Гость выпуска — Олег Брагинский, основатель «Школы траблшутеров» и директор «Бюро Брагинского». Олег занимается решением нерешаемых задач и освоил более 700 различных навыков. Узнаем, как стать гением эффективности и остаться при этом человеком!
Любимые книги гостей подкаста
В каждом выпуске наши гости рекомендуют лучшие, по их мнению, книги. Мы тщательно изучили рекомендации, убрали лишнее и оставили главное! Заполните форму и мы тут же пришлём вам на почту сочный
Ссылки и полезная информация
Содержание подкаста
[01:54] Как люди воспринимают человека, который всё успевает и достигает невероятных успехов?
[05:04] Зачем стремиться к высотам личной эффективности?
[07:46] Легко ли приходится работникам, если руководитель живёт в быстром темпе?
[12:05] Как защититься от отвлечений? Для чего служат маркеры территории?
[17:00] Как выстраивать работу с подчинёнными? Как планировать личное время?
[23:52] Как организовать рабочий процесс? Правила эффективной деятельности Олега Брагинского.
[34:29] Как переключаться с работы на отдых и не позволять делам мешать личной жизни?
[43:04] Что считает полезнее Олег Брагинский: в совершенстве владеть одним навыком или коллекционировать их?
[49:19] Алгоритм освоения любого навыка. Каковы критерии владения навыком?
[58:52] Рекомендации в рубрике «Три в одном»: книга, привычка и сервис.
В выпуске были упомянуты
Google Calendar — удобный онлайн-календарь
Олег Брагинский в Интернете
1) oleg_braginsky — профиль в Instagram
2) olbraginsky — профиль в VKontakte
3) obraginsky — профиль в Facebook
4) Олег Брагинский — канал на Youtube
5) Школа траблшутеров — проект Олега Брагинского
Рубрика «Пять в одном»
1) Книга — Сунь Цзы «Искусство войны»
2) Привычка — честность
3) Сервис — таймер Хрономер для определения хронометража текста
4) Вопрос — Зачем я это делаю?
5) Фильм — Побег из Шоушенка
Главные идеи выпуска
1. Человек, который верит в то, что делает, не страдает прокрастинацией и занимается любым делом с радостью. Делайте только то, что любите, а всё остальное делегируйте.
2. У чересчур увлечённых людей есть склонность забывать обо всём на свете, посвящая задаче слишком много времени. Используйте атрибуты или маркеры места, чтобы напоминать себе, где вы находитесь и чем должны быть заняты.
3. Большая часть мыслей крутится в голове бесцельно, 98% времени мозг занимается перевариванием ранее сгенерированных идей. Чем чаще вы переключаетесь между мыслями и освежаете мозг, тем креативнее становитесь.
4. Четыре основных скоронавыка: скорочтение, слепая печать, быстрый счёт и стенография. Другие важные навыки: решение нерешаемых задач, эффективное знание, риторика, коммуникация и умение завязывать контакты.
5. Освоить навык можно за 90 дней. Критерии освоения навыка: эффективная, уверенная демонстрация, публикация трёх статей по данной теме,
Практические рекомендации
1. Составьте список дел и выделите время для каждого из них. Когда оно истечёт, переходите к следующей задаче, а несделанное перенесите на другой день.
2. Работайте сосредоточенно интервалами по 90 минут: в этот промежуток можно решить 1 сложную задачу или 3 задачи среднего уровня. После этого можно отдохнуть 10 минут, выполняя физические упражнения.
3. Используйте символические ритуалы, которые финализируют работу над задачей. Простейшие примеры: умыть лицо и руки, отжаться.
4. Алгоритм освоения навыка: определите дедлайн, выясните, как исторические личности развивали навык, найдите 5–10 экспертов по навыку и прочитайте несколько книг по теме.
5. Составьте структуру навыка из 10 пунктов и посвятите 2 недели практическому освоению каждой составной части.
Понравился выпуск? Послушайте также
Андрей Левченко
Как стать мастером своего дела?
Игорь Манн
Как стать №1 в том, что ты делаешь?
Катерина Ленгольд
Как добиться космических результатов?
Станьте патроном подкаста
Выражаем благодарность за поддержку нашим патронам: Дмитрию Балиеву, Анастасии Чередовой, Гуле Кебурия, Максиму Каджиеву, Изабелле Инсалл, Ксении Демченко, Максиму Шошину, Николаю Марченко, Сергею Баскакову, Евгению Носову, Елене Янишевской, Никите Дубинину, Алексею Кравченко, Ине Ступеле, Денису Гончарову, Андрею Нецепляеву, Ильнуру Исмагилову, Денису, Анне Башкировой, Александру Михайлову, Евгению Пономареву, Николаю Чернобаеву, Александре, Артуру, Джей Ласт, Андрею Завалищеву, Алексею Драч, Вячеславу Семушину, Дмитрию Юрьеву, Екатерине, Cpaty, Анатолию Наумову, Themart, Евгению Юревичу, Антону, Андрею Вахтанову, Ольге Иванченко, Дмитрию, Артёму Богомолову, Ивану Афанасову, Ирине Ананьевой, Петру Голову, Сергею Шарову, Александру Баратову, Наталии Куделе, Денису Махневу, Марине, Евгению Ковалёву, Майку Прокопетсу, Александру Сергиенко, Алексею Ягуру, Денисс Хмелевскис, Андрею Панасюку, Екатерине Ларюсиной, Анастасии Белкиной, Кириллу Клёцину, Игорю Николаевой, Ксении Бородулиной, Марине Устиновой, Андрею Масленникову, Ольге Балога, Петру Ляпунову, Антону Дедову, Марии Бесединой, Лии Смекун, Марии, Александру Кубышеву, Денису Виноградову, Игорю Батракову, Алексею Кулакову, Дмитрию Юрьеву, Юлии Дахнович, Виктору Чеснокову и приглашаем вас присоединиться к клубу патронов «Будет сделано!» — сообществу самых преданных и благодарных слушателей подкаста, которые вносят неоценимый вклад в развитие проекта.
Текстовая версия подкаста с Олегом Брагинским
[00:29] Никита Маклахов: Добрый день! В эфире подкаст от проекта «Будет сделано!» — программа для тех, кто хочет делать больше за меньшее время, а также жить и работать без стресса. Я её ведущий Маклахов Никита. Сегодня у нас в гостях Олег Брагинский, кандидат технических наук, доцент, автор 2 учебников, 8 видеокурсов и более 600 статей, основатель «Школы траблшутеров» и директор «Бюро Брагинского». А также наиболее просматриваемый человек планеты в сети деловых контактов LinkedIn. В сегодняшнем выпуске мы обсудим, как достичь высот в личной эффективности, при этом не превратившись в робота и не лишая себя радостей жизни. Олег, здравствуйте!
[01:18] Олег Брагинский: Добрый день, Никита! Рад слышать.
[01:21] Никита Маклахов: Если честно, передо мной стоит сегодня очень непростая задача. Ведь дело в том, что на просторах интернета можно найти десятки интервью с вами, ваших выступлений, в том числе и на тему личной эффективности. Поэтому очень не хочется, чтобы наш сегодняшний выпуск был очередным пересказом, а хочется создать что-то полезное, ценное и новое для наших слушателей, и, может быть, даже для вас. Поэтому я предлагаю сегодня нам копать не вширь, а вглубь. И надеюсь, что вы меня в этом поддержите.
[01:53] Олег Брагинский: Никита, только «за»!
[01:55] Никита Маклахов: Итак, тогда первый вопрос будет таким: во всех своих выступлениях вы очень щедро делитесь многочисленными практиками и инструментами, которыми вы пользуетесь на регулярной основе. И у многих слушателей, и у читателей, признаюсь даже, и у меня в какой-то степени возникает мысль, что жить в таком ритме, в котором живёте вы просто не под силу. Так вот, не кажется ли вам, что презентуя себя в виде супер достигатора, вы тем самым немного отталкиваете людей от себя, и в целом, от темы личной эффективности? Ведь человек видит тот непомерный объем усилий, который нужно вложить, чтобы выйти на ваш уровень и сразу мысленно ставит крест на всей этой идее личной эффективности. Что скажете по этому поводу?
[02:46] Олег Брагинский: Никита, блестящий вопрос! Очень глубокий. Действительно, я часто становлюсь заложником тех вопросов, которые мне задают. Ведь если мне задают вопросы по личной эффективности, и я отвечаю только на них, то складывается впечатление, что я робот. Когда я говорю про HR, например, то есть я говорю про управление персоналом, про развитие, про мотивацию, геймификацию, то создается впечатление, что я повернут на HR. Я просто обычно фокусируюсь серьёзно на задаче, и стараюсь в сторону не уклоняться. Поэтому, чем бы я ни занимался, все считают, что я повернутый. А теперь, представьте, что я повернут на большом количестве направлений… таким образом и создается разносторонность. То есть я не постоянно в чём-то одном «заточен». Например, постоянно занимаюсь только изучением какого-то редкого вида бабочек, а я занимаюсь и слонами, и муравьями, и акулами, и китами, и крокодилами, и бабочками, и рыбками, и всем, чем угодно — это раз. Второе, понимаете, есть такая китайская притча: «У одного человека украли топор и он подумал на другого. На соседа. Смотрит, а человек ходит, как будто бы он украл топор, и говорит, как будто бы украл топор. А через время топор нашелся». Получается, что если во мне искать «достигатора» и безумного человека повернутого эффективности, то вы такого и увидите. Да. Может показаться, что топор украл я. Для меня это всего лишь маленькая часть жизни. И от вас, в том числе, зависит, как меня воспримут читатели. Я отвечаю на те вопросы, которые поставлены.
[04:17] Никита Маклахов: Можем сделать вывод, что человек видит то, что хочет видеть и со мной сегодня беседует не супермен, не робот, а настоящий живой Олег Брагинский, так?
[04:29] Олег Брагинский: Я бы хотел, чтобы мы этого достигли. Дело в том, что люди, которые меня знают, они могут подтвердить, что я не бегаю, я не перемещаюсь с какой-то невероятной скоростью, я не напрягаюсь, не потею. Я просто всегда, когда могу, пытаюсь сэкономить время, ресурсы и усилия. Но это не является самоцелью. Самоцель другая. Я выделяю время, чтобы понырять, забраться на гору, чтобы перейти пустыню, чтобы переплыть реку, чтобы побывать в невероятной какой-то пещере. Я экономлю время не для того, чтобы сделать больше, а для того, чтобы больше заниматься тем, что мне нравится.
[05:05] Никита Маклахов: Тогда, пожалуйста, расскажите, за вами последнее время, может быть долгое время уже, закрепилось, я не знаю, как правильно назвать, прозвище не прозвище, но статус наверное, гений эффективности. Зачем, вообще, становиться человеку гением эффективности? Почему бы просто не научиться основным инструментам, облегчающим жизнь, а дальше уже направить свое внимание на какие-то другие области жизни? Зачем, вы конкретно, копаете глубоко-глубоко в личную эффективность?
[05:33] Олег Брагинский: Нет такой самоцели — копать именно в личную эффективность. Допустим, те, кто со мной ходит в бассейн, знают, что я отрабатывал кувырок у стенки бассейна больше 1000 раз. Я учился этому у олимпийских чемпионов, я этому учился по видеозаписям, я отрабатывал совершенно конкретный навык. Я умею у стенки бассейна переворачиваться быстро. Я могу проплыть бассейн туда и обратно под водой: я этому специально учился у фридайверов. Если мы говорим, допустим, про стенографию (это умение быстро писать рукой на бумаге), я знаю несколько систем, так как я специально этому учился. Опять же, русский язык для меня в какой-то мере не совсем родной, поэтому я учился и режиссуре речи, и мастерству актерскому. Я специально подтягиваю те навыки, которых мне не хватает. Нет задачи стать абсолютно эффективным во всём. Есть задача стать достаточно эффективным в применении наиболее используемых навыков. Скажем, когда я был туристом, то посетил большинство гор Советского Союза, а я был юным туристом СССР, мы тренировались ставить палатку, вязать узлы, быстро костёр разводить до метровой высоты. И я это оттачивал. Но прошли годы… я этим сейчас не пользуюсь регулярно, поэтому и не использую. То есть, я оттачиваю только те навыки, которые нужны сегодня. Нет смысла накапливать абстрактные навыки. Знаете, это, как в чулане или шкафу хранить старые вещи.
[07:01] Никита Маклахов: Итак, что я на данный момент услышал? Что цель личной эффективности — это нисколько не сама личная эффективность. Цель — это то удовольствие, та радость, которую можно получить, когда мы на максимум используем то время, которое у нас освободилось, в тот момент, когда мы начинаем пользоваться личной эффективностью. И, в принципе, навыки ради навыков, какими бы они прикольными и интересными ни были, тоже не особо важны. Главное, те задачи, которые перед нами стоят, наверное, и главное, иметь навыки, а если мы их не имеем, то ими овладеть, чтобы иметь возможность решить стоящие перед нами задачи.
[07:44] Олег Брагинский: Никита, абсолютно верно.
[07:46] Никита Маклахов: Тогда следующий вопрос у меня такой: если даже у простых людей, вроде меня, или ваших читателей складывается впечатление, что вы прямо супергерой, то каково приходится вашему окружению, вашим родным и близким, вашим коллегам и подчиненным? Расскажите, как вы выстраиваете рабочие и личные отношения с ними? Пытаетесь ли вы их перевести на свой уровень и помогаете ли им стать более эффективными? И, заодно, расскажите, как вы разграничиваете своё личное и рабочее пространство, чтобы ваш идеально составленный график, идеально составленный план не разрушался из-за отвлечений и прерываний?
[08:26] Олег Брагинский: Когда мы говорим об отношениях на работе или в личной жизни, а у меня есть такое кредо, я говорю: «Я не могу вас научить. Я могу вам показать своим примером». Не нужно никому втолковывать: «Быстрее пиши или быстрее набирай», — просто вы берёте человека, сажаете с собой и говорите: «Нам на завтра нужно сделать презентацию. А давай-ка мы с тобой сейчас за 3 часа сделаем 100 листов презентации?» Вы берете бумагу с ручкой или маркер, подходите к доске, рисуете структуру, а потом с помощью горячих клавиш быстро накидываете эту же структуру в компьютере. Слепой печатью набираете текст. Специальными хитрыми способами ищете картинки в Гугле. И человек вдруг видит, что работу, которую обычно команда из двух, трех, пяти человек делает за неделю, можно сделать за 3 часа. Он под впечатлением от этого и начинает себя вести иначе. То же самое, когда в «Школе траблшутеров» я преподаю «скоронавыки» студентам… мы изучаем четыре «скоронавыка» основных: скорочтение, слепая печать, быстрый счет, стенография… мы их изучаем за 9 часов. Я говорю: «Очень простой пример. Сейчас мы с вами позанимаемся. Вы будете напряженно работать 10 часов. Но скорее всего вы придёте домой и сможете прочесть еще две книги… вас будет „распирать“», — то есть появляется энергия. Я обожаю состояние на работе, когда работаешь с командой, и потом вы все выходите на улицу и вдруг замечаете, что окружающие двигаются слишком медленно. Большинство моих коллег, мои сотрудники все умели экстремально водить машину: проходили контраварийное вождение. Добровольно изучали скорочтение, скоропечать и так далее. И в мою команду многие хотели попасть. Все понимали, что если поработать в этой команде, то потом это является лучшим синонимом слова «качество». То есть рецензия никакая не нужна. Отзыв никакой не нужен. Ты у Брагинского работал — это круто. У Брагинского слабаки не работают. Это с точки зрения работы. С точки зрения личной жизни, многие считают, что я каким-то образом пытаюсь близким навязывать скоронавыки. У меня мама, папа прошли экстремальное вождение и блестяще водят машину. Но моя родная сестра машину водит ещё лучше, чем я, так как она прошла больше обучения и больше умеет. Слепая печать… да, мы все набираем вслепую. Даже моя дочка ещё в маленьком возрасте этому научилась. Но многие навыки — скорочтение, скоросчет и другие — мои родные не захотели осваивать. Ну и слава Богу! Это их личный выбор. Я заранее согласен с тем, что не должны быть люди такие, как я. Представим, что вокруг меня армия скоророботов и на работе, и дома… нам же будет скучно. А так мы все разные. Мне приходится подстраиваться под скорость разных людей. Но вот ещё один есть навык полезный, который почти все, и на работе, коллеги, и близкие у меня перенимают: мы смотрим видео на повышенной скорости. Причем, опять же, я делаю это незаметно. Я ускоряю сначала на незначительное количество процентов. Потом всё больше, больше, больше, и, в конце концов, все потом даже не замечают, что мы смотрим видео на высокой скорости.
[11:41] Никита Маклахов: Если резюмировать, можно сказать, что нет смысла людей как-то принуждать, заставлять, пытаться учить, но можно заразить и вдохновить своим примером.
[11:53] Олег Брагинский: Вы нашли очень точное слово, да, именно «заразить». Я не верю в поучение, я не верю в какую-то нравственность, я верю в личный пример. Если человеку по пути — он будет тянуться. Если не по пути — он отстанет.
[12:06] Никита Маклахов: А что насчёт второй части вопроса? Как вы разграничиваете своё личное и рабочее пространство, чтобы оно не нарушалось прерыванием?
[12:15] Олег Брагинский: У меня есть много атрибутов, хитростей и трюков. Ну, во-первых, у меня 3 календаря… один календарь совместный, в котором есть рабочие и домашние дела, или личные, и разные люди видят разные календари. Если у меня есть ассистент или помощники, они видят оба календаря. Мои родные видят больше домашний календарь, но там время выделено. Это, конечно, будет со стороны страшно и глупо звучать, но я выделяю время для личных дел. Я сам себе назначаю время для общения с любимыми и близкими. И я повторюсь, я понимаю, что это страшно звучит, но зато не возникает никаких двусмысленностей. Если, например, у меня есть театр с любимым человеком, значит, я ставлю в расписание театр, и это время неприкосновенно для тех, кто со мной работает. Они понимают, что это моё личное время. То есть можно до, после, но не в это время. И мои родные, близкие, моя семья понимают, что есть блоки времени, которые я, даже находясь дома, трачу на работу. У меня есть несколько правил: у меня есть кресло, в котором я сижу, когда работаю. И если я в нём сижу, даже в нерабочее время, в выходной — это означает, что я работаю. Если я сижу в любом другом месте с ноутбуком — это означает что я свободен. То есть я использую маркер территории. Еще я использую много других маркеров. Например, я использую маркер: кофе-чай. Я вообще не пью кофе на работе. Там я пью только чай. А дома иногда пью крайне слабый кофе с большим количеством молока. Я использую разные мыла на работе и дома. И таких фишек много… я использую разные мышки и разные ноутбуки. То есть дома и в поездках я использую ноутбук сверхлёгкий, а на работе использую сверхмощный. Но он, конечно, тяжелый. То есть у меня много атрибутов, которые напоминают, где я нахожусь. И эти же атрибуты окружающим подсказывают: я сейчас в рабочем режиме или в домашнем. Ведь я могу не только дома работать, я могу и на работе домашние вопросы решать. Такое бывает.
[14:12] Никита Маклахов: Чтобы было понятнее нашим слушателям, поясните, разные мышки, ноутбуки и даже сорта мыла помогают вам просто переключаться? То есть для чего они служат?
[14:21] Олег Брагинский: Они помогают, с одной стороны, переключаться. А во-вторых, они всё время являются «напоминаниями» — «Ты дома! Ты дома! Ты дома! Ты дома!», — почему? Потому что я, к сожалению, чересчур увлекаюсь. Если есть задача, не важно, личная или рабочая, я могу очень глубоко в нее входить. И вот, мне нужно себя вытаскивать из состояния, в котором я пытаюсь задачу решить. Для этого помогают разные сорта мыла, разные запахи, разные растения, которые находятся в кабинете и дома. Ну и, в том числе мышки, ноутбуки.
[14:53] Никита Маклахов: Олег, вы упомянули, что планируете отдых, в том числе совместный отдых с близкими. А как это воспринимается самими близкими людьми? Нет ли каких-то обид, вроде того, что ты идёшь со мной в театр, потому что по расписанию? Ты этого не хочешь, но идёшь, потому что назначил. Нет ли такого?
[15:13] Олег Брагинский: Тут важно научиться разговаривать. Я ведь мысли сейчас выражаю прямо, и поэтому может показаться, что я действую чересчур примитивно. Но среди прочего я знаю этикет, основы коммуникации, я знаю много языков, я учился психологии. То есть, с вами я разговариваю, честно отвечая на вопрос. Но, естественно, когда я общаюсь с людьми, то не действую «топорно» и чересчур прямолинейно. Я говорю тактично: «Давай сходим в театр. Какой день тебе был бы удобен?
— Вот такой день удобен.
— А что бы вы хотели посмотреть?
— А вот такое произведение.
— Я могу покупать билет? Мы договорились?»
И мы назначаем дату, время, выбираем спектакль, и, когда билеты куплены, то уже больше говорить не о чем. То есть, мы идем, потому что есть билеты, а не потому, что выделили время.
[16:00] Никита Маклахов: Так понятней, спасибо! Ещё вы упомянули про то, что у вас есть отдельные календари для каждого направления. Можно сказать, одни календари для близких, другие для ассистентов, третьи для себя. А как они между собой синхронизируются? То есть, как это реализовано технически?
[16:20] Олег Брагинский: Часто, когда мне такие вопросы задают, ожидают, что я расскажу какие-нибудь чудеса про компьютерные технологии. Я являюсь умеренным компьютерным «гиком». То есть, я гоняюсь за мощными процессорами, я гоняюсь за мощной памятью, я гоняюсь за сверхлегкими устройствами. Но я стараюсь быть старомодным, с точки зрения на работы с графиком. Я глубоко уверен, что я лучше думаю с бумагой и ручкой, когда работаю от руки, чем когда я работаю за клавиатурой или на смартфоне. Поэтому я использую обычные Google-календари, просто с разным уровнем доступа и разной синхронизацией. То есть, ничего волшебного и хитрого в этом.
[16:55] Никита Маклахов: Так стало понятнее. Спасибо! Давайте продолжим обсуждение про работу и отдых. Расскажите, как вы выстраиваете свой рабочий день? Работаете ли вы больше дома, или больше в офисе? И есть ли у вас какие-то определенные циклы работы и отдыха?
[17:11] Олег Брагинский: Есть несколько хитростей. Первая хитрость состоит в том, что всё время, когда я не отдыхаю, я работаю. То есть, когда передо мной нет любимого человека или моего родственника, когда я не читаю книгу или не смотрю телевизор моя голова, как правило, нацелена на решение рабочих проблем. Я проблемы имею на бумаге: я их перечисляю, приоретизирую, отвожу на них какое-то время и я над ними думаю. Моя задача, точно их сформулировать, декомпозировать и понять, что я буду делать. Я не постоянно гоняю мысли в голове: сомневаюсь или думаю, а я пытаюсь задачу разрезать на кусочки, каждая из которых будет подъемна для меня или для моих помощников и для моих коллег. В этом первая хитрость. Вторая хитрость в том, что я не даю задачам наслаиваться или друг друга перебивать. Я в себе «выжег» многозадачность, я занимаюсь в один момент времени только одним делом… только одним делом. Поэтому, когда я работаю телефон перевернут вниз экраном; когда я думаю, ноутбук закрыт. То есть, ни телефон, ни офисный телефон, никакой мессенджер меня прервать не могут. Следующая хитрость в том, что я занимаюсь почтой и всеми мессенджерами, сетями только в случае каких-то важных событий или трижды в день. То есть, у меня есть три окошка, когда я в это погружаюсь и реагирую. Я считаю, что нет ничего экстраординарного, что бы заставило меня этому режиму как-то изменить. Нет ничего такого важного, чтобы вдруг неожиданно потребовало срочности. Дальше у меня есть такая хитрость: я стараюсь максимум дел проговаривать. То есть, я не трачу время на написание писем, инструкций, положений, регламентов, а я стараюсь разговаривать с человеком. Я подбираю лучшего исполнителя, рассказываю ему задачу и обязательно объясняю ему идеальный конечный ожидаемый результат. То есть, что я хочу увидеть. Почему? Потому что вам, как руководителю, предстоит смириться с тем, что чтобы вы ни просили сделать своих людей, они всегда принесут не более, чем 70 процентов от вашего ожидания. И только обучением людей, только разговорами с людьми, разъяснениями и перифразом можно добиться того, что они будут работать лучше. Дальше я работаю интервалами по 90 минут. То есть, я сел и 90 минут ни на что не отвлекаюсь. За 90 минут я решаю, как правило, три задачи среднего уровня, или одну сложную, или гораздо больше мелких. В это время я не встаю и не выхожу, я не пью кофе, не пью воду. Я полностью погружен в задачу. И еще одна хитрость: я постоянно веду в календаре список дел. То есть, список дел, который представляет собой не просто перечень, а я под них выделяю время: есть конкретное время подумать над задачей А; если время истекло, я ее бросаю и перехожу к задаче В; а уже в конце дня я понимаю: «Ага! Задачу А я не доделал», — и я нахожу для нее новое время, когда я ее продумаю. То есть задача на задачу не наслаивается. А значит не бывает авралов и не бывает цейтнотов. И еще одна хитрость: я стараюсь работать на опережение времени. Я этому научился у японцев. У меня был опыт работы в разных странах и в разных проектах. Меня поразило, что японцы всегда торопятся что-то сделать для того, чтобы сэкономить время. Они выигрывают время. Не для того, чтобы просто победить в какой-то гонке, а для того, чтобы получить очередную работу, очередной проект, очередной заказ. Мне нравится быть «властелином времени». То есть мне нравится опережать, успевать делать быстрее. С одной стороны я делаю жесткое планирование, а с другой стороны с собой соревнуюсь и пытаюсь себя обогнать.
[20:47] Никита Маклахов: У нас получилось довольно много пунктов. Давайте я попробую их перечислить и резюмировать. Вначале вы говорили о том, что работаете всё время, когда не отдыхаете. Звучит довольно-таки жёстко, я бы сказал. Дальше был пункт про то, что вы стараетесь работать в режиме однозадачности, и, как вы сказали, «выжгли» в себе многозадачность.
[21:11] Никита Маклахов: Следующий пункт — это общение в соцсетях только в определенные промежутки времени. Дальше… максимум разговоров, то есть, максимум живого общения с людьми и минимум сухих формальных инструкций. Это помогает добиться взаимопонимания и получить от коллег, от сотрудников тот результат, который вы от них ждете. Но при этом стоит не забывать всегда формулировать так называемый идеальный конечный ожидаемый результат, который вы ждёте от подчиненного или сотрудника.
[21:45] Олег Брагинский: Да.
[21:46] Никита Маклахов: Дальше вы рассказали про то, что работаете в режиме «удлиненного помодоро», то есть, работаете интервалами, по 90 минут. А после этого сколько вы отдыхаете?
[21:57] Олег Брагинский: Не больше 10 минут.
[21:58] Никита Маклахов: И чем обычно заполняете эти 10 минут отдыха?
[22:01] Олег Брагинский: Если я работаю дома, то это, в первую очередь, отжимания. Я фанат спорта, поэтому я себя штрафую за каждый перерыв. Я отжимаюсь не менее, чем 100 раз и стараюсь уложиться в минуту.
[22:14] Никита Маклахов: Скажите, не вызывает ли такой подход, вот вы говорите, что штрафуете себя… не вызывает ли он, не то чтобы депрессию, но какое-то возмущение внутреннего, что хочется жить, радоваться, а вы себя за что-то наказываете?
[22:28] Олег Брагинский: Может быть я слово подобрал неправильное. Понимаете, большинство людей, когда говорят, что я отжимаюсь 100 раз, они говорят: «Я тоже могу отжаться», — и пробуют отжаться. Они отжимаются на ладошках обычно 20-30 раз и говорят: «Больше не могу», — я отжимаюсь на кулаках. Это сложно. Я отжимаюсь 100 раз за минуту и многие говорят, что это невозможно. Поэтому каждый раз для меня это внутренняя демонстрация сверхспособностей. Например, только что я написал за 90 минут 3 статьи, что считается невозможным. Потом отжался 100 раз, что считается невозможным — это кайф, это адреналин! Это то, чего не могут делать другие. Это, может быть, даже награда своего рода.
[23:09] Никита Маклахов: А надолго ли хватает такой мотивации? То есть, один раз показать себе и другим, что вы можете достигать сверхрезультатов, это интересно. Ну там, 2, 5. Но регулярно делать это, насколько это интересно и мотивирует?
[23:22] Олег Брагинский: Я занимаюсь отжиманиями уже лет 16 и пока мотивирует.
[23:27] Никита Маклахов: Ну что же, убедительно. Тогда вернемся к нашему списку. Мы остановились на том, что вы работаете интервалами по 90 минут, потом отдыхаете 10 минут и стараетесь время перерыва заполнить физической деятельностью и конкретно отжиманиями. Дальше был тезис про то, что вы стараетесь вести список дел с выделенными временными блоками под каждую задачу. И тут у меня встаёт вопрос: но ведь очень часто бывает так, что всё идет не по плану, не страдают ли от этого ваши задачи и нет ли внутреннего беспокойства, что кто-то вмешивается или что-то внешнее вмешивается в ваши идеально построенные планы?
[24:06] Олег Брагинский: Для этого есть две хитрости. Когда я работаю дома, я говорил, есть кресло, которое считается рабочим, я переворачиваю мобильный телефон, и он не звенит. А значит ко мне достучаться невозможно. Родные и близкие понимают, что ко мне подходить нельзя, потому что я работаю, а дозвониться невозможно. На работе я использую дверь: если дверь открыта, ко мне можно заходить, если дверь закрыта, заходить нельзя. Но обычно мои ассистенты и коллеги знают времена, в которые я бываю для них открыт. Я оставляю «окошки».
[24:34] Никита Маклахов: Вы планируете временные блоки не впритык, но с учётом, возможно, каких-то неучтенных ситуаций.
[24:41] Олег Брагинский: Я, примерно, процентов 15 времени оставляю на то, что я буду другим помогать. У меня даже есть такая хитрость, я никому ещё не рассказывал ее: она называется «сначала загрузить работой других». То есть, когда я прихожу на работу или когда даю работу команде, я убеждаюсь, что у каждого есть работа. Потому что если у кого-то не будет работы, то человек из чувства ответственности ко мне придет, или позвонит, или напишет, и скажет: «А чем мне заниматься?», — поэтому сначала я раздаю работу всем окружающим и потом только начинаю работать сам. Это раз. Вторая хитрость в том, что мы всегда с коллегами и командой работаем на стратегическом уровне. То есть, мы заранее договариваемся вперед, что делать. Допустим, по четвергам мастер-классы, по вторникам вебинары. И все понимают, что есть такие микро-инструкции: «Что нужно сделать, чтобы был вебинар?», «Что нужно сделать, чтобы был мастер-класс?», — есть перечень мероприятий планируемых, есть календарь, есть микро-инструкции. Поэтому, даже если меня не будет неделю или две в офисе, все будут знать, что делать.
[25:39] Никита Маклахов: По сути, у вас каждый день посвящен определенной тематике на неделю?
[25:44] Олег Брагинский: Не только каждый день и не только тематике. А даже в социальных сетях. У нас большое количество страниц в социальных сетях: личные страницы есть, «Школа траблшутеров», есть «Бюро Брагинского». Мы же работаем на большом количестве языков. Есть официальные страницы, есть видео-передачи, которые мы ведем, подкасты, вебинары, мини-вебинары, онлайн-трансляции школы. Получается, что каждый день у нас есть некий набор активностей, но мы всегда заранее проговариваем, как это происходит.
[26:12] Никита Маклахов: Хорошо. И последний пункт, который вы перечислили в списке — работать на опережение времени. Если честно, я не очень понял, как это выглядит на практике. Можете привести какой-то конкретный пример?
[26:25] Олег Брагинский: Я ежедневно пишу одну статью. Я взял для себя такое обязательство: писать по одной статье. Почему это важно? Потому что, во-первых, написать статью для большинства журналистов это тяжелый труд. То есть, я по сути, пытаюсь играть на чужом поле. Второе, написать статью, чтобы она набрала десятки тысяч просмотров или сотни репостов, надо чтобы в ней была новизна. А когда вы пишете каждый день, вы быстро исчерпываетесь. То есть, это серьезный вызов. Третье, я пытаюсь уложиться в полчаса. На статью я выделяю полчаса. И обычно я их пишу за 26, за 28 минут. Реже бывает 21 минута. Я как бы тащусь от того, что я стал писать быстрее. Представляете? Допустим я пишу статью, где каждое слово на конкретную букву. Допустим буква «п»: прототипы пытливых покупателей. В статье 555 слов. Для любого человека это сложная задача. Получается, я соревнуюсь, в первую очередь, сам с собой: «А смогу ли? А успею?», — и потом раз, и я выиграю время. У меня появляется дополнительное время в моих сутках. А вообще по-разному бывает. Бывает я когда-то выигрываю себе суммарно полчаса, а бывает проигрываю суммарно полчаса за день. Я соревнуюсь со временем. Это доставляет удовольствие.
[27:41] Никита Маклахов: Олег, вы в рамках одного из проектов решаете, как вы говорите, нерешаемые задачи. Я с нерешаемыми задачами в жизни не сталкивался, но даже я знаю, что некоторые вопросы по работе имеют свойство очень сильно погружаться в голову и не давать расслабиться целый день. То есть, волей-неволей мы продолжаем думать над ними и во время работы, и даже после работы. А как вам с вашими нерешаемыми задачами удается переключаться с режима работы на режим отдыха, и, например, на режим общения с близкими?
[28:16] Олег Брагинский: Когда-то я услышал замечательную фразу из фильма «Унесённые ветром». Там была такая фраза: «Об этом я подумаю завтра», — эта фраза настолько меня поразила, настолько удивила, я над ней так долго думал, что потом научился. Я умею заставлять себя о чем-то не думать. Даже если я огорчён, даже если чем-то расстроен или крайне весел, я умею себя выключить. То есть, я могу дать себе команду: «Всё! Об этом я не думаю».
[28:43] Никита Маклахов: А на сколько такой подход эффективен именно для нерешаемых задач? Ведь насколько мы все знаем, великие открытия, например, Менделеева, Ньютона были совершены как раз по той причине, что люди непрерывно фокусировались на одном вопросе и думали, думали, думали, пока их не настигало озарение. Как у вас это работает, и как вы приходите к озарению в ваших нерешаемых задачах?
[29:06] Олег Брагинский: К моему большому счастью, когда я учился в Киевском «политехе» я занимался искусственным интеллектом. И у меня одна диссертация как раз посвящена искусственному интеллекту. Мы много изучали того, как работает мозг и проводили бесчисленное количество экспериментов. Что я узнал из этого? Я узнал, что большая часть мыслей, которые есть в вашей голове, они крутятся бесцельно. То есть, мы одно и тоже крутим, «мусолим» многократно. Есть даже для этого специально сложенные термины. То есть процентов 98 времени мозг занимается перевариванием ранее сгенерированных идей. Поэтому, от того что вы будете дольше над задачей думать, вряд ли будет лучше мысль, лучше будет идея. Наоборот, если вы будете чаще переключаться, если вы научите свой мозг в задачу входить в состоянии свежести, то побочные воздействия, типа послевкусия предыдущих задач, разговоров с людьми, прочтения книги вам могут дать свежие идеи. Бесконечные блуждания в потемках своего разума без новых вводных не даёт новой креативности, не возникает решение.
[30:11] Никита Маклахов: А может быть вы поделитесь какими-то конкретными техниками, которые позволяют вам переключаться и очищать голову от старой информации, от старых задач?
[30:20] Олег Брагинский: Таких техник много. Вот одна из простейших: умыть лицо или руки. Я, когда мою лицо или мою руки, я для себя будто бы финализирую предыдущую задачу. Есть такой термин, называется «wrap-up». Его используют в колл-центрах. «wrap-up» — это закончив разговор с клиентом записать некие данные в CRM и потом о клиенте забыть. Вы начинаете новый телефонный звонок. Вот тоже самое делаю я. И символом для этого является, например, встать из-за стола, или отжаться, или помыть руки. То есть, сделать переключение. Это первая хитрость. Вторая хитрость в том, чтобы кардинальным образом сменить род деятельности. То есть, если, например, я занимался программированием, то вторая задача не должна быть про программирование. Она будет, допустим, про работу с текстом или проектированием. Потому что, если вы будете заниматься близкими видами деятельности, то шлейф предыдущей задачи, конечно, будет преследовать. А когда вы только что готовили яичницу, а потом марафон побежали, то у вас навыки яичницы в марафоне не пригодятся.
[31:23] Никита Маклахов: Отлично! Я услышал сразу три техники и позволю себе их повторить. Чтобы эффективно переключаться между задачами, чтобы мысли о прошлой задаче вас не беспокоили можно сделать одну из трех вещей: во-первых, можно выгрузить задачу из головы. То есть, написать все свои мысли, которые у вас были на тот момент на бумагу и таким образом очистить голову. Второй вариант, сформировать какой-то ритуал для переключения. Например, можно, как советует Олег, помыть руки или умыть лицо. По сути, здесь действие неважно. Главное, чтобы оно постоянно повторялось для вас и служило признаком того, что предыдущая задача закончена и началась следующая. Ну и третий, наверное, самый эффективный прием, полностью поменять род деятельности. Если вы работали над какой-то сильно интеллектуальной задачей, то попробуйте ближайшее время поработать мышцами и телом. И наоборот. Олег, тогда расскажите, пожалуйста, вы сказали, что работаете почти всё время, когда не отдыхайте. А в цифрах сколько получается? Сколько за день у вас получается рабочего времени?
[32:28] Олег Брагинский: Если честно, то цифры, конечно, ужасающие. Сам их пугаюсь. Но обычно часов 16 получается. В первую очередь, за счет сна. Я стараюсь не очень много спать. Потому что раннее время, скажем с 6:00 утра до 10:00 утра, это время, как правило, когда я никому не нужен. Народ находится или в пути или пьет кофе. А я стараюсь жить возле работы, для того чтобы вообще не тратить время на перемещение и максимум работы проводить дома или из удаленных офисов, чтобы не тратить время на дорогу.
[33:00] Никита Маклахов: Если честно, ожидал услышать какой-то такой страшный ответ, и в связи с этим резонный вопрос: а зачем тогда эффективность? То есть, обычно, люди осваивают эффективность, чтобы работать меньше, или работать только над важным, чтобы у них оставалось время на что-то ещё. Как обстоят дела в вашем случае? То есть, зачем тогда пытаться стать эффективнее, если вы все равно целый день работаете?
[33:20] Олег Брагинский: Тут будет целая гроздь ответов. Первое, потому что ко мне обращаются люди ожидая, что я буду экспертом в математике, в физике, в химии, в биологии. Что я буду разбираться в Fashion-ритейле, в новых технологиях, в инновациях. То есть, ко мне постоянно приходят люди, которые всю жизнь занимаются чем-то одним. И таких людей, спектр этих людей очень большой, очень широкий. Каждый из них ко мне приходит говорить о своих профессиональных вопросах. Если ко мне приходит «безопасник», он проработал, допустим, в системе безопасности лет 15-20, а до этого был милиционером или работал в другом силовом ведомстве, и он со мной собирается говорить на равных. То есть, мне за мою жизнь нужно прожить 50 жизней крутых специалистов. Многие из них даже не подозревают, что я не являюсь специалистом в их индустрии. Они читают мои статьи про big data и говорят: «Вау! Ты так глубоко рубишь, а ну-ка давай поговорим», — и какая-то крупнейшая компания международная присылает ко мне специалистов, которые занимаются только этим полжизни. Получается что мне нужна эффективность, чтобы за мою жизнь успеть нахвататься знаний, навыков и премудростей, как большому количеству людей.
[34:27] Никита Маклахов: Амбициозная цель. А как вы решаете, что пришло время отдохнуть? Ведь если вы живете за 50 человек, то всегда есть новые задачи, новые проекты. Как вы выделяете время для отдыха не в плане похода в театр, а для чего-то долгосрочного? Например, для отпуска на неделю, или на 2 недели.
[34:46] Олег Брагинский: Во-первых, я планирую отпуск по очень простому признаку: я стараюсь отдыхать в те периоды, когда я не могу быть полезен людям. Например, в майские праздники на наших территориях я не могу быть полезен. В новогодние праздники я большинству планеты не могу быть полезен. То есть, я стараюсь отдыхать, когда другие отдыхают, когда скорее всего задачи не возникнет. Это первая хитрость. Вторая хитрость в том, что я как экстремально работаю, так и экстремально отдыхаю. Если я ныряю, то это какая-нибудь «голубая дыра» в Белизе. Если я восхожу на гору, то это, например, базовый лагерь Эвереста. Если я делаю рафтинг, то это где-нибудь по черной реке Нигер в Чаде. Если я иду в какую-то пустыню, то это Виктория. То есть, если вы нырнете на глубину и если вы увидите кита, если вы увидите китовую акулу, если увидите пингвинов или нарвалов, то вы станете в секунду счастливы. Потому что это редкие животные, это крупные животные. То есть, вы заранее спланировали. Это целая система. Там вас забирает вертолет, там яхта, там следят со спутника, где эти животные плывут, едут или ещё что-то. И вдруг все сказывается в одной точке. Вы ныряете, под вами китовая акула, или вы погружаетесь сквозь тоннель во льду и прямо под вами плывут нарвалы. Получается, что также, как планировать работу, также можно планировать и отпуск. То есть, вы можете сделать так, что в нужном месте соберутся те элементы природы или животных, которые вам нужны. Это вопрос планирования.
[36:18] Никита Маклахов: Таким образом, рецепт поддержания такого интенсивного ритма жизни как у вас, Олег, это работа на максимум и отдых тоже на максимум?
[36:28] Олег Брагинский: Да. Например, продолжу еще про отпуск, я всегда стараюсь, чтобы я отдыхал на вилле при гостинице. Почему? Потому что и кормят своевременно и убирают часто. И обязательно должен быть бассейн. В метре от меня должен быть бассейн. Не общий бассейн, до которого нужно идти и лежаки занимать. А бассейн должен быть свой, большой. Чтобы в любую секунду поработал, нырнул, поплавал, что захотел, то и сделал. Массаж тоже на вилле. Ко мне приходят и делают массаж. Заказ еды тоже на виллу. Опять же, в этом есть хитрость. Когда вы в ресторан идёте, вы кого-то ожидаете. Вы может быть будете чем-то недовольны. А когда вы заказываете на виллу, как правило и порции больше и внимание только вам. То есть приходит два человека, накрывают на стол и они заняты только вами. Так вы не теряете время и получаете стопроцентное внимание. Таких хитростей очень много. Тоже самое про переезды. Только трансферы индивидуальные, чтобы ни в какие другие гостиницы не заезжать, чтобы никого не ожидать. Вы сели в машину. С вами водитель, с вами гид. Говорят только для вас и везут только вас. Вы не теряете ни секунды.
[37:30] Никита Маклахов: Интересно. Тогда предлагаю вернуться немного назад к той истории, на которую, я уверен, обращают внимание все слушатели и читатели ваших интервью. Это история о том, что вы держите рядом с рабочим местом коврик для йоги и чтобы, наверное, приучить себя лишний раз не отвлекаться, отжимаетесь каждый раз, когда вы куда-то идете сто раз. В принципе, смысл такой практики понятен. Мы предлагаем нашему мозгу выбор из двух вариантов: или он продолжает сконцентрированно работать над задачей, или терпит неудобства в виде отжиманий. И нас, конечно же, устраивают в той или иной степени оба варианта. Но вопрос такой, не возникает ли тут обратного эффекта? Например, работать мы уже закончили или отвлеклись, но отжиматься у нас как-то нет настроения, и вроде как надо, ведь себе пообещали, поэтому мы сидим и прокрастинируем, смотрим YouTube, листаем котиков. Как вы поступаете и что скажете на этот счёт?
[38:28] Олег Брагинский: Это, конечно, будет крайне голословно, но можно только спросить людей, которые меня знают: у меня не бывает такого, чтобы я не хотел работать. Я все делаю с радостью. Даже мыть посуду в армии или мыть казарму в армии — это тоже радость. Ведь это же вопрос того, как вы к чему-то относитесь. Здесь есть два варианта: вариант первый, мучить себя отжиманиями или мытьем 2000 метров квадратных в казарме, а другой вариант, это быстро сделать и быстро об этом забыть. Нет, у меня нет такого. Я очень верю в то, что делаю. То есть, я либо работаю, либо отжимаюсь. Я вообще не занимаюсь серфингом в интернете. У меня не бывает такого, чтобы я где-то листал котиков или смотрел YouTube. Меня, обычно, надо уговаривать прочесть что-нибудь в интернет или посмотреть ролик. Нет. Я не могу на это тратить время, мне жалко его. Я лучше создам новое, чем буду смотреть чужое.
[39:20] Никита Маклахов: Хорошо. Тогда резонный вопрос, как научиться получать радость от простых и не очень комфортных вещей вроде отжимания, или мытья посуды, или мытья полов в казарме? Как научиться получать радость от этого?
[39:33] Олег Брагинский: Это ваше решение. Смотрите, мы слишком часто говорим про слово мотивация. Мы слишком часто говорим о том, что нравится или не нравится. Послушайте, мы взрослые люди и есть многие вещи, которые делать необходимо. Деньги зарабатывать необходимо, отдыхать необходимо, есть необходимо. Если относиться к этому с тягостью, а я знаю кучу людей, которые не любят рыбалку, но за компанию ездят и страдают. Или не любят сауну, но ходят, потому что друзья ходят. Опять же, в корпоративной культуре, если у вас шеф увлекается, например, лыжами, то многие начинают ездить на лыжах, хотя этого не любят. Делайте только то, что вы любите. Всё что не любите, либо кому-то поручайте, либо платите, чтобы это делали. Вот и весь секрет. Но давайте уже станем взрослыми людьми. Мы либо делаем и об этом думаем, либо не делаем и кому-то поручаем. Вот такой простой рецепт.
[40:21] Никита Маклахов: Хорошо. А скажите, насколько вообще важна личная эффективность для людей, которые достигли уже каких-то высот карьерного роста или уже построили успешный бизнес? Ведь чаще всего личная эффективность — это инструмент для достижения целей. А когда цель достигнута, например, когда вы стали уже топ-менеджером банка или построили бизнес, можно просто настроить процессы, делегировать и расслабиться и заниматься тем, чем хочется. Что вы скажете на этот счёт?
[40:50] Олег Брагинский: Очень хороший вопрос. Никита, я за 20 лет проработав в крупнейшей финансово-промышленной компании сменил 13 должностей. Каждый из топ-менеджеров работая со мной в первое время ухмылялся и говорил: «Ты же не специалист!», — и примерно через полтора года все говорили: «Да, ты многого достиг!», — то есть, у меня есть достижения, у меня есть выступления на конференциях, у меня есть грамоты, награды, патенты. Каждый раз я документировал свои достижения. Это не похвала окружающих, а это признание рынка. Получается за 20 лет я прожил 13 жизней топ-менеджера. То есть, я доказал, что за полтора года, в среднем, можно выстраивать процессы и потом бездействовать. Это часть ответа «а». Часть ответа «б» — у меня есть масса друзей, клиентов, товарищей, знакомых и это невероятно состоявшиеся люди. И вот знаете что, они постоянно чему-то учатся. Они учатся сажать малину или обрезать деревья, они учатся прорывать каналы, они учатся водить это парусные корабли. Наоборот, как правило, состоявшиеся люди, они не могут остановиться. Они учатся игре в гольф. Бывает так, что они оттачивают один удар по 2 года, а потом выступают в соревнованиях. Опять же, у меня был период безумного увлечения триатлоном. У меня есть масса друзей, которые намного старше, чем я и они делают Ironman гораздо быстрее, чем я. И они соревнуются. Они тренируются целый год, чтобы улучшить свое достижение на 2 минуты. Я не видел топ-менеджеров успешных, сильных и мощных, которые были бы на работе выдающимися и потом в личной жизни не пытались чего-то достичь.
[42:29] Никита Маклахов: Подкасты — это теория. Интересная и полезная, вдохновляющая, но всё же теория. Если вы хотите перейти к практике. Если вы хотите внедрить наиболее важные принципы личной эффективности в жизнь под моим чутким руководством, приглашаю вас пройти обучение в академии личной эффективности. 30 дней, индивидуальная работа и неизбежный результат. Ссылку на страницу с подробной информацией ищите в текстовом описании подкаста.
[43:04] Никита Маклахов: Хорошо. Давайте тогда немного поговорим о навыках. Вы уже ни раз за сегодня упоминали о том, что владеете множеством навыков, собираетесь овладеть еще большим числом, работали на разных должностях, что тоже подразумевает разные навыки. И тут я позволю себе вспомнить один из прошлых выпусков нашего подкаста. В нём мы общались с гостем, который всю свою сознательную жизнь тренирует навык ораторских выступлений. В разные периоды жизни это проявлялось у него по-разному: когда-то он вёл, например, свадьбы, когда-то занимался продажами, когда-то выступал на конференциях, когда-то работал ведущим на телевидении. Декорации менялись, декорации были разные, а суть оставалась одна. То есть, один навык — это публичное выступление. Данный гость вполне убедительно считает, что именно такой фокус, фокус на одном навыке позволил ему добиться того, что он добился в жизни. Вы же, с другой стороны, напротив, сознательно развиваете множество разных навыков, уделяя каждому не так много времени. Давайте поговорим об этом. Почему вы выбрали именно количество, а не качество?
[44:16] Олег Брагинский: У меня было много случаев, которые позволили мне принять такое решение. Например, было время, когда я поступил в Киевский «политех» и работал на некоей кафедре, которая занималась параллельными вычислениями. Так получилось, что я достиг определенных успехов и мне не хватало буквально пары навыков для того, чтобы работать в крупнейшей американской компании. Потом у меня была похожая история с Германией. И в конце концов я понял, что часто хорошее знание языка важнее навыков профессиональных. И я стал полиглотом. Я стал накопителем слов на разных языках. Сейчас я знаю 28 языков. Все одинаково плохо. Плохое произношение, но я совершенно не стесняясь свободно изъясняюсь со специалистами без переводчика. Когда я работал в Германии, я был программистом, хакером и мне мой шеф сказал: «Слушай, ну вот всё хорошо, только ты многого не добьешься. Тебе нужно быть либо экономистом, либо юристом», — я подумал «опачки», хорошо. И я получил и экономическое образование и юридическое. У меня много дипломов и все они красные. Я несколько раз кандидат наук. И часто, когда возникает некая ситуация, оказывается, что совокупность необходимых навыков есть у меня. Другой пример, было время, когда я работал телохранителем. Сначала, вернее, охранником. Но потом перешёл в телохранители. Почему? Потому что оказалось, что я не только умею немного драться, но я ещё умею неплохо водить машину, я умею разбираться в компьютерах, я знаю иностранные языки. Я не был лучшим драчуном и гарантированно не был лучшим телохранителем, но по совокупности навыков я был интересен. Много раз бывало такое, что меня нанимали на проекты, хотя я не был лучшим исполнителем. Совокупность навыков дает возможность заменять команду. Одно дело, когда нужно 5 человек, а другое дело, когда у вас есть человек, который говорит на пяти языках. Этот человек является и коммуникатором и хабом, и, получается, что если он чего то не знает, он может это уточнить. Если возвращаться к гостю… ну, если гость чего-то своей жизни достиг, значит его точка зрения имеет право на жизнь. Мы и обязаны быть разными. Но я хочу вот что сказать, каждый трактует свой или чужой успех. У него получилось, поэтому он считает, что нужно всю жизнь заниматься одним делом. В моей жизни большинство людей побеждают, обладая большим количеством навыков. Я вижу, что технарь, который немного разбирается в юриспруденции, или безопасник, который понимает юристов, достигает большего. То есть, узкие, заточенные специалисты, как правило, деформируются настолько, что они становятся как та черепаха: «Мне проще голову спрятать и сказать что это невозможно», — а как раз те люди, которые обладают несколькими навыками, имеют несколько воображений, имеют несколько «душ», они способны креативить и генерировать новые прорывные идеи. То есть, я не буду ни с кем спорить, жизнь всё расставит на свои места. Но почему-то раньше были такие люди, как Микеланджело и Да Винчи и они были способны делать много вещей. А мы сейчас стали такими «сканерами». Мы сканируем очень глубоко какую-то вещь. Вот например, очень простой вопрос — я был математиком и мне в жизни, клянусь, ни разу не пригодилось ни возведение в квадрат, ни синус, ни косинус, ни интеграл. Ни единого раза. Я мог бы сейчас сидеть и гордиться, что я глубокий математик. У меня есть две теоремы, у меня есть много статей. Но мне это не пригодилось. И если человек говорит, что он занимается каким-то поварским искусством всю жизнь неплохо, но вдруг он мог бы еще и картины писать и то же было бы хорошо. А вдруг бы он картины писал лучше? Есть два подхода. Первый, это сомневаться, а второй, сделать, попробовать и оценить последствия. Я сторонник второго. Лучше сделать и жалеть, чем не сделать и жалеть.
[48:00] Никита Маклахов: О каких цифрах идет речь? Я знаю, что вы ведете учет навыков. Расскажите, сколько навыков вы уже освоили и сколько у вас есть в планах освоить? Ну и заодно, как конкретно вы ведете этот учет и как выбираете навыки для освоения?
[48:14] Олег Брагинский: Навыков, которыми я более-менее владею — 740. Я понимаю, что дико и жутко звучит, но я приведу такой простой пример. Например, было время, когда я строил кредитный конвейер и там мошенничество началось. Я из процессного офиса перешёл в риски. И мне мой шеф, рисковик международного уровня говорит: «Для того, чтобы ты стал рисковиком, тебе нужно выучить RFM, Recency Frequency Monetary. Я книгу освоил: в ней 740 страниц. Я книгу освоил, сдал тест и спрашиваю: «Я теперь рисковик?», — он отвечает: «Ну конечно!» Но обычно этому люди посвящают длительный срок, а я на это потратил 90 дней. А если мы говорим, допустим, про актерское мастерство, то естественно его учат долго. Но вот я занимался им тоже 90 дней. Я не хочу быть лучшим, вот именно в речи или мастерстве актерском. Я хочу быть чуть выше среднего. То есть, есть вещи, которые мне нужны по работе. Допустим, набираю я быстрее, чем большинство людей. Пишу статей я тоже невероятное количество. Но не все навыки мне нужны доведенные до абсолюта. Что я считаю освоением навыка? Освоением навыка я считаю его эффективную демонстрацию. То есть, если бы вы были рядышком, я бы вам показал, что я набираю в течение 10 минут русский текст с большими и маленькими буквами, со спецсимволами и цифрами со скоростью не меньше чем 560 клавиш в минуту. Это приличная скорость. Я могу прочесть 10 книг и потом ответить на 100 вопросов по ним и это у меня займёт примерно 6 часов. То есть, я могу это продемонстрировать. Я это показываю на экзаменах. То есть, уверенная демонстрация навыка является признаком его освоения. Следующий джедайский уровень — я пишу не менее, чем три статьи по каждому из навыков. Если поднять поиском в Google, то можно найти, что сейчас я написал на 28 навыков по 3 статьи и до конца года я собираюсь по 40 навыкам сделать по 3 статьи. Дальше по каждому навыку я делаю не менее, чем один мастер-класс. Мастер-классы я стараюсь не повторять. И делаю обучение в «Школе траблшутеров». Например, ближайшие навыки, которые будут — это эффективные скоронавыки, эффективное выживание, личная эффективность, эффективное влияние, эффективное выступление, эффективная риторика, эффективная провокация и так далее. Это большое количество разноплановых навыков. Что такое подготовить навык для преподавания в школе? Это, обычно, 100 страниц презентации. Для того, чтобы это сделать, я бывает, прочитываю 3, бывает, 5 книг. То есть, я знания освежаю. Вот сейчас набор, который будет осенний, в нем будет 50 навыков за 4 месяца.
[50:54] Никита Маклахов: Итого, что я услышал. Значит, на каждый навык вы выделяете в среднем около 90 дней, когда хотите его глубокой проработки?
[51:04] Олег Брагинский: Верно.
[51:04] Никита Маклахов: Критерием овладения навыком является тот факт, что человек его может уверенно продемонстрировать. Если вы владеете скорочтением, то вы должны быть готовы прочитать книгу за какое-то время и ответить на вопросы по этой книге. И для более уверенного закрепления, для более глубокого погружения есть смысл писать статьи по навыкам, возможно, чтобы получать обратную связь от других специалистов. Есть смысл по той же причине проводить мастер-классы, и как говорится, чтобы хорошо чему-то научиться, научи других. Поэтому вы готовите каждый навык и упаковываете его для дальнейшего преподавания, для дальнейшего преподнесения другим людям, ученикам своим. И конечно, вопрос, который я не могу не задать. Назовите, пожалуйста, топ навыков, сколько будет комфортно, топ-7, топ-10 навыков, без которых вы не представляете эффективной и интересной жизни.
[52:02] Олег Брагинский: В первую очередь это скоронавыки: мы о них говорили. Слепая печать, скорочтение, быстрый счет и стенография. Это 4 навыка, без которых я не могу себе представить свою жизнь. Во вторую очередь, это траблшутинг эффективный — это способ решения нерешаемых задач. В-третью, это, наверное, эффективное знание — это способ, как вы правильно сказали, упаковки знаний, дополнение себя знаниями, это их структурирование и потом упаковка для того, чтобы потом другим передавать. Навык, который полезен и при общении со взрослыми и с подчиненными и с детьми. Далее, эффективная риторика — это искусство использовать слово для создания убеждающих аргументаций. То есть, не «козырять» медалями или какими-то титулами, а выйти спокойно на конференцию международную. Вчера вы еще не были экспертом. Выходите на конференции, на которой сидит 1000 человек и говорите: «Я придумал формулу мошенничества», — все смеются. А через 8 минут весь зал рукоплещет. Получается, что с одной стороны нужно быть экспертом, а с другой стороны нужно уметь этот навык донести. Поэтому риторика — это один из важнейших навыков. Далее из навыков имеет смысл назвать эффективная контакты и эффективную коммуникацию. Скажем, я вообще не использую карточек визитных. То есть, я завязываю контакты вопреки логике большинства людей. Я стараясь сделать так, чтобы заинтересовать собой людей, как человеком. То есть, чтобы они хотели со мной контактировать. Чтобы они меня искали, а не я их находил. Коммуникация — это способ донесения информации таким образом, чтобы она не искажалась. Это, пожалуй, те навыки, которые я выделил бы в топ приоритетных для каждого человека.
[53:45] Никита Маклахов: Спасибо что поделились подборкой. И смею предположить, что раз вы освоили уже более семисот навыков, у вас, наверное, есть какой-то шаблон, какой-то стандартный алгоритм по освоению нового навыка. Пожалуйста, поделитесь им и расскажите, что нужно знать, делать человеку, чтобы максимально быстро и эффективно освоить любой новый навык?
[54:09] Олег Брагинский: Первое — поставить себя в зону, я называю это «зона смерти» или «зона обязательного исполнения». То есть, через 90 дней, чтобы не случилось, я должен иметь некий KPI, по которому я определю, что навык освоил. Например, если я должен освоить риторику. Значит через 90 дней я должен найти возможность себе это подтвердить. Поэтому, первое, о чем нужно думать, это каким образом доказать, что вы стали лидером. Вот например один из навыков — я хотел стать в LinkedIn номер один. То есть я хотел на планетарном масштабе показать, что можно стать уникальным человеком. Я потратил на этот 90 дней, 763 эксперимента, много раз переписывал профиль на 11 языках и в конце концов стал. Потом смотрю в линейку — да, я первый среди тех людей, которые топ-коннектед. То же самое в риторике. Нужно прийти в аудиторию наиболее искушенную в этой сфере. Это могут быть или управленческие бои, или это могут быть какие-то дебат-клубы. И нужно задвинуть такую речь на спорную тему, причем желательно так, чтобы было очевидно, что доказать это невозможно и потом сделать так, чтобы все в зале согласились. То есть, мы должны заранее придумать, а что же будет проверкой того, что вы достигли этот навык. Дальше я изучаю историю. То есть, я пытаюсь посмотреть Древний Египет, Греция, Средневековье, кто были лидеры, какие были мнения, как другие науки смотрели на этот навык. Далее я выхожу в LinkedIn и ищу человек 5-10 тех людей, которые считаются сейчас экспертами. Прочитываю несколько книг. После этого я беру лист бумаги и набрасываю от 7 до 11 пунктов, по моему мнению, риторика — это… формальная логика и другие вещи нанизываю. После чего каждую из этих задач я осваиваю по полторы-две недели. Вот и всё. Ничего сложного.
[56:09] Никита Маклахов: Тогда попробую повторить, какой же у нас получился алгоритм освоения практически любого нового навыка. Для начала стоит поставить себя, как называет Олег, в «зону смерти». Что это значит? Это значит дать себе обязательства через 90 дней продемонстрировать свои умения, причём в максимально агрессивной среде. Если это демонстрация навыков ораторского мастерства, то она должна проходить перед людьми уже искушенными и также опытными экспертами в этой сфере, чтобы обратная связь, которую вам предоставят, она была если не жесткой, то как минимум, объективной. Второй пункт, которым стоит заняться, это изучить историю. То есть, изучить, как раньше люди развивали этот навык и как его проявляли в своей жизни. Следующий шаг — составить список экспертов, например, на основе социальной сети LinkedIn. То есть, людей, которые считаются признанными лидерами в использовании данного навыка и также составить на основе их рекомендаций небольшой список книг, которые полностью раскроют тему этого навыка. Ну и конечно же, список этот стоит прочесть. И последний шаг — наверное, правильно будет назвать, «декомпозиция навыка». То есть, нужно разбить навык на составляющие и начинать проработку каждой этой составляющей. Я правильно уловил алгоритм, Олег?
[57:41] Олег Брагинский: Абсолютно верно. Я называю его «рыбий скелет». То есть, я нахожусь в хвосте и должен представить голову. Потом основной скелетик и основные косточки. И потом по этим косточкам, как-будто бы наращивать мышцы. Вот, что я упустил, я упустил то, что обязательно практическое освоение. Потому что часто мы знаем теорию, но не пробовали. Нет. Нужно пробовать каждый поднавык и навык прямо в реальной жизни. То есть, если вы 90 дней будете затворником в своей пещере, а потом выйдете на люди, то скорее всего вы не сможете произнести стоящую речь. А если вы многократно прорепетируете речь перед ребенком, перед мамой, перед любимым человеком, перед друзьями, перед врагами, а потом пойдете в клуб дебатов, например, то у вас будет больше шансов. То есть, еще важная черта, которую я, к сожалению, упустил — это практическое освоение навыков.
[58:31] Никита Маклахов: Это важное замечание. То есть, навык должен осваиваться не изолированно, не искусственно, а максимально приближенно к той обстановке, в которой он предполагается использоваться. А если вы собираетесь в будущем выступать перед людьми и для этого вам нужен навык ораторских выступлений, то старайтесь в процессе обучения выступать перед людьми. Ну что же, на этом наш подкаст постепенно подходит к концу. И пришло время для нашей постоянной рубрики, в которой я задаю гостям сразу три небольших вопроса. В рамках этой рубрики я узнаю у гостей книгу, сервис и привычку, так или иначе связанную с личным развитием и с личной эффективностью. Олег, пожалуйста, поделитесь со мной и со слушателями подкаста для начала книгой, которая так или иначе связана с личной эффективностью и которая произвела на вас большое впечатление. Необязательно это будет деловая книга, возможно художественная, главное, чтобы она была близка и интересна именно вам.
[59:32] Никита Маклахов: Это Сунь Цзы «Искусство войны». Эта книга эффективна в том, что она очень коротка. Она эффективна в том, что мысли ее глубоки. Она эффективна в том, что есть только два состояния: мир или война. Или мы бизнес делаем, или мы «сюсюкаем».
[59:46] Никита Маклахов: Отлично. Емкая и четкая рекомендация. Я думаю, что книга будет такая же емкая и четкая, и, конечно же, стоит её изучить. Теперь мы переходим к приложению, сайту или сервису. То есть, любому программному продукту, который делает вашу жизнь проще.
[1:00:02] Олег Брагинский: Такой сайт есть. Он называется хрономер. Это сервис, небольшое окошко, куда вы помещаете текст, а он показывает какова длительность этого текста. Ко мне часто обращаются и говорят: «Напиши, пожалуйста, некое выступление, некий текст, некий подкаст длительностью 5 минут», — я добиваюсь того, чтобы это было ровно 5 минут и ни секундой меньше, и ни секундой больше. Мне помогает хрономер.
[1:00:26] Никита Маклахов: И напоследок, у нас осталась привычка. Такая привычка, которая, если все другие привычки убрать, от неё бы вы ни за что не отказались.
[1:00:35] Олег Брагинский: Это честность. Потому что, если я чего-то не хочу делать, я говорю, что я это делать не хочу. Если я не умею, я говорю: «Я не умею». Если я не верю человеку, я с ним расстаюсь.
[1:00:45] Никита Маклахов: Спасибо, что поделились. И у нас получилось следующее. Во-первых, книга «Искусство войны». Автор ее Сунь Цзы. Во-вторых, сервис — это сервис, если я не ошибаюсь называется хрономер, который позволяет составить текст, который будет занимать четко отведенное время на его произношение или на выступление с помощью этого текста. И третья у нас привычка — это абсолютная честность перед собой и перед другими.
[1:01:16] Олег Брагинский: Никита, всё верно.
[1:01:18] Никита Маклахов: Отлично, Олег! Тогда на этом мы будем прощаться. Спасибо вам за увлекательную беседу и желаю, чтобы на вашем пути попадалось как можно больше интересных, увлекательных и может быть на первый взгляд, нерешаемых задач. Ведь хоть я и не являюсь траблшутером, но я прекрасно понимаю, что нет ничего приятнее, чем справиться с той задачей, которую все вокруг считают невозможной. А нашим слушателям желаю в погоне за личной эффективностью не забывать о человечности, не забывать о простых радостях жизни и не забывать, что все эти вещи, вся личная эффективность, все навыки служат всего лишь одной цели — сделать нас более счастливыми.
[1:02:01] Никита Маклахов: Вы прослушали очередной подкаст от проекта «Будет сделано». Чтобы вы могли извлечь из него еще больше пользы, я оформил для вас специальный бонусный документ. В этом документе в очень удобном и красивом виде собраны все самые главные рекомендации от наших гостей по каждому выпуску. Напишите пару приятных слов на странице подкаста в «айтюнс» или опубликуйте ссылку на подкаст на своей странице в любой из социальных сетей, а после этого напишите мне в личные сообщения или на почту, и я буду рад отправить вам этот бонусный документ. Также, не стесняйтесь присылать мне обратную связь, вопросы, идеи и комментарии. А я, в свою очередь, приложу все усилия к тому, чтобы каждый выпуск был интереснее и насыщеннее предыдущего. Оставайтесь с нами и все самое важное в жизни будет сделано!