Как выбрать и пройти свой путь? Цитата Андрея Ланда из выпуска подкаста Будет сделано!

Гость выпуска — Андрей Ланд, актёр театра и кино, музыкант, тренер «Школы Игры» Вадима Демчога. Андрей пробовал себя в роли политолога, гитариста и певца, но затем выбрал другой путь и переехал в Москву. Он блестяще играет главную роль в своей жизни. Узнаем, как следовать за талантом!

Также подкаст можно слушать с помощью: Apple, Google, Яндекс, VK

Любимые книги гостей подкаста

В каждом выпуске наши гости рекомендуют лучшие, по их мнению, книги. Мы тщательно изучили рекомендации, убрали лишнее и оставили главное! Заполните форму и мы тут же пришлём вам на почту сочный PDF-документ со списком 10 лучших книг по версии героев подкаста. Стоит прочитать!

Ссылки и полезная информация

Содержание подкаста

[02:00] Начало творческого пути Андрея Ланда. Как выбрать, что вам нужно?
[09:42] Как заставить ребёнка учиться и не убить в нём любовь к занятиям?
[15:43] Переезд в большой город: как пройти проверку на верность своему пути?
[22:28] Что делать, если не получается устроиться на работу? Как не сдаваться?
[26:53] Как понять, когда стоит отступить, а когда — идти до конца?
[38:33] Как разрешить себе быть тем, кем хочется?
[41:30] Существует ли конкуренция на самом деле? Как перестать воевать?
[47:01] Как выбирать клиентов? Почему не стоит работать со всеми желающими?
[52:36] Личная эффективность актёра. Как выбирать проекты? Как не перегореть?
[59:25] Кого Андрей Ланд считает своими учителями? Чему он у них научился?
[64:21] Как попасть в потоковое состояние при общении с людьми?
[72:03] Рекомендации в рубрике «Пять в одном»: книга, сервис, привычка, вопрос, фильм.

В выпуске были упомянуты

1) Самоосвобождающаяся игра — книга Вадима Демчога
2) Школа игры — цикл тренингов Вадима Демчога
3) Закрой глаза и смотри — спектакль с участием Андрея Ланда
4) Татьяна Мужицкая — психолог, бизнес-тренер, сертифицированный тренер НЛП
5) Борис Токарев — актёр театра и кино, кинорежиссёр
6) Геннадий Трофимов — композитор, певец, актёр, педагог по вокалу
7) Фрэнк Пьюселик — один из разработчиков НЛП

Андрей Ланд в Интернете

1) andrey.land — профиль в Facebook
2) a_land — профиль ВКонтакте
3) Андрей Ланд — профессиональный сайт Андрея Ланда

Рубрика «Пять в одном»

1) Книги — Михаил Веллер «Моё дело» и Айн Рэнд «Источник»
2) Привычка — разговаривать с собой
3) Инструмент — гитара
4) Вопрос — Чего я хочу прямо сейчас?
5) Фильм — Интерстеллар

Результаты конкурса «Книга за отзыв»

1) Ольга Баксакова выиграла книгу Билла Бернетта и Дэйва Эванса «Дизайн вашей жизни»
2) Слушательница в iTunes Марина Кузнец выиграла книгу Максима Чернова «Из связей – в князи»

Главные идеи выпуска

1. Нежелание учиться у детей во многом обусловлено неправильной методикой преподавания. Следует обучаться так, чтобы занятия доставляли удовольствие.
2. Меняя жизнь кардинально, нужно быть открытым для обратной связи от мира и чётко формулировать цели. Не стоит врать себе и пытаться усидеть на двух стульях, совмещая несколько работ или устраиваясь на них только из-за денег.
3. Чтобы не сдаваться, желательно иметь поддержку в лице кого-то из близких. Но главное — нужно помнить, что вернуться в исходную точку вы всегда успеете.
4. До какого-то момента вы считаете, что с миром нужно воевать, доказывать ему, что вы на что-то способны. И, конечно, мир даёт возможности испытывать себя. Как только вы поймёте, что воевать необязательно — ваша война прекратится.
5. Не стоит идти с собой на компромиссы, потому что сложно жить в состоянии самообмана и ещё сложнее выбраться из болота, в котором намеренно увяз.

Практические рекомендации

1. Работайте с людьми, которые вам интересны и приятны, и только в тех проектах, которые для вас привлекательны. Нужно настроить фильтр, потому что «не ваши» клиенты будут доставлять вам колоссальные неудобства.
2. Учитесь быть с собой в честном диалоге и настраивайте диалог с миром, чтобы получать обратную связь.
3. При выборе проектов учитывайте не только доходы, но и удовольствие, которое подарит работа над проектом, а также людей, с которыми нужно будет сотрудничать, и влияние на репутацию.
4. Ежедневно тренируйте внутреннюю свободу, которая начинается с простых вещей, таких как выбор мелких удовольствий.
5. Если вы отказались от некоторых направлений самореализации, оставьте их в виде дополнительных занятий — для души, а не ради дохода.

Понравился выпуск? Послушайте также

Спонсор выпуска

Благодарим за помощь в работе над выпуском компанию Cross — одного из крупнейших мировых производителей пишущих инструментов. В коллекции представлены шариковые, роллерные и перьевые ручки, а также стилусы и механические карандаши. Каждая модель — это долговечный и эффектный презент премиум-класса. Зайдите на сайт эксклюзивного дистрибьютора Cross в России и получите скидку 10% на любой заказ по промокоду — WBD2017.

Текстовая версия подкаста с Андреем Ландом

[00:10] Никита Маклахов: Добрый день! В эфире подкаст от проекта «Будет сделано!» — программа для тех, кто хочет больше за меньшее время, а также жить и работать без стресса. Я её ведущий, Никита Маклахов. Сегодня у нас в гостях Андрей Ланд, актёр театра и кино, музыкант, тренер и педагог, в общем, очень разносторонний человек. Мы обсудим жизненный путь Андрея, его путь героя, узнаем, как он пытался покорить Москву, и что из этого вышло. Поговорим о том, как сама жизнь подталкивала Андрея к его призванию, затронем тему личного мастерства. И, конечно же, не забудем разузнать, как актёры выстраивают свою жизнь с точки зрения личной эффективности, как выбирают проекты и как попадают в состояние потока. Прежде, чем мы начнём, хочу выразить благодарность партнёру подкаста — компании Cross. Это один из старейших производителей пишущих инструментов, уже 170 лет Cross делает отличные ручки. И дело не только в удобстве и пожизненной гарантии, эти ручки радуют глаз, они красивые, у каждой свой характер и дизайн. Игорь Манн, который был гостем нашего подкаста, рассказывал, что в школе он любил уроки русского языка только по той причине, что у него была модная ручка. Он говорит, что ему нравилось выводить слова в тетрадке, и я его прекрасно понимаю — с хорошим инструментом работается намного легче. В общем, я предлагаю вам заглянуть на сайт Cross-pence.ru, такую ручку не стыдно подарить кому угодно, в том числе, и себе, тем более, что совсем скоро Новый Год. Когда будете оформлять заказ, укажите промокод wbd2017 и получите скидку размером 10%. А теперь пришло время перейти к Андрею. Андрей, привет!

[02:00] Андрей Ланд: Доброе-доброе утро!

[02:02] Никита Маклахов: Андрей, спасибо тебе большое, что согласился заглянуть к нам в гости, побеседовать. И предлагаю нашу беседу, наш разговор начать с обсуждения твоего пути, с учётом того, что я тебя представил уже, по-моему, в 5 ипостасях — это и актёр, и музыкант, и тренер, и педагог, я думаю, что твой путь был интересный. Поэтому давай поговорим немножко про это и начнём, наверное, сразу с точечного вопроса. Расскажи, какие были в твоей жизни наиболее поворотные, переворотные моменты, и как ты смог в этих моментах сделать какой-то выбор, чтобы потом о нём не жалеть?

[02:39] Андрей Ланд: Вообще сама идея выбора и сама возможность выбора, у меня такое впечатление, по крайней мере, по моему личному опыту, возникла сильно не сразу. Потому что слово выбор, как многие слова в русском языке, общеупотребительные, довольно популярны и затёрты, а что они значат по-настоящему зачастую мы узнаём сильно не сразу, а набив какое-то количество шишек, пройдя определённый опыт. Мой путь действительно не самый прямой, а довольно ветвистый и сложносочинённый, и он, как мне кажется, очень здорово иллюстрирует тот процесс, когда человек начинает в какой-то момент искать себя и честно сам с собой разговаривать. У меня это просто интуитивно в какой-то момент начало происходить, но лет до 14 я всё-таки жил и двигался по определённой колее, которая была задана, понятное дело, родителями, в моём случае это были мама и бабушка. У бабушки была, например, вполне выстроенная стратегия того, кем в идеале должен был быть внук, поэтому меня в эту стратегию, в эту колею довольно целенаправленно укладывали. Там были занятия музыкой, фортепьянная карьера, вероятно, в будущем. До 11-12 лет я двигался в том направлении, которое было задано ей, не оцениваю это сейчас никак, просто констатирую, как факт. В этом было огромное количество позитивного, потому что она была человек колоссального образования и эрудиции, и за счёт этого некая гуманитарная база, которой я на сегодняшний день владею, в значительной степени, как мне кажется, была от неё получена. И в тот момент, когда наступает период подросткового перехода, когда начинаются бунты всем известные, бунтуем просто ради того, чтобы бунтовать, ещё даже не до конца отдавая себе отчёт, зачем, но просто для того чтобы заявить свою позицию в этом мире. У меня это совпало с тем, что я закончил музыкальную школу по фортепиано, и мой кореш приволок мне кассету Виктора Цоя, группы Кино, и мне сорвало башню. Я решил, что всё, теперь я буду играть на гитаре, буду рок-звездой, и некоторое время я очень активно долбился в эту стезю. Не то чтобы безуспешно, какие-то определённые результаты тоже в этом смысле были. Но дальше постепенно такое впечатление, что время начало уплотняться, и мне нравится думать о том, что вселенная с нами в диалоге в бесконечном, и вселенная начала мне подбрасывать разные ситуации как раз для того самого выбора, о котором ты спросил. И, наверное, первый ключевой выбор, который я сделал, это был момент, когда я закончил университет, по первому образованию я политолог. В момент окончания университета у меня чётко сформировалась ситуация, когда точно нужно выбрать, потому что я стоял, как тот витязь, на перепутье. Одна тропинка двигалась в сторону аспирантуры, понятной, выстроенной, планомерной жизни, связанной с политологией, с научной деятельностью, со всякими pr-акциями, с избирательными технологиями, которыми некоторое время занимался и зарабатывал этим. И второе направление связано непосредственно со сценой, и ровно на выходе из университета я оказался в ситуации этого вопроса: «А что ты по-настоящему хочешь?» Вопрос этот мне задала моя тогдашняя супруга, наверное, за этот момент в первую очередь ей благодарен, как одному из тех учителей, который сильно повлиял на весь ход процесса. Пожалуй, это тот момент, когда я всерьёз себя спросил, даже не чего я хочу, а без чего я могу легче обойтись, и это была очень точная формулировка. Оказалось, что без научной деятельности, без аспирантуры я прямо обхожусь легко, а без сценического присутствия, без музыки в тот момент, без ощущения себя артистом на сцене, я понял, что обхожусь с большим трудом. И ощущение полноты жизни, ощущение себя на своём месте, того, что я занимаюсь своим делом, ощущение счастья и полноценности в этом смысле на тот момент со сценой было связано очень тесно. Первая точка бифуркации, поворотный момент, когда ты оставляешь насиженное место, оставляешь всё то, что у тебя было заранее понятно, что было распланировано и предсказуемо. Мы резко поменяли место жительства, переехали из Саратова в Москву, и дальше начался другой кусок жизни, другой этап.

[06:57] Никита Маклахов: К этому этапу мы ещё вернёмся. Хочу, во-первых, сказать тебе спасибо, что поделился таким ценным и важным вопросом. На мой взгляд, его следует часто себе задавать, про то, без чего я в жизни не могу обойтись. И также хотел бы вернуться немножко назад, ты упомянул о том, что в твоём воспитании участвовали прежде всего мама и бабушка, как я понимаю, ты рос без отца. Какой человек в этом плане был твоей ролевой мужской моделью? Я знаю, что даже если у мальчика нет папы, он всё равно считывает образ мужчины с кого-то из окружающих, и этот кто-то в итоге оказывает наибольшее влияние на то, каким вырастет мальчик, как мужчина. Так вот, кто был для тебя этим человеком?

[07:41] Андрей Ланд: Ты понимаешь, здесь не всё линейно, у меня хитро произошло. Отец ушёл, когда мне было 6 лет, ушёл из жизни, он был довольно взрослый человек на тот момент, у них с мамой разница в 30 лет, и он не пережил второго инфаркта. Я действительно очень туманно его помню, у меня в памяти осталось буквально 2,5-3 ситуации, которые связаны с конкретными его проявлениями. Но некий мифологический образ того, что папа — это что-то большое, уверенное, очень сильное, даже не то слово, масштабное что-то. Это очень масштабный, объёмный, очень крупный образ в моём сознании, если картинками говорить, он занимал очень много места и занимает по-прежнему, даже когда его визуально себе представляю, он очень большой. И несмотря на то, что человеческих конкретных проявлений я мало помню, но этот миф оказал очень серьёзное влияние, каким-то образом я сам наделил этот образ мифологический теми чертами, которые меня воодушевляют, вдохновляют, помогать мне ориентироваться по жизни. И фоново этот образ до сих пор где-то на подкорке висит, и уже в большей степени бессознательно я с ним постоянно сверяюсь. С некоторых пор мы даже в диалоге с ним каком-то беззвучном, неосознаваемом, но этот момент сверки, «да, нет, так, не так, туда, не туда», у меня впечатление, что он происходит. И параллельно с этим, как часто бывает у ребят, особенно у мальчишек, да и у девчонок тоже, которые росли без отца, дальше ты потом начинаешь наделять этой отцовской ролевой функцией всех более-менее подходящих персонажей по жизни, их может быть крайне много. И сейчас, уже с высоты 31 года, я интерпретирую это таким образом, что практически каждого из тех, кого я могу называть учителями, бессознательно я наделял этой ролевой функцией отца. И у меня в этом смысле отцов, учителей было достаточно много, поэтому в безотцовщине есть и свои плюсы, и свой ресурс.

[09:46] Никита Маклахов: Хорошо, спасибо, что согласился поделиться таким личным переживанием. Ещё момент, который я хотел бы обсудить, это твоё музыкальное образование. Побуждение к нему шло в первую очередь от бабушки, и, как мне кажется, там был элемент, возможно, принуждения. Так вот, расскажи, было ли там принуждение, и если было, то как ты смог сохранить интерес на протяжении всего этого времени и даже отчасти связать свою текущую жизнь с творчеством, в том числе, музыкальным? Потому что я знаю, что очень часто, когда детей к чему-то принуждают, их потом от этого, мягко говоря, тошнит.

[10:22] Андрей Ланд: Чёрт его знает, это тоже довольно запутанная история, и если говорить о воспитании детей, то у меня нет однозначного ответа. Потому что, с одной стороны, конечно же, очень важно понять, к чему у ребёнка есть склонность. У меня склонность была, и в 4 года меня бабушка отвела к педагогу по соседству просто проверить, насколько есть музыкальный слух, есть способности или нет. При этом очень часто бывает так, что ребёнку в силу возраста, в силу того, что он просто маленький ещё, не хочется трудово во что-то вкладываться сильно, ему хочется играть, заниматься какими-то своими, гораздо более понятными вещами. Коль скоро мы говорим о выращивании какого-то уровня таланта и профессионализма и получения специальности, то дальше начинаются каждодневные довольно упорные, трудоёмкие и занудные на начальном этапе занятия. И поэтому для меня это открытый вопрос, например, в тот момент, когда у меня своё ребёнок появится, если я пойму, что у него есть ярко выраженная склонность к чему-то, как сделать так, чтобы, с одной стороны, помочь ему это развить, с другой стороны, не убить в нём желание этим заниматься, и в-третьих, не быть надсмотрщиком и палачом над своим ребёнком. Потому что у меня пограничная ситуация была — с одной стороны, были выявлены способности, с другой стороны, я сопротивлялся действительно очень сильно, но поскольку бабушка была характера сильного, волевого, и в её картине мира существовало только два мнения — её и не правильное, в общем, меня никто не спрашивал. Со скандалами, с довольно жёсткими иногда, мне было объяснено, что я буду это делать, и чем быстрее я добровольно на эту соглашусь, тем будет лучше мне же самому. При этом, да, действительно, у меня получалось довольно неплохо, на выходе из музыкальной школы я уже участвовал в конкурсе международном успешно, с призовым местом. К моменту выхода из музыкальной школы я уже дал три сольных концерта. Дальше произошёл тот момент, когда своевольная моя сущность вылезла и сказала: «Нет, всё-таки дальше я не хочу». Но при этом какая-то тяга музыкальная осталась, и она перенаправилась в сторону рок-музыки, в сторону другого инструмента — гитары. Видимо, в моём представлении человек с гитарой на сцене, играющий рок-музыку, это что-то более героическое, чем человек, исполняющий классику на академических концертах. Я, конечно, с иронией сейчас к этому отношусь. Отвращение у меня, в общем, возникло, и это, конечно, не камень в огород бабушки, я сейчас уже понимаю, в большей степени вопрос именно к системе музыкального образования. Потому что как его выстроить таким образом, чтобы ребёнок любил музыку, а не убить в нём желание заниматься посредством муштры тупой, которая, на самом деле, по большей степени имеет очень мало смысла. Когда тебе колбасят линейкой по пальцам, чтобы ты ставил палец именно на 90 градусов к клавише, а не 45 и не 30, при том, что потом пианист вырастет и играет, как ему бог на душу положит, у него пальцы могут располагаться на клавиатуре так, как вообще не снилось никаким школьным педагогам. При этом когда ты начинаешь апеллировать, говорить: «Смотрите, у Плетнёва так руки, у Гилельса так руки, у Рихтера так руки», «Ты не Гилельс и не Рихтер, поэтому заткнись и делай, как говорят». И это бред, это, конечно, ушатывает и уничтожает напрочь любовь к занятиям музыкой, потому что это к музыке вообще никакого отношения не имеет, это уже, что называется, личная головная боль педагогов. А музыка, как мне кажется, в другом. И я помню, где-то на выходе из школы у меня было буквально два занятия с одним чудесным педагогом из муз. училища, не знаю, где она сейчас, жива или нет, Елена Борисовна Шалаева. Два занятия с ней как-то вдруг что-то в моей карте сильно подвинули, я помню, что я прямо кайфанул от того, как мы не занимались хернёй, я прошу прощения, не занимались занудством, как должны стоять правильно пальцы на клавиатуре. А мы занимались творчеством, разбирались, про что произведения, в чём здесь идея, в чём смысл, какая задача есть, а как эту задачу можно эмоционально через руки передать. Другого порядка творческими задачами занимались, которые увлекательны, которые зажигают, заставляют тебя подключаться к этому процессу. Но, видимо, было просто поздно уже, потому что количество в этом смысле негативных ассоциаций было сильно больше, чем позитивных. И в 7 классе я в этом смысле фоново для себя уже всё решил, что сейчас я заканчиваю эту школу, сдаю аттестат, и всё, до свидания. Жалею ли я о том, что я бросил? Сейчас уже немножко жалею, потому что два года я не подходил к инструменту, и, конечно, от той формы технической фортепианной, которая была на выходе из музыкальной школы, сейчас осталось мало что. Но это тоже такая обратная связь самому себе, и это тоже к вопросу о том, как важно моменты, когда что-то начинает идти не так, засекать как можно раньше. И весь детский период, конечно, — это материал, для того чтобы сделать выводы на будущее и каким-то образом корректировать дальше всё то, чему ты начинаешь учиться, и формировать процесс обучения и подготовки себя таким образом, чтобы ты действительно получал удовольствие, в первую очередь. И это, наверное, один из краеугольных вопросов для меня по сей день.

[15:39] Никита Маклахов: И давай тогда вернёмся к твоему пути героя. Мы остановились на том моменте, как твоя жена задала тебе очень важный вопрос, и ты принял решение о том, что хочешь заниматься актёрским ремеслом, и решил перебраться из Саратова в Москву. Расскажи, что происходило дальше, какие были у тебя челленджи, вызовы, сложности? Или наоборот, всё пошло прямо по накатанной, очень гладко, поскольку ты встал на путь своего призвания?

[16:09] Андрей Ланд: Все хитрее было гораздо, потому что ни про какое актёрское мастерство речь даже не шла во время переезда. Очень здорово, что ты упомянул путешествие героя, потому что любая биография в целом накладывается на эту концепцию, но и моя, конечно, в том числе. Потому что в тот момент, когда мы просто переехали, это был вызов на прочность, и как я уже теперь понимаю, в очередной раз начался тот самый диалог со вселенной, который я осознал сильно позже. Я переезжал с идеей, что сейчас буду делать карьеру эстрадной звезды, что буду певцом и так далее. Я действительно занимался вокалом довольно серьёзно, много и плотно на тот момент. Но что-то Москва, как принято говорить, не спешила меня принимать, и в этом смысле первые полгода-год были в столице сильно непростые. Не было никакой работы, деньги, на которые мы жили, это были какие-то сбережения, отложенные вроде как на свадебное путешествие, но мы по сути на эти деньги жили просто. Потом помогала мама, потом жена устроилась на работу, а у меня очень долго не получалось вообще ничего. Это ситуация, когда ты, допустим, рассылаешь резюме, куда-то ходишь, стучишься в какие-то двери, ломишься в бетонные стены, и никакой отдачи, при этом гулкая, абсолютная тишина тебе в ответ. Это сильный опыт и сильная проверка на прочность, я уже гораздо позже понял, что это как раз и был элемент той самой обратной связи от внешнего мира, потому что я попытался пойти по пути наименьшего сопротивления. Вроде как я сейчас устроюсь на работу каким-нибудь пиарщиком за сносные деньги, чтобы просто кормить себя, а в свободное от работы время буду заниматься построением эстрадной карьеры — шиш тебе, вселенная мне быстро дала понять, как в анекдоте этом дурацком: «мужчина, вы или туда, или сюда, туда-обратно мне уже надоело». Я попытался опять усидеть на двух стульях, и мне мир давал понять, что «давай ты всё-таки сам для себя реши, ты действительно чего хочешь, милый человек? Давай, ты не будешь себе врать». Потому что, конечно, это был самообман очень большой, что я могу получать удовольствие от офисной работы, от которой я дважды сбегал уже на тот момент, я два раза пытался поработать в офисе, на исходе второй недели я просто с воплями, с ощущением приближающейся депрессии сваливал оттуда, с криками, с матом, что вообще в гробу я видал эту бессмысленную волокиту, близко даже не подойду. И я попытался в третий раз, я очень благодарен тем десяткам и сотням компаний, куда я рассылал своё резюме и ходил на собеседования, что они меня не взяли. Если бы это произошло, то потом выбраться из привычной рутинной, но не счастливой жизни мне было бы гораздо сложнее.

[19:04] Никита Маклахов: Скажи, считаешь ли ты, что это применимо в какой-то более общей ситуации? Если человек работает на не очень любимой работе, чтобы накопить денег или просто иметь возможность заниматься любимым делом, считаешь ли ты, что в этом случае он обманывает себя?

[19:21] Андрей Ланд: Не хочу быть категоричным, путь у каждого индивидуален. Это скорее мой личный вывод. Можно, наверное, и компромиссные пути находить, можно, наверное, не делать резких движений. Но конкретно моё путешествие героя выглядело именно таким образом, что «хочешь вот так», говорит мне путь, «во-первых, скажи, чего ты хочешь, потому что ты ещё не сказал. У тебя есть какие-то идеи, но до конца ты для себя не сформулировал. А второе, готов ли ты заплатить действительно ту цену за то, чтобы этому пути следовать». Потому что вслед за ответом на вызов, как ты помнишь по путешествию герою, дальше путь начинает тебя проверять на соответствие, насколько ты действительно готов, насколько ты действительно честен с собой, насколько ты готов заплатить ту цену, которая требуется за то, чтобы своему пути следовать. И в моём случае произошло вот так, насколько я рекомендую или не рекомендую другим людям так делать, конкретно в моём случае ощущение вранья самому себе для меня невыносимо. Если человек комфортно себя ощущает в режиме компромисса с собой, в режиме уговорить себя: «сейчас, подожди, мы сейчас немножко перетопчемся, а потом — да», чёрт его знает, для меня это спорная история, я так не смог. Если кто-то может, то welcome, дай бог человеку удачи в этом смысле, но мне кажется, что чем дальше ты на компромиссы с собой идёшь, тем сложнее потом выпрыгивать, потому что это «сейчас, ещё немножко» может продолжаться бесконечно, ведь, как мы знаем, ничего не бывает более постоянного, чем временное. Поэтому я в какой-то момент решил, что чем честнее я буду с самим собой, тем легче мне будет в дальнейшем, я решил в этом смысле быть довольно категоричным на территории своего пути.

[21:08] Никита Маклахов: До 1 января остались считанные дни, так что пора подводить итоги и ставить новые цели. И в этот момент так и тянет дать себе целую кучу обещаний, что всё будет по-другому, что мы будем стараться и уж в этом году точно добьёмся всего, о чём мечтаем. Но чтобы получить что-то новое, нужно и действовать по-новому — более грамотно, точно и целенаправленно. Этому и посвящена моя обучающая программа «Академия эффективности». Я предлагаю вам не терять времени и в самом начале года сразу сделать гигантский шаг вперёд. За 7 недель вы приведёте в порядок все дела, найдёте баланс между работой и отдыхом, разгребёте завалы и станете на порядок продуктивнее. Вы научитесь работать в комфортном режиме и получать удовольствие от того, что делаете. У меня нет волшебной таблетки, но я могу помочь вам построить стабильную и гибкую систему, которая будет заточена именно под вас. Готовьтесь к плотному ежедневному общению со мной и с кураторами проекта, ведь индивидуальный подход — это одно из главных достоинств Академии. Старт потока 8 января, подробности об участии ищите в нашем блоге по адресу willbedone.ru. До встречи в Академии!

[22:26] Никита Маклахов: Расскажи, пожалуйста, чуть больше про период, когда ты пытался найти работу, ходил на собеседования и в ответ получал только молчание от мира. Я так понимаю, что этот период длился не день и не два и даже не месяц, гораздо дольше. Как ты смог продержаться, если корректное слово? Как ты чувствовал себя с учётом того, что тебя, по сути, обеспечивала жена? Что позволило тебе не сдаться, не собрать вещи и не уехать обратно в Саратов?

[22:54] Андрей Ланд: Хреново я себя чувствовал, что там. Было несколько факторов, которые мне сильно помогли Первый фактор — это то, что в Саратове я уже был плюс-минус мордой довольно заметной и примелькавшейся, у меня был довольно большой круг общения. Само ощущение того, что я сейчас могу вернуться из столицы в родное болотце, и на вопросы: «А что ты вернулся?», буду рассказывать, что, дескать, что-то не пошло. Я понял, что сама мысль для меня невыносима. Во-вторых, я понимал, что второй раз мне будет гораздо сложнее, потому что сдерживающих факторов всегда гораздо больше, этот призрак стабильности и понятной, устроенной, комфортной жизни в виде квартиры, мамы рядом, какие-то люди, и более-менее можно приемлемый уровень комфорта для себя создать. И я понимал, что это вообще не то, чего я хочу, это первое, что меня очень сильно подстёгивало и удерживало. Второй момент, мне кажется, это крайне важно, чтобы рядом с человеком в трудную минуту был хотя бы кто-то один, кто в состоянии оказать поддержку в тот момент, когда ты сам себе её оказать уже не можешь. Потому что индивидуальный ресурс конечен, и в какой-то момент ты понимаешь, что всё, у тебя сил больше нет, ты просто лежишь на диване у себя в хрущёвке съёмной в Кузьминках, просто тупо смотришь в стену. Ты понимаешь, что всё, на 151-тысячной анкете, которую ты отправил, и ноль реакции, там фраза сакраментальная: «Спасибо, мы вам перезвоним», и никто не перезванивает. В этот момент — всё, дно какое-то, и крайней важно, чтобы хотя бы один человек был, который может тебе сказать: «Слушай, давай, соберись, ничего, бывает. Давай, ты сможешь, ты классный. Это просто надо, надо, давай, надо шевелиться». Слава богу, у меня этот человек был, и моя прекрасная любимая бывшая супруга. Плюс, была ещё книжка Михаила Веллера «Моё дело», где была целая страница, которую я вызубрил наизусть. Там была чудесная фраза: «Ты понимаешь, что победа — это каждый шаг на пути к цели, а не конечное её достижение. Ты размазываешь победу по сроку и труду жизни, как тонкую плёнку масла по всему хлебу, и вкушаешь её с каждой крошкой своего существования». Я сейчас практически дословно воспроизвёл. «Есть точка на земле и в вечности, где ты всегда победитель». Эта идея о том, что ты можешь просто делать каждый следующий шаг, every single step, every single step, ещё один, ещё один, ещё один звонок, ещё раз куда-то сходил, ещё хотя бы одно резюме отправил. Это битьё лапками по взбиванию молока в масло, его необходимо совершать обязательно при условии, что ты понимаешь, ради чего, куда, что тебя на горизонте так греет. И параллельно с этим в какой-то момент стали возникать где-то в задней части черепной коробки мысли о том, что «слушай, правда, ты же в какой-то момент был в театре, честно, ты же, когда смотришь на людей, которые в кино или в театре играют, у тебя же внутри прямо дзынькает сильно, подкидывает тебя что-то. Ты же прямо хочешь, правда?» И ты такой: «блин, да, хочу, но чёрт, мне же уже 25, я уже взрослый, не берут в театральный в этом возрасте, уже поздно». Постепенно начинает в голове этот спор с собой происходить, бесконечная обезьянья возня. И потом наступил волшебный переключательный момент, когда в 2010-м году мне попалось объявление о том, что в неком коммерческом вузе есть набор в театральную мастерскую к Борису Васильевичу Токареву. Это же объявление попало моей маме в руки, она сказала: «Сходи, чего тебе стоит? Ты сидишь в своей Москве уже 2 года в целом незачем, ничего особо не происходит, сходи хотя бы сюда». С этого момента жизнь пошла круто в другую сторону, я сходил, и дальше начались чудеса.

[27:06] Никита Маклахов: Спасибо за то, что поделился таким крутым абзацем, крутой цитатой. В принципе, идея силы маленьких шагов нам в рамках нашего подкаста очень созвучна. И теперь хотел бы обсудить немножко вот что — в современном обществе очень культивируется идея достигаторства, о том, что любую цель можно достичь, если достаточно долго биться головой об стену. Как отличить вещи, на твой взгляд, в направлении которых стоит биться головой об стену, от тех ситуаций, когда бы бьёшься просто не в ту стену? Как понять, стоит ли продолжать биться или стоит просто найти другую стену? Как ты сам для себя это определяешь?

[27:46] Андрей Ланд: Первое, что, как мне кажется, крайне необходимо, это научиться быть с собой в честном диалоге, навык саморефлексии, навык с собой разговаривать развивается. Я заметил в какой-то момент, что это не встроенная функция, далеко не у каждого человека она есть, в общем, это то, что нужно и важно развивать. Честный диалог с собой способствует замечанию таких моментов, что «слушай, а что мы сюда долбимся? Погоди, стоп, а это точно то? Это я хотел, а сейчас-то как? Если в соседнюю дверь попробовать? А может, здесь двери нет просто, может, это просто стена, и действительно можно об стену голову разбить, ничего сложного, кирпичная стена сильнее, чем твоя башка, особенно без каски. А дверь же рядом». И этот разговор с собой очень важно настраивать и периодически с собой сверяться. И, конечно, опять-таки встаёт вопрос: «А кто такой я?» И если сейчас мы эту тему поднимем, сильно уйдём в дебри, потому что я на этот вопрос отвечаю на протяжении последних лет 10 точно, совершаю для себя всё новые и новые открытия. И понятно, что процесс самокопания бесконечен, но настроить по крайней мере на уровне встроенной функции этот диалог с самим собой, честно давать себе обратную связь, когда это то, это туда, это не туда, это я хочу, это не хочу, а это я сам себе навязал в какой-то момент и стал себя убеждать в том, что это оно самое, но кажется, здесь что-то не совсем чисто. И в этом смысле диалог с миром тоже очень сильно помогает, диалог с собой, диалог с миром — это два режима, которые важно в себе отработать. Мир начинает тебе тоже давать обратную связь, и в тот момент, когда ты сильно не туда, он тебе говорит: «Парень, погоди, сюда не надо, ты же видишь, у тебя это получается с огромным трудом, даже микро результаты достигаются какими-то нечеловеческими усилиями. Похоже, это не совсем призвание, давай предположим, что, наверное, призвание — это то, что даётся чуть более легко даже на уровне исполнения». Потому что одна история, когда, допустим, тебе не звонят, не берут, не приглашают — это полдела, но у тебя по крайней мере объективно хорошо получается. С вокалом у меня было не совсем так, были вещи, которые у меня получались довольно сносно, а были моменты, где я активно пытался сделать из себя Фредди Меркьюри, грубо говоря, а его из меня не получалось, — объективный факт. А с актёрским искусством вдруг от вселенной начала приходить мгновенная обратная связь, что ты вкладываешь на рубль, а тебе прилетает на два в ответ. И я пришёл тогда на прослушивание в этот коммерческий ВУЗ, мне сказали: «Юноша, вам поступать надо», «Серьёзно, что ли? Нифига себе». Там была длинная запутанная история с этим коммерческим вузом, он оказался шарашкиной конторой, я потом перепоступал в ГИТИС. Это отдельная целая сага, но то, как быстро мир отзывался на моё изменение направления, дало мне понять, что, кажется, это гораздо больше похоже на моё, чем то, что я думал до настоящего момента. И что касается достигаторства, то это действительно больная история, потому что профессия спикеров-мотиваторов развита, популярная, а на бытовом уровне как это выглядит — выходит человек на сцену и начинает толпе рассказывать: «Я смог, и вы сможете, давай, вставай, иди, сделай! Возьми кредит, открой бизнес». Привет мой большой всяким ребятам типа Бизнес Молодости и так далее. «Давай, ты сможешь, ты будешь такой же крутой, как мы». Люди идут, начинают совершать резкие движения на почве этого большого энергетического вкача, на почве воодушевления. Ломают шеи массово на горизонте первого полугода и говорят себе: «Херня Бизнес Молодость, оказывается, совсем не то оказалось в полях, чем то, что мне обещали». А дело даже не в Бизнес Молодости и не в том, что обещали, а в том, что процесс оказывается гораздо более сложно устроенным внутри, чем говорят спикеры-мотиваторы. Мало просто ломиться, просто вкладываться, просто пахать, как мне кажется, очень важно внутреннее согласование с собой иметь действительно, «а моё-то где?» То, что кричат все вокруг: «Давай, у тебя к 30 годам должна быть машина, квартира, миллионы, тёлки» — это полдела, но это мир кричит, часть мира, тренд. А твоё-то где, твоё личное где, ты вообще где в этом всём? И, как мне кажется, сдвигание в правильном направлении случается ровно в тот момент, когда у тебя есть у самого эти ответы, когда они не прочитаны в постах, книжках, не услышаны на тренингах, а когда это твои собственные ответы, которые ты сам для себя родил. И дальше ты в соответствии с этими ответами начинаешь двигаться.

[32:39] Никита Маклахов: Возвращаясь к разговору о диалоге с самим собой. Как в этом диалоге объяснить себе, что тот факт, что мы прекращаем биться головой об стену и идём в другую дверь, в твоём случае — перестаём отправлять резюме и идём учиться на актёра, это не позорное поражение, это осознанный выбор и попытка встать на новый путь? Как объяснить самому себе, что это не предательство, не слабость, это тот выбор, который мы сделали?

[33:10] Андрей Ланд: Есть анекдот такой: сборная скалолазов из Израиля успешно обошла Эверест. Про резюме — просто чтобы было понятно, это были попытки компромисса, устроиться на работу не музыкантом, для того чтобы потом параллельно с этим делать карьеру музыканта. Эта система не работала вообще, мир мне очень быстро это объяснил, я очень за это миру благодарен. Это был первый урок, что, пожалуйста, давай-ка мы сделаем определённый конкретный выбор и будем в соответствии с этим выбором двигаться. Дальше, что касается музыки, ты знаешь, я до сих пор думаю, что в целом этот выбор мы делаем каждый день в большом количестве. Кто знает, как бы развивалось дальше, если бы я также упорно продолжал заниматься с педагогами вокалом, находить всё новые себе халтуры, пробиваться здесь, там. Какие-то результаты у меня всё равно происходили, коллективы чудесные, с которыми я сотрудничал, были концерты, были даже конкурсы, которые я выигрывал. Много что было хорошего в этом смысле, нельзя сказать, что не получалось вообще ничего. Получалось сложно, но мудрость процесса заключалась в том, что с поступлением в театральный эти две колеи двигались параллельно. Я какие-то деньги зарабатывал — пел в кабаках, ездил на какие-то гастроли, участвовал в мероприятиях, на корпоративах, вполне стандартные себе заработки для музыканта в России. Параллельно с этим учился, и дальше, по мере того, как я двигался, стал замечать, что это остервенелое желание, хватательный рефлекс, что я певец, меня начинает отпускать постепенно. Потому что гораздо больше моей энергии, гораздо больше кайфа и ощущения того, что я на своём месте, начинает приходить ко мне от того момента, когда я репетирую спектакль, когда играю на сцене, когда разбираю материал с партнёрами, когда мы делаем какие-то этюды. Потом появился театр Вадима Демчога с конца второго, начала третьего курса, там отдельная огромная жизнь началась. И вдруг система стала балансироваться внутри себя сама, и не было никакого резкого перехода из одного качества в другое, просто в какой-то момент я проснулся и понял, что, кажется, меня идея, что я певец, больше не держит, отпустила. И очень похожая штука происходила со мной в 14-15, практически всё детство моё любимое занятие было рисование, я от фортепьяно бежал рисовать бесконечно. И вдруг в 15 лет я проснулся и понял, что я рисовать больше не хочу, меня отпустило, и здесь примерно такая же штука произошла. Что я имею на сегодняшний момент — на сегодняшний момент я понимаю, что музыка в моей жизни всё равно осталась, она в меня стучится через разные ситуации, напоминает о себе. Я себе сейчас как раз говорю, что раз уж карьеру музыканта мы делать не стали, и правильно, но каким-то образом музыку в свою жизнь нужно впустить и дать ей пространство, для того чтобы ощущение полноты себя, полноценности и кайфа от процесса происходило именно за счёт присутствия музыки — исполнительство, возможность где-то что-то петь, небольшие концерты для узкого круга, может быть, музыку записывать. И я сейчас нахожусь ровно в середине этого процесса, чтобы настроить свою жизнь таким образом, чтобы у меня было какое-то пространство, где я музыкой занимаюсь для себя, в своё удовольствие, не пытаясь зарабатывать этим деньги, не пытаясь становиться звездой мирового масштаба, не пытаясь собирать Олимпийский, а просто потому что я чувствую себя счастливым в тот момент, когда это делаю. Спасибо жизни, спасибо миру и пространству за то, что помогло мне мягко ощутить эту разницу, когда вдруг в какой-то момент тебя отпускает, и ты перестаёшь ломиться туда, куда ломиться не стоило.

[37:00] Никита Маклахов: Предлагаю сделать небольшую паузу и вспомнить основные идеи, озвученные Андреем. Мой гость — творческий человек с интересной судьбой, он должен был стать музыкантом и написать диссертацию, но однажды Андрей задал себе вопрос: «Без чего я могу обойтись?» И оказалось, что без музыки и без науки он сможет жить, а без театральной сцены — нет. В поисках карьерных возможностей Андрей переехал в Москву, переезд и трудности с устройством на работу оказались для него серьёзной проверкой на прочность, но Андрей знал, что так бывает всегда, когда следуешь по пути героя. Мир испытывает тебя, и в этот момент нужно быть с собой предельно честным, делать выбор сердцем, а не умом. Андрей считает, что нельзя соглашаться на компромиссы или уговаривать себя. Он советует чётко сформулировать цель и идти к ней, а если будет трудно, надо заручиться поддержкой близких и почаще напоминать себе, что победа — это каждый отдельный шаг на пути к цели, а не конечное её достижение. Также Андрей несколько раз подчеркнул, что очень важно настроить диалог с самим собой и с миром, тогда вы сможете получать обратную связь и принимать верные решения. Мир реагирует на наши действия очень быстро, и надо научиться это распознавать. Например, если что-то даётся с огромным трудом, то скорее всего это не имеет отношения к вашему призванию, поэтому вместо того чтобы без конца стучать в закрытую дверь или пытаться прошибить лбом стену, лучше спросите себя: «А точно ли мне нужно именно сюда?» Есть ещё один вопрос по поводу саморефлексии, самокопания. Ты упомянул о том, что поступил первый раз в актёрское учебное заведение в возрасте, если не ошибаюсь, 25 лет, для многих это будет, мягко говоря, не очевидный шаг — начать строить актёрскую карьеру в таком осознанном, зрелом возрасте. Расскажи, как ты себе выдал разрешение, позволил себе быть новичком в такой сфере в таком возрасте и при этом не смущаться? Как ты себе в итоге разрешил это?

[39:11] Андрей Ланд: Если мы говорим, вспоминая мудрость о том, что надо подбирать себе окружение правильное, потому что окружение влияет, было несколько моментов, опять таки, спасибо маме за то, что она мне сказала: «Сходи, чего тебе стоит, сходи». И дальше был некий волшебный пендель от одного мастера, от Бориса Васильевича Токарева и его супруги, когда через полгода учёбы стало выясняться, что, в общем, это учебное заведение разваливается и там мастерской не быть. А у меня уже полгода был вкус от репетиций, от работы с собой психофизической на площадке, от разбора материала драматургического. Я вдруг понял, что мне это нравится, мне это в кайф, и действительно где-то даже неплохо получается. И когда стало понятно, что надо соскакивать и двигаться дальше, я пришёл к мастерам своим и сказал: «Любимые, дорогие, разбередили душу мужику взрослому, отвечайте за базар теперь. Скажите мне честно, мне имеет смысл сейчас ещё тратить какое-то время, находить денег, искать возможность поступить на коммерческий куда-то в приличный ВУЗ?» Я представления не имел, как это делать, где, откуда, «подскажите мне, оно того стоит?» И они мне сказали тогда: «Тебе, уважаемый, стоит», и дальше по тому, как я сказал, вселенная начала очень быстро давать обратную связь, и оказалось, что есть ГИТИС, там есть Алексей Шейнин, он делает добор сразу на второй курс, есть возможность, и «вот тебе телефон, иди, позвони». Когда ты вошёл во вкус, когда тебе в этом хорошо, то дальше эта мини-проверка, «ну что, бросишь? Потом будешь локти кусать в 40 лет, что опять сдался, не пошёл, куда хотел по-настоящему?» И здесь это, конечно, переломило очень сильно, и ощущение того, что «вот оно, я, кажется, нашёл, мне сюда», было достаточно сильным, для того чтобы не предать себя больше. Сходил, познакомился с Алексеем Игоревичем, это была отдельная прекраснейшая история, как мы разговаривали, как он меня принимал и какие вопросы задавал. Но дальше началась жизнь в ГИТИСе, и 3 года, проведённые там, в результате которых могу называть себя драматическим актёром.

[41:38] Никита Маклахов: Андрей, мы в рамках подкаста довольно часто обсуждаем тему призвания, предназначения. И одна из таких интересных мыслей, которой с нами поделился Павел Кочкин, о том, что как только ты реально находишь своё призвание, вопросы соперничества с коллегами, вопросы конкуренции, в принципе, отпадают, потому что ты готов делиться своим призванием буквально со всеми и будешь только рад, если тема, которой ты занимаешься, будет развиваться, пусть и с помощью усилий твоих коллег. Расскажи, согласен ли ты с этой идеей? И если да, то как всё это проявляется в твоей жизни, как стыкуется вопрос конкуренции и призвания для тебя?

[42:22] Андрей Ланд: Мне потребовалось какое-то время, чтобы заметить, что никакой конкуренции на самом деле не существует. Целая революция в сознании, когда в какой-то момент понимаешь, что всё, что ты знаешь о мире, всё, что ты думаешь, это исключительно результат твоего творчества, это исключительно то, что ты сам вкладывал в мир, большей частью, бессознательно. До какого-то момента считаешь, что с миром нужно воевать, и что нужно доказывать миру, что ты что-то можешь, что ты воин, ты должен испытать себя и так далее, эти все формулы в голове мелькают. И, конечно же, мир тебе даёт все возможности, для того чтобы испытывать, проверять себя на прочность, для того чтобы повоевать от души. Исключительно в тот момент, когда ты обнаруживаешь, что, оказывается, воевать не обязательно, мир тебе говорит: «Конечно, воевать не обязательно, не хочешь воевать — не надо. Ты же сам хотел, поэтому вот, пожалуйста». И то же самое происходит с идеей конкуренции. Конечно, актёрская профессия стимулирует болезненное ощущение конкуренции, это одна из самых больных тем для большинства артистов. Потому что ты ходишь на кастинги, на пробы, а там в коридоре сидит ещё 85 тысяч таких, как ты. У тебя есть ощущение, что вообще невозможно, как же пробиться через это узкое горлышко, потому что всем надо, все вроде бы не бездарные, у всех и образование, и вроде бы не уроды и так далее. На конкретную роль пришёл на кастинг, и там в коридоре сидит твоего типажа ещё человек 20. В какой-то момент ты можешь с собой поговорить и сказать себе, что есть твоё место, и есть место не твоё; есть твои люди, и есть не твои люди; есть твои проекты, и есть не твои проекты. Всё, что твоё, будет твоим в любом случае, всё, что не твоё, твоим быть не должно. И с этого момента жить становится легче, для меня это совпало ещё и с обретением третьей моей профессии — тренерской. Если ты хочешь быть тренером, то в первую очередь тебе очень важно сначала навести порядок у себя в голове, просто для того чтобы не отравлять токсичным мусором из своей головы мозги и души людей, которые приходят к тебе учиться. И крайней важно в этом смысле наладить чистоту канала, а чистота канала ровно в том и заключается, что начинаешь вынимать из своей головы те вредоносные установки, которые мешали жить на протяжении предыдущих 27-30 лет. И одной из таких вредоносных установок была идея конкуренции, которая в какой-то момент как карточный домик, как труха посыпалась, когда я заметил, что меня просто зовут туда, где нужен именно я. И, как правило, там, где нужен я, нет разговора из серии: «Вот ты, а есть ещё 5 человек, мы сейчас из вас выберем», а звонят просто и говорят: «Нужен ты», и ты говоришь: «О, круто, хорошо». В тот момент, когда я первый раз это заметил, я стал наращивать в себе убеждённость, что на территории моей жизни никакой конкуренции не существует, и поэтому я не участвую в кастингах, не участвую в конкурсах, мне это не интересно. Я точно знаю, что люди, которым нужен конкретно я, найдут способ прийти ко мне, и это неизменно происходит и начинает происходить всё в более объёмном варианте. Начинают происходить действительно чудесные истории, когда тебе через десятые руки звонит человек, например, из компании Северсталь и говорит: «Здравствуйте, Андрей, нам вас порекомендовали. Вы могли бы приехать в Череповец на металлургический комбинат и провести тренинг для наших сотрудников?» И ты пытаешься потом размотать цепочку, откуда что взялось, кто, когда, кому сказал, как твой телефон передавали из рук в руки. Казалось бы, Северсталь, ёлы-палы, вы могли забить в Google, написать «тренер ораторское мастерство», и там будут тысячи страниц людей, которые продают себя, как тренеров по ораторскому мастерству. В чём проблема? Зачем вам какой-то никому не известный актёр Ланд, который играет в театре, зачем? И ты едешь, работаешь, там полный восторг, людям всё нравится, они говорят: «Давайте мы теперь будем только с вами работать». Это мир является зеркальным отражением твоей головы, то, во что ты веришь, то, что ты запускаешь, что ты вкладываешь в окружающее пространство, начинает к тебе возвращаться в форме реальности буквально тут же, следующим шагом. Вопрос только в том, действительно ли ты в этом конгруэнтен, действительно ли ты в этом искренен, действительно ли ты думаешь так, как говоришь.

[46:55] Никита Маклахов: Мне кажется, что это также прекрасно ложится и на бизнес-среду, что есть клиенты, которых ты добиваешься, споришь с кем-то, воюешь, вырываешь контракт, и потом целый год с ними куча правок, согласований сложных и так далее.

[47:08] Андрей Ланд: Да, я этому учу ещё и тренеров начинающих, потому что есть и такая сторона жизни тоже, начинающие бизнес-тренеры, кто хотят войти в профессию. Потому что эти голодные глаза, когда мне нужно хоть где-то поднять первые деньги, и эта жажда договориться с кем угодно, и любой человек, все welcome, все идём сюда — не надо. Ценность продукт приобретает ровно в тот момент, когда он становится не для всех, когда ты чётко понимаешь, где твои клиенты, не только по признакам целевой аудитории, что этот возраст, этот уровень дохода и так далее, а ещё и по каким-то тонким, мягким, не явным, не очевидным признакам ты понимаешь, что это твой человек, а это не твой. Настроить определённым образом фильтр, чтобы туда попадали твои люди и не попадали все остальные, тоже крайне важно, тем более что действительно люди, которые не твои, начинают доставлять колоссальное количество неудобств. С ними не получается диалог, он через пень-колоду на квадратных колёсах идёт, начинаются неприятные ситуации во взаимодействии и так далее. Это то, что в бизнесе называется, я прошу прощение за выражение, «ass for pain», «жопная боль». Надо находить клиентов, которые не доставляют тебе жопную боль, и с кем тебе работать приятно. Для этого нужно определённым образом иметь в голове понимание, что мне не нужны все, нужны те, которым нужен я.

[48:31] Никита Маклахов: Но при этом, наверное, в состоянии голода, безденежья такой выбор сделать очень непросто. Когда ты понимаешь, что есть клиент, который явно доставит кучу проблем, но у тебя кроме этого других клиентов нет никаких, и этот клиент заплатит так, что тебе хватит на год, то тут, мне кажется, очень трудно быть верным своим внутренним принципам.

[48:51] Андрей Ланд: Очень трудно, согласен. Это территория индивидуального выбора, потому что уровень компромисса и того, на какие уступки я готов пойти, за какие деньги я готов потерпеть — это, конечно, вопрос сугубо индивидуальный. У меня некоторое время назад произошла ситуация, первая в моей жизни, я поставил себе галочку за это и пятёрку уверенную. Когда я отказался от работы, не спрашивая суммы гонорара, а просто понимая, что не хочу это делать. Я плюс-минус понимал, что мне не предложат тех денег, за которые я готов потерпеть эту жесть, а всё, что ниже этой суммы, меня не интересует. И я, даже не спрашивая гонорара, сказал: «Знаете, мне это не интересно». И в этот момент я сказал себе: «О, Ланд, растём», когда ты уже умеешь не кидаться за первой попавшейся печенькой и не изображать из себя голодную дворнягу, которая готова за любой коркой подпрыгивать и танцевать кардебалет, нет, не готов. Сложно это делать в состоянии, когда тебе завтра платить за квартиру, а у тебя долги. Но постепенно, когда ты потихоньку начинаешь себя к этому приучать, оно начинает выращивать другой стиль мышления и другое качество жизни. Это тоже, мне кажется, очень важная история. Чтобы себя не обманывать, я ведь не ходил устраиваться чернорабочим, на совсем отвратительную мне работу, которая просто ради того, чтобы поднять 10-15 тысяч. Это какое-то внутреннее разграничение, ты зачем приехал в Москву, чтобы грузчиком работать? А смысл? Можно с тем же успехом работать грузчиком в Саратове, ещё и даже, может быть, тебе легче будет, потому что разница между зарплатой и ценами немножко другая. Если ты приехал сюда ради того, чтобы чего-то добиваться в другой сфере, то, наверное, не надо грузчиком устраиваться всё-таки, а надо искать, где ты можешь быть чуть более полезен. Не надо микроскопом забивать гвозди, скажем так.

[50:44] Никита Маклахов: Переходим к нашему традиционному конкурсу «Книга за отзыв». И сегодня мы как обычно разыграем сразу 2 крутые книги. Напомню правила: есть два варианта участия. Первый — написать пост о подкасте в ВКонтакте, в Facebook или в Instagram. Второй способ — оставить отзыв на странице подкаста в iTunes. Переходим к призам. Книги для сегодняшнего розыгрыша предоставили наши друзья из издательства Альпина, за что им огромное спасибо. Первая книга называется «Дизайн вашей жизни: живите так, как нужно именно вам». Этот бестселлер никак не связан с темой дизайна человека, которую мы обсуждали в одном из выпусков нашего подкаста. Книга о том, что на свою жизнь можно смотреть так, как дизайнеры или архитекторы смотрят на свои проекты. Авторы книги считают, что нельзя полагаться на волю случая, нужно самим активно и сознательно создавать свою историю. Подарок отправляется к Ольге Баксаковой. Оля, поздравляю тебя и благодарю за пост в Instagram. Второй победитель, слушатель с ником в iTunes Кузнец, к тебе отправляется книга Максима Чернова о нетворкинге, которая называется «Из связей — в князи». Она о том, как окружать себя правильными людьми и строить долгосрочные отношения. Автор собрал именно те инструменты, которые работают в России, а не на Западе, и в этом как раз заключается главная ценность книги. Ещё раз поздравляю наших победителей, а всех остальных, дорогие друзья, я призываю также делиться своими впечатлениями о подкасте. Помимо участия в розыгрыше вы тем самым очень и очень нам помогаете.

[52:32] Никита Маклахов: У нашего подкаста в целом фундаментальная тема — это личная эффективность. И то, что мы явно ещё не обсуждали, это личная эффективность актёров. Как ты выстраиваешь свою деятельность? Я знаю, что у тебя плотный график. Как ты выбираешь проекты, над которыми будешь работать, как ты расставляешь приоритеты, и как ты всё это стыкуешь вместе, чтобы не забывать про свои договорённости, чтобы приезжать туда, куда нужно, и при этом выделять время на своё развитие, на прокачку навыков тренера, на прокачку навыков актёра?

[53:07] Андрей Ланд: Хорошо, что мы об этом заговорили, это интересный вопрос. Поскольку я в одной из прошлых своих жизней академически образованный человек, человек с академической базой, я очень не люблю абстрактных, неясных и тем более дико затёртых в силу своей трендовости выражений. Личная эффективность — это, на мой взгляд, одно из таких выражений, когда совершенно непонятно, о чём идёт речь. Если мы имеем в виду эффективность с точки зрения соотношения вкладываемых сил и получаемых результатов — это одна история. Сюда же добавляется вопрос: эффективность ради чего и эффективность чья? Если эффективность моя, то кто такой я? Если эффективность ради чего, то надо тогда понимать какую-то цель глобальную, ради чего вообще ты всё это делаешь. И тогда вопросы графика, что ты делаешь, что не делаешь, на что тратишь силы, на что не тратишь, чем занимаешься, а чем нет, как распределяется время твоего рабочего дня и так далее, будут накладываться на два глобальных — кто такой я и ради чего я? Скажем так, я нахожусь в стадии исследования и нахождения ответов, мне кажется, что это ответы, которые невозможно найти раз и навсегда, это процесс. Какие-то промежуточные варианты, которые на сегодняшний день меня более-менее устраивают, у меня есть. Под это дело подстраиваются те проекты, которые меня интересуют не только с точки зрения денег, но и с точки зрения репутации. Мне крайне важно получать удовольствие от этого процесса. Если мне приходит запрос на тренинг, крайне важно, чтобы мне была интересна тема, сумма, те люди, с кем я буду работать в этом смысле. Поэтому, как я уже сказал, я отказываюсь от каких-то проектов, про которые понимаю, что они мне доставят больше геморроя и непонятных для меня усилий, а деньги, которые я там получу, этого не стоят. Если говорить о том, как эмоционально не выгорать, например, при условиях жесточайшего графика, когда у тебя выходной может быть один в два-три месяца. На сегодняшний день, как минимум, я признаю, что это не совсем экологичная история, что нужно определённым образом выстроить свой график так, чтобы у тебя был хотя бы один выходной в неделю просто для того, чтобы ты был вменяемым, здоровым человеком и успевал жить. Потому что, если ты бесконечно нужен кому-то другому, это классно, классно быть востребованным, но ещё важно, чтобы у тебя было пространство для самого себя и была возможность проснуться, продрать глаза, посмотреть за окно, потянуться, спросить себя: «Чего мне сейчас хочется? Кофе или чай? Пройти и пробежаться, или мне хочется поваляться с книжкой?» С этих простых вещей начинается ощущение внутренней свободы, когда я понимаю, что мне можно, у меня есть пространство, когда я для других, и у меня есть пространство, когда я для себя. И это пространство для себя очень важно выверять и выделять ещё и потому, что моя работа связана в значительной степени с пропусканием через себя огромных количеств, огромных потоков человеческой энергии. Через меня проходит в месяц примерно 200 человек только на тренингах, это я не считаю людей, которые приходят на 2-3 спектакля в месяц, это ещё 500-600 человек в зрительном зале. И для того чтобы иметь такую пропускную энергию, такую пропускную способность, крайне важно, чтобы у тебя была возможность и время на то, чтобы восстанавливаться, высыпаться, гулять в одиночестве, проводить время с собой. Есть время для вдоха, есть время для выхода, работа — это выдох, должно быть время и пространство для вдоха. Когда тебе звонят и говорят: «Какие у вас есть свободные даты, мы хотим вас пригласить?» Ты говоришь: «У меня есть здесь свободное и здесь свободное», и при этом держишь в голове, что мне нужен выходной после тренинга обязательно, тем более если он, например, пятница-воскресенье, то понедельник — выходной, железно. Один из моих учителей в тренерстве, Таня Мужицкая говорит: «Это шабат, к понедельнику тренер шабат». И это правило я стараюсь железно держать, просто для того чтобы сохранять как раз ту самую эффективность, в том числе на работе, о которой мы говорим. Что касается театральных и актёрских проектов, тот же самый тонкий вопрос «чего я хочу?» выясняется в рамках профессии. Потому что профессия любимая — это понятно, да, действительно в какой-то момент, когда ты уже владеешь ремеслом, получаешь от этого колоссальное удовольствие. Но удовольствие ты получаешь далеко не от каждой актёрской работы, потому что есть ещё всякие российские сериалы, дай бог здоровья Comedy Club и всему каналу ТНТ, который производит большое количество продукции и приглашает периодически неизвестных артистов сниматься у себя. И тоже вопрос, насколько это тебе доставляет удовольствие или нет, хочешь в этом участвовать или нет, ты готов за 5-10 тысяч рублей за съёмочный день убить 10-12 часов своей жизни на это. И каждый для себя тоже должен принимать решение относительной этой истории. Поэтому относительно актёрских проектов точно также, когда приходит какое-то предложение, я с собой сверяюсь, насколько это меня греет или нет, насколько я хочу тратить на это время и силы своей жизни или нет. И немаловажный момент уже для меня, потому что всё-таки есть тренерская репутация, есть статус небольшой, я понимаю, что не могу себе позволить соглашаться на любой проект, потому что время идёт, копилка набирается. Люди, которые придут ко мне на тренинг, могут в какой-то момент увидеть эту мою работу, а я не хотел бы, чтобы мне было стыдно за то, в каком спектакле или кино я играю. И в какой-то момент мне попалась фраза Олега Янковского, которая меня потрясла и восхитила, он сказал: «Лицо — это дар, нельзя этот дар продавать, нельзя работать, где попало. Нужно тщательно выбирать проекты, спектакли, фильмы, где твоё лицо должно появляться». И, может быть, именно поэтому 90% работ Олега Ивановича Янковского — это выдающиеся работы, потому что человек не разменивался на мелочи и выбирал только то, где он действительно будет сверкать, как артист, и где его лицо будет соответствовать тому материалу, с которым он работает.

[59:23] Никита Маклахов: Да, как раз хочу зацепиться за твою последнюю фразу по поводу выдающихся работ. Кто является примером настоящих мастеров в твоей жизни, с которыми тебе удалось соприкоснуться? Кто эти люди, и чему ты сам смог у них научиться?

[59:39] Андрей Ланд: Их было много и есть много, и я надеюсь, что их будет ещё много. Я вообще фанат учёбы, очень люблю этот процесс, люблю ощущение наполнения себя новыми знаниями, навыками, энергией. Есть такое выражение в актёрской профессии: «Съесть мастера», когда ты не просто у него учишься, а когда ты воруешь его фишки, когда наблюдаешь за ним, начинаешь думать, как он, просто становишься им в максимальной степени. Потом ты интегрируешь это в себя, и он становится частью тебя, ты можешь идти дальше, искать себе нового мастера для съедения, такой творческий каннибализм. И у меня было сколько-то таких людей, это был, конечно, мой первый мастер в ГИТИС Алексей Игоревич Шейнин, которому я благодарен до сих пор, и который какие-то базовые вещи мне рассказал о профессии. И несмотря на то, что он не очень много со своими студентами репетировал, несколько базовых вещей он мне объяснил очень чётко. Я помню одну репетицию, когда я пришёл, второй курс, я ещё совершенно неумеха, ничего не умею, не понимаю, у меня всё через пень-колоду получается. И мы репетировали отрывок, он мне сказал: «Слушай, давай я тебе покажу один раз. Пойми простую вещь — ты просто должен её любить, и всё. Выкинь из головы задачи, предлагаемые обстоятельства, это колоссальное количество ерунды, которая мешает, ты просто люби её, и всё. Пусть это будет главным, что должно светиться и транслироваться через каждую фразу, которую ты произносишь, что бы ты ни говорил». «Спасибо, Алексей Игоревич, это сильно», появляется эта сквозная линия, на которую накладывается всё, что ты делаешь, это метапослание на партнёра. Выражение метапослание — это из тренерской профессии уже, но я могу сейчас это интегрировать в актёрское, и это то, что в меня очень сильно попало. И было несколько важных моментов, которые в меня попали и стали квинтэссенцией того, что такое актёрское мастерство. Потом Вадим Демчог, естественно, потому что с появлением этого персонажа в моей жизни перевернулось вообще всё. Помимо того, что я ел, ем и продолжаю съедать этого человека, есть ещё колоссальное количество изменений, которые он привнёс вместе с тобой. Потому что тот проект, который мы вместе создали, сам стал привлекать в нашу жизнь огромное количество разных людей, в том числе мастеров, которые стали приходить и сами делиться своими знаниями и навыками. В частности, когда возник тренинговый проект «Школа игры», у нас появилась Таня Мужицкая, которая просто пришла и сказала: «Вы мне нравитесь, я люблю то, что вы делаете, меня это дико греет. Давайте я научу вас быть тренерами, расскажу вам, как сделать так, чтобы всё, чем вы владеете, можно было передавать, наполнять этим людей. Как сделать так, чтобы у вас это получалось круто, я умею, я знаю, как». Таня стала нашим наставником и тренером тренеров, и завтра буквально начинается тренинг первый, который мы сделали с Таней втроём в рамках «Школы игры». Я в предвкушении этого дела, потому что явно это будет 3 дня кайфа, восхитительной совершенно работы, такой профессиональной прокачки, когда я буду просто работать бок о бок со своим учителем и смотреть на то, как она работает. И я представляю, что это будет. Есть ещё учителя в тренерской профессии, есть Фрэнк Пьюселик — один из основателей НЛП, у которого я учился. Тоже невероятный совершенно мастер, артист по своей природе, поэтому мы очень быстро нашли общий язык. И я наблюдал, как круто, когда человек, во-первых, артист по темпераменту, по призванию, и во-вторых, когда каждый жест, каждая мелочь, деталь, которую он делает на площадке, ничего интуитивного, он знает на 150%, что делает прямо сейчас. Эта филигранная, выверенная, блестящая работа мастера, который знает в каждую секунду, что он делает прямо сейчас на всех уровнях, это много слоёв одновременно — это, конечно, экстатическое переживание, просто смотреть за этим, как это происходит. Я, наверное, не перечислю всех, их действительно очень много. Были люди, которые учили меня петь, и это тоже были выдающиеся мастера. Геннадий Трофимов, первый исполнитель рок-оперы «Юнона и Авось», обладатель фантастического голоса, невероятного совершенно, и невероятного таланта. Я имел возможность смотреть, слушать его, я, благодаря ему, освоил джазовый репертуар и работу с джазом вообще, как с жанром. Я говорю всё время, что на учителей мне везёт, я притягиваю в свою жизнь людей, которые с удовольствием делятся мастерством, и я имею наслаждение приобщаться к этому и быть действительно свидетелем того, как творится искусство.

[1:04:25] Никита Маклахов: Последний вопрос, который я хотел бы затронуть перед тем, как перейти к нашей финальной рубрике, это вопрос потока и потоковых состояний. Я уверен, что для актёров эта тема особенно важна, потому что даже на себе чувствую, что когда я провожу вебинары, созвоны со своими студентами, участниками наших программ, две большие разницы, когда я в потоке, когда общение происходит само собой, я в нём не участвую, даже скорее наблюдаю. И другая ситуация, когда я что-то пытаюсь из себя выжать, понимаю, что нет стыковки с людьми, нет как раз этого потока, и совершенно другое качество идёт процесса общения и обучения. Расскажи, что ты делаешь, и что в принципе делают актёры в тех случаях, когда выходят на сцену и не чувствуют потока? Как исправить эту ситуацию, как вернуть себя и поймать волну?

[1:05:17] Андрей Ланд: Видишь ли, какая вещь. Ответ на этот вопрос занимает примерно половину тренинга «Школы игры» под названием «Театр внутренних игр» и ещё как минимум три дня моего тренинга, который посвящен как раз состоянию потока. Это всё практические вопросы, которые очень важно через тело прожить, потому что это вопросы физические, телесные, не интеллектуальные. Что я могу ответить? Для того чтобы удовлетворить по крайней мере интеллектуальную жажду, важно понимать, что любое взаимодействие — это диалог и энергообмен. Этот диалог и энергообмен настраивает тот, кто знает об этом. За счёт того, что ты осознаёшь, что твоё общение с аудиторией, со студентами или моё общение со зрительным залом со сцены — это мною настраиваемый диалог и энергообмен, это первое убеждение, которое очень важно просто иметь себе в голове. Здесь задаю тон я, этот танец с аудиторией, как с женщиной, женщину нельзя спрашивать, хочет она так или иначе, давать ей право выбора в этом смысле. Женщину нужно вести, при этом вести таким образом, чтобы у неё, конечно, был выбор — идти за тобой или не идти. Но если ты достаточно уверен в том, куда ты идёшь, если ты достаточно настойчив и уверен в себе, хорошо знаешь тот результат, к которому хочешь привести, и в состоянии этим результатом воодушевить, масса женщин в аудитории за тобой пойдёт. Здесь важно действительно понимать, что даже когда ты ведёшь вебинар — это не разговор с самим собой, это диалог, и очень важно в голове держать, что каждая фраза, которую ты произносишь — это определённый энергетический посыл, который ты отправляешь в людей на той стороне. И полезно себе представлять тех, кто в этот момент тебя слушает, и, может быть, даже визуализировать то, как вас начинает объединять этот кругооборот, кругообращение. И постепенно, из раза в раз это убеждение наращивать. Важно понимать, что есть несколько измерений у работы с аудиторией, работы со зрителем. Есть измерение технологическое, которое касается речи, текста, роли и всех ремесленных вопросов актёрских, которым более-менее учат в театральном вузе. Седланию энергии зрительного зала и обращению с ней, к сожалению, в театральном вузе не учат. Единственное место, где я хоть что-то стал об этом узнавать, это были книги Вадима Демчога «Самоосвобождающаяся игра», где было об этом что-то сказано. И дальше, когда возник проект «Школа игры», мы стали исследовать этот спектр навыков и методов, и, наверное, именно поэтому к нам и приходят зрители. Потому что они приходят в театр, где актёры умеют колесо кругооборота энергии запускать. Поток — это не нечто, что происходит, это нечто, что ты начинаешь делать, это очень важно понимать. Есть артисты, у которых сегодня случилось, а завтра не случилось, такие артисты-интуиты, артисты, которые верят, что это должно само происходить. Я в этом смысле инженер внутри, я очень люблю, чтобы погода стояла предсказанная, чтобы на сцене происходило то, что я делаю. Чтобы результат моего энергообмена со зрителем был результатом того, что настроено моими руками, вниманием, речью, эмоциями и целями. Здесь есть несколько измерений, есть измерение речевое, и, конечно, я должен быть виртуозен с точки зрения речи. Есть измерение эмоциональное, я должен действительно проживать те эмоции, о которых я говорю, и которые проживает персонаж. Есть измерение такой мышцы, как внимание, это, на мой взгляд, главная мышца для артиста, для тренера, для человека, который выходит на площадку. Потому что умение фокусировать и концентрировать своё внимание и работать мышцей внимания в несколько слоёв, чтобы твоё внимание одновременно было в каждой точке зрительного зала, на себе и на том, что ты сейчас чувствуешь и делаешь, на том, как ты работаешь с текстом, с партнёром. Минимум 3-4 слоя внимания работают параллельно, и если я умею мышцей своего внимания управлять, то тогда поток становится следствием того, что моя мышца внимания — это мышца тренированная, сильная, она у меня на кончиках пальцев. Это вообще такая тема, которая меня очень сильно волнует и цепляет, потому что исследование, в какой степени мы — это то, на что направлено наше внимание, и наша жизнь — это то, каким образом мы умеем своим вниманием управлять или не умеем. Это тема, которая меня волнует в огромной степени, и это то, исследованием чего я очень сильно занимаюсь. Если меня сейчас не остановить, я войду в очень длинный поток рассуждений, что, конечно же, не имеет смысла, потому что тренировать мышцу внимания, энергообмен, диалог, этот танец со зрительным залом нужно на практическом уровне. Это практические вопросы, ещё раз повторюсь, они физические, телесные, не умественные, и поэтому, наверное, на интеллектуальном уровне это всё, что я мог бы сказать по этому поводу.

[1:10:33] Никита Маклахов: Прежде, чем перейти к рубрике «Пять в одном» напомню, что мы с Андреем успели обсудить во второй части беседы. Мой гость считает, что реальность является отражением наших мыслей и творчества. Тот, кто хочет бороться и испытывать себя, получает для этого массу возможностей; тот, кто хочет жить в мире, живёт в мире. Если вы уверены, что у вас нет и не может быть конкурентов, то их и не появится. Далее Андрей рассказал, как он выбирает проекты и клиентов. Он считает, что не стоит работать с людьми, которые вам не нравятся, и не стоит соглашаться на некомфортные условия только ради денег. Работа должна приносить удовольствие и укреплять репутацию. Если настроить такой фильтр, то мышление постепенно поменяется, а вслед за ним поменяется и качество жизни. Напоследок мы с Андреем обсудили тему потоковых состояний. Мой гость рассказал, что поток не происходит сам по себе, это практическая вещь — нечто, что вы должны делать. Если вы по работе много общаетесь с людьми, то помните, что любое общение — это энергообмен, и результат такого обмена зависит от вашего умения говорить, передавать эмоции и управлять вниманием. Если вы уверены в себе и обладаете этими навыками, то сможете вести за собой людей и общаться с ними из состояния потока. И давай тогда постепенно переходить к нашей финальной рубрике, рубрика называется «Пять в одном». Первый вопрос касается книги, которая давно или недавно произвела на тебя стойкое, сильное впечатление и, возможно, как-то твою жизнь немножко повернула или даже перевернула.

[1:12:13] Андрей Ланд: Которая давно со мной, я её упомянул, Михаил Веллер «Моё дело». Из чуть более недавних — Айн Рэнд «Источник».

[1:12:21] Никита Маклахов: Второй вопрос касается привычки, от которой бы ты никогда не отказался, и которая оказывает существенное влияние на твою жизнь.

[1:12:29] Андрей Ланд: Привычка — разговаривать с собой.

[1:12:32] Никита Маклахов: Дальше идёт пункт о вопросе, который ты бы порекомендовал задавать людям самим себе, если эти люди хотят прийти к каким-то жизненным трансформациям.

[1:12:45] Андрей Ланд: «Чего лично ты хочешь прямо сейчас?»

[1:12:48] Никита Маклахов: Спасибо. Четвёртый пункт — об инструменте, это может быть какой-то сервис, приложение, нечто физическое: гантели, коврик для йоги, что угодно, что делает твою жизнь проще.

[1:13:02] Андрей Ланд: Полуакустическая гитара вот на углу стоит.

[1:13:04] Никита Маклахов: Хорошо. И пятый пункт — о фильме, не знаю, будет ли тебе, как актёру, этот вопрос сложнее или проще. Посоветуй, пожалуйста, мне и нашим слушателям какой-нибудь фильм, который также может немножко что-то в жизни поменять, или который просто был тебе близок.

[1:13:18] Андрей Ланд: Кристофер Нолан «Интерстеллар». Этот фильм для меня тестовый, я им очень здорово тестирую окружение, насколько это мои люди или нет. Если человек мой, то он, как правило, говорит, что рыдал взахлёб со второй половины фильма и не мог остановиться, — я понимаю тогда, что свой.

[1:13:33] Никита Маклахов: Хорошо, давай тогда коротко подведу итоги. Получились две книги — Михаил Веллер «Моё дело» и «Источник» Айн Рэнд. Привычка — разговаривать с собой, вести с собой диалог. Вопрос — «Чего лично ты хочешь прямо сейчас?». Инструмент — это гитара, фильм — это фильм Кристофера Нолана под названием «Интерстеллар». Андрей, в конце каждой беседы я оставляю нашим гостям немножко времени, буквально полминуты на то, чтобы они могли себя чуть-чуть порекламировать. Расскажи, где тебя можно найти в интернете или в реальной жизни, и расскажи, какие мероприятия будут у тебя в ближайшее время, чтобы слушатели, если захотят, могли в них принять участие.

[1:14:14] Андрей Ланд: В ближайшее время зрители могут меня увидеть на спектакле «Закрой глаза и смотри», театр Арлекиниада, 26 декабря на сцене Центрального дома литераторов на Баррикадной. Билеты есть на сайте времяигры.рф. В виртуальном пространстве меня можно найти в Facebook, на моём сайте andreyland.com. Что касается тренингов, до Нового года уже все выходные расписаны, но это не в Москве, увидимся, что называется, где-то ближе к концу февраля. А в конце февраля программа «Школы игры», которая называется «7 квантовых скачков», будет в Подмосковье. Скорее всего, я буду эту программу вести.

[1:14:57] Никита Маклахов: Хорошо, на этом мы будем прощаться. Спасибо тебе за интересную беседу. Спасибо всем, кто нас сегодня слушал, успехов и до новых встреч!

[1:15:06] Андрей Ланд: Спасибо, счастливо! Спасибо за разговор.

[1:15:09] Никита Маклахов: А в следующем выпуске к нам в гости придёт Артём Елмуратов, сооснователь и директор по развитию медико-генетического центра Genotek. Мы обсудим свежие новости из мира генетики, узнаем, прав ли был Владимир Путин, когда говорил, что генная инженерия — это оружие страшнее ядерной бомбы. Узнаем, как человек с математическим образованием оказался у истоков медико-генетического центра. Также Артём проведёт для нас ликбез по вопросам, связанным с геномом человека, и расскажет, что можно, а что нельзя узнать о себе, пройдя генетический тест. Я же прощаюсь с вами, успехов!
Вы прослушали очередной выпуск подкаста от проекта «Будет сделано!» Чтобы вы могли извлечь из него ещё больше пользы, я оформил для вас специальные бонусные документы. В них в очень удобном и красивом виде собраны все самые главные идеи и рекомендации от наших гостей по каждому выпуску. Напишите пару приятных слов на странице подкаста в iTunes или опубликуйте ссылку на подкаст на своей странице в любой из социальных сетей. А после этого напишите мне в личные сообщения или на почту, и я буду рад отправить вам эти бонусные документы. Также не стесняйтесь присылать мне обратную связь, вопросы, идеи и комментарии. А я в свою очередь приложу все усилия к тому, чтобы каждый выпуск был интереснее и насыщеннее предыдущего. Оставайтесь с нами, и всё самое важное в жизни будет сделано!