Каратэ и икигай. Цитата Богдана Курилко из выпуска подкаста Будет сделано!

Гость выпуска — Богдан Курилко, мастер Годзю рю каратэ (чёрный пояс, 6 дан), основатель клуба боевых искусств «ТЕНГУ», автор книги «Неизвестное каратэ» и программ «Икигай — искусство жить» и «Прикладная конфликтология». Богдан Курилко занимается боевыми искусствами более 35 лет и является учеником патриарха школы Морио Хигаонна Сэнсея (10 дан, Окинава, Япония). Учитесь у мастеров!

Также подкаст можно слушать с помощью: Apple, Google, Яндекс, VK, Overcast

Слушайте, скачивайте, подписывайтесь!

Ссылки и полезная информация

Содержание подкаста

[3:10] Как обрести учителя и чем он отличается от кумира?
[6:56] Как одна книга может перевернуть всю жизнь?
[13:26] Как Богдан познакомился с сенсеем Морио Хигаонна и стал его учеником?
[15:55] Что важнее: личность учителя или его учение? Что особенного в сенсее?
[19:52] Что такое каратэ и какова его история? Почему в России нет боевого искусства с философской основой?
[24:48] Что дают человеку каратэ и другие боевые искусства? Как стать мастером?
[39:59] Почему Богдан всю жизнь занимается каратэ, но далеко не сразу сделал его своей профессией? Что заставило его закончить карьеру в журналистике?
[46:13] Можно ли «победить себя»? Можно ли тренеру по каратэ пить вино?
[53:06] Как тренировать силу воли и дисциплину с помощью комплексов ката?
[55:38] В чём секрет долгой и счастливой жизни жителей Окинавы? Почему Богдан не хочет переезжать в Японию?
[1:09:09] Рубрика «Пять в одном»: книга, привычка, сервис, вопрос, фильм.

В выпуске были упомянуты

1) Daniel Wellington — шведский бренд часов, скидка по промокоду PODCAST15
2) Сенсей Морио Хигаонна — известный окинавский мастер каратэ годзю-рю
3) Парень-каратист — спортивная драма 1984 года
4) Мечты Дзиро о суши — фильм о 85-летнем владельце ресторанчика в Токио

Богдан Курилко в Интернете

1) bogdan.kurilko — профиль в Facebook
2) id163425679 — профиль ВКонтакте
3) bogdan_kurilko — профиль в Instagram
4) Неизвестное карате — книга и профессиональный сайт Богдана Курилко
5) ТЕНГУ — клуб боевых искусств Богдана Курилко

Рубрика «Пять в одном»

1) Книги — Патрик Зюскинд «Парфюмер» и Янвилль ван де Ветеринг «Япония. Год в дзен-буддийском монастыре»
2) Привычка — спортивные тренировки
3) Инструмент — продукция Apple
4) Вопрос — Как бы поступила моя жена?
5) Фильмы — Крёстный отец и Однажды в… Голливуде

Главные идеи выпуска

1. Каждый достоин обрести наставника, но учитель появляется только тогда, когда человек к этому готов. Учитель — это не кумир, не эталон для слепого подражания, а проводник на пути, который вы для себя выбираете.
2. Достичь уровня совершенного мастерства невозможно, но стремление к нему и есть жизнь и путь каждого из нас.
3. Главный секрет долгожительства с точки зрения жителей Окинавы — особое отношение к жизни, которое называется икигай. Нужно найти глобальную цель и то дело, которое подарит радость и смысл, станет вашим предназначением.
4. Каратэ, как и другие виды азиатских боевых искусств, является платформой для совершенствования себя, воспитания своей личности и духа через дисциплину тела.
5. Бывают ситуации, когда вы выступаете врагом самому себе и совершаете поступки, за которые потом стыдно. Это моменты слабости. Но если вы сильный и цельный внутри, то можете сделать выбор в пользу того, чтобы их не совершать.

Практические рекомендации

1. Если вы хотите тренировать силу воли и дисциплину, для этого подходит любая практика, которую вы выполняете ежедневно. Но главная тренировка силы воли — стараться не изменять себе.
2. На пути к мастерству используйте систему оценки своего прогресса. Так вы будете получать промежуточные испытания и награды, корректировать движение, отмечать вехи на пути, методически правильно выстраивать тренировочный процесс.
3. Начните с того, чтобы научиться справляться со своими слабостями, если хотите впоследствии победить кого-то ещё.
4. Программируйте себя на долгую жизнь, внушите себе мысль, что до 60 лет вы молоды, и ищите свой икигай.
5. Выполняйте формальные комплексы ката — комплексы упражнений, в которых зашифрованы технические и тактические приемы.

Понравился выпуск? Послушайте также

Спонсор выпуска

Благодарим за поддержку шведский бренд часов Daniel Wellington. Весь декабрь при покупке двух и более изделий действует скидка 20%! Дополнительную скидку 15% вы можете получить по промокоду PODCAST15. Промокод действует до 30 июня как на сайте danielwellington.com, так и в оффлайн магазинах в Москве, Петербурге и Екатеринбурге. Торопитесь выбрать стильные подарки для любимых!

Текстовая версия подкаста с Богданом Курилко

[00:08] Никита Маклахов: Добрый день. В эфире подкаст «Будет сделано!», выпуск под номером 128. И с вами я, его ведущий — Никита Маклахов. Сегодня у меня в гостях сенсей Богдан Курилко — мастер Годзю рю каратэ (надеюсь, что я произнес это правильно), основатель клуба боевых искусств «ТЕНГУ» и автор книги «Неизвестное каратэ». Богдан уже 35 лет занимается этим боевым искусством. Это, между прочим, на 5 лет больше, чем я вообще живу на этом свете. И является единственным официальным учеником японского мастера Хигаонна. Конечно же, одной из центральных тем выпуска будет каратэ. Поговорим о том, как оно появилось, как может повлиять на человека и почему Богдан не сразу превратил это боевое искусство в свою профессию, хотя мечтал об этом с самого детства. Также мы поднимем тему мастерства и выясним, чем учитель отличается от кумиров; что важнее — личность учителя или же его учение; как Богдан сумел познакомиться со своим удивительным сенсеем и стать его учеником. А напоследок обсудим такой прекрасный термин, как «икигай» — секрет долгой и счастливой жизни, которым владеют жители Окинавы. За последние 12 лет Богдан посетил эту японскую префектуру более 40 раз и не понаслышке знает, что же такое икигай и как его искать. Кстати, я уверен, что вы очень сильно удивитесь, когда после того, как послушаете голос Богдана, узнаете, сколько ему лет. А теперь мы переходим к Богдану. И давайте послушаем, что он ответит на вопрос, который уже давно не дает покоя миллионам людей, в том числе и мне. Богдан, доброе утро, рад тебя видеть сегодня в гостях.

[02:25] Богдан Курилко: Доброе утро, Никита.

[02:27] Никита Маклахов: Начать я хочу с главного вопроса сразу без разогрева, чтобы ответить на тот вопрос, который волнует целое поколение. Итак, по твоему мнению, кто же круче: Арнольд Шварценеггер или Сильвестр Сталлоне?

[02:42] Богдан Курилко: Это очень сложный вопрос, который действительно волнует уже, по-моему, не одно поколение. На мой взгляд, они каждый по-своему очень круты. И это, конечно, люди, которые своей жизнью и своей судьбой в первую очередь доказали, что они смогли добиться успеха, они смогли сделать себя. Но если мы говорим с точки зрения их киногероев, то они очень разные. Я боюсь, что сейчас разочарую поколение, но однозначно ответить на этот вопрос я не смогу.

[03:13] Никита Маклахов: А кто для тебя является в реальной жизни (не в кино) героем, символом для подражания? Есть ли такой человек у тебя?

[03:21] Богдан Курилко: Да, без сомнения. Во-первых, это мой учитель. Это человек, который огромное значение играет в моей жизни. И это не потому, что положено так говорить, поскольку я в такой сфере жизни пребываю и положено говорить, что учитель играет большое значение. Это на самом деле так. И ситуация моего прихода в боевые искусства как раз связана в первую очередь с обретением учителя. Поэтому он для меня, его жизнь во многом пример. Поэтому, наверное, он. Это Морио Хигаонна Сэнсей, который живет на Окинаве, ему сейчас 80 лет, будет 81 в декабре.

[04:00] Никита Маклахов: Что означает фраза «обретение учителя»? Тут явно что-то большее, чем просто найти учителя, нужно как-то его обрести. Что означает процесс обретения?

[04:09] Богдан Курилко: Я искренне верю, что наставник в жизни человека появляется ровно в тот момент, когда то, что называется «звезды сходятся». Человек, во-первых, готов к тому, чтобы начать учиться, чтобы понять, чему его будут учить, готов к тем отношениям, которые возникают между учителем и учеником, а это тоже очень тонкая вещь. И в тот момент, когда все эти вещи сходятся, человек обретает своего учителя. Это как найти любимую женщину. Я извиняюсь, конечно, за сравнение. Далеко же не все люди находят свою настоящую любовь, свою половину.

[04:50] Никита Маклахов: Но это, если верить в настоящую любовь.

[04:52] Богдан Курилко: Я, как человек, который 4 раза был в браке, могу сказать. У меня был период в жизни, когда я не верил, когда считал, что все это — романтические бредни. Но когда ты встречаешь самую настоящую любовь, тогда и начинаешь в нее верить.

[05:10] Никита Маклахов: Мне кажется, просто для многих сам термин «настоящая любовь» является оправданием для того, чтобы не работать над отношениями. Вроде как встретил любовь, и должно само все наладиться. Я в этом плане скорее.

[05:25] Богдан Курилко: Нет, тут я полностью согласен. Да, для многих это оправдание, потому что когда встречаешь настоящие чувства, тут-то и начинается большая и очень серьезная работа и над собой, и над этими отношениями.

[05:40] Никита Маклахов: Так, я тебя увел в сторону. Ты сравнивал поиск учителя, нахождение учителя и нахождение любви всей жизни.

[05:48] Богдан Курилко: Да, вот той самой. Есть в нашей жизни вещи, которые являются очень знаковыми. Большие чувства, настоящая дружба, на мой взгляд, встретить в своей жизни учителя… не обязательно учителя в боевых искусствах. Каждый человек достоин наставника, который покажет ему некий путь. Это необязательно профессиональный путь. Это может быть путь развития, путь обретения себя в этой жизни. Мне в этом плане повезло, потому что человек, которого я встретил, показал мне как мой профессиональный мой путь, так и путь жизненного развития.

[06:22] Никита Маклахов: Но ты упомянул, что учитель приходит тогда, когда готов ученик.

[06:26] Богдан Курилко: Да.

[06:27] Никита Маклахов: Как тогда подготовиться? И как подготовка выглядела в твоем случае?

[06:30] Богдан Курилко: Мне кажется, прямо подготовиться к этому нельзя. Это скорее итог некого жизненного выбора. Мне было очень-очень мало лет, когда я познакомился с тем, чем я занимаюсь сейчас — с каратэ. Очень много мальчишек в том возрасте, в котором у меня это произошло, с этим знакомились, но очень немного из них выбирали это как свою профессию.

[06:54] Никита Маклахов: Поделись этой историей. Там же забавная история с тем, как ты занимался каратэ по книге, была еще?

[07:00] Богдан Курилко: Да. Надо понимать, какие это были года. Это 1979-й год. Кроме как по книге, в то время в нашей стране нельзя было никак заниматься. Дело в том, что у меня отец часто выезжал за границу. Одна из его командировок была в Японию, и его японский партнер занимался книгоизданием. Когда японский партнер узнал, что у него сын (а это тоже был японский книгоиздатель), он подарил ему книгу. Она до сих пор у меня хранится. Это книга на японском языке, но на обложке было единственное слово на английском — «каратэ». Потирающее издание, с красивыми иллюстрациями, люди в белых пижамах разбивали кирпичи, доски, даже арбузы. И я, мальчишка, взяв в руки эту книгу, заболел. Я начал искать людей с набитыми кулаками. Я искал. Я на самом деле очень серьезно искал, и на моем жизненном пути тогда встречались разные люди. Причем иногда это были люди, которые несли опасность. Например, мне было 14лет, я попал в подпольную секцию каратэ, которую вел человек, который имел уже несколько сроков пребывания в тюрьме. И через 4 месяца наших тренировок его опять посадили. Соответственно, он совершил преступление. Я до сих пор молю Бога и благодарю его за то, что это произошло, потому что я не знаю, как дальше сложилась бы моя судьба, если бы он остался нашим, условно, тренером.

[08:34] Никита Маклахов: У тебя не биография, а прямо фильм. Как он назывался? «The karate kid», да?

[08:39] Богдан Курилко: Да.

[08:40] Никита Маклахов: Где был настоящий мастер и конкурирующая полупреступная спортивная организация.

[08:47] Богдан Курилко: Нет, на самом деле, да. Тогда же было очень много людей, которые преподавали каратэ. Эти люди были очень разные, потому что как раз начался большой подъем интереса, и найти настоящего учителя-японца было просто невозможно. И аж до конца 1990-х годов я занимался у людей, которые обладали некими обрывками знаний. Только в 1993 году мне удалось встретить человека, который потом стал моим наставником.

[09:17] Никита Маклахов: Сколько тебе было лет?

[09:19] Богдан Курилко: 27 лет.

[09:20] Никита Маклахов: По сути, к этому моменту ты был уже опытным каратистом, пускай не в оригинальной передаче знаний, но хотя бы…?

[09:29] Богдан Курилко: С одной стороны, я начал заниматься каратэ в возрасте 10-11 лет. До 27 лет я занимался урывками, беря крупицы знаний. У меня к 27 годам не было ни понимания, ни системности, ни методики, не видел картину в целом. Это как тебе показали не всю картину «Мона Лиза», а условно — часть рамки и ее глаз, и предложили оценить всю красоту этого полотна. У меня была примерно такая же ситуация. Здесь как раз удивительно то, что я вообще пронес сквозь эти годы желание учиться и преданность тому делу, потому что вариантов разочароваться была масса. И когда я в 27 лет встретил своего наставника и стал у него заниматься, картинка мироздания у меня немножко перевернулась, потому что когда мне показали всю систему целиком, всю ее красоту и всю ее полноту — это, конечно, было очень круто, и я понял, насколько я был далек от того, что является настоящим каратэ.

[10:38] Никита Маклахов: Получается, что ту цену, которую ты заплатил за встречу с мастером, это были как раз эти 16 лет терпения и ожидания?

[10:45] Богдан Курилко: Да. Причем цена эта очень высокая, потому что не секрет, что время — это наш самый невосполнимый ресурс. Поэтому, на мой взгляд, я заплатил достаточно высокую цену.

[10:56] Никита Маклахов: А за счет чего все это время у тебя поддерживалось желание заниматься и продолжать изучать?

[11:00] Богдан Курилко: Ты понимаешь, что вот это абсолютно западная вещь, потому что, как я тогда, когда меня папа привез из Японии эту книжку, заболел каратэ, а через каратэ — культурой страны, которая его породила, и всем, что с этим связано, я эту историю так в себе и нес. Это как вирус. Я не могу, у меня нет рационального объяснения, почему я не мог расстаться с этим. Было некое внутреннее ощущение, что для меня это важно.

[11:30] Никита Маклахов: Это, конечно, удивительно, насколько, казалось бы, маленькое, незначительное событие — подаренная книга — может перевернуть всю жизнь, определить ее течение. И в этом плане мне сразу вспоминается история Андрея Павленко — это хирург-онколог. Он, по сути, получил свое призвание на уроке музыки. Не знаю, знаком ли ты с этой историей.

[11:49] Богдан Курилко: Класс. Нет, не знаком.

[11:52] Никита Маклахов: Им учительница поставила, если я не ошибаюсь, «Реквием» Моцарта, и помогала им в своей фантазии родить картину. Она описывала, что: «Представьте, что хирург делает операцию. Накал страстей, и тут он понимает, что проиграл» — и там такие уже заунывные ноты. И это настолько его впечатлило, что он решил в будущем бороться за жизни людей.

[12:14] Богдан Курилко: Класс, потрясающе! На самом деле потрясающая история! Я еще хотел бы добавить, что в моем случае это действительно немножко странно, потому что к тому моменту, когда мне отец подарил эту книгу, я уже перезанимался в куче кружков, секций, куда ходит ребенок или куда его отдают, и в том числе спортивных секций. И меня мои родители упрекали за непостоянство. Я нигде не мог привязаться, я нигде не мог зацепиться надолго. Я прекрасно помню, что не отец ставил даже такой диагноз, что я такой не цельный человек, что я все время распыляюсь, и его это крайне расстраивало. Но когда в моей жизни произошел этот случай с книгой и все последующее, я — человек, которого обвиняли в том, что он такой непостоянный, вдруг приобрел абсолютную цель, которую пронес сквозь эти годы. Как это происходит — не понимаю. Это некая химия.

[13:11] Никита Маклахов: А что по поводу мастера? Как состоялась ваша первая встреча, и как тебе удалось… Я так понимаю, что ты — официальный представитель, единственный ученик в России этого человека?

[13:22] Богдан Курилко: Я — единственный его официальный ученик. Я — человек, условно, чья табличка с именем висит в Додзе на Окинаве, и которого он признает своим учеником, который прошел определенный обряд посвящения в ученики. Познакомился с ним достаточно просто. Этот человек приехал в нашу страну для того, чтобы провести семинар, посвященный каратэ для того, чтобы презентовать свою школу, свой стиль. Я попал на этот семинар. Тогда я еще, конечно, не был его учеником. Я просто был человеком, который стоит в многочисленном строю людей, которые хотят познакомиться с этим стилем. Так продолжалось несколько лет. Он приезжал на семинары, я все эти семинары посещал. А потом у меня появилась возможность съездить на Окинаву. И я воспользовался этой возможностью чуть больше, чем другие люди как в нашей стране, так и за ее пределами. Я начал ездить на Окинаву регулярно. И уже в течение последних 15 лет я бываю на Окинаве, 4-6 раз в году, все это время, своим упорством и постоянными поездками, а в течение этих поездок я приезжаю и тренируюсь. Я произвел на него впечатление. Он поверил в то, что мне действительно это нужно, и что это для меня важно. Плюс, он несколько раз приезжал уже по моему приглашению в Россию. Он видел мою школу, он видел моих учеников. И у нас стали складываться особые, личные отношения.

[15:00] Никита Маклахов: Сколько пересадок нужно совершить, чтобы добраться до Окинавы?

[15:04] Богдан Курилко: 10 часов мы летим до Токио из Москвы. Это прямой перелет. Потом еще 2.5 часа от Токио до Окинавы. Это самая южная префектура Японии.

[15:15] Никита Маклахов: По крайней мере, это не похоже на те истории, когда нужно взобраться на огромную гору, преодолеть 10 океанов, чтобы встретиться с учителем и услышать от него слова.

[15:24] Богдан Курилко: Нет-нет-нет. На самом деле, достаточно комфортный перелет. Особенно, я летаю только JAL — это Japan Airlines. Очень приятная авиакомпания, комфортный перелет. А сама Окинава — это совсем не взобраться на гору, это тропическое курортное место.

[15:42] Никита Маклахов: Что, на твой взгляд, важнее: мастер и его личность, его качества, или учение, которое он несет? Например, если бы ты встретил человека, как текущий мастер, тебя бы поразил своими человеческими качествами, но он преподавал бы айкидо, ты бы перешел за ним в айкидо?

[15:59] Богдан Курилко: Я думаю, что личность учителя важнее. Помнишь, про те самые 16 лет. Я же за эти 16 лет вообще много чего пробовал, видел. Я занимался не только каратэ. Я пробовал и китайские, и японские направления, и понял одно: в каждом направлении есть свое рациональное зерно, масса интересного, особенно если это системная история. Но, на мой взгляд, первична личность учителя и его жизненный путь, его пример. Мы идем за человеком, мне кажется.

[16:32] Никита Маклахов: В чем тогда в данном случае поразил тебя этот конкретный мастер, человек?

[16:38] Богдан Курилко: Это сложно сказать, но я попробую. Если совсем коротко и банально это не звучало, он — это человек, обладающий колоссальной внутренней силой. Причем, когда я говорю «внутренние силы», — это не что-то абстрактное, не харизма, не физическая сила, а сочетание всего. Знаешь, бывают в твоей жизни люди, когда его похвала воспринимается как действительно награда, а его осуждение воспринимается как побуждение к действию. Как правило, это люди, сочетающие в себе очень много факторов, которые можно объединить понятием «внутренняя сила». Это невероятно харизматичный человек, проживший очень непростую жизнь, мегапрофессионал в своем деле, который невероятно трудолюбивый, вложивший огромные силы и с помощью этих вложений добившийся в своем деле невероятно высокого уровня профессионализма. И когда все это объединяется, ты на него смотришь, и хочется быть похожим на него. Все равно мы в своей жизни хотим видеть перед собой некие эталоны, к которым можно стремиться. И когда этим эталоном становится человек, все становится проще. Казалось бы, иди по пути этого человека, и ты приблизишься к тому, кем стал он. А если тебе очень нравится то, кем он стал, то вот он, путь.

[18:20] Никита Маклахов: А как же на счет того, что не стоит делать себе кумиров и нужно идти по своему собственному пути, а не повторять чужой?

[18:25] Богдан Курилко: Я полностью согласен. Кстати, я помню, у меня даже с моей супругой был спор на эту тему. Она говорит, что: «Все вы люди, занимающиеся восточными делами, грешники, потому что вы творите себе кумиров». Я очень серьезно думал на эту тему. Мне кажется, что кумир — это слепое копирование. Когда мы говорим про личность учителя — это проводник. Условно, мы выбрали путь, но нет в жизни путей, которые нам дают четкую инструкцию и карту. Все равно идем по этому пути на ощупь. И это делать намного труднее, когда впереди есть человек с факелом, который идет о этому же темному пути, но ушел чуть вперед или далеко вперед. Но здесь очень важно понять. Тот же самый мой наставник очень часто говорит о том, что: «Я показываю вам методику, систему, технологии, но при этом каждый из вас должен создать свое» — фактически свое каратэ, например. Это не творение кумиров. Когда я говорю «эталон», я имею в виду не слепое копирование, а некую вершину. Может быть немножко путано, но, надеюсь, понятно.

[19:43] Никита Маклахов: Хорошо. В твоем случае ты выбрал путь каратэ. Что такое вообще каратэ? Является ли это боевым искусством, философией, энергетической практикой? Как ты это воспринимаешь и как преподносишь своим ученикам?

[19:58] Богдан Курилко: Сейчас мы ступаем на тонкий лед, потому что я об этом могу говорить очень долго, поэтому, если что, останавливай меня. Но начнем с того, что вообще каратэ на сегодняшний день — это такое явление, когда, знаешь, можно пойти по улице, остановить практически любого человека и спросить, знает ли он, что такое каратэ, и он почти с 99% уверенностью ответить, что знает. Если его попросить расшифровать, он скажет, что это люди, которые громко кричат, ломают стройматериалы и дрыгают ногами. Еще он может добавить, что это японское боевое искусство. Так вот. На самом деле, феномен каратэ заключается в том, что все думают, что знают, что такое каратэ, но почти никто на самом деле этого не знает, потому что начнем с того, что каратэ — это вообще не японское боевое искусство. Это китайская система, которая попала в государство, которое в тот момент называлось Королевство Рюкю; было совершенно самостоятельным государством, которое позднее находилось под протекторатом Китая, впитывало в себя китайскую культуру. И только намного позднее, аж в 1879 году, а к тому моменту история каратэ насчитывала уже более 400 лет, в 1879 году Королевство Рюкю было аннексировано Японией, присоединено насильно к ней, появилась японская префектура Окинава. Окинава — это и есть бывшее Королевство Рюкю. И когда японцы аннексировали Окинаву, они в том числе познакомились с культурой Окинавы. Так вот, каратэ являлось частью культуры Окинавы. Источник ее — это Китай. Уже попав на японскую почву, каратэ прошло достаточно большой путь таких метаморфоз. Если на Окинаве это была система ведения поединка, которая со временем трансформировалась в систему воспитания личности, то, попав в Японию, каратэ, как ни странно, превратилось в том числе в вид спорта. Причем это тоже очень интересна история. Дело в том, что на Окинаве каратэ в основном занимались взрослые люди. Там это передавали как некую семейную ценность. Никогда не было стремления к массовому преподаванию каратэ. Каратэ преподавалось, как правило, внутри семей или небольших семейных школ. Когда японцы аннексировали Окинаву, некоторые преподаватели каратэ, которым тоже надо было как-то выживать, поехали в Большую Японию и попытались японцев познакомить со своим боевым искусством с тем, чтобы как-то ассимилироваться в культуре Японии. Но дело в том, что если мы говорим про конец XXI века, то это время, когда только-только недавно отменили класс самураев, произошла революция Мейдзи. Все взрослые мужчины Японии — это были люди, которые либо бывшие самураи, либо аффилированные к самурайским семьям. И для них окинавцы, которые приехали пытаться их учить своему каратэ — это некие полукитайцы, крестьяне, выходцы вообще из совершенно непонятного места, а надо представлять себе национализм японцев. Они совершенно не готовы были ничему у них учиться и относились к ним, мягко говоря, с сильным недоумением. И тогда эти самые окинавские мастера сделали достаточно правильную вещь. Они наши аудиторию для своего учения. Кто, как правило, готов воспринимать все новое, учиться новому? Это молодежь. Поэтому они пошли в японские университеты и стали преподавать это свое боевое искусство студентам. Но преподавание студентам сильно отличается от преподавания в маленьких семейных школах взрослым людям, которые понимают, что они занимаются серьезным боевым искусством. Студентам нужны соревнования, видимые итоги своего прогресса. И поэтому постепенно это университетское каратэ до сих пор, кстати, — в профессиональном сообществе японское каратэ называют университетским каратэ, это университетское каратэ стало потихонечку заворачивать в сторону соревновательного каратэ. И таким образом у каратэ выросла еще одна ветвь, которая постепенно переродилась в спорт. Но так как именно у японцев в тот момент находились серьезные финансовые ресурсы, рекламные возможности и так далее, так случилось, что остальной мир — Европа, Америка, они в первую очередь узнали о каратэ именно через это японское спортивное каратэ. И здесь очень важно понимать, что то каратэ, которым занимаюсь я, и то каратэ, которое я преподаю, это то изначально окинавское каратэ, до его переезда в Японию. Все эти школы окинавские, их на Окинаве трепетно сохраняли, развивали, но они никогда не были такими популярными и публичными, как японские школы. Поэтому мне повезло.

[25:07] Никита Маклахов: На твой взгляд, почему каратэ появилось в Китае, а не, например, в России? Почему в России нет чего-то похожего, какого-то традиционного боевого искусства, которое сочетается с глубокой философией?

[25:18] Богдан Курилко: Я бы сказал так. Каратэ появилось в Азии, как и многие системы, похожие на него. Каратэ, пенчак-силат, ушу. Азия — это источник регламентированных школ боевых искусств, которые прошли проверку временем и на сегодняшний день являются ценностью человечества. Но при этом обрати внимание, что не только в России, но таких школ нет вообще ни в Европе, ни в Америке, нигде за пределами Азии. Могу предложить такое объяснение. Вся европейская культура, если мы говорим именно про атлетическую культуру, она развивалась по эллинской модели. Эллинская модель — это что такое? Это приблизить человека к Богу, к эталону жителя Олимпа. Поэтому вся спортивная культура Европы шла по пути атлетизма, по пути стать еще сильнее, быстрее. Если посмотреть на двигательную культуру Азии, то она шла по пути эффективности. Например, если мы посмотрим с тобой на китайцев, японцев и вообще жителей Азии, это же в сравнении с европейцами, люди, обладающие более скромными антропометрическими данными. Они просто меньше. Поэтому как, например, маленький щуплый китаец может противостоять скандинавскому викингу, который его на одну ладонь положит и другой прихлопнет? Поэтому все эти системы, которые появились в Азии, они шли по пути поиска эффективного использования тела. Представь себе. Например, взяли (pardonne-moi за сравнение) мешок с навозом, который весит 30 килограмм, и кинули его в человека. Человеку будет обидно, неприятно — возможно, даже его собьют с ног этим мешком, но больше с ним ничего не произойдет. С другой стороны, взяли копье, которое весит тоже 30 килограмм, и умелый копьеметатель метнул это копье в человека, а оно острозаточенное, хорошее, правильное копье. Эффект будет своем другой, нежели чем от мешка с навозом. Собственно, все боевые системы Азии построены на принципе не развивать до невозможности силу, не накачивать мышцы, а найти способы максимально синергичного использования всех возможностей своего тела. Если мы говорим про нанесение удара рукой, то найти такой способ задействования тела в этом ударе, чтобы человек, весящий 50 килограмм, мог все эти 50 килограмм с максимальной скоростью направить в максимально уязвимую точку в наиболее подходящее время и нанести удар. Можешь себе представить человека, который научился так использовать свое тело, что он свои 50 килограмм может направленно бросить с огромной скоростью, ему тогда все равно, кто перед ним — огромный викинг или человек, обладающий такими же габаритами, как он. Он становится смертельно опасен. На мой взгляд, это причина появления именно в Азии такого целого пласта направлений школ. Все эти школы — айкидо, ушу, каратэ — объединяет одно: они все посвящены поиску максимальной эффективности в использовании собственного тела.

[28:43] Никита Маклахов: Зачем в наше время людям (может быть уже не совсем детям), взрослым людям приходить на каратэ, когда есть другие, более прикладные способы самозащиты, другие боевые искусства, которые в реальных ситуациях могут показать гораздо большую эффективность, чем такие направления, как айкидо или каратэ?

[29:03] Богдан Курилко: У меня есть ученики, которые занимаются по 10-15 лет, в течение всего этого времени они приходят ко мне минимум 3 раза в неделю. Можешь себе представить человека, который минимум 3 раза в неделю тратит 2 часа своего времени ради того, чтобы прийти в школу боевых искусств и старательно насиловать свое тело. Чтобы что? На мой взгляд, если человек ходит все это время в школу боевых искусств, чтобы научиться драться, это странно по двум причинам. Во-первых, за 10 лет уж точно можно научиться драться. Не надо этому посвящать столько времени. Во-вторых, человек, который тратит кучу времени для того, чтобы научиться причинять боль ближнему своему — это вообще социопат. Его надо не учить до конца — его надо лечить. Эти все системы вообще про другое. Когда меня спрашивают, что я даю людям, я говорю такую фразу, в которую искренне верю: «я делаю людей целыми». Если еще копнуть глубже, то все эта система поиска абсолютной эффективности, в ее центре находится понятие целого человека. Опять же, все эти системы посвящены тому, чтобы научить человека находить некий центр и вокруг этого центра объединяться, причем как и телом, так и сознанием. Здесь надо посмотреть на разницу в азиатском, восточном подходе. Есть древнее германское слово «bodden», от которого и произошло, например, английское слово «body», «тело». «Bodden» переводится как «бочка». В европейской культуре тело воспринимается как сосуд для духа. В азиатской культуре есть понятие «шэнь» — это и тело, и дух, и источник духа одновременно. Азиатская культура не разделяет телесное и духовное. И азиатская культура воспринимает тело, как инструмент взращивания духа. Все эти системы в первую очередь говорят о том, что, объединяя свое тело в едином центре, научившись это делать, научившись становиться целым человеком, ты становишься целым человеком во всем, как с точки зрения объединения духа, так и с точки зрения объединения тела, духа и интеллекта. У меня большой опыт преподавания, у меня много учеников. И я точно могу сказать, что люди, которые приходят ко мне, занимаются этой системой, учатся становиться целыми, учатся использовать свое тело эффективно, а это невозможно без подключения интеллекта, эти люди меняется, причем меняются очень серьезно. Эти люди становятся более целыми и в жизни. Это не значит, что они становятся совершенными людьми, но, как минимум, они становятся людьми, которые обладают большей силой духа. Они становятся людьми, которые умеют ставить перед собой цели и умеют их достигать. Они совершают ошибки, но они готовы принимать эти ошибки, и они понимают, что это тоже некие шаги на пути. Они становятся более целыми людьми.

[34:00] Никита Маклахов: Что ты можешь рассказать про такое понятие, как мастерство? Считаешь ли ты уже себя мастером в каратэ, достижимо ли вообще мастерство как таковое? И сколько времени должно пройти прежде, чем человек может справедливо назвать себя мастером каратэ?

[34:16] Богдан Курилко: Меня часто называют мастером. Меня это невероятно смущает. Мне это льстит, без сомнения, я живой человек. При этом меня это немножко смущает и веселит. Знаешь, когда мне говорят: «О, мастер». — «Я? Мастер? Прикольно». Я не считаю себя мастером. Ладно, я не считаю себя мастером, но когда мне мой 80-летний наставник говорит, что он не считает себя мастером, причем говорит это искренне. Он не кокетничает и говорит, что ему еще очень много надо понять и пройти, то я понимаю, насколько у меня впереди большой путь. На мой взгляд, у понятия «мастерство» есть две стороны. С одной стороны, есть такая абсолютно азиатская история. На Окинаве есть понятие «симей дзюрассан» — переводится как «недостижимое мастерство», «недостижимый уровень исполнения». Фактически речь идет о том, что, начиная чем-то заниматься, это не обязательно каратэ, это может быть музыка, рисование, медицина, все, что угодно, начиная чем-то заниматься. Мы сразу, на страте своих занятий должны признать, что есть некий уровень мастерства, который мы никогда не достигнем при жизни вообще. Мы будем идти к нему, но он всегда будет выше наших возможностей. И этот недостижимый уровень мастерства — это некий маяк, на который мы идем. И тогда вся наша жизнь становится одним сплошным путем совершенствования себя. Одним сплошным путем стремления к этому недостижимому мастерству. Это если смотреть на концепт мастерства в азиатской культуре. Но, с другой стороны, понятно, что есть уровень мастерства относительно других представителей профессии. Например, мой учитель — он несомненный мастер. Это человек, который ушел намного дальше других и понял, может показать намного больше других. Это мастерство с точки зрения признания других людей на выбранном пути. Вот с этой точки зрения для моих учеников я мастер, для моего учителя — я ученик. Меня это вполне устраивает.

[36:33] Никита Маклахов: А не вселяет ли такой подход движения к недостижимому идеалу демотивацию, уныние, может быть? Что все равно, как бы ты не старался, ты все равно к этому не придешь?

[36:44] Богдан Курилко: Наоборот, это кайф. Для меня это сплошной кайф, потому что, во-первых, ты все время учишься, постигаешь что-то новое. Это, знаешь, как? Ты шел, поднимался на гору, приложил массу усилий — поднялся на пик горы. И дальше у тебя есть два варианта развития событий. Первый вариант развития событий — ты поставил на пике горы флаг, поставил галочку, что ты достиг цели, спустился с горы и дальше что? Надо искать другой вид занятий, вид достижений. А есть другой путь развития событий. Ты поднялся на гору, поставил флаг, увидел еще одну более высокую гору. Жизнь в таких системах безумно интересная, потому что я тренируюсь, я изучаю, мне показывают пути. И вдруг я в своем теле открываю что-то новое, я открываю новые связи. Непередаваемый кайф. Это очень здорово. Это эйфория, это замечательно. Но одновременно с этим я вдруг понимаю: «Вау, а там впереди еще более сложная задача, еще более сложные связи в теле, еще более сложные перспективы развития» — и это здорово. С одной стороны, у меня есть абсолютная радость от того, что я дошел до некого этапа. С другой стороны, безумный интерес перед следующим этапом. Может быть это зависит от психотипа человека, но мне безумно интересно на этом пути — по крайней мере, пока.

[38:17] Никита Маклахов: Но, тем не менее, даже в каратэ есть формальные способы оценки навыков и продвижения по этому пути — пояса, даны.

[38:25] Богдан Курилко: Да, есть. История с поясами появилась в каратэ не так давно — в середине XX века. Может быть я сейчас кого-то разочарую. До середины XX века никаких поясов и критериев оценки не было. Был ученик, и был мастер. Более того, система поясов появилась не в каратэ. Систему поясов придумал в Японии Дзигоро Кано — это создатель дзюдо. После того, как он ее создал, она так всем понравилась, что она перекочевала и в каратэ, и в айкидо, и там уже она прижилась. На самом деле, первый экзамен на пояса в окинавском каратэ прошел в 1950-х годах. Это очень молодая система. Я разговаривал на эту тему со своим учителем, спрашивал. Говорю: «Сенсей, может быть было бы лучше оставить старую систему? Есть ученик, и есть учитель». Он говорит, что: «Нет, это система хорошая, потому что действительно мы все люди, и нам важны все-таки вехи, нам нужно расставлять на своем пути флажки — с одной стороны. А с другой стороны эта система поясов помогает методически очень правильно выстроить тренировочный процесс. Человек все равно перед тем, как сдает на очередной пояс, он очень сильно увеличивает темп своих тренировок. Он чистит технику, вспоминает нюансы, доводит себя до пика формы. После сдачи он начинает тренироваться немножко в другом, более размеренном режиме». С точки зрения построения тренировочного процесса она его тоже регламентировала.

[40:05] Никита Маклахов: Богдан, как так получилось, что, обретя свое призвание, свое любимое занятие еще в детстве, посвящая этому много времени на протяжении всей молодой жизни, устраивая частые перелеты в Японию, ты только к 40, или что-то вроде этого, годам сделал каратэ своим основным делом, а до этого времени занимался чем-то еще в плане работы, в плане обеспечения жизни, в плане зарабатывании денег. Почему так долго?

[40:34] Богдан Курилко: Мы же все живем в социуме, и мы очень сильно подвержены его влиянию. Я в этом плане не исключение. Когда я учился в школе, я уже болел Японией, и я очень хотел после школы изучать японский язык. У меня была мечта поступить в Институт стран Азии и Африки. Когда я пришел с этой идеей к своим родителям, мнимой папа сказал, что настоящий мужчина должен получить техническое образование, а это все — бабские штучки. Представь себе 16-летнего мальчишку, которому отец говорит подобные вещи. Вряд ли этот 16-летний мальчишка мог настоять на своем. Так со мной и произошло. Я поступил в Институт химического машиностроения, для меня до сих пор это даже звучит страшно. И мне там так не понравилось учиться, что я пошел в военкомат и попросил забрать меня в армию. Я не расставался с идеей изучать японский язык. И, будучи в армии, я подал некую заявку на поступление в Высшую школу комитета государственной безопасности именно на языковое отделение. Более того, я туда поступил. Но меня не взяли на японский язык, потому что у меня достаточно специфическая внешность, и меня взяли на арабский язык, потому что сказали, что там я буду нужнее. Таким образом, я выучил арабский язык. Причем на каком-то этапе после окончания Высшей школы я уволился из тех органов, которым она была посвящена, и все-таки поступил в Институт стран Азии и Африки, но тоже на арабский язык. А японский язык я начал учить опять же в возрасте только 40 лет. Поэтому влияние социума огромное. Представь себе, мне 20-25 лет, я живу в той стране, в которой я живу. Даже сейчас, когда я говорю людям, незнающим меня, когда они спрашивают о моей профессии, если и сказать просто: «Я — тренер по каратэ» — очень у многих появляется в глазах легкое недоумение, типа взрослый человек занимается фигней. При этом, если им начинаешь объяснять, что у меня огромный клуб в центре Москвы, много учеников, я в год провожу порядка 10-15 выездных семинаров. Это достаточно большая деятельность, тогда, может быть, что-то меняется. Но если просто говоришь: «Я — тренер по каратэ» — для многих это звучит несолидно. Мы же хотим все соответствовать. Мы хотим соответствовать ожиданиям социума, а он предлагает нам совершенно определенные критерии успеха. Поэтому я очень долго жил в состоянии, что каратэ — это мое хобби, а надо строить карьеру, надо зарабатывать чем-то другим. Причем у меня вроде как получалось, я долгую жизнь прожил в журналистике, и говорили, что я неплохо пишу. Причем сначала я именно выступал как журналист, потом начал строить уже менеджерскую карьеру, занимал достаточно высокие должности. Но самое главное, что в жизни каждого человека наступает некий возраст, когда ты проводишь ревизию своей деятельности. У меня он наступил на пороге 40 лет, когда я вдруг осознал, что я трачу огромное время, я провожу на работе очень много времени из своей жизни, но при этом я занимаюсь тем, что: а) не нравится мне; б) совершенно не нужно людям, потому что к тому моменту я издавал глянцевые журналы, а это вообще особая статья журналистики. И я понял, что не получаю никакого удовлетворения от своей работы, я не вижу своего будущего, и моя жизнь постепенно превращается в некое пустое времяпрепровождение. А с другой стороны абсолютно параллельно со всем этим существует нечто, что доставляет мне огромное удовольствие, где я чувствую себя нужным людям, где людей я меняю, понимаю совершенно конкретно, что я им даю. И тогда я приял решение фактически пойти против стереотипа социума, против навязанного мне представления об успехе. И начал заниматься тем, что по-настоящему люблю. Самое приятное, что, на мой взгляд, как раз в этом я добился даже большего успеха, чем в моих попытках строить карьеру в издательском бизнесе. Я достаточно, извините за нескромность, известный человек в своей именно области. Но самое главное на сегодняшний день, что я получаю огромное удовольствие от того, что делаю, и от того, что несу людям, от общения с моими учениками. И это, конечно, ничто не заменит, ничто с этим не сравнится.

[45:18] Никита Маклахов: Чуть раньше ты говорил, что настоящее занятие каратэ всегда выходит за пределы татами и влияет на всю жизнь человека, делая его более цельным.

[45:27] Богдан Курилко: Да.

[45:28] Никита Маклахов: Можно ли в этом случае сказать, что до тех пор, пока ты не уволился из издательского бизнеса, ты, по сути, не занимался каратэ, а занимался чем-то другим?

[45:36] Богдан Курилко: Я бы сказал по-другому. Я бы сказал, что, если бы я не занимался каратэ, я бы не уволился. Я бы не принял это решение и не изменил бы круто свою жизнь. На мой взгляд, именно пришедшая ко мне цельность, она и дала возможность принять это решение и очень серьезно поменять свою жизнь. У меня на тот момент дома сидела беременная супруга. На самом деле, это было очень серьезное решение так круто поменять свою судьбу.

[46:08] Никита Маклахов: В других твоих интервью, которые я слушал, смотрел, ты упоминал, что основная цель каратэ или одна из основных целей каратэ — это победа над самим собой. Когда я слышу эту фразу, у меня всегда возникает некоторое сопротивление по отношению к ней, потому что может быть лучше не бороться с собой, а договориться, подружиться с собой, узнать себя получше, и тогда будет все нормально. Зачем себя побеждать, и кто тогда побеждает, если борешься сам с собой?

[46:39] Богдан Курилко: Да, действительно. Я тоже к этой фразе сначала относился специфически, потому что у тебя было сопротивление, а у меня было такое, знаешь, состояние, я эту фразу слышал от моего учителя, причем с самого первого момента. Я первый раз приехал на Окинаву, он сразу мне сказал, что каратэ — это в первую очередь путь победы над самим собой. И для меня это было такое: «Здорово, дедушка узкоглазый говорит такие правильные фразы, которые должен говорить сенсей». Знаешь, виньетки на картине. Он должен это говорить. Это правильные фразы от правильного сенсея. Но при этом я в них не углублялся. Для меня это был некий антураж тренировок. Так серьезно анализировать начал, когда в очередной раз я приехал на Окинаву, он пригласил меня пообедать. Мы сидим, опять разговорились. И он опять сказал о том, что: «Надо в первую очередь побеждать себя, каратэ — это про победу над собой». Я киваю. Он внимательно на меня посмотрел и говорит: «Ты ж не понимаешь, о чем я говорю». И он мне задал тогда такой вопрос, я его после этого задаю очень часто и своим ученикам, и на тех семинарах, беседах, которые я веду, потому что, на мой взгляд, он очень наглядный. Он посмотрел на меня и спросил: «Ты совершал в жизни поступки, за которые тебе стыдно?». Я говорю: «Да полно, конечно. Я же живой человек, да, я совершал». — «Все люди совершают в своей жизни поступки, за которые им стыдно». — «Да, если они не святые, то да». — «А теперь ответь мне на вопрос. Ты, когда совершал эти поступки, за которые тебе до сих пор стыдно, тебя кто-то заставлял это делать? Стоял рядом кто-то и говорил: „Сделай так-то и так-то, тебе потом, конечно, будет стыдно, но прямо сейчас это надо сделать“?». — «Нет, конечно». — «Это делал ты сам?». — «Да». — «А в тот момент, когда ты делал, ты мог понять и предположить, что тебе потом будет за это стыдно?». — «Скорее всего, да, потому что очевидные глупости». — «Но ты все равно это делал?». — «Да». — «Значит, ты сам враг себя? Бывают ситуации, когда ты выступаешь своим врагом. Если бы ты был сильным и цельным внутри, то в тот момент, когда ты делал выбор, делать этот поступок или нет, ты мог бы сделать его в пользу не делать, потому что, на мой взгляд, ты сделал его только потому, что это был твой момент слабости». Такие системы, как каратэ, позволяют не допускать таких моментов слабости. Они не позволяют этому своему внутреннему засранцу проигрывать, который толкает нас на эти поступки, за которые нам потом стыдно. Поэтому в такой картине мира это абсолютно имеет право на существование. А еще он сказал такую фразу. Он говорит, что: «Каратэ создавалось в то время, когда люди сражались за свою жизнь». Это система, которая изначально была посвящена тому, чтобы выжить в бою не на жизнь, а на смерть. И после этого он сказал: «Как ты можешь рассчитывать на то, что ты можешь победить другого человека, который хочет причинить тебе максимальный вред, если ты не можешь справиться даже со своими слабостями?». Поэтому каратэ начинается с того, что ты учишься справляться со своими слабостями, если ты хочешь потом побеждать других. Как-то так.

[50:00] Никита Маклахов: Хорошо. А как эта концепция стыкуется с личным счастьем, радостью в жизни и так далее? Потому что многие люди, когда я или кто-то другой им рассказывает про дисциплину, например, про силу воли, они говорят: «Да, я могу не смотреть сериалы по вечерам, могу не есть вкусные вещи, но зачем тогда вообще жить? Где получать радость, удовольствие? Я целый день работал, я хочу вечером отдохнуть. Зачем с собой бороться вечером, зачем себя заставлять, даже если я засижусь чуть подольше, чем хотел бы, и чуть позже с утра буду об этом жалеть».

[50:35] Богдан Курилко: Если для кого-то радость в жизни — это овощное состояние, которое противопоставляется состоянию на работе, то тогда это тоже путь. Но тогда я бы хотел задать вопрос такому человеку: господи, что же у него за работа, после которой ему хочется прийти, нажраться разной вредной еды, выпить литр пива и в состоянии легкого отупения сидеть напротив телевизора? Я утрирую.

[51:02] Никита Маклахов: А тебе не хотелось, когда ты работал в издательском бизнесе, который не очень понимал, не очень любил, не понимал пользы?

[51:09] Богдан Курилко: Хотелось, еще как. Более того, а знаменитые пятничные отвисания? Ведь что такое эти пятничные пьянки? Это возможность сбросить недельный стресс, в том числе от не самой любимой работы, и уйти в параллельную реальность. На мой взгляд, я сейчас научился получать куда больше удовольствия от жизни. У меня больше источников этого удовольствия, чем то время, когда все сводилось к тому, чтобы нажраться в компании друзей и проболеть весь следующий день. И тут очень важно понять. Я не борюсь с собой ежеминутно и ежесекундно. Я совершенно не исключаю источники получения радости в моей жизни. Их масса, в том числе вкусная еда, хорошее вино. Это совершенно не противопоказано. Речь идет не о том, чтобы становиться аскетом. Речь идет о появлении в твоей жизни некой платформы, некоего внутреннего стержня, вокруг которого ты эту жизнь строишь. Каратэ не про аскетизм. На Окинаве был известный мастер Чотоку Кьян Сэнсей. Он уже умер, но ему принадлежит знаменитая фраза, которую окинавцы очень любят повторять. Они говорят: «Кто не пьет алкоголь, тот никогда не поймет каратэ». А еще есть такая иллюзия о том, что мы очень часто воспринимаем каратэ через призму спорта. Каратэ — это не спорт, это образ жизни. Это система трансформации человека в сторону эффективности. Но это не спорт. Поэтому очень часто люди, когда видят, что я могу в компании выпить, они говорят: «Как? Ты же спортсмен» — я не спортсмен. Каратэ — это не про ЗОЖ, каратэ про другое. Поэтому не надо думать, что человек, который живет в подобной системе, он превращается в монаха.

[53:06] Никита Маклахов: Что, на твой взгляд, является самым действенным способом, инструментом, практикой для развития дисциплины и силы воли? Может быть есть отдельные практики, которые ты больше всего любишь? Побить деревяшку, как я смотрел видеоролики с тобой на YouTube — явно там мало удовольствия доставляет этот процесс.

[53:26] Богдан Курилко: Ничего подобного. На каком-то этапе он начинает доставлять удовольствие. Я понимаю, что это, конечно, попахивает мазохизмом, но это действительно так. Если говорить вне рамок каратэ, на мой взгляд, это любая практика, которую вы делаете ежедневно, постоянно, изо дня в день из года в год. Не изменять себе. Самая лучшая практика, на мой взгляд, для испытания дисциплины и силы воли — это не изменять себе и не предавать свои цели. Но если говорить конкретно про каратэ, то опять же говорю словами моего учителя. У нас есть такое упражнение, которое является основным: это формальные комплексы КАТА, которые, если посмотреть со стороны, чем-то напоминают замысловатые танцы. Почему формальные комплексы КАТА являются основной тренировки в каратэ? Потому что это методическое упражнение, цель которого именно научить тело действовать максимально синергично и максимально эффективно. На высоком уровне исполнения формальные комплексы КАТА — это такое упражнение, во время которого человек максимально эффективно задействует свое тело в каждом движении. Но это сольная тренировка. Для этой тренировки не нужен партнер, не нужен противник. Ты тренируешься со своим телом. И мой учитель часто говорит, что формальные комплексы КАТА — это самое трудное в каратэ, потому что он говорит: «Когда ты выходишь на спортивный поединок, там все просто: есть ты, есть противник и есть 2-3 минуты поединка. А дальше ты либо выиграл, либо проиграл. Ничего сложного. При практике формальных комплексов КАТА нет ни противника, ни судьи, ни человека, который будет тебе говорить: „Надо сделать еще“, нет однозначного тайминга, только твое внутреннее ощущение. И ты остаешься один на один, ты остаешься со своим телом, ты остаешься со своим разумом и только со своей практикой». И в этом плане такие упражнения являются самыми лучшими для тренировки силы воли и духа.

[55:35] Никита Маклахов: Сколько лет ты планируешь прожить?

[55:38] Богдан Курилко: Не планирую. Я хочу прожить как можно долгую, причем не просто долгую. Для меня очень важно, как можно дольше сохранять возможность жить полноценно. Я не хотел бы долгую больную старость. Я хотел бы как можно дольше сохранить свои кондиции. И, надеюсь, с помощью той системы, которой я занимаюсь, это получится, потому что она еще и про долголетие. Окинавцы живут дольше всех на Земле. Я очень надеюсь, что мне удастся уже на примере не окинавца доказать, что эта система работает и за ее пределами. Но я не планирую. Сколько отпущено, столько проживу.

[56:19] Никита Маклахов: А в чем суть системы? Какие есть элементы, какие есть секреты у долгожителя Окинавы?

[56:25] Богдан Курилко: По формальным признакам окинавцы действительно живут дольше всех на Земле. Из 100 человек 25 перешагивают 100-летний рубеж. Средняя продолжительность жизни на Окинаве больше 80 лет. Это самый высокий показатель в мире. Проводились многочисленные исследования на эту тему, говорят о том, что источником этого долгожительства в первую очередь является особое отношение к жизни, которое называется икигай. В рамках этого особого отношения к жизни виды активности, потому что почти все без исключения окинавцы занимаются тем или иным видом активности, принятым на Окинаве. Это либо каратэ, либо кобудо — это тоже система ведения поединка, только если каратэ — это с голыми руками и ногами, а кобудо — это с помощью оружия. И национальный окинавский танец, которым занимаются, как правило, женщины, но это поразительное тоже явление. Если посмотреть на него и сравнить его, например, с тем, что делают в каратэ, это очень похожие вещи. Он тоже про объединение тела, про поиск центра и про все связанное с этим. Считается, что сочетание такого вида активностей и особого отношения к жизни, оно и позволяет окинавцем жить долго. Причем, когда я говорю про особое отношение к жизни, там есть очень интересный момент, я его называю, знаешь, программирование на старость. Мне сегодня, сейчас 52 года. Где-то после того, как мне исполнилось лет 40, окружающие в той или иной форме начали говорить: «Ой, все, уже старость не за горами, жизнь-то заканчивается». В нашем обществе то нормально. А когда мне исполнилось 50, очень много вокруг стало информационного шума, начиная от шуток, заканчивая абсолютно серьезно, что 50 — уже все, жизнь прошла, надо к земле привыкать. На Окинаве есть очень интересное явление. Это абсолютно серьезно. Мужчина или женщина признаются взрослыми в 60 лет. До 60 лет — это юность, причем это абсолютно серьезно. Они в 60 лет проходят очень забавный ритуал. На них надевают типа детских распашонок, в Синтарийском храме они посвящаются во взрослые. Причем эта история абсолютно серьезная, она действует и на уровне общества. Человек, которому меньше 60, с ним более его старшие товарищи обращаются как с молодым человеком, немножко свысока. И это работает. Представьте себе общество, в котором человек до 60 не только не думает, что у него жизнь заканчивается, и старость подступает, а человек, которому 58-59 лет, он воспринимает себя юношей, а в 60 взрослым. Не старым, а взрослым. Это абсолютно совершенно конкретное программирование. Если у нас программирование на раннюю старость, то у них программирование на долгую жизнь, на мой взгляд.

[59:37] Никита Маклахов: А ты не думал сам с корнями переехать в это общество на Окинаву?

[59:42] Богдан Курилко: Нет. Примерял на себя эту историю, потому что люблю Окинаву, мне там очень хорошо, мне там очень комфортно. И был момент, когда я примерял на себя возможность переехать. И мы даже общались на эту тему с супругой, поехали туда пожить на какое-то более-менее продленное время. Нет, я бы не смог. Я все-таки человек этой страны, этого общества. Мне там скучно. При всех прочих равных мне нравится жить здесь.

[1:00:13] Никита Маклахов: Так ты в итоге считаешь, что на старость больше влияют именно внутренние факторы — отношение к жизни, настрой, какая-то философия или же более важны питание, физическая активность, что-то внешнее?

[1:00:27] Богдан Курилко: Если мы не говорим про экстремальные ситуации, если мы не говорим, что человек живет на улице, питается из помойки и совсем все очень жестко, то я бы сказал так: несомненно, внутренний настрой и внутренняя программа самые важные. Да, важно хорошо питаться, важно заниматься видами активности, но самое главное — это внутренняя программа, внутреннее ощущение счастья, внутреннее ощущение от цельности своей жизни. Причем я не так давно выступал в Ярославле на конференции, которая называется TEDx, и там был один спикер, который сказал совершенно гениальную вещь, которая полностью пересекается с тем, что происходит на Окинаве. Я упомянул такое явление окинавское — икигай. В центре икигай понятие, я его называю «жить в потоке своего предназначения». Все это особое отношение к жизни окинавцев строится вокруг того, что нужно найти в жизни цель. И занятие всей твоей жизни самое главное, самое любимое, не хобби, а именно глобальное. Для меня мой икигай — это каратэ. И нужно найти свой икигай, нужно обрести свое предназначение и тогда ты будешь жить долго и счастливо. Так вот. Этот замечательный спикер, который выступал вместе со мной на TED, то уже с точки зрения европейского концепта сказал абсолютно те же самые вещи. Он сказал, что были проведены многочисленные исследования и что почти все долгожители уже мировые — это были люди, которые имели в своей жизни совершенно конкретную цель, которая не растворялась, не исчезала, и они ее пронесли с собой до конца своей жизни. И это наличие глобальной цели, ощущение глобального предназначения, на мой взгляд, это самый главный фактор долгожительства. Все остальное — это вокруг него.

[1:02:31] Никита Маклахов: А чем тогда занимаются жители этого прекрасного места, какие предназначения, какое дело жизни находят для себя 90-летние женщины и мужчины?

[1:02:44] Богдан Курилко: Самые банальные. Это может быть человек, который держит небольшой ресторанчик своей авторской кухни, но при этом он его всю жизнь держит и всю жизнь совершенствуется в этой авторской кухне. Он может готовить, у него 3 вида лапши, но эти 3 вида лапши он делает так, что к нему люди приезжают со всей страны.

[1:03:03] Никита Маклахов: Да, тут сразу вспоминается фильм «Мечты Дзиро о суши».

[1:03:06] Богдан Курилко: Кстати, «Мечты Дзиро о суши», фильм — это лучший пример икигай. Когда меня спрашивают о каком-нибудь зримом примере икигай, я всегда рекомендую посмотреть этот пример. 100%. Это и есть икигай. У меня есть еще знакомые на Окинаве. Тоже очень хороший пример. Они держат крохотный магазинчик, в котором продают сладости — называются «кипан». Это только их семья обладает рецептом изготовления этих сладостей, которые готовятся из такого специфического овоща, который растет на Окинаве. И они делают эти сладости, продают в своем маленьком магазинчике. И об этом магазинчике знают во всей Японии. Они являются поставщиками Императорского дворца. К ним приезжают со своей страны, чтобы купить эти сладости, потому что это потрясающе вкусно, это совершенно необычно. При этом как у них был этот крохотный магазинчик с маленькой пристройкой, так он и есть, и он все свое время посвящают тому, чтобы делать эти сладости все лучше, находить новые рецепты. Это и есть икигай.

[1:04:15] Никита Маклахов: Опять-таки получается, что дело не в конкретном деле, а скорее в отношении к нему?

[1:04:22] Богдан Курилко: Абсолютно. Абсолютно. Икигай может стать все, что угодно.

[1:04:25] Никита Маклахов: Как тогда сформировать икигайское отношение к своему делу?

[1:04:29] Богдан Курилко: Искренность. Способ обрести икигай — это искренность. Казалось бы, то, о чем мы с тобой говорим, это очень просто. Но найди любимое дело, и ты будешь счастлив. Только тогда возникает вопрос, почему только в нашем замечательном городе Москва так много людей (а их действительно много) которые ходят на работу, которые ненавидят, по утрам просыпаются в заведомо плохом настроении, потому что им нужно идти на работу, которую они ненавидят. И так далее. Что им мешает обрести свой икигай? Отсутствие искреннего и честного отношения к самим себе. Это очень трудно. Остановиться, честно взглянуть на свою жизнь, ответить себе на вопрос «а занимаюсь ли я тем, что на самом деле люблю?», а потом найти то, что ты на самом деле любишь. Потому что на той же Окинаве говорят, что обрести икигай — это большое счастье. А поиск икигай — это самое волшебное приключение в жизни. Но это все здорово звучит. А если мы вспомним о том, что у этого человека дома семья, которую надо корить, обязательства перед родственниками, плюс, опять же, то же самое давление социума, который требует от него быть успешным и так далее. Это очень трудно. Это становится очень трудно. На Окинаве это проще, потому что там общества заточено под то, чтобы помочь тебе обрести икигай. Там как раз другие оценки социального успеха. Проще говоря, на Окинаве, если ты обрел свой икигай — ты успешен. Если не обрел — значит, тебе надо помочь обрести. Там не измеряется успех статусом или количеством денег.

[1:06:07] Никита Маклахов: Какие изменения на социальном уровне были бы полезны, например, в России, даже конкретно в Москве, чтобы людям было бы проще находить свой икигай?

[1:06:18] Богдан Курилко: Это очень сложный вопрос. Я думаю, что здесь речь идет не об изменениях на социальном уровне. Здесь речь идет об изменениях в голове, потому что основная-то проблема сейчас, как это ни банально, заключается в том, что мы все больше и больше становимся частью мирового общества потребления. Мы живем в ситуации, когда нас все время на что-то программируют. Если говорить про потребление, то нас все время программируют на все новое и новое потребление. Все новое и новое потребление влечет за собой необходимость поиска все новых и новых способов заработка, чтобы удовлетворять эти потребности во все новом и новом потреблении. И пока мы, как белка в колесе, бегаем в этом замкнутом круге, ни о каком икигай речи идти не может. Тут речь идет не о социальных изменениях. Тут речь идет об индивидуальном освобождении. Каждый должен в первую очередь в себе найти те основные и главные ценности, и только тогда можно из этого колеса Сансары вырваться, потому что пока мы крутимся вот в этом, все эти разговоры про икигай, обретение предназначения — они останутся для нас пустым звуком.

[1:07:37] Никита Маклахов: При этом даже ты со своей интересной насыщенной жизнью, со своим долгим занятием каратэ пришел к этому только уже в довольно зрелом возрасте и сам говоришь, что одним из самых больших препятствий для тебя было мнение окружения, мнение родственников, мнение отца и так далее. Все-таки изменения в этом плане были бы полезны? Как ты в своей семье собираешься эту историю развивать? Как ты будешь об этом рассказывать своему сыну? Как ты будешь ему помогать найти свое призвание?

[1:08:08] Богдан Курилко: Я не буду ему ничего навязывать ни в коем случае. Мы сейчас, ему 8 лет, он сам выбирает, чем он хочет заниматься. Я не знаю, как надолго, но он уже где-то с 6 лет, 2 года у нас есть четкая цель — он хочет быть режиссером. Я не знаю, почему он хочет быть режиссером. Но он в 6 лет сформулировал для себя, что он хочет быть режиссером. И уже 2 года он к этому готовится. Все те занятия, которыми он занимается, мы ему предлагаем, но выбирает он. И мы ему помогаем. На мой взгляд, самое главное, что я могу для него сделать, — это не делать то, что сделали в свое время для меня. Не включать для него жесткую программу моего представления, кем он должен быть, а максимально помочь ему раскрыть свой потенциал.

[1:08:58] Никита Маклахов: Немного острый вопрос напоследок: что важнее для человека, для мужчины конкретно — дело или семья?

[1:09:07] Богдан Курилко: Надеюсь, моя жена не будет слушать подкаст, но я считаю, что для мужчины важнее дело. Причем для мужчины важнее дело, и очень важно, чтобы семья это понимала, и ему в этом помогала. И я в этом плане счастливый человек.

[1:09:21] Никита Маклахов: Давай тогда переходить постепенно к нашей финальной рубрике. Традиционная рубрика из 5 вопросов. И первый вопрос касается книги, которую ты, возможно, любишь, перечитываешь, драишь другим людям, или просто книга, которая на тебя повлияла, понравилась, произвела впечатление?

[1:09:39] Богдан Курилко: Я могу сказать, что в свое время на меня огромное впечатление произвела книга Зюскинда «Парфюмер». Не содержанием даже, она интересная по содержанию, а языком. Это одна из самых богатых, на мой взгляд, с точки зрения языка книг. Там самый образный язык, который я встречал вообще за всю свою жизнь. А с точки зрения смысловых вещей много. Я не так давно прочитал голландского автора. Небольшая книжечка, не очень популярная, она ко мне попала достаточно случайно. Она называлась «Моя жизнь в дзенском монастыре». Она произвела на меня огромное впечатление. Там человек описывает совершенно бытовым языком, как он приехал в Киото, и в течение нескольких лет пытался достичь дзен в дзенском монастыре. Она мне очень понравилась.

[1:10:36] Никита Маклахов: Что пошло не так у героя романа «Парфюмер»? Был ли у него икигай или у него икигай пошел не в ту сторону? Что, на твой взгляд, поломалось там?

[1:10:45] Богдан Курилко: На мой взгляд, у него, конечно, с икигаем все было замечательно. Только он — больной социопат, поэтому ему это сильно помешало найти свое место в человеческом обществе.

[1:10:56] Никита Маклахов: Хорошо. Значит, икигай не для больных социопатов?

[1:11:00] Богдан Курилко: Не для больных социопатов.

[1:11:02] Никита Маклахов: Хорошо. Второй вопрос про практику или привычку — что-то, что ты делаешь регулярно, ежедневно, и что тебе приносит ощутимую пользу?

[1:11:10] Богдан Курилко: Мои тренировки — это ежедневная практика на 100%.

[1:11:14] Никита Маклахов: Сколько ты ежедневно тратишь времени именно на свои тренировки?

[1:11:17] Богдан Курилко: Если вычесть те тренировки, которые я веду, хотя я в них тоже очень активно участвую, потому что обучение в каратэ ведется по принципу «делай, как я», то я сам каждый день тренируюсь в течение двух часов. Это моя практика, только моя.

[1:11:34] Никита Маклахов: За счет чего тебе удается поддерживать такой высокий физический ритм? Есть ли у тебя практики восстановления, отдыха?

[1:11:41] Богдан Курилко: Да, есть. Во-первых, невероятно важным сон становится. Сна должно быть достаточно. Питание. Я не сторонник ограничений и диет. Я всеяден, но при этом я стараюсь питаться с точки зрения продуктов здорово. Но и хорошее настроение.

[1:12:02] Никита Маклахов: Третий пункт, он про вопрос, который ты бы рекомендовал задавать людям самим себе, когда хочешь до чего-то докопаться, когда хочешь узнать что-то новое о себе, какой-то инсайт, может быть, получить? Вопрос самому себе. Может быть, вопрос для поиска икигай как раз полезный?

[1:12:20] Богдан Курилко: Ты знаешь, да, есть такой вопрос, и он, скорее, не для поиска икигай. Когда я сталкиваюсь с ситуациями, которые предполагают несколько вариантов решения, либо с людьми, которые предполагают несколько вариантов решения, например общаться с ними или не общаться, я очень часто себе задаю вопрос: как бы поступила моя жена, потому что это бесконечно мудрая женщина, и я сильно к ней прислушиваюсь. У меня за плечами несколько браков, как я уже говорил, но мне нужно было пройти этот путь и нужно было, чтобы это произошло в моей жизни, хотя бы чтобы ценить то, что сейчас я имею.

[1:13:00] Никита Маклахов: А у тебя во всех сферах жизни так? Ты всегда перебираешь долгое время прежде, чем найдешь идеальный вариант? Я так понимаю, у тебя было 3 института, куча разных работ, 4 супруги.

[1:13:11] Богдан Курилко: Ты знаешь, что самое поразительное? Я никогда так об этом не задумывался, пока ты об этом сейчас не сказал, но очень похоже, что это так. Похоже, что да. Я, прежде чем что-то обрести, многое пробую.

[1:13:24] Никита Маклахов: Хорошо. Тогда перейдем к четвертому пункту. Он про какой-то инструмент. Это может быть виртуальный инструмент — сайт, сервис, программа, которой ты пользуешься или может быть что-то из реального мира, будь то удобные кроссовки, твоя любимая спортивная форма, что-то конкретное, что тебе помогает в жизни, что-то удобное, хорошее, полезное?

[1:13:42] Богдан Курилко: Я в хорошем смысле сибарит. Я люблю комфорт, причем очень во многих его отношениях, как это странно ни звучит, учитывая все то, что мы сегодня говорили. Но я люблю красивую удобную одежду. И я гаджетозависимый человек. Мне нравится работать с современными удобными гаджетами, которые действительно сильно облегчают мою жизнь.

[1:14:06] Никита Маклахов: Что-то конкретное, модели, устройства?

[1:14:09] Богдан Курилко: Я яблокозависимый человек.

[1:14:12] Никита Маклахов: Хорошо. И напоследок пятый вопрос про фильм и про те же самые критерии, что с первым пунктом про книгу.

[1:14:19] Богдан Курилко: Я киноман. Я смотрю практически все, что попадает в сферу моих интересов. Поэтому фильмов, которые произвели на меня впечатление и нравятся, очень много. Но есть фильмы на все времена из серии «Крестный отец», например, фильм, который я периодически пересматриваю. Это очень трудные вопросы, потому что, если был бы однозначный ответ, было бы проще. А так я недавно посмотрел последний фильм Тарантино «Once Upon a Time… in Hollywood», мне очень понравился. Он произвел на меня впечатление. Но он произвел на меня впечатление в моменте. Буду ли я его пересматривать — вряд ли. А при этом есть фильмы, к которым я периодически возвращаюсь.

[1:15:04] Никита Маклахов: Мы с тобой сегодня упомянули фильм «Мечты Дзиро о суши». А есть ли еще какой-то документальный фильм, например, про Окинаву или про тему икигай? Что-то похожее?

[1:15:14] Богдан Курилко: К моему огромному сожалению хороших документальных и художественных фильмов на тему Окинавы и икигай очень мало. И я не просто так прямо возбудился при упоминании фильма «Мечты Дзиро о суши», потому что он, пожалуй, единственный в своем роде. Я ничего подобного не видел, честно.

[1:15:32] Никита Маклахов: Хорошо. Тогда напоследок я обычно оставляю гостям минуточку времени, чтобы они могли себя чуть-чуть порекламировать и направить слушателей туда, куда бы им хотелось направить. Расскажи, где люди могут следить за тобой, за твоими успехами, за твоими занятиями, и все в таком духе.

[1:15:50] Богдан Курилко: Да, спасибо большое. Во-первых, если вам действительно хочется узнать о том, что такое окинавское каратэ чуть подробнее, я вам рекомендую мою книгу, которая вышла в прошлом году, и называется «Неизвестное каратэ». Вышла она в издательстве «Эксмо». Ее можно приобрести еще в книжных, либо в интернет-магазинах, таких как Ozon или Book 24. У меня клуб находится рядом с метро «Электрозаводская», Попов проезд, дом 1. Называется клуб «ТЕНГУ». У него есть сайт. Если вы в поиске наберете «клуб боевых искусств „ТЕНГУ“», вы почти наверняка его найдете. Поэтому приглашаю — приходите, буду очень рад познакомиться и видеть вас среди своих учеников. И, если вам интересно то, о чем мы сегодня говорили, и вам хочется чуть больше узнать обо мне, я есть в соцсетях на Facebook, в Instagram и ВКонтакте. Спасибо.

[1:16:45] Никита Маклахов: Спасибо тебе, Богдан, за интересный разговор.

[1:16:47] Богдан Курилко: Спасибо, Никита.

[1:16:48] Никита Маклахов: Желаю тебе бесконечного прогресса на пути к недостижимой цели.

[1:16:52] Богдан Курилко: Спасибо большое.

[1:16:54] Никита Маклахов: И желаю здоровья твоему учителю, чтобы он как можно дольше оставался с тобой и помогал тебе развиваться.

[1:17:01] Богдан Курилко: Спасибо большое.

[1:17:02] Никита Маклахов: Друзья, пока вы не отправились покупать билеты на Окинаву, позвольте мне сделать короткое резюме нашей с Богданом беседы. Мы говорили о мастерстве, о секретах долгой жизни и поиске переназначения. И, конечно же, о каратэ. Богдан считает, что каждый человек достоин обрести наставника. Но учитель появляется только тогда, когда человек к этому готов. Учитель — это вовсе не кумир, не эталон для слепого подражания, а проводник на том пути, который вы сами для себя выбираете. Достичь уровня идеального мастерства невозможно. Но само стремление к этому и есть жизнь, и путь каждого из нас. Что касается каратэ, то оно, как и многие другие виды азиатских боевых искусств, является платформой для познания и совершенствования себя. Богдан говорит, что, занимаясь каратэ, человек воспитывает личность и дух через дисциплину тела. Ищет свой центр. А в итоге обретает цельность. И это, конечно же, сказывается на всех сферах его жизни. Каратэ помогает эффективно использовать возможности своего тела, а не просто наращивать силу мышц. Кроме того, это искусство победы над собой, а точнее, умение справляться со своими слабостями. Во второй половине выпуска мы обсудили секреты долгожителей Окинавы. По мнению Богдана, главный секрет заключается в особом отношении к жизни, которое называется икигай. Чтобы жить долго и счастливо, нужно найти то дело, которое подарит вам радость и смысл, станет вашим предназначением. Стереотипы и окружение могут вам в этом помешать. Поэтому нужно проявить решительность и быть честным с собой, не оглядываться на чужое мнение. На этом на сегодня все. Желаю вам, дорогие друзья, обрести и учителя, и икигай, и, конечно же, жить долго и счастливо, следуя по своему пути к вершинам мастерства. Успехов, и до новых встреч!