Как присутствовать здесь и сейчас? Цитата Аджана Хуберта из выпуска подкаста Будет сделано!

Гость выпуска — Аджан Хуберт, буддийский учитель, представляющий традицию раннего буддизма тхеравада. Почти 10 лет Аджан провёл в лесном монастыре в Таиланде и недавно вернулся к мирской жизни. Узнаем, каково быть буддистом!

Также подкаст можно слушать с помощью: Apple, Google, Яндекс, VK

Любимые книги гостей подкаста

В каждом выпуске наши гости рекомендуют лучшие, по их мнению, книги. Мы тщательно изучили рекомендации, убрали лишнее и оставили главное! Заполните форму и мы тут же пришлём вам на почту сочный PDF-документ со списком 10 лучших книг по версии героев подкаста. Стоит прочитать!

Ссылки и полезная информация

Содержание подкаста

[02:03] История жизни Аджана Хуберта. Что привело его в монастырь? Почему расстригся?
[06:50] Как проходит жизнь в лесном монастыре? Чем занимаются монахи?
[09:32] Иллюзия перемен Аджана Хуберта. Почему жизнь в монастыре может разочаровать?
[14:01] Мегаполис после 10 лет жизни в монастыре. Каково это — вернуться?
[21:33] Как победить апатию и суетливость? Как обрести подлинное счастье?
[34:23] Как избавиться от неумелых качеств и принять себя, как есть?
[42:36] Как приучить себя к медитации? Как найти время для практики?
[46:50] Медитация дыхания, медитация любящей доброты и динамическая медитация — как их практиковать?
[54:59] Что значит быть «здесь и сейчас»?
[60:27] Кому и для чего нужны ретриты? Чему на них можно научиться?
[66:32] Рекомендации в рубрике «Пять в одном»: книга, сервис, привычка, вопрос, фильм.

В выпуске были упомянуты

1) Любящая доброта — инструкция по медитации

Аджан Хуберт в Интернете

1) AjahnHubert — профиль в Facebook
2) ajahnhubert — профиль ВКонтакте
3) Аджан Хуберт: буддизм, практика, медитация — канал на YouTube

Рубрика «Пять в одном»

1) Книги — практичные
2) Привычка — умело думать, умело чувствовать, умело говорить и умело действовать
3) Предмет — подушка для медитации
4) Вопрос — Что я сейчас делаю? Что сейчас происходит?
5) Фильм — наблюдать за жизнью интереснее, чем смотреть кино

Результаты конкурса «Книга за отзыв»

1) Ольга Сикиотова выиграла книгу Марка Уильямса и Денни Пенмана «Осознанность»
2) Слушатель в iTunes Ник Нормально выиграл планер от компании ozu.su

Главные идеи выпуска

1. Монашеская практика разнообразна. В монастырях городского типа изучают учение Будды, практикуют церемонии, проводят просветительскую работу с населением. В лесных монастырях акцент сделан на собственную практику.
2. С одной стороны, нужно развивать внутренние качества, духовный иммунитет, способный сопротивляться вирусам этого мира. С другой стороны, нужно окружать себя здоровой обстановкой.
3. Медитация помогает распознавать свои эмоции и понимать, полезные они или бесполезные, развивающие или деструктивные. Мы учимся отстранённо следить за собой и видеть, во что мы вовлекаемся.
4. Когда мы отпускаем эгоизм, жажду и злость, тучи неумелых качеств
рассеиваются. В уме остаётся спокойствие и солнечная радость. Это счастье не обусловленное, оно надёжное и долговечное — нирвана.
5. Медитация освобождает ум и сердце от неумелых качеств. Сначала
практикующий учится наблюдать за собой без оценок. Это позволяет лучше понять себя, открыться себе и увидеть подлинную природу качеств.

Практические рекомендации

1. Ежемгновенно прилагайте усилия для того, чтобы создавать спокойствие внутри себя и чтобы распознавать, когда внешнее влияет на вас деструктивно.
2. Занимайтесь практикой в действии: развивайте самопожертвование, служение, щедрость; просыпайтесь утром рано и проживайте каждый день не только ради себя, а ради других; делайте добрые дела, работайте умело, ответственно, честно, не только ради денег.
3. Практикуйте динамическую медитацию: выберите одно механическое действие (например, ходьбу) и развивайте осознанность к этому действию.
4. Развивайте правильную речь, общаясь в соцсетях.
5. Чтобы отпустить мысли о прошлом и будущем, развивайте заинтересованность в настоящем.

Понравился выпуск? Послушайте также

Станьте патроном подкаста

Выражаем благодарность за поддержку нашим патронам: Дмитрию Балиеву, Анастасии Чередовой, Гуле Кебурия, Максиму Каджиеву, Изабелле Инсалл, Ксении Демченко, Максиму Шошину, Николаю Марченко, Сергею Баскакову, Евгению Носову, Елене Янишевской, Никите Дубинину, Алексею Кравченко, Ине Ступеле, Денису Гончарову, Андрею Нецепляеву, Ильнуру Исмагилову, Денису, Анне Башкировой, Александру Михайлову, Евгению Пономареву, Николаю Чернобаеву, Александре, Артуру, Джей Ласт, Андрею Завалищеву, Алексею Драч, Вячеславу Семушину, Дмитрию Юрьеву, Екатерине, Cpaty, Анатолию Наумову, Themart, Евгению Юревичу, Антону, Андрею Вахтанову, Ольге Иванченко, Дмитрию, Артёму Богомолову, Ивану Афанасову, Ирине Ананьевой, Петру Голову, Сергею Шарову, Александру Баратову, Наталии Куделе, Денису Махневу, Марине, Евгению Ковалёву, Майку Прокопетсу, Александру Сергиенко, Алексею Ягуру, Денисс Хмелевскис, Андрею Панасюку, Екатерине Ларюсиной, Анастасии Белкиной, Кириллу Клёцину, Игорю Николаевой, Ксении Бородулиной, Марине Устиновой, Андрею Масленникову, Ольге Балога, Петру Ляпунову, Антону Дедову, Марии Бесединой, Лии Смекун, Марии, Александру Кубышеву, Денису Виноградову, Игорю Батракову, Алексею Кулакову, Дмитрию Юрьеву, Юлии Дахнович, Виктору Чеснокову и приглашаем вас присоединиться к клубу патронов «Будет сделано!» — сообществу самых преданных и благодарных слушателей подкаста, которые вносят неоценимый вклад в развитие проекта.

 

Текстовая версия подкаста с Аджаном Хубертом

[00:10] Никита Маклахов: После того, как прослушаете выпуск, загляните на наш сайт willbedone.ru. Там мы собрали ссылки на все сайты, книги и сервисы, о которых рассказывают наши гости, а также приготовили для вас бонусные документы. Все для вашего удобства!

[00:29] Никита Маклахов: Добрый день! В эфире подкаст «Будет сделано!», программа для тех, кто хочет делать больше за меньшее время, а также жить и работать без стресса. Я, ее ведущий — Никита Маклахов. Мой сегодняшний собеседник во многом уникален. Во-первых, это первый гость подкаста, русский язык для которого не является родным. Во-вторых, этот человек почти десять лет своей жизни провел в буддийском монастыре. Так что с большим удовольствием знакомлю вас с Аджаном Хубертом, буддийским учителем, представляющим традицию раннего буддизма тхеравада. Поговорим мы с Аджаном о том, как оставаться спокойным и осознанным в большом городе. Как научиться больше присутствовать в моменте, в том самом «здесь и сейчас». Как отпустить свои неумелые качества и о том, как включить практики осознанности в свою повседневную жизнь. И прежде чем мы начнем, хочу сказать большое спасибо за поддержку нашим патронам Виталию Калинке, Павлу Гордееву, Татьяне Архиповой, Вячеславу Долгину, Амиру Абдуллаеву и еще одной девушке, которая предпочла остаться анонимной. Если вам, дорогие слушатели, интересно узнать, кто такие патроны и как можно стать одним из них, то предлагаю перейти по ссылке www.patreon.com/willbedone. Там все очень подробно описано. А мы переходим к Аджану. Аджан, здравствуйте!

[02:01] Аджан Хуберт: Здравствуйте! Добрый день!

[02:03] Никита Маклахов: Аджан, спасибо большое, что согласились заглянуть к нам в гости. Начать нашу беседу я бы хотел с истории вашей жизни. Как она складывалась до того, как вы очень близко познакомились с буддизмом? И что привело вас в монастырь, как так все сложилось? Расскажите, пожалуйста, про это.

[02:20] Аджан Хуберт: Буддизмом и восточными практиками я интересовался с детства. Правда, этот интерес был поверхностным, но мне всегда была любопытна практика медитации, практика духовного саморазвития, какого-то улучшения собственной личности, своих качеств, качества своей жизни. Но потом, в силу того, что этот мир и мирские дела затягивают (у меня была семья и работа, много обязанностей), я отложил свою заинтересованность, свою практику. Я жил в России 10 лет, и примерно в возрасте 35 лет стал уделять больше внимания практике, стал думать о том, чем заниматься в жизни дальше. На тот момент я уже был в разводе. И так как у меня была такая возможность, я опять стал уделять больше внимания медитации, изучению буддизма. Буддизм больше всего меня привлекал, так как это очень практичный, очень прагматичный подход к жизни, он содержит очень практичные инструменты для того, чтобы развиваться, улучшать свою жизнь. Практика стала приносить результаты, пришло спокойствие, и я решил стать монахом. Поскольку в Таиланде в южном буддизме, буддизме тхеравады, который распространен в таких странах, как Шри-Ланка, Бирма, Таиланд, Лаос, можно стать монахом всего лишь на время (не обязательно принимать такое решение на всю жизнь, потому что в буддизме говорится о том, что все непостоянно, все изменчиво), меня это воодушевило, и я стал монахом. Стал монахом я в 2007 году, около девяти лет провел в монастыре в Таиланде. Ну и сейчас уже месяц, как я не монах, я расстригся — так называется снятие монашеских обетов. 20 июня я перестал быть монахом.

[04:15] Никита Маклахов: Аджан, скажите, вы сами только что упомянули, что даже до монастыря медитации и практики осознанности уже приносили вам какую-то пользу и какие-то результаты. Скажите, зачем при этом нужно было уходить в монастырь, если вы уже чувствовали результаты? Почему бы не практиковать все это дело в реальных, «боевых» условиях, зачем для этого нужно было уединяться где-то в глуши Таиланда и уходить из мира?

[04:40] Аджан Хуберт: В принципе это не обязательный шаг, очень многие успешно практикуют, находясь в миру. Но здесь я бы сказал вот что. Очень часто, когда говорится о монашестве, используется слово «уйти» в монахи, «уйти» в монашество. Я бы использовал другое слово — не «уйти», а «прийти». Слово «уйти» может иметь какой-то негативный оттенок: от чего-то уходить, от чего-то отворачиваться, у многих оно ассоциируется с «убегать от чего-то». А «прийти» имеет более позитивный оттенок: к чему-то прийти или созреть для чего-то. В моем случае практика приносила результаты; находясь в миру, я приобрел какое-то спокойствие, увидел, что, развивая доброту, развивая сострадание, уменьшая эгоизм, можно жить более счастливой жизнью, чем если гоняться за своими желаниями. Я пришел к тому, чтобы практиковать более старательно, более усердно. И монашество предоставляет именно такие условия, чисто технические; предоставляет условия для того, чтобы жизнь была свободна и полностью посвящена практике. К примеру, кто-то хочет заниматься спортом и пошел в спортзал. Поначалу он ходит в спортзал раз в неделю; заинтересованность развивается, и он ходит в спортзал несколько раз в неделю; потом выступает на каком-то соревновании, а потом приходит к тому, что из любителя решает стать профессионалом. Это не уход от чего-то, это скорее новый этап, новый уровень практики, новый уровень тренировки. Потому что духовная практика (медитация, осознанность) — это тоже тренировка своего рода. Тренировка не для тела, а для ума, для сердца, для развития умелых качеств ума и сердца. Поэтому я пришел к решению стать монахом, жить в лесном монастыре, потому что там очень хорошие, комфортные условия для практики. Жизнь свободна от мирской суеты, от мирской вовлеченности, от необходимости решать множество проблем, можно полностью сосредоточиться на своем профессиональном духовном развитии.

[06:50] Никита Маклахов: Расскажите, пожалуйста, о том, как и из чего складывалась ваша жизнь в монастыре, чем вы там занимались, если можно так сказать?

[06:59] Аджан Хуберт: Монашеская практика бывает очень разнообразной. К примеру, взять монастыри в Таиланде, на Шри-Ланке, в Бирме: монахи, которые там практикуют, занимаются по-разному. Есть монастыри более городского типа, в которых больше практикуют учение Будды, занимаются разными церемониями, проводят ритуалы, поют мантры, отмечают праздники, ведут просветительную работу с населением, с людьми, которые приходят в монастырь. Другой вид монастырей (они называются «лесные монастыри») находятся в лесу, в уединенных местах, и там монахи больше занимаются собственной практикой, медитируют очень много. Около десяти лет я был монахом в монастыре Суан Моккх на юге Таиланда, это именно один из таких лесных монастырей, в котором монахи очень много времени проводят в медитации. Мой день начинался, как у всех монахов, в 4 утра. Монахи просыпаются, потом — декламация буддийских сутр, поют мантры для того, чтобы освежать в памяти учение Будды, затем примерно час медитации. И после этого — рутинная ежедневная монашеская практика, сбор подаяния. Монахи ходят каждое утро, примерно в 6-7 утра, за подаянием, собирают еду. Потому что все, чем монахи питаются, все, что получают для поддержания своей жизни — это от людей. Люди добровольно встречают монахов; монахи ходят по деревням от дома к дому и получают необходимую пищу, а после того, как возвращаются в монастырь, кушают вместе. И потом весь день в принципе свободны, предоставлены на свое усмотрение. Можно медитировать; кто-то из монахов любит медитировать сидя, есть медитация при ходьбе, кому-то нравится больше активное времяпрепровождение, поэтому он может заниматься строительством в монастыре. Какое-то время ежедневно отнимает уборка монастыря: нужно подметать, нужно сохранять чистоту в разных помещениях. Но в принципе весь день предоставлен для личной практики, которая заканчивается в 7 вечера той же самой программой — пение мантр, лекция настоятеля или кого-то из монахов-учителей, кто давно находится в монастыре, общая медитация. День заканчивается около 9 часов вечера. Примерно так.

[09:32] Никита Маклахов: Хорошо, спасибо, что поделились. Тогда следующий вопрос: скажите, почему вы в итоге решили прекратить свою монастырскую жизнь и вернуться в светский мир?

[09:42] Аджан Хуберт: Если бы вы меня спросили еще год назад, я бы сказал: «Я собираюсь продолжать монашескую жизнь». Но в течение последнего года в моей жизни произошли небольшие изменения, которые постепенно развивались и развивались. Я это решение вынашивал 10 месяцев. Первой причиной было то, что ретриты, которые я проводил, стали все более популярными. Многие ученики стали приглашать в Россию, в Латвию. Но очень трудно находиться в обществе, где нет монастыря, очень трудно поддерживать буддийские традиции. Для того, чтобы проводить эти ретриты, быть более доступным, более отзывчивым, теснее сотрудничать с учениками, вместе практиковать, я решил перестать быть монахом. Это одна из причин. Другая причина, основная, которая на 90% (может быть, на 80%) являлась решающим фактором — это мои личные отношения, которые у меня появились в течение последнего года. Они зарождались, развивались, и эти отношения разрешили все. Отношения могут возникнуть у всех. Становясь монахом, меняя место жительство, меняя условия своей жизни, мы, конечно, можем получить что-то, благодаря чему нам легче жить. Если человек меняет работу с суетливой на спокойную, конечно, он будет жить более спокойно. Если меняет место жительства с большого суетливого города на спокойное место, его жизнь становится спокойной. Внешние факторы влияют. Но незначительно. Человек внутренне — его сущность, его качества, его настрой, реакция, характер — остается таким же. Не будучи монахом, а потом став монахом, живя в миру и работая на суетливой работе, а потом живя в каком-то ретритном центре, в монастыре или в ашраме, человек при этом внутренне не меняется. Это иллюзия. Очень часто практикующие люди приходят на ретрит и говорят: «Мне нужно стать добрее, мне нужно стать спокойнее. Я хочу пожить в монастыре». И что потом происходит? Очень часто случается разочарование. Потому что вначале, когда он говорит: «Я раздражаюсь, я нервный, я суетливый, потому что люди, которые меня окружают, общество (я живу в Москве) — там все нервные, все это на мне отражается». Хорошо. Он уехал из Москвы, поселился в монастыре. Там люди, общество уже перестали его раздражать; он находит другие причины для того же самого раздражения, только не внешние, а внутренние. Он обнаруживает, что он сам себя раздражает, сам просыпается без какой-либо причины не в настроении, или он ленивый. Что еще его раздражает? В лесу он живет — лес его раздражает. Уже не природа людей, не природа общества, а много комаров, много муравьев, шумно, цикады, петухи, очень много живности в лесу (к примеру, в тайском тропическом), очень влажный климат. Еда его раздражает, все его раздражает. К чему я это говорю? К тому, что это иллюзия — полагать, что если мы меняем что-то, то автоматически мы свободны от каких-то своих реакций, своего поведения. В плане отношений то же самое. Конечно, будучи монахом, проводя ретриты, я не развивал и не строил никаких отношений, но природа человеческая общая: отношения сами развиваются, чувства сами появляются. Практика медитации, практика осознанности, внимательности в чем нам помогает? В том, чтобы распознавать свои эмоции и видеть: полезны они или бесполезны? Они повлияют на нашу жизнь, развивая нас, или будут воздействовать деструктивно? Практика медитации помогает нам отстраненно смотреть за собой и видеть, во что мы вовлекаемся. Вот так.

[14:02] Никита Маклахов: Расскажите, пожалуйста, какие у вас впечатления от мегаполисов? Я знаю, что вы были в Москве, в Санкт-Петербурге, каковы ваши впечатления? Сложно ли там, сложно ли в этих городах с их бешеным ритмом жизни сохранять осознанность, или это в вас уже настолько глубоко сидит, что вас уже не может ничего потревожить?

[14:21] Аджан Хуберт: Я вам скажу, что это кошмар, это ужас! Сейчас, когда я перестал быть монахом, я в шоке! Для меня это огромный вызов, хотя я был монахом всего лишь 10 лет. Но спустя эти 10 лет, живя в лесу, уделяя время собственной практике, встречаясь с монахами… Я со многим количеством людей встречался, но только во время духовной практики, ретритной практики. И после такого образа жизни вернуться в социум — это вызов. Я бы не сказал, что это новая практика, но это новое качество практики. Это практика, чтобы в магазине, где много людей, не развивать жадность, не развивать суету. Чтобы, организуя какое-то мероприятие или общаясь с людьми, которые привыкли очень быстро все делать и очень много хотеть, сохранять спокойствие, сохранять доброту. Поэтому я честно скажу: да, для меня все это нелегко. Приведу простой пример. Мы были в магазине… А я до этого практически не пользовался деньгами, ни в какие магазины не ходил. Все, что монахи получают — это их. Мы были в магазине, я взял в руки какую-то вещь подержать, но я забыл о том, что там существуют кассы. Я выхожу, а мне говорят: «Платить-то надо!» Я говорю: «Извините, пожалуйста!» Вот простой пример. В первый раз, когда я после снятия монашеских одеяний зашел в большой магазин покупать мирскую одежду, я провел там много часов, я делал покупки намного дольше, чем любая женщина в этом магазине. Я говорил: «Надо медленно, надо осознанно, я не могу все сразу охватить». То, что для людей, живущих и работающих в социуме, является привычным, для меня это сейчас — новая возможность для практики. Чтобы сделать практику всесторонней, чтобы сделать практику спокойствия, доброты менее обусловленной. Быть спокойным не только в лесу, не только тогда, когда никто не трогает, но и сохранять спокойствие, сострадание и доброту в какой-то трудной, напряженной ситуации.

[16:38] Никита Маклахов: Да, часто говорят, что «очень просто быть просвещенным, сидя на скале, а вот попробуй в большом городе сохранять всю эту осознанность». Видимо, в этих словах есть доля правды.

[16:50] Аджан Хуберт: Конечно! Все это правда, 100% правда. Дело в том, что теперь мы сами можем принимать решения. Мы же сами можем в какой-то мере строить свою жизнь и выбирать, насколько она будет суетливой, насколько люди, которые нас окружают, будут беспокойными. Мы не заложники ситуации. Да, иногда возникает что-то внезапное, от нас не зависящее, но в основном мы сами выбираем то, о чем мы думаем, что мы чувствуем, с кем и о чем мы говорим, как мы проводим свое время. И теперь я чувствую, что можно оставаться в этом миру, конечно, прилагая огромные усилия, ежемгновенные старания. Не просто помедитировать или уделить время духовной практике формально утром, или вечером, или в воскресенье в выходной день, а ежемгновенно прилагать усилия для того, чтобы создавать спокойствие внутри себя и чтобы распознавать, когда внешнее влияет на меня деструктивно. Потому что мы не сможем развить спокойствие, если внешне постоянно будет нас раздражать. Простой пример: как бы мы ни развивали свое физическое здоровье, насколько бы мы ни были здоровыми, насколько иммунитет бы ни был сильным, если мы попадаем в какое-то место, где есть эпидемия… Конечно, мы не сразу заболеем, но если мы пренебрегаем окружением и защитой от внешнего, мы все равно будем уязвимы перед этим вирусом, перед этой атмосферой. Точно так же и с жизнью в миру, здесь двунаправленная практика. Одна направленность в том, чтобы развивать внутреннее качество, внутренний духовный иммунитет, который в состоянии сопротивляться вирусам этого мира. Другая направленность практики — находиться в такой обстановке, которая здорова. Потому что в болезненной обстановке мы можем сопротивляться этому один день, один месяц, может быть, один год, но если мы пренебрегаем этим, это нас затянет, и мы будем больными, мы заболеем. Нужно и внутренне развивать духовный иммунитет, и жить в здоровом окружении.

[19:14] Никита Маклахов: Образно говоря, если нас на работе постоянно ругает начальник и мы от этого раздражаемся, помимо того, чтобы пытаться проявить терпение к этому, иногда проще просто сменить работу на такую, где на тебя не будет ругаться начальник?

[19:28] Аджан Хуберт: Чем полезна буддийская практика? Когда мы медитируем, развиваем внимательность и осознанность, мы можем распознавать, что в данной ситуации более полезно. Здесь сложно сказать: либо так, либо так. Потому что кто-то говорит: «Нет, я во что бы то ни стало останусь на этой работе! Не важно, что все плохо ко мне относятся, не важно, что все меня ругают, не важно, что я не способен выполнять свои обязанности, я все равно буду упорно трудиться». И очень часто случается так, что люди проработали 10-20-40 лет, прожили всю свою жизнь таким образом, а потом, оглядываясь назад, с сожалением говорят: «Если бы я жил заново, я бы совершенно по-другому все делал. Я бы смелее принимал решения, я бы смелее поддавался каким-то изменениям». Это одна крайность — полагать, что нужно быть там, где я есть. Но другая крайность, которая тоже прослеживается очень часто — просто менять. Я обнаружил, что меня начальник ругает, мне это не нравится, меня это раздражает, и я поменял работу. Оказалось, что на новой работе поначалу было все хорошо, тихо, спокойно, но через короткое время возникли те же самые проблемы: опять начальник ругает, опять плохо. Я поменял работу третий раз, четвертый и не увидел, что проблема не в окружении, не в коллективе, не в начальнике, а во мне. Может, я ленивый, может, я безответственный, нетрудолюбивый, нечестный или просто не обладаю нужными качествами. Поэтому нужно здесь распознавать. Практика заключается в двух направлениях, о которых мы уже говорили: одно направление — работа внутри, второе — работа снаружи. Что в нашей ситуации нужно? Менять внутри или менять что-то снаружи, чтобы это не было бегством от себя, чтобы это не было бегством от чего-то, что нас окружает.

[21:34] Никита Маклахов: Спасибо за объяснение. И еще хотел вас спросить: как выглядит и из чего состоит жизнь человека, который глубоко погружен в буддизм? Я поясню сейчас свой вопрос. Знаю, что одна из идей буддизма — это освободиться от страданий, которые порождает ум. Но для того, чтобы от этого освободиться, нужно также перестать воспринимать какие-то хорошие вещи в нашей жизни, перестать привязываться к ним, перестать пытаться их удержать. И у меня создается впечатление, что человек, который очень долго практикует буддизм, становится не то чтобы равнодушным, но таким, что ли, незаинтересованным в жизни, оторванным от жизни и от мира, и в общем-то, ни к чему особо не стремится. Его жизнь становится не то чтобы пустой, но это как раз один из моих страхов. И я знаю, что похожие страхи есть у других людей — что человек сейчас займется буддизмом, и все, и уйдет в какие-то высокие материи, а обычная, обыденная жизнь его совершенно перестанет интересовать. Насколько мои слова соответствуют реальному положению дел и как со всем этим можно работать? То есть как можно быть человеком, который, с одной стороны, изучает и практикует, а с другой стороны, все-таки остается человеком в социуме?

[22:49] Аджан Хуберт: Будда говорил, что практика должна быть срединным путем. И теперь одной из трудностей являются крайности, в которые впадает любой практикующий. Одной крайностью является погоня за удовлетворением: хочется все больше и больше, желания никогда не останавливаются, аппетит приходит во время еды. Но есть и другая крайность: занимаясь практикой, многие в нее впадают, и появляется отвращение к этому. Одним из проявлений отвращения является апатия, лень, вялость. И одно неумелое качество (жажда, страсть, вожделение, эгоизм), и другое неумелое качество (лень, вялость, отвращение к этому всему, равнодушие) мы можем распознавать в себе. По своему складу ума, по своему характеру каждый из нас подвержен какой-то одной направленности. Если кто-то по своему характеру очень энергичный (постоянно к чему-то стремится, не может усидеть на месте, у него много идей), то Будда говорил, что хорошей практикой для такого человека является отпускание этой жажды, развитие спокойствия, удовлетворения, способности быть довольным меньшим, видеть и быть благодарным за то, что имеем. Потому что очень многие люди, которые не могут ценить того, что имеют, страдают, постоянно стремятся за новой целью, за новой идеей, а достигнув чего-то, не могут радоваться плодам своего труда, потому что, как только они добились своего, их жизнь становится пустой. Они сразу думают, ради чего завтра опять просыпаться, ради чего завтра опять жить, и придумывают новую цель. Когда мы отпускаем, мы видим, что наша жизнь становится проще. Мы можем замечать более глубоко, мы можем видеть, что еда может быть проще, что не нужно все время экзальтировать. Очень большая проблема у многих практикующих в том, что их жизнь становится скучнее. Скучнее, потому что то, например, поначалу какая-то еда, поход в ресторан приносили радость, а потом человек начал ходить каждый день в ресторан, кушать эту еду, и эта еда уже невкусная. На Самуи в Дипабхаван многие люди, которые приходили на ретриты, в том числе и благополучная молодежь, говорили: «У меня в жизни есть все, и деньги, и интеллект, я могу любым делом заниматься. Но я не могу испытывать от этого радости. Потому что поначалу поездка в какое-то место доставляет радость, а потом становится скучно, хочется большего, большего и большего». Поэтому мы можем отпускать эти желания, делать свою жизнь более простой. И сейчас, за счет того, что мы отпускаем многообразие, разнообразие, мы можем развивать глубину своего восприятия. Делать свою жизнь не разнообразной и при этом поверхностной, а глубокой, простой. Может быть, скромной, но глубокой. И наше восприятие тоже не смотрит по сторонам. Образно говоря, камера с широкоформатным объективом смотрит очень широко, но поверхностно, а мы можем смотреть на свою жизнь и проживать ее, может быть, более сосредоточенно, более целенаправленно, но зато глубоко. Есть и другая крайность: если появляется отвращение, отпускать это. Будда говорил, что если есть лень, вялость, тогда нужно заниматься практикой в действии. Может, не нужно столько медитировать? Есть много разных прекрасных практик. Развивать самопожертвование, служение, щедрость. Просыпаться утром рано и проживать каждый день не только ради себя, а ради других. Делать добрые дела, работать умело, ответственно, честно. Работать не только ради денег, халявно, а работать трудолюбиво; столько разных благотворительных проектов может быть. И такая практика будет противоядием для лености, вялости и апатии, потому что буддизм и вообще восточная медитация (индуизм тоже) очень часто неверно понимается. Многие думают, что это только медитация, только сидение на полу; что буддизм — это ничего не делать, все отпускать, сидеть на диване с утра до вечера. Нет. Если я слишком активный, тогда я должен успокаиваться. Но если я вялый по своему характеру, менталитету, тогда практика разовьет мое трудолюбие, и тогда будет радость, тогда будет счастье. Вы спросили про счастье и радость, откуда им браться, если есть желание отпускать. Существует два вида счастья в буддизме. Первый вид счастья — это от получения, когда у нас есть желание, мы достигли его, и мы счастливы. Очень часто это узкое счастье, мы ограничиваем его только к одному объекту желания, вожделения: мы хотим быть с кем-то, мы хотим получить эту еду, мы хотим достичь этой цели. Это делает нашу жизнь бедной, это нас делает бедными, потому что наш взгляд ограничен, сфокусирован только на одном. И тогда, чтобы достичь этого, появляется привязанность. Чтобы, достигнув, удержать, тоже появляется привязанность, цепляние. Посмотрим теперь, насколько всесторонняя наша жизнь. Да, может, мы потеряли то, что, как полагали, принесет нам счастье. Но может, рядом лежит что-то другое, что-то, что обогатит нашу жизнь, и мы будем счастливы. Поэтому мы можем желать. Желание — естественная составная нашей жизни, невозможно жить без желания. Но мы можем не замыкаться на своих желаниях, не ограничивать свое восприятие только своим желанием. Наоборот, умея отпускать, мы можем видеть намного больше. Второй вид счастья — не от получения, а когда мы отпускаем жажду, страсть, злость и раздражительность; тогда эти неумелые качества, образно говоря, рассеиваются в нашем уме как тучи. Представьте себе: я сейчас, допустим, нахожусь в Риге… не знаю, какая у вас погода, а здесь все небо в тучах. Но на самом-то деле солнце есть, оно светит, оно греет, просто из-за туч оно не доходит до нас. Точно так же в нашем уме: когда мы отпускаем тучи неумелых качеств, они рассеиваются, становится меньше эгоизма, меньше злости, меньше жажды, меньше цепляния. Тогда все, что остается в уме — это солнечная радость, это счастье, спокойствие, и оно все менее и менее обусловленное. Это не так, как в первом случае: хотел покушать — покушал и счастлив. Во втором случае это: не хотел кушать и все равно счастлив, потому что не было этой страсти. Это счастье менее обусловлено, оно более прочное, более надежное и долговечное. Будда называл это высочайшим счастьем и говорил, что это нирвана, необусловленное счастье, которое никакие тучи не заслоняют, не омрачают.

[30:38] Никита Маклахов: Чуть позже Аджан расскажет о трёх видах медитации и посоветует, с чего именно следует начать практику. Я же хочу добавить, что привычка медитировать одновременно простая и сложная. Простая, потому что не требует таких усилий, как, например, пробежки для подготовки к марафону. А сложная по той причине, что результаты практики появляются не сразу. На ретрите, когда медитируешь по многу часов каждый день, быстро удаётся достичь особого состояния блаженства. Но в обычной жизни медитация чаще всего представляет собой постоянную борьбу с мыслями и внутренним диалогом. Но какая бы ни была привычка — простая или сложная — внедрить её довольно-таки легко, если знать особенности человеческой психологии и физиологии. Именно на этой теоретической базе и построен наш обучающий курс «Игра в привычки». «Игра в привычки» длится целых 7 недель, и вот почему. Во-первых, за это время вы освоите приличный объём материала и полностью разобрётесь в технологии, а заодно и в себе. Во-вторых, вы будете есть слона по кусочкам. Весь материал разбит на маленькие порции, так что обучение будет занимать всего полчаса в день. В-третьих, за 7 недель вы успеете протестировать множество разных инструментов, встроить в свою жизнь новые действия и привыкнуть к ним. И наконец, в-четвёртых, вы будете работать равномерно без насилия над собой и без геройских рывков. В результате прохождения «Игры в привычки» вы не только внедрите несколько новых привычек в свою жизнь, но и получите новый взгляд на вещи, на образ жизни и на самого себя. Все подробности об участии в «Игре в привычки» ищите на нашем сайте по адресу willbedone.ru/game. До встречи на Игре!

[32:27] Никита Маклахов: Прежде чем двигаться дальше, давайте вспомним основные мысли, которыми поделился с нами Аджан Хуберт. Бывает так, что люди пытаются убежать от себя и каких-то внешних факторов, которые мешают им жить. Но став монахами, они не решают эту проблему, потому что внутреннее состояние не меняется, и беспокойство никуда не уходит. Поэтому, если вы хотите жить счастливо и спокойно, с одной стороны, нужно развивать свои внутренние качества, так называемый духовный иммунитет. С другой стороны, нужно создавать здоровое окружение. Духовная практика, в частности медитация, помогает распознавать эмоции и отстранённо наблюдать за собой. Мы начинаем лучше понимать, что в конкретной ситуации полезнее: меняться внутри или менять всё снаружи. Далее Аджан рассказал о крайностях, которые нас подстерегают. Одна из них — погоня за удовлетворением, другая же — апатия и лень. И для них есть свои противоядия. Тот, кто не может умерить свой пыл и скачет от одного желания к другому, должен вести более простую жизнь, довольствоваться малым, развивать спокойствие и благодарность. И тогда вместо многообразия появится глубина восприятия. Тот же, кто, наоборот, ко всему равнодушен, должен заниматься практикой в действии, развивать самопожертвование, служение и щедрость. С этими описанными двумя крайностями связаны два вида счастья. Одно счастье — от достижений, получения чего-либо. Это счастье узкое, потому что оно ограничивает нас нашими желаниями. Оно непрочное и превращается в привязанность, потому что мы всегда хотим удержать то, что получаем. Второй же вид счастья мы можем испытать, если отпустим свои желания, перестанем зацикливаться на них, рассеим неумелые качества своего ума и своего сердца. Такое счастье подобно солнцу, которое светит всегда, даже если на небе тучи.

[34:24] Никита Маклахов: Теперь я хотел бы вас спросить, действительно ли с помощью практик медитации и осознанности можно изменить и убрать в себе вот эти самые неумелые качества? Или же медитация — это больше инструмент наблюдения? Я сейчас регулярно медитирую, и, разумеется, я улавливаю какие-то мысли, которым я не рад в своей голове и которым там явно не место. Даже несмотря на то, что я их замечаю на регулярной основе и в тот момент, когда они только-только появляются, то есть в какой-то степени проявляю осознанность, они продолжают появляться без моего желания, без моего намерения. И если я иду по улице и встречаю какого-то человека, который выглядит не так, как я привык, у меня сразу могут возникнуть мысли осуждения, я вешаю какие-то ярлыки. То есть я пока что не чувствую, что медитация убирает такие вещи на корню. Вопрос в том, является ли медитация инструментом для освобождения от этих мыслей, или помимо медитации нужно делать еще что-то другое, что поможет нам убрать те вещи, которые мы хотели бы убрать из жизни?

[35:28] Аджан Хуберт: С одной стороны, очень хорошо, если с самого начала наша духовная практика будет всесторонней, а не ограниченной одной активностью. Многие сужают свою практику только к медитации. Это похоже на то, как пошел человек заниматься спортом в спортзал и говорит: «Мое здоровье не очень хорошее, моя фигура не очень хорошая, выносливости нет, усталость есть, надо заниматься спортом». Пошел на беговую дорожку, какие-то тяжести поднимать, еще какое-то упражнение делать, и поначалу этого достаточно. Но потом инструктор говорит: «Ты хорошо занимаешься в спортзале, но если хочешь, чтобы действительно был результат, нужно уделить время питанию. Что ты кушаешь дома? И не только что кушаешь, а во сколько кушаешь, какой режим питания? Хорошо, а во сколько ты ложишься спать и встаешь? А какая активность у тебя?» И оказывается, что для того, чтобы вести здоровый образ жизни, недостаточно одних физический упражнений, нужно в совокупности делать свою жизнь здоровой. Так же и в духовном плане. Многие начинают с медитации, это очень хорошо. Но Будда говорил о том, что духовная практика — это путь, благородный восьмеричный путь. Восьмеричный путь состоит из 8 областей. Там есть место для того, чтобы развивать правильное понимание, читать, изучать. Там есть место для того, чтобы вынашивать в своем сердце умелые качества, такие как любящая доброта, когда мы развиваем принятие людей такими, какими они есть. Вы привели такой случай, когда мы кого-то видим, смотрим на чью-то реакцию, и в нас всплывает критика и осуждение. В этот момент мы можем принять человека таким, какой он есть, оставить его в покое, отпустить свое эго, свое суждение. Потому что какое наше дело до него? Пожелать ему счастья, чтобы независимо от своих взглядов, от своего поведения, все равно пусть он будет счастлив, пусть будет успешен, путь у него будет спокойствие и радость в жизни. Он живет как умеет. Практика любящей доброты и практика сострадания помогают чувствовать, как другие люди переживают, и не добавлять своими поступками страданий им. Это всесторонний подход, совокупный подход, не только медитация. Есть такой аспект восьмеричного пути, как правильная речь, потому что мы, к примеру, с одной стороны, хотим сохранять ум в покое, а очень часто целыми днями проводим в общении, иногда в нужном, иногда в бесполезном. Целыми днями общаемся в соцсетях, целыми днями проводим в Интернете, а потом садимся и говорим: «А почему мой ум неспокоен?» Правильное общение, правильные действия. В буддизме есть такая традиция среди практикующих — принимать пять правил умелого поведения: воздерживаться от убийства, от воровства, от сексуальной распущенности, от лжи и от опьяняющих веществ (спиртных напитков, наркотических веществ). Это какая-то форма моральной практики, какая-то нравственная аскеза, которая дисциплинирует наше тело. В совокупности такая практика принесет результат намного быстрее, и он будет намного глубже. А по поводу медитации, если можно еще — принесет ли медитация освобождение от неумелых качеств? Да, медитация принесет освобожденность. Как это происходит? Вначале, когда мы просто наблюдаем за собой, желательно развивать спокойствие. В чем это спокойствие будет проявляться? В том, что мы сможем за собой наблюдать — за своими реакциями, своим поведением, умелым или неумелым, безоценочно, без какого-либо суждения. Мы спокойно смотрим: «я сделал хороший поступок, я сделал неумелый поступок», но мы осознаем это, мы не делаем этого по инерции, по привычке, не оправдываем, но и не осуждаем. Только такой подход в самом начале поможем нам наблюдать за собой еще глубже и не бояться увидеть что-то, чего бы мы не хотели в себе увидеть. Мы полностью сможем доверять себе, мы полностью сможем открыться перед собой, и тогда в какой-то прекрасный момент мы увидим подлинную природу этих качеств, мы не будем подстраиваться, мы не будем играть какую-то роль, не будем желать быть кем-то. Мы можем принять себя такими, какие мы есть. Мы сможем распознать, что эти качества действительно деструктивны, а не потому, что наша идея говорит: «Не делай так!». Очень часто многие люди, к примеру, соблюдают диету. Почему они кушают одно, а не кушают другое? Не потому, что обнаружили на своем здоровье, на своем физическом состоянии, что это вредно, что от этого плохо, от этого тяжело, а очень часто это просто ради идеи. Прочитали в книжке, что нужно кушать вот в это время, что нужно кушать вот это, и, следуя идее, делают так. Подтверждения в жизни не находят, очень часто появляется злость, раздраженность, но они все равно следуют. Поэтому медитация помогает нам развивать познание себя без каких-либо навязчивых идей, не быть кем-то, не быть какими-то, не становиться, а просто принять свою природу, природу вещей такой, какая она есть. И чем глубже мы смотрим, тем чище наше восприятие. И в какой-то момент это восприятие будет насколько чистым, настолько объективным, не субъективным, что мы увидим: вот это — умело. А когда увидим, тогда примем. В буддизме это называется «осознанность». Мы осознали. Как увидеть, осознал я или не осознал, понял или не понял? Сразу за этим следует следующий шаг: если я понял, я принял это. Если я осознал, что ругаться матом плохо, действительно это осознал, значит, как рукой снимет, больше этого не будет. Увидев, он сразу отпускает. Поэтому просто желательно терпеливо вновь и вновь практиковать медитацию, наблюдать за собой без оценки, безмолвно, без критики и одобрения. Наблюдать не только тогда, когда мы сидим статично, а наблюдать в действии, потому что очень много эмоций, очень много реакций появляется именно в каких-то ситуациях, когда мы действуем. Тогда мы будем все глубже и глубже себя видеть, и это принесет познание себя, принесет отпускание, принятие, придет освобожденность от неумелых качеств.

[42:36] Никита Маклахов: Аджан, спасибо больше за ответ. Одной из проблем, по которой жители больших (да и не только больших) городов нерегулярно практикуют, в формальном или неформальном виде является то, что они или просто не находят времени, или в суете своих активных дней просто забывают про практику. Скажите, какой совет вы бы могли дать людям, у которых не получается включить практику в свою повседневную жизнь?

[43:01] Аджан Хуберт: Если мы делаем практику всесторонней, тогда ее намного легче поддерживать. Когда я уехал в Таиланд и стал монахом, мои друзья из России, практикующие буддисты, когда мы созванивались, спрашивали: «Ну, как у тебя практика? Как ты там в лесу в монастыре? Наверное, все хорошо?» Я говорил: «Да, все отлично» и спрашивал их: «Ну, а как ваша практика?» На что они говорили (вот точно как вы сказали): «А какая у меня может быть практика? У меня работа, семья, у меня нет времени для практики». Вот такой ответ может быть только у того, кто ограничивает свою практику одной медитацией, к примеру. Да, возможно, нет времени для медитации сидя. Вот я сегодня настолько был занят, что даже, как говорят, присесть некогда было. Но если я пойму, что моя практика — это развитие доброты, сострадания, дружелюбия, отпускание жадности и эгоизма, сколько в течение дня предоставляется для этого возможностей? Это неформально. Если моя практика заключается в умелой речи, то не будет ни одного дня, про который бы я мог сказать: «Сегодня я не практиковал». Не будет даже ни одного часа, про который я бы сказал: «Сегодня этот час был без практики». Потому что каждый час мы что-то говорим. А если не говорим, сидим и общаемся в соцсетях, пишем. Письменная речь — это тоже речь. При всесторонней практике ее намного легче интегрировать, не делать чем-то обособленным от жизни; не дополнять жизнь практикой, а превращать жизнь в практику, она будет естественной. При этом хорошо практиковать, слишком не напрягаясь, слишком не форсировать, слишком не заставлять себя, потому что нас не хватит надолго. Наша практика может начинаться с момента пробуждения и продолжаться в течение всего дня. Чем бы мы ни занимались, куда бы мы ни шли, о чем бы мы ни думали, мы можем наблюдать за собой. До конца своего дня. Тогда очень легко практиковать. Но если мы уже решаем что-то формально делать, то я всегда советую начинать с малого, с посильного. Очень часто встречается тенденция к идеализму, особенно у россиян. Они приходят на ретрит, интересуются медитацией и сразу хотят медитировать час в день, два часа в день. Это же непосильно. Я рекомендую всегда начинать с малого, 10 минут медитации в день в одно и то же время, может, утреннее время после пробуждения. Всего лишь сесть и помедитировать, понаблюдать за собой 10 минут. Понаблюдать за своим дыханием, вдохом и выдохом, понаблюдать за своими эмоциями, за своим умом. Это как мы входим в ванную и умываемся, чистим зубы, бреемся — это не занимает много времени, но мы приводим в порядок свой внешний вид. Точно так же утренняя десятиминутная медитация — приводим в порядок свои эмоции, свои мысли и потом выходим на работу с уже большим спокойствием, с добротой. А 10 минут для всех хватает. Не пренебрегать десятью минутами медитации, потому что 10 минут каждый день в течение недели — это 70 минут медитации, в течение года это будет 52 недели и 60 часов медитации. Это принесет огромный результат. Начинать с малого, с посильного. Если потом появится возможность, появится желание, будет развиваться заинтересованность — медитировать по 15 минут; придет выходной день — сесть и помедитировать полчаса. Но делать прогрессивно, от малого к большему. Это будет всегда воодушевлять, всегда приносить радость.

[46:51] Никита Маклахов: Отлично, давайте тогда немножко поговорим о медитации на практике. Из ретрита, который я посещал на Самуи под вашим руководством, я помню, что вы там рассказывали про три основных вида медитации. Это анапанасати (медитация дыхания), медитация любящей доброты и динамическая медитация при ходьбе. Давайте поговорим о них. Расскажите, пожалуйста, чуть более подробно, как они выглядят на практике, как по ним заниматься, как их практиковать?

[47:18] Аджан Хуберт: Медитация анапанасати в переводе с языка пали, который использовал Будда, буквально означает «внимательность к дыханию». Эта практика состоит из 4 частей. Первая часть — когда мы наблюдаем за собой и сосредотачиваем все свое внимание, всю концентрацию на всего лишь одном объекте — вдохе и выдохе. Можно просто сесть, заняв удобное положении тела, можно лежа, можно стоя, можно даже занимаясь чем-то, отвлечься на 10 секунд, на полминуты и понаблюдать за своим дыханием. Это очень эффективный инструмент, возвращающий нас к реальности; от иллюзии, от проекции ума, от фантазий, от мечт к тому, что есть. Есть вдох и выдох. К тому, что мы собой действительно представляем. Дыхание самоценно в нашей жизни. Если бы не было вдоха и выдоха пару минут, наша жизнь бы закончилась. Поэтому мы можем учиться наблюдать свою глубинную природу, отпускать будущее и прошлое. Только вдох и выдох. Но потом мы можем наблюдать за своим телом. К примеру, появляется ли боль в теле; мы можем наблюдать другие физические ощущения, которые присутствуют в нашем теле. Мы можем прислушиваться к своему телу: здоровое оно, выносливое, бодрое, энергичное? Или может, нужно что-то внести в свой образ жизни, чтобы оно было более здоровым? Потом мы можем наблюдать свои эмоции, это вторая часть. Первая — физические объекты, вторая — эмоции. Как живет мое сердце? С какими эмоциями я просыпаюсь? Какие эмоции наполняют мое сердце в течение всего дня? Потом мы можем наблюдать свой ум, свои мысли, идеи, вокруг чего крутится все это — это третья часть практики, анапанасати. И четвертая часть практики — наблюдать всю природу, наблюдать характеристики природы. Будда говорил, что все в природе наделено тремя качествами: все непостоянно, все подвержено разрушению, неполное, неидеальное, ломается раньше или позже, и все безличное. Идея о том, что есть «я» и «мое» — это, как говорил Будда, иллюзия. Это практика, которая направлена на нас, мы себя изучаем всесторонне: на физическом, эмоциональном и мысленном уровнях. Но практика долгого сидения может быть однобокой, поэтому вторая медитация, как вы упомянули, при ходьбе — это скорее медитация в действии. Мы можем выбрать какое-то одно действие, которое делается механически и не требует от нас умственной вовлеченности, и развивать осознанность к этому действию. Допустим, утром просыпаемся, чистим зубы 3, 4, 5 минут. Вместо того, чтобы о чем-то мечтать, вместо того, чтобы планировать свой день или разбираться с прожитым вчерашним днем, мы можем эти 4 минуты развивать умение присутствовать, наблюдать, как я это делаю, какие это создает ощущения. Или потом готовим завтрак себе… Прием пищи тоже может быть действием, развивающим осознанность. Вместо того, чтобы кушать и с кем-то общаться все время, вместо того, чтобы кушать и смотреть Facebok или думать о предстоящем дне, можно осознанно обратить внимание на вид и запах еды, воспринять, какой у нее вкус. Это развивает более глубокое восприятие. Третья медитация — медитация любящей доброты — очень полезна. Она трансформирует наше сердце, убирает эгоизм, злость, вражду. Мы можем делать это поэтапно. Вначале можем представлять себя и направлять к себе доброту, принятие себя такими, какие мы есть, вместо того, чтобы постоянно злиться на себя, раздражаться, критиковать, осуждать, расстраиваться, что это не сможем, это не так получилось, быть постоянно недовольным собой, принимать свою природу. Появится свобода, появится раскрепощенность, появится легкость. Потом мы можем желать такой же доброты родным, представлять себе каждое утро тех, с кем мы будем работать, желать им добра. В конце мы даже можем дойти до того, что представим себе каких-то трудных людей, которые вызывают у нас раздражение, которых мы не можем принять, и тоже оставить их в покое, не вмешиваться во все, что они делают. Мы увидим, что практика любящей доброты приносит спокойствие, мягкость в сердце и уменьшает наше эго; нас становится меньше, и мы уже не во все влезаем, не во все вмешиваемся, не все должны контролировать, не всем должны управлять, развиваем умение отпускать. Это приносит огромное спокойствие. Именно практика любящей доброты может помогать другим, именно она в реальной жизни приносит самые большие плоды, потому что наше отношение к другим меняется, другие это замечают, и атмосфера меняется. Иногда есть такая крайность, когда чисто медитация (к примеру, всего лишь наблюдение за дыханием или практика випассаны) делает людей сухими, бесчувственными, черствыми. Чтобы этого не произошло, мы можем компенсировать, или, вернее, уравновешивать это практикой любящей доброты.

[53:08] Никита Маклахов: Переходим к нашему традиционному конкурсу «Книга за отзыв», в рамках которого мы выбираем сразу двух победителей и дарим одному из них книгу, а другому — крутой планировщик от компании Ozu.su Напомню правила конкурса. Чтобы участвовать в розыгрыше книги, нужно написать пост о подкасте во «ВКонтакте», Facebook’е или Instagram. И при этом не забыть в посте указать ссылку на наш сайт willbedone.ru и хештег #willbedone или #будетсделано. А чтобы выиграть планировщик, нужно написать отзыв о подкасте в iTunes. Если ваш отзыв окажется самым свежим на момент записи нового выпуска, то приз отправится именно вам. Сегодня мы разыграем книгу, которая отлично дополняет наш разговор с Аджаном. Она называется «Осознанность: как обрести гармонию в нашем безумном мире». Это очень практичная книга о медитации, так что с нее вы вполне можете начать свой путь к нирване. Книгу нам предоставили наши друзья из издательства «МИФ», за что им отдельное спасибо. И этот подарок отправляется к Ольге Сикиотовой из Москвы. Ольга, поздравляю тебя! Спасибо большое за пост в Instagram! Теперь выясним, кто же выиграл приз от московской компании Ozu.su. Вы можете заглянуть к ним на сайт и посмотреть, какие стильные блокноты, календари и скетчбуки у них есть. И вот один из таких стильных планировщиков от компании Ozu сегодня выиграл наш слушатель с ником Нормально. Нормально, спасибо тебе большое за поддержку! Пожалуйста, не забудь связаться со мной в соцсетях и сообщить свой почтовый адрес. А вас, дорогие друзья, я призываю тоже делиться своими впечатлениями о нашем подкасте. Как видите, выиграть в наших розыгрышах очень и очень просто!

[54:59] Никита Маклахов: Одна из идей, которая сейчас культивируется и популярность которой повышается день ото дня — это идея нахождения в состоянии «здесь и сейчас». Чем для вас является это состояние? Как вы его понимаете и как научиться не думать, не переживать о прошлом, не планировать слишком сильно и слишком тщательно будущее, а больше внимания обращать на настоящее?

[55:25] Аджан Хуберт: Очень часто может недостаточно объясняться причина, почему так важно быть здесь и сейчас. Многие воспринимают это просто как какой-то слоган, как самоцель. Это означает не думать о прошлом, это означает не думать о будущем, вообще не беспокоиться о жизни, просто жить настоящим. Но «здесь и сейчас» — это причина для нашего духовного развития, умелый инструмент для того, чтобы мы могли духовно развиваться, потому что только когда мы здесь и сейчас, в настоящем, мы можем видеть, что происходит. Когда мысли уносят нас обратно в прошлое — это иллюзия, прошлого уже нет. Многие люди говорят, что у прошлого можно научиться чему-нибудь, но это не так, невозможно научиться у того, чего нет. Все, что есть, все, что осталось — это всего лишь наша память о прошлом. И эта память очень подводит нас. Потому что очень часто мы, смотря на прошлое, которое было одним, оцениваем его сегодня так, через год — по-другому. А оно ведь не поменялось. У прошлого невозможно научиться. Многих уносят мысли в будущее, но это та же самая фантазия. Прошлого уже нет, будущего еще нет. Сколько люди тратят энергии, сил на то, чтобы спланировать свою жизнь, спланировать завтрашний день. Конечно, кто-то может что-то спланировать, он организованный, живет по плану, а другой не сможет, сколько времени и энергии потратил зря. Поэтому «сейчас» не означает крайности. Конечно, нужно смотреть на прошлое иногда, нужно смотреть на будущее. Но основное время, основные силы, основная энергия — это жизнь в настоящем. А для этого нужна осознанность, для этого нужна внимательность к тому, что прямо здесь и сейчас происходит. Как отпустить мысли о прошлом и о будущем? За счет развития заинтересованности в настоящем. Почему так часто люди думают о прошлом, жалеют о том, что было? Почему мечтают о будущем, строят планы на будущее? Потому что не видят, что есть здесь и сейчас. Чем больше мы осознаем, что у нас есть, чем больше мы заинтересованы, тем меньше чисто технически времени у нас будет на то, чтобы думать о прошлом и будущем. Быть в настоящем — это умело еще по одной причине: потому что только в настоящем мы можем от внимания, от осознанности перейти непосредственно к действиям. В прошлом мы ничего изменить не можем, в будущем от планов к действиям никак перейти не можем. Только здесь и сейчас, если я чего-то захотел, если я увидел что-то полезное, что-то умелое, я тут же немедленно могу быть не теоретиком, а практиком. Могу не размышлять, а действовать. Это умело — переходить к действиям сразу, быть деятельными. Но это будет нам все легче и легче даваться по мере того, как будет возрастать наша заинтересованность в настоящем. Когда мы будем видеть, что у нас есть, когда мы будем этим довольны, когда мы будем благодарны за то, что есть, будем ценить это, тогда будущее само собой придет. Как часто люди беспокоятся о будущем, а ведь для будущего мы очень мало что можем сделать. Самое большое, что можем сделать для будущего — это жить умело сегодня. Сегодняшний день, умело прожитый, сам собой принесет завтрашний день. Завтра будет не то, что мы спланировали, а завтра будет то, как мы прожили сегодня. Следующий год будет не зависимостью от наших планов или ожиданий, а он будет вытекать из текущего года. И так всегда. Вкладывая усилия, энергию в настоящее, будущее само строится, само приходит и открывает разные возможности. Есть еще одна польза в настоящем: мы можем, сосредоточившись на настоящем, быть более эффективными, потому что нас ничто не отвлекает. Мы можем всю энергию сосредоточить на делании чего-то одного. Как часто мы не справляемся с чем-то, потому что, будучи заняты одним, думаем о результате, думаем о другом и действуем в полсилы? А если теперь мы отодвигаем результат, отодвигаем другие дела? Очень много энергии появляется и приходит всегда спокойствие. Будет энергия, будет трудолюбие, будет деятельность. Может быть, что-то быстрое, но всегда будет спокойное. Потому что есть только одно, в настоящем всегда есть только одно.

[1:00:27] Никита Маклахов: Спасибо большое за объяснение. Напоследок я бы хотел немножко обсудить тему ретритов. Кому ретриты могут быть полезны и что в принципе от них ожидать? С какой целью, с каким намерением следует приходить на ретрит, чтобы извлечь что-то полезное из них?

[1:00:44] Аджан Хуберт: Ретрит — это как монашество, только в микроскопическом размере, как предвкушение или как предвестие, что-то такое маленькое. Потому что буквально слово «ретрит» означает «отступление». На семидневном, десятидневном или даже трехдневном ретрите (иногда есть просто ретриты выходного дня) мы отступаем от своих обычных повседневных дел, суеты, откладываем все свои девайсы, телефоны и выделяем это время для духовной практики; мы высвобождаем время, пространство, место для того, чтобы заниматься не внешним, а самопознанием. На ретрите мы много медитируем, это развивает в нас умение наблюдать за собой. С каким настроем приходить на ретрит? С желанием познать себя лучше, увидеть себя такими, какими мы являемся. Потому что очень часто на ретрите, в таких условиях, когда нельзя телефоном пользоваться, нельзя разговаривать ни с кем, нельзя делать привычные дела, не получится в эти привычные дела убегать от себя. Очень часто люди убегают от себя. Внутри появляется эмоция, что-то такое созревает, а люди убегают. Включат телевизор, позвонят кому-то, зайдут в Facebook, и эта эмоция остается неосознанной, она запихивается вглубь, все глубже и глубже, пружина напрягается, напрягается и в какой-то момент выстреливает. А на ретрите некуда от себя убежать. Поэтому это трудная практика — быть с собой наедине. Хотя ретрит — это короткое время, но помогает увидеть себя немножко, увидеть себя со стороны, какие-то навыки, которые на ретрите мы развиваем к простоте, к простому питанию, отпускаем потворствование себе, аскетические условия. Мы можем увидеть вкус простой жизни. И потом, в повседневной жизни мы можем какие-то навыки, полученные на ретрите, дальше развивать, культивировать. Ретрит помогает попробовать этот буддийский инструмент, инструмент медитации, инструмент развития внимательности и осознанности. И потом в повседневной жизни уже можно его применять. Это как какая-то школа, как дегустация — дали попробовать, а потом дали рецепт, какую-то посуду и говорят: «А теперь вкусно?» «Вкусно». «Иди сам готовь». Готовь свою жизнь, готовь эти качества, свое поведение и так далее. Ретрит помогает познать себя лучше и попробовать, как жить осознанно, внимательно. Поначалу в таких комфортных условиях, но потом это можно интегрировать в повседневную жизнь. Поэтому хорошо, на мой взгляд, периодически посещать ретриты, чтобы поддерживать, образно говоря, этот уровень — раз в году, раз в два года, раз в 6 месяцев, либо более длинный, либо более короткий. Очень трудно в одиночестве практиковать, тяжело самостоятельно заставлять себя каждый день медитировать. А когда мы на ретрите? Будда говорил о хороших друзьях; мы друг друга поддерживаем, создается групповая энергия, чьи-то примеры усердные старательной практики воодушевляют нас. Такие ретриты могут быть как взбадривающий укол, как укол, который вдохновляет нас. И потом какое-то время в повседневной жизни тоже нужно старательно практиковать, но уже легче будет.

[1:04:28] Никита Маклахов: Итак, друзья, перед рубрикой «Пять в одном» напомню основные идеи второй части нашей беседы с Аджаном. Мы обсудили духовную практику и выяснили, что желательно сделать её разносторонней, то есть не ограничиваться одной медитацией. Так называемый благородный восьмеричный путь предлагает восемь сфер, в рамках которых следует развиваться. И если захотеть, то можно каждый день найти для этого массу возможностей. Практика не должна быть чем-то обособленным. Лучше вплести её в свои обычные действия. Например, существует динамическая медитация. Вы выбираете любое механическое действие, например, ходьбу, и стараетесь максимально развивать осознанность по отношению к этому действию. Таким образом ваше восприятие станет глубже. Другой вид медитации — медитация любящей доброты. Вы начинаете с того, что мысленно посылаете доброту себе, а затем отправляете свои пожелания другим людям, включая тех, к кому вы относитесь не очень дружелюбно. Третий вид медитации — медитация дыхания. Она также практикуется поэтапно. Сначала вы просто наблюдаете за своим дыханием и за ощущениями в теле, затем за эмоциями, потом наблюдаете за своими мыслями и, наконец, наблюдаете за всей природой в целом. Развивая осознанность, мы учимся находиться здесь и сейчас. Это очень важно, потому что в таком состоянии мы можем действовать в полную силу, не отвлекаясь на мысли о прошлом или будущем. Ведь лучшее, что мы можем сделать для своего будущего — это умело прожить сегодняшний день. А чтобы прожить его умело, нужно развивать заинтересованность в нём. Если вы не готовы уходить на 10 лет в монастырь, но и в обычной жизни не можете никак найти время для практики, то можете отправиться на ретрит. Там вы проведёте несколько дней наедине с собой и сможете на практике попробовать разные инструменты духовного развития. А если понравится и затянет, то продолжите, вернувшись с ретрита домой.

[1:06:33] Никита Маклахов: Наш разговор постепенно подходит к концу. В конце каждой беседы я задаю гостям сразу пять коротких вопросов. Не уверен, что эти вопросы будет уместно задавать вам, но давайте попробуем, возможно, вы сможете и захотите на них ответить. Первый вопрос касается рекомендации книги. Можете ли вы посоветовать мне и нашим слушателям какую-то книгу, которую было бы или уместно, или интересно прочитать в рамках нашей беседы? Или книгу, которая просто вам нравится, которая произвела на вас в свое время хорошее впечатление.

[1:07:05] Аджан Хуберт: Пусть каждый читает те книги, которые хочет, которые ему нравятся. Но я всегда рекомендую читать практичную книгу, когда мы говорим о духовной практике, когда мы не говорим о беллетристике, о романе каком-то, который просто для того, чтобы скоротать время. Когда мы читаем книгу, хорошо, чтобы это была не просто пища для ума, не интеллектуальная пища, а чтобы это был инструмент, помогающий в жизни. Прочитали одну главу книги, пробуйте тут же применять это, не читайте всю книгу. Очень часто бывает так, что человек прочитал всю книгу, она такая интересная, такая воодушевляющая, так круто написано, не оторваться! А потом в конце он задает себе вопрос: «Ну, а что с этим делать? А как это применить? Вообще непонятно, о чем все это». Чтобы это не было просто интеллектуальным развлечением, а было практичным инструментом в жизни, читайте практичные книги.

[1:08:05] Никита Маклахов: Хорошо, тогда идем ко второму пункту, который касается привычки или практики чего-то, что есть в вашей жизни и что вы делаете регулярно. Есть ли что-то из этого ваше любимое, что бы вы в первую очередь отметили?

[1:08:18] Аджан Хуберт: За последние 10 лет я развивал одну привычку. Когда я приехал в Таиланд, гостил в одном монастыре, в котором умер настоятель, очень известный на весь Таиланд монах, и я прочитал одну фразу, его высказывание: «Умело думайте, умело чувствуйте, умело говорите, умело действуйте».

[1:08:42] Никита Маклахов: Отлично! Следующий пункт касается вопроса. Мы в рамках нашего подкаста считаем, что полезно себе на регулярной основе задавать какие-то вопросы, чтобы прийти к позитивным изменениям в жизни. На ваш взгляд, какой вопрос следует себе задавать на регулярной основе?

[1:08:59] Аджан Хуберт: Когда мы медитируем, я очень часто рекомендую задавать себе вопрос: «Что я сейчас делаю? Что сейчас происходит?» Это может быть любой вопрос, но чтобы этот вопрос хотя бы в контексте нашего разговора возвращал нас в настоящее. Но желательно, чтобы этот вопрос был недолго, не так, что мы всю жизнь его задаем. Чтобы этот вопрос вначале был словесным, потом мысленным, а потом вообще стал неотъемлемой частью нашего существования. Чтобы мы каждое мгновение уже без вопроса знали на него ответ. «Что происходит здесь и сейчас?»

[1:09:41] Никита Маклахов: Хорошо. Три пункта позади, осталось еще два. Четвертый пункт касается инструмента. Возможно, это даже будет какая-то программа. Вряд ли вы пользуетесь программами, но, возможно, это будет какой-то инструмент, что-то, что помогает вам в жизни. Что-то материальное, какой-то объект или что-то такое.

[1:09:59] Аджан Хуберт: Вы спросили того, кто был монахом 10 лет. Да, я скажу: подушка под попу для сиденья во время медитации.

[1:10:07] Никита Маклахов: Подушка под попу, мне кажется, очень хорошо подходит в рамках этой рубрики.

[1:10:10] Аджан Хуберт: Ну вот, давайте будет подушка под попу, хорошо, договорились.

[1:10:14] Никита Маклахов: Отлично! И напоследок для вас, возможно, не менее простой вопрос, который касается рекомендации фильма. Как у вас дела с фильмами, смотрите ли вы их и можете ли что-то посоветовать нам?

[1:10:26] Аджан Хуберт: Нет, не могу порекомендовать. Вообще я за всю свою жизнь не смотрел ни одного фильма до того, как перестал быть монахом. Сейчас из-за новой жизни начал один фильм смотреть. Мне сказали: «Аватар очень хороший». Но я вам скажу, мне трудно смотреть фильмы. «Аватар», в общем, крутой, там спецэффекты, но я его смотрел в 3 подхода. Мне скучно смотреть фильмы, мне неинтересно, я, может быть, чувствую очень приятно, радостно, но это нереально. По этой причине, а также из-за моего склада ума, я не могу конкретные книги порекомендовать. Я не читаю книг. Самая лучшая книга, самый лучший фильм — это фильм, в котором мы живем, это наша жизнь. Вместо того, чтобы смотреть за героями, которых сняли в Голливуде, или героями, про которых написали на страницах книги, лучше смотреть за своей жизнью, за жизнью любимых, тех, кто нас окружает; за тем, умело ли мы живем, развиваемся ли мы в своей жизни. Это лучше, чем смотреть за этими героями. Когда мы практикуем медитацию, мы смотрим за своим телом, за своими эмоциями, за своим умом, это могут быть самые важные герои. Как мое тело живет, оно здорово, выносливо, бодро или вялое, слабое, болезненное? Какие эмоции зарождаются и наполняют мое сердце? Это герои. Эти эмоции создают сегодняшний фильм, сегодняшний день. Фильм под названием «Моя жизнь». Этот фильм похож на комедию, где я радостный, могу смеяться? Или на драму, где все плохо, все негативно, где одни осуждения? Или на какой-то боевик, где постоянно нужно бороться, постоять за себя, защищать себя, а другими пренебрегать?

[1:12:20] Никита Маклахов: Отлично, спасибо за ваше терпение. Здорово, что справились с этой рубрикой. Напоследок я обычно оставляю буквально минутку времени нашим гостям, чтобы они могли рассказать о том, где наши слушатели могут их найти, где они могут поучаствовать в тех полезных делах, которые организуют наши гости.

[1:12:40] Аджан Хуберт: Я на самом деле не организую ретритов, это волонтеры делают, ученики. В прошлом году сказали, что нужно присутствовать в сети, потому что сейчас без соцсетей невозможно. Создали публичные странички в Facebook, во «ВКонтакте», они так и называются: Аджан Хуберт. Они сами ведут эти странички, делают какие-то посты, фрагменты видео или аудио, текст какой-то набирают. Поэтому там на этих страничках тоже есть анонсы всех мероприятий, которые, я надеюсь, осенью будут проходить регулярно. Сейчас ближайший ретрит будет в сентябре (с 9 по 16 сентября) под Санкт-Петербургом — семидневный, и 17 сентября в Москве — однодневный. Дальнейшие ретриты ежемесячно будут в Латвии, в Москве. Я думаю, публичные странички — самый доступный информационный ресурс. Есть какой-то канал на YouTube, где иногда записывается видео со встреч и с ретритов, там оно выложено. Кажется, там надо набрать «Тан Хуберт» или «Аджан Хуберт», и на YouTube вы этот канал найдете, там несколько видео есть. Вероятно, получится записать новое видео, там будут выкладываться тоже. Так что добро пожаловать в сети! Но самое ценное — это личное присутствие, личный контакт, собственная практика, совместная практика. Этого ничего не заменит. Последняя рекомендация — приходите на ретриты, приходите на встречи, будем вместе практиковать и, может, немножко улучшать свою жизнь, становиться лучше и помогать другим, тем, кто нас окружает. Потому что эта практика — это не эгоистичная практика, это тоже неверное понимание. Эта практика не для того, чтобы улучшить себя, потому что это эгоизм; эта практика для того, чтобы улучшить себя и через лучшие свои качества, через свое поведение приносить другим счастье, спокойствие, мир и радость. Поэтому давайте вместе практиковать и помогать всем, кто нас окружает, через более умелую жизнь.

[1:14:47] Никита Маклахов: Отлично, Аджан! На этом мы будем прощаться. Спасибо вам большое за уделенное время, спасибо за интересную и глубокую беседу. Спасибо всем, кто был сегодня с нами! Успехов и до новых встреч!

[1:14:59] Аджан Хуберт: Спасибо большое! Всего доброго, всех благ!

[1:15:03] Никита Маклахов: А в следующем выпуске к нам в гости придет Владимир Крамник, 14-й чемпион мира по шахматам, а также обладатель Кубка мира. Конечно же, наша беседа с Владимиром будет полезна не только любителям шахмат, но и каждому, кто хочет найти призвание и стать лучшим в своем деле. Мы поговорим с Владимиром о том, есть ли справедливость в профессиональном спорте. Можно ли вырастить из ребенка гения. Насколько весомым является фактор случайности и удачи на пути к чемпионскому званию. И о многом-многом другом. Я же прощаюсь с вами до следующей субботы. Успехов!

[1:15:42] Никита Маклахов: И напоследок небольшая новость для тех, кто живет в Петербурге. В четверг, 17 августа в 7 часов вечера, в доме молодежи «Квадрат» на Ладожской я собираюсь провести бесплатную встречу со слушателями подкаста. Так что приходите, буду очень рад вас видеть. А чтобы не пропустить новости по поводу встречи, напишите мне в соцсетях о своем желании принять в ней участие.

[1:16:09] Никита Маклахов: Вы прослушали очередной выпуск подкаста от проекта «Будет сделано!» Чтобы вы могли извлечь из него еще больше пользы, я оформил для вас специальные бонусные документы. В них в очень удобном и красивом виде собраны все самые главные идеи и рекомендации от наших гостей по каждому выпуску. Напишите пару приятных слов на странице подкаста в iTunes или опубликуйте ссылку на подкаст на своей странице в любой из социальных сетей, а после этого напишите мне в личное сообщение или на почту, и я буду рад отправить вам эти бонусные документы. Также не стесняйтесь присылать мне обратную связь, вопросы, идеи и комментарии. А я в свою очередь приложу все усилия к тому, чтобы каждый выпуск был интереснее и насыщеннее предыдущего. Оставайтесь с нами, и все самое важное в жизни будет сделано!