Вы читаете третью статью из серии, посвящённой игромании у подростков. В первой части мы обсудили, почему эта зависимость вообще возникает. Во второй части я обозначил две ошибки, которые допускают родители, пытаясь решить проблему. Пришло время поговорить о том, что же
В этой части расскажу:
- что вы можете сделать, чтобы оторвать ребёнка от компьютера;
- как помочь подростку стать крутым геймером и заработать кучу денег;
- какие 3 тактики сработают, если вы не хотите, чтобы учёба пострадала.
1Сотрудничество, а не борьба
Первое и самое важное, что могут сделать родители
Вы и ваш ребёнок — одна команда и у вас общая цель: разобраться с играми. Разобраться — это не значит вычеркнуть их из жизни ребёнка. Я рекомендую родителям выстраивать отношения с детьми в формате сотрудничества, а не противоборства.
Просто спросить и внимательно послушать
Выяснить, чем именно вашего ребёнка привлекают игры, проще, чем может показаться. Скорее всего, он и сам хотел бы с вами этим поделиться, просто не было подходящего момента. Подросток не чувствует, что вы готовы его выслушать и поддержать, боится неодобрения. Думает, что вы махнёте рукой, скажете, что всё это глупости, и отправите его мыть посуду или делать уроки.
Однажды во время поездки на дачу отец вдруг спросил про Ragnarok — игру, которой я в то время увлекался. Целый час я с удовольствием рассказывал про своего персонажа и его навыки, про все приключения и битвы; как мог, объяснял механики игры и всё, что меня в ней восхищало.
Мне очень хотелось, чтобы папа понял, насколько это крутая игра и чего я в ней добился. Разговор был много лет назад, но я помню его до сих пор — настолько неожиданным и приятным был интерес отца к моему увлечению.
2Тактика: подменить мотивацию
Первая тактика, которой я предлагаю воспользоваться — подмена мотивации. Суть её в том, чтобы сделать процесс игры похожим на учёбу в школе.
Ценность и увлекательность игр отчасти строится на том, что для ребёнка это дефицитный ресурс. Ему приходится преодолевать препятствие в виде запрета родителей, чтобы попасть в виртуальный мир. Со школьными уроками и домашними заданиями всё наоборот.
Мы можем попытаться перевернуть ситуацию, предложив ребёнку новые правила:
«Хорошо, дорогой друг, я признаю твоё увлечение компьютерными играми. Я вижу, что это для тебя важно. Давай будем в этом с тобой развиваться.
Договоримся, что с этого дня ты будешь играть 4 часа в день и ни минутой меньше. Вот для тебя учебная программа. Сегодня ты отрабатываешь вот такой прыжок, завтра ты отрабатываешь вот такую тактику. Я оплачу тебе тренера по этой игре. К концу месяца ты должен занять первую строчку рейтинга игроков в городе».
ВАЖНО: надо сделать так, чтобы игра у ребёнка начала ассоциироваться с тем, с чем обычно ассоциируется учёба: с обязательствами, дисциплиной и работой.
Весьма вероятно, что при таком сценарии игра ребёнку быстро наскучит, если, конечно, он примет ваши условия. Вспомните себя. Скорее всего, вам быстро надоело ходить в художественную или музыкальную школу, потому что НАДО было это делать.
Итак, первая тактика — это подменить мотивацию ребёнка и превратить для него игры в некое подобие работы или учёбы. Полный доступ, никаких запретов, учебная программа, тренер, измеримая цель и так далее. Это будет уже не просто игра ради развлечения, а нечто обязательное и спланированное. В результате ребенок может довольно быстро остыть по отношению к играм.
3Тактика: найти конструктивное русло
А что если ребёнок включится в процесс и примется играть с удвоенной силой? Начнёт плотно заниматься с тренером, проявлять дисциплину и прокачивать своего персонажа. Победит всех монстров и станет геймером №1 в городе. Задумается о том, чтобы принять участие в киберспортивных турнирах…
Если так, то, может быть, тем более стоит поддержать ребёнка? Может, у него есть амбиции, талант, способности? Может, в его жизни
Не торопитесь переживать и приходить в ужас от мысли, что ваш ребёнок — геймер. Профессиональные игроки зарабатывают очень даже приличные деньги.
Всего один важный вопрос
Давайте разберёмся, как перевести игроманию в более конструктивное русло. Шаг первый: понять, что именно привлекает ребенка в игре и какие потребности он реализует с её помощью. Можно прямо спросить его об этом: «Скажи, а что тебе интересно, что именно тебе нравится в игре?»
И, возможно, вы услышите то, о чём я говорил ранее. Например, ваш ребёнок хочет завоевать авторитет и почувствовать себя более значимым, стать героем в своих глазах и глазах окружающих. Осознавая потребности ребёнка и помогая ему самому их осознать, вы можете ему помочь.
Вариант №1: Нужны деньги? Заработай!
Вы можете сказать ребёнку: «Хорошо, допустим, тебе нравится играть. Но для игр нужен хороший компьютер с большим монитором, игровая аппаратура, удобное кресло. Чтобы всё это приобрести, нужны деньги. У нас нет такой большой суммы, но давай вместе подумаем, как ты мог бы сам её заработать?»
Что мы делаем? Перенаправляем внимание ребёнка. Говорим на понятном ему языке, учитываем его потребности и помогаем увидеть, как его действия могут повлиять на важную для него реальность. И тогда мы подкидываем идею: «Как насчет того, чтобы мы помогли тебе устроиться курьером? Тогда ты сможешь за два месяца заработать на классный компьютер».
«В выпускных классах школы и на первых курсах института мой брат перестал давать мне деньги на карманные расходы. Желание играть на быстром компьютере мотивировало меня искать другой источник дохода. Я решила хорошо учиться, чтобы получать стипендию, и как можно раньше пойти работать.
Работала самозабвенно и откладывала всю зарплату. Уже через несколько месяцев смогла совершить свою первую в жизни самостоятельную покупку — новый компьютер. Он стоил тогда 18 000 рублей».
Вариант №2: Как насчёт нового хобби?
Второй вариант созидательного русла заключается в том, чтобы заинтересовать ребёнка занятиями, связанными с играми. Вы можете сказать: «Как я вижу, ты увлечен
Например, вы можете подарить ребенку коллекционные фигурки персонажей из его любимой игры. Но не простые фигурки, а те, которые нужно раскрашивать. Возможно, вы не в курсе, но раскрашивать коллекционные фигурки нелегко. А что более важно — готовые цветные фигурки ценятся среди коллекционеров. Есть сообщество умельцев, которые весьма не дёшево продают плоды своего творчества на специальных площадках. Для некоторых это основной источник дохода.
Вариант №3: Из потребителя в создателя
Есть ещё один способ, как переключить внимание школьника и привлечь его к творчеству с помощью компьютерных игр. На меня этот способ точно бы подействовал. Вы можете сказать ребёнку: «Я знаю, что ты любишь смотреть, как играют другие. А чем ты хуже этих игроков? Почему бы тебе не перестать быть зрителем и не стать самому создателем контента, блогером, экспертом в играх?»
Вы можете помочь ребенку увлечься блогерством, изучить съёмку и монтаж видео, установку света, прокачать актерские и ораторские навыки, чтобы он мог лучше донести свою мысль через камеру. По сути, его увлечение останется тем же самым —
Кем ты хочешь быть в игре?
Допустим, ребенку всё это неинтересно и он просто продолжает играть. Тогда мы можем придумать, как реализовать его интересы и развить навыки именно в рамках игры. Это может на первый взгляд показаться абсурдом, но в некоторых компьютерных играх есть много социального взаимодействия.
В игре Ragnarok были гильдии — группы игроков, которые воюют друг с другом. У каждой гильдии есть начальник, который руководит большим количеством людей. Без уверенных навыков управления командой с этой задачей не справиться.
Полезно помочь ребенку взглянуть на ситуацию именно с этой точки зрения. А затем вместе с ним целенаправленно прокачивать его менеджерские или коммуникационные способности, чтобы он стал лучшим начальником гильдии.
«Однажды мой сын Тим рассказал, что смотрит сериал про байкеров. Объяснил, что поменял персонажа в игре и ищет фактуру, чтобы вжиться в роль. Оказывается, есть жанр role play, где игрок создаёт персонажа сам. Пишет биографию, придумывает визуальный образ, лексикон и голос, полностью вживается в роль.
Общение внутри игры отнюдь не виртуальное — игроки общаются голосом, находясь в образах своих персонажей. У них есть фейсбук и инстраграм в игре, свои дома, они покупают подходящую своему персонажу одежду, готовят ту еду, которую он мог бы есть в реальной жизни. Общаются с медиками, полицейскими, бандитами и механиками, придумывают, как заработать денег на жизнь.
Если игрок ленится создавать яркий образ и движуху своей роли, не знает тонкости профессии, не выдерживает логику в действиях персонажа, которого описал в эссе и утвердил до входа в игру у администраторов, то он будет игнорироваться другими игроками, а в худшем случае вылетит из игры».
Конечно, чтобы дойти до таких высот, родителям нужно самим вовлечься в виртуальный мир и разобраться, что там вообще происходит и какое место в нём занимает ребёнок. И здесь мы возвращаемся к мысли, что надо проявлять интерес и внимание по отношению к ребенку, а не просто говорить «Ты занимаешься ерундой».
Прокачал персонажа — заработал больше папы
Компьютерные игры не только могут давать ребёнку мотивацию для развития навыков, но и стать для него источником дохода. Раскрашивать коллекционные фигурки — для геймера далеко не единственный способ заработать.
Например, можно искать редкие артефакты, а потом на сером рынке продавать их за реальные деньги. Можно продать и своего игрового персонажа, и тоже за реальные деньги. Зарабатывать, просто играя, на мой взгляд, не так уж плохо.
«В 2006 году мне исполнилось 16 и я очень хотел мотоцикл, но родители отказались его покупать. Я отучился в мотошколе и получил права категории А. Начал копить деньги, но тот мотоцикл, который мог удовлетворить мои амбиции, стоил 45 000 рублей. Это гораздо больше, чем я мог собрать, откладывая деньги, которые мне выделяли на карманные расходы.
В то время я увлекался игрой Lineage 2. У нас было целое сообщество игроков, мы иногда встречались большой компанией в Москве. Устраивали грандиозные шашлыки в парках, обсуждали детали игровых войн, захватов и осад.
Игра была огромным и тонким миром, в который мы уходили с головой. Она заменяла нам реальную жизнь. За аккаунт приходилось постоянно платить, и это серьёзно било по моему карману. Но я находил деньги: подрабатывал и экономил на школьных завтраках.
Мой персонаж в игре был довольно прокачанным и, чтобы купить мотоцикл, я, недолго думая, продал его за 35 000 рублей. Продал ещё и свой игровой компьютер за 10 000 рублей. На мотоцикл как раз хватило. Он был 1989 года выпуска, на год старше меня.
Мотоцикл перенёс меня из виртуального мира в реальность, о чём я нисколько не жалею. Тусовка байкеров оказалась очень похожа на геймерскую. Я снова получил возможность оттачивать технику и совершенствовать мастерство, только уже в другом.
Спустя 3–4 года катание по городу мне наскучило и я начал ездить на гоночный трек. Новые
Дух соперничества, схватка с оппонентом, нереальное количество адреналина и эмоций — всё это ни с чем несравнимо. Началась моя карьера гонщика и она безумно затягивала. Я занимал деньги, чтобы кататься на треке и участвовать в спортивных сборах и соревнованиях.
Некоторое время спустя я преодолел шесть этапов соревнований в течение года и стал чемпионом России по мотогонкам».
Вдохновился и освоил новый навык
Когда я играл в «Бойцовский клуб», там иногда проводились конкурсы на создание иллюстраций для новых игровых предметов. Я не умел рисовать, но помню, что мы с другом часами сидели, пытаясь выдать какой-нибудь рисунок.
Понятно, что наши рисунки были бестолковыми и мы в итоге ничего не выиграли. Но если бы
Кстати, мой приятель, с которым мы играли в Combats, изучил основы программирования и написал небольшую программу, которая предсказывала, как в бою будет действовать противник. Это меня настолько вдохновило, что я тоже увлёкся программированием.
Ребёнок просто не умеет делать это иначе
Помните, что у каждого ребенка есть много увлечений, потребностей и интересов. Он получает и выражает их через игру, потому что не умеет делать это более творческим и конструктивным способом.
Я предлагаю вам обнаружить эти интересы, навыки и способности. Это можно сделать, только проявляя искренний интерес к виртуальной жизни ребёнка. А затем следует помочь ему, создавая условия и поддерживая его, пока он будет оттачивать навыки.
Если ребенок будет получать отдачу от своих занятий через одобрение родителей, сверстников, других игроков, то он с удовольствием будет заниматься этим. Вы можете не верить, но каждый ребенок с 10 лет прекрасно понимает, что сидеть целый день за компьютером хоть и приятно, но не очень полезно и довольно бессмысленно.
4Тактика: создать сопутствующие условия
Третья тактика — создать условия, в которых ребёнок будет играть с пользой или хотя бы с меньшим вредом для себя. Например, можно помочь ему развиваться физически в то самое время, когда он играет. Тогда вам не придётся выгонять подростка на тренировки, которые он терпеть не может. Как это сделать?
Например, вы можете сказать ребенку: «Дружище, играй, во что хочешь, но я поставлю перед компьютером беговую дорожку. Всё время, пока ты играешь, должен по ней ходить». Или другое правило: «С этого момента каждый раз, когда твой персонаж умирает и надо ждать минуту до следующего раунда, ты не просто сидишь и ждёшь, уставившись в экран, а делаешь 10 отжиманий».
Так ребёнок приучится делать физические упражнения и довольно быстро, а к тому же, незаметно для себя, благодаря коротким спортивным перерывам станет сильнее и выносливее.
Ещё один простой пример: разрешите ребёнку играть только в игры на английском языке. Я в своё время увлекался квестами, где было много диалогов. Мне было настолько интересно, что же говорят персонажи и в чём суть сюжетной линии, что я подолгу сидел со словарём и переводил все реплики.
5Резюме
1. Вы сможете помочь ребёнку, только если готовы встать на его сторону, понять, чем игры его привлекают, и вместе придумать, что с этим делать.
2. Первая тактика — подменить мотивацию ребёнка и превратить для него игры в некое подобие работы или учёбы.
3. Вторая тактика — понять, что с ребёнком происходит в игре, и помочь ему нащупать конструктивное русло, чтобы развить навыки.
4. Школьник реализует свои потребности и интересы через игру, потому что не умеет делать это более творческим и конструктивным способом. Ваша задача — подсказать ему альтернативные способы сделать это.
5. Третья тактика — создать условия, в рамках которых ребёнок будет играть с пользой или хотя бы с меньшим вредом для себя.