляд, есть противоречие, противостояние между личной эффективностью и креативностью. Насколько я прав? И можно ли это противоречие как-то разрешить и объединить личную эффективность и креативность?

[25:35] Виталий Микрюков: В целом, наверное, я с тобой не соглашусь, потому что если бы я соглашался с каждым твоим вопросом, было бы, наверное, не весело. Могу сказать, что личная эффективность и креативность дополняют друг друга. Именно возможность и умение чередовать типы мышления, которые используются в эффективном решении задач и в креативном, именно это чередование позволяет достигать грандиозных результатов. Я бы советовал вообще в целом любую задачу разбивать на этапы и оценивать, в рамках каких этапов, какие навыки эффективного или креативного управления процессами ему нужны. Ещё раз повторю, чего нужно бояться, так это стереотипов. Но самый, наверное, большой страх у человека, который хочет стать продуктивным, эффективным и творческим — это боязнь сделать что-то не так или вообще ничего не сделать. Здесь, мне кажется, зарыта самая старая, древняя собака неэффективности. Либо ты боишься, что ты сделаешь что-то не так, если не попробуешь, не поймёшь; либо ты вообще ничего не делаешь. Кстати, частое заблуждение, которое хотелось бы тоже развеять, это то, что креативность подразумевает постоянное использование метода проб и ошибок, метода перебора вариантов и прочие низко эффективные инструменты. Они действительно являются самыми неэффективными в творческом процессе и применяются в основном, как незначительный этап решения задачи. Может быть, для разогрева, может быть, для снятия ментальных блоков. Крупная методология решений изобретательских задач, ТРИЗ, вообще не признаёт метод проб и ошибок. Собственно говоря, метод проб и ошибок также нельзя встретить в тоже крупной методологии, в Дизайне мышления.

[27:25] Никита Маклахов: Хорошо, тогда у меня следующим будет предельно конкретный вопрос. Допустим, у нас появилась новая задача или проект, крупная задача, с которой, возможно, мы даже не сможем справиться за один присест, один день или неделю. Как я понял, первый шаг, то, что ты предлагаешь, это разбить задачу на какие-то этапы. Что можно использовать из методов креативности, чтобы выполнить задачу с наименьшим вложением сил и энергии?

[27:52] Виталий Микрюков: Мне нравятся такие вопросы, сам вопрос уже является творческой задачей с миллионом ответов. Я так скажу, наверное, Никит, без ограничений решать задачу нельзя — это один из основных постулатов. Если нет ограничений, ты не знаешь, что делаешь, не знаешь как, ты находишься в вакууме.

[28:11] Никита Маклахов: Виталий, возможно, я тогда переформулирую свой вопрос. Смотри, лично я, когда ставлю задачу в планировщик, стараюсь к каждой задаче задавать определённый набор вопросов, чтобы убедиться, что ей вообще место в планировке. Вопросы вроде — должен ли я эту задачу сделать именно сегодня? Должен ли эту задачу вообще сделать именно я? Ведёт ли меня эта задача к моим целям? Должен ли я эту задачу сделать именно таким образом, как она сформулирована? Возможно, у тебя тоже есть какой-то набор вопросов, которые помогают взглянуть на задачу с другого угла и найти её более оптимальное, интересное решение.

[28:52] Виталий Микрюков: Я понял тебя. Чаще всего это действительно самый первый этап, когда перед тобой стоит не задача, а проблема. Проблема отличается тем, что информации мало, ты находишься в неком окружении, когда тебе нужно действительно задавать себе вопросы и собрать ещё информацию. И когда у тебя вокруг проблемы уже есть хороший набор базовых данных, ты можешь сформулировать задачу. И когда задача сформулирована, и ты понимаешь, что это действительно задача, её нужно решать, ты задаёшь себе свой список вопросов, отвечаешь на все, например, положительно. И, как я понял, следующий этап как раз-таки про то, а как теперь эту задачу с минимальными ресурсами решить. Здесь уже как раз можно использовать отдельные небольшие инструменты, которые позволяют, понимая суть и цель задачи, выходить на уровень сильных решений. Мне очень нравится практически к любой сформулированной задаче применять оператор ИКР из теории решений изобретательских задач. Для идеального конечного результата существует несколько формулировок, первая звучит так: система сама выполняет данную функцию. Под системой мы с тобой понимаем систему, в которой существует задача. Вторая формулировка идеального конечного результата — это системы нет, но её функции выполняются. И третья формулировка, самая гениальная — функция не нужна. Как формулируются идеальные конечные результаты? Самый примитивный уровень: несколько этажей выше меня живёт бабушка божий одуванчик, она каждое утро кормит у себя на подоконнике голубей. Хлеб падает вниз и приземляется на подоконники всех нижних этажей, в том числе, и на мой. Голуби летят ко мне на 3-й этаж, начинают топать, стучать по подоконнику, и это проблема. Идеальный конечный результат — это, и я начинаю смотреть на систему, у меня в системе есть голубь, бабушка, хлеб, подоконник, звук. Я выделил основные составляющие. Что можно сделать с бабушкой? Идеальный конечный результат — бабушка не кормит голубей утром, и, соответственно, отсюда есть масса решений, до совершенно криминальных. Перебрал, выписал все. Я думаю, если бы подоконник не гремел, а гремит он, потому что он жестяной, а если его, например, покрыть каким-то произвольным материалом прорезиненным, то, может быть, звук будет меньше. Честно, я порядка 30 идеальных конечных результатов выписал, какие-то не подходят под терминологию идеального конечного результата, потому что не нулевые затраты у них, мне нужно было ехать, что-то покупать. Самый идеальный конечный результат — мы просто перестали на это обращать внимание. В целом, просто твоя задача понять, за счёт чего ты можешь это сделать.

[31:59] Никита Маклахов: То есть, по твоему мнению, иногда самый приемлемый и лучший результат — это просто перестать обращать внимание на существование задачи или проблемы?

[32:08] Виталий Микрюков: Честно скажу, да. И бабушка сама просто почему-то перестала кормить голубей, надеюсь, с ней всё хорошо. И когда наступит весна, мы снова услышим это равномерное постукивание по подоконнику и приятные весенние звуки голодных голубей.

[32:26] Никита Маклахов: Дорогой мой слушатель, я очень благодарен тебе за то, что ты проводишь время в обществе меня и моих гостей. На подготовку каждого выпуска мы с командой тратим десятки часов, и ты можешь внести огромную лепту в развитие подкаста, выделив всего 2-3 минуты своего времени. Способов для этого существует множество: оставь отзыв о подкасте на iTunes, расскажи про подкаст своим друзьям в социальных сетях или в реальной жизни, подпишись на нашу рассылку на сайте willbedone.ru, поддержи подкаст материально или просто напиши мне личное сообщение в соцсетях. Твоя поддержка — это топливо, на котором работает двигатель нашего подкаста. Спасибо, что вдохновляешь нас двигаться вперёд!

[33:13] Никита Маклахов: Краткое резюме, и мы перейдём к следующей подтеме, к следующему блоку. Начали мы обсуждение с Виталием с мозга, поговорили о том, как взаимосвязаны полушария мозга и креативность. Здесь Виталий считает, что не стоит отдавать предпочтение какому-то из полушарий, потому что в процессе мышления активно задействуются оба полушария, и оба полушария важны. Но если мы говорим о развитии левой, не ведущей руки, то идея эта сама по себе неплохая, потому что тренировка левой руки формирует новые нейронные связи и задействует те области мозга, которые до этого задействованы не были. Так что, если ваша работа не связана с метанием дротиков, можете смело тренировать и развивать левую руку. Потом мы обсудили связь между личной эффективностью и креативностью. И, как оказалось, конфликта здесь особого нет, можно быть эффективным и при этом креативным человеком. Здесь мы уже услышали более-менее конкретный алгоритм, как можно применить методы креативности в решении повседневных и не только задач. Первый шаг, с которым мы обычно сталкиваемся, это когда перед нами возникает проблема. Здесь нам нужно собрать весь объём информации, который нам доступен, и выделить основные элементы нашей системы. Как вы помните из примера с голубями, там было несколько элементов — бабушка, голуби, звук, балкон, по сути, 4 основных элемента. Как только мы собрали всю информацию, выделили основные элементы, проблема превратилась в задачу. И теперь нам нужно для этой задачи определить идеальный конечный результат, то есть такой вариант решения задачи, когда задача будет решена или с минимальным количеством вложений сил и энергии, или вообще без вложений. После того, как идеальный конечный результат сформулирован, мы уже начинаем придумывать варианты решений такой задачи. И, как я понял, здесь можно активно задействовать методы вроде генерации идей, возможно, с применением формата брейншторма. Поэтому, наверное, Виталий, давай поговорим немного про это, расскажи нам о том, как эффективно работать с таким инструментом, как брейншторм, и как генерировать новые идеи в одиночку или с коллегами, как организовать правильный и эффективный брейншторм?

[35:36] Виталий Микрюков: Честно, те брейнштормы, которые я видел во множестве компаний, команд, организаций, их сложно было назвать эффективными и результативными. Их вообще сложно было как-то положительно назвать, чаще всего правила проведения слишком упрощаются, а в команде отсутствует ключевой человек — модератор или фасилитатор. В результате, команда потратила время, кое-какие идеи сгенерировали, проголосовали, даже взялись за какое-то внедрение, что-то внедрили, и что дальше? Ничего не получилось, потом приходит другая креативная команда в эту компанию, говорит: «Давайте проведём брейншторм», владелец говорит: «Не надо, уже проводили». Чаще всего я видел такие вещи, хотя видел и качественные методики, качественных фасилитаторов и модераторов. Почему же так происходит? Первый этап для решения задачи — это сама формулировка задачи, она должна быть сформулирована по методу SMART. Очень часто ту задачу, которую хочет решать команда, не нужно решать, нужно переформулировать, нужно понять область, в которой возникает проблема, и работать с этой областью. Я встречаю очень много сейчас негатива и в профессиональной литературе, и в блогах многие психологи пишут о том, что сама методика брейншторм не эффективна, не позволяет выходить на уровень сильных решений, приводит к среднему. Как правило? эвристики — есть сильные решения, но в массе это слабые, и поэтому на выходе мы получим что-то взвешенное, среднее решение. Я бы, наверное, крест полностью на брейнштормах не ставил, потому что всё-таки это командообразующая методика, она может работать. Мне очень нравится в брейнштормах правила, которые сформулировал Ричард Брэнсон. Первое, о чём он говорил, что? пытаясь мыслить нестандартно, не загоните себя в угол, творческие порывы не должны происходить в установленное время. Наверное, всем понятно, «Завтра в 10 часов штормим», и нужно как-то подходить к этому процессу по-другому, пообщаться, спрашивать, потому что, может быть, в 10 все спят. Нужно пытаться мыслить инновационно каждый день и по каждому поводу, с одной стороны, навязывать брейншторм по часам — это плохо. А с другой стороны, если мышление всей команды будет постоянно инновационное, и по каждому поводу человек сам будет пытаться делать маленький персональный брейншторм, и у него это войдет в привычку, в этом случае и результаты будут лучше. Очень важная вещь — это обстановка, она должна располагать к творческому мышлению. И здесь Брэнсон советует вообще всех из душного тесного офиса выгонять, говорит, что офис — это самое неподходящее место для креативного мышления. И здесь, да, наверное, я согласен, сменить обстановку — это 30% успеха. Дальше, он рекомендует обозначить проблему, а не решение, и если дискуссия отклоняется от темы, периодически возвращать людей к проблематике — это задача фасилитатора или модератора. Ещё один момент, на котором он делает акцент, это идеи должны быть свежими, и он говорит, что если вы в одной и той же командой штормите в течение какого-то длительного времени, то у вас идей свежих не будет. Поэтому он предлагает, и я разделяю эту точку зрения, приглашать на каждую креативную сессию совершенно разных людей из других отделов, из других компаний, может быть, знакомых людей, которые могут своим мышлением, со своей спецификой внести какую-то свежую идею. Обязательное правило — это выслушать всех, и тут, я так понимаю, что у человека, который сидит в углу и затаился, может быть гениальные идеи, но он постеснялся, поэтому нужно предоставлять всем право слова и не давать никому отмалчиваться. Одно из ключевых правил — это всё записывать, иначе вы просто потеряетесь. И, конечно же, лучшие идеи реализовывать. Но он говорит, что вам, проводя мозговой штурм, нужно выслушать, отработать лучшие идеи, а в конце сделать выбор и взять ответственность за принятое решение. Брейншторм не даёт гарантированного результата, что та проблема, которую вы решаете, после брейншторма решена. Мне кажется, именно в этой же сфере разбиваются попытки многих консультантов, модераторов, фасилитаторов просто приходить в организации, предлагать им брейншторм. Потому что результатом брейншторма всё-таки является некий план работ с ответственностью не на этом модераторе, а с ответственностью за его внедрение на команде. Потому что если команда не хочет ничего делать сама, это называется не мозговой штурм, а это уже просто называется «мы приглашаем специалистов отдела продаж, чтобы они за нас продавали». И ещё одно, наверное, хорошее дополнение к брейншторму, первый этап — генерацию идей, проводить не устно, а письменно. Это сейчас делают практически все, это очень сильно повышает качество брейншторма, каждому участнику выдаётся пачка стикеров, и на одном листочке одна мысль записывается. На это отводят 5-10 минут, после этого модератор собирает стикеры и на специальной доске или на стене, формирует кластеры идей, которые потом команда продолжает прорабатывать. Если итог подвести небольшой, помогаю тебе Никит, для качественного проведения штурма я рекомендую определить цель, пригласить опытного модератора или фасилитатора, выйти из своего офиса, писать и рисовать, голосовать за стоящие идеи, не бояться ошибаться и выглядеть глупо, и потом взять и сделать.

[41:52] Никита Маклахов: Виталий, ты упомянул, что часто результат брейншторма получается средним, потому что помимо небольшого количество сильных идей есть много идей не очень сильных или откровенно слабых. Так вот, есть ли какие-то способы или критерии, по которым можно заранее оценить, насколько эта идея сильна или слаба? То есть ещё перед конечной оценкой посмотреть на идею и сказать, что у неё есть перспективы и стоит развивать общий ход мыслей направлении именно этой идеи.

[42:21] Виталий Микрюков: Могут быть в результате мозгового штурма сильные идеи, и они могут быть случайно похоронены, и может фокус сбиться у кого-то. Честно, я бы пытался делать брейншторм не классический, а комбинированный, сразу с инструментариями, которые позволяют выходить на более сильные решения. Я бы взял и сделал комбинацию мозгового штурма, пишут на стикерах, но при этом до этого понимают, что такое сильные, и нет решения, идеальный конечный результат, до этого всей командой расписывают всю инфраструктуру и ресурсы, которые есть. Может быть, я что-то пропустил, а мой коллега говорит: «У нас ещё есть уборщица тётя Зина, а у неё есть длинная швабра». И всё-таки в брейншторме действительно много слабых решений, в брейншторме, который использует дополнительные инструменты в самом начале и изначально ставит планку выше. То есть можно производить глупые, несуразные идеи, но лучше это делать уже нацелено на максимальный результат. За такой брейншторм я голосую всеми конечностями. А если говорим про просто классический брейншторм, наверное, мои рекомендации будут простые. Да, действительно записывать все идеи, а дальше пытаться лицу, принимающему решения, сказать: «Это берём и внедряем». Но оценивать идеи я предлагаю методом, называемым матрицей эффективности, — просто берёте, рисуете таблицу, по оси Х быстро, средне или медленно, по оси Y дорого, нормально, дёшево, получается 9 клеток. И в эту табличку просто раскладываете все идеи. В первую очередь сделать те задачи, которые делаются быстро, дёшево, и, например, вы оценили, что они могут принести максимальный результат. Такая даже минимальная фильтрация на этапе отбора идей для реализации позволяет сразу внедрить несколько идей и посмотреть, что происходит. При этом, однозначно будут решения, которые у вас попадают в последний, самый неприятный блок, где медленно, дорого и неизвестно, будет ли вообще результат. Их я предлагаю отбрасывать вообще сразу, плюс в очередной раз прорекламирую Игоря Манна, у него есть, на мой взгляд, очень простое и крутое приложение в App Store, называется Фильтры Манна. Есть у вас идея, вы заходите, открываете, там 3 ползунка, вы выставляете критерий, нажимаете оценить, и вам выдаётся один из результатов: делай немедленно, подумай ещё или не делай этого вообще. Почему я говорил, что нужно записывать все идеи: у людей компании, у любого человека, который генерирует идеи, должен со временем образоваться фонд идей — шкатулка, файл excel, что угодно, в котором идеи имеют определённые теги, они сгруппированы. И в целом вы можете периодически возвращаться к фонду идей и пересматривать их, брать идеи, начинать реализовывать, ошибаться, возвращаться, опять переделывать. Всегда, наверное, существует шанс что-то действительно стоящее упустить, но не нужно отчаиваться, потому что всегда можно по методу Остина Клеона, если вдруг вы не реализовали идею, а кто-то из ваших конкурентов её реализовал, нашёл голубой океан, то ворваться к нему и стать лучшим. Потому что очень часто вторые становятся лучшими.

[46:07] Никита Маклахов: А теперь давайте посмотрим, к кому же в этот раз отправится интересная и, конечно же, полезная книга. Итак, сегодняшним победителем мини-конкурса «Книга за отзыв» стал молодой человек с ником Доктор Ви 1234, процитирую часть его отзыва: «Информация, которую ты собираешь по крупицам, экономит мне огромное количество времени и в простой, понятной манере делает меня сильнее». Доктор Ви, спасибо тебе большое за поддержку. И к тебе отправляется книга, которая, как и наш сегодняшний разговор с Виталием, посвящена развитию креативности. Её автор Майкл Микалко, а называется она «Взлом креатива». Книга предоставлена нашими друзьями из издательства МИФ, за что им огромное спасибо. Пожалуйста, не забудь написать мне на почту или в социальные сети и прислать свой почтовый адрес. Напоследок я ещё разок повторю правила конкурса для тех, кто слушает нас впервые. Оставьте отзыв о подкасте в iTunes, и если отзыв окажется самым свежим на момент записи нового выпуска, книга ваша. А если не окажется, то вашей станет открытка из Таиланда. Вот так просто!

[47:26] Никита Маклахов: Перед тем, как мы перейдём к нашей финальной классической рубрике, хотел задать тебе ещё вопрос по поводу состояния. Ведь чтобы выдавать креативные идеи, будь то брейншторм или моменты, когда мы решаем свои задачи, желательно находиться в соответствующем состоянии. Потому что если мы устали, у нас плохое настроение, вряд ли к нам в голову придут гениальные идеи. Так вот, есть ли у тебя какие-то ритуалы, набор действий, которые ты практикуешь сам или рекомендуешь другим, чтобы помочь себе попасть в состояние, идеальное для творческого процесса и для креативных решений?

[48:06] Виталий Микрюков: Сегодня 10 минут посвятил утром фрирайтингу, и в результате письменных размышлений родилась какая-то концепция, которую я сейчас пытаюсь для себя формулировать и докручивать. В решении творческой задачи, в дизайне мышления есть этап фокусировки, когда вы просто берёте и сужаете из 100 идей к 1. И состояние потока, о котором я сейчас скажу, про которое ты говоришь, почему-то у меня в процессе фрирайтинга родилось такое фокус-поток, когда ты находишься в состоянии эффективного, продуктивного делания, но при этом максимально сфокусирован. Я его начал развивать, но так как по времени я себя ограничиваю, 10 минут пишу, то самое сладкое, наверное, оставил своему подсознанию, и завтра, может быть, у меня получится из этого родить что-то более интересное. Сейчас, наверное, отвечу на твой вопрос. У Михая Чиксентмихайи есть грандиозный труд про такое состояние — теория потока, согласно которой люди наиболее счастливы, если пребывают в особом состоянии, напоминающим дзен, состояние — полное единение деятельности, ситуации, ресурсов и своего восприятия. И в одном из интервью Михай сказал, что это словно играешь джаз — это та самая формулировка, которая может сказать, а что такое поток — это словно играешь джаз. Мне джаз нравится, потому что это действительно какое-то мифическое действие, это прямо поток. Так вот, если попытаться очень просто описать это состояние, то окажется, что мы с вами все в нём бывали и не раз. Попытайтесь вспомнить: вы чётко понимаете, что надо сделать, вы чувствуете в себе силы, вы увлечены задачей, и время для вас схлопывается, оно перестаёт существовать. И вы всё контролируете, но вы не чувствуете своего «я», вы — это задача, задача — это вы, это космическое состояние. Но когда вы задачу выполняете, ваше «я» становится огромным, вас распирает просто. И, честно, поток характерен для одиночных практик, и я сам периодически в такое состояние погружаюсь. Достаточно давно я экспериментировал с электронной музыкой, писал её, и я помню, когда ты садишься за компьютер, надеваешь наушники, время 10 вечера. Ты думаешь: так, сейчас до 11 час себе даю, пару блоков напишу. Начинаешь, смотришь — 5 утра, тебе уже скоро вставать, а тебя прёт до сих пор. Мне кажется, это то состояние, и я его прекрасно понимаю, и я, иногда занимаясь делами, ощущаю в себе те самые нотки. Мне кажется, что поток характерен для одиночных практик, но я хотел бы принять участие в групповых состояниях потока. Я уверен, что в стартапах, при разработке каких-то продуктов, когда команда работает над одной идеей и делает это слаженно, они входят в это состояние и достаточно долго в нём пребывают. Потому что гениальные продукты, мне кажется, рождаются на выходе из состояния потока. Если мы про него говорим, то рекомендации, чтобы в него попасть, нужно объединить внимание, мотивацию и ситуацию и попытаться соткать из этого гармонию. Звучит это фантастически пространно, но это очень похоже на какие-то медитативные практики. Я ничего против медитаций не имею, это очень круто, и действительно, наверное, медитация помогает человеку осознать, как ему лично войти в это состояние.

[52:11] Никита Маклахов: Отлично, у нас получается, что оптимальное состояние для творчества и для креативных решений — это состояние потока. Кстати, состоянию потока был уже посвящён у нас как минимум один выпуск полностью — выпуск № 29 с Филиппом Гузенюком. И также в других выпусках, например, в № 10 с Андреем Беловешкиным мы, можно сказать, препарировали состояние потока, разбираясь, как выглядит состояние потока на уровне физиологии и нашего мозга, рекомендую вам обратить внимание на эти выпуски. Хорошо, тогда я снова подведу короткое резюме, и мы перейдём уже к заключительной рубрике. Мы с Виталием обсудили такую технику генерации идей, как брейншторм, и проблема здесь в том, что они часто в компаниях происходят неэффективно. Вот что посоветовал Виталий, чтобы организовать эффективный брейншторм: во-первых, нужно нанять или хотя бы назначить модератора или фасилитатора — человека, который будет управлять процессом. Во-вторых, не следует себя загонять в рамки, если мы скажем, что завтра в 9 утра мы будем придумывать гениальные решения, скорее всего, это не сработает. Желательно сменить обстановку, потому что в свежей обстановке приходят свежие идеи. Помимо обстановки также следует ротировать, менять и самих участников брейншторма — нет смысла организовывать брейнштормы постоянно в одном и том же коллективе, лучше приглашать людей из других отделов или компаний. Помимо этого, стоит обязательно записывать все идеи, выбирать из них лучшие, например, используя приложение Игоря Манна, которое называется Фильтры Манна. И, наверное, самое важное — это не забывать брать ответственность на себя, на команду за реализацию этих идей. Потому что тот факт, что какая-то крутая идея придумана ещё не гарантирует того, что она будет воплощена. И после этого мы поговорили о том, какое состояние наиболее подходит для креативных решений, и как в это состояние попасть. И оказалось, что поток, о которым мы много раз уже говорили в нашем подкасте, это как раз то самое состояние, которое позволяет придумывать гениальные решения. Так что, друзья, рекомендую вам послушать соответствующие выпуски и найти тот способ вхождения в поток, который подойдёт именно вам. А мы с Виталием перейдём к нашей традиционной рубрике «Три в одном». Виталий, в рамках этой рубрики я прошу гостей поделиться книгой, сервисом и привычкой, так что давай, пожалуйста, начнём с книги. Какую книгу ты бы мог посоветовать мне и нашим слушателям?

[54:47] Виталий Микрюков: Это «Думай медленно, решай быстро» Даниэля Канемана. Одна из самых, наверное, важных книг для человека, потому что он настолько детально препарирует процесс мышления человека. 650 страниц, это достаточно увесистый труд, я читал некоторые главы, я их перечитывал, и у меня на голове шевелились волосы от осознания того, что это так.

[55:19] Никита Маклахов: Спасибо за рекомендацию, Виталий. Не могу не согласиться, что книга очень достойная. Поясню для наших слушателей: Даниэль Канеман — это, по сути, основатель целого нового направления науки нейроэкономики — науки о том, как люди принимают решения. И на эту тему у нас уже было, кстати, 2 выпуска — с Ксенией Паниди и с профессором Ключарёвым, причём он был недавно. Так что, друзья, читайте эту очень хорошую книгу, могу также и от себя её порекомендовать. И также советую послушать эти два выпуска, они, как минимум, дополнят содержание книги и, я думаю, будут вам также интересны. Виталий, тогда давай перейдем к сервису, это любой сервис, приложение, сайт, программа, что угодно, лишь бы оно помогало в жизни или в работе и делало эту самую жизнь проще и интереснее.

[56:11] Виталий Микрюков: Я очень активно использую в своём творческом воплощении несколько действительно хороших, достойных сервисов. Один называется Brainsparker — это импульсы, фразы, изображения каждый день совершенно произвольные. И есть второе приложение, называется Oflow — это больше 150 отдельных небольших инструментов творческого решения задач. Они у меня настроены, выдают свои рекомендации мне утром сразу после будильника. Я знаю, что сейчас такое время, когда человек просыпается, сразу хватает смартфон, начинает листать Facebook, просматривать почту, Instagram. Что в этот момент происходит у него в голове, я не знаю, но я для себя понял, что мне это не интересно. Поэтому первое, что я делаю после пробуждения, я пытаюсь поймать последнюю мысль перед пробуждением, а потом смотрю эти два импульса, которые мне говорят, что, допустим, изображение подкова и метод отмотайте назад. И я думаю: так, сегодняшний день я попытаюсь прожить, периодически вспоминая, что у меня есть две подсказки на день — подкова, наверное, что-то с удачей, счастьем, может быть, с лошадью, с дорогой связано, здесь ассоциации идут. А второе, что отмойте назад, значит, какая-то ретроспектива должна быть. Первое, что я стараюсь делать после пробуждения — это немножко думать, и эти два приложения не космические научные, они очень простые, но они мне не то что помогают, а просто стали на текущем моменте спутниками.

[57:56] Никита Маклахов: Хорошо, с приложениями мы разобрались, и у нас осталась привычка. Привычка, которая давно уже с тобой, которая приносит тебе неоценимую пользу в жизни, от которой ты бы не отказался ни за что.

[58:09] Виталий Микрюков: Никит, я уже про неё рассказал — это привычка смотреть по сторонам, и мой Instagram, который является некой посадочной посадкой для этой привычки. Я просто люблю вокруг замечать вещи необычные, геометрические, метафорические, ассоциативные. И самое интересное — просто выкладываю в свой аккаунт, цель моего аккаунта — это просто складывать, потому что я не знаю, сколько там уже этих изображений, 1000, 2000, может быть, больше. Но я практически каждое из них — это как якорь, я смотрю на изображение, а там кусочек стены дома какого-то, который мне понравился, и я сразу переношусь в тот момент. Это такие якоря, которые позволяют мне, во-первых, фиксировать самые приятные вещи, а во-вторых, очень часто к ним возвращаться. Это просто ментальное упражнение, я объединяю смотреть по сторонам, фиксировать ощущение и потом к нему возвращаться, мне кажется, это прикольно.

[59:16] Никита Маклахов: Хорошо, давай тогда подведём итоги. У нас получилась книга Канемана, которая называется по-русски «Думай медленно, решай быстро». К слову, русский перевод не очень корректный, потому что в оригинале название звучит, как «Thinking, fast and slow» — думаем медленно и быстро. То есть в названии упоминается о том, что у нас есть две системы мышления, и как раз об этом идёт речь в книге. Виталий порекомендовал сразу два сервиса — это сервисы, которые непосредственно связаны с креативностью и с развитием творческого мышления, называются они Brainsparker и Oflow. И привычка — это привычка развивать свою наблюдательность, смотреть по сторонам и чаще обращать внимание на вещи, которые на первый взгляд кажутся обыденными, но если приглядеться к ним, то окажется, что они вовсе не обыденные. И каждый раз ты видишь и узнаёшь что-то новое. Отлично, тогда на этом будем прощаться. Виталий, я тебе желаю успехов в твоём путешествии в страну креативности, желаю, чтобы в твоём блоге уже в скором времени появился 101 метод развития креативности. Потому что, насколько я понимаю, именно в этом и заключается твоя задумка. А нашим дорогим слушателям желаю помнить, что личная эффективность и креативность — это вещи, которые друг с другом не конфликтуют, и, развиваясь в одном направлении, мы также можем одновременно развиваться и в другом. Так что обратите внимание на те инструменты, которые предлагает Виталий, и попробуйте их, возможно, что-то из них вам придётся по душе, и вы встроите это в свою жизнь. Спасибо, что были сегодня с нами, успехов и до новых встреч!

[1:00:55] Виталий Микрюков: Спасибо, Никит, было круто!

[1:00:58] Никита Маклахов: А в следующем выпуске к нам в гости придёт Роман Бузунов, врач-сомнолог, доктор медицинских наук и заслуенный врач Российской Федерации. Инструменты личной эффективности — штука очень хорошая, но никакие инструменты не спасут, если мы не выспались и клюём носом прямо на рабочем месте. Поэтому, как ни крути, всё начинается с физиологии, с хорошего самочувствия и с качественного сна. Во сне мы проводим треть своей жизни, но многие ли из нас знают, как получить максимум от этого процесса, как подарить своему телу и мозгу глубокий и действительно восстанавливающий отдых? Как поступать, если активный ритм жизни не даёт выделить достаточно времени для сна? Об этом и не только об этом мы поговорим с Романом Бузуновым в следующем выпуске нашего подкаста. Так что до связи как обычно в следующую субботу, не пропустите.

Вы прослушали очередной выпуск подкаста от проекта «Будет сделано!» Чтобы вы могли извлечь из него ещё больше пользы, я оформил для вас специальные бонусные документы. В них в очень удобном и красивом виде собраны все самые главные идеи и рекомендации от наших гостей по каждому выпуску. Напишите пару приятных слов на странице подкаста в iTunes или опубликуйте ссылку на подкаст на своей странице в любой из социальных сетей. А после этого напишите мне в личные сообщения или на почту, и я буду рад отправить вам эти бонусные документы. Также не стесняйтесь присылать мне обратную связь, вопросы, идеи и комментарии. А я в свою очередь приложу все усилия к тому, чтобы каждый выпуск был интереснее и насыщеннее предыдущего. Оставайтесь с нами, и всё самое важное в жизни будет сделано!