Как приручить Музу и победить чудовище? Цитата Яны Франк из выпуска подкаста Будет сделано!

Гостья выпуска — Яна Франк, иллюстратор, автор девяти книг и системы личной эффективности для творческих людей. Блог Яны в Живом Журнале стабильно находится в десятке лучших среди всех русскоязычных блогов. Узнаем, как примирить дисциплину и вдохновение!

Также подкаст можно слушать с помощью: Apple, Google, Яндекс, VK

Любимые книги гостей подкаста

В каждом выпуске наши гости рекомендуют лучшие, по их мнению, книги. Мы тщательно изучили рекомендации, убрали лишнее и оставили главное! Заполните форму и мы тут же пришлём вам на почту сочный PDF-документ со списком 10 лучших книг по версии героев подкаста. Стоит прочитать!

Ссылки и полезная информация

Содержание подкаста

[02:30] Как завоевать широкую популярность и добиться успеха?
[05:08] Где искать идеи для ежедневных записей в блог?
[07:32] Как защитить себя от троллей и обидных комментариев?
[10:41] Чем любимое дело похоже на кошку? Как относиться к проектам?
[21:27] Как преодолеть тяжёлое испытание и победить смертельную болезнь?
[33:12] Нужны ли творческому человеку наркотики? Как управлять манией?
[37:39] Какие проблемы у творческих маньяков? Как не бояться чистого листа?
[44:55] Как организовать творческую работу? Помогут ли таймеры и списки?
[57:37] Как выглядит рабочее место Яны Франк? Зачем ей шесть столов?
[61:08] Рекомендации в рубрике «Три в одном»: книга, привычка и сервис.

В выпуске были упомянуты

1) Муза и чудовище, Дневник дизайнера маньяка — книги Яны Франк
2) История дизайнера — статья о начинающем дизайнере, который создавал иконку каждый день в течение года, и о том, как эта привычка изменила его жизнь
3) Режим гения — книга Мейсона Карри о распорядке великих людей
4) Polar — пульсометр
5) Fat Secret — счётчик калорий
6) Отказываюсь выбирать — книга Барбары Шер о сканерах
7) Бойцовский клуб — фильм Дэвида Финчера по роману Чака Паланика


Никита Маклахов в Интернете

1) makniko — профиль во ВКонтакте 
2) willbedone — канал в Telegram

Яна Франк в Интернете

1) simply miu — блог в ЖЖ
2) Miu Mau — личный сайт Яны Франк
3) mammamiu — профиль в Instagram
4) mammamiu — профиль в Facebook

Рубрика «Три в одном»

1) Книга — Пётр Успенский «Четвёртый путь»
2) Привычка — пересматривать список дел и вычеркивать те, которые не дарят радость
3) Сервис — RescueTime

Результаты конкурса «Книга за отзыв»

Слушательница в iTunes с ником semenova_juliette выиграла книгу Яны Франк «Муза и Чудовище»

Главные идеи выпуска

1. Блог — это дневник, поэтому он не требует ежедневных глубокомысленных и блистательных постов. Можно относиться к ведению блога проще.
2. Важно, чтобы проект увлекал вас и вызывал желание им заниматься. Если вы будете делать это из-под палки, ничего хорошего не получится. Вы просто не сможете уделять проекту время каждый день и, в конце концов, бросите его.
3. Темы, обсуждение которых неизбежно причиняет вам боль, можно дозировать или вообще не затрагивать.
4. Когда человек горит своим делом, ему хочется вставать по утрам, всегда есть творческие идеи и амбиции, и остаётся только выбирать, какие реализовывать.
5. Наличие списка дел успокаивает, так как появляется ощущение контроля. Исчезает большая часть страхов, которые в ином случае мешали бы творить.

Практические рекомендации

1. Не стоит обсуждать с широкой аудиторией проблемы, которые сильно волнуют вас в данный момент, чтобы избежать комментариев, которые причинят боль.
2. Присвойте вашему проекту «статус кисоньки» и относитесь к нему, как к домашнему питомцу, то есть с любовью.
3. Записывайте всё интересное, что происходит в жизни, чтобы потом написать об этом в блог и обсудить с аудиторией. Ведите блог, как личный дневник.
4. Относитесь к троллям с неким любопытством, каждый раз думайте, что же они такого попытаются придумать, чтобы вас в этот раз вывести из равновесия.
5. Смотрите больше книг с картинками, идите в библиотеку и перелистайте книги по искусству, иллюстрации, дизайну. Большое количество классных книг вызывает вдохновение и желание что-то пробовать и делать самому.

Понравился выпуск? Послушайте также

Спонсор выпуска

Благодарим компанию Ergostol, которая занимается продажей столов и стульев с регулируемой высотой для работы стоя/сидя, за помощь в работе над выпуском. По кодовому слову willbedone вы можете получить скидку 10% на любой товар, представленный на сайте компании.

Текстовая версия подкаста с Яной Франк

[00:10] Никита Маклахов: Обратите внимание, что со всеми упомянутыми в выпуске ссылками, названиями и рекомендациями можно ознакомиться на нашем сайте willbedone.ru. Там же доступно текстовое тезисное описание каждого выпуска. Приятного ознакомления!

[00:29] Никита Маклахов: Добрый день! В эфире подкаст «Будет сделано!» — программа для тех, кто хочет делать больше за меньшее время, а также жить и работать без стресса. Я, ее ведущий — Маклахов Никита. Сегодня у нас в гостях Яна Франк — иллюстратор и автор девяти книг, среди которых есть книга под названием «Муза и чудовище», где предлагается авторская система личной эффективности для творческих людей. Многие также знают Яну благодаря ее блогу в Живом Журнале, который стабильно находится в топ-10 среди всех русскоязычных блогов. Мы поговорим с Яной о ее методах организации творческого процесса, о том, как ей удается регулярно издавать новые книги, почти каждый день публиковать новые посты в блоге и при этом еще много-много-много рисовать. Также, как вы узнаете чуть позже, у Яны дома целых 6 рабочих мест. Это позволяет ей, во-первых, не тратить каждый раз драгоценные минуты рабочего времени на подготовку места, а во-вторых, менять контекст и таким образом предоставлять мозгу каждый раз новые впечатления. Вовсе не обязательно повторять опыт Яны, но организовать два рабочих места, на одном из которых вы сможете работать сидя, а на другом стоя, будет полезно практически всем. Причем для этого вовсе не обязательно покупать два стола, может хватить и одного. Если вам по душе эта идея, то обратите внимание на наших спонсоров — компанию Ergostol. Они занимаются продажей столов и стульев с регулируемой высотой, на которых можно работать как стоя, так и сидя. Так что предлагаю вам зайти на сайт компании по адресу ergostol.ru, ознакомиться с их ассортиментом, и если вам что-то приглянется, то по кодовому слову willbedone вы сможете получить скидку размером 10% на любой заказ. А мы переходим к Яне. Яна, приветствую!

[02:29] Яна Франк: Здрасьте!

[02:31] Никита Маклахов: Яна, на мой взгляд, ты являешься редким примером человека, который начинал работать в сфере дизайна, а после этого стал известен широкому кругу людей не только из дизайнерской сферы. В этом плане кроме тебя мне на ум приходит, пожалуй, только Артемий Лебедев, его уже знают все кому не лень. Расскажи, пожалуйста, откуда растут ноги у твоей популярности, что ты делала, чтобы выйти на такой уровень?

[02:58] Яна Франк: Мне кажется, здесь есть три компонента. Первый, самый простой — о нем сказано и написано миллион раз, просто некоторые либо не в состоянии это простое условие выполнить, либо не хотят, либо не хватает мотивации, либо не верят в то, что это действительно так — расцветает то дело, которым занимаются каждый день. Вот и все правило. Я верю, что оно работает в любом случае с любой работой, с любым бизнесом и с любым делом. Я просто действительно очень много лет пишу этот блог каждый день, поэтому он обрел такую популярность. В принципе до почти последних мест в топе он забрался полностью сам, вообще без каких-либо легальных и нелегальных методов накрутки, я действительно просто его писала. Последний серьезный шаг из двадцатки в десятку я сделала очень быстро в результате того, что про меня где-то написал Тема, и после этого я дальше уже поднималась. Мой блог весь этот путь действительно проделал без каких-либо методов накрутки. И второе — личный компонент, то есть я со своей публикой разговариваю как живой человек. Я продолжала писать в моем блоге, когда я тяжело заболела, когда я полностью разорилась, когда мне вообще пришлось бросить работу в том виде, в котором она была. Я несколько раз пыталась начать все заново, и у меня не получалось местами. Плюс весь Интернет был свидетелем отчасти разваливающихся отношений и так далее. К сожалению, популярный блог еще характерен тем, что люди, которые имеют какое-то отношение к блогеру, тоже не забывают самовыразиться. Например, когда я разбегалась со своим спутником жизни, он тоже об этом активно писал в блоге, и всем было очень интересно почитать. Местами это не совсем легко, но это личные вещи, которые, конечно же, притягивают читателя. Читатель видит, что там живой человек, у которого тоже проблемы, который не только все время успешен, а иногда очень даже серьезно переживает какие-то проблемы, делает просто заоблачные глупости и так далее. Я думаю, что те вещи, которыми я занимаюсь регулярно и много, расцветают, а как только чем-то перестаешь заниматься, оно радостно увядает. Заниматься надо часто.

[05:09] Никита Маклахов: Смотри, Яна, ты озвучила такую мысль, что нужно заниматься чем-то каждый день, то есть по сути превратить занятие в привычку. На словах это звучит достаточно просто: писать в блог по одному посту каждый день. Но на деле обычно получается, что человек садится за пост, и в какой-то из дней он понимает, что сегодня у него не получится ничего гениального, выдающегося, ничего такого, что «взорвет» весь Интернет, а получится, скорее всего, какой-то серый проходной пост. Что ты делаешь в таких случаях? Позволяешь ли ты себе писать такие «проходные» посты или все-таки стараешься, чтобы каждый пост был сильнее предыдущего?

[05:44] Яна Франк: Вообще блог — это дневник, а у дневника нет цели написать каждый раз что-то, что взорвет весь Интернет или что-то такое. Если у меня есть очень серьезная тема, над которой я годами и месяцами думаю, разрабатываю и так далее, я это пишу в книгу. А блог — это дневник, в который человек пишет то, что его волнует, о чем он думает, что актуально занимает его мысли и что он хотел бы обсудить со своей аудиторией. То есть у дневника совершенно нет претензий каждый день выдавать какую-то научную работу. Я думаю, что нужно относиться к этому проще. Каждый день меня что-то волнует и занимает, наверное, как и каждого человека. Я где-то что-то увидела, где-то что-то пережила, в конце концов я весь день работаю, у меня что-то происходит: то я с клиентом пережила какую-то смешную историю, то у меня тут две кошки ходят, которые регулярно поставляют какие-то анекдотические истории. Просто я завела себе привычку писать это в дневник. Некоторые люди пишут дневники закрыто, для себя в тетрадке, а я пишу дневник открытый, который могут прочитать тысячи людей. Но по сути это просто такая привычка. Вот если вы что-то интересное переживаете, вы идете и рассказываете — кто мужу, кто жене, кто маме, кто подруге или другу. А я, помимо того, что я об этом поговорила с сыном, со своим мужчиной, с мамой и еще с кем-то, пошла и еще поговорила со всем Интернетом. Вот и вся разница. Просто то, что меня волнует, интересует, я привыкла записывать, описывать и выставлять в ЖЖ на обсуждение, чтобы другие люди тоже могли высказаться по поводу ситуации и так далее. У меня нет цели каждый раз писать гениальное произведение.

[07:32] Никита Маклахов: Хорошо, с этим стало чуть понятней. Тогда следующий вопрос: ты сказала, что твоя душа становится наизнанку, то есть выставляется на всеобщее обозрение. Зная реалии Интернета, часто люди-комментаторы особо не выбирают слова и могут написать что-то такое, что сильно может человека задеть. Как ты работаешь с этим? Как ты относишься к такой критике или откровенным выпадам? Как ты перестала это болезненно воспринимать?

[08:00] Яна Франк: В сравнении с тем, сколько вообще людей читает этот блог, у меня мало троллей. Есть несколько человек, которые периодически выплескивают свою ненависть, но я считаю, что их очень мало по сравнению с теми, которые пишут мне положительные вещи, которые общаются со мной через этот блог и подпитывают меня вдохновением и вообще радостью бытия. У меня есть правило: я стараюсь не обсуждать и не писать в ЖЖ про проблемы, которые у меня страшно болят и кипят вот прямо сейчас. У меня в том числе есть такая же привычка письма — не писать на пике эмоций. Я о каких-то очень серьезных проблемных ситуациях пишу на трезвую голову, когда переболела ими и успокоилась. Потому что в Интернете истерики человека, который очень взволнован и расстроен — это магнит для троллей. И вообще можно много всего наговорить очень эмоционального, вернее понаписать, в чем нет необходимости. Потом сам переболеешь, успокоишься и понимаешь, что половину этого можно было не кричать на весь Интернет. Я пишу очень личные вещи, но о самых страшных драмах я пишу, когда сама уже успокоилась, чтобы я могла так же спокойно и с трезвой головой участвовать в дискуссии и не начинала рыдать от каждого комментария по этому поводу. Часто бывает так, что мне пишут какую-нибудь гадость, я на нее вообще никак не реагирую, и достаточно подождать некоторое время, как приходит кто-нибудь из читателей и сам начинает заступаться. И я через час понимаю, что мне уже не надо участвовать ни в какой дискуссии, потому что читатели пришли, сами заступились, сами поругались, а я могу посмотреть. Есть темы, к которым я привыкла, о которых мне уже писали — чего только люди мне не желали, чего они только плохо обо мне не думали, к этому я научилась относиться совершенно спокойно, мне даже интересно. Иногда приходит какой-нибудь тролль, думаешь: «Ну вот что-нибудь совсем плохое скажи, будет хотя бы интересная дискуссия по этому поводу». А есть вещи, которые я переношу тяжело, к этому я привыкнуть не могу, и в связи с этим я просто дозирую вообще саму эту тему. Например, мне тяжело, когда кто-то плохо отзывается о моих детях и внуках, либо желает им чего-то нехорошего, вот на это мне не обращать внимание труднее. Но результатом этого является просто то, что я про них пишу достаточно редко, чтобы не провоцировать таких наездов, вот и все. На меня можете наезжать сколько хотите, я, в общем-то, в этом плане уже расслабилась, у меня просто дзен отрос. Больше 10 лет — уже 15 лет я этот блог пишу! — чего я там уже начиталась, по-моему, уже ничего придумать нельзя, чего я там не читала в свой адрес.

[10:42] Никита Маклахов: Хорошо, спасибо за ответ. Я хочу вернуться немножко назад к теме популярности. На этот счет меня в свое время очень вдохновила история одного дизайнера, который вдруг понял, что ему хорошо бы прокачать навыки иллюстрации, и с того момента он начал каждый день рисовать по одной иллюстрации и выкладывать в свой блог в Интернете. Это привело к тому, что через год он мало того, что, разумеется, прокачался в этой сфере, так еще и стал очень популярным, потому что его заметили какие-то новостные издания, написали о нем, и таким образом слух о нем прошелся по всему Интернету. На мой взгляд, это такая прекрасная иллюстрация силы маленьких шагов, которую я очень люблю проповедовать и которой сам придерживаюсь. На мой взгляд, это как раз соответствует тому, о чем ты говоришь: расцветает то, чему ты посвящаешь каждый день. Мой вопрос такой: расскажи, какие, на твой взгляд, есть еще привычки, которые стоит практиковать творческим людям и которые в потенциале могут принести прям ядерный эффект (например, писать посты в блог или делать вот такие иллюстрации и так же их куда-то выкладывать).

[11:49] Яна Франк: Я вообще очень люблю приводить аналогию с кисонькой. Допустим, у вас дома есть дети, жена, работа, базовые вещи, и есть любимое домашнее животное. Я всегда предлагаю представить себе ситуацию, что человек, у которого весь быт налажен, вышел из дома и сломал ногу. Его везут в больницу, он понимает, что все его планы нарушились. Что я первым делом делаю? Я смотрю, заберут ли моего ребенка из школы или из садика, что он голодным не останется, это первая моя забота. Дальше у меня следующий вопрос: не помрет ли с голоду дома кошечка? Я первым делом бросаюсь думать, либо кого-нибудь обзваниваю: «Люди, сделайте что-нибудь, я потом вернусь, сама дотяну, либо ребенка заберите, чтобы не пропал» и так далее. И если я там в больнице уже услышала, что мне через 5 часов наложат гипс и отпустят, допустим, кошку я не буду никому поручать. Я прибегу домой и, натерпевшись в больнице со всеми делами, первым делом брошусь, конечно, кормить кошку, потому что с кормежкой опоздала уже на 5 часов. А потом я лягу на диван отходить от всех своих приключений и кошечку буду гладить и жалеть, потому что она без меня тут настрадалась. Так вот, вот это ваше дело должно быть у вас в статусе кошечки. Я натерпелась чего-то и набегалась, но, добравшись до какого-то девайса или компьютера, первым делом сажусь и пишу пост в блог. Я им занимаюсь, потому что мне жалко, что я его бросила, мне жалко, что он простаивает без информации. Куча читателей, они от меня что-то ждали и не получили. И если я попала в больницу больше, чем на пару часов, то когда родственники спросят, что мне принести в больницу, я обязательно скажу первым делом: «Планшет, зарядку, телефон», то есть вещи, которые позволят мне хоть как-то подавать признаки жизни туда, где от меня что-то ждут, и мне вот этот весь проект греет душу. Собственно говоря, я все время что-то пишу в блог, все время этим занимаюсь и придумываю, что бы еще такого интересного сделать, потому что я его люблю. Этот человек прославился с иллюстрацией тоже потому, что ему было интересно. Если бы он из-под палки рисовал какую-то тоскляндию, он бы себе поставил задание рисовать руки-ноги-лица и не прославился бы, потому что это никому не было бы интересно. Он наверняка рисовал интересные истории, он наверняка смотрел на реакции читателей, что понравилось, что не понравилось. Он радовался, когда ему удалось попасть в точку, нарисовать что-то популярное, и он пытался еще раз этот опыт повторить. Он взаимодействовал и со своей аудиторией, и пытался расти, работать над собой, у него росло вдохновение, амбиции и желание в этом деле еще больше вырасти и еще интереснее нарисовать. У него появлялось еще больше идей и вот этот челлендж «а смогу ли я это выразительно нарисовать?» Когда ты дело любишь, ты в него вкладываешься, потому что получаешь удовольствие от роста. Мне кажется, что вот это вообще главный компонент. Потому если от дела тоска и ты чувствуешь его как обязаловку, не будет возможным заниматься им каждый день. Либо будешь каждый день заниматься им так, что в какой-то момент тебе скажут: «Слушай, брось, лучше бы ты этим не занимался». Нельзя заниматься каждый день и успешно развивать какое-то дело, если нет к нему любви и живого интереса.

[15:11] Никита Маклахов: Получается, что, с одной стороны, нужно выбрать интересное любимое дело, а с другой стороны, начать относиться к нему в формате «умри, но сделай». Так?

[15:21] Яна Франк: Да, но это происходит само. Я же кошечку кормлю потому, что понимаю, что взяла на себя ответственность, если я не буду ее кормить, она умрет. Но на первом месте стоит то, что мне ее жалко, я действительно сижу в больнице и думаю, что она там четыре часа не ела или грустит, что ее бросили. Мне ее жалко, я к ней испытываю человеческие чувства. Я понимаю, что это не такая вещь, которую можно делать по желанию раз в неделю, но в этом важный компонент, что ты делаешь не потому, что обязаловку навесили, а потому, что чисто по-человечески нельзя ее не покормить. Вот точно так же должно быть с работой. Это же мой любимый проект, я вижу и знаю, что если я его не покормлю 4-5 дней, он начинает падать в рейтингах, я вижу комментарии людей, которые пишут: «Мы что-то сюда заглянули, ничего не нашли, расстроились и ушли». Мне становится обидно, да и жалко. Я уже не говорю о том, что я тоже начинаю скучать по общению со своими читателями, потому что это стало интересной частью моей жизни. Вот когда вы такие чувства испытываете, тогда это работает. И в иллюстрации, и в рисовании, и во всех остальных делах точно то же самое. У меня часто так бывает, что я одно задание дорисовываю, уже рутина, осталось сколько-то часов, а в мыслях вся уже в новом задании. Потому что у меня амбиции растут, я думаю: «А я еще вот это не пробовала нарисовать. А у меня есть вот такая идея, если я ее зарисую, интересно, она получится так же, как у меня в голове, или будет разваливаться, как только это реально нарисуешь?» Или еще что-то. То есть у человека появляются новые творческие цели, желание попробовать новое что-то. Это вот то состояние, когда утром просыпаешься и, хотя сна было не очень много и наработался в предыдущий день, несешься посмотреть, как приклеилось то, что с вечера было приклеено, держится, не держится, срослось, не срослось. Вот такие вещи. Или появился пост, над которым я до 4-х часов работала, и, проснувшись утром, я бегу смотреть, есть ли комментарии, понравилось ли людям то, над чем я работала тут полтора месяца, или нет. Когда человек своим делом горит и оно его интересует, когда его интересует прогресс, тогда человеку хочется что-то делать каждый следующий день. И есть идеи, которые ему хочется попробовать, и в идеале этих идей должно быть столько, что вообще если их все сейчас сесть и копать отсюда до новогодней елки, их хватит на 5 лет, и надо только выбрать, какие первыми делать. И делаешь их каждый день. Вот тогда дело расцветет.

[18:04] Никита Маклахов: Как вам идея Яны насчет статуса кисоньки? Лично мне никогда не приходило в голову сравнивать любимое дело с кошкой, но что-то в этом определенно есть. Ведь если бы я не относился точно таким же образом к подкасту, то не смог бы каждую неделю без перерывов на протяжении уже года публиковать новые выпуски. А чем вы горите настолько, чтобы не пропускать ни дня? Согласитесь, от такого подхода — сплошные плюсы. Во-первых, маленькими шагами мы можем прийти к любой цели. Во-вторых, сами действия входят в привычку и становятся образом жизни. В-третьих, мы получаем удовольствие как от процесса, так и от прогресса. Все это звучит прекрасно, но обычно в самом начале возникает проблема: вы пропускаете один день, второй, потом третий, и вот перерыв уже превратился в срыв, и вам нужно начинать все сначала. Так привычка не сформируется и дело не расцветет. Хорошая новость в том, что у этой проблемы есть решение, причем довольно простое и интересное. И это решение — «Игра в привычки», мой обучающий курс о том, как внедрить любое действие в жизнь без срывов и без насилия над собой. За 7 недель вы освоите технологию и протестируете ее на трех любых привычках. По опыту предыдущих потоков гарантирую вам много инсайтов, хорошую компанию и, конечно же, результат. Следующий поток стартует 29 мая. Я предлагаю вам оставить заявку на сайте willbedone.ru/game прямо сегодня, чтобы точно забронировать для себя место. До встречи на «Игре»!

[19:53] Никита Маклахов: Итак, мы с Яной обсудили, как обрести успех, как стать заметным в своем деле. И здесь есть очень простой, но, на мой взгляд, довольно крутой и эффективный рецепт, который звучит так: расцветает то дело, которое ты делаешь каждый день. В случае с Яной это дело — ведение блога. И здесь у Яны также есть некоторые интересные рецепты, которые позволили ей добиться успеха на этом поприще. Во-первых, она старается разговаривать со своими читателями как живой человек, то есть показывать всю изнанку своей жизни. Во-вторых, она ведет свой блог как личный дневник. Это позволяет ей не особо критично относиться к постам, а просто писать о том, что ее волнует. То есть не пытаться довести посты до какого-то совершенства, а писать о том, что ее волнует, и выдавать именно в таком виде контент. Есть еще пара правил, которые относятся к взаимодействию с агрессивными подписчиками, которых нередко называют троллями. Первое правило — это не выставлять проблемы на обозрение на пике эмоций. Если у вас что-то случилось и вас это сильно беспокоит, то не стоит сразу об этом писать, подождите, пока эмоции поутихнут. Второе правило — это научиться относиться к троллям с неким любопытством, каждый раз думать, что же они такого попытаются придумать, чтобы вас в этот раз вывести из равновесия. Также мы обсудили очень интересный прием… даже не прием, а отношение к делам, которое называется «статус кисоньки». Суть этого заключается в том, чтобы выбрать какое-то любимое целевое дело и вывести его в рамки обязательного, привить себе отношение «умри, но сделай», тогда это обеспечит стабильный регулярный прогресс. Хорошо, Яна, теперь я бы хотел с тобой обсудить тему, которую не часто услышишь в подкастах — это тема болезни. Я знаю, что какое-то время назад ты победила рак, и мне кажется, что тяжелее такой ситуации в жизни в принципе мало что можно придумать. Пожалуйста, расскажи, что тебе помогло не опустить руки, не скатиться в бесконечную жалость к себе, а найти в себе силы бороться и в итоге выйти из этого победительницей.

[21:57] Яна Франк: На самом деле я считаю, что у человека, который так заболел, выбора-то нет. Вот человек заболел, и ему говорят: «Очень велика вероятность, что ты от этого умрешь, но есть вот то-се, пятое-десятое. Можно вытерпеть, взять на себя, сделать это и этим повысить шансы, что ты все-таки не умрешь». И дальше человека начинают просто ставить перед фактом, что «вот сейчас мы можем сделать химию, потом мы можем сделать операцию, и еще одну операцию, и еще одну химию» и так далее. Отчасти-то от пациента нужно ,чтобы он просто это вытерпел. В первые три года с момента диагноза я практически ничего не делала, кроме как пыталась, что называется, пережить это все и выжить. Не лечиться, лечь и умирать — это вообще не вариант. Это не вариант, потому что у меня есть много врачей в семье и я знаю, что это не смешно, это не какой-то легкий выход, когда можно лечь и умереть за 5 минут. Это очень-очень страшно и очень-очень тяжело, это нелегкая смерть, поэтому смыться из этой ситуации никак нельзя. Есть еще более плохой вариант — если человек не умрет от этой болезни, а дотянет до очень-очень-очень страшной инвалидности и в этой инвалидности останется живым еще на несколько десятков лет. Это, мне кажется, намного хуже. Поэтому здесь вариант только бороться за максимум, то есть бороться в первую очередь за жизнь, а во вторую — за сохранение качества жизни как можно больше. Ну и у меня, конечно, был супер важный аргумент — когда я заболела, у меня был маленький ребенок. Причем ребенок был маленький, но не до такой степени, чтобы не понимать, что происходит. В 11-12 лет дети идут в Интернет, читают все про мамин диагноз, приходят на следующий день в больницу вот с такими огромными глазами и говорят: «Мама, ты умрешь?» Я не могла ему пообещать, что я не умру, но как минимум обещала, что я сделаю все для того, чтобы здесь задержаться еще как можно дольше. Потому что очевидно, что чем меньше ребенок, тем страшнее для него эта потеря, и вообще очень хотелось бы посмотреть еще на то, как он тоже будет жить и развиваться. Вот это было моим главным мотивом, что я еще кому-то здесь нужна. Ну а дальше человек борется, он начинает просто принимать на грудь все, что ему выписывают врачи, и терпеть. Собственно, первые три года я вообще только этим и занималась. Сначала я еще пыталась работать, что-то делать, но потом поняла, что бесполезно дергаться, потому что ты выходишь из больницы на две недели и попадаешь туда обратно, за это время не успеваешь вообще ничего, сил нет ни на что. Я же была очень спортивным человеком, то есть я эксессивно занималась спортом, а потом в 31 год, после нескольких первых операций и химии превратилась в человека, который не мог дойти от кровати до стула, чтобы посидеть на этом стуле, или я не могла вытащить из холодильника кастрюлю и поставить ее на плиту. Это было настолько тяжелой работой, что после этого мне надо было отправляться обратно в постель на какое-то время, лежать, належивать новые силы на следующие движения. Это было очень тяжело, и нужно было просто к этому привыкнуть. Мне все время казалось, что я же хочу жить и должна что-то делать, но я не могу сделать вообще ничего. Но жизнь заставила, желание что-то делать у меня не отсохло, просто сначала не было вообще никаких сил. Потом, когда я пыталась что-то рисовать, уже выходя из болезни, я проводила несколько линий и откладывала ручку через несколько минут, потому что у меня буквально больше не было сил водить ручкой по бумаге. Пока я болела, у меня, конечно, было очень много времени подумать, потому что я больше делать ничего не могла, и у меня за это время отросло очень много желаний, что я хочу сделать. Поэтому после того, как я чуть-чуть пришла в себя, я первым делом села, написала и проиллюстрировала свою первую книгу, в которой больше 300 иллюстраций. Потому что это все уже накопилось и мне осталось только сесть и сделать. Ну да, такой опыт. Просто у людей, которые борются, нет никакого другого варианта. Человек заболел — и все, тебя жизнь поставила перед фактом, что теперь у тебя такая фаза в жизни, теперь ты должен какое-то время вот это все выносить, чтобы остаться живым.

[26:02] Никита Маклахов: Скажи, а изменилось ли как-то твое общее отношение к жизни после болезни? Возможно, ты стала больше ценить свое время, возможно, ты больше стала радоваться каким-то маленьким простым вещам в жизни, поменялось ли что-то в этом плане?

[26:15] Яна Франк: Оно у меня, конечно, очень поменялось, я прошла уже через много фаз, потому что 15 лет пролетело с диагноза. И я заметила, что люди проходят очень похожие фазы. Первым делом у человека, конечно, тяжелейших шок, что с ним такое случилось. Все думают, что это происходит с другими; никто не думает в 30 лет или в 31 год, что с ним может случиться онкологическое заболевание, «я тут в расцвете сил» и так далее. И я в конце уже очень на себя давила, то есть я сама много сделала для того, чтобы заболеть, но я все время думала: «Я же вот это все выношу, и ничего, я еще немножечко вынесу, еще немножечко на себя возьму, ничего страшного, я же молодая, сильная». И еще на работе тебе все время повторяют, что ты молодой, динамичный, трудоспособный, молодец, боец и все такое. И человек не ожидает, что он может взять и сломаться, причем сломаться не так, что испугался и дальше пошел, а сломаться так, что — всё, правда реально сломался надолго, основательно и, наверное, это никогда до конца не починится. Это страшный шок. Я попала в больницу и все время спрашивала врача: «Окей, что будет дальше? Сейчас вот это, а потом какая операция?» Он мне все время отвечать не хотел и в конце концов сказал: «Давайте мы просто посмотрим, переживете ли вы ближайшие 6 недель». И тут я поняла, что это все гораздо серьезнее, чем я думала. Он не верит в то, что я 6 недель проживу, у него еще даже особо нет плана, за что вообще схватиться и как это все приводить в порядок. И он мне потом через несколько недель сказал: «На ближайшие минимум полтора года просто скажите всем, что вас нет, у вас не будет даже капельки работы, у вас вообще ничего не будет кроме лечения и болезней. На полтора года — это просто гарантировано, а по-честному, скорее, три». Вся жизнь остановилась, непонятно вообще, что делать. У меня был шок, я многое пересмотрела, я много думала о том, как я себя до этого довела, много думала о том, как я вообще на все это смотрю, как я все это вижу, если действительно я сейчас умру. Тогда можно считать, что все, что у меня в жизни было — это вот вся моя жизнь и есть. Я раздумывала о том, о чем я жалею, на что вообще надо было потратить жизнь иначе и на что я тратила свою энергию, на что я сейчас еще продолжаю ее тратить. То есть приоритеты перестраиваются, куча всяких мыслей приходит в голову, и тут начинается очень серьезная работа над собой в панике и в ужасе. Я заметила, что у абсолютного большинства людей случается резкая переоценка всех ценностей, и у них примерно через год случается приступ супер эйфории, им кажется, что все, они поняли, как теперь надо жить, и у всех такое просветление: «Все, я понял, как жить». Многие даже начинают бегать и учить других, как они поняли, как жить. И многие в порыве пишут книжку буквально на второй год. У меня, например, было так, что я тоже я находилось точно в таком же эйфорическом состоянии, а потом через год, когда я думала, что у меня вообще-то все уже идет на поправку и все закончилось, у меня случился рецидив. И я была опять в шоке: как, я же теперь все делаю правильно, все для себя, я занимаюсь собой, у меня здоровый образ жизни, лечение, я с утра до вечера вкладываюсь только в свое здоровье, почему опухоль опять начала расти, почему у меня опять метастазы в печени? Я уже думала, что я сейчас буду про это стремительно забывать. Вот онколог сказал перетерпеть вот это все — операции, химию, — я это перетерпела, и мне казалось, что у меня силы уже кончились. Когда мне сказали, что, возможно, вот это все сейчас будет еще раз, я поняла, что у меня и сил-то никаких не заготовлено на еще один такой раунд. А потом я увидела в этом кабинете, где делают химию, людей, у который десятый раунд, они 12-й год вот так вот чуть-чуть поправляются, а потом у них опять рецидив. Шок, потому что человек думает, что он такой стал умный, а выясняется, что вообще ничего не изменилось. Я тогда начала разговаривать с онкологом, и онколог мне сказала: «Да вы подождите еще немножко, потому что на самом деле у вас вообще ничего не изменилось, это вы еще работать не начали. Вот вы как работать начнете, вы через 2 месяца станете точно так же работать, как работали до болезни, то есть вам вообще нужно радикально менять профессию. Потому что нет человека, способного вернуться на ту работу, откуда он пришел, и не сделать все ошибки снова. Вы тем же психанутым больным трудоголиком будете через 3 месяца при всей вашей мудрости». Люди так легко из этого не выходят, все вот это вот первое просветление — это фигня, вот мы с вами первый раз поговорим о том, что вы поняли, лет через 5-7, а потом еще раз через 10. Я поняла, что вот этих приступов, когда человек все переосмыслил и изменил свое отношение ко всему, несколько. Первая эйфория — через год; первое понимание того что все не так просто — через 3 года; потом через 5, когда уже больше понял, больше пережил, попробовал вернуться во что-то, увидел, что опять возвращаешься в старые схемы везде и повсюду, еще поработал над собой — это опять новый опыт. А потом, лет через 10, когда человек себя фантастически привел в порядок, если он старался и если ему повезло так, что все отступает, приваливает новая батарея последствий, потому что есть еще долговременные последствия всех этих лечений. У меня сейчас прошло 15 лет, и последние 3 года я восстанавливаю зрение — я вдруг начала терять зрение. Пятая операция была месяц назад ровно. Теперь я одним глазом все вижу достаточно криво. То есть опять появляются какие-то новые заботы, и у этого всего есть этапы, и они догоняют человека очень много лет. Поэтому я всегда с недоверием отношусь к людям, которые пишут свою эйфорическую книжку через год после диагноза. Я всегда говорю: «Давайте еще поговорим с вами через 10 лет, я уверена, что там будут совсем другие речи».

[32:25] Никита Маклахов: Дорогой мой слушатель! Я очень благодарен тебе за то, что ты проводишь время в обществе меня и моих гостей. На подготовку каждого выпуска мы с командой тратим десятки часов. И ты можешь внести огромную лепту в развитие подкаста, выделив всего 2-3 минуты своего времени. Способов для этого существует множество. Оставь отзыв о подкасте на iTunes, расскажи про подкаст своим друзьям в социальных сетях или в реальной жизни, подпишись на нашу рассылку на сайте willbedone.ru, поддержи подкаст материально или просто напиши мне личное сообщение в соцсетях. Твоя поддержка — это топливо, на котором работает двигатель нашего подкаста. Спасибо, что вдохновляешь нас двигаться вперед!

[33:13] Никита Маклахов: Как-то раз я читал книжку «Режим гения», которую написал Мейсон Карри. Так вот, в этой книге автор рассказывал, каким образом великие люди, великие творцы прошлого выстраивали свой распорядок дня. Что меня удивило и в какой-то степени поразило — это то, что большинство людей (ученых, писателей) очень плотно сидели на стимуляторах. У некоторых из них доходило до того, что они не могли приступить к творческой работе без, например, употребления амфетаминов, которые были в тот момент разрешены. Расскажи, что является твоим основным источником творческой энергии?

[33:50] Яна Франк: Ну, для начала — я наркотики не употребляю. Я их все с интересом попробовала; единственные, которые, так сказать, в моей душе откликнулись — это стимуляторы. Про стимуляторы я поняла, что мне их ни в коем случае нельзя принимать, потому что я слишком тяжело за это плачу, слишком дорого, у меня не хватает на это здоровья, во-первых. Во-вторых, моя книжка не зря называется «Дневник дизайнера-маньяка». Так сложилось исторически, что я унаследовала от некоторых членов своей семьи, тоже достаточно успешных, склонность к тому, чтобы иногда проводить свою жизнь в маниакальных фазах. К счастью, они у меня выражены не так, что меня нужно госпитализировать и кормить лекарствами; у меня так получилось, что я большей частью направляю свою манию на творчество. Я умудряюсь контролировать это состояние так, чтобы хотя бы действительно ничего плохого, никаких серьезных вещей не случалось. В целом мне не нужно себя ничем стимулировать, у меня фазы маниакальные довольно длинные, они длятся месяцами, если наступают, и единственное, что мне нужно делать — это стараться не разойтись. Потому что мания — это замечательно, многие говорят: «Мы завидуем вашей мании, потому что в мании человек пишет книги, делает картинки, рисует по 12 часов в день и так далее», но все забывают, что это все-таки или клиническое состояние, или оно когда-то может переходить в клиническое. И человек в такой ажитации, что он ничего не может довести до конца, он все время вскакивает, он все время волнуется и не может ни на чем сосредоточиться. А следующая фаза — это когда человек так взбудоражен, что он уже все силы на это тратит и все время чувствует себя уставшим от самого себя, но не может остановиться. Он начинает мало спать, эйфория и восторг переходят в какую-то истерику, потому что уже и хочешь успокоиться, но не можешь, а сил вот так фигачить уже нет. Поэтому это состояние тоже имеет незавидные стороны, естественно. Но факт, что все мои книги и большие проекты, конечно же, сделаны в маниакальных фазах. Последняя у меня прошла, по-моему, как раз где-то недели 3-4 назад, я нарисовала колоду карт. У меня есть моя любимая программа RescueTime, которая записывает, сколько времени я провела активно за компьютером, и еще выдает точную информацию о том, в каких программах я провела это время. 4 недели подряд мне приходит report: «Вы провели за компьютером активно 70 часов в неделю, 67 часов в неделю», цифра примерно все время такая. Чистого Фотошопа — 30 часов в неделю из этих часов, остальное — другая работа: верстка, поиски, планы, еще что-то. И причем эта программа еще считает эффективность работы, сколько я провожу в соцсетях, сколько я болтаю, сколько я в Google провожу времени. Хорошей эффективностью считается 67% или 60% с чем-то полезной работы, а у меня эффективность — 97%. То есть я реально пришла, села и рисовала-рисовала-рисовала, потом я перешла в ЖЖ, писала-писала-писала, потом я что-то поискала, сделала, писала план книги, потом я заверстывала то, что нарисовала, и так далее. Вот так вот я провожу время. Наступает 3-4-5-6-7 утра, и я падаю наконец. Раньше я уснуть не могу, потому что в таком состоянии я могу заснуть только тогда, когда я уработалась, когда просто вот так падаешь. Иду, падаю, потом просыпаюсь, всего лишь часов через 5-7, взбудораженная, и — «О, я же еще хотела вот это!» — бегу работать. Поэтому мне никакие наркотики не нужны, мне нужно только стараться не выходить из берегов.

[37:40] Никита Маклахов: Получается, что никаких проблем с тем, чтобы посадить себя за работу, у тебя нет. У тебя, скорее, наоборот, проблема в том, как направить весь этот поток энергии в нужное русло и вовремя себя затормозить, остановить. Да?

[37:51] Яна Франк: Да, у меня нет проблем посадить себя за работу. У меня есть другая проблема: иногда у меня бывает так, что мне одновременно хочется слишком многих вещей. Вот я завела себе проект: сейчас я дорисовала 80 карт, там 140 часов чистого рисования. Я же села и эти 140 часов прорисовала за 3 недели. У меня есть список и подробный план, как я по плану там рисовала: сначала 12 эскизов каждый день, пока я их все не нарисовала, потом 10 отрисовок в день, потом минимум 10 в день я собиралась покрасить, потому что я хотела, чтобы это в какое-то обозримое время закончилось. Я села и посчитала в первый день, что 12 эскизов я сделала за 5 часов. Хорошо, потом я ускорилась и начала тратить на это 3,5-4 часа, но это я села на 4 часа. И вот я сижу, делаю эти эскизы, а внутри меня кипит, потому что я еще хотела повырезать, я еще хотела поконструировать какую-то трехмерную штучку, я еще хотела попробовать какую-то бумажку, будет ли она фальцеваться в такой-то машине. Я вообще-то еще одну вещь придумала написать, у меня вообще-то 5 постов есть в мыслях, которые я хочу в блог написать, каждый пост — это тоже 40 минут. То есть мне бывает очень трудно заставить себя доделать одно задуманное, а не хвататься за другие 100, которых очень хочется сделать. Поэтому я должна себя взять в руки и посвятить этому много времени и сил для того, чтобы это когда-нибудь кончилось и я могла переходить к другим очень вкусным заданиям.

[39:18] Никита Маклахов: Скажи, а как ты со всеми этими своими особенностями пришла к тому, чтобы написать книжку о творческой эффективности? Ведь мне кажется, у людей обычно совершенно другие проблемы — как побороть прокрастинацию, как побороть страх чистого листа, как приступить к работе. В твоей ситуации получается, что у тебя ровным счетом все наоборот.

[39:38] Яна Франк: Ну во-первых, не совсем наоборот. Интересно, что прокрастинация у меня существует точно так же, как у других людей. И главное, что эти люди, которые прокрастинируют, не сидят же, не смотрят в потолок в то время, когда они не делают это дело, которое они откладывают; они делают миллион других интересных вещей. Точно так же, как и я, у меня тоже есть вещи, к которым я морально готовлюсь неделями и месяцами, хотя можно сделать это за 15 минут. Я же все эти часы и дни что-то делаю все время, рисую, пишу, занимаюсь, а вот этот один звонок несчастный лежит. И я четвертый день себе обещаю, что проснусь и позвоню, а потом в 8 вечера понимаю, что звонить в этот день опять бесполезно, потому что все закрыто. Вот так. Я же прокрастинирую так же, как и другие, и точно так же, как другие, должна искать эту причину. Проблема одинаковая. Когда планов много, человек точно так же может затупить перед белым листом. Потому что я в какой-то момент понимаю, что у меня очень много желаний, а времени у меня не бесконечное количество, у меня теперь уже и сил и здоровья не бесконечное количество, и я просто должна что-то решить. Во-первых, я должна выбрать, что мне делать. Во-вторых, я должна создать себе хоть какой-то план и структуру. Потому что если не сделать план и структуру, то получается, что я хочу какое-то дело, но оказывается, я его хочу уже 3 месяца и ни разу за него не взялась, а вообще-то надо было, потому что я за другое схватилась и отцепиться не могу. Вот эти вещи. И когда я себе составляю план, что «окей, я каждый день теперь буду по 2 часа рисовать», я точно так же, как все, оказываюсь перед этим белым листом. У меня такая же проблема, что я села, отвела себе 2 часа: все, садись, рисуй… А что рисовать-то? От того, что мне очень хочется какого-то дела, это не значит, что я с первой секунды точно знаю, как его делать. Поэтому мне стратегический план точно так же нужен, и у меня точно так же бывает, что я для какого-то дела все придумала, у меня уже была идея, что рисовать и как это точно будет, или что писать, а потом я как-то завертелась, и вот я наконец села и не могу вспомнить, что там было. Поэтому я начала писать стратегические планы: вот если я вот этот проект буду делать, начать его надо с этого, и нарисовать там конкретно это и так далее. И поэтому, когда я уже решаю: «Так, все, я каждый день по понедельникам или каждый день 2 часа рисую», я открываю этот план, смотрю, что в повестке дня, для того, чтобы не тормозить перед этим белым листом. Методы родились из абсолютно тех же проблем, они у меня такие же, как у всех.

[42:07] Никита Маклахов: Как я понял из твоего ответа, этот план как раз позволяет тебе направлять всю эту ядерную энергию внутри на какое-то конкретное дело. Но мне не до конца понятно следующее: ты говоришь, что когда у тебя появляется какая-то маниакальность, тебе хочется работать над каким-то одним конкретным делом, а как я понимаю, в плане ты уделяешь внимание сначала одному делу, потом другому. Так вот, как это все совмещается?

[42:31] Яна Франк: Когда я нахожусь в таком состоянии, я не могу ничего не делать. Для меня очевидно, что я проснулась здесь с утра и сейчас буду фигачить, то есть буду в состоянии активного бодрого человека, полного желания что-то делать до 4 часов. Мне нужно за что-то сесть, я за это сажусь. У меня действительно есть вот эта энергия, мне надо ее куда-то направить, потому что если я ее никуда не направлю, я могу так же весело протупить 18 часов в Интернете. Просто жалко, потому что есть некий боевой запал, и я, естественно, придумываю многие вещи, над которыми хочется работать, и я над ними работаю. Но если бы я не брала себя в руки, то я бы металась, как любой маньяк в маниакальной фазе. Я видела много художников, которые так работают: они на что-то набрасываются, 10 минут что-то делают, за эти 10 минут умудряются в порыве даже нарисовать что-то симпатичное, потом они это широким движением отбрасывают, бросаются за пианино, играют на пианино 15 минут, потом еще что-то. Так тоже можно жить, и так тоже можно очень много всего поделать. Но мания еще приносит с собой определенную манию величия, и человеку начинает хотеться что-нибудь большое сделать. Например, колоду карт из 84 картинок. И тут понимаешь, что 84 картинки — это 84 картинки, то есть 140 часов работы, и если я хочу, чтобы они не разлетелись на год, мне нужно каждый день действительно на много часов в этом задержаться. И вот здесь начинается трудность: 10 минут мне хорошо, а остальные часы я уже начинаю мечтать о десяти других делах, тут надо брать себя в руки и стараться свой план как-то претворить в жизнь и дорисовать все-таки вот это. Поэтому я себе иногда ставлю план не по часам, а по картинкам, как я сказала, 12 эскизов каждый день, потом можно себе позволить переходить к другим вещам. В те дни, когда я рисовала по 12 эскизов в день, я же еще что-то делала. Просто нужно себе поставить цель не бросать какие-то вещи определенный минимум времени, и этот минимум не такой маленький, когда есть амбиции. То есть нужно не отскакивать от всего в порыве чувств прям сразу через 10 минут.

[44:44] Никита Маклахов: У меня после твоих рассказов в голове сразу представляются персонажи из фильма «Бойцовский клуб». Сначала в течение дня человек занимается чем-то одним, потом он не спит и превращается в свое alter ego. Хорошо. Яна, из твоей книги я знаю, что ты практикуешь работу по видоизмененной системе Pomodoro. Если в классическом варианте Pomodoro предполагается работа в течение 25 минут и отдых в течение 5 минут, то ты работаешь обычно 45 минут и отдыхаешь 15. Снова вопрос: как все это совмещается с твоей маниакально потоковой деятельностью? Потому что, как ни крути, сигнал таймера, который оповещает о том, что пора идти на отдых, прерывает состояние потока, если мы в него попали. Каким образом ты справляешься с этим, как тебе удается вернуться обратно в поток, и часто ли ты не уходишь на отдых, а лихорадочно продолжаешь работу?

[45:38] Яна Франк: У меня другая проблема: я села, и у меня первые 10 минут все очень запалисто, интересно, а потом я начинаю тосковать, мучиться, прыгать и вертеться на стуле, потому что мне начинает другого хотеться. А я себе говорю: «Нет, ну так нельзя». Потому что, как я сказала, если бы я просто делала как хочется, я бы каждые 10 минут отскакивала от какого-то дела, бросала бы его полностью развороченным, как и начала, хваталась бы за следующее и, как классический маньяк через полдня такой деятельности оказалась бы среди 100 развороченных кучек. Меня лично эта система от такого защищает, то есть я сижу и говорю себе: «Вот я 45 минут рисую, и надо потерпеть». У меня концентрация, конечно же, падает, да и боевой запал, и мотивация, потому что напряжение растет, тяжело, но я знаю: таймер скоро мявкнет и меня, что называется, отпустит. Я на 10-15 минут переключусь, опять станет легче заставить себя сесть и какое-то время терпеть и сохранять спокойствие. Поэтому для меня тут наоборот: этот таймер меня реально отпускает на переменку. У меня аналог всего-навсего со школой и с учеником, который ровно вот эти 45 минут, академический час сидит, измывает на уроке, и потом на переменку его отпускают. Он выбегает на переменку, бегает как пропеллер 10 кругов по школьному двору и после этого способен вынести еще 45 минут сидения и внимательного следования уроку. Чтобы что-то доделать, нужно какие-то большие куски отсиживать. Я не могу спокойно сидеть больше 45 минут; я это время взяла, потому что решила, что этого срока, наверное, достаточно для того, чтобы какой-то значимый кусок работы сделать, с другой стороны, его должен быть в состоянии вынести каждый ребенок. Вот я взяла на пробу 45 минут, и поэтому для меня звонок таймера — это освобождающий звонок: ура, я могу пойти побегать, пошевелиться, помахать руками, поделать что-нибудь, что не связано с сидением перед компьютером, переключиться; либо я просто вытаскиваю степ-борд и прыгаю на нем или что-то такое. Я думаю, что у многих тоже так, потому что некоторые пишут, что оторваться не могут, но гораздо чаще говорят, что ждут этого звонка и иногда даже начинают выучивают это время и чувствуют, что вот-вот сейчас оно зазвенит. То есть это скорее так ощущается людьми.

[48:09] Никита Маклахов: Пришло время узнать, кто в этот раз стал победителем мини-конкурса «Книга за отзыв». Кстати, если вы давно собирались оставить отзыв о подкасте, но просто не смогли разобраться с хитрым интерфейсом iTunes, то обратите внимание, что я подготовил небольшую видеоинструкцию, объясняющую этот процесс по шагам. Инструкцию можно найти на сайте willbedone.ru или на моих страницах в соцсетях. Уже второй раз подряд победу в мини-конкурсе празднует девушка. Сегодняшняя победительница оставила отзыв под ником Семенова 888. Ее отзыв достаточно лаконичный: «Слушаю постоянно. Каждая тема подкастов уникальна и интересна. Спасибо, Никита, за вашу работу, вы делаете нашу жизнь продуктивной и полезной». Спасибо большое, госпожа Семенова 888 за поддержку! В качестве благодарности к тебе отправляется книга нашей сегодняшней героини Яны Франк «Муза и чудовище». Думаю, что после такого близкого знакомства с Яной ты извлечешь из этой книги максимум пользы. Для получения заслуженного приза, пожалуйста, не забудь написать мне на почту или в социальные сети и прислать свой почтовый адрес. Книга, как обычно, предоставлена нашими друзьями из издательства «МИФ», за что им большое спасибо. Напоследок я еще разок повторю правила конкурса для тех, кто слушает нас впервые. Оставьте отзыв о подкасте в iTunes, и если ваш отзыв окажется самым свежим на момент записи нового выпуска, то книга ваша. А если не окажется, то вашей станет открытка из Таиланда. Вот так просто!

[49:59] Никита Маклахов: Не знаю, насколько это реально, но мне в твоих словах слышится некоторое противоречие. С одной стороны, ты говоришь, что у тебя бывают маниакальные состояния, но при этом тебе хватает дисциплины следовать плану. С одной стороны, ты говоришь, что тебе трудно концентрироваться, но при этом ты выдерживаешь 45 минут, что, на мой взгляд, очень много. Потому что, как я говорил, классический таймер Pomodoro — это 25 минут, и даже в течение этого промежутка времени у людей бывают трудности с сохранением концентрации на работе.

[50:29] Яна Франк: Ну, я очень люблю дисциплину. В какое-то время, до того, как я заболела, это было моим наркотиком: я занималась спортом, ходила в качалку и добилась там сомнительных результатов (ими даже гордиться как-то некрасиво, да и нечем) — когда я заболела, я весила 48 килограммов и состояла исключительно из мышечной массы, то есть я этим здоровье свое сломала, ничего хорошего я не сделала. Но факт, что вот эти игры в дисциплину меня всегда очень интересовали, привлекали, и это в какой-то степени мой наркотик, я себя чувствую хорошо, когда я себя что-то заставила сделать. Я научилась не издеваться над собой, но понемножечку себя что-то заставлять — это, безусловно, моя шоколадка. Да, если бы я просто жила так, как мне живется и как мне нравится, я бы каждые 10 минут скакала от одного занятия к другому, оставляя после себя неразобранные кучи, разбомбленное окружение, но я люблю навести чистоту, порядок и выкрутить из себя эти 45 минут, 80 картинок для карт или книжку в 300 иллюстраций. Есть такая любовь к дисциплине определенная.

[51:42] Никита Маклахов: Это на самом деле интересный момент, который я заметил еще в беседе с Александром Молчановым. Существует мнение, что люди делятся на рационалов и иррационалов. Рационалы — это те, которым проще и приятнее строить планы и следовать им, а иррационалы — это те люди, которые умеют работать только тогда, когда есть настроение. В таком состоянии они делают массу работы, но по графику они себя приучить работать совершенно не могут. Это была подводка, а суть моего вопроса следующая: я заметил, что обычно, когда в обиходе употребляют слово «творческий человек», имеют в виду именно иррационала, то есть такого человека, который работает только по вдохновению, ждет музу и без этого особо работать не может. Но при этом, когда речь заходит об эффективности для творческих людей (например, когда о ней рассказывает Александр Молчанов, или когда о ней рассказываешь ты), то отказывается, что предлагаются инструменты именно для рационалов — работать по таймеру, как-то себя дисциплинировать, держать себя если не в ежовых рукавицах, то по крайней мере с некоторым усилием воли. На твой взгляд, есть ли тут какая-то несостыковка, и как ты относишься к этому противостоянию рационалов и иррационалов?

[52:57] Яна Франк: Можно свернуть любые горы, подходя к ним не рационально, по наитию и так далее, но для этого требуется два очень важных условия. Первое — это работает, только если к одному конкретному делу есть неимоверная мотивация. В этом случае человеку не нужно никакого плана, он и так все бросает и занимается только этим, пока не сделает. То есть ему этого так хочется, что ему не нужно никакой дисциплины, никаких планов, ничего для того, чтобы это делать. Но проблема состоит в том, что этот человек бросает все остальное. Если такое будет у женщины, у нее семья развалится просто. А вторая проблема в том, что нужна врожденная природная супер мотивация к одному конкретному делу, и она просто не у всех есть. Очень много так называемых сканеров, которых описала Барбара Шер — это люди, которым хочется не одного дела, а несколько вещей, даже если их там много: читать, рисовать, писать книги и вести блог или еще что-то. И плюс к этому есть какие-то обязанности, которые нельзя просто так побросать, тут без рационального подхода становится очень трудно. Точно так же, например, Мебиус, великий Жан Жиро, который умер пару лет назад, нарисовал 250 книг, и у него никогда не было никакой ни дисциплины, ни планов, он просто любил рисовать, просыпался и садился рисовать. Он в интервью говорил: «Да я вообще даже не очень точно помню, как я своих двоих детей-то сделал. Как-то жена все организовала, я об этом мало помню». Его жена занималась всеми его делами, он понятия не имел, сколько у него денег, он понятия не имел, как у него дела, он сам про свою работу говорил, что «у меня такое ощущение, что я сижу в поезде, который едет на полном ходу, и я вот сижу, а мимо этих окошек пролетает вся жизнь, но я не могу из этого поезда выйти, потому что он летит». Вот так вот он был увлечен своей работой. Он жил в такое время, когда мужчина мог себе такое позволить — кормить семью своим каким-то ремеслом и не особо участвовать в воспитании детей, в хозяйстве. Но многие этого не могут себе позволить сейчас, и женщины вообще себе это меньше могут позволить, поэтому тут приходится организовываться. А в целом, если хочешь успеть несколько вещей, чтобы у тебя личная жизнь и бы не развалились, приходится какой-то порядок наводить, конечно. И я, безусловно, рационал, то есть я поняла, что когда все катится, как покатится, и у меня над этим нет никакого контроля, мне просто страшно. Меня наличие плана, списка, хоть какой-то структуры очень сильно успокаивает, благодаря этому выключается половина страхов, и из-за этого я могу спокойнее и эффективнее работать и творить. То есть когда я знаю свои ресурсы, знаю, на что их хватит, на что их не хватит, что я могу себе позволить, и что если никакой катастрофы не случится, я вот так по плану буду действовать, через 5 дней книжка будет готова и можно будет браться за следующий заказ, можно его пообещать заказчикам, и так далее. Мне без такого жить страшно просто, в таком состоянии творить не могу.

[56:02] Никита Маклахов: Итак, мы с Яной успели обсудить несколько очень важных тем, и начали мы с темы тяжелых жизненных испытаний. Яна рассказала о том, как она сражалась с болезнью и боролась за свою жизнь. Одно из ее наблюдений состоит в том, что люди, которые сталкиваются с подобными диагнозами, проходят через несколько этапов переосмысления. Первоначальный шок со временем сменяется эйфорией, и в таком состоянии люди часто пишут книги о том, как нужно жить. Правда, обычно после этого реальность достаточно жестко дает понять таким людям, что они еще далеко не все узнали об этой жизни. Лично мне рассказ Яны помог наконец-то понять, почему часто бывает так, что люди через долгое время после победы над вредной привычкой или зависимостью возвращаются к ней. Видимо, они начинают чувствовать себя всемогущими и ошибочно считать, что зависимость больше над ними не властна. Далее мы поговорили об организации творческой работы. Яна работает увлеченно, помногу и пользуется инструментами из арсенала рационалов. Во-первых, ей помогает таймер: 45 минут работы и 15 минут отдыха, прямо как в школе. Во-вторых, Яна пишет стратегический план и старается следовать ему, чтобы не растягивать работу до бесконечности и чтобы побороть страх чистого листа. И в-третьих, Яна понимает важность дисциплины, поэтому не дает себе слабину и даже находит удовольствие в том, чтобы заставить себя что-нибудь делать. Последний вопрос перед тем, как мы перейдем к нашей заключительной рубрике — я хотел тебя спросить о твоем рабочем месте. Ты уже упомянула, что у тебя есть два стола, поэтому, пожалуйста, расскажи, как выглядит твое рабочее место и что для тебя в принципе является идеальным рабочим местом — местом, которое способствует продуктивной творческой работе.

[57:57] Яна Франк: У меня есть один рабочий стол, за которым я провожу очень много времени. Это такой большой угловой стол, на нем стоит компьютер, лежит клавиатура, планшет, прикручена веб-камера, микрофон, там есть принтер, телефон и лежит амбарная книга с моими планами; там я делаю все, что связано с компьютером. Рядом, в двух метрах от этого стола, прямо к окну приставлен другой стол, и этот стол, в отличие от предыдущего, совершенно пуст. К его краю прикручено… раз, два, три… четыре лампы. И одна лампа с лупой очень сильная, потому что я некоторые вещи не вижу, мне нужно для этого огромную лупу с 6 диоптриями — редкая такая лупа, которая сама в себе еще и лампу имеет сильную. И этот стол совершенно пуст, на нем я рисую, я сюда притаскиваю фломастеры, краски, бумажки и все такое. У меня на нем лежит коврик для резки, на котором есть растр, потому что я все время сверяю все, что я делаю, насколько оно ровное, то есть у меня снизу под работой и над работой инструменты, на которых нарисованы линии. А в остальном этот стол пуст. И так как он приставлен прямо к окну, над ним привинчен штатив и я могу на нем снимать всякие видео, например, как я рисую. Прямо к этому столу приставлен еще один стол, который стоит напротив телевизора, и на этот стол я периодически выставлю то офортный станок, то какой-нибудь станок для печатания значков. Сажусь посмотреть какой-нибудь фильм и при этом изготовить 300 значков или нарезать что-нибудь. То есть на него я ставлю то резак, то еще что-то, это такой стол. А еще у меня есть комната, где находится мой online shop, там куча коробочек, эти коробочки пронумерованы, с них свисают списки того, что находится внутри (мания ведения списков). И там есть один стол, на котором стоит ноутбук, подключенный к плоттеру, лазерному принтеру, пищевому принтеру и еще маленькому принтеру, то есть там целая куча техники. И ко всему этому еще приставлен стол, на котором установлен станок для шелкографической печати, там можно печатать шелкографию. То есть несколько таких столов в моей квартире. А еще у меня есть большая кухня, в которой стоит большой стол, где могут сидеть гости. Мои гости сидят только на кухне, так как у меня в результате гостиной нет. Но эта кухня так организована, что там можно печь всякие красивые тортики, там есть все для того, чтобы испечь самый сложный торт, то есть там тоже можно творчески самовыражаться. Полный дом рабочих мест.

[1:00:31] Никита Маклахов: Я думал, что я со своими двумя рабочими столами немного заморачиваюсь по этому вопросу, но, как я понимаю из твоего ответа, я даже не начал еще.

[1:00:41] Яна Франк: Ну да. А посреди всего этого великолепия у меня стоит большая-большая кровать. Некоторые во время прогулок или спорта могут думать, а у меня есть такая особенность — если мне нужно решить какой-то серьезный вопрос, я могу его решить, только если я лягу в постель и буду лежать и думать. Мне нужно все убрать, чтобы было чисто, и я должна лежать в темноте, в чистоте и думать. Так что постель тоже иногда бывает инструментом для работы.

[1:01:09] Никита Маклахов: Хорошо, Яна, спасибо, что поделилась. Как это ни прискорбно, время поджимает, поэтому пора переходить к нашей традиционной рубрике. В этой рубрике я задаю сразу 3 вопроса нашим гостям: я спрашиваю рекомендацию книги, привычки и сервиса.

[1:01:25] Яна Франк: Я вообще советую людям творческим смотреть книжки с картинками, причем не одну какую-то, а много-много. Наверное, это не совсем обычная рекомендация, но пойдите в библиотеку и посмотрите там целую кучу книг по искусству, иллюстрации, дизайну, еще чему-то. Или, например, еще хорошая экскурсия — пойти в хороший книжный магазин, запилиться туда на три часа и перелистать все новое. У меня сейчас нет никакой любимой книги, у меня на столе сейчас 6 штук лежат. Большая часть — это книги с картинками, которые я сейчас смотрела, потому что хотела про одну обзор сделать в ЖЖ, про другую еще что-то, третьей вдохновиться или показать другу для вдохновения, который искал какую-то идею. Мой совет — смотрите много-много прекрасных книг, влюбляйтесь каждые 5 минут в новую книгу и ходите чаще в места, где этих книг миллион, просто чтобы все перенюхать, все перещупать и чего-нибудь захотеть. Большое количество классных книг вызывает вдохновение и желание вообще что-то пробовать и делать самому.

[1:02:28] Никита Маклахов: Мне кажется, это ты сейчас ответила на вопрос по поводу привычки. Вот про привычку это было бы идеальным ответом — ходить в книжные магазины, библиотеки и пролистывать книги с картинками. А по поводу книги, возможно, ты выберешь что-то даже из своих собственных книг, какую-то одну любимую, и пусть наши читатели с ней ознакомятся.

[1:02:46] Яна Франк: Честно говоря, мне страшно рекомендовать какие-то вещи, потому что у меня очень странные увлечения. Честно. Вот сейчас, например, у меня на столе лежит книжка Петра Демьяновича Успенского «Четвертый путь». Я ее уже читала не один раз, это супер толстенная книженция, и там очень интересный взгляд на вещи. Это тяжелая литература, она считается эзотерической, но я ее совершенно не считаю эзотерической; я считаю, что это как раз один из немногих способов логически разобрать чудеса света и всякую мистику. И мне ужасно интересно, потому эта книжка тоже, например, о работе над собой, о саморазвитии, вообще о гораздо более интересной цели, а возможно, об эволюции человека до какого-то более развитого существа в одной человеческой жизни. Ну вот не знаю, если кому-нибудь интересно, почитайте. Но если что, не обижайтесь, книжка непростая, это вам не какая-нибудь развлекушка, это серьезный материал. Вот сейчас я вытащила эту книжку, с удовольствием читаю.

[1:03:48] Никита Маклахов: Отлично, тогда с книгой мы определились. Привычка у нас тоже уже готова, остался сервис, приложение, программа, что угодно, чем ты пользуешься в повседневной жизни или в работе и что тебе эту жизнь или работу упрощает.

[1:04:00] Яна Франк: У меня их мало. У меня есть 3 программы, в которых я реально живу, которыми я пользуюсь каждый божий день. Первая — это RescueTime. RescueTime записывает все время, которое я активно провела в компьютерной работе и в какой программе. Во-первых, они мне присылают недельный отчет, во-вторых, я могу посмотреть, выполнила ли я норму. Другое приложение, в которое я заглядываю каждый божий день — это FatSecret, потому что я считаю свои калории и записываю все, что ем, привычка такая. Есть ‎Gio Fit — это приложение, в котором находится моя программа, по которой я тренируюсь в спортзале. Еще иногда я включаю Polar — это такое приложение пояса, который меряет пульс (пульсометр). Просто в целом говорить, сколько всего набегано за неделю, сколько калорий или энергии отработано тренировками, это в смысле подсчета калорий совершенно бесполезно, но этим можно определить, достаточно ли я двигаюсь в течение недели. Вот это приложения, которыми я пользуюсь. Ну, календарь я использую для того, чтобы записывать всякие встречи с врачами, когда нахожусь у врачей, чтобы с книжкой туда не ходить, потом прихожу домой и переписываю в свою тетрадку. Потому что вообще самый мой главный инструмент — это моя тетрадка, которая вот сейчас лежит рядом со мной на столе. Она расчерчена точно так же, как план, который нарисован в книге «Муза и чудовище»: вертикально у меня один разворот, одна неделя, и дни вертикально, и у меня сверху есть план на первые 6 часов дня. Они расписаны: там расписаны виды занятия, которыми я собиралась позаниматься, а остальное как получится; то есть там минимум три часа рисования в каждом дне, два часа ЖЖ через день и так далее — вот такие вещи там расписаны. И в эту тетрадку вложен стратегический план, то есть написано «два часа рисования», а стратегический план — это про то, что именно рисуем. Точно, как я писала в Музе и Чудовище; я так живу, у меня тетрадка, аналогичная моей книге, лежит рядом. Это главный инструмент, хотя он не электронный.

[1:06:01] Никита Маклахов: Отлично! Тогда у нас получается следующее: книга — это «Четвертый путь» Успенского, привычка — посещать книжный магазины или библиотеки и просматривать там книги с картинками и иллюстрациями, и сервис — давай тогда остановимся на сервисе RescueTime, а все остальные мы перечислим уже в дополнительных ссылках.

[1:06:23] Яна Франк: Да, но если можно, я все-таки привычку заменю, потому что привычка ходить в библиотеки чудесная, но она счастливыми нас не делает. Из всех людей, которые планируют, делают и любят дисциплину, я тут вообще первая заступница дисциплины и всего, и надо бы доводить дела до конца и так далее. Я себе в какой-то момент завела привычку, необычную на фоне этого всего, а именно — пересматривать все то, что ты сейчас делаешь, и проверять свои чувства на этот счет. Потому что иногда так увлекаешься вот этим всем структурированием, дисциплинированием и так далее, что не замечаешь, что какую-то вещь начал тихо ненавидеть, а она уже вовсю делает человека несчастным. Или какой-то план тянешь, «вот ну да, ну надо, в планах он написан, я ж себя заставляла» и так далее. И поэтому я завела себе полезную привычку регулярно пересматривать все, что я делаю, выявлять вещи, которые начали меня, оказывается, делать несчастной по разным причинам, и просто выбрасывать их из своего списка занятий или из планов. Вот это вот очень полезная привычка.

[1:07:29] Никита Маклахов: Согласен, привычка отличная. К слову, у нас даже этому вопросу — вопросу проверки того, как цели и задачи, которым мы уделяем внимание на регулярной основе, откликаются у нас внутри, какие чувства вызывают — был посвящен отдельный выпуск № 30. Так что, друзья, кого эта тема волнует, для кого она актуальна, рекомендую вам переслушать. Тогда на этом мы будем прощаться. Яна, я благодарю тебя за удивительную, глубокую, интересную беседу. Желаю, чтобы тебе хватило сил, дисциплины и терпения на реализацию всех тех планов, которые крутятся у тебя в голове. Дорогим слушателям я пожелаю, чтобы ваша муза никогда не теряла свои крылья. Если что, для тех, кто не знает — это отсылка к названию одной из книг Яны, с которой я тоже вам рекомендую ознакомиться. Спасибо, что были сегодня с нами, успехов и до новых встреч!

[1:08:23] Никита Маклахов: А в следующем выпуске к нам в гости придет Александр Коляда, генетик и сотрудник украинского Института Геронтологии. Я думаю, вы успели заметить, что я очень люблю приглашать в качестве гостей подкаста людей из науки и изучать научный подход к личной эффективности. Если вы разделяете эту мою любовь, то беседа с Александром вам точно придется по душе. Из нее вы узнаете, как жить и не стареть. Почему по вечерам после тяжелого рабочего дня женщинам хочется поговорить, а мужчинам — посмотреть веселые передачи и лечь спать. Есть ли у человека ген, отвечающий за гениальность. В общем, выпуск получился очень насыщенным. А чтобы немного подготовиться, рекомендую вам в ближайшее время переслушать выпуск № 10 с Андреем Беловежкиным и выпуск № 37 с Евгенией Смородниковой. Я же пока что прощаюсь с вами до следующей субботы. Успехов!

[1:09:26] Никита Маклахов: Вы прослушали очередной подкаст от проекта «Будет сделано!» Чтобы вы могли извлечь из него еще больше пользы, я оформил для вас специальный бонусный документ. В этом документе в очень удобном и красивом виде собраны все самые главные рекомендации от наших гостей по каждому выпуску. Напишите нам пару приятных слов на странице подкаста в iTunes или опубликуйте ссылку на подкаст на своей странице в любой из социальных сетей, а после этого напишите мне в личное сообщение или на почту, и я буду рад отправить вам этот бонусный документ. Также не стесняйтесь присылать мне свою обратную связь, вопросы, идеи и комментарии. А я в свою очередь приложу все усилия к тому, чтобы каждый выпуск был интереснее и насыщеннее предыдущего. Оставайтесь с нами, и все самое важное в жизни будет сделано!