Продолжаю цикл статей о том, что делать, если ваш ребёнок по уши увяз в компьютерных играх и не хочет делать уроки. Проблема мне хорошо знакома — сам долгое время был игроманом. Изучая психологию поведения и управление привычками, я нашёл способы освободиться от зависимости. Надеюсь, что мои рекомендации и идеи окажутся полезными и для вас.
В первой части я поделился своей историей и объяснил, почему детей так сильно увлекают
- что для родителей должно быть важнее, чем отучить ребёнка от игр;
- почему запреты и ограничения не помогают, а делают только хуже;
- почему спорить с ребёнком и переубеждать его — это бесполезно.
1Чего мы хотим добиться?
Для начала давайте ответим на вопрос: какая у нас цель, чего мы хотим добиться? Безусловно, все мы хотим счастья для своих детей. Кроме того, стараемся быть хорошими родителями.
В то же время у нас зачастую есть желание заслужить социальное одобрение. Мы стремимся быть «правильными» родителями. Поступаем так, как принято в обществе, и ориентируемся на чужое мнение о том, как надо воспитывать детей.
Эту ментальную установку — быть правильным родителем — я предлагаю поменять на другую, более эффективную. Она заключается в том, что самое важное — остаться для своего ребенка другом, близким человеком. Если в голове будет эта цель — быть другом для ребенка — мы сможем в любой ситуации понять, как поступить, что стоит делать, а что — нет.
Давайте разберёмся, какие типичные ошибки совершают родители, когда их захватывает идея любой ценой отучить ребёнка от компьютера. К сожалению, некоторые воспитательные методы, к которым они прибегают, отдаляют их от собственных детей.
2Ошибка 1: запрещать и ограничивать
Первое, что делают родители — пытаются решить проблему силой, а именно — ограничивают доступ ребёнка к играм. Например, ставят на компьютер и гаджеты специальные программы или просто запрещают включать игру. В некоторых случаях дело доходит до наказаний, ультиматумов, угроз и скандалов.
Запрет кажется наиболее очевидным решением. Это тот самый фрукт, который висит на нижней ветке, поэтому велик соблазн его сорвать. Между тем, запреты и ограничения работают не всегда и не со всеми детьми.
Многое зависит от возраста детей и от того, насколько сильна у них зависимость. У трёхлеток в голове вообще нет такой конструкции, как «идти против родителей». Так что для маленьких детей запреты эффективны. Более того, создавать границы для малышей иногда необходимо.
Бунт против диктата
Совсем другая ситуация — с подростками.
Всё наоборот
Основная причина, почему подросткам бесполезно
Вы можете наблюдать силу этого закона и в своей жизни. Если курите и хоть раз пробовали бросить, то знаете, что курить сразу хочется в 100 раз сильнее. Если садились на диету, то вспомните, как мечтали в этот период о всяких вкусных и вредных вещах. Это принцип, по которому работает психика и у взрослых, и у детей. Ограничивая себя или ребёнка в
Запретите ребёнку гулять — и, скорее всего, он будет каждый день проситься на улицу. Скажите, что отныне нельзя, например, рисовать фломастерами. И ребёнок сразу захочет рисовать, и обязательно фломастерами, хотя раньше совершенно ими не интересовался. С компьютерными играми всё то же самое и вы наверняка в этом уже убедились.
Не мытьём, так катаньем
Когда ребёнок
Подростки в этом особенно преуспевают. Вечно пытаются улучить момент, когда родители «отвернутся», или ищут лазейку, чтобы взять своё и не попасться. А когда обман раскрывается, мы, как правило, сильно расстраиваемся и бурно реагируем. Детское враньё всегда принимаем близко к сердцу.
Если в вашей семье как раз такой сценарий, не вешайте на своего ребёнка ярлык «патологического вруна». Это вряд ли так. Просто он попал в сложную ситуацию и вынужден искать способы, как усидеть на двух стульях: и с вами не поссориться, и запрет обойти.
ВАЖНО: Ограничения и запреты повышают ценность занятия в глазах ребёнка.
Сомнительная награда
Некоторые родители идут на компромисс (по крайней мере, им так кажется). Они говорят: «Вот сделаешь уроки — тогда поиграешь». Я считаю, что награждать ребёнка игрой за выполненное домашние задание — это не очень разумно.
Да, ребёнок, скорее всего, подчинится и, тяжко вздохнув, сядет за уроки. Но появится другая проблема: он будет выполнять домашки спустя рукава и для галочки. Ведь теперь его главным устремлением будет сделать всё максимально быстро и хоть
Такое «жульничество» вполне естественно и объяснимо. Зачем напрягаться, если можно сделать достаточный минимум и получить награду? Дрессировщики знают, что подобное поведение свойственно не только детям, но и животным. Например, если дельфину за каждый прыжок давать рыбу, то он станет прыгать невысоко и вяло — лишь бы только получить лакомство.
Занимаешься какой-то ерундой
Я не имел бы ничего против ограничений и запретов, если бы они работали безотказно, всегда и для всех. Однако это не так. Я не оцениваю запреты с моральной точки зрения и не рассуждаю о том, хорошо это или плохо.
Это просто не эффективно для подростков, зависимых от
Хуже всего то, что запретами и ограничениями мы настраиваем ребенка против себя. Когда мы называем
Более того, таким образом мы, по сути, завуалированно утверждаем, что наш ребенок сам по себе бестолковый. Мы отказываемся встать на его сторону и занимаем позицию по другую сторону баррикад. Подобное поведение наносит кучу пробоин в корабле наших отношений с ребенком.
3Ошибка 2: убеждать рациональными доводами
Вторая распространённая ошибка родителей — вызывать ребёнка на «серьёзный разговор» и пытаться его убедить, что игры — это зло. В ход идут рациональные, как им кажется, аргументы в духе «если не будешь учиться, то не поступишь в институт и пойдёшь работать дворником».
Поступить в институт, устроиться на хорошую работу, зарабатывать деньги… Для ребенка всё это не более, чем туманные абстракции. Его мозг просто не до конца сформировался и префронтальная кора, которая отвечает за долгосрочное планирование, недостаточно развилась.
По этой причине дети не способны воспринимать отдалённое, абстрактное будущее и представлять взрослую жизнь. У них просто нет таких концепций в голове, им это непонятно и не близко, а значит, их не мотивируют ваши рассказы об успешном или провальном будущем.
Это только вы так думаете
Сейчас, в текущий момент у ребёнка всё хорошо и учиться не надо. Это вам кажется, что ему обязательно надо учиться и что ему это должно быть это интересно и важно. Поймите: это только ваше собственное представление.
Для ребёнка всё выглядит иначе. Хорошо он учится или плохо — ничего в его жизни не меняется. Если он будет получать хорошие оценки, выучит десять способов решать уравнение и все законы термодинамики — что в его жизни изменится?
Разве у него благодаря этому улучшатся отношения с людьми или прибавится денег на карманные расходы? Подросток не видит обратной связи от своих действий, не получает результатов от учёбы. А если их нет, зачем тогда учиться?
Игра в этом плане — полная противоположность реальной жизни. Как только достиг нового уровня, сразу получаешь социальное одобрение, потому что меняется положение в общей турнирной таблице. Прокачал навык ближнего боя у своего персонажа — начал убивать монстров в два раза быстрее. Сразу понятно, как действия влияют на позиции в виртуальном мире. С учебой такого не происходит.
Почему ребенку надо учиться?
Попробуйте объяснить это себе. Потому что он не поступит в институт и потом не устроится на работу? Но ведь мы не знаем, как будет выглядеть жизнь через пять лет. Учитывая нынешние тенденции, нельзя исключать, что именно геймеры будут самыми преуспевающими людьми на планете.
Давайте будем честными: сложно подобрать хоть
Даже если бы ребенок и захотел нас послушать и отказаться от
4Резюме
1. Ваша цель — остаться для своего ребенка другом, близким человеком. Только имея в голове эту цель, вы сможете выбрать правильную тактику и не испортить отношения с ребёнком.
2. Активное противодействие и борьба с увлечением ребенка
3. Ограничения и запреты повышают ценность игр в глазах ребёнка и настраивают его против вас.
4. Обесценивая игры и называя их «бестолковым занятием», вы доказываете ребёнку, что не понимаете важность игр для него, а также считаете бестолковым и его самого.
5. Приводить рациональные аргументы и объяснять, почему учёба лучше игр, бесполезно и бессмысленно.
Итак, во второй части я перечислил, что делать не стоит, и объяснил, почему. В третьей части расскажу:
- что вы можете сделать, чтобы оторвать ребёнка от компьютера;
- как помочь подростку стать крутым геймером и заработать кучу денег;
- какие 3 тактики сработают, если вы не хотите, чтобы учёба пострадала.