Как получить лучшее в мире образование? Цитата Владимира Зубкова из выпуска подкаста Будет сделано!

Гость выпуска — Владимир Зубков, PhD, научный сотрудник и лектор университета Брайтона (Великобритания), а также создатель самого крупного YouTube канала Рунета об образовании. Узнаем, как бесплатно поступить в Гарвард или Оксфорд!

Также подкаст можно слушать с помощью: Apple, Google, Яндекс, VK

Любимые книги гостей подкаста

В каждом выпуске наши гости рекомендуют лучшие, по их мнению, книги. Мы тщательно изучили рекомендации, убрали лишнее и оставили главное! Заполните форму и мы тут же пришлём вам на почту сочный PDF-документ со списком 10 лучших книг по версии героев подкаста. Стоит прочитать!

Ссылки и полезная информация

Содержание подкаста

[01:32] Вояж по университетам: личная история Владимира Зубкова.
[04:22] Зачем учить английский? В чём секрет успеха Катерины Ленгольд?
[10:31] Чем наши ВУЗы отличаются от зарубежных? Какие ВУЗы — лучшие?
[15:24] Как поехать учиться за границу? Как получить стипендию или грант?
[25:36] Насколько важны личные связи и нетворкинг? Как выстраивать отношения?
[34:59] Какие перспективы есть у студентов после окончания университета?
[37:02] Какие ожидания абитуриентов не оправдываются? Что шокирует студентов?
[39:47] Насколько важно, подходит ли вам страна, где вы будете учиться?
[48:42] Как эффективно учиться? Пять правил прилежного студента от Владимира Зубкова.
[55:46] Как получить хорошее образование, не выезжая за границу?
[61:32] Рекомендации в рубрике «Пять в одном»: книга, сервис, привычка, вопрос, фильм.

В выпуске были упомянуты

1) Coursera и MIT — площадки с онлайн курсами от ведущих университетов
2) Pitch to Richстартап-конкурс, организованный компанией Virgin Group и Ричардом Брэнсоном
3) IELTS и Toefl — международные экзамены по английскому языку

Владимир Зубков в Интернете

1) id201740984 — профиль ВКонтакте
2) Оксфордский Университет — видеоблог Владимира Зубкова об образовании за рубежом

Рубрика «Пять в одном»

1) Книга — Роберт Кийосаки «Богатый папа, бедный папа»
2) Привычка — делать что-то полезное или развивающее
3) Инструмент — сервис для хронометража (таймер)
4) Вопрос — Что я сделал сегодня для улучшения моей жизни завтра?
5) Фильмы — Доживём до понедельника и Пролетая над гнездом кукушки

Результаты конкурса «Книга за отзыв»

1) Гаяне Курятова выиграла книгу Тревиса Бредберри и Джина Гривза «Эмоциональный интеллект 2.0»
2) Слушатель в iTunes с ником Slowcountry 26 выиграл книгу Криса Бэйли «Мой продуктивный год»

Главные идеи выпуска

1. Возможность получить образование за границей без знания языка зависит от страны. В Англии, не зная английского, нельзя получить студенческую визу.
2. Ключевой фактор успеха — хорошее базовое образование (желательно техническое), полученное в хорошем университете.
3. В России студенты получают более глубокое и обширное образование, чем за рубежом. Западное образование узкоспециализированное, там нет предметов, не связанных со специальностью студента.
4. У гуманитариев меньше шансов успешно устроиться в жизни, чем у технарей. У последних в большинстве случаев всё складывается отлично, особенно после аспирантуры. Обычно технари идут в финансовые структуры или в сферу IT.
5. В России считается, что образование — это знания. На самом деле, знания — это 30% образования. Остальные 70% — это связи, окружение и доступ к идеям.

Практические рекомендации

1. Учите английский, это расширит ваши возможности. Готовьтесь к конкретным тестам на знание языка, а не просто изучайте его.
2. Занимайтесь общественной деятельностью, активно проявляйте себя в социальных студенческих структурах, например, организуйте сообщество по интересам.
3. Активно занимайтесь нетворкингом: посещайте конференции, семинары, воркшопы. Находясь в сильном окружении, вы впитываете идеи, заряжаетесь энергией и смотрите, какие шаги делают и как мыслят те, кто уже добился результатов.
4. Конспектируйте лекции, потому что это даёт возможность проанализировать идею, обобщить её и лучше запомнить. Держите конспекты в порядке.
5. Поддерживайте высокую среднюю скорость обучения: посвящайте учёбе 2–4 часа в день, занимайтесь интенсивно.

Понравился выпуск? Послушайте также

Станьте патроном подкаста

Выражаем благодарность за поддержку нашим патронам: Дмитрию Балиеву, Анастасии Чередовой, Гуле Кебурия, Максиму Каджиеву, Изабелле Инсалл, Ксении Демченко, Максиму Шошину, Николаю Марченко, Сергею Баскакову, Евгению Носову, Елене Янишевской, Никите Дубинину, Алексею Кравченко, Ине Ступеле, Денису Гончарову, Андрею Нецепляеву, Ильнуру Исмагилову, Денису, Анне Башкировой, Александру Михайлову, Евгению Пономареву, Николаю Чернобаеву, Александре, Артуру, Джей Ласт, Андрею Завалищеву, Алексею Драч, Вячеславу Семушину, Дмитрию Юрьеву, Екатерине, Cpaty, Анатолию Наумову, Themart, Евгению Юревичу, Антону, Андрею Вахтанову, Ольге Иванченко, Дмитрию, Артёму Богомолову, Ивану Афанасову, Ирине Ананьевой, Петру Голову, Сергею Шарову, Александру Баратову, Наталии Куделе, Денису Махневу, Марине, Евгению Ковалёву, Майку Прокопетсу, Александру Сергиенко, Алексею Ягуру, Денисс Хмелевскис, Андрею Панасюку, Екатерине Ларюсиной, Анастасии Белкиной, Кириллу Клёцину, Игорю Николаевой, Ксении Бородулиной, Марине Устиновой, Андрею Масленникову, Ольге Балога, Петру Ляпунову, Антону Дедову, Марии Бесединой, Лии Смекун, Марии, Александру Кубышеву, Денису Виноградову, Игорю Батракову, Алексею Кулакову, Дмитрию Юрьеву, Юлии Дахнович, Виктору Чеснокову и приглашаем вас присоединиться к клубу патронов «Будет сделано!» — сообществу самых преданных и благодарных слушателей подкаста, которые вносят неоценимый вклад в развитие проекта.

 

Текстовая версия подкаста с Владимиром Зубковым

[00:29] Никита Маклахов: Добрый день! В эфире подкаст от проекта «Будет сделано!» — программа для тех, кто хочет делать больше за меньшее время, а также жить и работать без стресса. Я её ведущий, Никита Маклахов. Сегодня у нас в гостях Владимир Зубков, лектор в Брайтоновском университете и создатель самого крупного YouTube канала рунета об образовании под названием «Оксфордский университет внутри». Мы поговорим с Владимиром о качественном образовании для молодых и не очень молодых людей. Обсудим, соответствуют ли западные вузы тому, что о них говорят. Рассмотрим пошаговый алгоритм поступления в лучшие мировые университеты. Поговорим о том, как извлечь максимум пользы из времени, потраченного на учёбу, и подумаем над тем, как грамотно выстроить систему самообразования тем людям, которые ни в какие западные учебные заведения ехать не хотят. Владимир, привет!

[01:29] Владимир Зубков: Привет! Очень рад, что ты пригласил меня, Никита.

[01:32] Никита Маклахов: Это взаимно. Спасибо, что заглянул в гости. И предлагаю начать с твоей личной истории. Расскажи, как ты докатился до жизни такой? Как ты очутился в Англии? Я так понимаю, что раньше ты был в Оксфорде, сейчас ты в другом месте. Каков был твой путь героя, как мы любим это назвать в рамках подкаста? Через что тебе пришлось пройти, чтобы оказаться в текущей ситуации?

[01:56] Владимир Зубков: Интересный вопрос. Конечно, героем бы я себя не назвал, но просто-напросто окончил школу с серебряной медалью, потом поступил в МГУ Мехмат, ещё Высшая школа экономики была немного. Потом поехал учиться в Ирландию на PhD, но после этого настал Оксфорд, один научный проект, потом другой, чуть-чуть в Саудовской Аравии поработал, чуть-чуть в Австралии. Потом получил ректора в Брайтоне и сейчас на берегу канала, на море живу, всё хорошо.

[02:30] Никита Маклахов: В твоей речи это звучит так, как будто это стандартный путь любого студента, что отучился в России, потом в Ирландии, потом в Дубае. Но ведь на самом деле это не так, и, как минимум, нужно было осознанно задуматься о том, чтобы куда-то переехать, найти более интересное себе место. Что тебя сподвигло, и какие шаги ты для этого предпринимал?

[02:51] Владимир Зубков: В моём случае как раз всё было очень неосознанно и не запланировано. У меня был такой жизненный момент, что поступил учиться в Вышку в магистратуру, но мне там не очень понравилось качество образования. Потом я работал в это же время и как-то вышел на работу после отпуска, на меня наехал начальник, и я подумал, что чего я тут сижу, кто-то на меня может наезжать, ещё тёплое лето, поеду, отдохну. Написал заявление об уходе и уволился, поехал в Крым отдыхать. И так отдыхал, что потерял своё студенческое, аспирантское удостоверение. Вернулся в Москву, полез его восстанавливать и наткнулся на несколько объявлений об аспирантуре на Западе. Подал на них, было 5 заявок, и, кстати, тоже очень неправильно, я не говорил по-английски тогда, то есть я всем рекомендую учить английский. Но я в тот момент вообще не говорил по-английски, были объявления, где обязательно должен был быть русский научник. Я подал в 5 универов, во все меня позвали — во Франции, Канаде, Англии, кстати, был Кембридж, в Ирландии. Но везде были разные условия, в Англии у меня потребовали сдать английский сертификат, во Франции мне сказали, что ещё и французский к английскому надо будет подтянуть. В общем, я выбрал Ирландию, потому что там мне ответили, что «мы вас зачислили, приезжайте». Учебная программа в аспирантуре обычно длится 3 года, у меня была мысль, что поеду хотя бы на полгода, может быть, английский подтяну.

[04:32] Никита Маклахов: Судя по всему, первый практический совет, который ты дашь нашим слушателям, это учите английский язык как можно раньше.

[04:40] Владимир Зубков: Да, английский — это просто необходимо, это настолько расширит ваши возможности в жизни.

[04:50] Никита Маклахов: Каково тебе приходилось без знания языка, и как ты его в итоге сумел за, я так понимаю, короткий срок изучить?

[04:59] Владимир Зубков: История тоже довольно стрессовая, на самом деле, была. Меня пригласили, я приехал учиться, кстати, Ирландия — это одна из немногих стран, которая позволяет приехать и обучаться без какого-либо английского сертификата. Например, в Англии вам просто-напросто не дадут студенческую визу, если вы попытаетесь так приехать. А в Ирландии сам университет решает, берёт он студента или нет, а визовая служба просто выдаёт студенческую визу. Я так приехал, у меня была элементарно сложность добраться до университета, я сел не на тот поезд, уехал не туда, на каких-то попутках чудом добрался туда, куда мне надо, в университет Лимерик. Пошёл учиться, специфика аспирантуры в том, что там практически нет занятий, вы в основном работаете с вашим научником. У меня был научник — выпускник физтеха, русский человек, мы с ним нормально общались. Но постепенно я стал учить. Во-первых, университет меня отправил на курсы по английскому, я стал брать платные курсы и каждый день занимался по компьютерной программе, это было самое эффективное. Каждый день час с утра я тратил на английский по компьютерной программе, и тут же в течение дня я применял те знания, которые только-только у меня в голову зашли, и, конечно, усвоение было потрясающее. Где-то через год я стал более-менее свободно говорить.

[06:22] Никита Маклахов: Хорошо, а что за программа, как называлась?

[06:25] Владимир Зубков: Программа очень древняя, она называется English Discovery. Мне кажется, она умерла, она даже под Windows 7 или 10 даже не запустится. Там основное — это интеграция теории, правил и тестов, плюс видеосюжеты. Сейчас есть аналоги современные, либо просто онлайн платформы, либо мобильные приложения, их много.

[06:51] Никита Маклахов: Давай тогда вернёмся чуть назад к моменту твоего принятия решения о переезде и обучении в другом месте. Скажи, в ретроспективе, на твой взгляд, это было решение, что называют решением от силы или всё-таки решением от слабости? Тобой двигало больше то, что ты не знал, куда себя деть, работа не нравилась, возможно, непонятно было, как развиваться? Или всё-таки это был в твоих глазах какой-то шанс изменить существенно жизнь к лучшему и начать с чистого листа, что ли?

[07:21] Владимир Зубков: Это скорее была авантюра, интересное приключение. Потому что я учился в Вышке, и по сути мне нужно было уходить с середины моей магистратуры. Это просто, знаешь, было что-то неизведанное, непонятное, на тот момент я ни разу не был за пределами стран СНГ, какая-то новая цивилизация, культура. Когда ты так молод, я тогда ещё только студентом был, у тебя нет обычно никаких обременений, ещё ты не пустил корни и свободен в плане переездов, выбора места. И, в общем-то, я подумал, что когда, если не сейчас, и просто-напросто поехал.

[08:02] Никита Маклахов: Теперь хочу обсудить с тобой другую гостью нашего подкаста, Катерину Ленгольд, надеюсь, что ты успел с ней немножко познакомиться с помощью нашего подкаста. И если успел, то ты знаешь, что она тоже отучилась в самых разных местах, и в России, и за рубежом. Это то, что помогло ей сделать достаточно внушительную карьеру. Рассматривая эту ситуацию со стороны эксперта в образовании, скажи, что, на твой взгляд, Катерина сделала очень правильно, на что нам стоило бы обратить внимание? Какие, на твой взгляд, были основные факторы успеха в её истории?

[08:37] Владимир Зубков: Может быть, это будет для тебя сюрпризом, но на самом деле, Катерина — это моя добрая знакомая. Я с ней познакомился в 2014 году, когда поехал на встречу соотечественников в Казань. Она тогда ещё была студенткой Сколково, в общем, я её хорошо знаю и отслеживал, как её история развивается. В целом, если в двух словах, это очень молодой бизнесмен, она сейчас работает в Штатах, развивает одну из перспективных компаний, связанных со спутниками. Самое важное, что она сделала — это, первое, она выбрала хорошее техническое образование, поступила в МИФИ на вещи, связанные с информационными технологиями. Хороший университет и техническое образование. Второй момент — это то, что она училась на отлично. Если вы берётесь за какое-то дело, то делайте его хорошо. И третий момент — это то, что она выбрала образование, в её случае, это было Сколково, которое оплатило ей обучение в MIT. Это на тот момент был некий виртуальный вуз, они набирали студентов, а потом за бюджетные деньги отправляли их учиться в MIT и другие хорошие западные университеты. Катерина, поступив в Сколково, смогла попасть в MIT и получить доступ к очень классным передовым идеям, которые сейчас на пике лучших умов мира. Идеи — это ресурсы, в том числе, финансирование и ещё что-то. И я почти уверен, что она могла бы не через Сколково, а с её профайлом напрямую поступить в тот же MIT или ещё куда-либо и сделать примерно то же самое. Но в целом это первое техническое сильное образование, отличное обучение и потом выходить в пространство, где ты имеешь доступ к самым передовым идеям. Мне кажется, это история успеха.

[10:34] Никита Маклахов: Ты упомянул МИФИ в качестве примера хорошего, качественного образования технического в России. Скажи, какие ещё вузы котируются за рубежом, какие вузы достойны того, чтобы обратить на них внимание?

[10:48] Владимир Зубков: Скажем так, чаще всего я встречаю людей с МГУ — это, пожалуй, самый сильный вуз. И ты, наверное, знаешь, что в мировом рейтинге это лучший вуз России практически по всем показателям. У него узнаваемость, я не хочу соврать, но в районе 13-го места в мире он находится в плане успешности выпускников. Здесь не столько роль самого вуза, хотя и она тоже важна, но ты должен понимать, что Россия — это в принципе серьёзная сильная страна с очень хорошим качественным образованием, которое осталось от СССР. И МГУ, на самом деле, — это некая узкая воронка, куда попадают самые лучшие из 150 миллионов граждан. Даже если бы там ничему не обучали, это был бы очень крутой фильтр, который просто отбирает самых лучших, и у них всё получается. Поэтому я бы, конечно, сказал МГУ. Но, на самом деле, если говорить про успешные стартапы, как у Катерины, или другие, связанные с IT, в основном, это выпускники физтеха. На самом деле, кого я реально встречаю не в Академии и не просто кем-то работающими, а реально супер успешные, люди, которые создают современные бизнесы, очень быстро растущие, масштабируемые — это выпускники физтеха.

[12:13] Никита Маклахов: Но как бы то ни было, ты всё-таки записываешь видео и ведёшь канал не про российские вузы, а про зарубежные. Поэтому вопрос такой: скажи, чем в плане качества обучения, в плане результатов отличаются лучшие российские вузы от лучших зарубежных? Что могут дать такого зарубежные вузы, чего не могут дать российские?

[12:35] Владимир Зубков: Сразу стоит сказать, что отличается количество контактных часов со студентом. Сравнивал, например, Оксфорд, это один из самых лучших мировых вузов, и МГУ, который находится в районе 100 места в мире. На самом деле, если сравнивать число часов, то в МГУ преподают приблизительно в 5 раз больше. И у нас, надо сказать, очень глубокое и широкое образование, западное образование является более узким. Не только не даёт предметов, не связанных с вашей специальностью, но даже внутри специальности оно супер узкое. Там даже внутри того, на кого вы обучаетесь, вы будете очень узким специалистом. Несмотря на то, что у нас появляется некая нехватка знаний, очень узкая часть знаний, это освободившееся время даёт студентам ресурсы на развитие каких-то других качеств, кроме знаний. В том же Оксфорде, по сравнению с МГУ, я бы отметил, что у студентов развивается большая самостоятельность, потому что свободное время, а не постоянное корпение над учебниками, позволяет им участвовать в разных сообществах, становиться президентами различных сообществ. И уже, по сути, будучи таким молодым человеком, становиться некой такой студенческой, но структуры. И потом эти люди, в том числе, вырастают в премьер министров в Англии и так далее, у людей появляются очень мощные социальные навыки, навыки общения и, я бы даже сказал, навыки управления.

[14:18] Никита Маклахов: Из этого я могу сделать вывод, что ты можешь порекомендовать всем нынешним студентам активно участвовать в организационной жизни, становиться старостами, сотрудниками профсоюза местного. На твой взгляд, это тоже сильно влияет на вероятность будущего успеха в жизни, да?

[14:34] Владимир Зубков: Да, очень важно помимо учёбы, если есть такая возможность, заниматься ещё чем-то. Можно элементарно организовать свой кружок, федерацию по шахматам в своём университете или по интересам, если это инженерное дело, клуб робототехники. Но, к сожалению, как я сказал, у нас обучение очень серьёзное. Если на западе, например, нормальным считается 15 часов занятий в неделю, то в России, я вспоминаю мехмат МГУ, вполне нормально было по 45 учебных часов в неделю. При такой нагрузке просто нет времени на такие вещи, как социализация, выстраивание знакомств.

[15:23] Никита Маклахов: Ладно, тогда хочется задать личный вопрос. Я последнее время интересуюсь такой темой, как нейрофизиология — то, каким образом работает наш мозг, и каким образом это влияет на нашу жизнь и поведение. У меня есть черновая идея поехать поучиться, возможно, например, в Германию, как раз поизучать данную тему в рамках высшего образования. Но при этом, моё имеющееся высшее образование, техническое образование в российском вузе, и, соответственно, с этой темой официально я до этого никак не пересекался. Расскажи, есть ли у меня шанс на то, что я смогу куда-то поступить, что меня примут, платно или бесплатно? И если такая вероятность есть, то что бы ты мне посоветовал делать, в каком направлении смотреть и двигаться?

[16:15] Владимир Зубков: В принципе, смена специальности не является критичной, особенно если у тебя первое образование техническое. И в каких-то университетах даже есть специальные программы, например, я в Оксфорде вёл лекции для биологов, и мы их в магистратуре перековывали в математиков, чтобы они потом могли работать на стыке математики и биологии. И в принципе, в западных университетах частая практика, но, мне кажется, это даже в России возможно, тут зависит от того, есть ли у тебя деньги или нет. Если ты идёшь учиться за свои деньги, я думаю, что у тебя вообще никаких проблем не возникнет, и очень большое количество университетов скажет: «Конечно, приходи к нам в магистратуру и слушай лекции, мы тебе предоставим такой сервис». На западе университеты в значительной части стали сервисами, и если ты платишь, клиент всегда прав, изучай всё, что хочешь. Но другой вопрос, если ты хочешь, например, получить стипендию, то тогда тебе уже нужно всё-таки будет продемонстрировать, что это не просто твоя прихоть, а как-то красиво выстроить историю. У тебя техническое образование, какая у тебя специфика была?

[17:28] Никита Маклахов: Называлось что-то вроде «Комплексная защита объектов информатизации».

[17:33] Владимир Зубков: Ты должен описать некую историю о том, что ты хочешь теперь войти в биологию, например, начать заниматься каким-нибудь анализом больших данных в области анализа мозга. В общем, тебе нужно своё начальное образование плавно перевести в то, на кого ты хочешь обучаться, и очень веско обосновать. Ещё лучше параллельно в такой истории подтвердить то, что ты уже начал изучение и реально знаешь, к чему ты идёшь, и тебе это действительно важно. Например, послушать несколько курсов на Coursera или начать активно участвовать в каких-то сообществах, может быть, конференциях принять участие по той специальности, куда ты хочешь двигаться. Когда ты подаёшься в университет и хочешь получить грант, люди хотят увидеть явные доказательства твоей деятельности, то есть не просто намерения или планы, а то, что ты уже активным образом чем-то занимаешься. И нужно, конечно, придумать историю, обоснование, зачем тебе нужно это образование. Элементарно — какой-то из твоих родственников пострадал от какой-то болезни, связанной с нейрологией или ещё с чем-то, и это фундаментально изменило твой взгляд на жизнь, и ты хочешь всю жизнь посвятить на то, чтобы этот недуг побороть. Либо ты можешь объяснить это тем, что какие-то социальные есть проблемы, например, что связанное с познавательными способностями людей, и ты хочешь создать какой-то софт, потому что у тебя первое образование IT, который бы развивал познавательные способности людей. Ты должен придумать красивую историю, мотивацию, почему ты это делаешь, и в таком случае можно получить и хороший грант.

[19:32] Никита Маклахов: Я так понимаю, что грант и стипендия — это взаимозаменяемые термины, да?

[19:36] Владимир Зубков: Да, но просто стипендия — это обычно то, что просто даётся студентам на жизнь, а грант подразумевает покрытие стоимости обучения, потому что в Штатах это может быть 70 тысяч долларов в год. Это покрывает и стоимость обучения, и даёт тебе деньги на жизнь.

[19:58] Никита Маклахов: По твоему опыту, есть ли у тебя какая-то статистика, согласно которой, например, 20% заявок на такие гранты одобряют, а 80% зарубают? Какая вероятность одобрения и положительного решения?

[20:14] Владимир Зубков: Тяжело сказать. В целом, если ты, например, будешь поступать в какой-нибудь топовый университет. Я детально не знаю статистику, я просто знаю несколько случаев и из них могу выстроить что-то вроде статистики. На позицию PhD, аспирантуры в Оксфорде может быть 50-100 кандидатов конкурс. Но важно понимать, что если у вас более-менее серьёзная база и отличный диплом, то вы обязательно найдёте себе стипендию и место в университете. Просто вопрос стоит в том, какой это будет университет. Ещё, конечно, всё зависит от того, насколько вы качественно и грамотно подошли к процессу поступления, насколько вы хорошо написали своё мотивационное письмо, сумели развить в себе какие-то вещи. Как я сказал, например, если вы меняете специальность, то желательно, чтобы вы в новой специальности уже что-то сделали, по крайней мере, прослушали онлайн-курс или начали исследования совместно с каким-нибудь профессором. У меня есть одна история моей знакомой, она просто ехала учить английский в Англию и написала письмо в Оксфорд и напросилась, чтобы её взяли в лабораторию поработать на 2-3 недели. Это уже очень хорошее подтверждение, её взяли в Оксфорд поработать, это уже о чём-то говорит. Важно маленькие флажочки, подтверждающие серьёзность ваших намерений, иметь. И в зависимости от того, насколько вы своё резюме так разовьёте, насколько вы сделаете его подходящим, настолько будут и более велики шансы на поступление. Это всё можно сделать, и я говорю, что с хорошим техническим образованием я не вижу проблем вообще.

[22:16] Никита Маклахов: Насколько в этом плане стоит заручаться, допустим, рекомендательными письмами от каких-то российских учёных или преподавателей? Могут ли такие вещи повлиять на решение?

[22:28] Владимир Зубков: Да, я бы сказал, что рекомендательное письмо — это одно из самого важного, что влияет на то, возьмут вас или нет. Если вы подаётесь к конкретному процессору, например, в аспирантуру, и у него есть друг, который вас рекомендует, то, грубо говоря, независимо практически ни от каких других показателей, возьмут вас. Желательно, чтобы ваши рекомендатели были максимально ближе к тем, к кому вы подаётесь. В идеале, чтобы это были их знакомые личные, другой момент, чтобы это были коллеги, следующий этап — это просто, чтобы были люди из западных университетов, либо наши учёные, но имеющие серьёзные связи на западе. Вопрос в доверии — тот, кто принимает решение о выдачи стипендии, должен доверять, что отзыв, который о вас написан, действительно настоящий. Обычно, конечно, отзывы просят писать людей, которым вы лично доверяете, чтобы они что-то хорошее о вас сказали. Вообще по умолчанию все отзывы хорошие, вопрос только в том, насколько сильно можно доверять этим отзывам. И, соответственно, лучше, чтобы хотя бы кто-то, хотя бы один ваш рекомендатель был из западной цивилизации.

[23:45] Никита Маклахов: В общем, личные отношения решают и здесь тоже.

[23:49] Владимир Зубков: Конечно. Ты должен понимать, что это не то что какое-то кумовство, это вопрос доверия. Если профессор имеет друга, и друг ему говорит: «Бери этого студента, он реально талантливый», там даже уже писать ничего не надо. У них есть между собой доверие, и профессор не будет рисковать и брать кого-то другого. Если это аспирантура, это проект на 3-4 года, он может быть провальный, зачем ему какая-то головная боль, когда его близкий друг говорит ему, что это толковый студент. Конечно, он просто последует его совету.

[24:25] Никита Маклахов: Дорогие слушатели, если вам нравится наш подкаст, и вы получаете от него реальную пользу, то приглашаю вас присоединиться к закрытому клубу патронов. Патроны поддерживают подкаст материально и получают за это не только мою искреннюю благодарность, но и различные бонусы. Например, полезные материалы от гостей, возможность выиграть книгу или гаджет или получить секретную посылку из Таиланда от меня лично. Подкаст всегда будет бесплатным, несмотря на то, что работа над ним требует вложений немалого количества времени и денег. Кроме того, я постоянно думаю о том, как улучшить подкаст с точки зрения содержания и качества. Планирую нанять отдельного редактора и звукорежиссёра, заказывать больше дополнительных материалов и купить профессиональное оборудование для записи. С вашей помощью, дорогие друзья, я смогу развивать подкаст быстрее и лучше. Со всеми подробностями об участии в клубе патронов можно ознакомиться по адресу patreon.com/willbedone. Эту же ссылку можно найти в описании каждого выпуска в нашем блоге. Спасибо вам большое за поддержку!

[25:42] Никита Маклахов: Хорошо, давай тогда немножко разовьём эту тему. Чаще и чаще я слышу о том, что основа успеха в жизни — это не то, что ты знаешь и умеешь, а те люди, которые тебя окружают и то, каким образом ты с ними взаимодействуешь. И что-то мне подсказывает, что в местах вроде Оксфорда, Гарварда довольно-таки много людей, с которыми имеет смысл построить тесные взаимоотношения и, возможно, начать какие-то совместные дела. Расскажи, каким образом, на твой взгляд, наиболее целесообразно выстраивать отношения во время обучения? Сколько стоит этому уделять внимания, нужно ли этому вообще отдельно выделять внимание, или всё происходит органично и естественно? И в принципе, какие у тебя есть рекомендации на счёт отношений, связей, нетворкинга во время обучения?

[26:31] Владимир Зубков: Я с тобой абсолютно согласен, что нетворкинг и связи — это всё критически важно. Причём, тут мы говорим с тобой не только о том, что я знаю Ивана Петровича, он знает Катерину Федоровну, и мы можем порешать какой-то вопрос. Это тоже важно, но на самом деле ещё важно просто то, с кем вы общаетесь и чьи идеи вы впитываете. Грубо говоря, даже если арбуз в бочку c солёной водой поместить, то он просолится. И, соответственно, куда вы себя помещаете, тем вы и просаливаетесь. Если вы попадёте в Оксфорд или Гарвард, вокруг вас будут супер талантливые дети, многие из них будут при этом ещё супер богатыми. Соответственно, эта среда, где вы можете подпитываться энергичностью людей, их идеями, видеть их успех и просто-напросто знать конкретные шаги, как его легко повторить. Это всё и есть нетворкинг, когда вы попадаете в среду и просто видите успех других, таких же как вы людей, и, соответственно, становитесь точно таким же. Скажем, в Оксфорде это выстроено более-менее органично, потому что там, если ты не знал, это такой нестандартный университет. Там над структурой самого университета есть ещё колледжи, их 38. Внешне это буквально монастыри — здоровые крепостные стены, некоторые даже выглядят, как замки, и внутри кипит социальная жизнь студентов. У них общая комната, где они пьют кофе или играют в настольный хоккей, у них и бар, и столовая. Если студент поступает в Оксфорд, он автоматически причисляется к одному из колледжей, и дело в том, что колледжи не специализированы по направлениям. По сути, студент попадает туда, начинает общаться, находясь в общей комнате, выпивая в студенческом баре или участвуя в каких-то соревнованиях от этого колледжа, он автоматически общается и психологами, и с биологами, и с политологами. И получается некая гремучая смесь, обмен опытом, и это на самом деле очень сильно расширяет сознание и возможности в жизни и позволяет очень хорошо увидеть, как люди в других профессиях мыслят, какие у них перспективы. И в том числе, даже пересмотреть свои жизненные планы благодаря этому. В общем, это естественная среда. Но можно, в том числе, если вас не удовлетворяет мощность того, что само по себе происходит, ещё и самому активно нетворкинг усилять. У меня, например, есть несколько примеров моих хороших друзей, выходцев из России, они поступили в Оксфорд, кто-то на магистратуру, кто-то на PhD, получили грант на свой проект, у них нет проблем с деньгами. И они параллельно с тем, чему должны были обучаться, например, девчонка — экологии, а парень — инженерным вещам, они стали ходить в бизнес-школу. В Оксфорде есть бизнес-школа MBA, и они стали ходить туда, у них есть свободный доступ, они могут посещать мероприятия, знакомиться с людьми, участвовать в конференциях. Как я сказал, впитывать эту бизнес-среду в себя, создание каких-то самых передовых стартапов. И они действительно создали передовые стартапы, очень серьёзное инвестирование идёт. Парень, например, Кирилл победил в двух национальных английских конкурсах-шоу для стартапов Pitch to Rich. В общем, так можно куда-то активно вштыриваться и там начинать достраивать связи и впитывать идеи.

[30:23] Никита Маклахов: Классно. А в твоей жизни есть какие-то истории, связанные со знакомствами, что они тебя привели куда-то, куда бы ты сам точно не добрался?

[30:32] Владимир Зубков: Это касается как раз пути маленькими шагами. Я, например, окончил мехмат МГУ на отлично, потом PhD я сделал тоже довольно быстро. Но ты должен понимать, что таких людей очень много, и даже среди таких людей, чтобы попасть в Оксфорд, есть конкурс. Но, на самом деле, были маленькие вещи, типа того, что я не сидел и не бездействовал, а когда был аспирантом, например, подался на летнюю школу. У студентов есть замечательные возможности ездить на летние школы, которые оплачивают фонды, страны. Я поехал в Тоскану в Италию, это один из самых красивых регионов, на 3 недели, нас поселили в 4-х звёздочный отель, кушали мы в ресторане. И одновременно обучались вещам, связанным с математикой. Туда приехало много студентов из разных стран, в том числе, из России и Украины, а я на тот момент поехал от Ирландии. И самое главное — это были не студенты, а там были лекторы, которые тоже приехали на 3 недели вести занятия. Там были, в том числе, профессора из Оксфорда и бывший глава прикладной математики в Оксфорде. Его жена — тоже профессор в Оксфорде, и я в её лекции нашёл ошибку, например. Потом я поехал на другую конференцию, на каждой конференции есть официальный ужин, мы сидели, кушали, к нам подсел профессор и просто в наглую начал тыкать пальцем и задавать специфические вопросы из высшей математики: «Скажите мне определение кватерниона». И тыкает пальцем по аспирантам, по студентам, типа, кто ему скажет. Я знал ответ на этот вопрос, но это другая история, откуда я узнал, но я ему ответил, это был тот же профессор, которого я встретил в летней школе. И из таких маленьких вещей, на самом деле, вас начинают отмечать. И потом, когда вы подаёте на какую-то позицию, эти маленькие посиделки и ответы на какие-то вопросы, которые происходят очень неформально и случайно, позволили мне попасть в Оксфорд.

[32:45] Никита Маклахов: Сделаем паузу, чтобы подвести итоги нашего разговора с Владимиром. Сегодня мы обошлись без вступлений и уже на первых минутах взяли быка за рога и обсудили факторы, которые определяют успех в деле образования за рубежом. Мой гость назвал 5 таких факторов: знание английского языка, хорошее базовое образование, желательно, техническое; отличная успеваемость, сильное окружение и активная общественная деятельность. Затем мы оценили российские и зарубежные вузы и пришли к выводу, что у нас образование более широкое и глубокое, тогда как на западе оно имеет очень узкую специализацию. Наш самый сильный и узнаваемый университет — это МГУ. Основное отличие между ним и ведущими зарубежными университетами — это количество учебных часов. То время, которое студенты МГУ тратят на лекции, за рубежом уходят на участие в разных сообществах, которое развивает навыки общения и управления. Далее я выяснил, что конкретно нужно делать, чтобы поступить в зарубежный вуз и освоить новую для себя специальность. В первую очередь, нужно доказать университету, что обучение для вас очень важно, обосновать свою мотивацию. Во-вторых, нужно подтвердить, что вы уже действуете в желаемом направлении, например, посещаете курсы или даже проводите какие-то исследования. И в-третьих, стоит найти рекомендателей, связанных с выбранным учебным заведением. Здесь, как и во многих других вещах, без связей не обойтись. Будучи студентом, стоит активно заниматься нетворкингом, сильное окружение — это возможность впитывать идеи успешных людей, смотреть на их образ мыслей и копировать их действия. По словам Владимира, нетворкинг представляет собой цепочку маленьких шагов, случайных и неслучайных моментов, которые заставляют людей вас запоминать. В дальнейшем такие связи могут в нужный момент очень сильно сыграть вам на руку. Хорошо, расскажи, как складывается обычно судьба людей, которые не строят супер большой бизнес после обучения в Оксфорде? Куда обычно люди идут, куда устраиваются на работу, куда устроился в итоге ты, чем сейчас занимаешься? И на что в принципе можно рассчитывать после того, как ты отучился в каком-то хорошем зарубежном вузе?

[35:15] Владимир Зубков: Если мы не говорим про создание своего собственного бизнеса, вы идёте работать на кого-то. Надо сказать, что у гуманитариев даже после Оксфорда не всегда всё очень хорошо складывается. Есть примеры, когда гуманитарии работают барменами в пабах, даже имея диплом Оксфорда, либо они могут претендовать только на какие-то очень простые должности, заниматься в офисе бумагами, и это совсем не оплачиваемая работа. Но с другой стороны, у технарей обычно всё складывается очень неплохо, они устраиваются после Оксфорда, например, если я буду говорить о математиках, то они устраиваются либо программистами, либо в инвест-фонды. Они начинают получать больше, чем, наверное, 80% населения Великобритании, если они получили PhD, то есть закончили аспирантуру, то скорее всего они будут получать больше, чем 99,9% населения Великобритании. Но это если только они пойдут в какие-то финансовые структуры, либо программистами станут. А можно, как я, продолжить дальше в Академии работать, в университете, но надо понимать, что в университете именно в Англии зарплаты не высокие. Если поехать в какую-нибудь Саудовскую Аравию, то там можно получать приблизительно 13 000 долларов в месяц, это начальная зарплата лектора.

[36:39] Никита Маклахов: Я смотрю, что в вопросе противостояния гуманитариев и технарей твою позицию угадать не так трудно.

[36:46] Владимир Зубков: Нет, я очень хорошо отношусь к гуманитариям, и у меня есть примеры друзей, например, одна девчонка гуманитарий, которая открыла свою языковую школу и очень успешно её развивает. Мне кажется, это стартап тоже на много миллионов будет. Но я бы сказал, что по сравнению с технарями им очень сложно, общество не готово платить за их работу. Я в какой-то степени восхищаюсь гуманитариями, потому что они из-за любви к своему делу идут на такие очень большие сложности в своей жизни.

[37:19] Никита Маклахов: Хорошо, давай тогда обсудим такой вопрос. Какой бы вуз не был крутой, он всё равно по сути не является волшебной палочкой, не исполняет желания каждого студента. И скорее всего, есть какие-то ожидания у абитуриентов, студентов, которые в итоге не оправдываются. Расскажи, на что стоит рассчитывать, поступая в зарубежный вуз, а на что рассчитывать не стоит? Как ожидания скорее всего не оправдаются?

[37:48] Владимир Зубков: Первое, что стоить отметить — это те, кто поступают в западные университеты, обычно шокированы, как мало занятий с ними проводят, там практически всё идёт на самообучении. Лектора не тратят время на студентов, это всё связано с эффективностью — надо минимизировать затраты универа, преподавательские часы. Другой ещё момент — обычно, на самом деле, уровень знаний. Студенты, которые поступают в западные университеты и которые имеют однокурсников в России, которые, например, поступили в МГУ и параллельно учатся. Если это серьёзные люди, они начинают обсуждать, кто что изучает. И на самом деле, уровень знаний в западных университетах будет слегка отставать. При всём при этом западные дипломы будут котироваться выше, ребята с этими дипломами будут иметь большие перспективы.

[38:39] Никита Маклахов: То есть в конце концов всё так же, как и в России, по сути, упирается в формальные вещи — в корочку, в хорошее название, и это открывает какие-то двери?

[38:48] Владимир Зубков: Да, именно так. Вообще университет, ты должен понимать, что это в значительной степени, особенно западные университеты, это не столько места, где человек получает знания, хотя и это тоже важно. Но в огромной степени это некие фильтры, идёт сертификация людей. Ты поступил в Оксфорд или в Гарвард, это значит, что скорее всего твои родители не бедные, потому что большинство студентов, которые учатся в топовых университетах, учились в частных школах. Плюс, ты достаточно умный человек, и в целом тебя могут даже ничему не учить, у тебя всё равно всё сложится, просто потому что у тебя такие начальные данные. И университеты — это в какой-то степени просто сертификация людей, поэтому знания, а особенно в каких-то гуманитарных вопросах или в образовании, связанном с ведением бизнеса или политикой, становятся вторичными, это более важно.

[39:49] Никита Маклахов: Хорошо, тогда вопрос следующий такой. Обучение в вузе зарубежном предполагает, что ты будешь за этим самым рубежом находиться продолжительное время. И, в общем-то, мы как раз не так давно беседовали с Ириной Плыткевич. Ирина занимается тем, что помогает людям выбрать наиболее подходящее для них место жительства и переехать. Скажи, на твой взгляд, насколько важным является то, подходит ли человеку, будущему студенту то место, в котором он будет обучаться? Имеется в виду город и страна. Или ему во время обучения будет, в общем-то, не до того, чтобы рассматривать плюсы и минусы конкретного места? Насколько важным является место?

[40:31] Владимир Зубков: Я бы хотел сказать о том, какие у нас начальные данные, что за ситуация. В принципе, если у студента есть много денег, то он просто выбирает место, которое ему больше подходит. Например, это могут быть Штаты, Великобритания, это вузы, дипломы которых самые котируемые в мире. Дальше, если у вас нет денег, то нужно, конечно, исходить из того, где вам дадут финансирование. Нужно выбирать сильные университеты, которые готовы дать вам деньги, и в первую очередь ориентироваться на это. Но страна тоже на самом деле очень важна. Например, я поехал в Ирландию, и, как я говорил, до этого ни разу не был вообще нигде за рубежом. Несмотря на то, что там замечательные люди, климат этой страны меня просто убивал. Я, на самом деле, в какой-то степени жалел, что выбрал такую дождливую страну, и каждый день, когда приходил в университет, я понимал, что если сегодня схалявлю, то на один день дольше буду здесь находиться. Это меня очень сильно стимулировало к тому, чтобы очень быстро закончить аспирантуру, я её закончил на полгода раньше, чем у меня кончалась стипендия. Я работал день и ночь, потому что просто хотел уехать. И, конечно, я каждому, кто выбирает себе страну для обучения, очень рекомендую обязательно съездить туда, как турист. Займите денег, заработайте, вслепую не выбирайте и не верьте каким-то картинкам и отзывам в интернете, потому что всё очень индивидуально. Просто погуляйте по тому университету, по тому городу, где вы будете жить следующие несколько лет, и поймите, годится это для вас или нет. Постарайтесь сделать максимально осознанный выбор.

[42:22] Никита Маклахов: Ладно, а если у нас этот выбор есть в наличии, и мы можем выбрать между крутым вузом в не крутом месте или крутым местом с не крутым вузом, что, на твой взгляд, важнее в этом вопросе? Чему отдать приоритет и какой выбор сделать?

[42:37] Владимир Зубков: Тяжело сказать, потому что с точки зрения логики, конечно, нужно выбирать университет, потому что это определит всю твою дальнейшую жизнь. Но с другой стороны, место тоже важно, потому что это же лучшие годы твоей жизни, жалко их провести в каком-то неподходящем месте. На самом деле, если говорить про Штаты, то там практически все нормальные университеты находятся в какой-то дыре. У меня друг, например, поступил в Принстон в аспирантуру, просто дырень, но университет — один из лучших в мире. И он просто-напросто поселился в Нью-Йорке, по-моему, час или два на электричке до Принстона. Он жил в Нью-Йорке, наслаждался жизнью, а в Принстон приезжал на пару дней, ночевал на матрасе. То есть он совместил и обучение в сильном университете, и нормальную жизнь. Мне кажется, всегда можно найти какой-то выход.

[43:40] Никита Маклахов: Переходим к нашему традиционному конкурсу «Книга за отзыв». И сегодня мы, как обычно, разыграем сразу 2 крутые книги. Напомню правила: есть два варианта участия. Первый — написать пост о подкасте в ВКонтакте, в Facebook или в Instagram. Второй способ — оставить отзыв на странице подкаста в iTunes. Первый приз — это книга «Эмоциональный интеллект 2.0» от издательства МИФ, авторы книги Тревис Бредберри и Джин Гривз. Во время сегодняшней беседы мы не раз подчёркивали важность нетворкинга и личных связей, и книга очень поможет в этом вопросе. Научит, как эффективно строить отношения с людьми и благодаря этому значительно улучшить качество своей жизни. Подарок отправляется к Гаяне Курятовой из Москвы. Гаяне, спасибо тебе за прекрасный пост в Instagram, и поздравляю тебя с победой. Второй приз выиграл наш слушатель с ником в iTunes Slowcountry 26. Спасибо за поддержку, к тебе отправляется шикарная книга от Криса Бэйли «Мой продуктивный год». Автор этой книги целый год экспериментировал с разными приёмами из сферы личной эффективности и выделил 25 самых крутых техник. Их он и описал в своей очень полезной и хорошо структурированной книге. Подарок предоставлен нашими друзьями из издательства Альпина, за что им огромное спасибо. Еще раз поздравляю наших победителей, а всех остальных, дорогие друзья, я призываю также делиться своими впечатлениями о подкасте. Помимо участия в розыгрыше вы тем самым очень и очень нам помогаете.

[45:28] Никита Маклахов: Подрезюмируем тему обучения за рубежом, и я тебя попрошу сейчас ещё раз по шагам обозначить алгоритм поступления в зарубежный вуз. Что нужно делать — 1, 2, 3, и когда нужно начинать это делать?

[45:42] Владимир Зубков: В общем, очень важны оценки — если вы поступаете в реально хороший университет, то смотрят на ваши оценки. Желательно, если вы в школе, чтобы у вас был аттестат с отличием, если вы поступаете в Гарвард или американский университет, они именно смотрят на аттестат. ЕГЭ им вообще неважно, потому что при поступлении после школы в западный университет вам нужно будет сдавать американский ЕГЭ. Это будет какой-нибудь SIT, например, тест. Но они в хороших университетах обязательно будут смотреть на ваш школьный аттестат. То есть люди, которые думают, что оценки в школе никому не нужны, в этом смысле сильно ошибаются. Если вы учитесь в университете и хотите поступать в магистратуру или аспирантуру и получить грант, то, опять же, критически важно получить красный диплом. Это must done, то есть это супер критически важно. Кроме этого, не сидеть на попе ровно, не следовать только своей учебной программе, которая была создана много лет назад — пытаться её доработать и расширить, смотреть какие-то передовые курсы, ездить на конференции, как можно раньше начинать исследовательскую деятельность. Своим дипломом начинать заниматься не на последнем курсе, а начиная со второго, если вы можете себе это позволить. И ездить на всякие международные мероприятия. Есть фонды, есть правительство, которые готовы гражданам Украины, Белоруссии, России, Казахстана оплачивать, чтобы они приехали в какую-нибудь Тоскану и прослушивали там лекции оксфордских профессоров. Какие-то университеты готовы платить, чтобы какой-нибудь парень из Самары приехал в западный университет и 3 месяца, получая стипендию 1500 евро, занимался с профессором наукой. Это всё есть, просто надо искать и нарабатывать, это всё маленькие шаги, которые будут колоссальным образом выделять вас среди других кандидатов. И это то, что позволит вам завязать связи и получить очень серьёзных рекомендателей, когда вы будете потом подаваться в университет. Английский — супер необходимо, при этом при поступлении, конечно, смотрят на тест. Одно дело — знание языка, другое дело — это конкретный балл по английскому тесту, например, IELTS. Нужно готовиться к конкретному тесту, сдавать его максимально раньше, проверять себя, какой вы можете балл получить, хватит ли этого балла в конкретный университет, куда вы собираетесь. Обычно самые распространённые — это тесты IELTS и Toefl, но в Великобритании с недавних пор Toefl не признаётся миграционной службой. То есть университет признает его, чтобы к себе зачислить, но чтобы получить студенческую визу в Великобританию, нужно сдавать другой тест.

[48:53] Никита Маклахов: Хорошо, с выбором мест для учёбы мы более-менее разобрались, но, как ни крути, где бы мы ни учились, желательно делать это качественно и эффективно. Расскажи, есть ли у тебя какие-то советы, рекомендации, лайфхаки, техники, как можно извлечь максимум из образовательного процесса?

[49:13] Владимир Зубков: В целом, конечно, очень важно планирование. Не нужно считать, что учебная часть за вас распланирует ваше обучение, и что эти записанные в расписании лекции — это и есть ваш план. Нужно самому обязательно планировать, что вы будете делать, желательно даже с вечера на следующий день прописывать план и глобально понимать, как это укладывается в ваш план на этот семестр. Планирование критически важно, иначе ничего не успеете. Ещё важно отслеживать дедлайны, даже если мы не говорим о курсовых или каких-то заданиях, которые даёт ваш университет, как я сказал, ездите на летние школы, практики по Европе, в Штаты, у них тоже есть дедлайны. Чтобы, например, поехать на летнюю школу, нужно уже где-то в феврале отправить заявку. Вы нашли ресурс и понимаете: ага, туда нужно отправить заявку, чтобы поехать летом. И составьте себе список. У меня, например, перед столом висит список дедлайнов, у меня расписано по приоритетам, потому что всё успеть сразу нельзя, но я знаю, что к той дате мне обязательно нужно податься туда. И если говорить про учёбу, очень важно конспектировать лекции. Сейчас в наше время очень многие лекторы стали вести лекции с помощью презентаций, и студенты думают, что если они увидели эту презентацию или скачали её, то она каким-то магическим образом у них загружается в голову. На самом деле, этого не происходит, круто получается, если вы записываете рукой то, что говорит лектор. Потому что вы в этот же момент уже анализируете, обобщаете, приводите в более краткую форму, и идея уже очень хорошо заседает у вас в голове. Конспектирование — это в каком-то смысле уже работа над мыслью, над новой информацией, это уже её обработка. Если вы полагаетесь, что это всё есть на слайде, оно так на слайде и останется, но не у вас в голове, поэтому однозначно я советую конспектировать и, конечно, держать конспекты в порядке. Потому что некоторые люди записывают на листочках, потом листочки теряются, и всё это потом пропадает. Именно ваши конспекты — это ваша мысль переработанная, это некий парадный вход к тому, что у вас где-то в мозге записано. В общем, свои конспекты просто на вес золота. И важный совет — не пропускать лекции. Конечно, есть совсем левые лекции, и в том числе, даже у нас в МГУ были какие-то предметы, которые невозможно было слушать. Ты понимал, что эффективность нулевая, нам приходилось за счёт книг это восполнять. Но если лектор более-менее хорошо преподаёт, обязательно ходите, не должно быть никаких оправданий, чтобы пропустить занятие. Потом, конечно, важно, вдобавок к этому, высыпаться и заниматься спортом, важно отдыхать на природе, важно свой мозг не только нагружать, но и давать ему периоды, чтобы он эту информацию обрабатывал, и просто чтобы его освежить.

[52:26] Никита Маклахов: А что ты думаешь по поводу различных тактических приёмов, будь то скорочтение, мнемотехника, какие-то такие штуки?

[52:34] Владимир Зубков: Я бы в целом говорил, что нужно вкалывать на 100%, без серьёзных усилий ничего не получится. И если говорить о деталях, как организовывать процесс обучения, если честно, скорочтение я не очень понимаю, потому что я технарь. Те книги и та литература, с которой я работаю, там важна каждая строчка, над каждым абзацем нужно сидеть и думать полчаса. Скорочтение означает, что ты что-то пропускаешь в книге, что по умолчанию означает, что она плохо написана. Моя специфика не подразумевает чтение таких книг, которые можно было бы читать быстро, это скорее для каких-то, например, историков, которым нужно обозревать огромные материалы, которые написаны не очень чётко, или там идеи не очень сконцентрировано представлены — тогда да. Но я бы сказал, что в целом нужно хорошенько планировать свои дела, и просто-напросто чтобы средняя скорость действий была хорошая. То есть, грубо говоря, как обычно студент учится: он месяц ничего не делает, а потом за 3 дня хочет всё выучить. На самом деле, важно так распланировать, чтобы хотя бы 4 часа в день интенсивно обучаться или пускай 2 часа, но каждый день, и на самом деле, результаты работы в течение месяца будут просто потрясающие. Для меня планирование — это основной механизм, чтобы всё хорошо делать.

[54:01] Никита Маклахов: На ежедневной основе планирование ты используешь, есть ли у тебя какие-то правила? Ведёшь список дел, планируешь с утра или с вчера, используешь, например, для работы таймер Помодоро? Какие-то штуки из классической личной эффективности используешь в обучении?

[54:17] Владимир Зубков: Обычно — да. У меня всегда лежит на столе тетрадка, у меня такой список дел, некоторые люди делают это электронно, но мне больше нравится именно физически записывать, чтобы это было на бумаге. Я стараюсь, чтобы не было больше 10-15 дел, и когда я с утра начинаю свой день, я просто выбираю, какие 2 дела должны быть сделаны сегодня. Обычно я выбираю, чтобы это было не больше 2-3-х, потому что иначе получается расфокусировка, и ты на самом деле ничего не делаешь. 2-3 обязательно, это должно быть сделано, и я их действительно делаю, вычёркиваю, и тогда это позволяет мне ещё что-то добавить в этот список. Либо какие-то дела, которые я понимаю, что в списке зависли уже долго, я их просто красным маркером выделяю, что всё, это дело ушло, и я им не буду заниматься. Техника Помодоро очень классная, это когда ты работаешь интервалами, например, 20-30 минут, потом отдыхаешь. И в принципе, если говорить про Академию, про науку, это, пожалуй, самая эффективная потрясающая техника, которая может быть. Потому что ты не можешь очень долго находиться в сильной фокусировке, грубо говоря, поработал 30 минут, потом вышел на улицу, посмотрел по сторонам, вернулся, и ты уже свежий, опять начинаешь работать. Это безусловно помогает, работа короткими интервалами с чётко поставленными маленькими задачками.

[55:46] Никита Маклахов: Хорошо, спасибо за ответ. И напоследок давай немножко поговорим о тех людях, кто не хочет переезжать за рубеж, поступать в Оксфорд, но при этом всё равно хочет получить новые знания, хорошее образование и хочет получить какие-то формальные критерии этого хорошего образования. Возможно, какие-то сертификаты или подтверждения. Расскажи, каким образом можно выстроить хорошую работающую систему самообразования? С помощью каких ресурсов, наставников, куда смотреть, что делать и куда двигаться, если мы хотим заниматься сами без поступления в какие-то вузы?

[56:27] Владимир Зубков: Очень важный аспект стоит отметить об образовании. В России это действительно является не то что заблуждением, но в России считается, что образование — это знания. Но важно понимать, и это очень хорошо видно на западе, что образование — это не только знания, но, как мы с тобой говорили, это и связи, и идеи, которые ты почерпываешь от своего окружения. Порой общение со своими однокурсниками даёт значительно больше, чем информация от лектора. Если мы говорим про самообразование, в этом случае люди в России обычно на 100% самообразование выстраивают, как получение знаний. Если говорить об этом, то есть такие ресурсы, как Coursera, MIT. Очень многие западные университеты начинают открывать видеолекции, какой-нибудь студент из глубинки России может вполне себе смотреть, какие лекции читаются в MIT. Если он выберет Coursera, то, соответственно, на платной основе есть сервис, что можно сдавать тесты, и вам потом выдадут сертификат. Но я бы хотел, чтобы люди не заблуждались и чётко и очень хорошо понимали, что это только, наверное, 30% образования. Ни связей, ни идей от окружения такими способами получить нельзя, поэтому если вы говорите о самообучении, нужно ещё подумать над тем, как попасть в правильную среду. Я бы не хотел, конечно, упомянать здесь Бизнес молодость, но я думаю, что как пример, об этом знают многие, это некий клуб ребят, которые хотят заниматься бизнесом. Наверняка есть какие-то интеллектуальные клубы. При бизнес-школах практически во всех крупных городах проводятся какие-то конференции. Поэтому, если вы не хотите входить в структуру университета, а хотите заняться самообразованием, то понимайте, что кроме знаний нужно обязательно ещё и входить в среду, общаться с людьми и знакомиться с ними. При крупных IT-центрах или университетах проводятся разные мероприятия, посещайте эти мероприятия, посещайте какие-то workshop, когда люди занимаются решением каких-то проблем. В общем, не думайте, что процесс обучения происходит в одиночку путём загружения информация в ваш мозг.

[58:57] Никита Маклахов: На мой взгляд, разговор с Владимиром получился очень интересным и содержательным. Но время истекает, так что сделаем резюме и перейдём к рубрике «Пять в одном». Итак, во второй части беседы мы оценили карьерные перспективы студентов. Есть три основных варианта, что можно делать после обучения в зарубежном вузе: можно запустить свой стартап, можно устроиться на наёмную работу, а можно стать преподавателем. Причём диплом крутого вуза не является гарантией блестящего будущего, по статистике у технарей гораздо больше шансов построить успешную карьеру, чем у гуманитариев. Также мой гость рассказал, что абитуриентов западных вузов обычно сильно удивляют две вещи: во-первых, высокая степень самостоятельности, и во-вторых, сравнительно низкий уровень предлагаемых знаний. Владимир называет западные университеты фильтрами и считает, что это способ сертификации людей, а не места, где можно получить знания. Выбирая университет, стоит обратить внимание и на страну, ведь вы проведёте в ней несколько лет. Поэтому очень полезно сначала присмотреться, например, съездить туда в отпуск и оценить, насколько вам там будет комфортно. С другой стороны, всегда можно найти компромисс и совместить комфорт и учёбу в вузе своей мечты. А если вы при деньгах, то проблем вообще никаких не будет. Если же вы вообще никуда не хотите ехать и выбираете самообразование, то, пожалуйста, помните, что смысл не только в знаниях, которые каждый может легко найти в интернете. Не менее важно обрасти связями, а это возможно, только если вы активно участвуете в разных мероприятиях, конференциях, в общем, не сидите дома. И напоследок мы затронули тему эффективного обучения в институте. Владимир назвал 5 достаточно простых, но от этого не менее полезных правил. Первое правило — планировать, следить за дедлайнами и использовать инструменты личной эффективности, например, таймер Помодоро. Второе правило — конспектировать лекции и держать конспекты в порядке. Третье правило — не прогуливать. Четвёртое правило — высыпаться и отдыхать. И наконец пятое правило — интенсивно учиться в течение всего семестра, не дожидаясь, пока наступит сессия. Ладно, давай тогда постепенно переходить к нашей традиционной заключительной рубрике, рубрика называется «Пять в одном» — я задаю 5 коротких вопросов нашим гостям. Первый вопрос касается книги. Пожалуйста, порекомендуй мне и нашим слушателям книгу, которая произвела на тебя сильное впечатление и как-то изменила твою жизнь в лучшую сторону.

[1:01:50] Владимир Зубков: Из недавно прочитанных я бы советовал книгу «Богатый папа, бедный папа». Там есть паренёк, у которого папа был как раз академиком, ещё был друг, и отец его друга был бизнесменом. И, по сути, и родной отец, и бизнесмен формировали этого парня, и он сравнивает два пути жизни: человека, который работает в какой-то структуре, и человека, который выстраивает свой бизнес, своё дело. И, мне кажется, эта книга разъясняет, какой путь у бизнесмена, какой путь у человека, который работает в структуре, и какие есть плюсы и минусы.

[1:02:37] Никита Маклахов: Спасибо, книга есть. И на очереди у нас привычка. Если бы все другие привычки хорошие исчезли, ты бы оставил именно эту?

[1:02:46] Владимир Зубков: Скажем так, привычка не сидеть без дела, всё время делать что-то полезное или развивающее. Даже если я еду в отпуск, пытаюсь лежать на пляже, то обычно меня хватает максимум на полдня, после этого я начинаю искать какую-нибудь активность.

[1:03:04] Никита Маклахов: Идём дальше, на очереди у нас инструмент. Это может быть как какой-то сервис, например, приложение, программа, также это может быть и что-то физическое, например, твой любимый блокнот. Просто что-то, что тебе облегчает жизнь на повседневной основе.

[1:03:24] Владимир Зубков: У меня есть одно приложение, подобных приложений очень много, они связаны с тайм-менеджментом. Там можно выставить несколько таймеров, можно рассчитывать по минутам, ты сел что-то делать, нажал на play, таймер побежал. Ты закончил, вроде бы отойти чаю заварить, но ты его остановил. И можно таким образом увидеть потом, записав так в течение недели-двух, на что ты реально тратишь время в течение дня. Потому что ты знаешь это правило 80/20, что, вообще говоря, 80% дел, которые мы делаем, всего лишь только на 20% ведут к достижению нашей основной цели. Грубо говоря, 80% того, чем мы занимаемся, это абсолютно бесполезная ерунда. И такой тайм-менеджмент позволяет отследить, что съедает твоё время в течение дня, и постараться исключить это или по крайней мере загнать это в какие-то рамки. Например, если это чтение газет или социальные сети, загнать это, скажем, в час вечером, потому что это бестолковое дело, просто важно это загнать в рамки, а потом зажать в маленький временной интервал и исключить из своей жизни. Просто взглянуть, выстроить свою картину благодаря таким приложениям, можно очень хорошо.

[1:04:47] Никита Маклахов: Иначе говоря, ты рекомендуешь сервисы для хронометража, да?

[1:04:50] Владимир Зубков: Да.

[1:04:51] Никита Маклахов: Хорошо, тогда идём дальше. И четвёртый пункт — это вопрос. Вопрос, который бы ты порекомендовал нашим слушателям задавать самим себе, если слушатели хотят прийти к каким-то переменам в жизни, что-то новое о себе узнать.

[1:05:05] Владимир Зубков: Вопросы, который я стараюсь задавать себе вечером практически каждый день: а что сегодня ты сделал для улучшения своей жизни завтра? Более высокий доход, более высокое счастье, больше времени ты смог высвободить? Грубо говоря, если ты работаешь грузчиком, то то, что ты сегодня отработал и погрузил сколько-то ящиков, не улучшает твою жизнь на завтра, потому что завтра ты должен будешь делать то же самое. А, например, прочитанная книга, 2 занятия по английскому, однозначно позволяют тебе сказать, что это очень хорошая надежда на то, что завтра я смогу переехать, получить более высокооплачиваемую работу. У нас есть время, которое мы тратим на жизнь, это может быть либо удовольствие, либо зарабатывание денег для выживания. А есть время, которое, скажем так, назовём его инвестиционным, то есть это время, которое мы вкладываем в себя, чтобы завтра было лучше жить. И спрашивайте себя каждый вечер: как я проинвестировал своё время, чтобы завтра было лучше, чем сегодня?

[1:06:15] Никита Маклахов: Спасибо. И напоследок пятый пункт — это рекомендация фильма.

[1:06:20] Владимир Зубков: Мне очень нравится советский фильм «Доживём до понедельника» — милый фильм, который я просто люблю. А фильм, который мне очень понравился, это «Полёт над гнездом кукушки» — фильм, который заставляет переосмыслить свою жизнь, там герой в самом конце пытается вырвать тяжеленную раковину из основания, чтобы разбить окно, но не может этого сделать. Некое разочарование, казалось бы, а он говорит ключевую фразу: «Но я хотя бы попытался». Когда я живу, мне кажется, я теперь любое дело делаю, и я себе говорю, что не могу что-то не попробовать, потому что это кажется невозможным. Я должен сказать, что я хотя бы попытался, иначе ты слабак.

[1:07:07] Никита Маклахов: Да, согласен, прекрасные фильмы, прекрасный момент. Спасибо, что поделился. А мы на этом будем потихонечку уже подходить к концу, и в конце каждой беседы я уделяю нашим гостям буквально полминутки времени на то, чтобы они могли себя чуть-чуть порекламировать. Рассказать, где наши слушатели могут их найти, за какими, возможно, услугами обратиться. Так что, пожалуйста, напоследок расскажи про это.

[1:07:33] Владимир Зубков: Я бы хотел посоветовать, конечно же, если вам интересно образование, если вам интересно поступление и в российские, и в лучшие зарубежные университеты, то заходить на мой канал на YouTube, где я как раз стараюсь максимально подробно рассказать о всех возможностях, как это сделать, и если у вас есть деньги, как найти специалистов, и как в том числе поступить в самые лучшие мировые университеты, если у вас нет денег. Это тоже реально, просто нужно грамотно всё спланировать, и я детально рассказываю на своём примере, на примере своих друзей, уже имея опыт работы в Оксфорде и других мировых университетах. Рассказываю, как стоит действовать, потому что университет — это один из самых замечательных проходов в ту среду, где возможно свою жизнь как ракету запустить в космос. Попадание в хороший, топовый университет может позволить вам просто фундаментально изменить свою жизнь. И я стараюсь делиться, это была моя основная мотивация, когда я начинал канал, мне было ужасно обидно, что люди не знают о таких потрясающих возможностях, что это можно делать, как с деньгами, так и совершенно без денег. Заходите на канал, если вам интересно поступление и вообще образование в самых лучших мировых университетах.

[1:08:58] Никита Маклахов: Отлично. Тогда на этом мы будем прощаться. Владимир, спасибо тебе за интересную беседу! Спасибо всем, кто нас сегодня слушал, успехов и до новых встреч!

[1:09:07] Владимир Зубков: Спасибо большое, всего доброго!

[1:09:09] Никита Маклахов: А в следующем выпуске к нам в гости придёт Александр Свияш — психолог, мастер позитивного мышления, автор 16 книг, в 2012 году удостоенный награды Европейской бизнес-ассамблеи за профессиональные достижения и общеевропейскую интеграцию. Мы поговорим с Александром о том, как рептильный мозг ставит нам палки в колёса на пути к счастливой жизни, и что с этим можно сделать. Обсудим, чем плохи идеализации, и как от них избавиться. И разберёмся, как с помощью специальной техники прощения освободиться от накопленных в теле негативных эмоций. Я же прощаюсь с вами до следующей субботы, успехов!

Вы прослушали очередной выпуск подкаста от проекта «Будет сделано!» Чтобы вы могли извлечь из него ещё больше пользы, я оформил для вас специальные бонусные документы. В них в очень удобном и красивом виде собраны все самые главные идеи и рекомендации от наших гостей по каждому выпуску. Напишите пару приятных слов на странице подкаста в iTunes или опубликуйте ссылку на подкаст на своей странице в любой из социальных сетей. А после этого напишите мне в личные сообщения или на почту, и я буду рад отправить вам эти бонусные документы. Также не стесняйтесь присылать мне обратную связь, вопросы, идеи и комментарии. А я в свою очередь приложу все усилия к тому, чтобы каждый выпуск был интереснее и насыщеннее предыдущего. Оставайтесь с нами, и всё самое важное в жизни будет сделано!