Цитата Никиты Маклахова из выпуска подкаста Будет сделано!

Автор и ведущий подкаста Никита Маклахов записал специальный сольный выпуск, посвящённый обучению. Никита рассказал, какие образовательные программы он прошёл в 2021 году, почему не делал этого раньше и что планирует изучать в следующем году. Вас ждёт честный и содержательный монолог. Учитесь!

Также подкаст можно слушать с помощью: Apple, Google, Яндекс, VK

Любимые книги гостей подкаста

В каждом выпуске наши гости рекомендуют лучшие, по их мнению, книги. Мы тщательно изучили рекомендации, убрали лишнее и оставили главное! Заполните форму и мы тут же пришлём вам на почту сочный PDF-документ со списком 10 лучших книг по версии героев подкаста. Стоит прочитать!

Ссылки и полезная информация

Содержание подкаста

[02:30] Почему Никита чуть не стал таксистом? Как предотвратить выгорание?
[08:28] Почему учиться через обучение других людей — это классная идея?
[12:55] Почему автор обучающих программ раньше сам не хотел учиться?
[20:36] Зачем Никита Маклахов организовал Книжный клуб и что там происходит?
[24:54] Можно ли стать инструктором по медитации, не углубляясь в буддизм?
[28:15] Какие ошибки чаще всего допускают те, кто практикует медитацию?
[31:36] Как выглядит обучение на инструктора по осознанности?
[34:45] Как попасть к Никите на живое занятие по осознанности в Питере?
[37:13] Что такое трансформационная игра «Путешествие Героя»?
[45:48] Зачем Никита Маклахов вписался в обучение у «ледяного человека»?

В выпуске были упомянуты

1) LEGO — эпичные наборы конструктора для взрослых
2) Книжный клуб — сообщество любителей нон-фикшн от проекта «Будет сделано!»
3) Путешествие Героя — трансформационный квест
4) Занятия по осознанности — живые занятия с Никитой Маклаховым в Санкт-Петербурге
5) Школа Великих Книг — интеллектуальное сообщество
6) Свет ума — книга Джона Куладаса
7) Ретрит на обочине — центр медитации «Парамита»
8) Герой на отдыхе — выпуск подкаста с Антоном Нефёдовым
9) Тысячеликий герой — книга Джозефа Кэмпбелла
10) Mindspot Mindfulness Instructors Training — программа подготовки инструкторов практики осознанности
11) Разговор о книгах на непонятном языке — выпуск подкаста с Василием Якеменко
12) Принципы Эда — выпуск подкаста с Эдом Халиловым
13) Десять минут наедине с собой — выпуск подкаста с Виктором Ширяевым

Никита Маклахов в Интернете

1) makniko — профиль во ВКонтакте 
2) willbedone — канал в Telegram

Главные идеи выпуска

1. Регулярная монотонная работа с повторяющимися задачами может привести к выгоранию, поэтому нужно расширять спектр деятельности и инструментарий, вносить в работу разнообразие, чтобы обеспечить себе дополнительный источник энергии и возможность для перезагрузки.
2. Обучение других помогает учиться самому. Это связано с образом себя как преподавателя, социальной ответственностью и необходимостью сильнее углубляться в тему.
3. Обучение на инструктора расширяет горизонт, улучшает личную практику и мотивирует быть любознательным. Обучаясь, можно затем стыковать знания и навыки из разных сфер, создавая единую, синергетически работающую систему.
4. Трансформационная игра выявляет сильные стороны, помогает определить, какие ресурсы нужны и как извлечь их из трудностей и препятствий, даёт возможность попробовать себя в новом амплуа, увидеть со стороны свои текущие стратегии и протестировать непривычные модели поведения и способы решения проблем.
5. Все идеи давно придуманы, вопрос в том, как их преподносить и что добавить, чтобы в итоге получился классный, доступный и полезный авторский продукт.

Практические рекомендации

1. Подумайте, как организовать свою жизнь таким образом, чтобы её сферы не были изолированы друг от друга, а переплетались, усиливая и укрепляя друг друга.
2. Если хотите регулярно читать книги и применять идеи из них в своей жизни, вступите в книжный клуб.
3. Практикуя медитацию, не считайте целью достижение особого «тёплого» состояния, а неудачей — появление мыслей. Цель медитации заключается в самом процессе наблюдения за объектом.
4. Повышая стоимость своих услуг, не делайте клиентам скидки, даже если клиентом является ваш друг. Вместо этого думайте о том, как сделать свою услугу достойной высокой оплаты, и дарите клиентам сюрпризы и подарки.
5. Подумайте, какие навыки могут помочь вам поменять контекст, обеспечить новый источник дохода или стать кирпичиком в вашей текущей деятельности.

Понравился выпуск? Послушайте также

Спонсор выпуска

Благодарим за помощь компанию LEGO, которая создаёт потрясающие наборы повышенной сложности для взрослых. Они отвечают любым интересам: популярные фильмы и сериалы, суперкары, путешествия, арт и многое другое. Сборка такого набора подарит настоящее удовольствие, а готовая модель станет украшением интерьера. LEGO для взрослых может стать отличным подарком на Новый год себе или близкому человеку!

LEGO

Текстовая версия подкаста с Никитой Маклаховым

[00:07] Никита Маклахов: Добрый день, дорогие друзья! В эфире подкаст от проекта «Будет сделано!» — программа для тех, кто хочет делать больше за меньшее время, а также жить и работать без стресса. С вами я, его ведущий, и вы слушаете выпуск № 179. Как обычно, все упомянутые в выпуске ссылки, названия, рекомендации и прочие полезности вы можете найти на странице этого выпуска по адресу willbedone.ru/179. Сегодня в гостях у меня никого не будет, это будет сольный выпуск, давненько у нас с вами таких выпусков не было. И поскольку этот год у меня был довольно-таки насыщенный, и я как обычно планирую записать сольный новогодний выпуск, я решил, что вряд ли смогу всё уместить в один, и по крайней мере часть событий, историй и уроков я решил вынести в отдельный выпуск. И, наверное, посвящу я его тому, чему я в этом году обучался, какие курсы проходил, какие планирую ещё пройти, зачем мне всё это нужно, что я планирую от этого получить, что было полезно, что — не очень. Поговорим, прежде всего, про это, и, конечно, пару слов расскажу про то, как всё это вписывается в мою текущую деятельность и в наш проект «Будет сделано!» Как обычно, я буду безумно рад получить от вас поддержку в любом виде — через социальные сети, через iTunes, можно там оставить отзыв. Можете стать патроном, можете просто написать мне в личном порядке. Здорово и очень важно знать, что вы меня по-прежнему слушаете, и то, что моя работа и работа нашего проекта вам хоть как-то помогает в жизни и приносит пользу. Друзья, у этого выпуска очень классный партнёр — это компания LEGO, которую каждый из нас знает по детским конструкторам, но которая при этом уже больше двух лет создаёт просто эпичные наборы для взрослых. Чуть позже я расскажу, что это за наборы и почему назвал их эпичными, а теперь давайте перейдём к выпуску. Приятного прослушивания!

[02:30] Итак, с чего бы начать. Начну, наверное, с того, что в этом году существенную часть времени я провёл в состоянии выгорания, упадка. И, как ни странно, это связано с тем, что предыдущий, 2020-й год был для меня, для нашего проекта довольно удачным, и в начале года я решил вложиться в расширение команды, в развитие. Но не рассчитал свои силы, не рассчитал нагрузку, недостаток своих управленческих компетенций. И в итоге это привело к тому, что в феврале у меня был минус по финансам, и, хотя я понимал, с одной стороны, умом, логически, что это всё лишь следствие моих вложений, и это должно окупиться чуть позже, но психика моя, видимо, с этим была не согласна и отрубила мою творческую энергию. И довольно длительное время я от этого приходил в себя и восстанавливался. И, как это часто бывает в таких состояниях, хотя я искренне надеюсь, что вы такого не испытывали и не испытаете, приходит некое ощущение обесценивания того, что ты делаешь, и желание заняться чем-то кардинально другим. Приходит чувство, что всё, что ты делал до этого — какая-то полная ерунда, она никому не нужна, у тебя нет способностей и ничего не получается в рамках твоей деятельности. Очевидно, что далеко не всегда, чаще всего это неправда, не объективная реальность, это именно следствие увядшего апатичного состояния, но такие мысли часто приходят. И в моём состоянии выгорания они тоже приходили в большом количестве, я даже в какой-то момент начал думать о том, чтобы пойти работать таксистом. Мне почему-то эта идея казалось оптимальной в том состоянии — едешь, целый день созерцаешь, никаких решений принимать не нужно, и как-то хорошо это расслабляет. Хотя я, конечно, думаю, что реальная работа таксистов далека от моих идеалистических романтических представлений, но в то время мне казалось это разумным. Я даже изучал какие-то Youtube-каналы таксистов, оказывается, такие тоже есть, где они рассказывают про свои рабочие будни, про свои заработки и так далее. В общем, конечно же, эта идея у меня не дошла до реализации, к счастью, но отчасти на меня повлияла. И повлияла в том, что я начал думать примерно следующее: «Окей, в текущей работе я, бывает, устаю, и давай-ка разберёмся, почему я могу сильно уставать». И одна причин, которую я обнаружил — что моя деятельность довольно монотонная по форме, это большая часть времени, проводимая за компьютером. И проекты более-менее повторяющиеся, регулярные, этот подкаст, который вы, надеюсь, слушаете, я его уже веду примерно в одном и том же виде 6, а то и больше, лет. Он мне, на самом деле, не приелся, но очевидно, что эта монотонность, регулярность, может вносить свой вклад в общее чувство усталости. И из этого я сделал вывод, что было бы классно, наверное, расширить как-то спектр деятельности, чтобы можно было переключаться в любой момент, когда я чувствую, что одно поднадоедает. В другой деятельности я обретаю источник энергии в этот момент. И в этом контексте на меня как раз произвёл впечатление в очередной раз Эд Халилов, мы с ним второй раз беседовали в рамках выпуска № 166. Я, конечно, рекомендую вам его послушать. Там была идея в том, что у Эда просто какая-то дикая нагрузка. Он, например, может в течение лета организовать десяток восхождений на Эльбрус, в каждом из которых он принимает участие лично в качестве организатора, ведущего группы. И в ответ на мой вопрос, как он не устаёт и не выгорает, он рассказал, что у него в рамках года всё чётко расписано и очень много разнообразия. Из серии, летом он в горах, совершает десятки восхождений, потом очевидно это ему надоедает, но дальше сразу у него по плану, например, какая-то регата или выживание в тайге, или наоборот — поездка на Мальдивы. Получается, что есть общее направление деятельности — супер активный туризм, восхождения, выживания и так далее, это его тема. Но эта тема может в рамках года раскрываться очень и очень по-разному, снова начиная от восхождений, заканчивая какими-то онлайн-программами, которые он тоже проводит. И получается, что несмотря на эту дикую по средним, по человеческим меркам нагрузку, он не выгорает. Ладно, наверное, он очень устаёт, я думаю, как и любой человек, но он может поддерживать этот темп за счёт того, что есть разнообразие, циклы, череда деятельности. И, видимо, для него пословица: «Лучший отдых — это смена вида деятельности», очень работает. И таким образом я начал тоже думать, что можно ещё добавить в мою деятельность, что ещё можно добавить в мой проект. Что-то такое, что будет, с одной стороны, вписываться в общую идею, в общую картину того, чем я занимаюсь, но в тоже время позволит мне сбрасывать напряжение, переключаться и восполнять энергию через другие формы деятельности. Да, если вы пока не понимаете, зачем я вам всё это рассказываю, то это такая подводка, объяснение, перечисление причин того, зачем я вообще, начиная с этого года, начал записываться и вписываться в длительные обучения, чего раньше особо не делал. Поэтому первая причина — расширить свой инструментарий, чтобы получить возможность переключать контекст и таким образом отдыхать, не выгорать по мере необходимости.

[08:28] И есть вторая причина, очень важная и ценная для меня, и я очень надеюсь, что постараюсь донести до вас ценность этой жизни, потому что в моей жизни это проявляется очень классно, это мне очень помогает, я считаю, что это работает очень здорово. Вторая причина в том, что мне очень нравится учиться чему-то через обучение других, или, в том числе, через обучение других. Я частенько рассказываю про это на своих выступлениях и обучениях и сейчас постараюсь описать очень коротко, в этом есть несколько кирпичиков. Первый кирпичик связан с образом себя, с самопредставлением, то есть с тем, каким человеком мы себя сами воспринимаем. И идея в том, что если мы воспринимаем себя, например, допустим, инструктором по медитации, то все действия, связанные с медитацией, в том числе, регулярная личная практика самой медитации, будет даваться нам гораздо-гораздо проще. И внешне это выглядит очень понятно, потому что если я инструктор по медитации, то мне будет тупо стыдно прийти на занятия и сказать что-то вроде: «Ребята, сейчас я вас научу классно медитировать, медитировать каждый день, правда сам я что-то последние полгода не медитировал. Но вас сейчас научу». Поэтому здесь подключается внутренняя ответственность, ответственность перед другими людьми, и прогресс в рамках данной области будет идти гораздо быстрее, чем если бы я был просто человеком, который занимается медитацией. То есть подключаются дополнительные мощные стимулы, и поскольку в моём случае, например, медитация занимает важное место в жизни, я медитирую уже регулярно каждый день около 5 лет, а то и больше. Мне, конечно, хочется иметь как дополнительные опоры, так и более глубокое погружение в эту область, о чём я чуть позже ещё расскажу. Второй кирпичик — это концепция ЦОЖ — целесообразного образа жизни или просто целесообразной жизни, об этой концепции я подробно рассказываю на нашем «Курсе полезного действия». Базовая идея следующая: здорово выстраивать такую жизнь, когда все сферы нашей жизни неотделимы друг от друга и при этом друг друга классно поддерживают. Как это может выглядеть на практике: в обычной жизни у нас есть, например, медитация, которой я посвящаю какое-то время в течение дня, потом я могу идти на работу или работаю у компьютера. И это вроде как бы не связано по умолчанию, а если мы это дело пытаемся пропустить через фильтр концепции ЦОЖ, то мы задаём себе вопрос: как можно сделать так, чтобы работа помогала моей медитации, а медитация помогала работе? И один из базовых, самых простых и понятных ответов — это сделать так, чтобы медитация была отчасти нашей работой, чтобы мы уделяли ей время, но и также, например, зарабатывали на этом. Это всего лишь один из вариантов взаимодействия, сюда можно приплести и другие сферы тоже. Как можно связать медитацию и путешествия? Например, можно ездить на ретриты в классные места. А как можно связать медитацию, работу и путешествия? Можно стать востребованным инструктором по медитации, которого будут приглашать проводить ретриты в разных классных местах. Общая идея такая: сделать так, чтобы у нас не было каких-то изолированных сфер в жизни, тем более, если это важные для нас сферы. Чтобы они все были взаимосвязаны между собой и друг друга питали и поддерживали. И теперь давайте всё это дело закруглим и вернёмся на шаг повыше, там я говорил о том, что очень классно обучаться самому через обучение других. В основе этой идеи есть два базовых кирпичика про самовосприятие и про идею ЦОЖ, но также там есть и другие слои. Например, когда я изучаю медитацию, как инструктор, я по определению проникаю, узнаю гораздо больше, чем если бы я был просто обычным практикующим, любителем. Во-первых, потому что инструкторские программы очевидно так построены, чтобы инструктор отличался по уровню знаний и навыков от обычного практикующего. Во-вторых, потому что в процессе обучения на инструктора у меня в целом расширяется горизонт, появляется больше любопытства, любознательности по отношению к этим темам. И мне хочется узнавать новое, опять-таки, стыковать разные сферы знаний, которые у меня уже есть, думать о том, как эти навыки, которые сейчас получаю, я могу применить в своей работе, на своих программах. И всё это дело классно интегрируется, срастается в единую классно синергитически работающую систему.

[12:55] Итак, я таким образом попытался описать те причины, по которым я решил начать вписываться в длительные обучения, в первую очередь, на какие-то инструкторские программы. И, наверное, важный ещё момент, по крайней мере, важный для меня, в том, что я этого не делал раньше. Когда я начинал проект, когда начинал создавать свои программы, у меня было убеждение, сейчас я понимаю, что оно не самое полезное и функциональное, о том, что ценны только те знания, которые ты как будто сам в себе взрастил, может быть, на основе своего опыта. Например, когда я делал первые свои программы про привычки, про эффективность, я целенаправленно не изучал какие-то книги, другие материалы, другие источники почти что не изучал. И когда я писал материалы для своих программ, я их писал по сути из головы, не обложившись книгами или другими курсами и источниками. И в этом для меня была гордость, что, смотрите, я никуда не подсматриваю, это всё моё. Но по мере изучения того, как работает наша психика, наш мозг, это убеждение ушло, и ушло оно как раз потому, наверное, что я начал понимать, что в целом нет ничего по-настоящему моего в моей голове. Считать так довольно-таки наивно, и это в какой-то степени иллюзия, потому что все знания, навыки и умения, которые у меня есть в голове, вся информация туда откуда-то пришла. Я могу не помнить, откуда она туда пришла, и так часто бывает, и по этой причине считать это чем-то своим, как будто я сам до этого дошёл. Но на поверку часто оказывается, что всё полезное в моей голове я где-то услышал, узнал, прочитал, почерпнул у других людей. И тот факт, что я этого не помню, не делает меня автором всех этих идей, концепций и каких-то открытий. После того, как я это осознал, мне, во-первых, стало проще изучать и заимствовать классные идеи у других авторов, а во-вторых, я стал гораздо меньше опасаться и страдать по поводу какой-то конкуренции. Потому что если я видел раньше какую-то идею, которую считал своей, в материалах или в устах другого человека, я очень сильно страдал, думал: «Как же так, что за плагиатор, я же это придумал». Но когда понимаешь, что не ты и не другой человек это придумал, а вообще кто-то, может быть, тысячу лет назад, то понимаешь, что переживать по этому поводу не стоит. И свою задачу начинаешь видеть не в том, чтобы изобрести гениальный новый метод, супер авторскую технологию, а скорее в том, чтобы это классно, доступно, структурно преподносить, то есть добавить в это что-то своё. Пускай исходная руда, материалы какие-то не твои, они как были давно в недрах земли, так они там и лежат, так их там ты и нашёл, но то, что ты из этого сделаешь, как ты это преобразуешь в своей кузнице, что у тебя будет в итоге — кольцо, меч или что-то другое, зависит от тебя. Именно на этой стадии ты можешь привнести какую-то свою индивидуальность, авторство. Поэтому первое, что мне мешало раньше ходить на обучения, это некая горделивость, может быть, закрытость и наивное представление о том, что всё самое важное я могу сам достать из себя или уже есть во мне все гениальные открытия. Наверное, в какой-то степени это тоже верно, если верить в идею, что настоящий гений имеет полубожественную природу. Когда люди придумывают что-то кардинально новое, они словно достают это не из себя, а из какого-то другого источника. Я знаю, что это звучит мало рационально, больше попахивает мистикой, но при этом я знаю, что есть попытки описать эту концепцию через научный метод, сейчас сходу про это не вспомню, поэтому не буду пытаться. Но была ещё вторая причина, которая мне мешала вписываться в длительное обучение, которая снова, наверное, будет звучать удивительно от меня, как от человека, который проводит сам длительные обучения. Это была история про то, что мне было тупо жаль отдавать большие деньги за учёбу, тем более ту, которая проводится онлайн. Почему-то сама эта мысль была мне не очень комфортна, я сейчас сходу не вспомню, какие там были глубинные мотивы и предпосылки. Но если попытаться, то, наверное, там было два основных момента: первое, что я боялся, что если впишусь в годовую программу, заплачу за неё пяти-шестизначную сумму денег и при этом не дойду до конца, то очевидно мне будет больно, обидно, и я буду сам себя ругать за это. Но вторая причина, наверное, была в том, что я сомневался в качестве каких-то программ, в которые могу попасть, и снова боялся разочароваться в том, что отдам большие деньги за то, что не соответствует моим внутренним стандартам качества. И прежде, чем продолжить монолог, я хочу рассказать вам об одной крутой игре, точнее, это даже больше, чем игра, намного больше. Пожалуй, это даже два в одном — и хобби, и верный способ справиться со стрессом и унылым настроением, если вдруг они вас одолевают. Возможно, вы сейчас удивитесь, но я говорю о конструкторах LEGO. Пожалуйста, забудьте всё, что вы помните о них из детства. Теперь LEGO помимо детских историй делают наборы для взрослых, и это просто новая вселенная. Понятно, что эти наборы имеют разные уровни сложности. Например, в моделях кораблей из Звёздных войн от 4 до 7 тысяч деталей. Понятно, что ассортимент точно подобран под интересы именно взрослых, можно собирать мощные суперкары, красивые деревца бонсай, Тадж-Махал, Титаник и даже квартиру из сериала Друзья. Но что меня поразило больше всего — это технологии и инженерный подход, LEGO теперь далеко не детская игрушка. Например, в моделях машин есть подвеска, полный привод и даже мотор, которым можно управлять с телефона. А если вы соберёте печатную машинку, то обнаружите, что на ней можно по-настоящему печатать, то есть вы собираете не просто какой-то конструктор, а механизм, который работает. Кстати, размеры печатной машинки 26×27 сантиметров, даже по габаритам она почти как реальная. Собрать модель по инструкции — это только начало, умельцы справляются без всяких инструкций, по наитию или экспериментируют, превращают один и тот же набор в самые разные конструкции. А если пересобирать не хочется, то готовую модель просто поставить на полку, выглядят они все фантастически и отлично смотрятся в любом интерьере. В общем, LEGO сначала влюбил в себя всех детей, а теперь изобрёл новый вид удовольствия для взрослых. И это, во-первых, удовольствие надолго, потому что быстро вы такую модель точно не соберёте, а во-вторых, сам процесс с большой вероятностью отправит вас в поток. А потоковое состояние, как мы знаем, это один из ключей к счастью. Так что, если вы хотите осчастливить в честь Нового года кого-то из близких или самого главного человека в вашей жизни — самого себя, то выбирайте наборы LEGO для взрослых. Я оставлю ссылку в описании к этому выпуску, зайдите и просто посмотрите, до чего дошёл LEGO-прогресс, и как круто выглядят сейчас их наборы. А я закончу работу над выпуском и пойду вместе с супругой собирать печатную машинку.

[20:36] Итак, хорошо, всё это было небольшое или большое вступление, а теперь давайте поговорим, в чём я принимал участие и как помогал самому себе узнавать новое через взаимодействие с другими людьми, в том числе. Начну, пожалуй, даже не с того, что я проходил, а с того, что я организовал в рамках нашего проекта, речь про Книжный клуб. Здесь исходная предпосылка была простая и понятная: я в целом плюс-минус регулярно что-то читаю, но, наверное, не так регулярно, как мне бы хотелось. И встал вопрос о том, как же мне начать читать регулярнее, читать ещё более крутые книги, как прорабатывать их глубже и более подробно. Как при этом приносить пользу, может быть, другим людям, и желательно, чтобы это хоть немножко приносило деньги. Это идеальный сценарий, и, конечно же, в этот сценарий очень классно вписывается идея Книжного клуба, который мы как раз и организовали. Мне кажется даже, что мы сделали его не в этом году, а в конце предыдущего, но можно считать, что и в этом. И поскольку я организатор этого клуба, это даёт мне некоторую свободу в выборе книг. И поэтому я выбираю те книги, которые я считаю классными, кайфовыми в рамках тех тем, что интересны мне, это как раз работа мозга, привычки, личная эффективность, осознанность, состояние потока, философия стоицизма и буддизма и прочее. Так что я выбирал книги из этих тем, какие-то книги я уже читал и знал, что будет здорово их перечитать, потому что некоторые книги читаешь повторно словно первый раз, как будто ты их никогда не видел до этого. А некоторые — просто новые, те, до которых ты пока не добрался. И таким образом на данный момент мы прочитали уже, по-моему, 9 книг, сейчас попробую их перечислить. Это Лоретта Бройнинг «Гормоны счастья», Чиксентмихайи «Поток», Дэвид Рок «Мозг. Инструкция по применению», Мингьюр Ринпоче «Будда, мозг и нейрофизиология счастья». Дальше — Келли Макгонигал «Сила воли», Грег МакКеон «Эссенциализм», Уильям Ирвин «Радость жизни», Карен Прайор «Не рычите на собаку!», Даниэль Канеман «Думай медленно, решай быстро». И наконец, мы сейчас заканчиваем Канемана и приступаем к моему любимому Джордану Петерсону «12 правил жизни». И базовая механика этой движухи очень простая: мы встречаемся раз в две недели, в промежутках мы читаем выбранную книгу, темп довольно-таки размеренный. Я сам в это время тоже читаю книгу, стараюсь читать вдумчиво, подчёркивать, делать пометки, писать вопросы для обсуждения, вспоминать интересные истории. И дальше мы приходим на созвон, который длится 1-2 часа по субботам с утра и обсуждаем прочитанное. И, завершая разговор про Книжный клуб, я очень рассчитываю попасть на обучение на волшебного помощника в Школу великих книг. Возможно, вы помните, у нас был подкаст с Василием Якеменко, это создатель данного проекта. Он уже отошёл от дел, не связан с этим проектом, но проект до сих пор существует, и это история про то, что тоже люди встречаются в кафе и обсуждают классные, великие книги, очень даже глубокие и довольно не простые. Не те, наверное, книги, которые человек сходу, без подготовки, без дополнительного образования прочтёт и полностью поймёт или что-то сможет внедрить в свою жизнь. И Волшебные помощники — это как раз организаторы этих встреч, в какой-то степени кураторы, это те люди, которые прошли соответствующую подготовку и могут провести встречи по книгам и обладают пониманием, о чём на самом деле эти книги, и методологией, технологией проведения встреч так, чтобы было всем комфортно и полезно. И я чувствую, что мне как минимум в рамках нашего Книжного клуба тоже не помешала бы подобная методология, но осталось только понять, где найти время на это обучение, потому что ближайшее будущее, как я сейчас расскажу, у меня расписано в плане учёбы довольно плотно.

[24:54] Давайте перейдём к следующей теме, которую я уже отчасти затронул, отчасти обсудил, это обучение на инструктора практик осознанности, которое я проходил в этом году. Или, вернее, первую ступень, которую я проходил в этом году, и успешно финишировал. Те причины, по которым я решил записаться на это обучение, я в общем-то уже перечислил — это желание углубить свою личную практику и иметь возможно передавать другим свои знания и навыки и иметь возможность немножко отдыхать от основной деятельности в этом. Так что на этом сейчас подробно останавливаться не буду, пожалуй, расскажу, куда именно я пошёл учиться, как выглядело это обучение, что оно мне дало. В общем, всё, что придёт в голову, всё упомяну. Начну с того, что раньше мне сама идея пойти учиться на инструктора медитаций казалась довольно странной, потому что я считал, что вся эта тема с медитацией — это больше про буддизм. Если я, например, не монах, как Аджан Хуберт, один из гостей подкаста, который 10 лет провёл в монастыре в Таиланде, если у меня нет такого опыта, то что мне вообще делать в этой теме. Но со временем мои сомнения разрешились, потому что последнее время набирает большие обороты такая штука, как светские практики осознанности, светские практики внимательности, которые сейчас на Западе получают широкое распространение. И идея в том, чтобы взять медитацию, например, из той же буддийской традиции, и попытаться убрать из неё всё чересчур мистическое, непонятное, религиозное, оставить только то, что по возможности можно проверить, действия чего можно подтвердить научно и экспериментально. И с этой точки зрения не обязательно иметь опыт или глубокое знакомство с буддийской традицией, хотя всё равно, конечно, не помешает, чтобы быть инструктором практик осознанности. Что этот человек вообще должен или будет делать? Это человек, который может научить как отдельного интересующегося, так и целую группу тому, как правильно и, что важно, безопасно заниматься медитацией. Потому что, с одной стороны, практика медитации внешне предельно простая: ты садишься и иногда ничего не делаешь, есть такая практика, называется «Делать ничего», иногда наблюдаешь за каким-то объектом, например, за дыханием. И вроде как это довольно просто, и пространства для ошибки тут довольно мало. Но, как я сам понял в процессе обучения на инструктора, это довольно ошибочное представление, и я с сожалением для себя понял, что те 5 лет, что я медитировал до этого, медитировал, мягко говоря, не до конца верно. И трудность в том, когда ты не общаешься ни с кем квалифицированным, с учителем буддийской традиции или с инструктором медитации, что изнутри это заметить и понять довольно сложно. Ты вроде сидишь и сидишь, что-то происходит, иногда даже приятное, или ничего не происходит. Как понять, правильно ты делаешь или неправильно?

[28:15] И сейчас, чтобы было чуть более понятно, о каких ошибках вообще может идти речь, и о каких ошибках я говорю, я приведу парочку, которые ощутил для себя. Итак, первое, что, как оказалось, я делал не так — в процессе медитации я часто попадал в приятное состояние, похожее на слегка трансовое, в котором было очень комфортно, радостно. И я думал, что это и есть суть медитации, ты посредством наблюдения за дыханием попадаешь в это состояние и дальше в нём покоишься. Ты таким образом отдыхаешь, как будто купаешься в каких-то тёплых приятных волнах. Но, как оказалось, настоящая медитация с этим ничего общего не имеет, настоящая медитация — это практика, работа. Всё то время, что ты на неё отвёл, нужно именно работать, следить за объектом медитации, например, за дыханием. Если случается так, что благодаря каким-то состояниям твоё внимание улетает куда-то, даже если это состояние приятное, то из этого состояния нужно вернуться. И, как оказалось в итоге, это приятное трансовое состояние — это вовсе не цель медитации, а скорее помеха, лёгкое отупение. И это было для меня, конечно, некоторое разочарование, я-то думал, что, во-первых, я уже научился достигать таких классных состояний, и я-то думал, что медитация — это приятно и расслабляюще. Однако нет, нужно и дальше наблюдать за вниманием. Кстати, я тут поймал себя на мысли, что не рассказал вообще, зачем это может быть нужно хоть кому-то, зачем практики внимательности, зачем медитация может быть полезна. И, наверное, сейчас я на этом останавливаться не буду, но с удовольствием вас направлю на выпуск № 172 с Виктором Ширяевым, у которого я как раз проходил обучение. И вторая ошибка или неверное представление — это то, что случается, мне кажется, повсеместно в контексте медитации — ожидание того, что у тебя в процессе практики будет какая-то чистая голова без мыслей, а если мысли появляются, если появляются отвлечения, значит, ты что-то делаешь не так. И это как раз, пожалуй, то, что многим не даёт познакомиться нормально с медитацией, что многих отталкивает. И это в корне неверное представление, потому что мы по факту не управляем никак своим умом, он генерирует мысли сам по себе, мы их только наблюдаем. А то, что мы можем делать в процессе медитации — это стараться наблюдать, например, за дыханием по мере своих сил и возможностей. Но если мы отвлеклись, а такое точно будет случаться часто, и заметили, что отвлеклись, то мы можем порадоваться тому, что мы заметили, потому что в этом и есть суть практики, и попробовать вернуть обратно внимание к наблюдению за дыханием. И таким образом медитация будет сводиться не к тому, чтобы стараться сидеть целых 10 минут или полчаса с чистой головой без мыслей, а к тому, что мы начинаем следить за дыханием, потом неминуемо отвлекаемся, в какой-то момент замечаем, что отвлеклись, радуемся этому и стараемся вернуться обратно к наблюдению за дыханием. И этот цикл будет повторяться много-много раз за одну практику, по крайней мере, до тех пор, пока мы не достигнем таких высоких уровней в практике, где сможем наблюдать за дыханием без каких-либо отвлечений, что произойдёт скорее всего не очень скоро. У меня пока что за 5 лет практики такого ещё не случилось.

[31:36] Так, по поводу самого обучения. Ещё раз, я обучался у Виктора Ширяева на программе для инструкторов, которую он организовал и проводил совместно с центром Mindspot. Это Центр практик осознанности из Одессы. Программа длилась 5 месяцев, с апреля по сентябрь, и состояла из трёхдневных модулей, между которыми был месяц перерыва, в процессе которого мы делали много личной практики, писали по ней отчёты, читали разные книги по теме осознанности, в том числе, научной составляющей осознанности. Вели практики друг для друга, для студентов, как раз на этапе сертификации, и делали много разных других заданий. В целом, обучение было классное, хорошая атмосфера, классный Виктор, поддерживающие кураторы. Но, если честно, мне было невероятно сложно сидеть 3 дня подряд за компьютером, возможно, это связано с тем, что я как раз и так всё время провожу за компьютером, и так варюсь в этой теме онлайн обучения. И высидеть 3 дня лекций онлайн мне было довольно-таки не комфортно, мягко говоря. Но в некоторые моменты мне удавалось вспоминать, что 6 или 8 часов с перерывами обучения в день — это примерно один учебный день в институте, по сути, 4 пары. И такая смена перспективы немножко облегчала мне жизнь, но всё равно давалась довольно-таки тяжело. И с этой точки зрения как планируется в следующем году вторая ступень, которую нужно закончить, чтобы иметь возможность называть себя полноценным, полноправным инструктором по медитации. И я с ужасом думаю о том, что трёхдневные модули будут повторяться снова и снова, и пока что меня это немножко пугает. В остальном обучение было полезное, интересное, классное, я написал и сдал финальный экзаменационный тест на максимальное количество баллов, чем, конечно же, горжусь и не упускаю возможности похвастаться. И с точки зрения пользы, обозначу это ещё раз, мне это помогло как минимум улучшить, сделать более глубокой свою личную практику. Понять, какие есть слепые зоны, что я делаю не так, куда развиваться дальше, на каком этапе я нахожусь, и всё в этом духе. Как раз сейчас я читаю классную книжку, я её уже упоминал в прошлом месячном отчёте в Instagram. Книжка автора Куладаса, человек, который называет себя Куладаса, это его, я так понимаю, буддийское имя, и называется она «Свет ума». Это большая методичка, руководство по практике медитации, где очень подробно описаны стадии, этапы медитации. И по описанию, во-первых, можно понять легко, на каком этапе ты находишься, какие тебя подстерегают ловушки, проблемы, препятствия, как их обойти, и что ждать дальше. Поэтому, если вы какое-то время уже медитируете, но слегка потерялись, не понимаете, что происходит, на каком вы этапе и всё ли делаете правильно, возможно, стоит обратиться к этой книжке. Или можно обратиться ко мне, я как начинающий инструктор, думаю, смогу вам что-то подсказать.

[34:45] И как только обучение закончилось, я решил не терять набранной инерции и сразу же начал проводить живые занятия в Петербурге. Выбрал для этого специфическое время — 6:30 утра по четвергам. И уже два с половиной месяца раз в неделю встречаемся, пока что группа небольшая, иногда 2, иногда 5 человек. Но для себя я решил, что пока хотя бы один человек будет приходить на эти встречи, я их буду проводить, как раз потому, что мне просто это важно. Важно развиваться в этом и как инструктору, и как просто практикующему. Поэтому, если вы живёте в Петербурге или будете здесь проездом, пожалуйста, заглядывайте, если будет желание и возможность, на наши занятия, я буду рад видеть вас и вместе с вами помедитировать. И вспомнил ещё один важный, по крайней мере, для меня, момент, что после обучения в первый раз за долгое время, самый первый раз был в Таиланде, но после этого был большой перерыв, я первый раз после Таиланда сходил на ретрит в Питере под Ладогой, это было короткое трёхдневное мероприятие, которое организовали ребята из проекта «Ретриты на обочине». И мне было очень полезно посетить его, как с точки зрения практикующего, потому что это классный способ окунуться в медитацию с головой, но также и с точки зрения инструктора, потому что мне очень интересно в будущем проводить самому такие ретриты. И я наблюдал за тем, какие моменты я считаю классными в организации, в проведении, в преподавании практик на ретрите, а какие я мог бы сделать, может быть, иначе, а может быть, даже немножко лучше. И как только это обучение на инструктора практик осознанности завершилось, я сразу же без промедления запрыгнул в другое обучение, причём, тоже к одному из гостей подкаста, это Антон Нефёдов, он был гостем выпуска № 143. Антон занимается всяким разным, много чем, и в частности он делает классные трансформационные игры — на ведущего, на мастера одной из них, которая называется «Путешествие героя», я как раз и пошёл учиться.

[37:13] Что такое трансформационная игра? Попробую дать такое объяснение для тех, кто с ними не сталкивался. Трансформационная игра в некоторой степени похожа на обычную настольную игру, там тоже есть игровое поле, фигурки, карточки. Но основная цель этих игр — не просто классно провести время в приятной компании, это скорее обучение, саморазвитие и в некоторой степени психологическая поддержка. Если сказать про это немножко иначе, то по сути трансформационная игра — это психологический тренинг, просто в приятной, весёлой, игровой обёртке. Есть некоторая форма, это игра, а есть некоторое содержание — это те тренинговые, образовательные механики, которые в игру заложил автор, в данном случае, Антон Нефёдов. Чем меня заинтересовала именно эта игра «Путешествие героя»? Тем, что она создана на базе нежно любимой мною концепции «Путь героя» Джозефа Кэмпбелла. И мне было интересно ближе познакомиться с этой концепцией, а также с тем, как её можно применять в реальной жизни для помощи себе или другим людям. Если же попытаться объяснить суть и механизм именно этой игры, то получится примерно следующее. В основе игры лежит идея, что внутри каждого из нас есть некий внутренний герой, такой персонаж, который всегда выходит победителем из любого приключения и легко справляется с любыми проблемами. И не так важно, на самом деле, верите вы в его существование или нет. Так вот, есть этот внутренний герой, и в начале игры мы с ним знакомимся, узнаём и описываем его историю. А дальше отправляем его в путешествие от нашего лица, с нашим запросом и попутно наблюдаем, как же он будет справляться — а он будет справляться, со всеми препятствиями, которые встретятся ему на пути. Таким образом герой совершает свои подвиги, побеждает драконов и прочее, а мы внимательно наблюдаем за ним, за героями других участников и делаем выводы относительно своей ситуации. Получаем то, что Антон любит называть ресурсом, то есть эта игра именно про самоподдержку, про то, чтобы извлечь для себя что-то ценное, ресурсное, поддерживающее. А не про то, чтобы копаться в каких-то болячках, что тоже очень важно в определённых контекстах. Но если сравнивать подобные игры, например, с той же психотерапией, то можно сказать, что игры обращаются к нашим здоровым частям и пытаются сделать лучше именно им, а терапия скорее обращается и пытается помочь больше тем частям, которые испытывают какие-то трудности, боль и которым нужна поддержка в психотерапевтическом виде. Обучение на мастера игры «Путешествие героя» было довольно короткое, в отличие от предыдущего обучения, про которое я говорил, длилось оно чуть больше месяца. И для меня оно было во многом очень важным, но даже в первую очередь не с точки зрения содержания обучения, а с точки зрения того, как у Антона выстроены все процессы, и как он взаимодействует с другими людьми в рамках команды. Во-первых, чувствовалось довольно много любви и поддержки. Например, был знаковый момент для меня, что Антон и его помощники к старту обучения прислали всем кураторам букет цветов, причём некоторые кураторы находились очень далеко, например, на Бали, но всё равно ребята смогли направить им букет цветов. И для меня это важная история, потому что я до сих пор замечаю за собой, что гораздо меньше, чем нужно, оказываю знаков внимания близким людям, в том числе, в рамках проекта коллегам, и гораздо меньше отмечаю их заслуги и важность того, что они делают. Это то, чему мне предстоит ещё научиться. Второй момент, который я отметил, это то, что Антон был не особо вовлечён в сам образовательный процесс. Это не про то, что он забил на нас всех и бросил, это про то, что он выстроил процесс так, что большую часть задач смог делегировать другим людям — партнёру, кураторам, и это не ощущалось, как будто он отлынивает, забил на нас, бросил и просто пытается схалтурить. То есть, с одной стороны, он выстроил для себя максимально комфортный режим, так, чтобы не перенапрягаться, не уставать слишком сильно, не выгорать в процессе данного курса, а с другой стороны, вроде как все довольны. Во всяком случае, я не чувствовал себя обделённым чьим-то вниманием. И третий момент, который был очень ценным для меня и который, возможно, найдёт и у вас отклик тоже, это момент, который касается взимания денег за свои услуги. Я знаю, что у меня, например, и у моей супруги тоже есть трудности с самоценностью и бывает трудно называть стоимость своих услуг, бывает трудно повышать. Так вот, у Антона в этом плане очень классный подход: он установил для всех ведущих, для всех мастеров минимальную стоимость проведения игр. Чтобы, во-первых, избежать какого-то либо демпинга, а во-вторых, чтобы люди могли почувствовать как раз эту самую ценность, он сказал: «Ребята, я не разрешаю вам проводить игры дешевле, чем какая-то сумма», по-моему, она составляет 3000 рублей. И это очень классно перестраивает мышление, потому что ты начинаешь решать, скажем так, другую проблему. Ты больше не думаешь, может, поставить 500 рублей для начала, вдруг они не пойдут, вдруг им не понравится. Ты начинаешь думать о том, чтобы проводить игры настолько хорошо, чтобы эта стоимость была в глазах участников, в глазах клиентов оправдана, и чтобы он даже был готов платить больше, чтобы ты со временем мог комфортно повысить свой ценник. И ещё один момент, которому я у Антона тоже учусь, заключается в том, что Антон — ярый противник скидок, он никогда не даёт скидки сам и призывает не давать скидки. Потому что это, по его мнению, обесценивает вашу же работу. Это, на самом деле, мне тоже очень неплохо отзывается, а вместо скидок он рекомендует делать подарки и сюрпризы. То есть, если хочется сделать кому-то скидку, не снижайте стоимость продукта или услуги, а просто в дополнение к этому сделайте что-то ещё приятное для своего любимого клиента. И более того, Антон призывает не делать скидки даже для друзей, здесь у него позиция такая, что если у вас есть друг, друг о вас заботится и хочет, чтобы у вас было всё классно, то будет логичным для друга прийти к вам, воспользоваться вашей услугой и заплатить за неё полную стоимость, может быть, даже больше, таким образом вас поддержать. И, в общем-то, эта идея мне тоже откликается, и чтобы это воспринималось нормально вами или мною, возможно, следует начать делать так самим. Грубо говоря, если у меня есть товарищ, который проводит какое-то мероприятие, вместо того, чтобы просить у него скидку, лучше заплатить полную стоимость и таким образом сказать ему: «Я рядом, ты мне дорог, я очень хочу, чтобы у тебя всё получилось, вот тебе моя поддержка». И наконец последний важный момент для меня, важная механика в рамках обучения на мастера игры «Путешествия героя», которой мне, наверное, не хватило в предыдущем обучении — это то, что уже в процессе обучения мы начали выходить в поля, начали собирать игры и брать за них деньги, разумеется, предварительно поняв, что к чему, предварительно поиграв друг с другом, освоив правила, методику и так далее. Потому что частенько бывает так, что ты чему-то обучился, какому-то навыку или профессии, и только после этого пытаешься начать в ней делать какие-то первые шаги, первые деньги, после обучения. И может случиться так, что пока у тебя пойдут первые деньги и клиенты, твой запал уже пройдёт, навык немножко потухнет, покроется пылью, ты уже забудешь, что к чему. Это, конечно, не самая классная история в отличие от того, когда в процессе обучения мы уже делаем первые шаги, набиваем первые шишки. И на этой набранной скорости можем продолжить движение уже вне рамок обучения.

[45:48] Так, выпуск получился уже довольно длинным, но я, наверное, ещё успею рассказать про последнее обучение, в которое я тоже записался сразу же после завершения обучения на мастера игры. Это обучение «ледяного человека», у Вим Хофа, которого мы в частности обсуждали с Алексеем Утиным в предыдущем выпуске и о методах которого Алексей отзывался не очень лестно. Я, кстати, даже почитал про те инциденты, про несчастные случаи, смерти, о которых Алексей говорил, про смерти людей, которые пытались использовать методику Вим Хофа, и там была речь о том, что эти три человека делали дыхательную гимнастику, уже находясь в воде. Чего, конечно, делать никогда никому не стоит, потому что с дыхательной гимнастикой можно перестараться и потерять сознание, что, видимо, и произошло, к сожалению, в этих ситуациях. Но, в общем-то, это верно для всех практик, медитировать в воде или за рулём тоже не стоит, это ни к чему хорошему не приведёт, поэтому базовые правила, инструкции по безопасности никто не отменял. Итак, что же происходит у меня с Вим Хофом и с практиками закаливания. Я всю эту историю начал уже довольно давно, ещё будучи в Таиланде пытался принимать холодный душ и даже покупал лёд пакетами для обливаний. Но, конечно, с возвращением в Россию это пошло гораздо бодрее и, наверное, ещё более бодро это пошло в последние год-два. У меня уже довольно долгое время есть практика холодного душа по утрам, делаю это каждый день, не пропуская. И с приходом зимы эта практика становится гораздо более насыщенной, интенсивной и острой по ощущениям. И также последнее время я начал добавлять чуть более интенсивные истории, это закаливающие прогулки, когда ты выходишь в мороз и какое-то время гуляешь, например, в шортах и в футболке или, в моём случае, без верхней одежды. То есть я надеваю по-прежнему штаны, перчатки и шапку, но не надеваю куртку, просто в футболке, и таким образом по холоду 40-60 минут спокойным шагом гуляю. Ощущения на самом деле классные, это проще, чем мне представлялось. Но снова я обозначу, что это не то, с чего я начинаю знакомство с этими практиками, это всё происходит через долгое-долгое время подготовки. Также я постепенно добавляю холодные ванны, я понял, что на прорубь мне просто лень ездить настолько часто, насколько это будет полезным и нужным, поэтому ограничиваюсь холодными ваннами. И стараюсь решить самый непростой для себя момент, который заключается в том, что у меня пока что ощутимо мёрзнут руки и ноги, мёрзнут конечности. Вроде как, я, возможно, с точки зрения медицины или науки немножко совру, но идея в том, что конечности по определению находятся дальше всего от сердца, и поэтому организму труднее всего их обогревать. И Вим Хоф на этот счёт советует, понятное дело, закаливать их, то есть погружать просто в тазик со льдом, держать какое-то время. Не стоит геройствовать, стоит лучше проявлять здоровое отношение, бережность к себе. Но сейчас у меня уже получается держать руки и ноги по 5 минут в холодном тазике, и я чувствую, что потихоньку процесс идёт. Он идёт гораздо медленнее, чем мне бы хотелось, потому что этим я занимаюсь уже года 3-4, но потихоньку продвигается. И в какой-то момент я решил для себя, что было бы классно погрузиться во всё это поглубже, снова по тем же причинам, что я описывал раньше, и пойти учиться на инструктора к Вим Хофу. Это обучение состоит из трёх этапов, первый этап — это общий базовый курс, на который я на днях записался. Там, мне кажется, для меня уже не будет ничего нового, но его просто нужно пройти, потому что такие правила. Базовый курс для всех желающих, не только для тех, кто собирается стать инструктором. Этот курс длится 10 недель, после этого меня ждёт ещё одна онлайн-программа, уже нацеленная на подготовку инструкторов. И дальше, третий финальный этап — это живое мероприятие, живое обучение в Европе, возможно, в Польше или в Голландии, которое будет проводить или сам Вим Хоф, или, что более вероятно, кто-то из его ближайших последователей. И получается, что если повезёт, то в следующем году я как раз получу статус инструктора практик Вима Хофа, возможно, в числе первых людей в России. Я так понимаю, что в России особо никого нет, знаю, что есть девушка из Казахстана, но именно в России вроде, если повезёт, буду первым. Но, конечно, все эти планы не отменяют того, что я продолжаю заниматься тем, чем занимаюсь, историями про привычки, личную эффективность, обучающие программы «Спи сладко», «Свобода от сигарет», «Курс полезного действия», подкаст. И те штуки, которые я осваиваю, это скорее не попытка заменить всё, что есть, а попытка всё это дело интегрировать. И одна из моих больших задумок — это в какой-то момент набраться сил, смелости и терпения и сделать новую большую, может быть, даже годовую программу, в которой я как раз попытаюсь интегрировать все-все эти истории. Где будут истории и про привычки, и про личную эффективность, и практики осознанности, и будет возможность поиграть в трансформационные игры, и практики закаливания, и прочее. Чтобы это была одна комплексная программа, которая проходится по всем основным вопросам и сферам жизни. Конечно же, мне очень хочется, чтобы она меняла жизнь людей к лучшему. И в целом мне это видится вполне реальным, мне очень нравится при этом замечать и наблюдать, что в тех обучениях, которые я прохожу, есть отдельные детальки или элементы, которые я уже плюс-минус освоил. Например, метод Вима Хофа состоит из трёх элементов — это дыхание, практики медитации и непосредственно закаливание. И поскольку с практиками медитации у меня уже есть кое-какой опыт, это может в будущем как раз повысить мою ценность, как инструктора практик Вима Хофа. И наоборот те навыки, может быть, в некоторой степени уникальные, которые я смогу получить у Вима Хофа, я их, возможно, смогу интегрировать в рамках своей деятельности, как инструктор практик осознанности, или в рамках других обучений и направлений. В общем, мне очень нравится смешивать такие ингридиенты, и надеюсь, что супчик, который в итоге получится, будет очень классным и полезным. Я думаю, самое время закругляться, спасибо большое, что были со мной сегодня. Я искренне надеюсь, что подкинул вам каких-то идей, может быть, вдохновил вас на то, чтобы подумать о том, какие обучение были бы вам полезны для расширения вашей текущей деятельности или для создания дополнительных источников дохода или просто для переключения. Например, в течение дня я программист, а вечером провожу занятия по йоге, мне кажется, это тоже классная, здоровая со всех сторон история. Пожалуйста, не забывайте делиться своей обратной связью, пишите в личку или в социальных сетях. Классно, если вы опубликуете, например, сторис в Instagram со своими впечатлениями. Конечно же, заглядывайте на сайт нашего сегодняшнего супер классного партнёра, закупайтесь классными подарками. И до встречи в следующем выпуске, у нас в декабре будет плотное расписание, каждую субботу мы будем публиковать выпуск, а 25 декабря будем публиковать традиционный новогодний выпуск. На этом закругляюсь, прощаюсь с вами, благодарю, обнимаю и до новых встреч. Пока!