Перед вами заключительная статья из цикла, посвящённого игромании у детей. Как специалист по поведению и привычкам я вижу свою задачу в том, чтобы подсказать родителям работающие тактики в общении с ребёнком. Рекомендации и мысли, которыми я делюсь, помогут вам оторвать детей от компьютера и переключить их внимание на реальную жизнь, не прибегая к жёстким воспитательным методам.

В этой части расскажу:

  • что такое игровые запои и как их предотвратить;
  • как заинтересовать ребёнка учёбой;
  • почему иногда лучшая стратегия — оставить детей в покое.

1Зависимость не исчезает бесследно

Увлечение онлайн-играми — это зависимость, от которой невозможно раз и навсегда избавиться бесследно. Мой опыт является тому доказательством. За два года игра Ragnarok мне порядком надоела и в конце-концов я с ней покончил. Поступил в институт, стал активнее заниматься своей жизнью, нашёл новые увлечения и друзей, которые ничего не слышали о магических заклинаниях, квестах и гильдиях бойцов.

Несмотря на это, моя страсть к такому времяпрепровождению никуда не делась. Даже став взрослым человеком, я время от времени обнаруживал себя за игрой. Если случалось найти увлекательную, грамотно построенную онлайн-игру с хорошей графикой, я просто не мог себя контролировать и немедленно садился за компьютер. И порой пропадал в игре на две недели.

онлайн игры

Оторваться от экрана, как и в школьные годы, было чертовски сложно. И это — несмотря на то, что я плотно занимался изучением силы воли и самодисциплины. Знания не помогали: не получалось выстроить здоровое отношение к игре, я не мог себя сдерживать. Такие приступы зависимости я называю «игровыми запоями».

Если у человека была зависимость, то он не может осознанно контролировать своё пребывание внутри неё. Один из критериев определения зависимости, принятый Всемирной Организацией Здравоохранения — это именно отсутствие контроля. Человек собирается сыграть всего одну партию, но неожиданно для самого себя проводит в игре пять часов подряд.

На что только не пойдёшь ради игры!

Моя проблема была в том, что, даже когда игра была на паузе, мысли всё равно крутились вокруг неё. Я мечтал поскорее закончить работу, чтобы сесть за игру. Иногда это подстёгивало меня быстрее разделаться со своим планом на день. «Сейчас сделаю 10 задач и тогда в награду поиграю», — решал я и принимался за дело.

Однако очень скоро я начал замечать, что всё чаще иду на сделки с совестью. Убеждал себя, что уже достаточно поработал и можно поиграть. Откладывал дела на другие дни. Некоторые задачи выполнял не так хорошо, как мог бы.

В общем, делал всё спустя рукава, лишь бы поскорее вернуться к игре. И даже если планировал начать играть в восемь вечера, уже в обед вовсю рубился с монстрами, разумеется, забыв о еде и важных делах.

Так что, пожалуйста, не удивляйтесь, если подросток начинает вас обманывать или делать уроки кое-как, лишь бы получить доступ к игре. Даже мы, взрослые, запросто дурачим сами себя, так чего ждать от ребёнка?

ВАЖНО: для того чтобы снова не окунуться глубоко в зависимость, лучше не искушать себя, потому что рассчитывать на силу воли — наивно.

Любая зависимость в той или иной степени остаётся с нами на всю жизнь. Мы можем перестать играть, но периодически срываться и уходить в игровые запои. По этой причине нужно быть бдительным и стараться не допускать рецидивы, ведь контроль над собой потерять очень легко.

2Три техники против игровых запоев

Хотя я не решил свою проблему с игровой зависимостью окончательно, со временем мне стало легче контролировать себя. Я использовал для этого техники, о которых рассказываю ниже. В результате запои со временем стали случаться все реже и реже. Сейчас они происходят от силы раз в год — в периоды сильной усталости или во время отпуска.

Техника против запоев №1: представить последствия

В последние пару лет я использую технику, которая помогает удержаться от того, чтобы поставить новую игру и раствориться в ней. Техника заключается в том, чтобы представлять последствия.

Допустим, у меня появилось жгучее желание поиграть. И я представляю, что будет, если я поставлю её и начну играть. Как это будет выглядеть? Получу ли я удовольствие? Смогу ли вовремя остановиться?

В голове прокручивается кино. Вот я выбираю персонажа, изучаю карту местности, беру квест. В первые 10 минут меня охватывает сладкое предвкушение, но потом оно сменяется неприятными эмоциями, а на фоне всё громче звучит тревога.

Я не работаю, не занимаюсь своим проектом, не помогаю жене по дому, не читаю сказки дочерям, не делаю ничего полезного. Меня накрывает чувство вины, приключения персонажа уже не кажутся интересными, я теряю вкус удовольствия.

Всё это уже было и, прокручивая в мыслях свой прежний опыт, я прихожу к выводу, что лучше даже не начинать игру, потому что ничего хорошего из этого не выйдет.

Техника против запоев №2: создать препятствия

Ещё один способ, который помогает устоять перед игрой — повышать количество препятствий по отношению к входу в неё. Я делаю это так: играю час-два, а когда понимаю, что наигрался на сегодня, удаляю игру с компьютера.

На повторную установку может уходить целый час. На следующее утро этот факт обычно охлаждает мой пыл и помогает дисциплине возобладать. Разумеется, если у вас сильная зависимость и искушение поиграть велико, этот способ не всегда срабатывает.

Если удобно устроиться в кресле, задёрнуть шторы и запастись бутербродами, можно пропасть в игре на 24 часа, а то и дольше. Для геймеров такое — в порядке вещей. Здесь мне помогла договорённость с собой: я решил, что буду играть, только стоя за специальным столом. Стоять дольше трёх часов трудно, усталость берёт своё и игру приходится прерывать, какой бы захватывающей она ни была.

Таким образом мы разрешаем себе играть, но устанавливаем ограничивающие факторы, то есть придумываем условия, при которых долго играть чисто физически не получится.

Техника против запоев №3: выбрать скучную игру

Напоследок предложу ещё одну хитрую технику против игровых запоев. Суть в том, чтобы выбирать такие игры, которые вряд ли вас затянут, а если и затянут, то не надолго. К таким играм можно отнести однопользовательские и те, в которых есть финал.

В моём случае подходящими альтернативами стали оффлайн-игры (без участия других игроков) и короткие игры, которые можно полностью пройти за несколько часов и таким образом «закрыть гештальт». Многопользовательские онлайн игры обычно бесконечные. В них никогда не наступит момент, когда можно сказать себе: «Всё, я всё прошёл до конца и всех победил».

бесконечные онлайн игры

3История Людвига Быстроновского

Слушатели моего подкаста наверняка помнят выпуск с дизайнером Людвигом Быстроновским. Он, как и я, фанател от онлайн-игр и провёл целый год в World of Warcraft. В какой-то момент решил бросить это занятие и для начала удалил своего персонажа. Это не помогло: игра начала сниться Людвигу по ночам и через пару недель он восстановил своего героя.

Администрация игры World of Warcraft никогда не удаляет персонажа насовсем. Сколько бы раз вы его не уничтожили, всегда можно восстановить. Когда узнаёшь об этом, становится страшновато.

Не теряя надежды справиться с игроманией, дизайнер решил зайти с другой стороны и поработать с психологической стороной зависимости. Проанализировал, чем именно его привлекает игра, и обнаружил, что главный пункт в этом списке — дружба с другими игроками.

Тогда Людвиг перешёл на другой игровой сервер и таким образом потерял все связи с ними. Я, кстати, сделал то же самое, переключившись на оффлайн-игры, это действительно помогает.

Вторым важным шагом, который помог Людвигу (и мне) обуздать зависимость, стало внедрение полезных привычек. Когда находишь много интересного в реальной жизни, виртуальная блекнет и становится ненужной.

ВАЖНО: выясните, какие потребности удовлетворяет игра, и найдите способы закрыть их по-другому.

4Как заинтересовать ребёнка учёбой?

Теперь давайте подумаем, как сделать так, чтобы подросток изменил отношение к школьным домашним заданиям и делал уроки увлечённо, а не для галочки.
Как я говорил ранее, если мы ограничиваем ребенка в игре и заставляем его заниматься уроками, то игра будет становиться для него всё желаннее, а уроки будут вызывать всё больше отвращения.

Возникает резонный вопрос: а почему, собственно, ребёнок должен заниматься уроками, если они скучные? Ведь вместо этого можно смотреть YouTube или играть.

Вы, конечно, можете ругать ребёнка, но давайте вспомним самих себя. Я думаю, что у каждого из нас есть список вещей, которые хотелось бы сделать: написать книгу или выучить английский. Однако когда нам представляется возможность этим заняться, мы почему-то открываем YouTube.

Почему? Ответ прост: потому что трудно заставить себя заниматься тем, что не интересно и требует концентрации и дисциплины. Очень трудно! Одно дело, когда ты находишься в системе, где созданы условия для концентрации и около тебя сидят 20 твоих друзей за учебниками, а перед тобой стоит учительница. Совсем другое дело — когда ничего этого нет. В таком случае ты не сядешь за уроки и не будешь учить английский, если тебе это не интересно.

Поэтому на вопрос «Как заставить ребенка учиться?» я отвечу — никак! Никак вы его не заставите, если не сидите рядом сутками напролёт. Вопрос изначально поставлен неверно. Нужно не заставлять, а создавать условия, в которых ребёнку было бы интересно учиться.

Выбирайте правильные ресурсы для учёбы

Если ребёнок учится дистанционно, он может сам или с вашей помощью выбирать ресурсы для обучения. Необязательно руководствоваться только теми школьными программами, которое предоставляет государственное образование. Ищите интересные ресурсы и увлекательные видео. Смотрите уроки истории на YouTube, причём такие, чтобы у вас самих дух захватывало!

Например, у Arzamas есть видео «Древний рим за 20 минут». Это настолько интересно, что оторваться невозможно, даже если равнодушен к истории. У видео 8 миллионов просмотров, потому что профессионально сделанный ролик по способности вовлекать зрителя не хуже, чем мультик.

Древний Рим

Квест-урок онлайн — ещё один прекрасный способ учить детей через захватывающие расследования и головоломки. Такие уроки, например, создаёт «Квест-академия», предоставляя ребёнку и получить знания по школьной программе, и пообщаться со сверстниками.

Для детей 7–9 лет авторы разработали любопытный квест по мифами Древней Греции. Ребёнок становится участником детективного расследования и за полтора часа узнаёт много интересного о богах Олимпа, героях мифов и подвигах Геракла.

Будущее за играми

Завершая тему игры и учебы, подчеркну, что я уверен: будущее за учёбой, спрятанной в игру. Это означает, что человек играет и, сам того не замечая, осваивает навыки.

Какие навыки я осваивал в игре «Бойцовский клуб»? Например, научился быстро печатать вслепую. Во-первых, в игре был чат, где шла активная переписка. Во-вторых, я играл в темноте, пока все спали, и не мог включить свет, чтобы никого не разбудить.

Чему я научился, играя в обычные RPG? Я выучил английский язык, потому что мне очень хотелось понимать, что происходит в квесте, в чём суть истории. Я не собирался учить английский, это происходило естественно, потому что было процессом, встроенным в игру.

Чему я научился, играя в Ragnarok? Я прокачал навыки управления людьми. А ещё там был игровой рынок и я учился торговаться и разбираться в ценообразовании.

Будущее за обучающими программами, которые представляют собой игру. Например, есть шахматная игра Magnus, которая на самом деле является аркадой. По карте бегают человечки, а малышам такое нравится. Сами того не замечая, дети изучают правила шахматной игры и движения фигур.

Magnus

ВАЖНО: учёба может конкурировать с игрой за внимание подростка только в том случае, если она такая же увлекательная, интересная, захватывающая, понятная и простая, как игра. Кроме того, она должна предоставлять столь же быструю обратную связь.

5Не хотите помочь? Тогда отстаньте

Напоследок хочу ещё раз подчеркнуть ключевые мысли, которые красной нитью прошли через весь цикл статей об игромании.

Изначально родители ставят вопрос так: «Как отучить ребенка от онлайн-игр и привить ему интерес к урокам?». Однако очень часто они подразумевают следующее: «Как отучить ребёнка от онлайн-игр, ничего при этом не делая самому и не уделяя ребенку особого внимания?».

Скажу сразу: на такой вопрос у меня ответа нет.

Мои статьи адресованы тем родителям, которые готовы заниматься своими детьми. Если вы готовы, то постарайтесь помочь ребенку организовать обучающий процесс так, чтобы уроки были для него интересными, вкладывайтесь в это временем и вниманием, вместе с ребёнком разбирайтесь в причинах игровой зависимости.

Если же у вас нет времени или желания помогать ребенку, ближе знакомиться с ним, разбираться с его трудностями и увлечениями, то примите как данность: ребёнок вырастет так, как вырастет. Просто успокойтесь и оставьте его в покое. Это принесёт огромную пользу и для вас, и для ребёнка, потому что позволит сохранить нормальные отношения.

ВАЖНО: если вы не готовы вкладываться в отношения с ребёнком, то хотя бы отстаньте от него. Это будет огромный вклад с точки зрения долгосрочной перспективы.

Кого мы хотим вырастить?

Вторая ключевая идея заключается в том, что кричать и давить на ребенка, запрещать ему играть, заставлять заниматься уроками, используя свой авторитет — бесполезно. Более того, это безответственный и инфантильный подход. Таким образом мы говорим ребёнку: «Мне всё равно, что чувствуешь. Я не собираюсь вставать на твою сторону и выяснять, что тебе интересно, а что — нет. Учиться — надо, поэтому будешь жить, как в армии, и работать от звонка до звонка».

Не думайте, что можно по щелчку избавиться от игровой зависимости. Не надейтесь, что, если вы строго-настрого запретите школьнику играть в компьютер, он смирится и с великим удовольствием примется за уроки. Здесь нет лёгких путей!

Вместо того, чтобы рубить с плеча, задумайтесь над главным вопросом: «Какие отношения вы хотите выстроить со своими детьми? Кого хотите из них вырастить? Кем они вам приходятся и кем вы приходитесь им? К какому миру вы их готовите?».

На мой взгляд, лучшее, что мы, родители, можем сделать для наших детей — помочь им построить яркую и интересную жизнь. Дружба, поддержка, искренняя заинтересованность, время и внимание — вот что мы можем предложить детям, открывая для них двери в счастливое будущее.

Если вы прочитали все четыре части моего цикла об игромании (первая, вторая и третья), то теперь знаете, как именно освободить ребёнка от зависимости и помочь ему реализовать свои потребности и интересы в реальной жизни.

Желаю вам терпения, мудрости и успехов на этом пути.

6Резюме

1. От игровой зависимости невозможно избавиться бесследно. Время от времени она будет проявляться в виде «игровых запоев».

2. Чтобы не впасть в игровой запой, можно представлять себе последствия, повышать количество препятствий по отношению к входу в игру и к самому процессу, а также выбирать такие игры, которые не затягивают надолго.

3. Чтобы переключить внимание ребёнку с игр на школьные уроки, нужно создать условия, при которых ему будет интересно учиться.

4. Если вы не готовы вкладываться в отношения с ребёнком, оставьте его в покое.

5. Для того чтобы помочь ребёнку построить яркую и интересную жизнь, родителям нужно предложить ему дружбу, поддержку, заинтересованность, время и внимание.