Как создавать шедевры, не дожидаясь музы? Цитата Александра Молчанова из выпуска подкаста Будет сделано!

Гость выпуска — Александр Молчанов, писатель, драматург и сценарный гуру. Он пишет пьесы и книги, работает над телесериалами и развивает первую российскую онлайн-школу сценарного мастерства. Узнаем, как прокачать личную эффективность, если вы творческий человек!

Также подкаст можно слушать с помощью: Apple, Google, Яндекс, VK

Любимые книги гостей подкаста

В каждом выпуске наши гости рекомендуют лучшие, по их мнению, книги. Мы тщательно изучили рекомендации, убрали лишнее и оставили главное! Заполните форму и мы тут же пришлём вам на почту сочный PDF-документ со списком 10 лучших книг по версии героев подкаста. Стоит прочитать!

Ссылки и полезная информация

Содержание подкаста

[01:06] Творческие люди — кто они? Нужно ли творцам быть предпринимателями по мнению Александра Молчанова?
[06:36] Рационалы и иррационалы. У кого больше способностей к творчеству?
[16:15] Как выстраивает творческую работу Александр Молчанов? Стоит ли ждать вдохновения?
[19:21] Как подготовиться к работе над творческим проектом? Как найти время?
[22:06] Что такое «мягкий вход» в проект? Зачем он нужен? Как его организовать?
[26:45] Что делать, если работа не идёт? Если не хочется? Если нет времени?
[38:48] Полезны ли утренние страницы? Почему важно, чтобы текст был прочитан?
[46:28] Как относиться к внутренней и внешней критике?
[54:50] Рекомендации в рубрике «Три в одном»: книга, привычка и сервис.

В выпуске были упомянуты

Forest — помодоро-таймер с элементами геймификации

Александр Молчанов в Интернете

1) shichenga — профиль в Instagram
2) molchanov_kinshik — профиль в VKontakte
3) Александр Молчанов — канал на Youtube
4) Сценарная мастерская — сайт Александра Молчанова

Рубрика «Пять в одном»

1) Книга — Константин Станиславский «Моя жизнь в искусстве»
2) Привычка — начинать дела вовремя
3) Сервис — помодоро-таймер Clockwork Tomato для Android
4) Вопрос — Чем я сегодня удивлю этот мир?
5) Фильм — Криминальное чтиво

Результаты конкурса «Книга за отзыв»

Вячеслав Абих выиграл книгу Барбары Шер «Отказываюсь выбирать!»

Главные идеи выпуска

1. Предприниматели теперь считаются героями нашего времени, так как они не просто зарабатывают деньги, а созидают, тем самым улучшая жизнь людей.
2. Навык предпринимательства стал необходимым для творческих людей. Кроме того, им нужны навыки нетворкинга, создания презентаций, маркетинга и т. д. Без этого невозможно создать произведение и добиться признания в обществе.
3. Во время творческого процесса человек действует, как иррационал. Оценивая работу, он выступает в роли рационала. Творческому человеку нужно быть и рационалом, и иррационалом. Выигрывает тот, кто умеет переключаться.
4. Системы эффективности, построенные на принуждении, предназначены для рационалов. Иррационалам нужна нестабильность и другие инструменты.
5. Нужно писать реальные тексты, которые будут опубликованы и прочитаны. Только так можно тренировать навык коммуникации.

Практические рекомендации

1. Работайте над проектом короткими итерациями: создать минимальную законченную модель проекта — показать критикам — внести исправления — закрыть проект и доработать по замечаниям — показать критикам — …
2. Выберите место, которое вы будете считать рабочим кабинетом. Позаботьтесь о технике и инструментах, которые вы используете. Это триггеры, которые будут настраивать вас на рабочий процесс.
3. Прежде, чем углубляться в творческий процесс, определите, что вам даст её выполнение? Ценности дают энергию для работы. После этого оцените объём задачи и найдите временные слоты в расписании, равномерно распределяя работу по дням.
4. Когда вы уже достаточно погрузились в проект, введите ритуалы начала работы. Они могут быть бытовыми, простыми, например, выпить чашку кофе.
5. Не делайте перерывы в работе, даже если у вас в конкретный день совершенно нет времени. Сделайте хотя бы мелочь, чтобы сохранить связь с проектом.

Понравился выпуск? Послушайте также

Станьте патроном подкаста

Выражаем благодарность за поддержку нашим патронам: Дмитрию Балиеву, Анастасии Чередовой, Гуле Кебурия, Максиму Каджиеву, Изабелле Инсалл, Ксении Демченко, Максиму Шошину, Николаю Марченко, Сергею Баскакову, Евгению Носову, Елене Янишевской, Никите Дубинину, Алексею Кравченко, Ине Ступеле, Денису Гончарову, Андрею Нецепляеву, Ильнуру Исмагилову, Денису, Анне Башкировой, Александру Михайлову, Евгению Пономареву, Николаю Чернобаеву, Александре, Артуру, Джей Ласт, Андрею Завалищеву, Алексею Драч, Вячеславу Семушину, Дмитрию Юрьеву, Екатерине, Cpaty, Анатолию Наумову, Themart, Евгению Юревичу, Антону, Андрею Вахтанову, Ольге Иванченко, Дмитрию, Артёму Богомолову, Ивану Афанасову, Ирине Ананьевой, Петру Голову, Сергею Шарову, Александру Баратову, Наталии Куделе, Денису Махневу, Марине, Евгению Ковалёву, Майку Прокопетсу, Александру Сергиенко, Алексею Ягуру, Денисс Хмелевскис, Андрею Панасюку, Екатерине Ларюсиной, Анастасии Белкиной, Кириллу Клёцину, Игорю Николаевой, Ксении Бородулиной, Марине Устиновой, Андрею Масленникову, Ольге Балога, Петру Ляпунову, Антону Дедову, Марии Бесединой, Лии Смекун, Марии, Александру Кубышеву, Денису Виноградову, Игорю Батракову, Алексею Кулакову, Дмитрию Юрьеву, Юлии Дахнович, Виктору Чеснокову и приглашаем вас присоединиться к клубу патронов «Будет сделано!» — сообществу самых преданных и благодарных слушателей подкаста, которые вносят неоценимый вклад в развитие проекта. Кто такие патроны и как стать одним из них, подробно описано на нашей странице в сервисе Patreon.

 

Текстовая версия подкаста с Александром Молчановым

[00:30] Никита Маклахов: Добрый день! В эфире подкаст от проекта «Будет сделано!». Программа для тех, кто хочет делать больше за меньшее время, а также жить и работать без стресса. Я, её ведущий Маклахов Никита. Сегодня у нас в гостях Александр Молчанов, сценарист, драматург и сценарный гуру. Наш сегодняшний разговор будет личной эффективности для творческих людей. Александр, приветствую!

[00:58] Александр Молчанов: Никита, приветствую! Очень рад оказаться гостем на твоем подкасте, потому что я его большой поклонник, с большим интересом я давно его слушаю.

[01:13] Никита Маклахов: Здорово! Тем лучше для всех нас. Давай для начала определимся, кого мы сегодня будем называть творческими людьми. Можно ли называть творческим человеком, например, предпринимателя, который придумывает, творит какую-то схему для продвижения или развития бизнеса? Или всё-таки речь больше пойдет о людях классических творческих профессий вроде художников, сценаристов, писателей и так далее? Что скажешь на это счет?

[01:32] Александр Молчанов: Очень хороший вопрос. В последнее время все эти термины: «творческий человек», «писатель», «предприниматель» — они все стали очень расплывчатыми. То есть, эти определения очень сильно изменились за последние лет 15-20. Последние лет 10, мне кажется, что предприниматели стали героями нашего времени. Ещё лет 10 назад предприниматель был какой-то коммерсант, барыга, в нашем представлении, это был человек с клетчатыми пакетами, с баулами, который возит какие-то товары и продает. Сейчас мы понимаем, что предприниматель — это человек, который что-то созидает, что-то делает, строит дома, строит мосты, создает сервисы, которые делают нашу жизнь лучше. Даже если вы посмотрите на книги и сериалы последних лет, вы увидите, что в сериалах “Кремниевая долина«и «Стартап», фильмах «Социальная сеть» и «Джобс», предприниматели становятся героями нашего времени. Всегда считалось, что предпринимательство отдельно, искусство отдельно. Этот навык предпринимательской деятельности для творческих людей стал необходим. Невозможно снять кино, не умея привлекать капитал, не умея зарабатывать. Невозможно построить собор, невозможно написать большую картину. Грань между творческими людьми, которые созидают что-то для чистого искусства, и предпринимателями, которые делают что-то, чтобы заработать деньги, сильно изменилась. Люди, которые занимаются предпринимательством — это теперь тоже другие люди. В предпринимательство идут люди, которые хотят сделать что-то для других людей. Предпринимательство — это философия, это миссия, это, в каком-то смысле, творческое призвание. Я очень много общаюсь последнее время с предпринимателями и я вижу, что это по-настоящему творческие люди, которые разговаривают не о марже, не о процентах прибыли, не о конверсии. Они разговаривают о каких-то крутых проектах, которые изменят жизнь людей. Конечно, я считаю, что предприниматель, во всяком случае сегодня, обязан быть творческим человеком, и творческий человек, сегодня, обязан быть предпринимателем.

[04:00] Никита Маклахов: В общем, «всё смешалось в доме Облонских».

[04:04] Александр Молчанов: Совершенно верно! Пока нет каких-то четких правил. Если раньше было понятно, ты — писатель, значит ты пишешь книги. А как быть с писателями, которые, например, пишут сценарии? Они писатели или не писатели? Писатели, да, но книг у них нет. Драматурги — писатели или не писатели? Писатели, которые пишут продающие письма, — писатели или не писатели? Писатели и в то же время не писатели. А композитор, который пишет музыку для рекламы? его дело — это искусство или не искусство? Это искусство и одновременно это бизнес. На мой взгляд, сейчас, задача творческого человека — уметь очень быстро отслеживать изменения, которые происходят в окружающем мире. Раньше для того, чтобы открыть фирму, нужно было снять огромное помещение, склад для товара, нанять 50 человек, миллион рублей, чтобы закупить товар и тд. Сейчас, чтобы открыть бизнес, достаточно иметь ноутбук и выход в интернет. Всё! Ты можешь открыть бизнес, который будет приносить прибыль. И в обратную сторону, творческий человек мог сидеть у себя дома на мансарде, писать гусиным перышком и этого было достаточно для того, чтобы творить вечное искусство. Сегодня, чтобы заниматься творчеством, человек должен заниматься нетворкингом, должен иметь навыки презентации, должен уметь свою работу показать, продать. Если он не привлечет внимание к своей работе, никто о ней не узнает, потому что уровень белого шума настолько велик, что огромное количество замечательных текстов, замечательной музыки и замечательных фильмов, которые снимаются, оказываются неузнанными. То есть, эти люди не развиваются из-за того, что они не имеют навыков презентации. Я не могу точно сказать, что я знаю, какие навыки нужны творческому человеку. Я вижу, что сумма навыков, которая ему необходима, всё время меняется. Всё время появляется надобность в новых навыках. Год назад ещё не было навыка работы с мессенджерами, а сейчас всё в мессенджерах. Если тебя нет в Телеграмме, то тебя вообще нет. Да, это нужно осваивать и это отдельный навык, стратегия, которую надо разрабатывать. Нужно ли этим заниматься творческому человеку? Я думаю, что да.

[06:22] Никита Маклахов: Хорошо, будем считать, когда мы употребляем термин «творческие люди», то в этот момент мы обращаемся к широкому спектру людей и профессий, а не ограничиваемся только сценаристами или писателями.

[06:36] Александр Молчанов: Совершенно верно!

[06:38] Никита Маклахов: Хорошо, давай перейдем к следующему вопросу. Ты знаешь, у нас в подкасте часто фигурируют такие термины как «рационал» и «иррационал», имея в виду тип личности из части психологии. Как ты считаешь, кто из этих двух типов, «рационал» и «иррационал» имеет больший шанс добиться успеха в творческих профессиях и , в принципе, чаще представлен в профессиях в роде писателя или художника? Имеет ли это значение или могут преуспеть и рационалы, и иррационалы. Есть ли разница, или разницы нет?

[07:11] Александр Молчанов: Разница, конечно, есть. Здесь нужно понимать, что рационал и иррационал это не некая кнопка переключения, сортировка крупных или мелких апельсинов. Нет такого, что человек 100% рационал или 100% иррационал. В каждом из нас есть рационал и иррационал. В ком-то больше рационального, в ком-то больше иррационального. Что это такое? Давайте поймём, что такое «иррациональное» и что такое «рациональное». Иррациональное — это, когда у человека большую часть времени задействовано правое полушарие мозга, которое связано с интуицией, с некими прозрениями, вдохновением, потоком. Рациональное — это левое полушарие, которое отвечает за логику, за математику, за все правильные и структурные вещи. Есть такое общее убеждение, что все писатели иррационалы, они могут творить только по вдохновению и тд. Это не лишено оснований, но при этом чисто на правом полушарии вы можете написать только короткое стихотворение. Вы можете уйти в некий астрал, отключить рациональное и быстро написать песню или стихотворение. Пьесу можно написать за два-три дня. Вы просто входите в состояние потока, отключаете левое полушарие, отключаете критику, включаете правое и быстро-быстро пишете пьесу. Написать 16-серийный сериал на одном правом полушарии невозможно. Что такое написание 16-серийного сериала? Это несколько сотен страниц, которые вы пишете в течение полугода. То есть, вы каждый день должны садится и писать 10 страниц сценария. При этом вы должны выдерживать структуру, вы должны следить за системой персонажей и тд. А современный сценарий пишется годы. Кино сегодня настолько усложнилось, сторителлинг сегодня настолько усложнился, что, как правило, над одним сценарием работают несколько человек, авторы меняются; принимается решение, что нужно немного усмешнить и приглашается сценарист с хорошим чувством юмора; принимается решение добавить немного реализма и приглашается сценарист, который обладает определенными навыками. Уровень сложности современного сценария это как уровень сложности космического корабля или большого океанского лайнера. Сделать это чисто на иррациональном невозможно. Всё время нужно переключаться между режимом рационального и режимом иррационального. Когда вы творите, в вас включается иррационал, когда вы оцениваете, включается рационал. Если вы занимаетесь режиссурой или продюсированием, то это тоже творческая работа, но помимо всего прочего она предполагает работу с бюджетом, работу с финансовым планированием, работу с наймом людей. Режиссер должен одновременно и творить, и отслеживать, что со сметой происходит, что с объектами и тд. Быть чистым иррационалом невозможно в этой ситуации. Если режиссер будет чистым рационалом, который считает каждую копеечку и не ждет никаких мистических прозрений, то что он снимет? Он фигню снимет, какую-то коммерческую ерунду. Никакого искусства там не будет и коммерческого успеха там тоже не будет. Именно потому, что там не будет этого дыхания бога. Это один аспект проблемы. Сегодня творческому человеку нужно быть одновременно и рационалом, и иррационалом. И выигрывают те, кто умеет переключаться между этими режимами. То есть, когда тебе нужно быть иррационалом, ты включаешь иррационала, отключаешь критику и идешь в поток. Когда тебе нужно быть рационалом, ты отключаешь иррациональное, включаешь логику или бухгалтера и начинаешь редактировать, начинаешь оценивать структуру того, что ты делаешь. Другая сторона то, что все современные системы повышения продуктивности рассчитаны на чистых рационалов. Я начинал читать книги по продуктивности, естественно Дэвид Аллен «Getting Things Done», Архангельски и тд. У меня от этих книг началась паника, потому что эти книги написаны рационалами сугубо для рационалов. Если вы занимаетесь какой-то творческой работой и пытаетесь встроить в свою жизнь все эти системы творческой продуктивности, построенной на принуждении, то ничего кроме депрессии вы не получите. При этом вы можете заниматься якобы не творческой работой, быть не писателем, а предпринимателем, и не понимать: «Я никак не могу привести свои дела в порядок, а я же знаю, что надо делать! «Надо вставать в 7 утра, составлять список и фигачить поэтому списку. Точно знаю, что надо делать, но не получается у меня». У человека депрессия. «Значит я какой-то не такой». А у человека иррациональное преобладает. Нужен какой-то другой подход, нужно пустить в свою жизнь немножко больше нестабильности, немножко больше иррациональности.

[12:23] Никита Маклахов: Хорошо, спасибо за объяснение. Я думаю, что самое время подвести промежуточные итоги того, что мы успели обсудить. Мы начали разговор с того, что разница между предпринимателями и творческими людьми в наше время очень размыта. Предпринимателям часто требуются навыки творческих людей, а творческим людям, таким как писатели, тоже требуются навыки предпринимателей, чтобы заявить о себе, продвинуть себя, потому что конкуренция и, так называемый, белый шум очень на высоком уровне сегодня. Дальше мы затронули вечную спорную тему про деление людей на рационалов и иррационалов. Здесь у Александра следующая позиция: однозначных, стопроцентных рационалов и иррационалов в природе не существует, в каждом человек есть что-то от одного типа и что-то от другого. Часто эта пропорция не 50/50, а какая-то часть преобладает. Если понять различия на физическом уровне, по мнению Александра, иррационал это тот, кто большую часть времени задействует правое полушарие, творческое, а рационал — левое. При этом бытует мнение, что творческие люди по большей части иррационалы, что они всегда творят в состоянии потока, на вдохновении. Но дело в том, что создать нечто большое, например, роман или сценарий невозможно за один присест, невозможно вечно находиться в состоянии потока. Если речь идет о небольшом стихотворении или о какой-то песне, то проблем нет, их можно написать в состоянии потока за день-два. Когда перед нами стоит огромная работа, то ситуация меняется радикально, потому что нужно думать о структуре произведения, взаимоотношении персонажей и тд. Поэтому чисто потоковый подход не очень подходит. Вывод, как я услышал, в том, что творческим людям один из самых важных навыков, которым им следует овладеть, это навык переключения между этими двумя состоянии. По необходимости им нужно уметь входить в состояние рационала и потом переключаться на иррациональную свою часть. Тогда шанс на успех возрастает многократно. Что скажешь, Александр, ты с этим согласен?

[14:47] Александр Молчанов: Да, вполне.

[14:48] Никита Маклахов: Сделать мозг своим союзником, научиться внедрять в жизнь любые привычки без срывов и насилия над собой. Этому и посвящена моя новая обучающая программа «Игра в привычки». Если научиться правильно обращаться с привычками, то они могут стать мощнейшим инструментом для получения выдающихся результатов в жизни. Подумайте сами, всё, что нужно, чтобы похудеть, выучить иностранный язык, получить повышение на работе или построить гармоничные отношения — это внедрить в свою жизнь одну или несколько привычек. Проблема заключается в том, что чаще всего люди подходят к работе над привычками не с той стороны, пытаются внедрить их с помощью мотивации или с помощью жесткой дисциплины. И каждый раз это заканчивается одинаково — срывом. Но есть и другой подход, без ежовых рукавиц и без насилия над собой. И что самое приятное, этот подход дает гарантированный результат. Любая привычка встраивается в жизнь легко и безболезненно. Если вы хотите освоить такой подход, если вам интересно получить технологию для внедрения абсолютно любой привычки, то добро пожаловать в Игру. Более подробная информация есть на нашем сайте willbedone.ru.

[16:22] Никита Маклахов: Давай углубимся в тему вдохновения и, если пользоваться нашими терминами, к которым мы привыкли, можно назвать это состоянием потока. Я думаю, что разница между ними не очень большая. Расскажи, как, по твоему мнению, стоит лучше выстраивать работу: стараться работать регулярно по чуть-чуть или всё-таки больше создавать условий для возникновения потока, а потом, когда поток или вдохновение придет, делать, условно, недельный объем работы.

[16:50] Александр Молчанов: Я думаю, что здесь нужно исходить из задач. Нужно оценивать задачу, её объем и её ценность. То есть, что вам даст выполнение той или иной задачи. Например, есть задача, ценность которой — заработок денег. Если для вас этого достаточно, то окей. Другое дело, если вы в этой задаче, кроме денег, находите ещё какие-то другие ценности. Например, вы обнаружите, что выполнение этой задачи принесет вам, скажем, известность или вы чему-то научитесь, выполняя эту задачу, или вы каким-то образом самореализуетесь. Эти ценности, который вы находите в задаче, это то, что дает вам энергию для её выполнения. Оценивая каждую задачу с этой точки зрения, вы расставляете приоритеты выполнения задач. То есть, если вы видите, что задача дает вам возможность сразу сделать несколько важных ценностей, то вы её ставите в приоритете на первое место. Затем вы оцениваете объем задачи — сколько времени вы на нее потратите. Если ценность этой задачи для вас очень велика, то вы ищете таймслот для выполнения этой задачи. Ваша задача не найти 60 часов для того, чтобы написать этот роман. Вы понимаете, что за 60 часов в один присест роман не написать. Вы распределяете эти 60 часов на 2 месяца. За два месяца по часу в день вполне можно написать большой роман. Если это сценарий, то это, например, 4 месяца по 2 часа в день. Дальше вы ищете в своем расписании таймслот, который будет приколочен для конкретно этой задачи. Я много лет работал в газете и параллельно писал романы, сценарии, пьесы и тд. Ситуация понятная для довольно многих. Я начал зарабатывать достаточно денег своим писательством наверное лет в 35 и смог уйти с работы. До этого были годы, когда мне нужно было искать этот час-полтора для того, чтобы писать. Я писал перед работой. Я жаворонок, человек, который быстро входит в рабочее состояние. Я встал в 7 утра, в 7:01 я уже готов писать. Кто-то считает, что совы просто лентяи. Я считаю, что действительно есть совы — люди, которые разгоняются медленно. Они просыпаются в состоянии зомби и первые пять часов они не способны работать. Соответственно им нужно искать таймслот ночью. Все дети уснули, и с 10 до 11-12 можно пописать. Этот таймслот вы железно приколачиваете для своей работы. Вот вы нашли время, приколотили и это сразу же убирает из вашей жизни стресс. Вам не нужно ходить и думать: «когда же я буду писать?», «вот я что-то сегодня не пописал», «а когда же я завтра попишу?». Всё! У вас есть время, когда вы пишете, в остальное время вы совершенно спокойно об этом больше не думаете. Дальше вы начинаете готовиться к выполнению задач. Первое, это сбор материала. Очень часто проблема с «не пишется», «не рисуется», «не снимается», «ничего не продается» — связана с тем, что у вас нет необходимой информации. Слава богу, сейчас есть Интернет. Выходите в Интернет, в любом поисковике забиваете то, что вам нужно найти, а дальше идете по ссылкам и собираете информацию, заказываете книги, которые вам надо, смотрите фильмы, читаете статьи по теме. То есть, ваша задача под завязку собрать информацию по интересующему вас предмету. Второе, это вы должны быть отдохнувший. Это критически важно. Если вы вымотаны, если вы устали, если вы только что сделали один проект и сразу же идёте в другой, то вы ничего не сделаете. Просто, вы себя убьёте. Значит нужно находить время для отдыха. Потребность в отдыхе индивидуальна. Для кого-то это может быть отпуск, поездка куда-то. Для кого-то это может быть лежание на диване. Нужно смотреть, чем вы себя утомляли. Если вы утомляли себя писанием, значит отдых должен быть не связан с писанием. Если вы утомляли себя общением с людьми, значит отдых должен быть не связан с общением. Если ваша работа связана с путешествиями, значит нужно сидеть дома, лежать на диване и смотреть в потолок. Отдохнули, собрали информацию — это можно делать в таком порядке. То есть, сначала вы собираете информацию, потом отдыхаете. Пока вы отдыхаете, ваше подсознание переваривает всю собранную информацию. Третье и следующее, что вы должны сделать, это мягкий вход в проект. Что такое «мягкий вход»? Некоторые авторы делают так: «всё, 1 декабря или 1 января я сажусь писать роман». Всех домашних предупредил: «Марио идёт грабить банк», да? «Всё, 1 января наш папа садится писать роман». В 6 утра встал, всех домашних разогнал, заперся в кабинете, в 10:00 создал вордовский файл и… напала тупость. Почему? Потому что слишком много стресса в начале, слишком жесткий вход. Вход должен быть максимально мягким. Мне очень нравится методика Жижека. Он рассказывал, как пишет книги, по-моему это замечательно. Он говорит: «я себя всё время обманываю». Творческий человек должен всё время себя обманывать. Вы говорите себе: «я пока ещё ничего не пишу», «я пока ещё не запускаю бизнес», «не строю здание», «я пока что просто сяду и немножечко что-то попродаю», «немножечко поделаю каких-то заметок», «я пока возьму камеру и немножко поснимаю», «я пока возьму блокнотик и немножко поделаю эскизы». Вы умышленно делаете это, не обставляя это ритуалом начала работы. Вы можете назвать файл «Заметки». Вы сами себе демонстративно подаёте сигнал, что ничего страшного ещё не происходит, бояться нечего, проект ещё не начат. И начинаете набрасывать любые заметки. Я например пишу в Ворде. А заметки… Я очень люблю всякие аналоговые штуки: блокноты, листочки бумаги, ручки и тд. Я ложусь на диван,
включаю какой-нибудь тупой сериал, специально тупой, чтоб не слишком вовлекаться, и начинаю писать заметочки. Отталкиваюсь от чего-то, что я вижу и пишу нечто совершенно другое, не связанное с тем, что я вижу на экране. Пишу таких заметочек несколько штук. «А можно вот такую сцену ещё сделать, а можно вот такую». Набрасываю, набрасываю, набрасываю. Стресса никакого, просто сел заметочки пописать. На следующий день я смотрю и думаю, а как это могло бы разложиться по структуре сценария. «А что тизер? А что первый акт? Что второй акт? А можно так. А можно ещё вот так». Опять же, никакого стресса. Начала работы нет. Вы прячете от себя начало работы. Вы постепенно входите, входите, и незаметно для себя, вдруг обнаруживается, что вы пишете по 10 страниц в день, вы по-уши в проекте, всё у вас замечательно идёт дальше. И на этой стадии вы начинаете вводить ритуалы связанные конкретно с началом этой работы. Это могут быть ритуалы и вообще связанные с писанием. Они могут быть очень простые, например: у меня два чрезвычайно простых ритуала — утром, перед началом работы, я пью кофе. Одна чашка кофе всегда для меня означает начало работы. Второе, я кормлю кота. Его я кормлю 1 раз в день. Все остальные разы кормит жена. Абсолютно бытовой ритуал. Никакой мистики, свечку я не зажигаю перед портретом Аарона Соркина или Шекспира. Всё очень просто. Дальше, рабочее место. Я живу в однокомнатной квартире. Я ради интереса искал, сколько способов создать рабочий кабинет в однокомнатной квартире. Семь способов! Я могу писать на кухне, на балконе, в комнате, выгнав всех на кухню, могу писать в туалете. Очень много своих вебинаров я проводил из ванной. Люди этого не видели, но тем не менее. Нормально работает. Вы не представляете, сколько великих романов XX века написано, сидя на ванной, на которую положена какая-нибудь дверь. Здесь самое главное — вы выгораживаете какое-то пространство, которое вы называете своим кабинетом. Это может быть кафе, в которое вы приходите и говорите: это мой кабинет, я здесь работаю. Затем, специальная техника, связанная с работой. Это триггеры, которые вы себе расставляете для того, чтобы проще и легче войти в состояние работы. Это, например, специальный ноутбук для работы. То есть, отдельный ноутбук для компьютерных игр, для просмотра фильмов и отдельный ноутбук, на котором не подключен интернет, на котором вы пишете книгу или сценарий. Дальше вы постепенно нащупываете норму, которая вас комфортна и чуть-чуть эту норму уменьшаете. Вам будет проще входить в это рабочее состояние. Если вы это сделаете, то вы уже значительно повысите свою эффективность. Вы уже будете гораздо продуктивнее, чем огромное количество творческих людей, которые мучаются год за годом, не могут никак начать свой проект. Соберите информацию, на недельку лягте на диван, чтобы её осмыслить, а потом начните писать заметочки. Потихонечку-полегонечку вы войдете в свой проект и начнете над ним работать.

[26:53] Никита Маклахов: Объемный ответ получился. Я хочу задать тебе следом один небольшой вопрос. Что делать, если человек выполнил все твои перечисленные условия, и при этом работа все равно не начинается, не прёт его конкретно в этот день? Ты посоветуешь работать ему без желания, как-то заставить себя или, всё-таки, отложить работу на другой день? Или ты считаешь, если выполнить все условия, такой ситуации вообще уже не возникнет?

[27:24] Александр Молчанов: Такая ситуация «не пишется» может возникнуть у любого человека, на любой стадии. Здесь, что является причиной. Вы отключаете ваше иррациональное полушарие и начинаете анализировать. В чём проблема? Может быть, вам не пишется из-за того, что вы устали. Надо прислушаться к своему телу. Может быть, достаточно сходить на прогулку с собакой на полчасика для того, чтобы войти в рабочее состояние. Может быть, проблема в том, что у вас нет какой-то информации, а вы этого не понимаете. Начинаете анализировать и выяснете: «я же не знаю, как адвокаты себя ведут в разговоре с прокурором». Вам нужно найти адвоката, поговорить с ним, выяснить, что он говорит, и после этого вы выйдете из тупика. Иногда тело вам подсказывает, что вам не надо писать этот проект. Вы чувствуете сопротивление. Вы пишете, а подсознание через ваше тело показывает: «тебе не нужен этот проект, делай что-то другое, тебе не надо его писать». Как в том анекдоте про лося, которого подстрелили: «пью воду и не могу понять, от чего-то всё хуже и хуже». Здесь то же самое, вы пишете, заставляете себя и чувствуете, что вас этот текст просто убивает. Может такое быть? Может текст убить? Может! Есть авторы, которых их тексты убивали, как Джойса убили «Поминки по Финнегану», как Гоголя убил второй том «Мертвых душ». Он шел не туда, его тело, его гений подсказывал ему: «не надо, не ходи туда, тебя это убьёт». Но он упорно туда шёл. Этот текст его убил в итоге. Бывают и такие ситуации. Нужно понять, насколько сильно вам не хочется писать. Очень многие творческие люди совершают такую ошибку — они заставляют себя захотеть писать. А особенно, когда пишут большой проект. Тяжело заставлять себя захотеть писать каждый день, даже невозможно. Невозможно сделать так, что вам каждое утро будет хотеться писать. Но, всё что я перечислил, облегчает начало работы. Все равно есть какой-то небольшой порожек. Порожек нехотения, который вам нужно преодолеть и преодолевается он очень простым способом. Вы себе говорите: «я не пытаюсь заставить себя захотеть писать, я не хочу писать, но пишу». Очень важно, что «я не заставляю себя хотеть». И здесь весь стресс сразу же уходит. Я успокаиваюсь: «да я не хочу писать, значит пишу нехотя». Всё, стресс ушел и я начинаю писать. Постепенно, когда это делаешь день за днём, год за годом, десятилетие за десятилетием. Я пишу каждый день в течение последних, наверное, 30 лет. На тридцатом году это делается гораздо легче, чем на первом. Это сопротивление, этот порожек становится с каждым разом всё меньше и меньше. Бывает ситуация фатальная «атас, не могу писать». Это может быть из-за внешних обстоятельств. Например, «я в этот день переезжаю и не могу писать, потому что мне надо в 7 утра встать и коробки грузить» или «я заболел». Если вы сделаете перерыв в большом тексте, даже на день, вам сложнее будет войти в этот текст. Ваша задача не продвинуться на две страницы, а ваша задача — сохранить вашу связь с этим текстом или проектом, которым вы занимаетесь. За весь день у вас есть 5 секунд, которые вы можете уделить этому тексту или этому проекту. Вы находите эти 5 секунд в своем дневном расписании, входите в этот проект и пишете одно слово, или одно предложение, или выполняете одно действие, один звонок по своему проекту, вносите один штрих в картину. Завтра вы можете этот штрих убрать, но то, что вы вошли в проект и, не смотря на то, что у вас нет физической возможности заниматься этим проектом, вы всё равно вошли и чуть-чуть что-то да сделали. В вашем сознании это будет восприниматься как подключение снова к своему проекту. На следующий день вам будет легче войти, нежели вы просто пропустите день. Поэтому я советую пишущим людям, которые пишут большие тексты, писать без выходных, как Стивен Кинг пишет. В интервью он говорил, что не пишет три дня: в День Благодарения, Новый Год и в свой День Рождения. В своей книге он признался, что пишет каждый день, даже в День рождения. Я тоже пишу в День Рождения, 31 декабря, 1 января. Некоторых людей это немножко пугает. Когда редактору в кинокомпании я отправляю сценарий 31 декабря или 1 января, она мне пишет: ” ты сумасшедший«. Я удивляюсь. А что? Сегодня день, взошло солнце, я встал, значит я пишу, я работаю в этот день. То, что сегодня праздник или не праздник, никак не соотносится с писанием или неписанием.

[32:00] Никита Маклахов: Дорогой мой слушатель, я очень благодарен тебе, что ты проводишь время в обществе меня и моих гостей. На подготовку каждого выпуска мы тратим десятки часов. Я хочу, чтобы ты знал, что затратив всего 2 или 3 минуты, ты можешь внести огромную лепту в развитие этого подкаста. Способов для этого существует множество. Оставь отзыв на подкасте для Itunes, расскажи про подкаст своим друзьям в соц сетях или в реальной жизни, подпишись на нашу рассылку на сайте willbedone.ru, поддержи подкаст материально или просто напиши мне личное сообщение в соцсетях. Твоя поддержка — это топливо, на котором работает двигатель нашего подкаста. Каждый отзыв, каждая ссылка, каждое доброе слово заряжают нас на движение дальше. Поделись же ими!

[32:23] Никита Маклахов: Самое время подвести снова промежуточное резюме и напомнить слушателям, что мы обсуждали вопросы вдохновения и вопросы потока. Я спрашивал, стоит ли ждать этого самого потока или стоит работать как есть, хочешь ты или не хочешь. Что же я услышал в этот раз от Александра? Во-первых, нужно смотреть на тип задачи, которая перед нами стоит. Если предстоит сделать какое-то небольшое произведение или небольшую пьесу, то разумнее всего выделить на это 5 дней, допустим, беспрерывно работать эти 5 дней и пьесу закончить. Если перед нами стоит огромная задача, с которой мы за 5 дней справиться не сможем, то здесь более правильно будет выделить то, что Александр называет таймслот, то есть отдельный временной блок в течение дня, допустим с часу до двух, и ежедневно уделять работе над нашим произведением время в этот отведенный блок. При этом есть очень важные и чёткие условия для наиболее продуктивной работы и наиболее плавного и легкого входа в эту работу. Что это за условия? Во-первых, часто проблема с тем, что текст и работа не идёт и что-то не пишется, бывает связана с нехваткой информации и с недостатком подготовки. Нужно заранее собрать как можно больше информации, переварить её и только после этого приступать к работе. Во-вторых, творческая работа очень плохо идёт, когда вы устали, утомились физически или умственно, морально. Поэтому старайтесь прежде, чем браться за что-то новое, отдыхать от старого, а лучший отдых, как советует Александр и многие другие гости нашего подкаста, — это переключение, то есть смена деятельности. Если вы работали головой, займитесь чем-то физически, займитесь спортом. Если у вас была физическая работа, то можно переключиться на что-то эмоциональное, пообщайтесь с другими людьми, зарядитесь энергией от них. Следующий очень важный момент, это обеспечить очень мягкий вход в проект. Что это значит? Это значит, что не нужно завышать важность, нагнетать стресс. Не нужно давать себе и другим людям обещания, что вы начнете работать в такой-то день, в такую-то минуту, потому что всё это создает дополнительные внутренние преграды. Александр в этом плане рекомендует научиться себя грамотно обманывать. То есть, в течение некоторого времени вы собираете заметки, накидываете идеи и при это сами себе говорите, что вы ещё не начали работу, что вы просто готовитесь, просто занимаетесь чем-то второстепенным, дополнительным. Через какое-то время вы обнаружите, что работа уже началась, а вы уже переделали достаточно большой объем работы и достаточно далеко продвинулись в этой самой работе. следующий аспект — это ритуалы. Ритуалы, которые будут помогать вам плавно входить в рабочий ритм. При этом ритуалы не обязательно должны быть чем-то мистическим, они могут быть вполне бытовыми. Например, Александр пьет кофе и кормит кота перед началом работы. Но что бы ритуалы приносили какую-то пользу, нужно совершать эти ритуальные действия исключительно перед работой. Александр пьёт кофе всего лишь один раз в день перед тем, как приступить к работе. В течение дня он его больше не пьёт. И то же самое с котом. Ритуалы должны быть связаны только с вашей работой и не пересекаться с другими частями жизни. Дальше мы успели затронуть тему рабочего места. По словам Александра, творческая работа может быть выполнена практически в любом месте. Даже если у вас однокомнатная квартира, и вам кажется, что у вас нет места и пространства для работы, то на самом деле нужно просто приглядеться получше и окажется, что работать можно где угодно. Главное, что нужно сделать, чётко обозначить и чётко изолировать рабочее пространство, решить, что это моё рабочее место и оно предназначено у меня только для работы. Ещё одна техника, похожая на использование ритуалов, это создавать так называемые триггеры для входа в рабочее состояние. Например, можно выделить отдельный ноутбук или отдельную одежду, которыми вы пользуетесь только во время работы. После этого мы с Александром обсудили, что делать, если все условия выполнены, но все равно работа не идет. Тут Александр советует поискать причину, почему вам не работается. Возможно, вы устали, возможно, вам не хватает информации, возможно, вам интуиция и ваше тело дают понять, что та работа, которой вы занимаетесь — не то, чем стоит заниматься, и работа только будет отнимать у вас энергию. Лучше её прервать и заняться чем-то другим. Важно прислушиваться к себе. Здесь же очень хорошая и важная техника — не заставлять себя захотеть работать, потому что не бывает так, что вы каждый день хотите работать и испытываете от этого радость. Вполне может быть такое, что вы будете работать без особого желания. Это нормально. Поэтому нужно себя в этом плане отпустить и не нагнетать дополнительный стресс. Последний момент касается работы над большими текстами. Очень важно не терять связи с такими большими текстами, над которыми мы работаем на протяжении долгого времени. Даже если у вас в течение дня не дается возможности написать свою дневную норму или три страницы, все равно взгляните на этот текст, вспомните, о чём он и напишите хотя бы одно слово. Это позволяет сохранять связь с текстом. Такой у нас насыщенный блок получился. Александр, я нигде не соврал? Всё верно?

[38:56] Александр Молчанов: Да, отлично! Всё правильно.

[38:59] Никита Маклахов: Хорошо, давай ещё обсудим такой инструмент, который, как я знаю, часто применяется творческими людьми или людьми, которые хотят развить креативность, это фрирайтинг или утренние страницы. Как по-твоему, полезны ли они и стоит ли их использовать в качестве разминки или разогрева перед основной писательской работой?

[39:57] Александр Молчанов: Здесь я иду поперёк мейнстрима. Постараюсь здесь говорить мягко, поскольку у меня есть принцип, что я никогда не отзываюсь плохо о работах коллег. Я читал все книги Джулии Кэмерон, общался с людьми, которые практикуют утренние страницы. Я считаю, что это чрезвычайно вредная техника. Опять же, я могу ошибаться, но я считаю, что эта техника вредна для творческих людей. Сейчас объясню почему. Дело в том, что писательство это очень сильный инструмент, это инструмент коммуникации. Когда вы пишете, очень важно не только то, как вы наносите текст на бумагу, а важно то, каким вы видите читателя, важно то, что вы чувствуете этого читателя на другой стороне вашего текста. Если вы пишете текст, которые не предназначен для того, чтоб его прочитали, то вы тем самым нарушаете некий энергетический поток. Текст это некий поток энергии от вас к читателю. Даже если вы ведете дневник, и вы себе говорите, опять же вы себя обманываете, «этот дневник никто никогда не прочитает», но тем не менее вы видите какого-то читателя. Может вы его видите в виде какого-то потомка, который находит этот ваш дневник и читает. Вы все равно обращаетесь к некоему читателю. Я считаю, что написание текста без адресата пробивает эти энергетические потоки и оно очень сильно вредит вам, как некоему энергетическому существу. У вас появляется навык написания этих утренних страниц. Сначала вам может показаться, что это действительно дает вам какую-то пользу, но очень скоро это превращается в некую рутину. Скажем так, вы становитесь профессиональным писателем утренних страниц — текстов, которые предназначены для того, чтобы их никто никогда не прочитал. Это очень плохо, это очень вредно. Поэтому я советую писать реальные тексты. По сути то, чем вы занимаетесь, это плавание без воды. Вы спускаетесь в бассейн и размахивая руками, отплевываясь от воображаемой воды, вы как-будто плывете через это бассейн. Поможет ли вам это научиться плавать? Даст вам это навык плавания? Нет, не даст. Воды то нет. Всегда пишите текст, который будет опубликован. Когда я провожу свои платные и бесплатные курсы, у меня обязательное задание на последнем занятии — опубликовать свой текст. Понятно, что если это сценарий, он не публикуется в свободном доступе в интернете, но он обязательно должен быть отправлен какому-нибудь продюсеру, на худой конец должен быть прочитан каким-нибудь знакомым. У текста обязательно должен появиться какой-то читатель. Это и есть тот навык, который вам в себе нужно тренировать — навык коммуникации через текст, через музыку. Вы занимаетесь музыкой, вам нужно сделать так, чтоб вашу музыку услышали, поиграть на флейте в переходе и вы научитесь гораздо большему, нежели вы будете сидеть дома и играть гаммы. Если вы напишете текст и опубликуете его в соцсетях, это даст вам больше, нежели вы просто напишете текст и похороните его где-то в глубинах вашего стола. Вот такое у меня мнение по поводу утренних страниц. Извините, если кого-то оно может покоробить.

[43:04] Никита Маклахов: Да, мнение свежее и необычное, но я не думаю, что оно идет сильно вразрез с тем, что говорили другие наши гости. Когда речь раньше заходила в подкасте о фрирайтинге и утренних страницах, эти инструменты рассматривались больше как техники саморефлексии. Наверное, чтобы разобраться в себе, эти техники могут помочь, но как следует из твоего ответа, Александр, для развития писательских навыков, эти техники не очень подходят.

[43:33] Александр Молчанов: Я даже остановлю тебя. Что такое утренние страницы? Это страницы, которые ты пишешь правым полушарием, ты вытаскиваешь из себя что-то, какой то текст. Рефлексия, это левое полушарие. То есть рефлексия это не утренние страницы, это вечерние страницы. Вот когда ты вечером садишься и в своем дневничке пишешь: «я поставил план на сегодня такой, сейчас я смотрю, что из этого плана сделано, а сделано вот это, какие-то косяки я сделал, вот то у меня получилось, а вот то не получилось» — вот рефлексия. Рефлексия это всегда левое полушарие. Утренние страницы это правое полушарие. Мне кажется, это надо различать и более того, даже такой подводящий итоги дневник гораздо лучше и сильнее работает, если ты его публикуешь. Продуктивность в этом случае вырастет значительно. В том случае, если у твоей рефлексии будет какой-то наблюдатель. Не знаю, почему это происходит, но это происходит. Я, например, публикую свои итоги дня в соцсетях и делаю это для себя. Это помогает мне повышать продуктивность.

[44:46] Никита Маклахов: В общем, вывод такой: факт наблюдения, чтения наших трудов, по умолчанию нам помогает, увеличивает наши способности и продуктивность в том числе.

[44:58] Никита Маклахов: Друзья! Год стремительно приближается к своему логическому завершению, и по этому поводу я решил организовать для вас нечто особенное. Можно было бы назвать это конкурсом, но давайте лучше представим, что это обмен подарками. Напишите мне на почту info@willbedone.ru или в любую из социальных сетей и расскажите о том, что изменилось в этом году в вашей жизни после знакомства с нашим подкастом. Это будет вашим подарком мне. А мой подарок для вас, пускай пока что, останется сюрпризом. Но обещаю, что это будет нечто приятное для каждого, кто поделится со мной своей историей. И, конечно, обмен подарками не отменяет нашего, ставшего уже классическим, конкурса «Книга за отзыв». И сегодняшним победителем конкурса становится молодой человек с очень интересным ником Yasem12345666. Частично зачитаю его отзыв: «Спасибо большое за то, что вы делаете. Очень приятно слушать вас и ваших гостей. Из каждого подкаста я нахожу для себя что-то интересное». Сэм, спасибо тебе за поддержку. Поскольку наш сегодняшний выпуск посвящен эффективности для творческих людей, то и книга к тебе отправляется соответствующая. Её автора зовут Остин Клеон, а называется она «Кради как художник». Не забудь написать мне на почту или в любую из соцсетей и прислать свои почтовые данные. А я ещё разок повторю правила конкурса для тех, кто слушает нас впервые. Оставьте отзыв о подкасте в itunes и, если отзыв окажется самым свежим на момент записи нового выпуска, то книга ваша. Вот так просто.

[46:38] Никита Маклахов: Хорошо, давай ещё напоследок обсудим такой вопрос, который, я думаю, волнует многих творческих людей и, возможно, у тебя тоже будет какой-то свежий, необычный взгляд на эту тему. Я сейчас говорю о проблеме внутреннего критика, внутреннего персонажа, который вечно недоволен плодами нашей работы. Так, например, одна из гостей нашего подкаста, Дарья Кутузова, она как раз специалист по письменным практикам, рекомендовала вести на бумаге самые настоящие диалоги с этим внутренним персонажем, чтобы выяснить, что ему требуется и чтобы как-то с ним примириться. А что ты порекомендуешь на этот счет? Какие у тебя есть способы общения, способы совладания с внутренним критиком?

[47:15] Александр Молчанов: Это прикольно! Надо будет попробовать. Здесь я немножко по другому действую. Я считаю, что есть разные стадии работы над любым проектом. Есть стадия, когда проект является маленьким и нежным цветочком, который очень легко затоптать. Возник замысел какой-то, он может быть сформулирован в виде одного предложения, а может даже ощущения. Есть какое-то смутное ощущение, что на эту тему можно снять кино или можно написать книгу. Если ты этот цветочек покажешь какому-то критику, то этот критик может мимоходом цветочек раздавить. Я считаю, что нужно действовать короткими итерациями. Делаешь какую-то модель проекта, но это должна быть законченная модель. У нас в кино это, например, логлайн. Я формулирую некую идею фильма в виде двух-трех предложений. История девушки, которая приехала покорять Москву и стала рок-звездой. Можно об этом снять кино? Можно. И это минимальная модель проекта. В ней есть героиня, есть ситуация, из которой выращивается история. Например, у меня есть пьеса под названием «Убийца», он мне в таком виде пришла. Я увидел молодого парня, который сидит на подоконнике в общежитии. Сидит и ждёт, что сейчас придут и его убьют. Если бы я кому-то показал проект в таком виде, то мне бы сказали: это ерунда какая-то. Я её довел до минимального жизнеспособного продукта и начал показывать людям уже сформулировав этот проект. Есть творческие люди, у которых очень хорошо отлажено общение между собой. Мне очень нравится, как ставил техническое задание один режиссер одному сценаристу. Задание звучало так: «Я вижу холм. На холме куст. Рядом с кустом стоят какие-то люди и, кажется, один из них Гитлер». Сценарист сказал: да, всё понятно, развернулся, ушёл, через месяц принес готовый сценарий. Это был сценарий фильма «Молох». Режиссер — Александр Сокуров, а сценарист Юрий Арабов. Здесь настолько близкие, настолько глубокие отношения режиссера и сценариста, что при абстрактной и мутной модели, сценарист сразу понял, что и как ему делать с этой историей. То есть вам нужно сделать некую минимальную, жизнеспособную модель, которую вы можете показать, и она способна за себя постоять. Критика отключайте на время работы. Сделали модель — подключайте критика. Внутреннего, внешнего, какого угодно. Следующий этап — это написание, например, синопсиса. Опять же, подрастили чуть-чуть и снова выставляете её под критику и внутреннюю и внешнюю, это может быть редактор или продюсер. Следующее, пилот. Например, первая серия. Опять же, пока вы пишете, вы не позволяете никому себя критиковать. Написали, выправили, закрыли проект и выставляете его под дождь критики. А дальше целиком проект. Эта модель шагов позволяет выстроить некую стратегию улучшению вашего проекта. Если он будет открыт к критике в момент роста, то его легко убьют. Вы его прячете ото всех, выращиваете чуть-чуть, закрываете, окукливаете и выставляете под критику. В этом случае его способность к выживанию вырастает и вы начинаете видеть в какие места бьет критика. Из-за того, что он у вас защищен, закрыт в вашем сознании, критика не убивает проект, но вы видите в какие точки она бьет и понимаете: «это слабо и это слабо, это надо доработать». Потом, когда вы этот проект убираете из-под критики продолжаете с ним работать, вы уже знаете, что нужно с ним делать и в каком направлении. По сути, это соотносится с тем, что я рассказывал раньше. Есть правое полушарие, а есть левое полушарие. Когда вы работаете, у вас включено правое полушарие. Когда вы закончили модель и начали её оценивать, у вас включается левое полушарие. Ваш критик сидит в левом полушарии.

[51:54] Никита Маклахов: В этот раз всё было не так радикально, как с фрирайтингом. Прежде чем мы перейдем к нашей регулярной заключительной рубрике, давай я в очередной раз подведу итоги. Мы побеседовали сначала по поводу пользы фрирайтинга и утренних страниц для творческих людей, для писателей. У александра на этот счет довольно интересное мнение. Он считает, что любое текстовое творчество, любое писательство — это прежде всего инструмент коммуникации с читателем. Поэтому, если ты пишешь текст, который не предназначен для того, чтобы его впоследствии читали, то ты тем самым нарушаешь то, что назвал Александр энергетическим потоком между писателем и читателем. По сути, ты вредишь своим же навыкам. Даже дневниковые записи, которые вы ведете в конце дня, анализируя прожитый день, может быть не напрямую, но всё таки предназначены для других людей, потому что во время того, как их пишете, думаете о том, что их могут прочесть ваши потомки или какой-то человек в будущем. Более того, когда ты регулярно занимаешься утренними страницами, то ты со временем становишься профессионалом не в написании текстов, а профессионалом в написании именно утренних страниц. Напрямую с писательскими навыками это ничего общего не имеет. Поэтому главный принцип, который Александр рекомендует здесь, звучит так: «у любого текста должен быть читатель. Если вы хотите развивать свои писательские навыки, пишите из расчета того, что текст в дальнейшем будет прочитан. Ещё один вопрос, который мы обсудили, это вопрос отношения с критиками, внутренним критиком — персонажем внутри нас, который вечно недоволен нашей работой, и с внешними критиками, то есть, с людьми, которые могут увидеть нашу работу и как-то о ней хорошо или нехорошо отозваться. Что же делать с ними? Здесь нужно брать во внимание, что у любого проекта есть разные стадии готовности и разные этапы работы над такими проектами. Если вы будете показывать свою работу на ранних этапах, стадии которой назвал Александр нежным цветком, то на этом этапе критика может погубить проект и от неё толку никому не будет. Тот метод, который предложил Александр — это действовать поэтапно. Пока вы работаете в рамках одной итерации, вы не позволяете никому, ни себе, ни другим людям. Как только итерация закончена, например, создана какая-то общая идея, то можно сказать, что проект обретает защитную оболочку. В такие моменты критика ему не повредит, а позволит понять, в каких направлениях, какие моменты стоит в дальнейшем доработать. Как только обратная связь получена, вы снова удаляетесь от критики и работаете в рамках короткой итерации. Вы повторяете этот процесс, пока проект не будет закончен. Такой подход, по мнению Александра, позволяет извлечь максимальную пользу из критики, из любой обратной связи, и при этом не навредить ни вашему проекту, ни вашему отношению, ни вашей оценке этого проекта. Наш подкаст постепенно подходит к концу. И как обычно, в конце я задаю нашим гостям 3 коротких вопроса. Я прошу их назвать книгу, привычку и сервис, которые так или иначе помогаю в их жизни и которые они готовы порекомендовать. Александр, пожалуйста, давай начнем с книги. Расскажи, какую книгу ты бы хотел порекомендовать мне и нашим слушателям.

[54:57] Александр Молчанов: Это не такой простой вопрос, потому что сейчас появилось очень много книг. Они очень узко сегментированы. Есть книги по продажам, по маркетингу, по продуктивности, о том, как бегать, о том, как бегать зимой, о том, как бегать летом. Здесь сложно выбрать одну книгу. Вы можете себя спросить: какой навык я хочу прокачать. Например, навык скорочтения. По нему вы можете найти 10 книг, которые прокачают тот или иной навык. Лично для меня одной из самых значительных книг, которые меня сильно продвинули, дали мотивацию, дали некие стратегии жизни, это книга Константина Сергеевича Станиславского «Моя жизнь в искусстве». Это мемуарная книга, в которой он рассказывает историю создания художественного театра и историю создания того, что называется системой Станиславского. На мой взгляд, книгу нужно читать не только актерам, её обязательно нужно читать и предпринимателям, и тренерам, и коучам — всем, кто работает с людьми. Тем, кто всё время занимается взаимоотношениями с клиентами, с учениками и т.д. Это расписанная по шагам стратегия того, что и как делать не надо, что и как делать надо. Выполняя некую большую задачу, связанную с изменением к лучшему жизни большого количества людей. Следующее, приложение. Кто-то из твоих коллег, либо ты, рассказывал о технике Помодоро. Может быть многие из вас уже практикуют её, я тоже её пробовал практиковать самопально, поглядывая на часы. Тогда я поставил себе на телефон бесплатную простую программу-таймер Clockwork Tomato. Она есть и для iPhone и для Android. Вы её запускаете, у вас начинает тикать таймер, 25 минут вы работаете, 5 минут отдыхаете. Таким образом вы можете проработать 4 помидорки или 8 помидорок. Эта техника значительно повышает продуктивность. Казалось бы, что может быть проще — 25 минут работаешь, 5 минут отдыхаешь, 25 минут работаешь, 5 минут отдыхаешь. Попробуйте, поставьте себе на телефон эту программку и поработайте по ней. Вы удивитесь тому, насколько вырастет ваша продуктивность. У меня был рекорд — 16 помидорок за день. И я очень много сделал в тот день, но комфортно я себя чувствую, когда прорабатываю 8 помидорок в день. И привычка. Самая важная привычка — все дела начинать вовремя. У меня график построен таким образом, что я начало того или иного дела всегда приколачиваю. «Начать писать в 10 утра», «вести вебинар в 20:00», «взять интервью в такое-то время». То есть я приколачиваю начала дела и оставляю большой временной зазор, как правило, равный такому количеству времени, которое я выделяю на это дело. Если я знаю, что мне нужно писать час, я выделяю на это 2 часа. Начинаю писать в 8:00, скорее всего я заканчиваю в 9:00, но у меня остаётся час — временной зазор на случай, если я недооценил задачу и она занимает больше времени. У меня всегда есть время на то, чтобы всё сделать. Привычка — начинать всё вовремя.

[59:15] Никита Маклахов: Здорово, у нас получилось в итоге: книга Станиславского «Моя жизнь в искусстве». Сервис — это Clockwork Tomato, приложение помогающее работать по системе Помодоро. Многие из гостей её рекомендуют. Один из прошлых гостей, также рекомендовал приложение Forest, оно помогает геймифицировать эту систему. В приложении Forest ты выращиваешь дерево, а если отвлекся в течение 25 минут, то дерево умирает, так что ты будешь виновен в смерти дерева. Привычка, которую практикует Александр, это начинать дела вовремя и, желательно, оставлять временные небольшие зазоры между задачами, на случай непредвиденных ситуаций, чтобы всегда была страховка, и спокойствие без стресса. Отлично, тогда на этом мы будем закругляться, будем прощаться. Александр, спасибо большое за насыщенную и полезную беседу. Желаю тебе, чтобы из-под твоего пера вышел ещё не один десяток выдающихся произведений и, чтобы с твоей помощью тысячи людей исполнили свою мечту и написали свой первый сценарий. На сколько я знаю, именно этому ты и обучаешь.

[1:00:37] Александр Молчанов: Да, Никита. Большое спасибо. Я желаю тебе и всем слушателям твоего подкаста удачи и вдохновения. Пока!

[1:00:47] Никита Маклахов: Отлично, а я со своей стороны, желаю вам, дорогие слушатели, помнить: чтобы написать сценарий или книгу, всё что нужно делать, это писать каждый день, пусть по чуть-чуть, но писать. Принцип маленьких шагов, который мы уже неоднократно обсуждали, работает и в этой области. Спасибо, что были с нами! Успехов и до новых встреч!

[1:01:10] Никита Маклахов: Друзья, если честно, изначально я хотел в следующую субботу, 31 декабря, оставить вас без свежего выпуска. Ну а что? У всех уже в этот день свои заботы, новогоднее настроение. Тут не до повышения личной эффективности, да и мне отдохнуть не помешает. Но потом я взял себя в руки и решил подготовить для вас нечто необычное. И если задуманное у меня получится, то выпуск, который вы услышите в следующую субботу будет во всех смыслах особенный и очень даже новогодний. Так что надеюсь, что в этом году мы с вами ещё услышимся. До встречи!

[1:01:43] Никита Маклахов: Вы прослушали очередной подкаст от проекта «Будет сделано!». Чтобы вы могли извлечь из него ещё больше пользы, я оформил для вас специальный бонусный документ. В этом документе в очень удобном и красивом виде собраны все самые главные рекомендации наших гостей по каждому выпуску. Напишите нам пару приятных слов на странице подкаста в iTunes или опубликуйте ссылку на подкаст на своей странице в любой из социальных сетей, а после этого напишите мне в личные сообщения или на почту. Я буду рад отправить вам этот бонусный документ. Также не стесняйтесь присылать мне свою обратную связь, вопросы, идеи и комментарии. А я в свою очередь приложу все усилия к тому, чтобы каждый выпуск был интереснее и насыщеннее предыдущего. Оставайтесь с нами и всё самое важное в жизни будет сделано!